«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Белоцерковский Сергей Михайлович (ученый-гидродинамик)

Сергей Михайлович Белоцерковский 25k

-

(09.04.1920 - 18.08.2000)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
С.М. Белоцерковский родился 9 апреля 1920 г. в городе Ливны Орловской области. В 1938 г. он поступил в МГУ, но учебу прервала война. Сергей Белоцерковский со своим курсом оказался в окопах под Смоленском. В сентябре 1941 г. его отозвали в Москву и направили на учебу в ВВА им. Н.Е. Жуковского. В 1945 г. он окончил академию и начал научную деятельность - в адъюнктуре. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал преподавателем на кафедре теории механизмов и машин.
В 1955 г. после защиты докторской диссертации старший преподаватель кафедры аэродинамики С.М. Белоцерковский возглавил комплексные исследования по аэродинамике, конструкции, прочности и технологии производства решетчатых крыльев. Результаты работ первым использовал генеральный конструктор А.Д. Надирадзе при разработке боевых ракет. В 1981 г. С.М. Белоцерковский в числе других был удостоен Государственной премии СССР. Решетчатые крылья получили широкое применение в ракетно-космической технике, использовались более чем на 20 типах ракет различного назначения, в том числе в САС космического корабля «Союз», и спасли жизнь двум экипажам.
В 1959 г. Сергей Михайлович начал руководить межведомственным научным семинаром по аэродинамике неустановившихся движений, на базе которого сформировалась научная школа мирового уровня по вычислительной аэрогидродинамике. В 1962 г. С.М. Белоцерковский был назначен начальником кафедры аэродинамики, а в 1965 г. - заместителем начальника академии по учебной и научной работе. В этой должности он работал 20 лет и в этот период сформировался как выдающийся ученый и крупный организатор науки.
С.М. Белоцерковский внес значительный вклад в развитие ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических и инженерных кадров для ВВС и авиапромышленности. Результаты его исследований были успешно использованы в коллективной комплексной дипломной работе, выполненной в 1968 г. в ВВИА космонавтами «гагаринского» отряда под руководством профессора С.М. Белоцерковского. Именно он внес большой вклад в получение обучавшимися в 60-е годы в академии космонавтами уникальной специальности - летчик-космонавт-инженер. Лично им были подготовлены около 100 кандидатов наук, среди которых летчики-космонавты В.В. Волынов, А.А. Леонов, А.Г. Николаев, а 30 его учеников стали докторами наук.
С 1985 г. Сергей Михайлович продолжил активную научную деятельность в ГНИЦ ЦАГИ, сосредоточившись на развитии нового раздела механики сплошных сред - вихревой компьютерной механики жидкостей и газов.
Основные результаты научной деятельности С.М. Белоцерковского опубликованы в 19 монографиях, 3 учебниках, Руководстве для конструкторов, 200 научных статьях и 4 научно-популярных книгах, посвященных расследованию загадочной гибели Ю.А. Гагарина. Три его монографии и большое число научных статей изданы за рубежом. С.М. Белоцерковский награжден многими орденами и медалями СССР и других стран. До последних дней жизни он активно трудился над воплощением в жизнь все новых идей и замыслов...
18 августа 2000 г. на 81-м году жизни крупный ученый, педагог, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке Сергей Михайлович Белоцерковский скончался.
:
Pirat, Winer...




  • Белоцерковский С.М... Отрывное и безотрывное обтекание тонких крыльев идеальной жидкостью. [Djv-Fax-] Авторы: Сергей Михайлович Белоцерковский, Михаил Иванович Ништ.
    (Москва: Издательство «Наука»: Главная редакция физико-математической литературы, 1978)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Winer, 2007
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (7).
      Раздел первый. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
      Введение (13).
      Глава I, Общие сведения (16).
      §1. Системы координат. Кинематические параметры (16).
      §2. Геометрические параметры крыла (19).
      §3. Аэродинамические коэффициенты (21).
      §4. Основные виды изучаемых течений (22).
      §5. Общая характеристика предлагаемого метода исследования (25).
      Глава II. Основные вихревые системы (27).
      §1. Вихрь и цепочка вихрей бесконечного размаха (27).
      §2. Кольцевой вихрь постоянной интенсивности (29).
      §3. Вихревой отрезок, произвольно ориентированный в пространстве (30).
      §4. Основные вихревые системы при учете влияния границ потока (33).
      §5. Потенциал скоростей дискретного вихря (36).
      Глава III. Общие формулы для динамических характеристик (38).
      §1. Интеграл Коши - Лагранжа (38).
      §2. Теорема Н.Е. Жуковского (41).
      §3. К расчету поля давлений и статистических характеристик следа (43).
      Глава IV. Формулировка основных задач. Метод дискретных вихрей (46).
      §1. Общая постановка задач (46).
      §2. Математическая формулировка задач (48).
      §3. Основные положения метода дискретных вихрей (50).
      §4. Формулировка нестационарной отрывной задачи в плоском случае (53).
      §5. К обоснованию основной схемы и расчетного метода (55).
      Раздел второй. ПЛОСКИЕ И ОСЕСИММЕТРИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ.
      Введение (58).
      Глава V. Основные уравнения для плоских течений (60).
      §1. Нестационарные безотрывные течения (60).
      §2. Отрывные течения (64).
      §3. Стационарные задачи (65).
      §4. Расчет нагрузок, сип и моментов (68).
      §5. Некоторые особенности методики расчета (70).
      Глава VI. Исследование обтекания изолированного профиля (77).
      §1. Формирование безотрывного и отрывного обтеканий профиля (77).
      §2. Нагрузки, силы и моменты (81).
      §3. О двух режимах отрывного обтекания пластины (86).
      §4. Структура несимметричного следа за пластиной (94).
      §5. Статистические характеристики следа за пластиной (99).
      §6. К оценке влияния вязкости среды на характеристики следа (102).
      Глава VII. Исследование обтекания профиля с механизацией (108).
      §1. Схемы течения и уравнения (108).
      §2. Стационарные задачи (112).
      §3. Нестационарные аэродинамические характеристики при безотрывном обтекании закрылка (113).
      §4. Отрывное обтекание профиля с закрылком (116).
      §5. Исследование эффективности механизации (118).
      Глава VIII. Исследование обтекания системы профилей (123).
      §1. Схемы течения и уравнения (123).
      §2. Обтекание двух пластин, установленных перпендикулярно потоку (125).
      §3. Обтекание профиля вблизи поверхности раздела (132).
      §4. К исследованию бафтинга (135).
      §5. О механизме образования нормальной силы при взмахе крыльев (137).
      Глава IX. Исследование обтекания решетки профилей (144).
      §1. Схемы течения и уравнения (144).
      §2. Некоторые данные по нелинейным стационарным характеристикам (148).
      §3. Безотрывное и отрывное нестационарное обтекание решетки профилей (150).
      §4. Перемещающийся отрыв (154).
      §5. Двухрядные решетки (162).
      Глава X. Исследование осесимметричных течений (166).
      §1. Схемы течения и уравнения (166).
      §2. Обтекание плоского, выпуклого и вогнутого дисков (168).
      §3. Обтекание кольцевого крыла, диффузора и конфузора (175).
      §4. Сопоставление плоских и осесимметричных течений (177).
      Раздел третий. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ.
      Введение (181).
      Глава XI. Уравнения стационарных нелинейных задач при безотрывном обтекании (185).
      §1. Вихревая схема крыла (185).
      §2. Поле скоростей от вихревой системы крыла (189).
      §3. Расчет вихревой структуры. Уравнения для циркуляции (191).
      §4. Расчет аэродинамических нагрузок, сил и моментов (194).
      §5. Особенности расчета обтекания крыльев с механизацией (196).
      §6. Задача о безударном входе потока на переднюю кромку крыла (203).
      §7. Расчет крыла с закрылками при безударном входе потока на переднюю кромку крыла (206).
      §8. Особенности расчета обтекании крыльев ври скольжении и при вращении вокруг продольной оси (208).
      §9. Некоторые вопросы методики расчета (211).
      Глава XII. Стационарные нелинейные задачи при отрывном обтекании (220).
      §1. Расчет отрывного обтекания треугольных крыльев (220).
      §2. Особенности расчета отрывного обтекания крыльев сложной формы в плане (223).
      §3. Особенности расчета отрывного обтекания крыльев с механизацией и при скольжении (225).
      §4. Некоторые вопросы методики расчета (227).
      Глава XIII. Нестационарные нелинейные задачи при безотрывном обтекании (230).
      §1. Вихревая схема крыла (230).
      §2. Циркуляции вихревых систем (233).
      §3. Поле скоростей от вихревой системы крыла (234).
      §4. Расчет вихревых структур. Уравнения для циркуляции (237).
      §5. Расчет аэродинамических нагрузок, сил и моментов (239).
      Глава XIV. Нестационарные задачи при отрывном обтекании (241).
      §1. Расчет нестационарного отрывного обтекания крыла (241).
      §2. Особенности расчета нестационарного отрывного обтекания треугольного крыла (246).
      §3. О смешанном нестационарном обтекании крыла сложной формы в плане (250).
      Глава XV. Нелинейные стационарные характеристики крыльев различной формы в плане (251).
      §1. Вихревые структуры при безотрывном обтекании (251).
      §2. Вихревые структуры при отрывном обтекании (254).
      §3. Вихревые структуры при скольжении (262).
      §4. Аэродинамические характеристики крыльев при безотрывном обтекании (267).
      §5. Аэродинамические характеристики крыльев при отрывном обтекании (271).
      §6. Аэродинамические характеристики крыльев при несимметричном обтекании (277).
      Глава XVI. Нелинейные нестационарные характеристики крыльев различной формы в плане (233).
      §1. формирование вихревых структур при безотрывном обтекании (283).
      §2. Формирование вихревых структур при отрывном обтекании (288).
      §3. Аэродинамические коэффициенты (298).
      Глава XVII. Учет влияния поверхности раздела (303).
      §1. О методике расчета (303).
      §2. Вихревые структуры (306).
      §3. Аэродинамические коэффициенты (306).
      Глава XVIII. Изучение устойчивости и процесса образования вихревого следа вблизи крыла (312).
      §1. Общие положения (312).
      §2. Некоторые особенности формировании вихревого следа в плоскопараллельных течениях (314).
      §3. К изучению процесса разрушения вихревой пелены крыла конечного размаха на основе нестационарной теории (318).
      §4. Об устойчивости носовой вихревой пелены треугольных крыльев и крыльев сложной формы в плане (320).
      §5. О влиянии скольжения на разрушение вихревых жгутов (326).
      §6. Экспериментальное изучение разрушения вихревой пелены (329).
      §7. Некоторые общие соображения об устойчивости вихревых структур тонких крыльев (336).
      Заключение (338).
      Литература (344).
      1. Литература на русском языке (344).
      2. Литература на иностранных языках (349).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге дано систематическое изложение нелинейной теории крыла и численных методов расчета на ЦВМ отрывного и безотрывного обтекания крыльев любой формы в плане, их закрылков и интерцепторов, решеток профилей и т.д.
Изложены общие подходы, основанные на модели невязкой несжимаемой жидкости. Рассматриваются плоские, осесимметричные и пространственные течения. Приводятся результаты систематических расчетов нелинейных (стационарных и нестационарных) аэродинамических характеристик различных несущих поверхностей, характеристик спутного следа за ними и сопоставлений их с опытными данными.
Книга рассчитана на научных работников, инженеров, аспирантов и студентов, специализирующихся в области аэродинамики, гидродинамики, динамики полета и аэроупругости.
  • Белоцерковский С.М... Последний полет. [Doc-Ocr-ZIP] Статья. Авторы: Сергей Михайлович Белоцерковский, Алексей Архипович Леонов.
    (Журнал «Наука и жизнь», №05)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc-Ocr: Pirat, 2004
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Белоцерковский С.М., Леонов А. Последний полет. Статья.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Прошло почти двадцать лет с тех пор, как не стало Ю.А. Гагарина. Он погиб в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года. В одном самолете с ним был летчик-инструктор В.С. Серегин. Они выполняли обычный тренировочный полет... Для выяснения причин катастрофы была создана авторитетная комиссия, в работе которой принимали участие авторы этой статьи.
Официальное сообщение о результатах работы комиссии не публиковалось. Отсутствие информации породило множество слухов и домыслов. Что же удалось достоверно установить комиссии? Помещаемая в этом номере журнала статья отвечает на многочисленные вопросы читателей.
Доктор технических наук, лауреат Государственных премий СССР С. Белоцерковский, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР А. Леонов.