Что такое передаточное число зубчатой передачи: Передаточные числа КПП: что такое передаточное число

alexxlab | 18.03.2023 | 0 | Разное

Передаточные числа КПП: что такое передаточное число

В автомобиле коробка переключения передач — агрегат, который позволяет изменять крутящий момент, развиваемый двигателем внутреннего сгорания, перед передачей такого момента на ведущие колеса транспортного средства. Как известно, большинство коробок передач являются ступенчатыми, а в основе КПП лежит зубчатая передача.

Если просто, ступени фактически являются парами шестерен, которые имеют разное передаточное число (передаточное отношение). В этой статье мы рассмотрим,  что такое передаточное число коробки передач, на что указывает и влияет данная характеристика.

Содержание статьи

  • Что такое передаточное число коробки передач
  • Изменение передаточного отношения КПП: тюнинг коробки передач
  • Что в итоге

Что такое передаточное число коробки передач

Передаточное число является основной характеристикой зубчатой передачи. Такая передача передает крутящий момент от двигателя (в случае с автомобилем на ведущие колеса). Также зубчатая передача позволяет как уменьшить, так и увеличить крутящий момент, поступающий от двигателя. Изменение становится возможным благодаря увеличению или уменьшению количества зубцов на шестернях.

Итак, передаточное число (АКПП, МКПП) представляет собой отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни в устройстве коробки передач, редуктора и т.д. Если просто, например, ведущая шестерня имеет 30 зубьев, а ведомая 60. В этом случае передаточное число такой зубчатой пары будет составлять 2, то есть 60:30.

  • Величина передаточного числа в коробке передач и редукторе напрямую оказывает влияние на динамику разгона, а также на показатель максимальной скорости. В ступенчатых КПП имеется несколько зубчатых пар с разными передаточными числами. Чем больше число, тем больше тяги обеспечивает данная передача. При этом мотор быстрее набирает обороты, машина активно разгоняется, однако максимальная скорость не высокая на данной передаче. Для увеличения скорости возникает необходимость в переключении на ступень выше.

Как правило, в автомобиле момент от двигателя, поступающий на КПП, увеличивается на пониженных передачах (1,2, 3). Также на внедорожниках момент может дополнительно изменяться при помощи раздаточной коробки (раздатки), которая отвечает за понижающую передачу.

На повышенных передачах (4, 5, 6) происходит уменьшение передаточного числа, что повышает максимальную скорость автомобиля. При этом разгон на таких передачах менее интенсивный, чем на пониженных.  

Еще добавим, что на динамику  разгона также влияет и передаточное число главной пары редуктора. Чем большим оказывается указанное число, тем лучше динамика автомобиля, причем на всех передачах. При этом максимальная скорость ниже. Например, возьмем модели ВАЗ. Если поставить на машину главную пару, которая имеет число 4.1 или 4.3 вместо 3.9, авто будет более динамичным, однако показатель максимальной скорости также будет уменьшен.

С учетом вышесказанного становится понятно, что на разных авто передаточные числа трансмиссии подбирают с учетом мощности двигателя, крутящего момента, который выдает агрегат, целевого назначения самого ТС и т. д.  Другими словами, улучшение динамических характеристик автомобиля  зависит от того, насколько удачно реализован  подбор передаточных чисел в коробке передач.

  • Также при создании КПП конструкторы пытаются достичь оптимального баланса между разгонной динамикой и экономичностью. Если же за счет изменения передаточного отношения необходимо добиться лучшей разгонной динамики автомобиля, экономичность однозначно пострадает.

Кстати, зачастую в 5-и ступенчатых КПП пятая «повышенная» передача не является передачей для достижения максимальной скорости, как многие ошибочно полагают. Стандартно такая передача позволяет получить максимальную экономию горючего, а также значительно снизить шум и нагрузки на силовой агрегат при езде с высокой скоростью или скоростью, близкой к максимальной для данного ТС.

Изменение передаточного отношения КПП: тюнинг коробки передач

Как известно, наилучшие динамические показатели достигаются в диапазоне оборотов максимального крутящего момента, а не мощности. Фактически, при нижнем и верхнем значении частоты вращения коленчатого вала крутящий момент двигателя меньше максимального.

Получается, чем больше обороты будут отличаться  от оборотов максимального крутящего момента, тем медленнее разгоняется автомобиль. В стандартных КПП передаточное отношение каждой ступени подобрано так, чтобы водителю было комфортно разгонять машину на низких передачах, после чего на повышенных можно поддерживать набранную скорость одновременно с экономией топлива.

Если же отбросить экономичность, тогда путем ряда доработок коробки можно улучшить динамику. Прежде всего, сужается диапазона частот, которые мотор развивает при езде на одной передаче. Фактически, передачи делаются более короткими, а также сближаются передаточные отношения передач, которые расположены рядом (сближенный ряд КПП).

На практике, мотор в этом случае быстро выходит на максимальные обороты на более низкой передаче, однако после переключения на ступень выше обороты не падают, например, 3500 об/мин. на 1800, а остаются на отметке около 2500. Фактически, после переключения «вверх» обороты все равно остаются в диапазоне максимального крутящего момента.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена механическая коробка передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и принципах работы МКПП, устройстве механической коробки, преимуществах агрегатов данного типа и т.д.

Для решения такой задачи можно использовать колеса с меньшим радиусом, а также требуется установить другую главную пару редуктора с измененным передаточным числом (например, 3.9 или 4.1 вместо 3.7). Начнем с использования «стоковых» деталей.

Как правило, если модель автомобиля выпускается с разными двигателями (например, моторы 1.2, 1.4 и 1.6 литра), тогда главную пару для КПП в паре с 1.6 литровым двигателем используют от той версии, мотор которой менее мощный (в данном случае  двигатель 1.2 или 1.4).  

В результате  после установки главной пары 3.9 или 4. 1 передаточное число на 5-й передаче будет почти таким же, как и на 4-й при главной паре 3.7. Также дополнительно понизит общее передаточное число трансмиссии использование  шин меньшего радиуса. В результате  динамика автомобиля станет лучше, однако будет потеряна экономичность 5-й передачи.

На высоких скоростях двигатель будет на 5-й раскручиваться до максимальных оборотов, что может доставлять дискомфорт водителю и пассажирам. По этой причине ряд передаточных чисел КПП нужно подбирать с учетом конкретных задач и целей, учитывая мощность мотора, вес автомобиля, а также предпочтения водителя.

Если делать более серьезные доработки, тогда можно собрать коробку передач с измененным набором шестерен.  Естественно, это дорого, однако удается сблизить ряды на всех передачах, а не только 4 и 5.

Кстати, подбором передаточных чисел трансмиссии можно или улучшить разгонную динамику, или же повысить экономичность. При этом на практике во втором случае изменения в устройство КПП вносятся достаточно редко, так как штатно передаточное отношение зачастую подобрано достаточно удачно.

Также добавим, что стандартную 5-и ступенчатую коробку иногда переделывают в 6-и ступенчатую (особенно в паре с тюнингованным форсированным двигателем). Фактически, в КПП интегрируется комплект шестой передачи. Важно понимать, что  помимо высокой стоимости такой доработки снижается общая надежность такой коробки.

Что в итоге

Как видно, передаточное число  коробки передач оказывает серьезное влияние на динамические показатели и характеристики автомобиля.  В рамках проектирования КПП инженеры отдельно учитывают мощность мотора, целевое назначение автомобиля и т.д., поле чего подбираются передаточные числа для всего ряда передач.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие существуют зубчатые передачи. Из этой статьи вы узнаете, что такое зубчатая передача, а также какие бывают виды зубчатых передач.

Главная задача – обеспечить как приемлемую динамику разгона, так и добиться необходимых показателей топливной экономичности. В результате  такая трансмиссия полностью подходит для штатной эксплуатации  автомобиля. Если же владелец стремится улучшить динамические показатели, тогда кроме двигателя необходимо реализовать и тюнинг коробки передач.

Также бывает достаточно внести изменения только в трансмиссию, что уже само по себе дает заметные улучшения. В рамках тюнинга трансмиссии необходимо учитывать целесообразность тех или иных доработок, а также учитывать, в каких режимах будет эксплуатироваться конкретный автомобиль.

Передаточное число составной зубчатой передачи Калькулятор

✖Произведение количества зубьев на ведомых колесах – это величина, полученная путем умножения количества зубьев на ведомых колесах.ⓘ Произведение количества зубьев на ведомом [Pdriven]

+10%

-10%

✖Произведение количества зубьев на приводе – это значение, полученное путем умножения количества зубьев на приводе.

ⓘ Произведение количества зубьев на драйверах [Pdriver]

+10%

-10%

✖Отношение скоростей – это расстояние, на которое перемещается какая-либо часть машины, к той, на которую за то же время перемещается движущая часть.ⓘ Передаточное число составной зубчатой передачи [i]

⎘ копия

👎

Формула

сбросить

👍

Передаточное число составной зубчатой передачи Решение

ШАГ 0: Сводка предварительного расчета

ШАГ 1. Преобразование входов в базовый блок

Произведение количества зубьев на ведомом: 16 –> Конверсия не требуется
Произведение количества зубьев на драйверах: 27 –> Конверсия не требуется

ШАГ 2: Оцените формулу

ШАГ 3: Преобразуйте результат в единицу вывода

0.592592592592593 –> Конверсия не требуется

< 10+ Поезда передач Калькуляторы

Выходной крутящий момент на ведомом элементе с учетом угловой скорости ведомого и приводного элемента

Выходной крутящий момент или крутящий момент нагрузки на ведомом элементе = (Входной крутящий момент на ведущем элементе)*(Угловая скорость приводного элемента в об/мин/Угловая скорость ведомого элемента в об/мин) Идти

Выходной крутящий момент или момент сопротивления или нагрузки на ведомом элементе

Выходной крутящий момент или крутящий момент нагрузки на ведомом элементе = -(Входной крутящий момент на ведущем элементе)*(Угловая скорость ведущего звена/Угловая скорость ведомого элемента) Идти

Передаточное число составной зубчатой передачи

Коэффициент скорости = Произведение количества зубьев на ведомом/Произведение количества зубьев на драйверах Идти

Значение поезда составной зубчатой передачи с учетом произведения зубьев на ведомой и ведущей шестернях

Стоимость поезда = Произведение количества зубьев на драйверах/Произведение количества зубьев на ведомом Идти

Отношение скоростей составного ременного привода, заданное произведением диаметра ведомого

Коэффициент скорости = Произведение диаметров драйверов/Произведение диаметров приводов Идти

Соотношение скоростей составного ременного привода

Коэффициент скорости = Скорость последнего ведомого шкива/Скорость первого водителя Идти

Значение поезда составной зубчатой передачи с учетом скорости ведомой и ведущей шестерни

Стоимость поезда = Скорость последнего ведомого шкива/Скорость первого водителя Идти

Соотношение скоростей

Коэффициент скорости = Количество зубьев на ведомом/Кол-во зубьев на драйвере Идти

Значение поезда с заданным количеством зубьев

Стоимость поезда = Кол-во зубьев на драйвере/Количество зубьев на ведомом Идти

Значение поезда с учетом скорости ведомого и водителя

Стоимость поезда = Скорость последователя/Скорость водителя Идти

Передаточное число составной зубчатой передачи формула

Коэффициент скорости = Произведение количества зубьев на ведомом/Произведение количества зубьев на драйверах
i = Pdriven/Pdriver

Что такое передаточное число?

Передаточное число (или отношение скоростей) зубчатой передачи – это отношение скорости водителя к скорости ведомого или ведомого (или) отношение скоростей любой пары шестерен в зацеплении является обратным их количеству. зубы.

Share

Copied!

Что означает передаточное число на рыболовной катушке?

Передаточное число — это тема, которую вы можете сделать настолько сложной или простой, насколько захотите. В этой статье основное внимание уделяется тому, что означает передаточное отношение рыболовной катушки и как оно влияет на ваш опыт рыбалки. Он не углубляется в технологию и функции шестерен. Если вам нужны гайки и болты технологии внутри барабанов, эта статья не для вас.

Итак, что означает передаточное число на рыболовной катушке?

Передаточное отношение рыболовной катушки представляет скорость, с которой она наматывает леску. Также известен как скорость восстановления линии.

Интерпретация передаточного числа вашей рыболовной катушки

Передаточное число варьируется от катушки к катушке, но все они представлены одинаково.

При использовании передаточного числа 5,2:1 , например, 1 представляет собой один полный оборот или один оборот (360 o ) рукоятки. Для мультипликаторных катушек 5.2 показывает, сколько полных оборотов шпули происходит при одном повороте рукоятки. Для спиннинговых катушек это очень похоже — вместо вращения шпули это 9.0025 ротор .

Чем выше передаточное число, тем быстрее извлекается леска. Чем ниже передаточное отношение, тем медленнее извлекается леска.

#:1 Означает 1 полный оборот ручки спиннинговой катушки или 1 полный оборот шпули Baitcaster извлекается за один полный оборот рукоятки. Иногда это называют дюймами на оборот ( IPT ). Чем больше диаметр катушки, тем выше IPT. Чем меньше диаметр катушки, тем ниже IPT. Это также означает, что чем больше лески на вашей шпуле, тем больше диаметр, тем выше IPT. И наоборот, чем меньше лески на катушке, тем ниже IPT.

Важно ли передаточное число?

Реальный ответ зависит от . Это важно только в том случае, если вы этого хотите. Многие опытные рыбаки с многолетним стажем всю жизнь ездят, не заботясь о передаточных числах. Во всех смыслах и целях «неправильное» передаточное число , а не помешает вам ловить рыбу. Тем не менее, передаточное число, соответствующее вашему стилю рыбалки, может повысить вашу эффективность и снизить утомляемость. Если вы не хотите об этом беспокоиться, вот хорошо округленные коэффициенты для эффективной рыбалки в общих сценариях.

5,2: 1 для катушки для лодки на льду

5,3: 1 для пресной или соленой вращающейся катушки

6,3: 1 Для басовой приманок. Катушка

Как передаточное число влияет на выносливость при ловле рыбы

Маски — это крупная рыба, которая поедает крупную рыбу, и одна из тактик, позволяющая заинтересовать их, — очень быстро достать наживку . Если мускусный рыбак использовал катушку с низкое передаточное число чтобы намотать наживку очень быстро , потребуется больше работы (усилий) для извлечения, чем если бы он использовал высокое передаточное число . Это существенно? В этом случае — да, это может иметь большое значение, если это становится утомительным и утомительным. В фольклоре мускуса в Миннесоте говорится, что для его поимки требуется 10 000 забросов. Странное совпадение для страны 10 000 озер.

Использование высокого передаточного числа в этом случае вызовет меньшую усталость и физический стресс после долгого дня быстрой проводки, что позволит меньше отдыхать и больше ловить рыбу. Кроме того, мускусный рыбак может более эффективно работать с приманкой и постоянно давать ей 9 баллов.0025 очень быстро действие требуется, комфортно.

Примечание: Работа может быть представлена ​​в терминах физики, Сила x Время .

Лучшее передаточное число для морской рыбалки

Реальный ответ зависит от того, как вы планируете ловить рыбу. В общем, мы рекомендуем с передаточным числом около 4,9:1 для применения в соленой воде. Вот противоположный пример мускусного рыбака. Этот более медленный диапазон отлично подходит для наживки, поскольку они требуют медленной проводки, чтобы удерживать наживку на крючке, когда вы вытаскиваете. Это также помогает дольше удерживать приманку в зоне поклевки, когда вы перемещаете приманку по дну, например, для камбалы или красноперки (морской окунь).

Передаточное число 4,9:1 отлично подходит для универсального использования приманок. Не волнуйтесь, если ваше передаточное число ниже, вы все равно можете эффективно работать с приманками. Вам просто нужно приложить дополнительные усилия, чтобы наматывать быстрее. Имейте в виду, что катушки для морской воды обычно имеют более крупные шпули, особенно катушки для серфинга, что дает им более высокий IPT, чем их меньшие аналоги для пресной воды с соответствующими передаточными числами. См. раздел ИПТ выше.

Лучшее передаточное число для ловли окуня

Какое передаточное число лучше всего подходит для ловли окуня?

Опять же — как положено.

Однако, в отличие от морской рыбалки, ловля окуня на живца не очень популярна. Искусственные приманки являются преобладающими приманками, используемыми для ловли окуня. По этой причине мы рекомендуем со средним передаточным числом около 6:1 , как и наша катушка для окуня, чтобы охватить большое разнообразие приманок для окуня. Эта скорость ставит ваши искусственные воблеры и блесны на общую скорость наживки, спасающейся от хищников.

Как передаточное число влияет на ловлю окуня

Среднее передаточное число позволит эффективно ловить на приманку как медленно, так и быстро. Вы можете замедлиться и медленно ловить на свимбейты и глубоководные воблеры, а затем увеличить скорость, чтобы поймать слабину, созданную рыболовными червями, джигами, джеркбейтами и поверхностной водой. Как правило, серьезные ловцы окуня используют высокое передаточное число для приманок, которые вызывают провисание лески или когда им нужно быстро вытащить рыбу из тяжелого укрытия. Чем быстрее вы сможете намотать слабину, тем быстрее вы сможете контролировать приманку, подсаживать крючок и выводить рыбу из плотного укрытия. Тем не менее, бас-профессионалы используют для этой цели десятки комплектов удилищ и катушек (тысячи долларов). Среднестатистический рыболов может сделать все это эффективно на 1 приманке со средним передаточным числом. Вам просто нужно физически наматывать быстрее, чтобы развивать скорость и замедляться, когда это необходимо.

Лучшее передаточное число для червячной ловли

Если вы планируете ловить рыбу главным образом с использованием мягкого пластика, мы рекомендуем с передаточным числом от среднего до быстрого 6:1 или быстрее.

Мягкие пластмассы, особенно пластиковые червяки, отлично подходят для работы в тяжелых укрытиях и в местах, где вы можете зацепиться. В этих случаях постарайтесь вывести рыбу из-под укрытия как можно быстрее. Это помогает предотвратить зацепление или наматывание крышки. Для этого отлично подходят быстрые передаточные числа. Средние передаточные числа тоже работают, но опять же — вам придется физически наматывать быстрее, чтобы ускорить его. Так что, если у вас есть бюджет, это хороший сценарий для инвестиций в быструю и среднюю катушки.

Лучшее передаточное число для универсальной рыбалки

Если вы не планируете активно ловить рыбу, найти правильное удилище и катушку важнее, чем выбрать правильное передаточное число. На самом деле идеального передаточного числа для универсальной рыбалки не существует. Цель состоит в том, чтобы найти наилучшее передаточное число, подходящее для самых разных методов ловли. Для этого мы рекомендуем с передаточным числом от медленного до среднего от 4,9:1 до 6:1 для универсальной рыбалки, как в наших рыболовных комбо. Это позволит эффективно использовать самый широкий спектр приманок и наживок.

Как работают передаточные числа?

Передаточные числа — это основная наука, стоящая почти за каждой машиной в современную эпоху. Они могут максимизировать мощность и эффективность и основаны на простой математике. Итак, как они работают?

Если вы работаете с передаточными числами каждый божий день, этот пост, вероятно, не для вас. Но если вы хотите улучшить свое понимание этого важного элемента конструкции машины, продолжайте читать.

Передаточные отношения просты, если вы понимаете некоторые математические операции, лежащие в основе кругов. Я избавлю вас от школьной математики, но важно знать, что длина окружности связана с диаметром окружности. Эта математика важна при расчете передаточного числа.

Основы расчета передаточных чисел и передаточных чисел

Чтобы понять передаточные числа, проще всего начать с удаления зубьев с шестерен. Представьте себе два круга, катящихся друг против друга и не допускающих проскальзывания, как в колледже физики 1. Задайте диаметр первого круга 2,54 дюйма . Умножив это на число пи, мы получим длину окружности 8 дюймов или, другими словами, один полный оборот окружности даст 8 дюймов смещения.

Задайте диаметр второй окружности .3175 дюймов , что даст нам длину окружности 1 дюйм . Если эти два круга катятся вместе, они будут иметь передаточное отношение 8:1, так как кругов один имеет длину окружности 8 раз большую, чем второй круг. Передаточное отношение 8:1 означает , что второй круг делает 8 оборотов по за каждый один оборот первого круга. Не засыпай еще на мне; мы будем становиться все более и более сложными.

Шестерни не круги, потому что, как вы знаете, у них есть зубья. Шестерни должны иметь зубья, потому что в реальном мире нет бесконечного трения между двумя катящимися кругами. Зубья также облегчают достижение точных передаточных чисел.

Вместо того, чтобы иметь дело с диаметрами шестерен, вы можете использовать количество зубьев на шестерне для достижения очень точных передаточных чисел. Передаточные числа никогда не являются произвольными значениями, они сильно зависят от необходимого крутящего момента и выходной мощности, а также от прочности шестерни и материала. Например, если вам нужно передаточное число 3,57:1 , можно спроектировать две совместимые шестерни , одну с 75 зубьями , а другую с 21 .

Самые популярные

СВЯЗАННЫЕ С: ЭТОТ ТУРБОВЕНТИЛЯТОР С РЕДУКТОРОМ НА 15 ПРОЦЕНТОВ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН, ЧЕМ ДРУГИЕ САМОЛЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Другим важным аспектом, влияющим на использование зубьев в шестернях, являются производственные допуски. Большинство шестерен могут быть изготовлены с довольно широкими допусками, и мы знаем, что чем уже становится допуск, тем дороже их производство. Зубья позволяют несколько варьировать изготовление шестерен с заданными диаметрами, что означает более дешевое производство. По сути, зубья становятся буфером, который допускает дефекты в производстве зубчатых колес.

Расчет передаточных чисел при проектировании машин

Хотя базовое передаточное число довольно просто понять, оно может оказаться намного сложнее. Большие промежутки зубчатых колес, называемые зубчатыми передачами, часто необходимы в конструкции машин. Они состоят из множества шестерен, которые часто укладываются друг на друга или укладываются друг за другом. Зубчатые передачи необходимы для достижения более надежных передаточных чисел, а также для влияния на направление вращения. Поскольку две соединенные шестерни будут вращаться в противоположных направлениях, зубчатые передачи часто необходимы для передачи мощности через определенные отношения, не влияя на вращение.

Например, использование трехступенчатой ​​зубчатой ​​передачи , с передаточным числом 1:5, даст 2500% увеличение скорости вращения, сохраняя при этом выходное направление в том же направлении, что и входное. Чтобы привести более конкретный пример, двигатель, который приложил 100 RPM к начальному концу этой зубчатой ​​передачи, выдаст 2500 RPM на другом конце в том же направлении. Вы также можете изменить направление подачи питания и уменьшить 2500 об / мин 9.0008 двигатель на выходе 100 об/мин . Эти изменения позволяют регулировать как крутящий момент, так и скорость.

СВЯЗАННЫЕ С: ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ РОССИЙСКАЯ ПЕХОТНАЯ СНАРЯЖЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ЯДЕРНОСТОЙКИЙ ОБНОВЛЕНИЕ

Более сложные комбинации шестерен и передаточных чисел дают некоторые интересные конструкции машин. Теоретически передаточные числа просты, но как инженер вы можете оказаться вовлеченным в сложные конструкции зубчатых передач, которые кажутся немного сложными. Как и в случае с другими инженерными навыками, для полного развития навыков проектирования передаточных чисел требуется время.

Трансмиссии – практическое применение передаточных чисел

Трансмиссии являются одними из лучших примеров практического применения передаточных чисел. Любой, кто ездил на автомобиле или другом моторизованном транспортном средстве, в той или иной форме извлек пользу из трансмиссии. И каждая трансмиссия — это, по сути, просто набор шестерен и передаточных чисел, тесно связанных друг с другом. Посмотрите невероятно полезное видео от Learn Engineering ниже, чтобы узнать больше о том, как работают механические коробки передач.

Важно отметить, что, хотя механические коробки передач теряют популярность у автопроизводителей, поскольку их нелегко интегрировать в гибридные или электрические автомобили, они работают почти так же, как и автоматические коробки передач, в том, что касается передачи. Основное отличие заключается в том, как переключаются передачи.

СВЯЗАННЫЕ: ПЯТЬ ТЕНДЕНЦИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ АВТОМОБИЛЬНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В 2020 ГОДУ ранние модели, механический вход либо от скорости автомобиля, либо от двигателя автомобиля.

Для вас

Наука

Эксклюзивное интервью с исследователями из Университета Райса проливает свет на искусственные бактерии, которые сигнализируют о присутствии загрязняющих веществ в воде за считанные минуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *