Баббит сплав – состав сплава, температура плавления, свойства и применение

alexxlab | 24.11.2019 | 0 | Вопросы и ответы

Лом баббита – цены, где применяется баббит

Баббит – это сплав, созданный на основе олова или свинца, обладающий высокими антифрикционными показателями. Название соединение получило от имени своего изобретателя — Исаака Бэббита. Сфера его применения напрямую связана со свойствами материала: покрытия, нанесенные из этого металлического, существенно повышают износостойкость трущихся элементов. Википедия называет баббит — Первый подшипниковый сплав.

Основные марки соединения

Изготовление баббита производится, согласно техническим условиям, представленным ГОСТ 1320-74. Готовая продукция поставляется в чушках, использующихся для заливки узлов подшипников и прочих деталей. Исходя из химического состава соединения, различают следующие марки баббитов:

  • Б88 – наиболее ценная на пунктах приемки цветного металлолома марка сплава. Содержит около 88% олова. Наиболее высокая концентрация легирующих элементов у сурьмы с медью: 7.8 и 3.5% соответственно. Также присутствуют кадмий и никель;
  • Б83, Б83С – тоже весомый вариант вторичного металла. Концентрация олова на уровне 83%, из остальных присадок наибольшее содержание остается за сурьмой 12% и медью 6.5%. Второй вариант сплава содержит свиней, который отсутствует в первом наименовании, а также у марки Б88;

Подшипники скольжения и баббит Б-83

  • Б16 – отличается высокой концентрацией свинца 65 – 70%. Доля олова и сурьмы одинакова, колеблется от 15 до 17%, тогда как содержание меди 2%;

Баббит Б-16

  • БН – составляющая свинца превышает 70%, тогда как олово входит на уровне 10%. Среди присадок присутствуют, сурьма, медь, кадмий никель и мышьяк;
  • БС6 – наиболее свинцово-содержащая марка сплава (около 90%).

Документ не охватывает все современные вариации соединения, однако представленные марки остаются наиболее ходовыми в отечественном производстве.

Как видно все сорта сплава можно условно классифицировать на два вида:

оловянные и свинцовые баббиты. Естественно, что область применения, как и источники лома баббита, будут зависеть от превалирующего элемента.

Оловянные марки соединения отличаются улучшенными характеристиками устойчивости к износу, коррозии, лучшей теплопроводностью. Сфера их применения включает спецификации, где необходим минимальный коэффициент трения, следовательно, повышенный уровень вязкости.

Сплавы на основе свинца характеризуются повышенно рабочей температурой, поэтому используются для улучшения антифрикционных характеристик подшипников дизельных двигателей и прокатных станов. Присутствует баббит также в железнодорожном транспорте. Подшипники подвижного состава содержат свинцово-кальциевую вариацию сплава.

Подшипник скольжения в разрезе с заливкой из баббита

Точка зрения общепринятого стандарта на лом баббита

Установленные документом ГОСТ 1639-2009, отходы соединения, попадают под категории вторичного олова и его сплавов:

  1. Кусковой лом баббитов. Категория содержит исключительно оловянные марки сплава. Основные составляющие вторичного металла: дизельные и турбинные подшипники.
  2. Кусковые отходы с высоким содержанием свинца. Стандартный лом подшипников дополняют использованные элементы типографского шрифта.
  3. Стружка оловянно-свинцовых сплавов. Данная группа включает только отходы обработки оловянных баббитов.
  4. Стружка смешанная. В ней представлены марки свинцовой вариации соединения.

Естественно, основную материальную ценность среди лома баббитов представляют его сорта с высоким содержанием олова. Стоимость за килограмм такого лома приближается к расценкам чистого металла.

В силу разнообразия марок сплава, а также невозможности визуально отличить различные виды баббита, нередко применяется спектральный анализ. Пункты приема цветного металлолома, оснащенные специальным аналитическим оборудованием, позволяют точно установить концентрацию олова, что может сказаться положительно на итоговой цене принимаемого лома баббита.

Цена на лом баббита

Средние цены на лом баббита по России представлены ниже в таблице. Помните, что эти цены не показатель, т.к. какая-то компания может давать цену выше, а какая-то ниже. Цены в таблице служат лишь ориентиром, чтобы иметь представление.

Это наиболее популярные марки баббита, которые принимают

Лом оловянно-свинцовых сплавов за 1% в кг9,2 руб/кг
Лом баббита Б-83940 руб/кг
Лом баббита Б-16162 руб/кг
Лом баббита брак5 руб/кг

Интересные особенности применения антифрикционного соединения

Как видно из категорий ГОСТа, основная область использования баббитов – подшипниковые изделия, т.е. искать баббит нужно в ломе подшипников. Однако соединение характеризуется низкой величиной сопротивления усталости. Это сужает диапазон применения сплава до подшипников, обладающих прочным корпусом из стали или бронзы. Толщина залитого баббитового слоя сказывается на сроке эксплуатации изделий: более тонкие (до определенных пределов) прослойки сплава продлевают рабочий ресурс детали.

xlom.ru

Баббит и припой

Сплавы цветных металлов, Баббит, Припой/Бронзовые сплавы

 

По вопросам цены и наличия обращайтесь 

по телефонам: +7 (3435) 48-50-92;  92-26-99 +7-922-109-57-42 

или отправьте Вашу заявку на E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

ООО ТД «Нижнетагильский металлургический завод» поставляет следующие бронзовые сплавы:

Наименование Марка сплава Стандарт Вес одной чушки
Алюминиево-железная бронза в чушках БрА9Ж4 ГОСТ 493-79 массой не более 35кг.
БрА10Ж3Мц1.5 ТУ 1733-00195430-88-97
Оловянно-цинково-свинцовая бронза в чушках БрО5Ц6С5 ГОСТ 613-79
Оловянно-цинково-свинцовая бронза литейная в чушках БрО5Ц5С5 ТУ 1733-00195430-88-97
БрО5Ц6С5 ТУ 1733-00195430-96-98
Оловянно-фтористая бронза литейная в чушке БрО10Ф1 ГОСТ 613-79

Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом как основным легирующим элементом, но применяются и сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка и никеля.

При маркировке деформируемых бронз на первом месте ставятся буквы Бр, затем буквы, указывающие, какие элементы, кроме меди, входят в состав сплава. После букв идут цифры, показывающие содержание компонентов в сплаве. Например, марка БрОФ10-1 означает, что в бронзу входит 10 % ол Маркировка литейных бронз также начинается с букв Бр, затем указываются буквенные обозначения легирующих элементов и ставится цифра, указывающая его усредненное содержание в сплаве. Например, бронза БрО3Ц12С5 содержит 3 % олова, 12 % цинка, 5 % свинца, остальное – медь.

 При сплавлении меди с оловом образуются твердые растворы. Эти сплавы очень склонны к ликвации из-за большого температурного интервала кристаллизации. Благодаря ликвации сплавы с содержанием олова выше 5 % имеют в структуре эвтектоидную составляющую Э(α + β), состоящую из мягкой и твердой фаз. Такое строение является благоприятным для деталей типа подшипников скольжения: мягкая фаза обеспечивает хорошую прирабатываемость, твердые частицы создают износостойкость. Поэтому оловянные бронзы являются хорошими антифрикционными материалами.

Оловянные бронзы имеют низкую объемную усадку (около 0,8 %), поэтому используются в художественном литье. Наличие фосфора обеспечивает хорошую жидкотекучесть.

Оловянные бронзы подразделяются на деформируемые и литейные.

В деформируемых бронзах содержание олова не должно превышать 6 %, для обеспечения необходимой пластичности, БрОФ6,5-0,15. В зависимости от состава деформируемые бронзы отличаются высокими механическими, антикоррозионными, антифрикционными и упругими свойствами, и используются в различных отраслях промышленности. Из этих сплавов изготавливают прутки, трубы, ленту, проволоку.

БрО3Ц7С5Н1, БрО4Ц4С17, применяются для изготовления пароводяной арматуры и для отливок антифрикционных деталей типа втулок, венцов червячных колес, вкладышей подшипников.

По назначению бронзы оловянные делят на следующие группы:

  • Литейные стандартные бронзы марок Бр05Ц5С5, Бр04Ц7С5, Бр04Ц4С17, БрОЗЦ7С5Н1, БрОЗЦ12С5.
  • Литейные бронзы ответственного назначения марок Бр010Ц2, БрОбЦбСЗ, Бр08Ц4, БрОФ, Бр05С25.
  • Деформируемые бронзы марок БрОЦС4-4-2,5, БрОЦ4-3, БрОФ8-0,3, БрОФ6,5-0,15, БрОФ4-0,25, БрОФ6,5-0,4. 

БрАЖ9-4, БрАЖ9-4Л, БрАЖН10-4-4. Бронзы с содержанием алюминия до 9,4 % имеют однофазное строение α–твердого раствора. При содержании алюминия 9,4…15,6 % сплавы системы медь–алюминий двухфазные и состоят из α– и γ–фаз.

Оптимальными свойствами обладают алюминиевые бронзы, содержащие 5…8 % алюминия. Увеличение содержания алюминия до 10…11 % вследствие появления λ–фазы ведет к резкому повышению прочности и сильному снижению пластичности. Дополнительное повышение прочности для сплавов с содержанием алюминия 8…9,5 % можно достичь закалкой.

Положительные особенности алюминиевых бронз по сравнению с оловянными:

  • меньшая склонность к внутрикристаллической ликвации;
  • большая плотность отливок;
  • более высокая прочность и жаропрочность;
  • меньшая склонность к хладноломкости.

Основные недостатки алюминиевых бронз:

  • значительная усадка;
  • склонность к образованию столбчатых кристаллов при кристаллизации и росту зерна при нагреве, что охрупчивает сплав;
  • сильное газопоглощение жидкого расплава;
  • самоотпуск при медленном охлаждении;
  • недостаточная коррозионная стойкость в перегретом паре.

Для устранения этих недостатков сплавы дополнительно легируют марганцем, железом, никелем, свинцом.

Из алюминиевых бронз изготавливают относительно мелкие, но высокоответственные детали типа шестерен, втулок, фланцев литьем и обработкой давлением. Из бронзы БрА5 штамповкой изготавливают медали и мелкую разменную монету.

БрКМц3-1, БрК4, применяют как заменители оловянных бронз. Они немагнитны и морозостойки, превосходят оловянные бронзы по коррозионной стойкости и механическим свойствам, имеют высокие упругие свойства. Сплавы хорошо свариваются и подвергаются пайке. Благодаря высокой устойчивости к щелочным средам и сухим газам, их используют для производства сточных труб, газо- и дымопроводов.

БрС30, используют как высококачественный антифрикционный материал. По сравнению с оловянными бронзами имеют более низкие механические и технологические свойства. 

БрБ2, являются высококачественным пружинным материалом. Растворимость бериллия в меди с понижением температуры значительно уменьшается. Это явление используют для получения высоких упругих и прочностных свойств изделий методом дисперсионного твердения. Готовые изделия из бериллиевых бронз подвергают закалке от 800oС, благодаря чему фиксируется при комнатной температуре пересыщенный твердый раствор бериллия в меди. Затем проводят искусственное старение при температуре 300…350oС. При этом происходит выделение дисперсных частиц, возрастают прочность и упругость. После старения предел прочности достигает 1100…1200 МПа.

Сплавы цветных металлов, Баббит, Припой/Бронзовые сплавы

td-ntmz.ru

Баббиты. Маркировка, применение. | МеханикИнфо

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение. 4.63/5 (92.50%) проголосовало 8

 

В качестве подшипников или антифрикционных материалов пользуются баббитами, основа которых составляет мягкие пластичные металлы свинец и олово. Одним из основных элементов в оловянистых баббитах являются сурьма и медь. Химический состав оловянистых баббитов приведен в таблице 1.

.

.

Таблица 1.

Химический состав оловянистых баббитов.

Марка сплаваХимический состав, %
СурьмаМедьКадмийНикельМышьякТеллурОловоВсего примесей не более
Б897,25-8,252,5-3,5
Ост.
0,55
Б8310-125,5-5,6»0,55
Б1615-171,5-215-170,6
БН13-151,5-21,25-1,750,75-1,250,5-0,99-110,4
БТ14-160,7-1,10,5-0,29-110,6
Б614-162,5-31,75-2,250,6-15-60,4

Заменители баббитов.

 

В роли заменителей баббитов пользуются антифрикционными сплавами на основе цинка, они применяются в условиях средней трудности. Также можно сказать и про антифрикционные чугуны, которые обладают низким коэффициентом трения и относительно неплохой стойкостью к износам.

Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе.

Подшипники, которые работают при более высоких ударных нагрузках и жестких температурных режимах, преимущественно изготавливают на оловянной основе. При заливке толстостенных подшипников в больших количествах используют безоловянный свинцово-кальцыевой баббит.

Таблица 2.

Химический состав кальциевых баббитов.

Марка сплаваХимический состав, %
КальцийНатрийОловоМагнийСвинецПримесей не более
ВисмутСурьмаМедьМагнийПрочие
БК0,85-1,150,6-0,9Ост.0,10,250,020,3
БК20,35-0,550,25-0,51,5-2,50,04-0,09»0,20,20,150,3

Марки баббитов. Область применения баббитов.

 

Б89 – баббиты данной марки используют для особо ответственных узлов и механизмов работающих при высоких скоростях и давлениях выше 150 кг/см2, например для подшипников авиадвигателей.

Б83 – баббиты ответственного назначения, применяют для изготовления подшипников электродвигателей, компрессоров с большой мощностью, турбин, дизелей и паровых машин.

Б16 – из баббитов данной марки изготавливают подшипники дробилок и паровозов, а также ненагруженные вкладыши электровозов, электродвигателей и паровых машин.

БН – это подшипники, применяемые в легковых и грузовых автомобилях, тракторах, паровозах и компрессорах.

БТ – применяются для изготовления подшипников автомобильных и тракторных двигателей.

Б6 – это подшипники для шаровых мельниц, нефтяных двигателей и дымососов.

БК – баббиты этой марки предназначены для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя более 3 мм).

БК2 – баббиты также используются для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя менее 1 мм), изготавливают подшипники для железнодорожных вагонов.

.

Баббит свойства.

 

Таблица 3.

Физико-химические свойства баббитов.

Наименование показателейМарка баббита
Б83Б16БНБТБ6БК
Удельный вес, г/см27,389,299,559,79,6910,5
Начало затвердевания, °С370410400400416440
Конец затвердевания, °С240240240240232320
Сопротивление сжатию, кг/мм211,512,312,712,813,616
Осадка при сжатии, %3814,7252319
Твердость по Бринелю, кг/мм2303029263232
Ударная вязкость, кг/см20,60,140,30,260,15

0,8

mechanicinfo.ru

70. Баббиты, припои:

Баббит — антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника.

Наиболее распространённые варианты сплава:

  • 90 % олова, 10 % меди;

  • 89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди;

  • 80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова;

В качестве присадок могут быть использованы: сурьма, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний.

Температура плавления — 300—440 °C.

Первый подшипниковый сплав[1] разработан американцем Исааком Бэббитом[2] в 1839 году.

Баббит, основу которого составляет олово (Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2), используют, когда от антифрикционного материала требуются повышенная вязкость и минимальный коэффициент трения. Оловянный баббит по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, износостойкостью и теплопроводностью.

Припой — металлилисплав, применяемый припайкедля соединения заготовок и имеющий температуру плавления ниже, чем соединяемые металлы. Применяют сплавы на основеолова,свинца,кадмия,меди,никеляи др.

Пайку осуществляют или с целью создания механически прочного (иногда герметичного) шва, или для получения электрического контакта с малым переходным сопротивлением. При пайке места соединения и припой нагревают. Так как припой имеет температуру плавления значительно ниже, чем соединяемый металл (или металлы), то он плавится, в то время как основной металл остаётся твёрдым. На границе соприкосновения расплавленного припоя и твёрдого металла происходят различные физико-химические процессы. Припой смачивает металл, растекается по нему и заполняет зазоры между соединяемыми деталями. При этом компоненты припоя диффундируют в основной металл, основной металл растворяется в припое, в результате чего образуется промежуточная прослойка, которая после застывания соединяет детали в одно целое.

Припои принято делить на две группы — мягкие и твёрдые. К мягким относятся припои с температурой плавления до 300 °C, к твёрдым — выше 300 °C. Кроме того, припои существенно различаются по механической прочности. Мягкие припои имеют предел прочности при растяжении 16—100 МПа, а твёрдые — 100—500 МПа.

Широкое распространение получили припои медно фосфористые. К медно фосфористым припоям относятся сплавы меди, фосфора, олова.Данные припои применяются при пайке меди, медных сплавов, серебра, чугуна, твердых сплавов.

71. Титан, сплавы на его основе:

Тита́н (лат. Titanium; обозначается символом Ti) — элемент побочной подгруппы четвёртой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 22. Простое вещество титан (CAS-номер: 7440-32-6) — лёгкий металл серебристо-белого цвета. Существует в двух кристаллических модификациях: α-Ti с гексагональной плотноупакованной решёткой, β-Ti с кубической объёмно-центрированной упаковкой, температура полиморфного превращения α↔β 883 °C[2]. Температура плавления 1660±20 °C[3]. Tитан имеет твердость по Бринеллю 175 МПа[2].

Металл получил своё название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи. Название элементу дал Мартин Клапрот в соответствии со своими взглядами на химическую номенклатуру в противовес французской химической школе, где элемент старались называть по его химическим свойствам. Поскольку немецкий исследователь сам отметил невозможность определения свойств нового элемента только по его оксиду, он подобрал для него имя из мифологии, по аналогии с открытым им ранее ураном.

Как правило, исходным материалом для производства титана и его соединений служит диоксид титана со сравнительно небольшим количеством примесей. В частности, это может быть рутиловый концентрат, получаемый при обогащении титановых руд. Однако запасы рутила в мире весьма ограничены, и чаще применяют так называемый синтетический рутил или титановый шлак, получаемые при переработке ильменитовых концентратов.

Титан — легкий серебристо-белый металл.

Имеет высокую вязкость, при механической обработке склонен к налипанию на режущий инструмент, и поэтому требуется нанесение специальных покрытий на инструмент, различных смазок.

В чистом виде и в виде сплавов

Металл применяется в: химической промышленности (реакторы, трубопроводы, насосы, трубопроводная арматура), военной промышленности (бронежилеты, броня и противопожарные перегородки в авиации, корпуса подводных лодок), промышленных процессах (опреснительных установках, процессах целлюлозы и бумаги), автомобильной промышленности, сельскохозяйственной промышленности, пищевой промышленности, украшениях для пирсинга, медицинской промышленности (протезы, остеопротезы), стоматологических и эндодонтических инструментах, зубных имплантатах, спортивных товарах, ювелирных изделиях, мобильных телефонах, лёгких сплавах и т. д. Является важнейшим конструкционным материалом в авиа-, ракето-, кораблестроении.

Титановое литье выполняют в вакуумных печах в графитовые формы. Также используется вакуумное литье по выплавляемым моделям. Из-за технологических трудностей, в художественном литье используется ограниченно. Первой в мировой практике монументальной литой скульптурой из титана является памятник Юрию Гагарину на площади его имени в Москве[11].

Титан является легирующей добавкой во многих легированных сталях и большинстве спецсплавов.

Нитинол (никель-титан) — сплав, обладающий памятью формы, применяемый в медицине и технике.

Алюминиды титана являются очень стойкими к окислению и жаропрочными, что в свою очередь определило их использование в авиации и автомобилестроении в качестве конструкционных материалов.

Титан является одним из наиболее распространённых геттерных материалов, используемых в высоковакуумных насосах.

Плавится титан при температуре 1660°С, аллотропичен, вредные примеси N, C, O, H. Пленка TiO2 защищает титан от окисления, коррозии в любой воде, некоторых кислотах. Он плавится, льется, сваривается в среде аргона, подвергается ОМД. Из титана изготавливают лист, трубы, профиль, проволоку. Сплавы его с Fe, Al, Mn, Cr, Sn, V, Si, Ga, Ge, La, Nb, Ta, Zr, W, Mo, Co, Si, имеют повышенную прочность, жаропрочность, коррозионную стойкость. Титановые сплавы термообрабатываются.

Титановые сплавы деформируются, льются, изготавливаются из порошков, закаливаются, отпускаются, хорошо мехобрабатываются.

Порошковые сплавы титана получают из порошков прессованием, они прочны, пластичны.

Из титановых сплавов изготавливают обшивку самолетов, морских судов, подводных лодок, корпуса ракет, двигателей, деталей турбин, компрессоров, гребные винты, баллоны для сжиженных газов, емкости для химических средств и много других изделий. Титановые сплавы можно подвергать, отжигу, закалке, старению и ХТО. Отжиг α – сплавов проводят при 800 – 850 0С, а α + β – сплавов – при 750 -800 0С. Вакуумный отжиг позволяет уменьшить содержание водорода, что приводит к повышению ударной вязкости, уменьшению разрушений и растрес- кивания.

Маркировка: Сплавы титана широко используются в авиационной технике, в судостроении и транспортном машиностроении – где нужна высокая прочность и сопротивляемость коррозии, малая масса. Поставляются по ГОСТ 19807-74. Титановые сплавы имеют условную маркировку: ТЗ, Т4, ВТ5, ВТ16.

studfiles.net

. , – ,

– , , . , .

 

  1320-74, %

 

 

Sn

Sb

Cu

Cd

Ni

As

Pb

Fe

As

Zn

Pb

Bi

Al

88*

7,3-7,8

2,5-3,5

0,8-1,2

0,15-0,25

0,05

0,05

0,005

0,1

0,05

0,005

83**

10-12

5,5-6,5

 –

0,10

0,05

0,004

0,35

0,05

0,005

83

9-11

5-6

1,0-1.5

0,10

0,10

0,01

_

0,05

0.005

16

15-17

15-17

1,5-2

0,10

0,30

0,15

_

0,10

0,010

9-11

13-15

1,5-2

0,1-0,7

0,1-0,5

0.5-0.9

0,10

.

0,02

_

0,10

0,05

6

5,5-6,5

5,5-6.5

0,1-0,3

0,05

0,10

0,05

0,01

.

0,07

0,005

* – 0,35%; **- 0,5%, 83 – 3%;

22 .

 

1209-90 

,

AI

Pb

Na

Mg

Sn

Bi

Sb

Cu

Al

Mg

*

0,95-1,15

0,2

.

.

0,1

0,25

 

_

0.20

030

2

0,3-0,55

11,2-0,4

0,01-0,05

1,5-2,1

0,20

0,20

0,15

0,02

_

0,30

2

0,65-0,9

_ _

0,7-0,9

0,03-0,09

1,5-2,1

0.20

0,20

0,15

0,02

_

0,30

* – no 0,05%; 28 .

 

–  

,

/3

,

,

,

,

,

,

88

7.35

27-30

320

380-420

83

7.38

27-30

80-85

110-120

240

370

440-460

83

7,4

27-30

230

400

440-460

9.55

27-29

7-7.4

12.5-13

240

400

480-500

16

9.29

30

8.6

14,7

240

410

480-500

6

10.05

15-17

 

247

280

 

 

88

, 19,6; 14,7 , 50/. 75 .

1320-74

, . .

83,

83

, 14,7; 9,8 , 50/, 70 .

1320-74

, . , – ; , .

, 9,8; 7,4 , 30 /. 70 .

1320-74

, . ,

16

, 9,8 , 130 /. 70 “.

1320-74

– , , .

6

  , 14,7 . 70 .

1320-74

.

,

2

 

1209-90

.

2

 

.

 

 

libmetal.ru

Что такое баббит? | Баббит | Олово | Припой | Купорос | Никель

Баббит — антифрикционный специальный легкоплавкий подшипниковый сплав олова с сурьмой и медью или сплав свинца с сурьмой, медью и оловом или сплавы на основе цинка, алюминия. Антифрикционные свойства баббиту придает гетерогенная структура — твёрдые частицы, которые служат опорой подшипника, заключены в мягкой пластичной основе сплава , которую составляют олово или свинец. Это дает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, небольшое трение и износ.

Изготавливается баббит в виде чушек}. Марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Баббит Б83 (ГОСТ 1320-74), (чушки по 16 кг), баббит Б16 (ГОСТ 1209-90) —  качественный первичный баббит от производителя}. Отгрузка в Екатеринбурге. Доставка баббита осуществляется по всей России. ООО «ПКП Металлхимэнерго».

Наиболее популярный антифрикционный сплав — баббит Б83}. У него выше, чем у свинцовых сплавов, показатели износостойкости и при этом он стоит меньше, чем баббит Б88}, в котором более сложный состав металлов. Коэффициент трения баббита Б83 без смазки 0,28, со смазкой — 0,005. Допустимая статическая нагрузка: — 400 кгс/см2, динамическая — 1000 кгс/см2сек, ударная — 100 кгс/см2сек. Скорость вращения максимальная — 60 м / сек. Допустимый нагрев до +110 ° С. Рекомендуемая толщина заливки более1 мм.

Подшипниковый материал представляет собой сочетание достаточно прочной, относительно вязкой и пластичной основы, в которой имеются твердые опорные включения. При этих условиях изнашивается пластичная основа, вал в основном лежит на твёрдых элементах, создающих опору. Следовательно, трение идёт не по всей площади поверхности подшипника, и смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.

К антифрикционным материалам относятся сплавы, частью которых является олово или свинец (так называемые баббиты), меди, алюминия и цинка, антифрикционные чугуны и порошковые подшипниковые материалы}.

Число в наименовании марки баббита показывает процентное содержание олова, или буква, обозначающая дополнительный легирующий элемент. Например, марки Б-83, Б16 означают, что в эти баббиты входят 83 и 16 процентов олова соответственно; марка БН означает, что сплав содержит никель, то есть обозначение носит условный характер и при этом не несет информации о процентном содержании тех или иных элементов сплава.

Чтобы на основе олова можно было получить антифрикционный сплав}, в него вводят элементы, которые упрочняют слишком мягкое и непрочное олово, образуя твёрдые включения. Для этой цели служат добавляемые в сплав сурьма и медь. Сурьма растворяется в олове и образует твёрдый сплав, более твёрдый и прочный, чем обыкновенное олово. Пластичность при этом у новообразованного материала остается почти на том же уровне.

Сурьма с оловом (SbSn) – это высокотвёрдое соединение. Сурьма в данном случае начинает «работать» как средство по упрочнению оловянного баббита и становится уже тем самым элементом, создающим опору для движущихся элементов подшипника.

Олово и медь образуют кристаллы химического соединения Cu3Sn. Олово считается дорогим и дефицитным химическим элементом, поэтому оловянные антифрикционные соединения используются только в особых случаях. Во всех остальных случаях используют свинцовые баббиты}, содержание олова в которых сведено до 5 процентов. В таких сплавах (например, Б16) основой служит свинец. Для упрочнения свинца и создания твёрдых частиц в сплав также вводят сурьму и медь.

Источник: Технология конструкционных материалов / под ред. Ю.М. Барона. СПб, 2012.- С. 83

babbits.ru

Баббит Б-83

 

Баббиты (подшипниковые сплавы)

Баббиты – белые легкоплавкие антифрикционные сплавы на основе олова или свинца. Применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения различных машин. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам, определяются условиями работы вкладыша подшипника. Антифрикционные сплавы должны иметь высокую износостойкость и малый коэффициент трения между валом и подшипником; достаточную пластичность для лучшей прирабатываемости к поверхности вала; твердость, достаточную для вкладыша как опоры вала, но не вызывающую сильного износа самого вала; обладать микрокапиллярностью, т.е. способностью удерживать смазочные материалы. Указанные требования обеспечиваются неоднородной структурой антифрикционных сплавов, состоящей из мягкой основы с равномерно распределенными в ней твердыми включениями. При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечивающие износостойкость и способность воспринимать сравнительно высокие удельные давления, а мягкая основа, изнашиваясь быстрее, прирабатывается к валу и образует сеть каналов (микрорельеф), удерживающих смазочный материал.

 

Баббиты – наиболее старые (с 1839г.) и широко применяемые до настоящего времени антифрикционные легкоплавкие беззадирные пластичные гетерогенные сплавы на основе олова и свинца с более твердыми включениями (медь, сурьма, никель и др.). Используются для изготовления подшипников. Пластичная основа (олово, свинец) обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, а твердые включения служат ему непосредственной опорой, обеспечивая небольшое трение и износ.

Марки баббитов: Б-16, Б-83

 

Баббиты оловянные и свинцовые в чушках ГОСТ 1320-74 – специальные легкоплавкие подшипниковые сплавы. В их строении всегда есть мягкая основа и твердые включения. Баббиты бывают оловянные (сплав олова с сурьмой и медью), свинцовые (сплав свинца с сурьмой, медью и оловом), кальциевые (сплав свинца с кальцием и натрием).

Баббиты изготавливаются в виде чушек и в зависимости от химического состава различают следующие марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Марки и химический состав баббитов указан в таблице 3.

Применяются баббиты при производстве моторно-осевых подшипников электровозов, деталей паровозов и оборудования тяжелого машиностроения; подшипников, работающие при больших скоростях и средних нагрузках.

Химический состав баббита чушкового оловянного и свинцового по ГОСТ 1320-74 указан в таблице 3.

таблица 3

химический состав, %

марка баббита

основные компоненты

олово

сурьма

медь

кадмий

никель

мышьяк

свинец

Б-88

остальное

7.3-7.8

2.5-3.5

0.8-1.2

0.15-0.25

Б-83

остальное

10.0-12.0

5.5-6.5

Б-16

15.0-17.0

15.0-17.0

1.5-2.0

БН

9.0-11.0

13.0-15.0

1.5-2.0

0.1-0.7

0.1-0.5

0.5-0.9

остальное

Массовая доля примесей в чушковом баббите оловянном и свинцовом по ГОСТ 1320-74 указана в таблице 4.

таблица 4

примеси, не более, %

марка баббита

железо

мышьяк

цинк

свинец

висмут

алюминий

Б-88

0.05

0.05

0.005

0.10

0.05

0.005

Б-83

0.10

0.05

0.004

0.35

0.05

0.005

Б-16

0.08

0.2

0.07

0.10

0.010

БН

0.10

0.02

0.10

0.05

 

 

Марка

Химический состав, %

Назначение

 

 

 

 

Б-83

10-12

5.5-6.5

Остальное

Для подшипников, работающих при больших скоростях и средних нагрузках (подшипники турбин, дизелей, гребных валов и др)

Б-16

15-17

1.5-2.0

15-17

Остальное

Для подшипников тяжелых машин (моторно-осевые подшипники электровозов, путевых машин и др.)

 


avistametall.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *