|
-
(23.08.1941)
...специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму; доктор филологических наук. Родилась в Чите. Окончила филологический факультет МГУ (1964), аспирантуру Литературного института им. А.М. Горького (1970). Работала преподавателем французского языка в Военном институте иностранных языков (1965-1968 и 1970-1974), зав. кафедрой иностранных языков Литературного института им. А.М. Горького (1974-1978). С 1988 работает в Институте мировой литературы АН СССР (РАН), с 1998 - главный научный сотрудник. Кандидатская диссертация - «Философский роман Ж.-П. Сартра и А. Камю («Тошнота» и «Посторонний»)» (1974), Докторская диссертация - «Космическое в русской литературе XX века» (1992). В круг научных интересов С. входят проблемы и темы: философская антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космическая философия; философия и религия; философия и литература; русская идея; экзист. сознание в западноевропейской и русской философии. С. разработала концепцию активно-эволюционной, ноосферной и активно-христианской мысли, двух ветвей целого течения русской мысли конца XIX - начала XX в., часто объединяемых в понятие «русский космизм». Развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого религиозным идеалом, разумом и нравственным чувством; ввела понятия «ноосфера как реальность» (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное). В контексте согласованной религиозной и научной картины мира С. углубляет ряд представлений мыслителей русского религиозного возрождения (Н. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов): об активной творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как «работе спасения», о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеческих. энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме всеобщего спасения, идущей из времен ранней христианской мысли - от Оригена и св. Григория Нисского. На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) С. по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя здесь ноосферные установки русского космизма ряду положений экософии, нового экологического сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. С. развивает идеи Н. Федорова о регуляции как внешней природы, так и внутренней, самого человека (психофизиологическая регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии. Одно из направлений работы С. связано с изучением русской литературы XIX-XX вв. в философском ракурсе, как национально-характерной формы философского постижения реальности мира и человека. На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства С. закончила большое исследование Четвероевангелия, в котором ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христианским взглядом русской религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий, жестов, слов священной истории.
: ... |
|