Технологический процесс его параметры сырье ресурсы результат – Урок “Технологический процесс. Виды и способы получения ресурсов”. 5 класс

alexxlab | 15.04.2020 | 0 | Разное

Содержание

Урок “Технологический процесс. Виды и способы получения ресурсов”. 5 класс

Тема урока Технологический процесс. Виды и способы получения ресурсов

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о технологическом процессе, видах и способах получения ресурсов.

Задачи

1. Ознакомить учащихся с понятиями: технологический процесс, сырье, ресурсы, конструкция, механизм

2. Сформировать умение понимать условия реализации технологического процесса

3. Сформировать умение в группах определять особенности осуществления контроля качества изделий;

4. Делать выводы, обобщать.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: разъяснять содержание понятий «технологический процесс», «конструкция», «механизм», и адекватно пользуется этими понятиями;

характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

Метапредметные:

регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение работать индивидуально и в группе; вести сотрудничество с учителем и сверстниками

познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: воспитание ответственности за результаты своей деятельности, развитие трудолюбия и бережного отношение к имуществу

Методы обучения

рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, лабораторно-практическая работа

Тип урока

комбинированный

Формы работы учащихся

фронтальная, индивидуальная и групповая.

Основные понятия, изучаемые на уроке

«технологический процесс», «конструкция», «механизм»

Оборудование урока

Электронное издание. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher, 2.Инструменты учебной деятельности. http://schoolcollection.edu.ru/programs/

tla.

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка: упражнения для рук, для глаз.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя

Личностные. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель говорит учащимся: перед Вами на экране ноутбука изображены зашифрованные слова (технологический процесс), расшифруйте его, пожалуйста.

Далее учитель просит учащихся сформулировать тему урока.

Анализируют информацию и отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения и пытаются объяснить

Личностные – сформировать наблюдательность и фантазию.

Регулятивные – осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные – организация взаимодействия в группе.

3.Актуализация опорных знаний

Учитель говорит учащимся:

Большинство из вас делали поделки, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

1.Что такое технологический процесс?

2. Какие подготовительные, обрабатывающие и отделочные технологические операции применяют при изготовлении деталей?

Далее формулируется цели и задачи урока.

Выдвигают предположения и пытаются объяснить

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. Регулятивные: выделяют  и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: вступают в речевое общение; учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

знаний.

4.«Открытие» нового знания.

Учитель излагает основные сведения о технологическом процессе, его параметры, сырье, ресурсы, результат.

Дает задание детям написать тему урока в тетрадь, после этого выписать ключевые слова по данной теме, найти их в интернете. При объяснении материала демонстрирует видеофрагменты об особенностях технологических процессов

Технологи́ческий проце́сс (сокращенно ТП) — это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Технологические процессы состоят из “технологических (рабочих) операций”, которые, в свою очередь, складываются из “технологических переходов”.

Различают следующие “параметры техпроцессов”:

  • Единичный технологический процесс (ЕТП) — технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства.

  • Типовой технологический процесс (ТТП) — технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками.

  • Групповой технологический процесс (ГТП) — технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.[1]

В промышленности и сельском хозяйстве описание технологического процесса выполняется в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании).

  • Маршрутная карта — описание маршрутов движения по цеху изготовляемой детали.

  • Операционная карта — перечень переходов, установок и применяемых инструментов.

  • Технологическая карта — документ, в котором описан: процесс обработки деталей, материалов, конструкторская документация, технологическая оснастка.

Констру́кция (от лат. constructio) — составление, построение.

Механи́зм (греч. μηχανή mechané — машина) — внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие[1]. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии 

Взаимозаменяемость ресурсов – возможностьальтернативного использования разных 

ресурсов: а) для сохранения или достижения заданного уровня производства

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ

infourok.ru

Рабочая программа по технологии 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Подрезчиха

Принята

на педагогическом совете школы Протокол № от ____________

Утверждена Приказ № от ______________

Директор ______ Т.А. Архипова

Рабочая программа по технологии для 5 класса

Программу разработал учитель

Васенин Николай Дмитриевич

п. Подрезчиха 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897,

  • примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),

  • примерной программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы. — М.: Просвещение, 2012. — 96с. — (Стандарты второго поколения).

  • Основной образовательной программы ООО МКОУ СОШ п.Подрезчиха на 2016-2-17 учебный год, утверждённой приказом 43/18 от 01.09.2016г.

Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Венета-Граф, 2015. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-360-05557-0, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель изучения предмета «Технология» в основной школе:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Основными задачами изучения предмета «Технология» в основной школе являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда,

формирование гуманистически и прагматически ориентированного

мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Направление «Технология» предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития, формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся, построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Все блоки содержания связаны между собой.

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии

Технологии в сфере быта.

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.

Культура потребления: выбор продукта / услуги.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы

Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-пр

infourok.ru

Производство и его виды. Технологический процесс. Влияние качеств сырья и материалов на качество продукции

Производство.

Существует: единичное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное и  массовое производство.

Каждый тип обуславливает методы организации, его освещение и его значение. Объектом производства является изделие.

Изделие-это любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. ( ГОСТ – государственные стандарты)

Примеры: машина, самолёт, автомобиль, ракета, тумбочка, сумка, механизмы, замок, агрегаты и детали.

Чем отличается деталь от  изделия?

Изделие изготавливается на предприятии. Изделия, которые изготавливаются для реализации на рынке, относятся к изделиям основного производства, а изделия, изготовленные для  собственных нужд на предприятии, относятся к изделиям вспомогательного производства.

Примеры: к основным – сборочные цеха к вспомогательным – ремонтные цеха.

Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

Технологический процесс – это часть производственного процесса, который содержит целенаправленное действие по изменению или определению состояния предмета труда.

Технологический процесс представляет собой совокупность различных операций, в результате которых изменяется форма, размеры, взаимное расположение, свойства предметов труда, выполняется соединение деталей в сборочные единицы изделия, осуществляется контроль требования чертежа и технических условий.

Слово технология ( от греч. техно – искусство, логос – учение ).

Производительность труда повышается за счёт:

1.  Технический процесс; он определяет совершенство технологии, более совершенное оборудование.

2.  Улучшение организации производства.

3.  Совершенствование организации труда.

Экономика – это общественная наука, исследующая проблемы такого использования и применения редких ресурсов ( средств производства ), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Экономика изучает пути наивысшего использования того, чем мы обладаем.

Основу экономикиобразует два фундаментальных факта:

1.  Материальные потребности общества безграничны или неутолимы.

2. Экономические ресурсы (средства для производства товара и услуг) ограничены или редки.

Перечень материальных потребностей общества включает широкий спектр продуктов ( жильё, пища, средство перемещения, средство личной гигиены).

Условно всё бесчисленное множество продуктов можно разделить  на:

1.  предметы первой необходимости (жилище, пища, одежда)

2.  предметы роскоши.

Своей совокупностью материальных потребностей, в практическом смысле неутолимых, безграничных, это означает, что удовлетворить материальные потребности очень сложно, и конечной целью всех экономических деятельностей является возможность удовлетворять эти многообразные материальные потребности. 

Однако вся экономическая деятельность ограничивается наличием ресурсов.

Под экономическими ресурсами, в общем, понимают природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Природные и материальные ресурсы – это земля, сырьевые материалы, полезные ископаемые.

Людские ресурсы – это труд, профессиональные и предпринимательские способности.

Все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: они редки и имеются в ограниченном количестве.

Из-за редкости производственных ресурсов сам объем производства по необходимости ограничен.

Общество не способно произвести и потребить весь объем товаров и услуг, которое оно хотело бы получить.

Однако техника и технология существенно прогрессировали и прогрессируют в течение длительного периода.

Совершенствуются способы производства товаров и их качество, появляются новые виды товаров и продукции.

Технический прогресс позволяет создавать новые более эффективные с улучшенными потребительскими свойствами товары (устройства, технология).

Все это позволяет повышать эффективность производства, и как результат производить больше товаров из меньшего количества ресурсов при более высоких потребительских качествах.

НТП является важным двигателем экономического роста, особенно условия ограниченности ресурсов.

НТП включает в себя не только более совершенные средства и методы производства, но и новые методы организации и управления производством.

Исторически НТП характеризуется глубиной и стремительностью.

Многие достижения недавнего прошлого (конвейер, самолет, транзистор и др.) стали обыденной старой вещью.

НТП определяется расходами на научно-исследовательскую, опытно-конструкционную работы (НИ и ОКР).

Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

Экономический рост определяется 2-мя показателями:

1.  валовой внутренний продукт;

на душу населения

2.  чистый национальный продукт;

На практике используют оба определения.

Экономический рост предполагает увеличение общественного продукта в расчете на душу населения и как следствие повышение уровня жизни.

Растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребностей или для разработки новых программ.

vunivere.ru

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Технология». Поурочное планирование .

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Технология»

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

Общий алгоритм проектной деятельности.

Знать сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской.

Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе.

Определять цели и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов.

Раздел «Потребности и технологии» (35ч)

2

Потребности. Иерархия потребностей.

Общественные потребности.

разъясняет содержание понятий, «потребность», и адекватно пользуется этими понятиями

Имеет общие представления об основных понятиях технологии:

“потребности”, “нужды”, “возможности”; “цель”; “проблема”; “решение (проблемы)”; проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах.

3-4

Понятие технологии. Цикл жизни технологии.

Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

разъясняет содержание понятий «технология», и адекватно пользуется этими понятиями;

Имеет общие представления об основных понятиях технологии: “технология”;

5-6

История развития технологий.

Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей.

объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития

7-8

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.

Виды ресурсов. Способы получения ресурсов.

Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов.

характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

Имеет представление об способы получения ресурсов.

9-10

Способы представления технической и технологической информации. Технологическая документация: исполнение и составление.

Научится называть информационные технологии.

составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

11-12

Понятия алгоритм, инструкция, технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.

характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

иметь представление о процессе проектирования, как о технологическом пути решения проблем;

13-14

Условия реализации технологического процесса.

Побочные эффекты реализации технологического процесса.

объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

приводить рассуждения.

15-16

Техническое задание. Эскизы и чертежи.

составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

Выполнение чертежа.

17-18

Технологии в сфере быта

приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития. приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

19-20

Развитие потребностей и технологий. Потребности и цели.

Технологическая документация изучение потребностей

составление технологической документация изучение потребностей.

21-22

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

23-24

Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

характеризует рекламу как средство формирования потребностей

приводить рассуждения

25-26

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму.

составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

27-28

История развития технологий. Предприятия региона проживания.

называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

Знакомится с предприятиями региона.

29-30

Способы выявления потребностей. Методы принятия решения.

уметь читать и подготавливать простейшие технические описания, схемы, эскизы,

Методы принятия решения. От выявленной потребности – к техническому заданию (образ продукта, призванного удовлетворить потребность)

объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

31-32

Технология в контексте производства.

Современные производственные технологии

называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

33-35

Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных рабочих инструментов.

Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательного учреждения)

составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

Раздел 2. Простые механизмы и конструкции в технологиях (с использованием конструкторов как образовательной среды) 18ч

36-37

Простые механизмы. Конструкции.

иметь представление о механизмах, как примере технологических устройств;

разъясняет содержание понятий, «конструкция», и адекватно пользуется этими понятиями;

38-39

Образовательный конструктор как учебный инструмент.

иметь общие представления о конструкторе, как инструменте для моделирования; деталях конструктора, их названия.

Знакомиться с деталями. Основные правила работы с образовательным конструктором.

40-41

Способы соединения деталей. Соединения деталей конструктора в разных плоскостях. Подвижные и неподвижные соединения.

иметь общие представления о назначении и способах соединения; знать приемы и правила работы с конструкторами;

Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

42-43

Понятие технологического узла. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Порядок действий по моделированию конструкции / механизма.

уметь проектировать и собирать модели несложных механизмов из конструктора, исследовать и анализировать собранные модели;

Собирает модель несложных механизмов из конструктора.

44-45

Сборка моделей образовательного конструктора по инструкции.

Сохранение информации о модели в формах описания, схемы, эскиза, фотографии.

осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

собирает модели механизмов из деталей по заданной схеме сборки, по фотографии, по техническому рисунку, кинематической схеме;

46-47

Понятие модели. Функции моделей. Моделирование.

осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

проводит испытания, анализа, модернизации модели;

48-49

Опыт проектирования, конструирования, моделирования

конструирует модель по заданному прототипу;

разработка оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

50-51

Разработка и изготовление материального продукта.

осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

конструирует модель по заданному прототипу;

52-53

Испытание, анализ, способы модернизации

получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

проводит испытания, анализ, модернизации модели;

Раздел3- Технологии организации быта 6 ч

54-55

Экология жилья.

Знать требования к интерьеру жилища:

эстетические, экологические, эргономические.

умение оценивать микроклимат в помещении

56-57

Технологии содержания жилья.

Знать последовательность операций во время уборки помещений

умение выполнять уборку помещения современными средствами ухода и бытовой техники.

58-59

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.

Знать правила ухода за одеждой, обувью

умение ухаживать за одеждой, обувью.

Раздел 4-Технологии исследовательской и опытной деятельности.9ч

58-59

Творческий проект.

определяет необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и

infourok.ru

1.3 Основные параметры технологического процесса

При изучении технологических процессов для их анализа и характеристики применяют различные параметры.

Параметры, характеризующие тот или иной технологический процесс, выбираются в зависимости от поставленных целей. В общем случае можно выделить три группы параметров:

частные;

единичные;

обобщенные.

Частные параметры используются для выделения конкретного технологического процесса из ряда аналогичных. Эти параметры характеризуют индивидуальные особенности конкретных технологических процессов. Это – параметры собственно технологического процесса (например, температура, давление, состав предметов труда, орудий труда и т.д.).

Единичные параметры используются для сравнения однотипных технологических процессов при их сравнительном анализе и оценке. Важнейшими единичными параметрами, характеризующими технологический процесс, являются: удельный расход материалов на единицу продукции; количество и качество выпускаемой продукции; производительность труда; производительность используемого оборудования; интенсивность ведения технологического процесса и т.д.

Интегральными параметрами этой группы являются:

себестоимость продукции;

капитальные затраты.

Себестоимость продукции – это затраты конкретного предприятия на изготовление и сбыт продукции в денежном выражении.

Под капитальными затратами понимают общую стоимость предприятия (основные фонды).

Анализ важнейших параметров технологических процессов позволяет сделать вывод об основных тенденциях развития конкретной технологии.

При технико-экономическом анализе технологических процессов широко используются материальные и энергетические балансы.

Материальный баланс, являющийся проявлением закона сохранения массы вещества в условиях производства, утверждает, что масса веществ, поступающих на технологическую операцию (приход), равна массе веществ, образующихся в ходе технологической операции (расход).

Полный материальный баланс реального технологического процесса рассчитывается как сумма балансов отдельных стадий (операций). Материальный баланс принято рассчитывать на единицу массы целевого продукта.

Энергетические балансы составляют на основе материальных балансов отдельных стадий технологического процесса. Энергетические балансы являются проявлением закона сохранения энергии в технологических процессах. Материальный и энергетический балансы являются основой для расчета любых технико-экономических показателей производства и составления балансов предприятий.

Частные и единичные параметры дают достаточно полную характеристику технологического процесса и позволяют проследить динамику его развития в сравнении с ему подобными, но они не вскрывают глубину сущности процесса, позволяющей сопоставлять его со всем многообразием технологических процессов.

Для выявления закономерностей развития технологических процессов в общем виде используют обобщенные параметры:

живой труд и

прошлый труд, которые затрачиваются внутри технологического процесса.

Эти два параметра определяют протекание любого технологического процесса, и на выявлении их сущности мы остановимся подробнее.

studfiles.net

4. Основные параметры, характеризующие технологический процесс.

Все параметры, используемые для характеристик технологических процессов, можно объединить в три группы. К первой группе параметров относятся те, которые характеризуют индивидуальные особенности конкретных технологических процессов. Это могут быть параметры собственно технологического процесса (давление, температура, состав сырья и т.п.), технические характеристики оборудования, схемы компоновки оборудования и др. Данная группа параметров позволяет выделить конкретный технологический процесс из ряда однотипных, но не дает возможности проследить его развитие под действием различных факторов. Ко второй группе параметров относятся те, которые характеризуют ряд однотипных технологических процессов. Среди них — энергоемкость, фондоемкость, расход различных видов материальных ресурсов на единицу продукции и металлоемкость, параметры производительности и т.п. Параметры данной группы дают возможность сравнивать различные наборы однотипных технологических процессов между собой, но не позволяют выявить закономерности развития всего ряда однотипных технологических процессов. Итак, параметры обеих групп позволяют достаточно полно охарактеризовать конкретный технологический процесс и ряд однотипных технологических процессов. Однако они не могут быть использованы для выявления закономерностей развития технологических процессов в общем виде, а это необходимо для изучения динамики развития производственных систем и научно-технического развития в целом. Параметрами третьей группы, которые обладают наибольшей общностью, а, следовательно, могут быть использованы для выявления закономерностей развития технологических процессов, являются живой и прошлый труд, затрачиваемые внутри технологического процесса. В любом производственном процессе имеют место затраты живого и овеществленного труда. Совершенствование любого технологического процесса осуществляется при повышении эффективности использования прошлого труда и снижения затрат живого труда. Для характеристики технологического процесса необходимо знать соотношение живого и овеществленного труда в данном процессе. Целесообразность этих параметров объясняется и тем, что они связаны с такой основополагающей характеристикой, как производительность труда. Одним из относительных показателей соотношения живого и овеществленного труда в конкретном технологическом процессе является технологическая вооруженность, представляющая собой долю технологических фондов, приходящихся на одного работающего в данном технологическом процессе. Технологические фонды — это годовые затраты прошло­го труда в технологическом процессе. Они определяются как сумма годовых амортизационных отчислений от стоимости оборудования, занятого в технологическом процессе, и всех годовых технологических затрат в этом процессе, за исклю­чением затрат на предмет труда. Таким образом, технологическая вооруженность показывает количество прошлого труда переносимым на предмет труда одним рабочим.

5. Классификация технологических процессов.

В основу классификации технологических процессов положены различные признаки, такие как: вид воздействия на сырье и характер его качественных изменений; способ организации производства; кратность обработки сырья. По характеру качественных изменений сырья технологические процессы подразделяются на физические, механические и химические процессы. При физических и механических процессах переработки сырья происходит изменение размеров, формы и физических свойств сырья. При этом внутреннее строение и состав вещества не изменяется. Например: изготовление металлических деталей методом обработки резанием; дробление, измельчение вещества; приготовление растворов и т.п. Химические процессы характеризуются изменением не только физических свойств, но и агрегатного состояния, химического состава и внутреннего строения вещества. Например, обжигом до спекания частиц сырьевой смеси получают портландцементный клинкер, вяжущие свойства которого обусловлены возникновением при высокой температуре (14500 оС) новых химических соединений (новообразований). Химической переработкой топлива (коксования углей) получают бензол, нафталин, водород, метан, этилен и другие продукты. Однако деление процессов на физические, механические и химические является условным, так как трудно провести четкую границу между ними, поскольку механические процессы часто сопровождаются изменением и физических, и химических свойств.

По способу организации технологические процессы делятся на дискретные (прерывистые) и непрерывные процессы. Дискретный технологический процесс характеризуется чередованием рабочих и вспомогательных ходов с четким разграничением их по времени реализации. Например, при металлообработке происходят установка детали в патрон станка (вспомогательный ход), подвод режущего инструмента (вспомогательный ход), обработка заготовки режущим инструментом (рабочий ход), контроль (вспомогательный ход) снятие детали со станка, установка в патрон станка новой заготовки и т.д. (вспомогательный ход).Такие технологические процессы чаще всего распространены в машиностроении, строительстве, добывающих отраслях промышленности. Недостатком дискретных технологических процессов являются потери рабочего времени в процессе выполнения вспомогательных ходов, так как в это время простаивает основное технологическое оборудование, и выпуск продукции не производится. Затраты труда увеличиваются. Так, в обработке металлов резанием доля основного (технологического) времени в штучном времени составляет менее 50%. Непрерывные процессы отличаются тем, что они не имеют резко выраженного чередования (во времени осуществления) рабочего и вспомогательного ходов. В них всегда можно выделить группу вспомогательных ходов, которые осуществляются одновременно с рабочими, и группу вспомогательных ходов, которые периодически повторяются во времени, в зависимости от результатов рабочего хода. Такие процессы, характерны для химической промышленности металлургии, энергетике. По кратности обработки сырья технологические процессы подразделяются на процессы с открытой (разомкнутой) схемой и процессы с циркуляционной (замкнутой) схемой. В процессах с разомкнутой схемой сырье подвергается однократной обработке. В процессах с замкнутой схемой сырье неоднократно возвращается в начальную стадию процесса для последующей обработки. Примером процесса с открытой схемой производства может служить любая технология, в которой вход (начальная операция) и выход (заключительная операция) не соединяются — технология изготовления бетона. Процесс с замкнутой схемой — оборотное водоснабжение (циркуляция воды в технологическом процессе после ее очистки). Процессы с замкнутой схемой производства являются более экономичными и экологически безвредными, хотя они и отличаются большей сложностью. Эти процессы необходимы при переводе технологии на безотходную. В производстве часто применяются процессы, сочетающие элементы открытой и закрытой схем. Примером такого процесса может служить технологический процесс производства азотной кислоты, в котором одни промежуточные продукты обрабатываются по открытой схеме, проходя последовательно ряд аппаратов, а другие циркулируют по замкнутой схеме.В общем виде любой технологический процесс можно рассматривать в виде кибернетической схемы, имеющую вход, «черный ящик» и выход. На входе – исходные ресурсы и их свойства, на выходе – готовый продукт с конкретными характеристиками, «черный ящик» – все возможные способы изготовления продукта (изделия).

studfiles.net

Рабочая программа ФГОС по технологии 5 класс

Приложение №1 к Основной

образовательной программе

основного общего образования

утв. приказом № _____

от 29 июня 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Технология

Класс: 5 – 8 класс

Количество часов по программе: 68

Количество часов по учебному плану: 68

– Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.

№ 1/15

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена для учащихся 5 – 8 классов общеобразовательной школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

– Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа»,

– Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа предполагает использование учебников:

Цели изучения предмета

Целью школьного технологического образования является:

1.Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2.Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3.Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Современный подход в преподавании технологии предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Задачи изучения технологии в школе:

*осознание обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

*овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

*овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

*формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

*развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

*формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;

практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Технология» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-8 классах. В учебном плане отводится 238 часов на его изучение: по 70 часов в 5 – 7 классах, 34 часа – в 8 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

5. Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *