Николай Иванович Костомаров
|
* «Памятники исторической мысли Украины» (серия)
* «Российский летописец» (серия)
* Костомаров Николай Иванович
* «Российский летописец» (серия)
* Костомаров Николай Иванович
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 01.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 02.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 03.(1880).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 04.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 05.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 06.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 07.(1886).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 08.(1886).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 09.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 10.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 11.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 12.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 13.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 14.(1881).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 15.(1882).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 16.(1885).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 19.(1887).pdf
* Костомаров Н.И._ Кто был первый Лжедмитрий.(1864).pdf
* Костомаров Н.И._ Лекции по русской истории. Часть 1.(1861).pdf
* Костомаров Н.И._ Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях.(1862).pdf
* Костомаров Н.И._ Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Кошелевым-Безбородко. Выпуск 1.(1860).pdf
* Костомаров Н.И._ Последние годы Речи-Посполитой.(1870).pdf
* Костомаров Н.И._ Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том 1.(1907).pdf
* Костомаров Н.И._ Собрание сочинений Н.И. Костомарова. Книга 8. Тома 19-21.(1906).pdf
* Kostomarov_N.I.__Bogdan_Hmel'nickiy.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Bunt_Sten'ki_Razina.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Bunt_Sten'ki_Razina.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Kazaki.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Kudeyar._Sb.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Raskol.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Raskol.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Ruina.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkaya_respublika.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkie_nravy.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkie_nravy.(1995).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Slavyanskaya_mifologiya.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Slavyanskaya_mifologiya.(1995).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Smutnoe_vremya.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Staryy_spor.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Staryy_spor.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Zemskie_sobory.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Zemskie_sobory.(1995).[pdf-fax].zip
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 02.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 03.(1880).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 04.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 05.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 06.(1868).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 07.(1886).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 08.(1886).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 09.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 10.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 11.(1884).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 12.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 13.(1872).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 14.(1881).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 15.(1882).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 16.(1885).pdf
* Костомаров Н.И._ Исторические монографии и исследования. Том 19.(1887).pdf
* Костомаров Н.И._ Кто был первый Лжедмитрий.(1864).pdf
* Костомаров Н.И._ Лекции по русской истории. Часть 1.(1861).pdf
* Костомаров Н.И._ Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях.(1862).pdf
* Костомаров Н.И._ Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Кошелевым-Безбородко. Выпуск 1.(1860).pdf
* Костомаров Н.И._ Последние годы Речи-Посполитой.(1870).pdf
* Костомаров Н.И._ Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том 1.(1907).pdf
* Костомаров Н.И._ Собрание сочинений Н.И. Костомарова. Книга 8. Тома 19-21.(1906).pdf
* Kostomarov_N.I.__Bogdan_Hmel'nickiy.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Bunt_Sten'ki_Razina.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Bunt_Sten'ki_Razina.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Kazaki.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Kudeyar._Sb.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Raskol.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Raskol.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Ruina.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkaya_respublika.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkie_nravy.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Russkie_nravy.(1995).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Slavyanskaya_mifologiya.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Slavyanskaya_mifologiya.(1995).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Smutnoe_vremya.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Staryy_spor.(1994).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Staryy_spor.(1994).[pdf-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Zemskie_sobory.(1995).[djv-fax].zip
* Kostomarov_N.I.__Zemskie_sobory.(1995).[pdf-fax].zip
* Костомаров Н.И. Богдан Хмельницкий. (1994) Материалы и исследования
* Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Земские соборы. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Казаки. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Кудеяр. Сын. Холоп. Сорок лет. (1994) Роман и повести
* Костомаров Н.И. О следственном деле по поводу убиения царевича Димитрия. (1989)
* Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. (1989)
* Костомаров Н.И. Раскол. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Руина. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Русская республика. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Русские нравы. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Славянская мифология. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Смутное время Московского Государства в начале XVII столетия. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Старый спор. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Земские соборы. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Казаки. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Кудеяр. Сын. Холоп. Сорок лет. (1994) Роман и повести
* Костомаров Н.И. О следственном деле по поводу убиения царевича Димитрия. (1989)
* Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. (1989)
* Костомаров Н.И. Раскол. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Руина. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Русская республика. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Русские нравы. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Славянская мифология. (1995) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Смутное время Московского Государства в начале XVII столетия. (1994) Исторические монографии и исследования
* Костомаров Н.И. Старый спор. (1994) Исторические монографии и исследования
ИЗ ИЗДАНИЯ: В нынешнем году исполняется триста лет, как Переяславская Рада голосами лучших и авторитетнейших представителей народа Украины провозгласила о ее присоединении к России. Нынче это историческое решение подвергается сомнению, а то и оценивается некоторыми современными общественными деятелями как ошибочное. Работа выдающегося русско-украинского историка Н.И. Костомарова о Богдане Хмельницком и его эпохе, основанная на тщательном изучении документов и свидетельств современников, дает возможность объективно оцепить выбор, сделанный тогда украинским народом. Единственно возможный в тех условиях выбор, который позволял Украине сохранить не только свою культуру, духовное наследие, но и национальное достоинство и своеобразие. Непредвзятый читатель, взявший на себя труд ознакомиться с исследованием И.И. Костомарова, может в этом убедиться сам. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Кто был Стенька Разин - народный заступник или жестокий разбойник, вор, как говорили в старину? Откуда пошло название Русь? Чем отличается по своему, как нынче говорят, менталитету южнорусская и великорусская народности, в прошлом «составлявшие одно тело»? Как закладывалась у самых истоков федерация русских народов? Как и почему центр из Киева сместился к восточным русским землям? Совершал ли свой подвиг Иван Сусанин? Как русские еще до Петра пытались «прорубить окно в Европу»? Каковы истоки бесконечных междоусобий на российском пространстве, дающих знать о себе и сегодня? Скольких усилий стоило России преодоление векового враждебного окружения, угрожавшего ее существованию? В чем отличие западной церкви от восточной? Ответы на эти вопросы, а также размышления историка об исторических путях России и ее ближайших соседей, о славянском мире, о «свободе совести, мысли, слова и дела» помогут понять и такой, актуальный для нас сегодня, вывод историка: «...всегда почти бывало в истории, что свобода, достигши высшей степени развития, уничтожив всякие границы, губит себя, допуская такие стихии, которые, пользуясь слабыми сторонами общественного строя, берут верх над всем и потом господствуют уже насильно». Эти работы выдающегося русского и украинского историка не переиздавались с дооктябрьского времени и воспроизводятся по санктпетербургскому изданию 1903-1906 г.г. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Сегодня много говорят о земстве, о народном самоуправлении. Потому так актуальны работы Н.И. Костомарова о старинных земских соборах, рассказывающие о первых представительных органах в структурах государственной власти на Руси, ограничивающих абсолютистский и чиновничий произвол. Из «Очерка торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях» читатели узнают о том, что русские люди очень любили торговать и не считали это унижением, о сметливости русских купцов, о купцах-шпионах, о ценах на товары (сколько стоили раньше икра, осетрина, соболя, мед, сало, вино, хлеб, соль...), о поборах и взятках торговых людей, о таможенных пошлинах, о торговле с заграницей, в характере которой почти ничего не изменилось за 300 лет. И, конечно же, прямые аллюзии с днем сегодняшним вызовут очерки историка о героях и антигероях Смутного времени, которому на Руси нет конца... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Кто такие казаки - в прошлом и теперь? Этот вопрос задают сегодня многие. Некоторые утверждают, что казаки - особый класс, другие, что и вовсе отдельная нация. А есть еще и казаки-разбойники. Именно с такой оценкой казачества украинским историком П. Кулишом едко полемизирует Н.И. Костомаров. Казаки, утверждает он, это прежде всего вольные люди. Запорожская Сечь, казаки, переселившиеся на просторы Черноморья, Дона и Кубани - в центре его внимания. Борьба украинского казачества против нещадно эксплуатировавших их польских панов, так великолепно описанная еще Н.В. Гоголем, сражения с турками и татарами, драматическая история гетманов Б. Хмельницкого и его сына Юрия, а также Выговского, Дорошенко и других исторических фигур, размышления об украинском сепаратизме и украинской мове делают эту книгу чрезвычайно актуальной и сегодня. Публикуемый же в книге роман-мелодрама «Черниговка» о судьбе простой украинской девушки - красавицы Ганпы Кусивны тронет сердца не только любителей истории, а и всех, кто неравнодушен к писательскому слову. Сборник составлен как из работ, вошедших в санкт-петербургское издание 1903-1906 г.г., так и из статей, затерявшихся в газетах и журналах прошлого века и никогда не переиздававшихся. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: В 1525 г. великий князь Василий III решил разойтись со своей женой Соломонией и жениться на Елене Глинской. Причина - якобы бесплодие супруги. Соломония была насильно пострижена в монастырь. В заточении, однако, как гласит народная молва, она родила сына, которого воспитали тайно. Родился сын и у Елены Глинской - будущий царь Иван Грозный. Сын Соломонии вырос, ничего не зная о своем высокородном происхождении, и волею судьбы стал противником своего царственного брата Ивана, знаменитым разбойником - мстителем... Этот сюжет, где исторически достоверные события переплетаются с легендой, лег в основу романа Н.И. Костомарова «Кудеяр». В книге представлены и другие образцы художественной прозы выдающегося русского историка. В тексте частично сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: ... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Раскол в религиозной сфере Н.И. Костомаров справедливо связывает с общественным состоянием страны, ибо вся история Российского государства - по сути дела вечный раскол и спор: между князьями, между церковниками, между наследственными государями и узурпаторами, Западом и Востоком, а в конечном счете - между властью и народом. Парадоксальна, но не лишена смысла мысль автора о том, что, несмотря на консервативные свойства движения раскольничества, оно стало «крупным явлением народного умственного прогресса». И сегодня актуально звучат слова историка: «То, что только признавалось тупо, как дедовский обычай, то, чему слепо верили, не размышляя, то самое пришлось защищать, а следовательно, пришлось тогда думать, пришлось многому поучиться. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека». «Раскол» - условное название тома: кроме статей об истории противоборства в религиозно-духовной жизни России XVI-XVII вв., в книгу включены замечательные работы историка о первоначальной русской летописи, об установлении единодержавия на Руси, о следственном деле по поводу убийства царевича Дмитрия, о личности царя Ивана Грозного, о первой русской императрице Екатерине Алексеевне и др. В тексте отчасти сохранены орфографии и пунктуации автора. Печатается по Санкт-Петербургскому изданию 1903-1905 гг. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Иные времена по запутанности и драматизму событий нередко напоминают своего рода детектив, в особенности когда совершаемые историческими персонажами действия подпадают под разряд преступлений, влекущих и соответствующую кару. При этом «расследование» причин преступлений растягивается порой на века, что подтверждают и включенные в эту книгу сочинения Н.И. Костомарова «Руина», «Мазепа», «Мазепинцы», составляющие своеобразную трилогию. «Руина» - «смутное время» в истории Украины, последовавшее вскоре за судьбоносной Переяславской Радой 1654 г. Сегодняшнее «смутное время» прямо перекликается с той эпохой. Вновь Россия и Украина оказались перед дилеммой: быть ли им в прочном братском союзе или вследствие неразумных действий современных мазеп обречь свои народы на разорительные междоусобицы, ненужные страдания и гибель. Знакомство с публикуемыми в томе работами выдающегося русско-украинского историка поможет читателям определиться в оценке современных событий, а, возможно, и сделав правильный выбор в трудноразрешимой ситуации... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Становление российской государственности переживало разные периоды. Один из самых замечательных - народное самоуправление, или «народоправство», в северных русских городах: Новгороде, Пскове, Вятке. Упорно сопротивлялась севернорусская республика великодержавным притязаниям московских князей, в особенности не хотелось ей расставаться со своими вековыми «вольностями». Все тогда, как и сегодня, хотели быть суверенными и независимыми: Новгород - от Москвы, Псков и Вятка - от Новгорода. Вот и воевали без конца друг с другом, и бедствовали, и терпели разорения от Литвы, Польши и Орды до тех пор, пока Иван III твердой и умелой рукой не покончил с северной вольницей и не свел русские земли в единое Московское (Российское) государство. Тяжело было северным городам расставаться со свободой, но этот исторический процесс был неизбежен, иначе великой Российской державы могло не быть. Работа Н.И. Костомарова дает строго научную и объективную картину вечевой республики, и сегодня, в период кризиса российской государственности, читается с особым интересом. Книга воспроизводится по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Эта книга по-своему уникальна. Ее стоит прочесть каждому образованному человеку, интересующемуся проблемами национального своеобразия. «Домашняя жизнь и нравы...» и «Семейный быт...» - по существу малая энциклопедия народных обычаев и обрядов двух братских народов - русского и украинского. Одежда и утварь, пища и питье, здоровье и болезни, сватовство и свадьбы, родины и крестины, прием гостей, увеселения, игры и забавы, песни и погребения - обо всем этом историк-этнограф-писатель рассказал со знанием дела и с великой любовью. «Рассказы И. Богучарова», написанные не без влияния Н.В. Гоголя, можно отнести к литературе сказочно-фантастической, с оттенком мистики и разных «ужасов» - в них тоже отразилась народная мифология. «Автобиография». Н.И. Костомарова-поможет читателю уяснить кредо историка-исследователя, оценить его творческий подвиг, совершенный им на ниве изучения бытия русского и украинского народов. Знание их истории особенно актуально для установления и понимания сегодняшних дружеских взаимоотношений. Работы воспроизводятся по санкт-петербургскому изданию 1903-1906 гг. и тому «Литературное наследие» (СПБ, 1890); В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Сегодня, когда так возрос интерес к христианству, православию, резонно обратиться к еще более древним пластам нашей культуры - славянской языческой мифологии. Перун, Сварог, Даждь-бог, Радегаст, Свантовит, Бел-бог, Яровит, Жив, Лад, Лель - много ли мы знаем об этих божествах, олицетворявших у наших предков различные силы природы и человеческого бытия: света, солнца, весны, любви, войны? А празднества - Ивана Купала, Велик день, Коляды, гаданье на соломине, этимология слов: Руса, Россь - русло; огород, загород - город; сад - верт - вертоград - сколько во всем этом удивительной, самобытной и, к сожалению, забытой поэзии! «Обожание и обожествление - суть свойство юношеского состояния духовного развития народа, то есть его языческого периода», - замечает Н.И. Костомаров. А кто не хочет вернуться в свою юность! Славянская демонология, богатейшее народное поэтическое творчество, сотни приводимых в книге праздничных, семейных, любовных, солдатских, казацких, свадебных и т.п. песен делают ее своеобразной энциклопедией истории, нравов, быта - всей духовной жизни двух братских народов - русского и украинского. А все это должен знать каждый человек, уважающий свой народ, его историю и культуру. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Сегодняшнее время в нашей стране, еще недавно считавшейся могущественной державой, называют смутным по аналогии с началом XVII века, когда Россия, оказавшись на какой-то период без традиционной законной власти, впала в губительное состояние внутреннего противоборства и подверглась внешнему и внутреннему разорению. Тогда народное ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, спасло Россию от гибели, от исчезновения как самостоятельного государства. Подобная ситуация повторилась и после февраля 1917 года. Чтобы ответить на некоторые вопросы относительно сегодняшней ситуации в России и о ее будущем, попытаться составить свой прогноз, современному читателю полезно будет ознакомиться с историческим сочинением выдающегося российского историка Н.И. Костомарова, давно у нас не переиздававшимся. Мы воспроизводим его по Санкт-Петербургскому изданию 1904 года. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Читатели, следящие за выпусками томов сочинений Н.И. Костомарова, уже познакомились с его работой «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия», повествующей о том, как Россия с помощью коварства и насилия едва не была покорена Польшей. Этот старый спор о главенстве в славянском мире продолжился в конце XVIII века, только теперь уже русские войска, вместе с прусскими и австрийскими, пришли в Польшу, или, как она тогда называлась, Речь Посполитую. Автор с неумолимой логикой и научной аргументацией показывает, как в силу некоторых отрицательных черт национального характера, легкомыслия правящего класса, развращенного рабством и отсутствием должного воспитания, а также народного равнодушия и отсутствия политической волн, государство, имевшее все основания быть самостоятельным и могущественным, оказалось побежденным и поделенным между соседними державами. Актуально и поучительно и для нашего современника звучат такие выводы историка: «Как скоро какой-нибудь народ не показывает силы и умения поддержать и сохранить у себя государственную связь, такой народ неизменно должен войти в состав других государств... Государство уважается только тогда, когда оно само не обращается к чужим с заявлением своего бессилия и не нуждается в чужих более того, сколько само им дать может». Книга воспроизводится по Санкт-Петербургскому изданию 1903-1906 гг. В тексте отчасти сохранены орфография и пунктуация автора. |