Рукоятка из дерева для ножа – Ручка для ножа своими руками: пошаговая инструкция изготовления

alexxlab | 25.06.2020 | 0 | Разное

Содержание

Ручка для ножа своими руками: пошаговая инструкция изготовления

Качественный нож – незаменимый атрибут экипировки любого охотника, рыбака или любителя отдыха на природе. На современном рынке представлен настолько обширный ассортимент охотничьих ножей, что выбрать подходящую модель не составит труда. Однако многие предпочитают изготавливать клинки самостоятельно. Особого внимания требует ручка для ножа, ведь она должна быть удобной, прочной и устойчивой к агрессивным факторам окружающей среды.

Наша статья предназначена именно для тех, кто предпочитает заниматься изготовлением необходимого для охоты инструмента самостоятельно. Сегодня мы решили детальнее остановиться на изготовлении рукоятки для охотничьего ножа и рассмотреть основные этапы этого процесса, а также уделить внимание материалам, которые можно использовать для производства.

Ручка для ножа: характеристики и свойства

Конструкция любого ножа предельно простая, ведь он состоит непосредственно из клинка (лезвия) и рукоятки. При покупке мы чаще всего обращаем внимание на материал, остроту и форму клинка, оставляя рукоятку без внимания. Этот подход неправильный, так как ручка неудобной формы может свести к нулю все остальные преимущества изделия.

Рисунок 1. Форма ручки напрямую влияет на удобство использования ножа

Именно от правильно подобранной формы и размера рукоятки будет зависеть удобство использования ножа, его маневренность и эффективность работы. Не менее важную роль играет и подбор материалов. К примеру, если вы собираетесь использовать инструмент преимущественно на открытом воздухе, лучше выбирать изделие с рукояткой из прочного и износостойкого материала – оленьего рога, древесины или пластика. Для домашнего использования подойдут ножи с рукоятками из фанеры и других легких материалов, которые помогут длительное время использовать нож без возникновения усталости (рисунок 1).

Также следует учитывать, что функциональное назначение ножа во многом зависит и от формы его рукояти:

  1. Овальная: эта форма считается самой удобной, так как руке проще удерживать такую рукоять длительное время. Примечательно, что овальную форму ручки часто имеют не только охотничьи, но и столовые ножи, что в очередной раз доказывает ее удобство.
  2. Прямая: характерная особенность такой рукоятки в том, что она не имеет каких-либо сужений или расширений. Как правило, такие ручки делают в кухонных ножах. Для охотничьего инструмента рукоятка подобной формы не подойдет, так как при работе с ножом рука будет быстро уставать.
  3. Конусная: может иметь расширение назад или вперед, причем чаще всего можно встретить последний вариант. Подобная рукоятка имеет практически идеальную эргономическую форму и не выскальзывает из руки во время использования.

Кроме того, некоторые охотничьи ножи оснащают наборными ручками вогнутой или выпуклой формы. Ярким примером первого типа можно считать японские клинки или ножи, которые использовались в Древней Руси. На практике, вогнутая форма не слишком удобная, поэтому многие охотники предпочитают покупать ножи с выпуклыми рукоятками, так как именно они признаны самыми удобными и функциональными.

Тип крепления ручки

Способы крепления рукоятки ножа к клинку не слишком разнообразны. Их существует всего два: всадной и накладной. Однако, какой бы способ не был выбран, изготовление ручки в любом случае будут осуществлять по шаблону, чтобы готовое изделие полностью соответствовало пожеланиям будущего владельца.

Поскольку всадные и накладные рукоятки отличаются друг от друга по многим параметрам и имеют свои конструктивные особенности, мы рассмотрим характеристики каждого из способов более детально.

Всадная

Всадную рукоятку также называют «крысиный хвост». Такое название очень точно объясняет саму технологию крепления ручки к лезвию клинка (рисунок 2).

На ноже делают узкий хвостовик, на который, как на стержень, насаживается рукоятка и закрепляется любым доступным способом.

Если вы решили изготовить охотничий нож именно с деревянной всадной ручкой, вам следует заранее ознакомиться с преимуществами и недостатками подобной конструкции.

Из плюсов выделяют:

  1. Эстетичность: всадные рукоятки выглядят более привлекательными внешне, причем их часто изготавливают сразу из нескольких пород дерева для повышения декоративности.
  2. Практичность: подобный тип крепления позволяет создавать и закреплять на клинке рукоятку любой формы и размера.
  3. Удобство использования: как правило, вес всадных рукояток небольшой, что является очевидным преимуществом для охотников, которым приходится много перемещаться по местности. Кроме того, такие рукоятки обладают низкой тепло- и электропроводимостью, что также является очевидным плюсом их использования.
Рисунок 2. Крепление всадной модели

Также следует отметить, что ручки с подобной формой крепления гораздо проще ремонтировать. Недостаток у всадных рукояток только один – способ их крепления менее надежный в сравнении с накладными моделями.

Накладная

Ножи с накладной рукоятью имеют немного другую конструкцию. У них есть широкий хвостовик, который полностью повторяет форму ручки. На него с двух сторон крепятся пластины (накладки) и фиксируются с помощью заклепок или винтов. Как правило, данный способ применяют для изготовления цельнометаллических или складных ножей с двумя ручками (рисунок 3).

Среди преимуществ накладной рукоятки можно выделить простоту в изготовлении и высокую прочность соединения элементов конструкции. Однако, следует учитывать, что у данного варианта крепления есть и минусы. Во-первых, существуют определенные ограничения по форме и размеру ручки. Во-вторых, весит готовое изделие гораздо больше, чем модель с всадной ручкой. Кроме того, ножи с накладными рукоятками обладают высокой тепло- и электропроводимостью. Это означает, что вам вряд ли удастся долгое время орудовать таким инструментом на морозе без перчаток.

Рисунок 3. Изготовление накладного варианта

При этом надежность и долговечность таких ножей вполне перекрывает их недостатки, поэтому многие охотники и рыбаки предпочитают использовать именно холодное оружие с накладными рукоятками.

Изготовление рукоятки своими руками пошагово

Простота конструкции ножа и его рукоятки позволяет с легкостью изготовить этот инструмент своими руками.

К примеру, если у вас есть качественный клинок с поврежденной ручкой, вы вполне сможете обновить его, изготовив рукоятку из подручных материалов по алгоритму, приведенном в нашей статье.

Необходимые инструменты

Как правило, большинство умельцев изготавливают рукоятки для ножей из дерева, хотя для этой цели подойдут и другие природные и синтетические материалы.

Исходя из выбранного материала, подбирают и инструменты для работы. К примеру, для обработки древесины обязательно понадобятся специальные пропитки (к примеру, льняная олифа), которые будут защищать готовое изделие от влаги и других негативных факторов окружающей среды.

Для обработки материала также понадобятся специальные инструменты. Древесину проще всего обрабатывать с помощью резака, стамески или рашпиля, а для работы с металлом понадобятся специальные тиски и абразивные камни. Для обработки материалов повышенной прочности могут пригодиться и электроинструменты: дрели, лобзики, стамески и др.

Требования к размерам и форме

Четких требований к размерам охотничьих ножей не существует: каждый руководствуется соображениями личного удобства и функциями, которые будет выполнять клинок (рисунок 4).

Оптимальная длина лезвия охотничьего ножа составляет 10 см. С помощью такого инструмента можно и разделывать дичь, и использовать его для строгания древесины или других целей.

Рисунок 4. Разнообразие размеров и форм

Минимальная длина рукоятки качественного ножа составляет 11-13 см, при этом ширина готового изделия определяется индивидуально, в зависимости от личных предпочтений будущего владельца. Что касается формы клинка, то для охотничьего ножа оптимальной считается овальная или выпуклая рукоятка, которая обеспечивает удобство и эффективность использования инструмента.

Виды используемых материалов

Виды материалов для изготовления рукояток ножей очень разнообразны. Для этой цели применяют как природные, вроде древесины или кожи, так и синтетические материалы – металл, пластмассу или резину.

Окончательный выбор материала зависит от ваших навыков, возможностей и личных предпочтений. Чтобы вам было проще определиться с выбором, мы приведем более детальную информацию о каждом виде материала, который можно использовать для изготовления рукоятки охотничьего ножа.

Дерево

Древесина считается одним из самых популярных материалов для изготовления рукоятки охотничьего ножа. Как правило, для этой цели используются твердые породы дерева, вроде ореха, ясеня, березы, бука, вишни, граба, дуба или клена (рисунок 5).

Если вы хотите сделать ручку для ножа их дерева своими руками не только прочной, но и оригинальной, вы можете использовать экзотические виды древесины. Такие породы, как мербау, амарант, бубинго или зебрано не растут в наших широтах, но обладают достаточной прочностью и привлекательным внешним видом, и идеально подходят для изготовления рукояток ножей.

Рисунок 5. Варианты, изготовленные из дерева

Если у вас нет подходящего куска натурального дерева, вы всегда можете использовать части из паркетной доски. Это напольное покрытие как раз и изготавливают из прочных пород дерева, которые идеально подходят для изготовления рукояток охотничьих ножей.

Конечно, натуральная древесина по некоторым показателям проигрывает синтетическим материалам в плане износостойкости и долговечности, но при этом у нее есть и определенные плюсы. К примеру, этот натуральный материал легко обрабатывать, он обладает уникальной текстурой, а также обеспечивает надежное сцепление с ладонью и позволяет долгое время работать на открытом воздухе даже в сильный мороз.

Береста

Ручку для охотничьего ножа можно изготовить и из наборной бересты. Этот материал один из самых простых и доступных, а для работы с ним требуется минимальный набор инструментов. Очевидное преимущество берестяных рукоятей в том, что в их состав входит натуральный березовый деготь, который защищает готовое изделие от влаги и гниения. Кроме того, береста обладает низкой теплопроводностью, поэтому работать ножом с такой рукояткой будет комфортно и в жару, и в холод (рисунок 6).

Рисунок 6. Порядок изготовления изделия из наборной бересты

Для изготовления рукоятки из бересты используется верхний слой коры березы, которую нарезают небольшими кусками, проклеивают эпоксидной смолой и сжимают в брикет с помощью тисков. Благодаря такой простой конструкции, изготовить рукоятку можно всего за один день. Единственный недостаток такой ручки в том, что береста очень хорошо впитывает запах, поэтому, если вы будете использовать нож для разделки дичи или рыба, ручка впитает в себя эти запахи и избавиться от них в дальнейшем будет крайне сложно.

Кожа

Натуральная кожа также относится к подходящим материалам для изготовления рукояток финских и других ножей. Как правило, для производства заготовки используют ту же наборную технологию, как и при изготовлении рукоятки из бересты (рисунок 7).

Рисунок 7. Кожаные изделия отличаются удобством и долговечностью

Наряду с очевидными плюсами природного материала – износостойкости, низкой теплопроводности и удобства, и кожаных рукояток есть и определенные минусы. Как и в случае с берестой, натуральная кожа очень хорошо впитывает запахи, поэтому обычно ее используют для изготовления туристических или походных ножей, которыми не обрабатывают дичь или рыбу. Кроме того, если вы будете неправильно использовать и хранить такой нож, кожа может начать гнить и рукоятку придется менять. Поэтому специалисты рекомендуют после каждого использовать тщательно промывать и высушивать нож с последующей обработкой рукоятки специальными защитными средствами для кожи или натуральным воском.

Пластмасса

Современные композиты по своим эксплуатационным характеристикам во многом превосходят натуральные материалы. Качественная пластмасса не впитывает влагу и запахи, обладает низкой теплопроводностью и удобно ложится в руку, позволяя длительное время орудовать ножом без усталости.

Однако, если вы решили изготовить пластмассовую ручку для ножа своими руками, вас ждет неприятный сюрприз. Реализовать эту идею в домашних условиях будет весьма проблематично, так как пластмасса требует использования специальных инструментов для обработки, которые далеко не всегда есть под рукой. Кроме того, прочно закрепить такую рукоятку на лезвии может быть проблематично. Поэтому, если вы четко решили стать владельцем охотничьего ножа с пластиковой рукояткой, скорее всего, вам придется покупать готовое изделие в специализированном магазине.

Металл

Полые или цельнометаллические рукоятки ножа подойдут далеко не всем. Во-первых, такие модели обладают повышенным весом, что не всегда выгодно во время охоты. Во-вторых, ножом, оборудованным металлической ручкой, не получится долго орудовать при отрицательных температурах (рисунок 8).

Рисунок 8. Металлические модели не подходят для использования на морозе

При столь очевидных недостатках, изготовление металлической рукоятки считается достаточно простым. Достаточно лишь взять подходящий кусок металла, подобрать шаблон будущей рукоятки, нанести шаблон на материал и вырезать заготовку. В дальнейшем части рукоятки крепят к лезвию преимущественно накладным способом.

Резинопласты

Резинопласт считается еще одним практичным, недорогим и удобным материалом для изготовления рукоятки ножа. Кроме того, такая ручка может быть комбинированной, к примеру, дополняться элементами из кожи или натуральной древесины (рисунок 9).

Данный материал обладает всеми преимуществами синтетических волокон. Он не скользит в руке, не проводит электрический ток и не дает руке мерзнуть даже при работе на открытом воздухе в сильный мороз. Кроме того, этот синтетический материал не впитывает воду и запахи, что является очевидным преимуществом, если нож будет использоваться для разделки дичи или рыбы. Сделать рукоятку из резинопластового материала просто: достаточно взять кусок материала, вырезать из него заготовки нужного размера и формы и просто соединить их между собой клеем.

Рисунок 9. Изделия из резинопласта отличаются долговечностью и износостойкостью

Единственным недостатком такого материала можно считать высокую горючесть. Резинопласты действительно очень быстро воспламеняются, поэтому оставлять их рядом с открытым огнем не рекомендуется.

Синтетические волокна

Использование синтетических волокон для изготовления рукоятки ножа, в первую очередь,  предполагает обмотку уже существующей рукоятки (рисунок 10).

Для этой цели можно использовать кордуру, кевлар или лавсан.

У таких синтетических материалов очень много преимуществ. Во-первых, их легко найти в свободной продаже, а стоимость самого материала не очень высокая. Во-вторых, готовая обмотка обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию окружающей среды или механическим повреждениям. Кроме того, износившуюся обмотку легко заменить новой в домашних условиях.

Рисунок 10. Синтетические волокна отлично подходят для украшения и оплетки ручек холодного оружия

Еще одним вариантом синтетических волокон, которые можно использовать для изготовления рукоятки ножа считается текстолит. Из этого материала можно сделать по-настоящему удобную, практичную и износостойкую ручку, которая не будет бояться агрессивной среды или механических повреждений. Сам по себе текстолит не впитывает влагу или запахи, не скользит в руке во время работы и не подвержен усушке на жаре или набуханию под воздействием влаги. Закрепить заготовку рукоятки на лезвии можно с помощью обычных заклепок. Единственный недостаток этого материала – в его невысокой эстетичности. Его текстура однородная, поэтому и готовая рукоятка выглядит не слишком дорого. Однако, если ключевую роль для вас играет удобство использования, а не привлекательный внешний вид изделия, текстолит подойдет для этих целей как нельзя лучше.

Чертежи

Чтобы вам было проще изготовить ручку для ножа овальной формы, мы приведем для вас несколько готовых чертежей подобного изделия. Вам останется только распечатать чертеж, нанести его на материал для изготовления рукоятки и вырезать заготовку (рисунок 11).

Рисунок 11. Готовый чертеж изделия

На завершающем этапе изготовления понадобится просверлить отверстия под заклепки, с помощью которых рукоятка будет крепиться к клинку, и выбрать непосредственный способ соединения деталей ножа.

Крепление рукоятки к лезвию

Если вы хотите сделать соединение рукоятки ножа с его лезвием по-настоящему прочным и долговечным, лучше использовать технологию накладного крепления. В данном случае вам понадобится вырезать две заготовки будущей рукоятки по готовым чертежам. Если вы используете в качестве основного материала натуральную древесину, ее нужно дополнительно пропитать специальными водоотталкивающими составами (рисунок 12).

Обязательно обращайте внимание на состав пропитки. Желательно, чтобы в нее входили натуральные смолы, которые будут надежно защищать ручку от воздействия влаги и гниения.

Когда заготовки подготовлены, можно приступать к их непосредственному креплению. Для этого на хвостовике лезвию закрепляют заготовки, используя для этой цели винты или заклепки. Преимущество лучше отдавать последнему способу, так как соединение элементов ножа с помощью заклепок будет менее заметным и более долговечным.

Рисунок 12. Основные этапы крепления готового изделия

Когда изделие будет готово, и вы захотите нанести на рукоятку какой-либо рисунок, поверхность нужно предварительно обезжирить, и только после этого можно будет выжечь или нарисовать на ней узор. В дальнейшем за рукояткой нужно будет правильно ухаживать: периодически промывать, просушивать и дополнительно обрабатывать пропиткой для защиты от влаги.

Рекомендации по оформлению и отделке

Сделать ваш нож по-настоящему уникальным поможет декорирование рукоятки с помощью узоров или орнамента. Здесь вы сможете проявлять неограниченную фантазию. Украшать ручку можно с помощью оплетки, гравировки или ее покрытия узорами по уже готовому эскизу (рисунок 13).

Рисунок 13. Варианты оформления готового изделия

Если рукоятка изготовлена из дерева, подходящий рисунок можно выжечь или нарисовать стойкой краской. Главное условие – перед любой декоративной обработкой изделия, поверхность нужно обезжирить, чтобы орнамент долго оставался ярким и заметным.

Детальная инструкция по изготовлению ручки ножа своими руками приведена в видео.

Поделиться

Поделиться

Нравится

Класс!

Нравится

Твитнуть

nowifi.ru

Материалы для изготовления ручки ножа. Древесина.

нож с деревянной ручкой

Изготовление рукояток ножей из древесины

Всего в наличии в мировом пространстве имеется до 27000 существующих пород древесины.

Качественный нож – нож у которого рукоятка удобная и практичная, изготовленная из прочной, мало усыхающей древесины.

Неопытный специалист при подготовке ножа будет поражен, большим количеством цветов и узоров древесных заготовок. Стоит выбирать нужный сорт древесины тщательно, во избежание недоразумений – когда вложено много труда, а конечный результат не достигнут.

Из-за изменений влажности и температуры помещения где хранилась древесина она со временем может подвергнуться деформации.
Применять для изготовления ножа следует высохший материал, чтобы во время обработки он не деформировался.

Склеиванием, болтовыми соединениями, заклепками добиваются надежного крепления деревянных изделий рукоятки к ножу.

Из разнообразия пород древесины для использования специалистами по производству ножей применяются 20-60 пород древесины.

Популярными считаются прочные породы, способные сохранять форму.

Железное дерево, эбеновое дерево, черное дерево (Grenadil) и самшит являются самыми применяемыми сортами древесины для изготовления рукояток ножей.

Влажность древесины повышается в результате впитывания в себя влаги атмосферы, данный недостаток можно существенно уменьшить, если поверхность древесины обработать.

Как правило для этого применяют воск, шеллачные продукты, льняное масло, синтетические лаки.

Эти составы проникают в материал не глубоко, примерно на 3-5 мм, поэтому нельзя гарантировать, что подгонка древесины и металла друг к другу, сохранится на длительный период без деформаций.

Конечно, существует риск, но его можно свести к минимуму, выполняя следующие методы:
• Использовать крепкую, неподдающуюся усыханию древесину.
• Не допускать перегрева древесины при отделке.
• Закрепить рукоятку на хвостовике с помощью болтовых соединений, заклепок, клеев.
• Обрабатывать поверхность порозаполняющими и водоотталкивающими средствами.
• Тщательно обезжиривать поверхность перед склеиванием.

Производить склеивание разных сортов тропической древесины сложно, так как они содержат в себе значительное количество масла.

Прежде чем подробно остановиться на отдельных сортах древесины, сначала несколько слов общего характера.

Все сорта древесины отличаются по качеству, текстуре – от простой до изысканной, что, отражается на ее стоимости. Древесный корень с особенно красивым узором волокон стоит дороже, чем обычная древесина.

Корневая древесина используется, больше, чем с части ствола дерева, из-за функциональных различий.

В корневой древесине происходит всасывание растворенных в воде питательных веществ, их аккумуляция и передача верхним частям дерева, а ствол дерева выполняет проводящие и опорные функции.

Поэтому у разной древесины различная степень усыхания.

Основное правило для отечественных древесных пород: изменение формы при колебаниях температуры не более 0,1% по длине, 10% по касательной в направлении годичных колец, 5% радиально по направлению к центру ствола.

Древесина из тропиков и медленно растущие деревья меньше усыхают.

На формирование цвета древесины отрицательно влияют ультрафиолетовые лучи (солнечный свет или галогенные лучи): изначально красивые, яркие цвета под длительным воздействием ультрафиолета становятся блеклыми, изменяется оттенок.

Хозяин ножа может хранить свой нож в месте, защищенном от прямого попадания этих лучей для предотвращения неблагоприятных воздействий.

Клен – Acer pseudoplatanus.

Клен клен в разрезе

Родина Северное полушарие. Слабо подвержен усыханию, древесина относительно крепкая, мелкопористая.
При применении особенных приёмов травления можно достигнуть «тигровой» раскраски поверхности. Поверхность обработать черной спиртовой протравой и обработать до проявления светлых участков, далее провести обработку желто-коричневым травильным средством, после провести процедуру зачистки и полировки.

нож с ручкой из клена

Амарантовое дерево – Peltogyne venosa.

амарант амарант в разрезе

Родина Северо-восточная часть Северной Америки. Крайне плотная. Разрез обладает тусклым оттенком, который вначале пропадает, со временем восстанавливается. Хорошо зачищается, под воздействием дневного света понемногу тускнеет.

нож с ручкой из араманта

Амбойн – Pterocarpus Indicus.

амбойн амбойн в разрезе

Родина Юго-Восточная Азия. Корневая свилеватая древесина – декоративная и дорогостоящая. Почти не подвержена усыханию при качественной обработке поверхности. Обнаруживаются недостатки текстуры в виде незначительных раковин в процессе обработки.

нож с ручкой из амбойна

Бокоте – Dalbergia nigra.

бокоте бокоте в разрезе

Родина Мексика. Плотная, с большим содержанием масла, крепкая к атмосферным влияниям. Получают мелко полосчатую или волокнистую текстуру. Поверхность нужно обезжирить перед склеиванием.

нож с ручкой бокоте

Вереск – Colluna vulgaris.

вереск

Родина Греция, Турция. Хорошо «травиться», полируется преимущественно с помощью шеллачных продуктов. не образует раковин при удовлетворительных условиях хранения и хорошо сохраняет форму.

нож с ручкой из вереска

Бубинга – Guibourtia tessmanii – африканское розовое дерево.

бубинга бубинга в разрезе

Родина Западная Африка. Чрезвычайно крепкая, отлично полируется, стабильна к морозу и жаре. Хорошо годится для повседневных ножей. Выделяется немалой многообразностью текстуры: наравне с однотонной окраской можно повстречать бубингу с довольно разноцветным узором. Древесина легко поддается обрабатыванию.

нож с ручкой из бубинги



Самшит – Buxus sempervirens.

самшит

Родина Южная Европа, Северная Африка, Малая Азия. Крепкая, плотная с мелкой текстурой, слабо усыхающая древесина. Рукоятки дорогостоящих ножей и инструментов в основном изготовлены из самшита.

нож с рукоятью из самшита

Кокоболо – Dalbergia retusa.

кокоболо

Родина Северная Колумбия. Древесина с обильным содержанием масла, заделка поверхности после отделки не обязательна. Кокоболо крайне чувствительна к свету, требуется покрытие лаком, предварительно обезжирив поверхность. Древесная пыль ядовита и может вызвать аллергию. Во время работ нужно надевать приборы защиты органов дыхания.

нож с ручкой кокоболо

Эбеновое дерево – африканское Diospyros crassiflora.

африканское эбеновое дерево в разрезе

Родина Западная и Восточная Африка, Мадагаскар. Обладает иссиня-черным оттенком, при неплохих условиях сохранения почти не создает трещин. Отсутствие текстуры обуславливает изготовление особенных конфигураций рукояток ножей.

нож с ручкой из африканского эбенового дерева

Эбеновое дерево – макасар Diospyros celebica – полосатое эбеновое дерево.

полосатое эбеновое дерево полосатое эбеновое дерево в разрезе

Родина Юго-Восточная Азия, Индонезия. Декоративная, имеет те же свойства, как и африканское эбеновое дерево. Поверхность можно подвергать разнообразной пропитке.

нож с ручкой с полосатого эбенового дерева

Фернамбук – Guilandia echinata.

фернамбук фернамбук в разрезе

Родина Южная Америка. Насыщенного красно-оранжевого цвета, отлично сохраняет форму и обрабатывается. Древесную пыль, образующуюся во время обработки, применяют для приготовления травильного состава, ее надо перемешать с маслом из льна и малой частью апельсинового масла (масляный растворитель).

нож с рукоятью из фернамбука

Травяное дерево – Xanthorrhoea australis.

травяное дерево

Родина Австралия. Немного волокнистая, на внешность не приметная древесина. На торце видимы маленькие неясные пятнышки. Для рукояток ножей травяное дерево не подходит так как чересчур мягковатое.

Черное дерево – Dalbergia melanoxylon – African Blackwood, Ebene Mocambique.

черное дерево черное дерево заготовки

Родина Африка. Плотная и мелкопористая структура, мало усыхающая. В случае отделки лаком или маслом блеклая текстура может пропасть. По сопоставлению с эбеновым деревом обладает более бурым оттенком.

нож с ручкой из черного дерева

Ярра – Eukalyptus marginata – Yarrow Tree, Australian Mahagony.

ярра заготовка из дерева ярра

Родина Западная Австралия. Корневая, по окраске смахивает на амбойн, обладает большим количеством раковин древесина. Применяется метод шпаклевки синтетической смолой или иными разноцветными наполнителями соответствующего оттенка. Во всяком случае данное дело вкуса.

нож с ручкой из ярры

Береза – Betula verrucosa.

береза береза в разрезе

Родина Россия, Финляндия. Традиционная, применяемая для рукояток ножей в северных государствах древесина. Легкая, однако крепкая, так как произрастает медленно. Обладает крайне декоративным внешним видом, хорошо пропитывается, меняет окраску при травлении, поддается усыханию.

нож с ручкой из березы

Мореный дуб – Quercus.

моренный дуб

Родина Германия, Средняя Европа. Мореным вид дуба наименован потому что, данные деревья долго пролежали в топях в отсутствие доступа воздуха. Зачастую это были прибрежные деревья, росшие в существовавших заливных лесах: при разливе потоки воды их подмывали и уносили с собой, деревья пласт за пластом накладывались друг на друга. Крепость данной древесины зависит от того, насколько длительно в болоте и в каком месте пролежал ствол дерева.

нож с ручкой из моренного дуба

Олива – Olea еогореа.

олива разрез дерева олива

Родина Испания, Италия, Франция, Юго-Западная Европа. Данная порода ведет себя по-разному: временами надежна, иногда ломается, крайне декоративна.
Хорошо годится для ножиков с насадочным хвостовиком, в качестве накладок на рукоятках ножей, но может принести своему обладателю много хлопот так как ссыхается.

нож с рукояткой из оливкового дерева

Падук – Pterocarpus soyanxii.

падук разрез дерева падук

Родина Западная Африка. Пропитанный и сохранённый в тени сохраняет цвет и форму, легок в отделке.

нож с рукоятью из падука

Пальмировая пальма – Boraccus flabel lifer.

пальмировая пальма разрез пальмировой пальмы

Родина Африка, Австралия. Формирует трещины, в период отделки порой разрывается, текстура может пропасть после пропитки. В особенности заманчиво смотрится с торца при разрезе поперек.

нож с рукоятью из пальмировой пальмы

Палисандр – Dalbergia nigra, latifolia.

палисандр разрез дерева палисандр

Родина Южная АЗИЯ, Восточная ИНДИЯ, Индонезия, Бразилия. Чрезвычайно восхитительная древесина, обладает масса окрасок, неплохо поддается обрабатыванию. Новичок едва ли сможет легко понять во всем разнообразии данной породы и отличить одну разновидной от другой, потому перед закупкой лучше посоветоваться у знатоков.

нож с рукоятью из палисандра

Лимба – Terminalia superba.

дерево лимба разрез дерева лимба

Родина Западная Африка. Специалисты отмечают данную породу привлекательной, так как ее поверхность располагает светоотражающей способностью. Древесина относительно мягкая, усыхает. Для придания жесткости можно стабилизировать, покрыв лаком.

нож с рукоятью из дерева лимба

Розовая слоновая кость – Berchemia zeyheri.

розовая слоновая кость заготовка дерева розовая слоновая кость

Родина Южная Африка. Мелкопористая розовой окраски, крепкая, слабо подвержена усыханию, порой понемногу темнеет, беря различные оттенки. Розовый цвет – дело каждого, но совмещая с иными материалами настоящая древесина может выглядеть весьма роскошно.

нож с рукоятью из дерева розовая слоновая кость

Гваяковое дерево – Guaiacum officinale.

гваяковое дерево разрез гваякового дерева

Родина Центральная Америка, острова Вест-Индии. Богатая содержанием масла, твердая, прочная. Неплохо применяется для кухонных ножей. В результате значительного содержания масла настоящая порода древесины никогда в жизни не просыхает целиком, после долгого периода времени на поверхности сформируются трещины. Со временем темнеет.

нож с рукояткой из гваякового дерева

Розовое дерево – Dalbergia variables – Bois de Rose, Bachia Rosenholz, Paurosa, Pinkwood.

розовое дерево заготовка из розового дерева

Родина Восточная Бразилия. Посредственной жёсткости, смотрится чрезвычайно декоративно, подвержена усыханию, оттого требует пропитки.
Купить данную добротную древесину с упорядоченным узором текстуры нелегко.

нож с рукоятью из розового дерева

Змеиное дерево – Piratinera guianensis – Snake- wood.

змеиное дерево заготовки из змеиного дерева

Родина Гвиана. Чрезвычайно восхитительная древесина, однако другой раз случается переменчива: при сверлении отверстий и установке заклепок могут формироваться трещины. Со временем темнеет и ссыхается. Все данные изъяны можно до некоторой степени ликвидировать путем скрупулёзной отделки поверхности и правильного сохранения древесины.

нож с рукоятью из змеиного дерева

Туя – Arborvitae Lebensbaum.

туя разрез туя

Родина Алжир, Марокко. Выделяется приятным запахом, содержит много масла. Со временем темнеет и ссыхается. Для удачной шлифовки эту породу древесины необходимо содержать в хороших условиях, перед приклеиванием поверхность нужно обезжирить.

нож с рукоятью из туи

Кингвуд – королевский палисандр – Dalbergia cearensis (К nigsholz, Violetta).

заготовка королевский палисандр

Родина Южная Америка. Прекрасная древесина, однако порой создает трещины. Рекомендуется скрупулёзная отделка, которой должно предшествовать долгое вылеживание. Под влиянием света и атмосферы понемногу темнеет.

нож с рукоятью из королевского палисандра

Грецкий орех – Juglans regia Burl.

грецкий орех заготовки грецкий орех

Родина Турция. Довольно мягкая древесина, преимущественно годится для ложа ружей, чем для рукояток ножей. Может стремительно потемнеть, потому вначале рекомендуется отделать экспериментальный образчик.

нож с рукоятью из грецкого ореха

Венге – Milettia laurentii.

венге заготовка из дерева венге

Родина Западная Африка. Волокнистая древесина, хорошо поддается обрабатыванию. При отделке надлежит блюсти осмотрительность, с тем чтобы не пораниться, – данная порода ядовитая!

нож с рукоятью из дерева венге

Железное дерево пустыни – Olneya tesota – Desert Iron Wood.

железное дерево разрез железного дерева

Родина Штат Аризона, Мексика. Применяют весьма древние стволы железного дерева, обнаруженные под пластом пустынного песка. Можно сказать, что данная порода древесины наиболее крепкая и меньше всех усыхает, однако в результате этого является одной из дорогостоющей. Хорошо годится как для повседневных, так и для коллекционных ножей. Во время обрабатывания нужно пытаться избегать перегрева древесины, иначе могут сформироваться трещины. Поверхность лучше отшлифовать мелкозернистой бумагой, а не полировать полировальным кругом, от которого поверхность делается чересчур волнистой.

нож с рукоятью из железного дерева

Зебрано – Microberlinia brazzaviIlensis – Zingana.

зебрано разрез зебрано

Родина Западная Африка. Восхитительная, однако мало прочная древесина. Проявлять осмотрительность при применении ее в качестве рукоятки для целых ножей или ножей с полным хвостовиком, когда требуется аккуратная подгонка. Поверхность нужно скрупулезно пропитать.

нож с рукоятью из дерева зебрано

Цирикоте – Cordia sebestena.

цирикоте заготовка цирикоте

Родина Мексика. Крайне плотная, мелкопористая древесина с любопытной текстурой. Имеет отличные свойства, легко поддается обработке, после которой поверхность смахивает на географическую карту. Красивость данной породы древесины в особенности обнаруживается при правильном ее распиле.

нож с рукоятью из цирикоте



Стабилизация древесины

Породы древесины для предотвращения от усыхания и набухания с небольшим содержанием масла и смолы надо стабилизировать.
Данную породу смешивают с акриловой смолой. Поры вбирают смолу, затвердевая древесина из-за смолы хранит форму, то есть делается неизменной. Если прибавить какой-нибудь краситель, можно достичь весьма увлекательных результатов. Стабилизированная древесина хорошо полируется.
Стоимость такой древесины значительно больше, однако преимущества ее безусловны.

стабилизированная древесина

Клееная древесина

Клееная древесина – Paccawood®, Dynawood®.

клееная древесина

Для клееной древесины берут мелкие доски жестких пород, насыщают синтетической смолой, под давлением и при значительной температуре сушат до затвердевания. Клееная древесина приобретает устойчивость, не сморщивается и не набухает, делается более неизменной к колебаниям температуры и влажности, из-за наличия синтетической смолы. Древесина легко отделывается и полируется. Она обладает множеством оттенков, при чем некоторые слои имеют разнообразную расцветку. Такая древесина стоит дёшево, что сделало ее распространенной.

нож из склееной древесины



Полировка древесины

Обработка древесины основана на тех же принципах, что и обработка металла.
Применение качественной бумаги шлифовальной с деревянной колодкой. Рукоятки ножей, как правило, делают закругленной формы, поэтому между шлифовальной бумагой и колодкой размещать прокладку из резины повышенной твердости.
Дерево отделывается скорее, чем металл, когда отделывают участки между клинком и рукояткой надлежит проявлять осмотрительность и наблюдать за тем, чтобы не формировались загрязненные места.
Оттого рекомендуется отделывать данные участки прокладки.

полировка древесины

Древесину надлежит подвергнуть тонкой шлифовке, только лишь после обрабатывания шлифовальной бумагой 600-800.

По строению древесные породы, сильно различаются друг от друга присутствием годовых колец, сучков, горбатостей, после полировки поверхность случается волнообразной.

Если древесина в данном отношении сложная, надлежит обработать поверхность бумагой шлифовальной с весьма мелким зерном, далее натереть ее льняным маслом или шеллачными продуктами с применением нежной ткани.

Составы закрывают древесные поры, древесина становиться неизменной к атмосферным влияниям, а ее текстура смотрится более выразительно.

Самым практическим является неяркий глянец, который сохраняется продолжительнее, чем простой лоск.

При обработке древесины светлых пород на ее поверхность могут попасть темные крупицы шлифовальной пыли и впитаться в нее.

Для того чтобы избежать данного, перед отделкой нужно подвергнуть поверхность порозаполнителем – пропитка, применяемая в моделестроении.

Данные порозаполнители быстро сохнут и ими покрывают поверхность перед заменой шлифовальной бумаги с разнообразной зернистостью.

Под конец провести шлифование с маслом (льняным) для выделения узорчатости древесины, и насыщают поверхность тунговым маслом или шеллачными продуктами.

Шеллак – субстанция (смолистая), вырабатываемая лаковой щитовкой Coccus lacca, личинки которой формируются в смоляном слое.

лаковая щитовка

Приблизительно 300 000 лаковых щитовок требуется для получения 1 кг. шеллака, шеллак также входит в состав лака, для изготовления скрипок.

смола

Из семян деревьев семейства молочайных (Euphorbiaceae), растущих в Китае получают Тунговое масло.

тунгово масло

Тунговое масло и шеллак можно купить в специализированных магазинах, продающих материалы, необходимые для производства ножей.
Прежде чем начать окончательную отделку и полировку, советуем вначале провести несколько раз пробную отделку участков на рукоятке ножа.
В древесине корневой часто встречаются раковины, для устранения которых применяется следующий метод – шлифовальной бумагой с мелким зерном зашлифовать чтобы раковина наполнилась шлифовальной пылью, затем покрыть клеем. Поверхность обработать лаком после засыхания клея. При надобности процедуру повторяют пока не будет получен нужный результат.
Раковина затем становится почти малозаметной, поверхность приобретает добавочную плотность и хорошо отделывается.

Породы древесины с значительным содержанием масла, этакие, как гваяковое дерево, туя или Кокоболо, при отделке крайне живо насыщают маслом шлифовальную бумагу, потому оптимально применить особую бумагу для мокрой обработки в совмещении с льняным маслом – бумага держится продолжительнее, а древесина обретает пропитку.

Наилучший помощник в выборе той или иной древесины, методов обработки является ваш личный опыт, а также обмен соображениями со своими коллегами.


unikumrus.com

рукоятка для ножа своими руками

Бересту лично обдирал с поленьев, будучи в Карелии. Возни с этим материалом много, но рукоять получается отличная – ухватистая, приятная и “теплая” на ощупь. Клинок от кизлярского У-5. Он интересен тем, что изготовлен не из серийной 65Х13, а из французской стали Z90 – фактически, функционального аналога нашей 95Х18. Монтаж сквозной, деревянные шайбы из кленового капа и берестяной набор.

рукоятка для ножа своими руками

Как и обычно в любой самоделке требуется материал и то, что хотим изменить, в данном случае это будет нож. Для того, чтобы собрать рукоять для ножа необходимо:

*Береста.

*Сам нож без ручки.

*Зажимные тиски на шпильках с барашками.

*Болгарка с шлифовальным кругом среднего зерна.

*Клей.

Когда все сборочные материалы готовы, можно приступить к сборке.

Первым делом деревяшки толщиной 5-6мм с двух сторон и выточил в них отверстия, подходящие в стальную рукоять ножа.

После чего по размерам данных деревяшек необходимо вырезать достаточное количество квадратиков бересты и примерно соизмерить, хватит ли их на длину ручки.

Когда необходимое количество вырезано – переходим к другому шагу.

В каждом квадратике бересты проделываем отверстие, чем его делать решать вам, для лучшего отверстия можно применить сверло по дереву, которое немного больше по диаметру втулки на ноже. Такой процесс повторяем со всеми остальными элементами нашей будущей ручки.

Когда вся береста насажена на рукояти, то слегка прижимаем их друг к другу, а затем пропитываем между каждой клеем и выдерживаем пару десятков минут.

Когда клей слегка схватился , можно вооружившись тисками на шпильках прижать всю конструкцию, предварительно сняв с ножа.

Для дальнейшей обработки необходимо дать клею высохнуть окончательно и когда уже вы уверены, что клей высох приступить к шлифовке и преданию формы. Чтобы шлифовка была удобнее, нужно нашу прессованную бересту одеть обратно на ручку ножа и оснастив болгарку шлифовальный круг приступить к обработке.

Внимание! Все работы с болгаркой необходимо проводить с предельной осторожностью и соблюдать меры безопасности. Для начало с помощью болгарки придаем квадратную форму рукоятке.

После чего шлифуем ее до овальной, удобной для посадки в руке.

В конечном итоге придаем блестящий вид рукоятке с помощью полировки.





yaustal.com

Как сделать нож для охоты с резной рукоятью

С помощью этой инструкции вы узнаете, как сделать нож своими руками для охоты. Когда я решил изготовить его, то первым делом воспроизвел несколько набросков. Теперь, когда я работаю с заказчиками, то беру эти наброски за основу, и мы вместе решаем, какие изменения нужно внести.

Делаем нож с резной ручкой

Шаг 1. Дизайн

Далее приведены эти наброски и полноразмерные рисунки ручки.

Шаг 2. Ковка клинка

Перед началом ковки, я написал заклинание на полу мастерской.

Заклинание написано англо-саксонскими рунами и гласит:

Выкован в огне, вдохновлен честью и долгом.

В принципе, можно обойтись и без заклинания)

Шаг 3

Для этого охотничьего оружия я использовал полосу из стали 1095 сечением 5х30 мм. Чаще всего для ковки я использую 3-килограмовый молот.

Шаг 4

Я нанес нужные промеры прямо на наковальню, чтобы во время ковки можно было проверять соответствие изделия.

Длина моего ножа составляет 380, а ширина 50 мм.

Шаг 5. Выковывание острия

Я начал ковку с острия, стараясь придать ему нужный вид.

Шаг 6. Формирование лезвия

Начинаем придавать форму лезвию.

Шаг 7

Вы можете заметить, что я создавал лезвие небольшими участками.

Шаг 8

Так выглядит оружие после первичной шлифовки.

Шаг 9

На этом этапе обрезал излишек полосы.

Шаг 10

Для обрезания полосы я воспользовался топориком с молотковым бойком и 1,5-килограмовым молотом.

Шаг 11

Сформировываем хвостовик, дорабатываем вид и выпрямляем лезвие.

Шаг 12

Вот такой он по завершению ковки.

Шаг 13. Обработка

В след за тем, как я выковал изделие нужной конфигурации, я приступил к его отделке, окончательно подгоняя форму и промеры.

Шаг 14

Я очистил окалину кузнечным напильником.

Шаг 15

Я обрабатывал его напильником, пока он не стал сравнительно гладким и размеры не приблизились к необходимым.

Шаг 16

Я визуально оценил форму и отметил утолщения фломастером. Далее надфилем проходил отмеченные места, пока разметка не стерлась. Я повторял эти операции до тех пор, пока не добился ровной, необходимой формы лезвия и острия.

Шаг 17

Также очень удобно обрабатывать боковые грани вот таким инструментом.

Шаг 18. Ошкуривание

По окончании грубой отделки я приступил к полировке. Для этого я воспользовался наждачкой с Р150 и деревянным или металлическим бруском.

Шаг 19

При каждой смене наждачного полотна я изменял направление ошкуривания.

Это позволило удалять все риски, оставшиеся после более грубой наждачки и избежать неприятных сюрпризов на дальнейших этапах.

Шаг 20

Все полученные неровности можно увидеть, держа его под углом и оценивая отражение ровного предмета на его поверхности.

Шаг 21

Я отмечал все выпуклости на изделии фломастером. Волнистыми линиями я отметил неровности, которые требовали грубой отделки, а прямыми – то, что требуется ошкурить.

Шаг 22

По завершению грубого ошкуривания, я отполировал его наждачным полотном Р220, следя, чтобы риски были направлены вдоль лезвия. Это помогает избежать концентрации напряжении при дальнейшей термической обработке. На этом этапе следует еще раз убедиться, что размеры детали соответствуют задуманным, и при необходимости доработать.

Шаг 23. Защитная обертка

Чтобы защитить, я обмотал его бумажным полотенцем и закрепил скотчем.

Шаг 24

Также скотчем я приклеил все кромки бумаги, чтобы под них не попадали металлические опилки и песок, и не царапали металл.

Шаг 25. Концентраторы напряжений

Уменьшить концентрацию напряжений можно, изготовив переход от хвостовика к лезвию не резким, а скругленным. Благодаря такому переходу уменьшается риск того, что оно обломается там, где надо держать рукой. Также уменьшатся напряжения во время термической обработки.

Шаг 26. Термическая обработка

Большинство своих изделий я закаляю на мартенсит. Вот как это делается:

• Во-первых, я произвожу трехкратную нормализацию (нагреваю его до критической температуры и даю остыть на воздухе). Нормализация позволяет снизить напряжения в нем, накопившиеся в процессе ковки, грубой отделки и ошкуривания.

• Далее я нагреваю его до 870 градусов (температура зависит от марки стали). Я даже немного перегреваю металл, что позволяет мне опустить его в закалочную ванну при необходимой температуре (частично тепло теряется во время переноса). Далее погружаю металл в масло температурой 230 градусов и даю остыть до температуры масла.

• При температуре 230 градусов металл становится полупластичным и его можно гнуть руками (не забывая о перчатках).

• При дальнейшем охлаждении металл начинает «петь». Этот звук обусловлен образованием кристаллов мартенсита. Процесс закалки и завершен.

• Далее клинок надо подвергнуть трехкратному нагреву до 245 градусов и выдержке при такой температуре на протяжении часа. При таком режиме образуется еще больше мартенсита, и снижаются напряжения, вызванные закалкой.

Примечание: во время термической обработки я испортил три клинка. Я заметил, что изделие таких размеров при термообработке немного изгибается по длине, поэтому последнюю заготовку я изготовил с небольшой обратной кривизной, которая потом компенсировалась.

Шаг 27. Испытание изделия

По завершению термообработки я снова отшлифовал его напильником и ошкурил наждачкой Р150. На этом этапе я обычно испытываю клинок, изгибаю его и делаю пробный надрез. Этот клинок я решил испытать на деревянном бруске 50*100 мм.

Шаг 28. Полировка

Я остался доволен качеством оружия, поэтому продолжил его полировку наждачным полотном.

Я начал с бумаги Р150, а потом сменял ее на Р220, Р400, Р600, Р800 и Р1000, что позволило довести поверхность до требуемого состояния. На этом этапе я попеременно менял направление с продольного на диагональное.

Шаг 29

Я остановился после диагональной обработки бумагой Р1000, и решил завершить полировку в след за изготовлением ручки ножа. В углу фото вы можете увидеть гору использованной наждачной бумаги.

Шаг 30. Рукоятка

Эта часть инструкции разбита скорее не на отдельные этапы, а по хронологическому принципу. Части ручки лучше изготовить немного больших размеров, чтобы впоследствии можно было оценить сбалансированность и убрать все лишнее.

Шаг 31

Первый этап создания ручки – это изготовление нижнего упора (холодное оружие всегда описывается так, если бы его острие было направлено вниз).

На фото изображена заготовка с прорезью по размеру изделия.

Нижний и верхний упоры я изготовил по одинаковому принципу.

Шаг 32

При изготовлении выреза, необходимо следить, чтобы деталь садилась не слишком туго. В противном случае в месте перехода от клинка к самому слабому месту возникнут дополнительные напряжения. Но и большой слабины тоже лучше не допускать.

Шаг 33

Нижний упор, надетый на хвостовик.

Шаг 34

Для изготовления части, за которую держат оружие я использовал брусок твердого африканского черного дерева. Заготовку я соорудил немного большего размера.

Шаг 35

Далее я распилил брусок на две ровные половины.

Шаг 36

Я обработал внутренние поверхности заготовок наждачной бумагой Р150, расположенной на плоской металлической поверхности.

Шаг 37

На внутренних сторонах я разметил положение этой детали. Чтобы две половинки точно сошлись, я сначала соорудил углубление для него в одной оловинке, сложил две части вместе, отметил точки выхода хвостовика. Потом я разобрал рукоять и точно разметил расположение хвостовой части на обеих заготовках.

Шаг 38

Я произвел углубления под хвостовик в обеих заготовках. Сначала нужно сделать углубление по центру и осторожно расширить его до внешних границ разметки.

Шаг 39

Вот что получилось по завершению углубления.

Шаг 40

При склеивании я применял две струбцины, чтобы добиться равномерного давления по всей площади. Чтобы при стягивании струбцинами заготовки не сместились, я вставил хвостовик в отверстие между ними. Этот прием также предотвращает образование наплывов клея внутрь. Помните, что эту часть нужно извлечь из рукоятки до просыхания клея.

Шаг 41

Ограничители для этого ножа я изготовил из стали 1018 и украсил их гравировкой с V-образными элементами. Подготовленные составляющие нужного размера я вырезал ножовкой по металлу и обрезал углы получившихся прямоугольников.

Шаг 42

Я разметил положение отверстия и высверлил большую часть металла по разметке.

Шаг 43

Окончательный вид отверстию я придал с помощью тонкой ножовки и р надфилей.

Шаг 44

Так выглядит готовый.

Шаг 45

А так выглядит верхний, установленный на место.

Шаг 46

Окончательную форму им я придал надфилем, а потом уже просверлил отверстия для заклепок.

Шаг 47

Шаг 48

Так она выглядит после придания первичной формы.

Шаг 49

Далее я скруглил углы напильником.

Шаг 50

Так выглядит нижняя часть по окончанию закругления углов.

Шаг 51

К изготовлению набалдашника я приступил только, когда смог оценить сбалансированность рукоятки. Я определил, как нужно изменить баланс. На фото видно, что я просверлил одно отверстие для него, а затем выполнил второе, добившись совпадения отверстий гвоздем.

Шаг 52

Главная задача набалдашника – добиться сбалансированности оружия и сделать его, в том месте где лежит рука, тяжелее.

В нем я сделал выемку сверлом и долото. В это углубление вставляется край хвостовой части, а также благодаря нему ему мне удалось добиться лучшего баланса.

Шаг 53

Затем я обработал набалдашник, чтобы его края совпали с краями верхнего ограничителя.

Шаг 54

Вслед за тем придал ему нужный вид ножовкой и надфилем.

Шаг 55

Так выглядит набалдашник после закругления и обработки наждачной бумагой Р150.

Шаг 56

По окончанию придания округлой формы деталям, нужно доработать вид рукоятки с помощью напильника и стамесок.

Шаг 57. Гравировка

Я нанес карандашом основную разметку, и убедившись, что все нормально, навел фломастером. Затем нанес насечки долотом. Вслед за нанесением основных линий, я приступил к вырезанию более мелких частей. Кода узор был полностью нанесен, я удалил появившиеся заусенцы наждачной бумагой Р220.

Шаг 58

Так выглядят детали после гравировки.

Шаг 59

Я еще раз убедился в том, что все части рукоятки хорошо подогнаны. При необходимости их можно немного доработать.

Шаг 60. Резьба по дереву

Инструменты, которые я использовал для резьбы (перечислены сверху вниз):

6-миллиметровая плоская стамеска, 5-миллиметровое полукруглое долото, 5-миллиметровая и 3-миллиметровая плоская стамеска, 1,5- миллиметровая плоская стамеска, стамеска с армированными зубками. 80% высечек было сделано с помощью 1,5- миллиметровой стамески.

Шаг 61

Сначала я нанес орнамент на рукоятку карандашом, затем навел ручкой и сделал надрезы по линиям разметки.

Шаг 62

Теперь я срезаю лишнюю древесину.

Шаг 63

На фото изображена рукоятка после начала резьбы. Видно, что узор начал приобретать объем.

Шаг 64

Вслед за черновой резьбой я ошкурил поверхность с помощью стальной мочалки. Так я смог увидеть, какие участки нужно доработать. Полученив гладкую поверхность я приступил к более тонкой резьбе.

Шаг 65

Здесь вы можете заметить, что для вырезания я применил две техники. Чудовище слева я текстурировал с помощью 3-миллиметровой стамески, использовав скандинавскую технику. Текстуру другим чудовищам я придал с помощью техники выжигания.

Шаг 66. Сборка

При сборке ножа я использовал традиционные технологии, не считая замены обычной смолы эпоксидной. Смолой я герметизировал зазоры между деталями, чтобы туда не попадала влага. Его нужно установить очень быстро, чтобы смола не затвердела до того, как все детали будут на своих местах.

Установка клинка производится в таком порядке:

Сначала надевается нижний ограничитель и фиксируется эпоксидной смолой.

Затем хвостовик смазывается смолой и вставляется в ручку.

В отверстия верхнего упора вставляются головки заклепок.

На верхнюю часть хвостовика одевается и фиксируется смолой верхний ограничитель.

Затем фиксируется набалдашник. Замечу, что использование заклепок на такой выпуклой поверхности – задача не из простых.

Шаг 67

На этих трех изображениях показан процесс установки заклепок.

На первом фото изображен верхний упор с вставленными заклепками. На заклепках имеются шляпки высотой около 3 мм, которые вставляются в предварительно изготовленные шлицы и закрепляются эпоксидной смолой.

На последнем фото заклепки практически не видны, так как они были сделаны так, чтобы шляпки совпали с набалдашником.

Шаг 68

Вот нож и готов. Надеюсь, вам понравилось наблюдать за моей работой.

doit-yourself.ru

Ручка для ножа из дерева и бересты своими руками

 Преобразить самый обыкновенный с виду нож очень легко, хотя что это мы, для этого надо потрудиться… Одним из возможных вариантов будет преображение ножа путем изготовления или замены ручки из бересты и дерева. В этом случае фактура и цвет дерева порадуют своего обладателя теплыми, природными цветами, да и натуральный материал придется очень кстати, особенно если пользоваться ножом часто.  Вот о таком процессе изготовления ручки ножа из бересты и дерева, мы и расскажем в статье и приведем пошаговые фото.

Что необходимо будет для изготовления ручки ножа из бересты

Здесь потребуется береста, это как само собой разумеющийся факт. Когда будете заготавливать бересту, то сделать это можно двумя способами. Первый, это нарезать квадратов как в нашем случае. А второй, вырезать круглые шайбы с помощью фрезы, наподобие той, что используется для врезки дверных ручек в двери или вырезания кругов в гипсокартоне. В этом случае будет все получаться быстро, аккуратно и четко! Далее нам будут нужны тиски или стяжка на мощной шпильке. Так как сам процесс склеивания будет проходить именно с помощью таких приспособлений, а не на ноже. Еще потребуется болгарка с шлифовальным диском или ленточный станок для шлифовки.  На счет клея можно сказать следующее, если хотите, то  применяйте ПВА, но бересту можно склеить и без него. Об этом далее.

Изготавливаем ручку ножа из бересты своими руками

Перво-наперво подготавливаем все заготовки. Лучшего всего все примерить на ноже, ведь от сборки этих заготовок будет зависеть, сколько материала надо и как все будет выглядеть на ноже.

Далее если вы будете применять клей, то поливаем все сверху клеем. Здесь можно сделать так, развести ПВА 1:1 с водой и просто промокнуть всю сборку этим раствором. 2-3 минут достаточно. Затем ждем минут 5-7 пока клей немножко схватиться и все снимаем с рукоятки. Теперь берем стяжку и уже как следует стягиваем все листы бересты.

Также можно все одеть на шпильку с двумя шайбами с боков и протянуть всю сборку. Если ваша конструкция выдержит кипячение, то всю сборку вместе с временным удерживающим устройством бросаем в кастрюльку с кипящей водой. Кипятим и вытаскиваем. Вы сами не поверите, как береста приклеиться друг к другу. Из нее выйдет деготь, этот самый природный клей склеит между собой все листы бересты. Теперь ждем высыхания. Клей должен высохнуть окончательно. Здесь понадобиться около суток.
Одеваем все обратно на ручку ножа, теперь устанавливаем ограничивающие шайбы, дерево, бересту и в концовке все также. Закручиваем гайкой и начинаем обрабатывать ручку. Ей необходимо придать форму, чтобы она хорошо лежала в руке.

Обрабатывать можно с помощью болгарки и круга, либо на ленточном шлифовальном станке. Это уж кого, что есть и кто что предпочитает.

После грубой обработки надо будет полировать металл, дерево и бересту. Именно полировка придаст ручке тот самый невероятный завершенный и солидный вид. Полировать можно войлочным кругом или чем-то подобным. В конце концов, можно нанести раствор полироли с воском.


 На водяной бане топиться воск и в него вливается раствор скипидара и растворителя (1:1). Равномерно все перемешиваем и после того как все остынет, но не до конца, будет еще теплым, полируем этим составом ручку. Она придаст ручке ножа глубокий цвет, защитит ее от воды, других жидкостей, в какой-то мере от солнца.
В итоге получим очень красивый и замечательный нож. Конечно, изюминкой такого ножа будет ручка из бересты. О том, как ее делать, вы уже знаете!

xn—–7kcglddctzgerobebivoffrddel5x.xn--p1ai

KnifeHelp – Рукоять

Ну что ж…  У нас есть клинок  и  больстер.

Подберем материал для рукояти.  Производители ножей используют  огромное количество материалов – дерево,  пластмассы,  композиты, резину. Но, для первого ножа я рекомендовал  бы дерево.  Этот материал достаточно легко обрабатывается,  да и  найти подходящий кусок проще.

 

По сортам древесины, подходящим для рукояти ножа, можно сориентироваться тут. Требования, в общем, просты – древесина должна быть твердой (поэтому не стоит брать липу или березу), не пористой ( как дуб, например). Если негде взять тропические – экзотические деревяшки, для первого ножа подойдет древесина плодовых деревьев, кап и сувель березы. Дерево должно быть хорошо просушено, в противном случае вас ждет разочарование – через некоторое время рукоять, подсохнув, уменьшится, появятся щели между деталями набора, а может и просто треснуть.

Теперь разберемся с монтажем.

Вариант первый, и не самый лучший для «стартового» ножа. Требует очень точной подгонки деталей. Накладной монтаж – fulltang.

 

Вариант второй – сквозной монтаж. Хвостовик проходит через сквозное отверстие в рукояти, его кончик, выходящий на тыльнике рукояти расклепывается, или фиксируется гайкой. Этот способ тоже требует некоторых навыков работы с металлом.

Ну и самый простой вариант – всадной монтаж. Хвостовик входит в высверленный паз в рукояти, где и фиксируется с помощью эпоксидной смолы. На этом варианте, как на самом доступном, и остановимся.

 

Сначала надо высверлить в бруске дерева отверстие для хвостовика.

Размечаем брусок – надо приложить хвостовик к деревяшке, и маркером  обвести его.

Затем, продолжив линии, на торце рукояти разметить будущее отверстие.

Отмечаем несколько точек, примерно в трех мм друг от друга и сверлим  сверлом 2 – 2,5 мм, желательно по дереву. Этому этапу надо уделить особенное внимание – именно от точности сверловки первых отверстий будет зависеть правильное расположение хвостовика.

Далее, по уже размеченным двойкой отверстиям, сверлим , используя длинное сверло 3 – 3,5 мм.

Между «каналами» остаются тонкие перегородки, которые несложно ломать/рассверлить тем же сверлом. Затем отверстие  дорабатывается  надфилями, скребками – тем, что есть под рукой. Можно доработать отверстие, раскаленным хвостовиком – но, надо защитить от нагрева клинок,  обернув мокрой тряпкой, например. 

Все, хвостовик свободно входит в отверстие, и…. Упирается в нижнюю часть больстера. Убираем лишнее, подгоняем брусок так, чтобы стык  больстера и рукояти не имел щелей.

Если нет уверенности в идеальности подгонки, можно использовать маленькую хитрость – проложить между больстером и деревом проставочку из тонкой мягкой кожи, при сборке как следует промазав ее  клеем – это  нивелирует мелкие погрешности.

Можно сразу вырезать контуры будущей рукояти, можно это сделать и после склейки.

Собирается вся конструкция на эпоксидном двухкомпонентном клее. Некоторые эпоксидные смолы при длительном хранении теряют свои свойства, поэтому лучше купить новый  свежий клей. Не следует брать и быстроотвердевающий клей – может банально не хватить времени на сборку.

Перед  склейкой  следует подготовить хвостовик –  грубо обточить его на наждаке, и на том же наждаке, или болгаркой сделать надрезы – выточки, и обезжирить поверхность ацетоном.

Замешиваем смолу с  отвердителем. В смесь можно добавить мелкие опилки/пыль от дерева, образовавшиеся при предварительной обработке рукояти. Ставим брусок на торец, отверстием вверх, и начинаем тонкой,  длинной палочкой заполнять смолой внутренний объем отверстия для хвостовика. Не надо торопиться, и стараться запихнуть сразу побольше смолы – масса густая, и может просто «закупорить» полость, оставив внутри воздушный пузырь, а наша цель – полностью заполнить отверстие смолой, выгнав весь воздух.

 Заполнив отверстие , надеваем на хвостовик больстер, и его тоже смазываем смолой с внутренней стороны, спичкой или зубочисткой тщательно промазав пропил в больстере.

 Тонким слоем  смолы покрываем хвостовик и МЕДЛЕННО вставляем в заполненное клеем отверстие, чтобы лишняя смола выдавилась .Если при этой операции торопиться, можно наблюдать занятную картинку – не успевшая вытечь смола сдавливается, и выталкивает хвостовик из отверстия 🙂  Выдавливаемую смолу удаляем  тряпочкой, или, что очень удобно – косметическими палочками с ватой. Для удобства можно зажать брусок в тиски, а еще удобнее использовать вот такое несложное устройство –

После того, как все детали встали на свои места, больстер, место его сопряжения с клинком и с деревом протираем  ваткой с  ацетоном, и забываем про нож на сутки.

 

Прошли сутки. Смола как следует  затвердела, можно обрабатывать рукоять. Для начала разметим ее.  На боковой поверхности у нас осталась разметка отверстия под  хвостовик. Обрисовываем контуры рукояти, и  обрезаем/стачиваем все лишнее.

Затем повторяем операцию на спинке ножа, проведя линию продолжающую  обух клинка  –

Эта линия не является обязательной, но очень облегчает работу, позволяя контролировать  симметричность сторон рукояти.

Оптимальной формой сечения для рукояти является «яйцо» – такая рукоять удобно сидит в руке, легко контролируется.

Поэтому срезаем/стачиваем углы  у нашей рукояти, в сечении имеющей форму прямоугольника. В упрощенном виде последовательность обработки будет выглядеть примерно так –

Остается только окончательно закруглить углы, и отшлифовать рукоять наждачной бумагой, уменьшая ее «зерно». Начинать можно с 60-80, а финишировать – 500 – 750, другими словами – нужно добиться, чтобы поверхность рукояти была ровной и отполированной.

Теперь надо защитить дерево от воздействия влаги. Для этого существует много способов, но, самый простой, пожалуй – пропитка  маслами. Можно использовать льняное, тунговое  масло, олифу, защитные смеси для дерева на основе живичного скипидара. Я использую смесь – 70 процентов льняного масла и 30 – пчелиного воска. Эту смесь необходимо подогреть. При пропитке чистым маслом это тоже не помешает. Необходимо помнить, что эпоксидные смолы крайне негативно относятся к перегреву, поэтому температура масла не должна быть слишком высокой. Можно подогреть масло на «водяной бане» – поставив сосуд с маслом в кастрюлю с кипящей водой.

 Сам нож, перед пропиткой, можно поместить минут на 30 в морозильную камеру холодильника – из охлажденного дерева, погруженного в горячее масло, воздух будет выходить быстрее, замещаясь в порах маслом. Очень  эффективна и вакуумная пропитка, которую я использую сейчас, но – это другая история.

 Итак, вынули нож из морозилки, булькнули его в горячее масло. Наблюдаем активное выделение мельчайших пузырьков воздуха.

 

 Отлично! Это воздух выходит из пор дерева, а на его место попадает масло, которое обеспечит защиту рукояти. Выключаем плиту, и на некоторое время забываем про нож. Можно еще пару раз подогреть смесь.

 Ну, будем считать, что рукоять  пропиталась .  Достаем нож, протираем его ветошью, и убираем в теплое место – понадобится время, чтобы  масло  полимеризовалось.

Вот и все…  Осталось отполировать рукоять тряпочкой, и нож готов!  Теперь нужно сшить ему «одежку» но об этом – в другом разделе.

 

Удачи!

 

 

www.knifehelp.net

Как сделать рукоятку для ножа из дерева. Деревянная ручка для ножа своими руками: описание рабочего процесса


Рукоять ножа не менее важный элемент, чем сам клинок, поскольку от того, как нож лежит в руке зависит удобство и безопасность использования. Рукоять также несет и декоративные функции, особенно если нож сувенирный. У некоторых северных народностей, рукоять ценится даже больше чем сам клинок. Он изготавливается из нетвердой стали, которую можно заточить об любой камень. И когда лезвие стачивается, то клинковая часть выбрасывается, а в привычную и удобную рукоять вставляется новый клинок. Рассмотрим некоторые материалы, используемые при изготовлении рукояток ножей.

Самая простая рукоять может быть образована посредством обмотки шнуром хвостовой части ножа. Такую рукоять часто можно увидеть у метательных или тактических ножей.

Многие производители ножей используют для изготовления рукояток традиционные материалы, такие как дерево, рог или кость. Дерево используется и в массовом производстве, и при изготовлении штучных экземпляров мастерами ножевого дела. В разных регионах используют различные породы дерева, которые наиболее доступны, хорошо обрабатываются, или обладают красивой текстурой.

Например, для изготовления рукоятей используется орех, клен, дуб, яблоня, груша, ясень, вишня. Хотя, в настоящее время, доступны заготовки из различных экзотических сортов дерева, которые произрастают в тропических странах. Правда, многие редкие породы дерева труднее обрабатываются, поскольку обладают высокой твердостью.

Авторские ножи с деревянными рукоятками часто украшают резьбой или инкрустируют различными вставками. Для насечки применяется латунная, серебряная или золотая проволока. Ее раскатывают в полоски, а затем вбивают в канавки, которые выполнены в виде орнамента, поэтому для этих целей подходит мягкая плотная древесина, например орех. Для резьбы хорошо подходит древесина плотных пород — клен, кизил, яблоня, самшит, можжевельник, груша. Из тропических пород для этих целей используют лимонное, красное или розовое дерево.

В средней полосе России, для рукоятей нередко используется береста. Из нее делают наборные рукояти, то есть пластины бересты насаживают на хвостовик ножа, спрессовывают и производят обработку. Иногда наоборот, сначала подготавливают заготовки из спрессованной бересты, потом закрепляют их на хвостовике, и обрабатывают.

После обработки бересты, у рукояти получается красивая и слегка рифленая поверхность. Одним из достоинств берестяной рукояти в том, что она получается полностью натуральной, поскольку делается без применения пропиток и лаков. Рукоять из бересты не скользит, даже если намокла или испачкана в чешуе или крови. Она теплая и приятная на ощупь.

Из натуральных материалов, для изготовления рукоятей используются и рога диких животных. В основном, рог используется в охотничьих ножах, или сувенирных вариантах. Из рога благородного оленя получается наиболее красивые рукоятки. Материал довольно прочный и при этом хорошо обрабатывается. Рог лося тоже неплохо обрабатывается, однако он более тяжелый, и приобретает серый цвет после полировки. Рог американского белохвостого оленя и северного оленя используют реже, из-за более пористой структуры.

В каталогах ножей часто можно увидеть непальские ножи кукри. Некоторые ножи имеют рукояти из рога буйвола.

При изготовлении ножей широко применяются синтетические материалы. Раньше часто использовали оргстекло, пластик, текстолит. Современных синтетических материалов, применяемых в ножевом деле, достаточно много, например Fiberglass, G-10, Delrin, Grivory, Zytel, Кратон, Карбон, Микарта, Лексан, Нейлон, Эластрон и некоторые другие.

В описаниях характеристик импортных ножей, нередко можно увидеть материал Zytel. Этот материал изготавливается на основе нейлона, но отличается большей жесткостью и лучшей износостойкостью. Эти качества материала зависят от типа и количества добавляемых смол. Материал трудно поцарапать, он обладает высокой ударной вязкостью и термостойкостью. Обычно рукояти из Zytel делают рифленым, для лучшего сцепления с ладонью.


Другой материал, из которого делают рукояти – Grivory. Это современный стеклопластик, очень устойчивый к термическому, а также ультрафиолетовому воздействию. Материал Grivory технологичнее и даже прочнее чем Zytel.

В настоящее время, широкое распространение при изготовлении ножей, получила микарта. Она влагостойкая, долговечная и имеет хороший внешний вид. Материал хорошо обрабатывается. Микарта — материал, состоящий из смеси смол, которой склеены различные электроизоляционные материалы. В качестве слоев для склейки, используются различные виды бумаги и ткани. Фак

sds-us.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *