«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Неженец Николай Иванович

Николай Иванович Неженец 64k

-

(23.11.1939)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...специалист по эстетике; доктор философских наук, профессор.
Родился в Подольске Московской обл.
Учился в Московском областном и Курском педагогического институтах; после окончания историко-филологического факультета учительствовал в Серебряных Прудах, Пушкине и Бабушкине.
В 1976, защитив кандидатскую диссертацию «Жанрово-стилевое своеобразие поэзии И.З. Сурикова», перешел на работу в НИИ школ в качестве старшего научного сотрудника сектора управления; затем в течение шести лет преподавал русскую и англо-американскую литературу в институте иностранных языков им. Мориса Тореза.
С 1987 работал доцент, а с 1995 - профессор кафедры литературы в Московском государственном университете культуры и искусств.
Докторская диссертация - «Народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен» (1999).
Научный интерес Неженец сосредоточен в сфере изучения эстетики поэтических течений «серебряного века». Символизм, акмеизм, футуризм, поэзия народного направления рассматриваются им в свете эстетического идеала, художественного метода, художественного стиля, мироощущения и миропонимания поэтов.
Неженец развивает концепцию, согласно которой мировая цивилизация приблизилась к своей зловеще-роковой черте, о которой еще в старозаветные времена предупреждали библейские пророки, порождает ощущение всеобщего трагизма. В связи с этим человек из народа становится главным героем истории, ее страдальцем и спасителем и, естественно, ее эпическим или лирическим певцом. Трагический гуманизм, взошедший на принципах романтического реализма, стал критерием для определения смысла зрелой лирики Есенина, клюевской поэмы «Погорельщина», стихотворений мифологического и историка-психологического лада.
Эстетические ценности народно-классической поэзии раскрываются Неженец на уровне больших стилевых категорий. Открытие нового поэтического пространства в «ново-крестьянской среде», мощь художественно-эстетического духа ее человека подняли культуру эпохи на высшую ступень.
В последние годы предметом эстетического анализа Неженец стали вершинные явления старой эпической и новой романной прозы, сосредоточенной на горестной думе о славянском сердце Руси-России. На протяжении полутора веков отечественная словесность разрабатывала ключевую проблему спасения бытия земного через русского человека (Достоевский, Л. Толстой). Но теперь писатели, избравшие эту тему предметом образно-психологических исследованиях в условиях трагической эпохи, логически-закономерно переводят ее в совершенно иную художественно-философскую плоскость, связанную с Идеей Спасения самого русского человека. Чтобы человек русский сегодня спасся, считает Неженец, он должен дать миру такую идею, которая бы убедила всех живущих на земле, что он нужен не только себе самому, но всему мирозданию, что именно в нем одном и сокрыта та всемогущая сила, какою только и возможно отвести род людской от последней пропасти. И тут надо пойти от того, что есть исключительно высокое и бесспорно значимое в русском человеке. А в нем, как мудро заметил прозаик Арсений Ларионов, есть все, что и у человека западного: «хлеб, песня, ум, краса девичья», - но еще и земли бескрайняя, но еще и душа просторная. Вот это богатство, слившее воедино человека и землю, и надлежит показать в новой русской идее западному миру.
:
...




.