|
-
(12.11.1866 - 12.03.1925)
Большая советская энциклопедия: Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, - 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское вооруженное выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, С.Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой Ее программой стали выработанные С.Я.-с. «три народных принципа»: национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики) и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа) В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооруженные выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 С.Я.-с. был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. В.И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революционной борьбе китайского народа, дал высокую оценку деятельности С.Я. -с., назвав его «...революционным демократом, полным благородства и героизма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов. С.Я.-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом В.И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола С.Я.-с. вынужден был под давлением внутренней феодальной реакции и империалистических держав сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая С.Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). Однако до Великой Октябрьской социалистической революции в России С.Я.-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутренней и внешней реакции. Победа Октябрьской революции 1917 в России оказала на С.Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В.И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своем глубоком восхищении тяжелой борьбой революционных масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае русским царизмом, активная и бескорыстная помощь выступавшим против китайских милитаристов революционным силам Южного Китая, во главе которых с начала 20-х гг. стоял С.Я.-с., произвели на него неизгладимое впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение «великой надежды человечества». По просьбе С.Я.-с. Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А. Павловым, затем В.К. Блюхером На пост политического советника С.Я.-с. осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М. Бородина, при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. С.Я.-с. установил тесную, дружескую переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Октябрьской революции, развития национально-освободительного движения в Китае и деятельности созданной в 1921 компартии Китая с учетом собственного опыта борьбы с китайскими милитаристами С.Я.-с. обогатил новым содержанием «три народных принципа»; эти принципы стали программой создания в стране единого антифеодального и антиимпериалистического фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке С.Я.-с. означал реализацию крестьянских требований «каждому пахарю - свое поле», улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 С.Я.-с, провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью «трех народных принципов». Общественно-политические и экономические взгляды С.Я.-с. претерпели серьезную эволюцию на протяжении его жизненного пути. От утопических в конкретно-исторических условиях начала 20 в. надежд на возможность для Китая избежать тех бедствий, которые несет с собой развитие капитализма, С.Я.-с. в 1924 пришел к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всех видов экономического угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны и на помощь Советского Союза. К концу жизни он преодолел распространенные среди китайских буржуазных националистов идеи китайского великодержавного шовинизма, так называемой расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), которым прежде отдавал известную дань; все больше он становился горячим поборником союза китайского и др. угнетенных империализмом народов Востока с СССР во имя совместной борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным С.Я.-с., было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.
: ... |
|