Передача зубчатая реечная – Статья на тему «Проектирование зубчато

alexxlab | 29.12.2019 | 0 | Разное

Статья на тему «Проектирование зубчато

Описание

Проектирование зубчато – реечных передач

     1 Назначение и область применения реечной передачи 

       Реечная передача (см. Рис. 1) может быть получена при бесконечном увеличении диаметра основной окружности зубчатого колеса, которое превращается в рейку, эвольвента в прямую, а эвольвентный зуб в трапецеидальный с прямолинейным рабочим профилем, нормальным к линии зацепления.

Рис. 1 Общий вид реечной передачи

            Основным назначением реечной передачи является преобразование вращательного движения в поступательное. По сравнению с передачей винт – гайка, которая также используется для преобразования вращательного движения в поступательное, она позволяет обеспечить более высокую скорость движения стола, или каретки, при значительной величине перемещения (10м и более) с высоким к.п.д. Реечная передача обладает и рядом недостатков, которые заключаются в отсутствии самоторможения и значительной погрешности привода при малых перемещениях, из – за наличия зазора в зацеплении, что требует введения в конструкцию передачи специальных устройств для выбора зазора при ее использовании в приводе станков с ЧПУ.

Рис. 2 Реечный привод для перемещения каретки на большое расстояние

               В машиностроении реечная зубчатая передача в качестве привода применяется:
– для перемещения на значительное расстояние с большой скоростью шпиндельной бабки портально – фрезерного станка (см. Рис. 2а), каретки автоматического     оборудования для изготовления деталей из фасонного проката (см. Рис. 2б)
– для перемещения кареток с инструментом в трубогибочных автоматах (см. Рис. 3а), в портальных сварочных автоматах и станках для плазменной и лазерной резки с ЧПУ (см. Рис. 3б), для перемещения суппорта в автоматических пильных центрах (см. Рис. 3в),
– для перемещения по трем координатам руки со схватом в портальных       манипуляторах (см. Рис. 3г),

– для поступательного перемещения зажимного элемента технологической оснастки (см. Рис. 36 – 41), в приводе поворотных столов (см. Рис 19), в рулевом управлении автомобиля (см. Рис. 45).

Рис 3 Примеры использования реечной передачи

               В рассмотренных примерах использования зубчато – реечной передачи в качестве привода поступательного движения, перемещаемым агрегатом были каретки, на которых размещался привод их перемещения. Вторым вариантом использования зубчато – реечной передачи является ее применение в качестве привода поступательного перемещение тяжелых крупногабаритных столов по направляющим станины, испытывающих в процессе движения на большое расстояние (10м и более) значительные технологические нагрузки, при этом, привод, включающий выходную шестерню неподвижно устанавливается на станине станка, а подвижная рейка крепится на поступательно движущемся столе.

Рис 4 Общий вид продольно – фрезерного станка и червяка червячно – реечного привода поступательного перемещения стола

           В этом случае используются не только ортогональные зубчато – реечные передачи, но и передачи с наклонной осью вращения ведущей шестерни к направлению движения рейки, а также червячно – реечные, гидростатические червячно – реечные и червячно – реечные передачи качения (см. раздел 9, 10). На Рис 4 показан общий вид продольно – фрезерного станка и червяк червячно – реечного привода поступательного перемещения его стола

2. Геометрические параметры ортогональной зубчато – реечной передачи.

Расчет геометрических параметров эвльвентного зубчатого колеса ортогональной зубчато – реечной передачи выполняется согласно ГОСТ16532 – 70. Расчет геометрических параметров зубчатой рейки выполняется согласно ГОСТ 13755-81.

Рис. 5 Геометрические параметры зубчатой рейки

          Модуль m зубчато – реечной передачи на данном этапе проектирования рассчитывается из условия прочности на изгиб и ведется по шестерне (см. Раздел 4), а основным исходным элементом для расчета является тяговое усилие, которое необходимо приложить к корпусной детали перемещаемого агрегата ( стола, суппорта, каретке), для обеспечения нормальной работы проектируемого технического объекта (см. радел 5). Число зубьев шестерни

z устанавливается исходя из скорости перемещения агрегата, кинематики привода (общего передаточного отношения), и числа оборотов выбранного двигателя.

3. Допуски на геометрические параметры зубчатой рейки

         Допуски на геометрические параметры зубчатой рейки, как и степень ее точности, определяются ГОСТ 10242-81, который устанавливает 12 (1 – 12) классов точности. В зависимости от степени точности передачи стандарт предусматривает нормы кинематической точности, плавности работы и нормы контакта. Степень точности зубчатой рейки выбирается в зависимости от назначения передачи (силовая или кинематическая) и скорости вращения зубчатого колеса. Независимо от степени точности передачи боковой зазор между зубьями рассчитывается в зависимости от условий ее работы и накладываемых ограничений, а затем выбирается его наиболее близкая величина по ГОСТ 10242-81, который предусматривает шесть видов сопряжения зубьев:

A, B, C, D, Е, Н. Выбор вида сопряжения реечной передачи, определяющего боковой зазор между зубьями колеса и рейки j, который должен обеспечить нормальные условия работы, осуществляется расчетным путем или на основании опыта проектирования передач аналогичного назначения.

       Боковой зазор в реечной передаче обеспечивается за счет уменьшения толщины зубьев колеса и рейки путем дополнительного смещения исходного контура или другими словами зуборезного инструмента при нарезании зубьев.

Рис 6 Чертеж зубчатой рейки.

             На размеры рейки, показанные на Рис 6 устанавливаются следующие требования по точности:
b, ширина рейки выполняется по h22,
h, высота рейки выполняется по h21,
d, допуск на диаметр ролика устанавливается согласно ГОСТ 2475 – 81,        неперпендикулярность привалочной плоскости рейки к базовой плоскости А устанавливается по 8 – 9 степени точности ГОСТ 24643 – 81,
L, длина нарезанной части рейки (справочный размер)
Для обеспечения нормальной работы зубчатых колес и рейки их рабочие и базовые поверхности должны быть выполнены с определенной шераховатостью. Требования к шераховатости поверхностей рейки установленные ГОСТ 2789-73 и ГОСТ 2.309-73, приведены в таблице 1.

                                                                                               Таблица 1

4. Прочностной расчет реечной передачи.

Прочностной расчет реечной передачи ведется по ведущей шестерни в соответствии с ГОСТ 21354-87.

5. Расчет привода поступательного перемещения
с зубчато – реечной передачей.

          В качестве примера для рассмотрения последовательности расчета используем привод каретки для подачи заготовки из углового проката по роликам подающего стола в рабочую зону технологического оборудования, поступательное перемещение которой осуществляется посредствам зубчато – реечной подачи. Конструктивная схема каретки с зубчато – реечным приводом показана на Рис 7.

Рис 7 Конструктивная схема поступательно перемещающейся каретки

      Она состоит из корпуса, установленного по-средствам роликов на цилиндрических направляющих рамы подающего стола, на котором закреплен приводной двигатель, понижающий редуктор, выходная шестерня которого зацепляется с неподвижно закрепленной на раме стола зубчатой рейкой. Кроме того, на корпусе каретки установлен механизм зажима, подаваемой по роликам подающего стола, исходной заготовки.

Для разработки конструкторской документации рассмотренного агрегата необходимо выполнить следующие расчеты:
– силовой расчет привода,
– расчет потребной мощности,
– кинематический расчет привода,
– прочностной расчет зубчатых передач, валов и подшипников привода
– геометрический расчет зубчатых колес.
В результате проведения силового расчета привода каретки определяется потребное усилие Q (см. Рис. 7), которое необходимо создать в зацеплении ведущей шестерни с рейкой, обеспечивающее перемещение каретки с исходной заготовки по роликам подающего стола с требуемой скоростью.

В данном разделе полной версии статьи приводятся формулы
для расчета потребного усилия Q.

       Прочностной расчет зубчатых передач понижающего редуктора выполняется в соответствии с ГОСТ21354 – 87. Прочностной расчет валов понижающего редуктора выполняется исходя из передаваемой мощности и делительного диаметра зубчатых колес. Опорные подшипники выходного вала привода предварительно выбираются исходя из действующих на них нагрузок ,величины которых рассчитываются при выполнении прочностного расчета вала, и рассчитанных на предыдущем этапе диаметров опорных цапф вала. После этого в соответствии с ГОСТ 18855 – 94 выполняется расчет долговечности выбранных подшипников, в результате которого возможно изменение типа и типоразмера подшипников. Расчет геометрических параметров зубчатых колес привода каретки выполняется в соответствии с ГОСТ 16532 – 70, а рейки в соответствии с рекомендациями раздела 2.

5. Материалы для изготовления зубчатого колеса и рейки

            Для изготовления зубчатого колеса и рейки используются различные конструкционные и лигированные стали, которые для повышения нагрузочной способности, как правило, упрочняются термическим и химико – термическими методами. При этом необходимо помнить основное правило выбора материала и назначения термообработки зубчатого колеса и рейки работающих в паре, согласно которого твердость боковой поверхности зубьев шестерни должна быть на 30-50 ед HB или на 3-5ед HRC больше, чем у рейки, что обеспечивает их хорошую приработку, позволяющую получить требуемое пятно контакта в передаче.

       Для изготовления зубчатого колеса и рейки, которые работают в условиях невысоких нагрузок и скоростей применяются качественные углеродистые стали: Сталь 35, 45, 50, стали с повышенным содержанием марганца: Сталь 40Г2, 50Г и низколигированные стали типа: 40Х, 40ХН, 40ХНТ, 35ХГС.

В данном разделе статьи приводятся рекомендации по назначению твердости боковой поверхности зубьев и методы термической обработки зубчатых колес для ее получения

6. Технология изготовления зубчатых реек.

            В машиностроении изготавливаются незакаливаемые рейки 8 – 9 степени точности и объемно закаливаемые и цементуемые рейки 5 – 7 степени точности по ГОСТ 10242 – 81, длиной до 800 мм.

       В данном разделе полной версии статьи приводится последовательность изготовления обеих типов реек

7. Сборка зубчато – реечной передачи

        Работоспособность реечной передачи в значительной степени зависит от взаимного расположения боковых поверхностей зубьев колеса и зубчатой рейки, которое определяется двумя показателями: боковым зазором и пятном контакта, обеспечиваемыми при сборке и зависящими от точности как зубчатого колеса и рейки, так и деталей входящих в привод (корпус, валы, подшипники). Боковой зазор jn между зубьями колеса и зубчатой рейки определяемый по формуле, приведенной в разделе 3 для точных передач уточняется при расчете размерных цепей А и В, при этом предельное отклонение монтажного расстояния fa заменяется на AΔ, допуск непаралельности осей fx заменяется на ВΔ, допуск на перекос осей fy заменяется на тΔ (см. Рис. 8).

Рис 8 Размерные цепи определяющие собираемость
реечной передачи.

В данном разделе статьи подробно рассматриваются звенья размерных цепей определяющие выходные параметры зубчато – реечной передачи

      8. Основные конструктивные элементы реечной передачи

Реечная передача содержит следующие конструктивные элементы:
– рейку, закрепленную на станине или на каретке (в зависимости от того, что перемещается: рейка вместе со столом, приводимая шестерней, или шестерня перекатывающаяся по рейке вместе с кареткой ),
– шестерню, установленную на валу двигателя, или закрепленную на валу который на подшипниках расположен в расточке каретки, или корпуса понижающего редуктора, закрепленного на станине,
– возвратно – поступательно перемещающийся посредствам направляющих скольжения или качения стол, или каретка,
– устройства для выбора бокового зазора в передаче.

8.1 Конструкция зубчатой рейки

В машиностроении обычно используются два типа реек, рейки прямоугольного сечения и рейки круглого сечения, при этом рейка первого типа используется в привод

xn--80adfdbscmorebdjpezh9nvd.xn--p1ai

Зубчато-реечная передача

Зубчато-реечная передача широко используется в машиностроении, она отличается простотой конструкции и монтажа, надежностью в эксплуатации и высоким КПД.  

Зубчатая рейка  часть зубчато-реечноой передачи, совместно с шестерней они преобразуют вращательное движение в поступательное или наоборот, возвратно-поступательного движения рейки преобразуют в вращение шестерни.  Кроме того используются рейки зубчатые с шевронными и круговыми зубьями. Шевронные рейки  используются для передачи больших крутящих моментов, а рейка с круговым расположением зубьев нужна в конической передаче. 

Зубчатые рейки изготавливаются с прямым или с косым расположением зубьев и являются распространенным приводным механизмом, имеет возможностью стыковки нескольких реек для создания механических приводов системы с большой длиной хода.

Есть два варианта зубчато-реечной передачи: 

  1. Зубчатое колесо закрепляется на неподвижной оси и вращается на ней, а зубчатая рейка движется поступательно. т.е. происходит преобразование вращательного движения в поступательное.
  2.         Зубчатая рейка закрепляется неподвижно на плоскости, а ось шестерни совершает движения параллельно плоскости рейки.

     По сравнению с винтовым механизмом, зубчато-реечный механизм отличается большей жесткостью, хотя используя червячную передачу, можно достичь более плавного хода, но станки с такими механизмами будут сложнее и дороже.

К недостаткам реечной передачи следует отнести то, что ее передаточное число = 1 и поэтому выигрыш в силе отсутствует. 

Производство рейки зубчатой и шестерни сложный процесс. Как правило, использу.тся легированные, углеродистые и нержавеющие стали, или пластик. для рейки и шестерня, и дополнительно, стальные детали подвергаются термическим или химико-термическим воздействиям для придания более высоких эксплуатационных характеристик. 

“Современная Механика” изготовит рейки зубчатые длиной до 3000 мм и модулем до 20.

ogmeh.ru

 

Предполагаемая полезная модель относится преимущественно к станкостроению и может быть использована в приводах возвратно-поступательного движения исполнительных механизмов, например, столов плоскошлифовальных станков.

Технической задачей предполагаемой полезной модели является повышение демпфирования в передаче при реверсивных нагрузках.

Поставленная техническая задача решается тем, что зубчатая реечная передача содержит корпус, в котором в подшипниках установлены две шестерни, находящиеся в зацеплении с зубьями двусторонней зубчатой рейки и оппозитно установленные относительно ее, указанные шестерни жестко связаны со шкивами, которые охватывает бесконечный двусторонний зубчатый ремень, взаимодействующий с указанными шкивами противоположными сторонами, при этом зубчатый ремень охватывает также паразитный шкив и ведущий шкив, связанный с приводным двигателем;

– рейка выполнена упругой и жестко закреплена по концам;

– рейка шарнирно соединена с тягами, связанными с демпфирующими элементами.

Предполагаемая полезная модель относится преимущественно к станкостроению и может быть использована в приводах возвратно-поступательного движения исполнительных механизмов, например, столов плоскошлифовальных станков.

Известна зубчатая реечная передача станка плоскошлифовального электромеханического, содержащая реверсивный регулируемый электропривод, связанный системой зубчатых передач с шестерней, входящей в зацепление с зубчатой рейкой, связанной с подвижным рабочим органом – столом. (Патент США 1866212 кл. B24B 7/02, 1927 г.). Положительной стороной привода на основе зубчато-реечной передачи является то, что она может использоваться в широком диапазоне регулирования электропривода.

Данная передача обладает высокими нагрузками, направленными перпендикулярно направляющим стола, что снижает точность обработки. Это привело к тому, что данные передачи для привода плоскошлифовальных станков используются сравнительно редко.

Известен привод перемещений стола плоскошлифовального станка для глубинного шлифования, содержащий гидроцилиндр и шариковинтовую передачу с приводом от регулируемого двигателя, гайка которой связана со штоком гидроцилиндра, а винт через систему подшипников со столом, причем шток гидроцилиндра выполнен полым под свободный конец шарикового винта, снабжен упором для последнего и жестко связан с гайкой, при этом гайка снабжена самоустанавливающимся роликом, закрепленном на корпусе гайки, установленном с возможностью взаимодействия с выполненным в столе пазом, а привод вращения – тормозом. (Авторское свидетельство СССР 1155433 кл. B24B 47/02, 1983 г.).

В данном устройстве применена комбинация гидравлического привода с электроприводом, что позволяет производить шлифование в широком диапазоне скоростей продольных подач стола. При глубинном шлифовании используется электропривод с шариковинтовой передачей, а при традиционном – гидропривод. Недостатками данного устройства является его сложность, обусловленная применением приводов двух разных типов, а также необходимость использования гидропривода с дроссельным регулированием, обладающего повышенным шумом, утечками масла и низким КПД. Необходимость использования гидропривода объясняется появлением вынужденных колебаний винта при больших скоростях вращения.

Эти недостатки устраняются в приводе станка, в котором используется реверсивный регулируемый электропривод, связанный с ведущим шкивом передачи зубчатым ремнем, концы которой жестко закреплены на подвижном рабочем органе – столе. Преимуществом такого привода является возможность бесступенчатого регулирования продольной подачи в диапазоне от 6 мм/мин до 50 м/мин (Патент США 4271637, кл. B24B 7/02, 1979).

Недостатком данного устройства является низкая жесткость зубчатого ремня, что при большом ходе подвижного органа способно привести к возникновению значительной ошибки в его положении.

Известна зубчатая реечная передача, содержащая корпус, установленные в нем двусторонюю зубчатую рейку, другую зубчатую рейку с пазом, взаимодействующие с рейками два зубчатых колеса, установленную с возможностью перемещения вдоль оси корпуса каретку в виде охватывающего корпус стакана с кольцевым пазом, шарнирно установленном в нем балансиром, закрепленными в балансире двумя кронштейнами со сферическими головками, установленными в пазах соответствующих реек (Авторское свидетельство СССР 1504426, кл. F16H 19/04, 1988 г.). Данная передача позволяет передавать поступательное движение от двусторонней зубчатой рейки к другой двусторонней зубчатой рейке с пазом. При этом взаимно компенсируются радиальные силы, возникающие в зубчатых зацеплениях.

Недостатком конструкции являются ее сложность и узкие технологические возможности, обусловленные невозможностью преобразования вращательного движения в поступательное, следовательно, использованием в приводах подач станков.

Наиболее близкой к заявляемой полезной модели является зубчатая реечная передача, содержащая корпус, в котором в подшипниках установлены две шлицевых направляющие прямолинейного движения, связанные между собой беззазорной передачей зубчатыми колесами, две шлицевые втулки, установленные на шлицевых направляющих и связаные с приводом продольного перемещения, при этом шлицевые втулки имеют зубчатые венцы, взаимодействующие с двусторонней зубчатой рейкой, расположенной между шлицевыми втулками (Патент ФРГ на полезную модель 29816317 кл. F16H 27/02, 1998 г.).

Недостатком данного устройства является малое демпфирование передачи при реверсивных нагрузках.

Технической задачей предполагаемой полезной модели является повышение демпфирования в передаче при реверсивных нагрузках.

Поставленная техническая задача решается тем, что зубчатая реечная передача содержит корпус, в котором в подшипниках установлены две шестерни, находящиеся в зацеплении с зубьями двусторонней зубчатой рейки и оппозитно установленные относительно ее, шестерни жестко связаны со шкивами, которые охватывает бесконечный двусторонний зубчатый ремень, взаимодействующий с указанными шкивами противоположными сторонами, при этом зубчатый ремень охватывает также паразитный шкив и ведущий шкив, связанный с приводным двигателем;

– рейка выполнена упругой и жестко закреплена по концам;

– рейка шарнирно соединена с тягами, связанными с демпфирующими элементами.

Новым в техническом решении является то, что шестерни, находящиеся в зацеплении с зубьями двусторонней зубчатой рейки и оппозитно установленные относительно нее, жестко связаны со шкивами, которые охватывает бесконечный двусторонний зубчатый ремень, взаимодействующий с указанными шкивами противоположными сторонами, при этом зубчатый ремень охватывает также паразитный шкив и ведущий шкив, связанный с приводным двигателем;

– рейка выполнена упругой и шарнирно закреплена по концам.

– рейка шарнирно соединена с тягами, связанными с демпфирующими элементами.

На фиг.1 показана схема привода стола станка, оснащенного предлагаемой зубчатой реечной передачей; на фиг.2 – схема привода зубчатым ремнем предлагаемой зубчатой реечной передачи; на фиг.3 – разрез А-А по осям шестерен на фи

poleznayamodel.ru

Зубчатые передачи. Механизм и виды зубчатых передач :: SYL.ru

Зубчатые передачи широко распространены и в промышленных агрегатах, и в бытовых приборах. Они выступают промежуточным звеном между источником вращательно-поступательного движения и узлом, выступающим конечным потребителем этой энергии. Причем передаваемая мощность может исчисляться как ничтожно малыми единицами (часовые механизмы и измерительные приборы), так и огромными усилиями (турбины электростанций).

Виды передачи движения

Двигатель, генерирующий энергию, и конечный агрегат, ее потребляющий, часто отличаются по таким характеристикам, как скорость вращения, мощность, угол приложения усилия. Кроме того, один источник вращательной энергии может служить для приведения в действие сразу нескольких различных узлов или агрегатов. Чтобы обеспечить доставку крутящего момента в таких условиях, необходимы промежуточные модули, которые бы передавали это усилие с минимальными потерями.

Если в результате такой раздачи или преобразования обороты ведущего вала становятся больше, чем у ведомого, то принято говорить о понижающей передаче. В этом случае потеря скорости компенсируется увеличением нагрузки на ведомой оси и приростом мощности потребляющего узла. В случае, когда в конечном итоге наблюдается увеличение количества оборотов, такая передача будет повышающей. Соответственно, это будет сопровождаться снижением усилия на ведомом валу.

