Как устроен домкрат гидравлический: Домкраты: устройство и принцип работы

alexxlab | 16.11.2020 | 0 | Разное

Что такое гидравлический домкрат – устройство и принцип действия

Гидравлический домкрат — это стационарное, переносное, передвижное механическое устройство для поднятия какого – либо объекта, располагается под ним, что позволяет обходиться без вспомогательных сооружений, талей. Механизм работает на минеральном масле, которое перемещая дифференциальный поршень насоса, поднимает груз. Является средством механизации работ в различных отраслях народного хозяйства.

Гидравлический домкрат отличается возможностью подъема большой массы груза (от двух до двухсот тонн), небольшим усилием работающего с ним, высоким коэффициентом полезного действия, плавностью подъема, крепостью конструкции. Недостатком мощных механизмов является большая масса, начальным расстоянием от уровня стоянки поднимаемого груза, медленное однократное перемещение поршня, высокая стоимость.

Виды домкратов

Выпускаются в различных модификациях: бутылочные, подкатные, ромбовые, двухуровневые, низкоподхватные зацепные. Различаются по конструкциям, по виду привода. Домкрат бутылочный используется в различных областях хозяйства, отличается простотой устройства, удобной эксплуатацией. Используется для подъема-опускания специальной техники, легкового, грузового автотранспорта. При строительстве возможно при его помощи поднять здание. Основное условие – вес поднимаемого груза должен соответствовать указанной в инструкции грузоподъемности механизма.

Домкрат подкатный работает по принципу бутылочного. Опорная площадь размещена на рычаге, который поднимается рабочим поршнем. Высота подхвата позволяет приподнимать автомобиль любой марки весом до трех тонн. Имеет разновидности: ножничный, с двухпоршневым вытеснителем цилиндрической формы, удлиненный.

Устройство домкрата

Основными деталями механизма, способного поднять-опустить груз, являются: рычаг – перекладина, вращающаяся вокруг оси, плунжер – полый цилиндрический стержень. Клапаны – запорно-регулирующая арматура для пропускания, перекрытия, регулирования потока гидравлического масла.

Хранилище масла, возвратно-поступательный механизм движения внутри цилиндра.

При работе насоса гидравлическая жидкость заполняет основание цилиндра, поднимает деталь цилиндрической формы вверх. В результате груз поднимается. Устройство, предназначенное для поддержания давления на необходимом уровне, состоит из всасывающего, нагнетательного клапанов. Всасывающий не дает возвращаться маслу из цилиндра в резервуар, нагнетательный — покинуть его. Откручивая винт, снижается давление, груз встает на заданное место.

Гидравлическое масло обладает свойством несжатия, что влияет на равномерность поднятия, снижения, закрепления объекта на нужной высоте.

Одновременно, подъемные механизмы имеют малую скорость работы, сложности при хранении, перемещении. Вертикальные, для предотвращения вытекания масла, перевозятся стоя. Требуют регулярного наблюдения за уровнем масла, состоянием сальников, клапанов (отсутствие протечки гидравлического масла).

Гидравлический домкрат в быту используют при всевозможных работах, когда необходимо приподнимать груз. Наиболее частое применение при профилактике, ремонте автомобильной техники. Пункты технического обслуживания в большинстве случаев снабжены подкатными  домкратами. Часто используются при строительно-монтажных работах, прокладке газовых, нефтяных трубопроводов, незаменимый помощник при проведении спасательных работ. Универсальный механизм, может использоваться в любых жизненных ситуациях, когда необходимо поднятие груза.

Домкрат гидравлический – как устроен, какие модели бывают? + видео

Сколько может поднять домкрат гидравлический – 5 т, 10 т, или еще больше? Где-то нам встречалась цифра в 200 т, может ли такое быть? Вполне, ведь этот механизм считается гораздо более способным, чем мускульная сила человека! Что же в нем еще необычного, рассмотрим чуть ниже.

Знакомимся – домкрат

Те, у кого под окнами стоит собственный автомобиль, неплохо знают, как выглядит домкрат, профессиональные строители также знакомы с данным устройством, только уже несколько другого характера и габаритов. Все эти приспособления объединяет одна особенность – они способны поднять предназначенный груз без подхода сверху, все они располагаются под объектом. Отсюда исключается потребность в сооружении каких-то тросовых систем, что непременно заняло бы больше времени и требовало бы больше рабочих и свободного пространства.

По механизму действия выделяют винтовой, реечный, пневматический и, конечно, гидравлический домкрат, а телескопический, горизонтальный, вертикальный и другие – это особенности, характеризующие модификации некоторых устройств, которые применяются в каких-то узких областях или особенно неудобных ситуациях. Рассказывать обо всем этом можно бесконечно, нам не хватит такой статьи, поэтому остановимся на самом оптимальном по мнению и строителей, и автомобилистов устройстве – гидравлическом домкрате.

Гидравлический домкрат – конструкция и механизм действия

Для начала рассмотрим строение и природу подъемной силы. Само название “гидравлический” дает нам подсказку, что работает тут жидкость, только это не вода, конечно, а специальное масло. Конструкция домкрата включает несколько тесно связанных между собой элементов. Основным и самым большим узлом является рабочий цилиндр, из него и выходит опорная точка, которая непосредственно контактирует с грузом, поднимая его. С цилиндром посредством перепускного клапана связан насос, который отвечает за количество масла в рабочей области.

Внутри рабочего цилиндра находится поршень, который соединен с выходящим из него желобом с опорной точкой. Под этим поршнем и над ним находится рабочая жидкость, она же имеется и в насосе. От разности уровней этих жидкостей и зависит направление работы домкрата, то есть на службе стоит обычный закон сообщающихся сосудов. Причем объем насоса, как правило, меньше, это при всей компактности конструкции в целом дает большое преимущество по эффективности работы устройства. Насос можно качать вручную, тогда на нем имеется специальная ручка, либо с помощью электропривода.

При подкачке насоса масло попадает под поршень, потому что именно на таком уровне расположен клапан. Поршень поднимается, а вот чтобы опустить груз нужно сбросить давление. За эту тонкую работу отвечает уже упомянутый перепускной клапан, он состоит из двух частей: всасывающий клапан и нагнетательный. Первый находится в патрубке хранилища масла, чтобы оно, выкачиваясь оттуда, не возвращалось обратно под действием давления, которое кратковременно возникает в момент опускания плунжера от насоса.

Нагнетательный клапан находится уже со стороны рабочего цилиндра, он в свою очередь препятствует перетеканию рабочей жидкости обратно в насос в те моменты, когда плунжер поднимается, создавая разряженную атмосферу в резервуаре. Таким образом, ход жидкости обеспечивается в нужном направлении, то есть в сторону поршня, когда мы поднимаем груз. Если нам потребуется его опустить, то с помощью специального винта можно приоткрыть клапан на нужную величину, чтобы планомерно сбросить давление, и объект плавно опустится, а рабочая жидкость вернется в хранилище насоса.

Достоинства и недостатки гидравлического домкрата

Самое время подвести итоги, чем же нам выгодна такая конструкция домкрата, и чем все-таки она может быть неудобна. Жидкость в качестве рабочего тела дает нам несколько преимуществ. Например, плавность работы, точность остановки на нужном уровне, легкость обращения с инструментом в целом. При этом можно вполне обеспечить грузоподъемность более 100 тонн, не прибегая к огромным мускульным усилиям, это возможно за счет разницы в объемах резервуара насоса и поршневого пространства. При вполне посильном для человека, а уж тем более для электрики, воздействии на плунжер домкрат способен выдавать около 80 % КПД.

Что же касается недостатков, так это медлительность, но, на самом деле, все относительно, так что это не самое страшное. Другой, уже более значительной, особенностью является большая высота подхвата (расстояние от пола до самого низкого положения опорной точки домкрата). Поэтому если у вас нет возможности приподнять предварительно груз от земли, то это приспособление не подойдет, скорее всего, поможет только механический домкрат. Хотя сегодня все чаще эта проблема решается, и появляются на полках домкраты гидравлические низкие.

Также гидравлика уступает механике в плане ремонта, ее привести в чувства самостоятельно почти невозможно, поэтому нужно внимательно следить за условиями хранения, транспортировки и эксплуатации. Желательно не допускать никакого другого положения, кроме вертикального.


Домкрат телескопический и другие типы гидравлического агрегата

Гидравлика делится на два типа – подкатной и бутылочный. Бутылочный домкрат по-другому называется вертикальным, так как рабочий цилиндр и поршень перемещаются исключительно по вертикальной оси, иногда это доставляет неудобства, особенно, если груз изначально находится очень близко к земле. Подкатной домкрат имеет тот же принцип работы цилиндра и насоса, но вот расположены они не вертикально, а под груз доставляются на специальной тележке. Конечно, он менее компактен, требует ровной твердой поверхности для перемещения и непосредственной работы, но вполне может спасти ситуацию, когда под груз тяжело подступиться.

Самые простые виды приведенных домкратов имеют один поршень, отсюда берется не самая большая высота подъема груза, но существует домкрат телескопический, в котором имеется как минимум два поршня, что позволяет увеличить максимальный уровень подъема хотя бы вдвое. Причем он также устойчиво будет держать этот груз, то есть это ни в коем случае не влияет на надежность данного агрегата. Правда, он становится несколько тяжелее, и чаще используется на стационарных ремонтных станциях или автомобильных СТО. В то время как однопоршневые домкраты можно использовать, как автомобильные, которые всегда с вами в багажнике и готовы помочь в дороге.

Также некоторые недостатки гидравлики может устранить гибридный агрегат, каковым является пневмогидравлический домкрат. Из названия несложно догадаться, какие типы механизмов тут срослись воедино. Использовать его легко, способен он на большие подвиги, нежели простая гидравлика, но, правда, места он занимает заметно больше, поэтому для частного использования подойдут только самые маленькие модели, а вот на станциях можно встретить более внушительные агрегаты.

Как выбрать подходящий домкрат на гидравлике?

Остается пару слов сказать про покупку домкрата. Из всего видового многообразия, как по механизму действия, так и по обычным характеристикам грузоподъемности, выбрать иногда довольно сложно нужное вам приспособление. Определитесь, какой максимальный груз вы планируете им поднимать, где хранить, как часто пользоваться. Если это исключительно автомобильные дела, то грузоподъемность до 5 т вам более чем достаточна, к тому же, он будет компактен, но позаботьтесь обустроить такое место в багажнике, чтобы домкрат всегда был в вертикальном положении.

Еще важные характеристики: высота подъема и захвата, рабочий ход (влияет на скорость подъема), продолжительность службы, характеристика передаточного числа (это определит, сколько усилий вам нужно приложить, чтобы привести в рабочее состояние насос, либо какая мощность электропривода для этого нужна). Если, опять же, вы ищите домкрат для хозяйственных нужд и автомобиля, то самые непредвзятые по данным характеристикам модели вам подойдут. Если же цели более амбициозные, вы планируете орудовать домкратом на стройплощадке, то важно обращать внимание на все характеристики более пристально, особенно на высоту захвата, передаточное число, грузоподъемность.

  • Автор: Михаил Малофеев