Особенности зубчатого механизма

Ременная передача предполагает наличие между шкивами на связанных валах промежуточного звена – гибкого ремня. Зубчатый механизм от такого соединения отличается наличием на поверхности сопряженных деталей зубьев зацепления. По профилю и размеру они идентичны.

Головка зуба колеса входит в зацепление с повторяющей ее профиль впадиной на шестерне. При вращении ведущего вала ведомый проворачивается в противоположную сторону. Между ними конструктивно предусмотрен минимально возможный зазор, обеспечивающий скольжение, тепловое расширение и смазку для недопущения заклинивания. При этом ведущая часть парного механизма называется колесом, а ведомая – шестерней.

У ременной передачи плоскость зацепления ремня со шкивом составляет не менее трети длины окружности. В зубчатом механизме между ведущим колесом и ведомой шестерней под нагрузкой в постоянном контакте находится одна пара зубьев. Колеса и шестерни на валах обычно монтируются на шпоночном соединении.

Преимущества

Зубчатые передачи имеют широкое распространение. Они долговечны и надежны в работе при соблюдении допустимых уровней нагрузок и надлежащем уровне обслуживания. Малогабаритный механизм обеспечивает высокий коэффициент полезного действия и может применяться для широкого круга изменения скоростей.

Наличие зубьев зацепления позволяет добиваться постоянства передаточных отношений между сопряженными валами из-за отсутствия возможности их проскальзывания. При этом нагрузки на валы не превышают допустимых пределов.

Недостатки

Зубчатые передачи имеют и ряд особенностей, которые могут быть отнесены к их недостаткам. В плане эксплуатации – такой механизм шумит при высокой скорости вращения. Он не может гибко реагировать на изменяющуюся нагрузку, так как представляет собой жесткую конструкцию с точной регулировкой.

В технологическом плане – это сложность изготовления пар колес зацепления. Для такого вида передач требуется повышенная точность, так как зубья находятся в зацеплении при постоянно изменяющемся напряжении. В таких условиях возможны усталостные разрушения материала.

Это происходит при превышении допустимых нагрузок. Зубья могут выкрашиваться, частично или полностью ломаться. Отколовшиеся осколки попадают в механизм, повреждают соседние сопрягающиеся участки, что приводит к заклиниванию и выходу из строя всего узла.

Виды

Наибольшее распространение получила цилиндрическая зубчатая передача. Ее применяют в узлах и механизмах с параллельным расположением валов. По конструктивным особенностям различают зубья с прямым, косым и шевронным профилем.

Для перекрещивающихся валов используют червячную, винтовую цилиндрическую передачи, а для пересекающихся – коническую. Реечная передача отличается тем, что шестерня в общем парном механизме заменяется рабочей плоскостью. При этом на ней нарезаны зубья, идентичные по профилю колеса. В итоге вращательное движение преобразуется в поступательное.

Также разделяют передачи по скорости вращения: тихоходные, средние и скоростные. По назначению их делят на силовые и кинематические (не передающие значительной мощности). Кроме того, зубчатые передачи могут классифицироваться по величине передаточного числа, подвижности осей (рядовые и планетарные), числу степеней, точности зацепления (12 классов), способу изготовления. По форме профиля зуба могут быть эвольвентные, циклоидальные, цевочные, круговые.

Применение

Все виды зубчатых передач широко используются в различных отраслях промышленного производства. Годовое производство различных колесных пар исчисляется миллионами. Сфера их применения настолько обширна, что редкий прибор, механизм или агрегат, использующий в работе вращательное движение, не имеет в своем составе того или иного вида зубчатого подвижного соединения.

Цилиндрическая зубчатая передача используется для преобразования вращательного движения с понижающим или повышающим коэффициентом. Примеры: двигатели внутреннего сгорания, коробки перемены передач в подвижном составе, станкостроении, буровом, металлургическом, горнодобывающем производстве и всех видах промышленности.

Коническая зубчатая передача используется в меньшей степени из-за сложности в процессе изготовления колесных пар. Применяется в сложных и комбинированных механизмах, где присутствует вращательное движение с переменными углами и изменением нагрузок. В специальных редукторах обычно используются конические зубчатые передачи. Примеры: ведущие мосты автомобилей, сельхозтехники, локомотивов, колесные пары конвейеров, приводы различного промышленного оборудования.

Цилиндрические передачи

Применяются наиболее широко, так как технология изготовления колесных пар сравнительно проста и отработанна. Цилиндрическая зубчатая передача используется для передачи крутящего момента между валами, расположенными в параллельных плоскостях. Различаются по форме зубьев: с прямым расположением, косым и шевронным. В редких случаях при перекрещении валов и незначительных нагрузках используется винтовой профиль.

Зубья прямого расположения используются больше всего. Их применяют для передачи крутящего момента с незначительной или средней нагрузкой, а также в случаях, когда есть необходимость смещения колес в процессе работы вдоль оси вала. Косые зубья применяют для плавности хода. Их используют для ответственных механизмов и при повышенных нагрузках. Шевронный профиль (два ряда косых зубьев по краям, расположенных в форме елочки) отличается высокой уравновешенностью осевых сил смещения, которые являются недостатком косозубых колесных пар.

Прямозубые цилиндрические передачи могут быть открытого и закрытого типа. В последнем случае зубья одного из колес располагаются не на наружной, а на внутренней поверхности окружности.

Коническая передача

В условиях, когда крутящий момент от источника к потребляющему узлу нужно доставлять с угловым смещением, используют пересекающиеся валы. Их оси чаще всего находятся под углом 90 градусов. В таких случаях обычно применяется коническая зубчатая передача.

Называется так из-за конструктивных особенностей пар шестерен. Они имеют форму срезанного конуса и сопрягаются своими боковыми плоскостями, на которых нарезаются зубья. По профилю они выше у основания и уменьшаются по направлению к вершине.

Зубчатый венец может иметь прямую, тангенциальную или криволинейную нарезку. Если по профилю он выполнен в виде винтовой спирали, и валы кроме пересечения еще имеют и осевое смещение, то такая коническая передача называется гипоидной. Она обладает плавностью хода и низким уровнем шума, но имеет повышенную склонность к заеданию, поэтому для нее используются специальные смазочные материалы.

В сравнение с цилиндрическими передачами конические могут обеспечить лишь 85% их несущей способности. По технологии изготовления и сборки они являются самыми сложными. Однако возможность передачи крутящего момента с угловым смещением делает их незаменимыми в сложных узлах и механизмах.

Реечная и ременная зубчатая передача

Когда нужно преобразовать вращательное движение в поступательное или наоборот, одно из колес заменяется плоскостью с нарезанными зубьями. Реечная передача отличаются простотой изготовления и монтажа, надежностью и хорошими нагрузочными характеристиками. Применяется в станкостроении и для приводов, где используется поступательное движение: долбежные станки, транспортеры с попеременной подачей.

Зубчато-ременная передача – это гибридная модель, вобравшая положительные качества обеих видов. Отличается постоянством передаточного числа из-за отсутствия проскальзывания. Тихая работа при высоких оборотах и нагрузках достигается путем использования гибких ремней с сердечником. Часто используются в приводах электродвигателей.

На парных шкивах узла агрегата и на эластичном ремне, их связующем, имеются идентичные по профилю зубья. Передача работает не по принципу трения, а используется механизм зацепления. При этом с одной стороны отпадает необходимость сильного натяжения между шкивами и точной регулировки, с другой – смазки между сопрягающимися металлическими деталями.

Материал

Зубчатые передачи должны обладать надежностью в роботе при разных скоростях и нагрузках, прочностью зубьев, их износостойкостью и способностью противостоять заеданию. В качестве основного материала для колесных пар выступает сталь. Она может подвергаться термообработке или иметь в своем составе легирующие добавки и примеси. Как материал для тихоходных механизмов, имеющих большие габариты и открытый тип конструкции, может выступать чугун.

Для предотвращения заедания парные колеса изготавливают из различного по крепости материала. Если для колеса и шестерни используется высокоуглеродистая сталь, то используют различную степень их термообработки. Также применяется бронза, латунь, капролон, текстолит, пластики и формальдегиды.

Изготовление

Заготовки для колесных пар зубчатых передач могут быть изготовлены методом литья или штамповкой. В дальнейшем они подвергаются дополнительной обработке, и производится нарезания зубьев. Используют для этого дисковые и пальцевые фрезы, фасонные шлифовальные круги.

Механизм зубчатой передачи конического типа нельзя изготовить методом чистовой прорезки фрезой или шлифовкой, так как профиль выступов и впадин не постоянен. Это можно делать лишь на начальном этапе черновой обработки. Дальнейшая доводка производится на станках в процессе обкатки с зацеплением. Для этого используется парное колесо из высокопрочного материала, повторяющего основной профиль. Оно выступает в роли режущего инструмента.

Углеродистые стали подвергают закалке, цементации, азотированию или цианированию. Для неответственных узлов термообработка может проводиться после нарезания зубьев. Для колесных пар высокой точности требуется дополнительная финишная шлифовка или обкатка.

Обслуживание

При нормальной работе зубчатый механизм работает плавно, а процесс сопровождается монотонным умеренным шумом. Наличие посторонних звуков и неравномерность вращения свидетельствуют об износе поверхностей, входящих в зацепление, или нарушении регулировки.

Во время проведения технического обслуживания при осмотре проверяют отсутствие трещин, поломок зубьев или их сколов. Особое внимание обращается на правильность зацепления колесных пар и отсутствие зазоров. При работе проверяют торцевое биение и контролируют поверхности трения.

Правильность зацепления определяют нанесением краски на зубья передачи. Пока она не засохла, валы проворачивают несколько раз и осматривают места соприкосновения рабочих поверхностей. По форме отпечатка (он должен быть в форме эллипса) определяют общее состояние передачи.

Обращают внимание на точки касания. Они должны быть приблизительно в средней части высоты зуба. Пятно краски должно занимать 70 – 80% его длины. Регулировка в основном сводится к увеличению или уменьшению толщины прокладок под подшипниками.

В зависимости от типа узла смазка открытого механизма может проводиться периодически вручную пластичным материалом. Для закрытых конструкций она осуществляться принудительно разбрызгиванием или окунанием части венца рабочего колеса в ванну со смазкой.

Параметры зубчатой передачи

Для характеристики механизма зацепления определяют диаметры делительной и основной окружности, межосевое расстояние и возможное смещение валов. Взаимосвязь количества зубьев ведущего и ведомого колеса определяет передаточное отношение. Оно по исходным данным позволяет вычислить обороты для пары зацепления.

Колесо зубчатой передачи изначально характеризуется числом зубьев и модулем. Он стандартизирован и отображает длину делительной окружности, приходящейся на один зуб. Определяют диаметры выступов и впадин. Рассчитывают общую длину, высоту и толщину зуба, а также отдельных его частей – головки и ножки.

Рассчитывается делительный диаметр. Используется коэффициент ширины зубчатого венца. В случае с косыми зубьями определяются с углом их наклона. Нужно учитывать, что в конических и цилиндрических передачах он разный.

Кроме перечисленного еще используется угол профиля, коэффициент торцевого перекрытия и смещения, линии зацепления. Для червячных передач рассчитывают число витков, диаметр и вид червяка.

Расчет зубчатой передачи

Перед проектированием следует изучить исходные данные и определиться с условиями планируемой эксплуатации механизма. Учитывается исходный контур, тип и вид передачи, ее расположение в узле, допустимые нагрузки, материал для колесных пар и их термообработка. На этом этапе берется во внимание частота вращения валов и их диаметры, крутящий момент, передаточное число.

Чтобы произвести расчет зубчатой передачи, нужно определиться с общим модулем зацепления, числом зубьев для шестерни и колеса, их профилем, углом наклона и расположением. Определяют межосевое расстояние, выбирается ширина зубчатых венцов пары.

Рассчитываются геометрические показатели станочного зацепления, для которого проектируется зубчатая передача. Чертеж должен отображать не менее двух проекций: фронтальный и боковой вид слева с нанесенными промерами. Дополнительно составляется таблица основных геометрических и конструктивных параметров, строятся графики.

Значения рассчитывают по формулам, таблицам, применяют коэффициенты и соотношения, при этом используются исходные данные колеса и шестерни. В алгоритме расчетов для отдельных передач может присутствовать до пятидесяти и более шагов и логических этапов. Оптимальным решением вопроса детального проектирования является использование специализированной компьютерной программы.

Размеры пазов под шпонки или шлицы подбирают по стандартам. На общем плане чертеж монтажа колес на валах разрабатывают отдельно.

Стандарты

Нормируются ли зубчатые передачи? ГОСТ, действующий в настоящее время, определяет допустимые отклонения для готовых колесных пар. Точность заготовок устанавливается в зависимости от технологических особенностей и может регулироваться для каждой отрасли или завода-изготовителя отдельно.

Для каждого вида зубчатых передач существуют нормы взаимозаменяемости. Отдельные стандарты утратили актуальность вообще, некоторые действуют лишь в отдельных регионах. Тем не менее, нормы, разработанные ранее, используются для общей терминологии, обозначений, порядка разработки документации и построения чертежей.

ГОСТы регулируют параметры расчетов геометрии зубчатых колесных пар, их модули, исходные контуры, степени точности и виды сопряжений. Другие нормативы устанавливают стандарты на отдельные элементы деталей, а третьи – на уже готовые узлы и агрегаты.

www.syl.ru

Зубчатая реечная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов. Цель изобретения – повышение надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек. Для этого в неподвижном корпусе 1 оппозитно установлены два зубчатых колеса 4 и 8, взаимодействующих с двусторонней рейкой 3, а в подвижной относительно корпуса каретке 7 шарнирно установлен балансир 9, в котором на кронштейнах 22 размещены зубчатые рейки 5 и 6. При этом зубчатые колеса 4 и 8 находятся в зацеплении соответственно с рейками 5 и 6. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (511 4 Е 16 Н 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

IlPI4 ГКНТ СССР (2! ) 4371110/25-28 (22) 25.01.88 (46) 30.08.89. Бюл. № 32 (72) В. А. Малых и С. В. Родионов (53) 621.838 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1216499, кл. F 16 Н 19/04, 1984. (54) ЗУБЧАТАЯ РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов. Цель изобретения — повышение

„„SU„„1504426 д 1

2 надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек. Для этого в неподвижном корпусе 1 оппозитно установлены два зубчатых колеса 4 и 8, взаимодействуlollLHx с двусторонней рейкой 3, а в подвижной относительно корпуса каретке 7 шарнирно установлен балансир 9, в котором на кронштейнах 22 размещены зубчатые рейки 5 и 6.

При этом зубчатые колеса 4 и 8 находятся в зацеплении соответственно с рейками 5 и 6. 2 ил.

1504426

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым реечным передачам, и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов.

Цель изобретения — повышение надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек.

На фиг. 1 показана передача, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный раз рез.

Зубчатая реечная передача содержит корпус 1, в центральном отверстии 2 которого установлена с возможностью перемещения рейка 3 с двусторонней нарезкой, зубчатое колесо 4, рейки 5 и 6, установленные в каретке 7, дополнительное зубчатое колесо 8 и балансир 9. Рейка 3 находится в зацеплении с зубчатыми колесами 4 и 8, каждое из которых взаимодействует с рейками 5 и 6 соответственно. Зубчатые колеса установлены на осях 10, которые вращаются в подшипниках 11, установленных в корпусе. Корпус размещен в отверстии 12 каретки, выполненной в виде стакана, при этом каждая из реек 5 и 6 установлена зубчатой поверхностью в ссютветствуюший паз 13 корпуса 1, а противоположной гладкой поверхностью-в паз 14 каретки 7. B нижней части каретки выполнена кольцевая проточка 15, на стенке 16 которой выполнены оппозитно расположенные пазы 17, ориентированные параллельно оси каретки по ее образующей.

Балансир 9 установлен в кольцевой проточке каретки 7 на оппозитно расположенных осях 18, каждая из которых одним конком жестко закреплена в гнезде 19 балансира, а другим концом установлена в подшипнике 20, установленном в гнезде каретки. В посадочных гнездах 21 балансира

9 оппозитно установлены кронштейны 22, сферические головки 23 которых входят в пазы 24 зубчатых реек 5 и 6.

Зубчатая реечная передача работает следующим образом.

При неподвижном корпусе 1 под действием усилия Q рейка 3 перемещается вниз, вызывая вращение оппозитно расположенных зубчатых колес 4 и 8. Рейки 5 и 6, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами 4 и 8 соответственно, получают поступательное перемешение вверх, при этом пазы 24 зубчатых реек 5 и 6 взаимодействуют со сферическими головками 23 кронштейнов 22, вызывая их перемешение вместе с балансиром 9 вверх. Оси 18, закрепленные в балансире 9, передают это перемещение каретки 7 через подшипники 20.

Оппозитная установка зубчатых колес

4 и 8, находящихся в зацеплении с зубчатой рейкой 3 и, соответственно, с рейками 5 и 6, позволяет компенсировать распорные усилия, возникающие в зацеплениях, что ведет к уменьшению износа элементов зацепления, а свободная установка реек 5 и 6 компенсирует погрешности взаимного расположения зубчатых колес и реек. Все эти факторы повышают надежность передачи.

Зубчатая реечная передача, содержащая корпус, установленное в нем зубчатое колесо и взаимодействующие с ним две оппозитно установленные рейки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, одна из реек выполнена двусторонней, в другой выполнен паз, а передача снабжена установленной с возможностью перемещения вдоль оси корпуса кареткой в виде охватывающего корпус стакана с кольцевым пазом, шарнирно установленным в нем балансиром, установленной в корпусе с возможностью осевого перемещения дополнительной рейкой с пазом, закрепленными в балансире двумя кронштейнами со сферическими головками, которые установлены в пазах соответствующих реек, и дополнительным зубчатым колесом, предназначенным для взаимодействия с дополнительной и двусторонней рейками.

1504426

12

11 ”

tg

Фиг.2

Составитель Л. Николаев

Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор М. Максичишинец

Заказ 5233,137 Тираж 721 Подп исное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

   

findpatent.ru

Передача зубчатая с реечным зацеплением зубьев


Реечные домкраты, в которых подъём груза осуществляется с помощью стальных зубчатых реек, перемещающихся вдоль направляющих внутри металлических или деревянных (с металлическим каркасом) кожухов, в свою очередь подразделяются на рычажно-реечные (с рейками, имеющими пилообразные зубья) и на реечно-зубчатые (с рейками, имеющими зубья нормального профиля, входящие в зацепление с шестернями зубчатых передач).  [c.857]

В реечном механизма применяют зубчатую передачу с модулем 3—4,5. При большем модуле увеличиваются размеры пресс-формы. Полный ход S ползуна, который должен на несколько миллиметров превышать длину I оформляющей части стержня, определяют по формуле S = ni + Т, где п — число шагов на рейке ползуна i — шаг зубьев рейки, мм Т — добавочное расстояние на выход и вход зубчатого валика в зацепление (табл. 4.2).  [c.141]

Осевая плоскость сечения червяка, перпендикулярная к оси колеса, называется главной плоскостью. В сечении этой плоскостью профиль витков червяка такой же, как и профиль зубьев рейки эвольвентного зацепления, т. е. трапецеидальный. Этим пользуются для того, чтобы, ограничиваясь представлением о, зацеплении лишь в главной плоскости, целиком перенести на червячную передачу все геометрические соотношения, которыми характеризуется зацепление рейки с зубчатым колесом. Эквивалентность червячного и реечного зацеплений справедлива лишь для главного сечения. В других сечениях червяка плоскостями, параллельными главной плоскости, будут тоже получаться зубчатые рейки, но с зубьями не прямолинейного, а криволинейного очертания. Таким образом, заменяя червячное зацепление реечным, сводят пространственный механизм к плоскому.  [c.142]


Состоит из зубчатого цилиндрического колеса и прямой рейки. Зуб колеса имеет эвольвентный профиль, а зуб рейки — прямолинейный. Угол при вершине зуба рейки 2а = 40° зависит от стандартного угла зацепления а = 20°, а эвольвентный профиль зуба колеса зависит еще и от числа зубьев. Реечное зацепление встречается и в других зубчатых механизмах, иапр. в осевом сечении архимедова червяка и сопряженного с ним тороидного зубчатого колеса нормальной червячной передачи. Следует иметь в виду, что, говоря  [c.39]

ПЕРЕДАЧА ЗУБЧАТАЯ. Механизм, который посредством зубчатого зацепления передает движение с вала на вал или с вала на рейку. Оси зубчатых колес, находящихся в зацеплении, могут быть параллельны, могут пересекаться или скрещиваться. В этих случаях применяют цилиндрические, конические колеса и колеса с винтовыми (спиральными) зубьями. Реечная передача состоит из зубчатого колеса и рейки и осуществляет изменение вращательного движения на поступательное.  [c.80]

См. рис. 3.62. Передачи зубчатые цилиндрические между параллельными валами а — с прямыми и косыми зубьями б — с шевронными зубьями в — внутреннего зацепления г — реечные. Передачи зубчатые конические между пересекающимися валами д — с прямыми, косыми и круговыми зубьями е — коническая — гипоидная. Передачи зубчатые (цилиндрические) между скрещивающимися валами ж — винтовая.  [c.137]

Для передачи вращательного движения от одного звена машины к другому применяются зубчатые зацепления, которые осуществляются с помощью зубчатых колес. Зубья зубчатых колес нарезаются специальными инструментами (фрезой, реечным долбяком-гребенкой), обеспечивающими необходимую форму зуба. Величина линейных размеров зубьев зависит от основной характеристики зубчатого зацепления — модуля т, равного отношению диаметра делительной окружности зубчатого колеса к числу зубьев г.  [c.224]

Рабочие чертежи зубчатых реек. Назначение реечных передач (рис. 273)—преобразование вращательного движения в поступательное. У рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом, все расчетные размеры (модуль, высоты головки и ножки зуба) равны соответствующим размерам колеса. Стан-  [c.148]

Червячно-реечные передачи (рис. 12, б) — самотормозящие передачи, передающие движение только от червяка 1 к рейке 2 и обладающие большей жесткостью и плавностью в работе, чем зубчатое колесо и рейка, благодаря тому, что в зацеплении с червяком находится одновременно несколько зубьев рейки. Расположение червяка  [c.25]

Небольшие отличия в описываемых этими стандартами исходных контурах показаны в табл. 6.1. Исходный контур является пр.чмо- бочным реечным контуром с равномерно чередующимися симметричными зубьями и впадинами трапециевидной формы. Указанные стандарты распространяются на эвольвентные цилиндрические зубчатые передачи о прямозубыми и косозубыми колесами, а также на конические передачи с прямозубыми зубчатыми колесами и устанавливают нормальный номинальный исходный контур зубчатых колес. Шаг зубьев выражается через основной параметр зубчатого зацепления — модуль т р кт. Модуль измеряется Б миллиметрах. Его значения регламентированы ГОСТ 9563—60 (СТ СЭВ 310—76), который устанавливает значения нормальных модулей для цилиндрических колес и внешних окружных делительных модулей для конических колес с прямыми зубьями. Значения модулей первого ряда стандарта 0,05 О.Об-  [c.280]

Регулирование натяга в зацеплении зубчатых колес с рейками. При возникновении зазоров в реечных передачах 1, 17, приводящих к неплавному, ходу каретки 18, необходимо подвернуть гайку 14, которая через тарельчатую пружину сближает две половинки зубчатого колеса 15, имеющего наклонный зуб. При осевом сближении половинок колеса его зубья соприкасаются с наклонными зубьями рейки, благодаря чему выбирается зазор. Аналогичная регулировка производится в реечной передаче 1,2.  [c.59]

Описанные выше способы регулирования м. ц. р. относятся к цилиндрическим зубчатым передачам с прямыми, косыми и винтовыми зубьями. Аналогичные способы выборки боковых зазоров в зубчатых зацеплениях, т. е. применение эксцентричных или плавающих втулок и передвижки несущих кронштейнов, используют для червячных и реечных передач.  [c.192]

Универсальный трехкулачковый реечный патроне винтовой передачей и ручным зажимом приведен на рис. 82. В радиальных пазах корпуса 1 патрона перемещаются кулачки 2, а в прямоугольных пазах — рейки 3. В выемке корпуса установлен зубчатый венец 4. Вращаемый торцовым ключом 7 винт 6 приводит в движение одну из косозубых реек 3, которая через нижнюю прямозубую рейку 5 вращает зубчатый венец 4. Венец, вращаясь, перемещает две нижние рейки 5, в зацеплении с которыми находятся кулачки 2. При продольном перемещении реек 3 кулачки 2 движутся к центру (при закреплении) или от центра (при раскреплении) патрона. Зубья 8 кулачков 2 своим профилем полностью соприкасаются с профилем зубьев реек, что уменьшает удельное давление на зубья и их износ. Трехкулачковые реечные патроны изготовляются шести размеров (от 200 до 630 мм).  [c.120]

Для уменьшения габаритов домкрата шестерни зубчато-реечного домкрата делаются с возможно малым числом зубьев, обычно не превышающим 4 или 5. При этом во избежание чрезмерного подрезания ножек зуба применяется зацепление с большим положительным смещением, что значительно понижает к. п. д. зубчатой передачи.  [c.364]

В процессе ремонта оборудования приходится заменять новыми большое число зубчатых передач. Среди них имеются передачи с цилиндрическими зубчатыми колесами (прямозубыми и косозубыми, шевронными) червячные передачи, в которых меняются обе детали (червяк и зубчатое колесо) или только одна (обычно колесо) конические передачи с прямыми, косыми и криволинейными зубьями колес реечные передачи, в которых рейка сцепляется с прямозубым, косозубым цилиндрическим колесом или с червяком. В подавляющем большинстве передач встречается эвольвентное зацепление, хотя в отдельных случаях приходится изготовлять зацепления, профиль которых очерчен другими кривыми.  [c.52]

Аналогично может быть восстановлено зацепление и косозубого цилиндрического колеса, а также червяка с рейкой. При условии, что исправлять нужно только рейку, ремонт осуществляется же, как в предыдущем случае. Если червяк передачи имеет следы износа или задиры на винтовых поверхностях, он может быть прошлифован по винтовой нитке рейка при этом должна быть обработана по профилю зубьев с утолщением зуба. Этим компенсируется утонение нитки червяка. Обрабатывать червяк по наружному диаметру не следует, так как с изменением его диаметра изменится угол винтовой линии и нарушится правильность зацепления. Если в зубчато-реечной передаче с косозубым зубчатым колесом последнее оказалось изношенным, его следует заменить.  [c.252]

Другим, тоже распространенным, механизмом в коробках подач являются зубчатые колеса, смонтированные в блок в виде встроенных конусов, каждая пара колес которых сцепляется проскакивающей (вытяжной, скользящей) шпонкой, как показано на фиг. 81, б. Конструкция проскакивающей шпонки показана на фиг. 81, в, где видно, что подвижная шпонка 1 перемещается от реечного механизма 2. Указанный меха[шзм очень компактен и позволяет применять колеса с винтовыми зубьями (в связи с их постоянным зацеплением), что очень важно для цепей точных передач при нарезании резьбы. Некоторым недостатком этого механизма является нежесткость соединения проскакивающей шпонкой и бесполезное вращение одновременно сцепленных колес обоих конусов. Несмотря на эти недостатки, конусные блочные зубчатые колеса широко применяются в коробках подач станков.  [c.81]

Циклоидальное зубчатое зацепление. Циклоидальное зацепление в машиностроении прнл еняется редко оно используется лишь для колес часовых и приборных передач и в реечных домкратах с шестернями, имеющидш малое число зубьев. Иногда циклоидальное зацепление применяют в воздуходувках Рута.  [c.322]

Зацеплеипя зубчатые. Исходный контур цилиндрических зубчаты.к колес Зацепления зубчатые. Исходный контур прямозубых конических колес Передачи зубчатые цилиндрические. Основные параметры Передачи зубчатые конические Основные па> раметры Зубчатые колеса. Модули Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски Передачи червячные цилиндрические. Основные параметры Передачи зубчатые конические. Допуски червячные. Допуски зубчатые реечные. Допуски Оформление рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес зубчатых реек, конических, червячных цилиндрических и гло-боидных колес Передачи зубчатых паровых и газовых турбин. Технические требования Шероховатость поверхности Фрезы червячные чистовые однозаходные для цилиндрических зубчатых колес с эволь вентным профилем Фрезы червячные чистовые для шлицевых валов с эвольвентным профилем Фрезы червячные чистовые для шлицевых валов с прямобочпым профилем Фрезы дисковые зуборезные модульные Фрезы червячные чистовые однозаходные мелкомодульные для цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем Долбяки зуборезные чистовые для валов и отверстий шлицевых соединений с эвольвентным профилем Долбяки зуборезные чистовые Резцы зубострогальные для конических колес с прямым зубом, нарезаемых методом обкаткн  [c.228]

II — муфта сцепления кулачковая двусторонная 12 — муфта сцепления фрикционная конусная 13 — муфта сцепления фрикционная с разжимным кольцом / муфта сцепления фрикционная (общее обозначение без уточнения типа) /5—-тормоз ленточный /5 — храповой зубчатый механизм с наружным зацеплением, односторонний 17 — шкив ва валу а — рабочий б — холостой 18 — барабан на валу (соединение свободное) изображен по заводским нормалям / —передача плоским ремнем, открытая 20 —передача цепью (общее обозначение, без уточнения типа) 2/— передачи зубчатые (цилиндрические) между параллельными валами, внешнее зацепление а — с прямыми зубьями б — с винтовыми зубьями в — с шевронными зубьями 22 — передача зубчатая (цилиндрическая) между параллельными валами, внутреннее зацепление 23 — передача зубчатая реечная (общее обозначение без уточнения типа зубьев) 2- —передача зубчатая между пересекающимися валами, коническая (общее обозначение без уточнения типа зубьев) 25 — передача зубчатая между скрещивающимися валами червячная с цилиндрическим червяком 26 — двигатель (общее обозначение без уточнения типа)  [c.98]

Классификация, По взаимному расположению геометрических осей колес различают передачи (рис. 3.76) с параллельными осями — цилиндрические внешнего или внутреннего зацепления с неподвижными (а…г) и подвижными осями, т. е. планетарные передачи (см. 3.41) с пересекаюи имися осями — конические (д, е) со скрещивающимися осями (гиперболоидные) — винтовые (ж), гипоидные (з) и червячные. В некоторых механизмах для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот) применяется реечная передача (и). Она является частным случаем зубчатой передачи с цилиндрическими колесами. Рейка рассматривается как одно из колес с бесконечно большим числом зубьев.  [c.330]

Зубчато-реечный домкрат (рис. 186) в отличие от рычажно-реечного имеет рейку с прямыми зубьями 4, с которой находится в зацеплении приводная шестерня 3. Между приводной рукояткой 1 и приводной шестерней 3 помещается промежуточная одноступенчатая (или двухступенчатая) зубчатая передача. По правилам Г осгортехнадзора приводная рукоятка выполняется в виде безопасной рукоятки, состоящей из грузоупорного винтового тормоза и храпового механизма 2.  [c.364]

Допуски зубчатых, реечных и червячных передач регламентированы государственными стандартами. Этими стандартами установлены допуски эвольвентных цилиндрических зубчатых передач с колесами внешнего и внутреннего зацепления с исходным контуром по ГОСТ 13755-81 при т > 1 мм, эвольвентных цилиндрических и винтовых передач с исходным контуром по ГОСТ 9587-81 при т допуски конических и гипоидных зубчатых передач и пар (поставляемых без корпуса) внещнего зацепления с прямолинейным профилем исходного контура и номинальным углом этого профиля 20°. Для зубчатых колес гипоидных передач за номинальный угол профиля принимают среднее арифметическое углов профиля на противоположных сторонах зубьев. Стандартами установлены допуски червячных цилиндрических передач и червячных пар (поставляемых без корпуса) с червяками 7А (архимедов червяк),  [c.287]


mash-xxl.info

Зубчато-реечная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. Цель изобретения – расширение кинематических возможностей. Указанная цель достигается за счет того, что ось 7 зубчатого колеса 5 установлена с эксцентриситетом, а зубчатые рейки 3 и 4 , выполненные в рамке 2, наклонены под острым углом по отношению к направляющим корпуса 1. За счет эксцентричного смещения оси 7 зубчатого колеса 5 увеличивается ход рамки 2. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 19/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4466126/28 (22) 15.06,88 (46) 23.08.91. Бюл. гЬ 31 (75) С.В.Кравчук (53) 621.833 (088.8) (56) Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. Т.4 — М.: Наука, 1980, с.35, фиг.2177. (54) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различ,., Я2,, 1672042 А1 ных механизмах для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. Цель изобретения — расвирение кинематичвских воэможностей. Укаэанная

4Bhb достигается эа счет того, что ось 7 зубчатого колеса 5 установлена с эксцентриситетом, а зубчатые рейки 3 и 4, выгюлнемные в рамке 2. наклонены под острым углом по отношению к направляфщрае корпуса 1.

За счет эксцентричного смещения оси 7 зубчатого колеса 5 увеличивается ход рамки 2.

1 ил, 0с 4

Ю

О

4h

ЬЭ

1672042 вдоль оси направляющей рамку 2 со штоком

Составитель А, Матвеев

Редактор О, Хрипта Техред M.Moðãåíòàë Корректор С Шевкуи

Заказ 2820 Тираж 372 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат “Патент”, г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. 5

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей, На чертеже изображена зубчато-реечная передача кинемэтическвя схема.

Зубчато-реечная передача содержит 10 корпус 1 с направляющей, установленную в ней с возможностью перемещения рамку 2 с двумя параллельными зубчатыми рейками

3 и 4, поочередно взаимодействующими с зубчатым колесом 5, зубья которого распо- 15 ложены нэ секторе 6. Угол сектора 6 колеса

5 составляет менее 180О. Ocb 7 колеса 5 смещена относительно его центра на величину!.

Зубчатые рейки 3 и 4 наклонены под 20 острым углом к направляющей корпусв1, Угол наклона реек выбран таким, что разность расстояний от вершин соответствующих крайних зубьев каждой рейки до оси направляющей, равна величине смещения 25 оси 7 вращения колеса 5.

Зубчато-реечная передача работает следующим образом.

Зубчатое колесо 5, вращаясь на своей оси 7, через зубчатые рейки 3 и 4 приводит 30 в возвратно-поступательное движение

При непрерывном вращении колеса 5 в одном и том же направлении зубья колеса 5 попеременно входят в зацепление с зубьями реек 3 и 4, сообщая рамке 2 со штоком 8 возвратно-поступательное движение.

Для плавного входа в зацепление крайние зубья сектора 6 скорригированы.

3а счет эксцентричного смещения оси 7 зубчатого колеса 5 увеличивается ход рамки

2 с зубчатыми рейками 3 и 4.

Формула изобретения

Зубчато-реечная передача, содержащая корпус с направляющей, установленную в ней с возможностью перемещения рамку с двумя параллельными зубчатыми рейками и предназначенное для поочередного взаимодействия с рейками зубчатое колесо, зубья которого расположены на секторе, угол которого меньше 180О, о т л ич а ю ща я с ятем, что, с целью расширения кинематических возможностей, ось вращения колеса смещена от его центра в сторону одного из крайних зубьев по линии его симметрии, вершины зубьев каждой рейки наклонены к оси направляющей под острым углом, э разность расстояний от вершин соответствующих крайних зубьев каждой рейки до оси направляющей равна величине смещения оси вращения зубчатого колеса.

  

findpatent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *