Дюралюминий состав в процентах – это… Дюралюминий: состав, свойства, цена

alexxlab | 07.12.2019 | 0 | Разное

73. Дюралюминий, маркировка, обработка:

Дюралюми́ний — торговая марка одного из первых упрочняемыхтермообработкой и последующим старениемалюминиевых сплавов. Основнымилегирующимиэлементами являются:медь(4,5 % массы),магний(1,6 %) имарганец(0,7 %). Типовое значениепредела текучестисоставляет450 МПа[источник?], однако зависит от состава итермообработки.

Фирменное название дюра́ль (Dural®) в русском языке стало по преимуществу разговорным и профессионально-жаргонным. Иногда встречаются также старая (основная до 1940-х) форма дуралюми́ний и англизированные варианты дуралюми́н, дюралюми́н. Название происходит от немецкого города Дюрен,нем.Düren, где в 1909 году было начато его промышленное производство[1].

Дюралюминий — основной конструкционный материал в авиации и космонавтике, а также в других областях машиностроения с высокими требованиями к весовой отдаче.

В настоящее время сплавы алюминий — медь — магний с добавками марганца — известны под общим названием дюралюмины. В их число входят российские сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1. Дюралюмины упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450—500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150—175 °C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения[3].

Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируютчистым алюминием.

74. Силиумы, состав, применение:

Силуми́н — сплав алюминия с кремнием. Химический состав — 4-22 %

Si, основа — Al, незначительное количество примесей Fe, Cu, Mn, Ca, Ti, Zn, и некоторых других. Некоторые силумины модифицируются добавками натрия или лития. Добавка всего 0,05 % лития или 0,1 % натрия позволяет увеличить содержание кремния в эвтектическом сплаве до 14 %. Сплав Al-Si (силумины) обладают наилучшими литейными свойствами.

Химические свойства

В отличие от дюралюминия, силумины устойчивы к коррозии во влажной атмосфере и морской воде, в слабокислой и щелочной среде.

Применение

Применяются для литья деталей в авто-, мото- и авиастроении (напр. картеров, блоков цилиндров, поршней), и для производства бытовой техники (теплообменников, мясорубок).

75. Легкоплавкие сплавы:

Легкоплавкие сплавы — это, как правило, эвтектическиеметаллическиесплавы, имеющие низкую

температуру плавления, не превышающуютемпературуплавленияолова. Для получения легкоплавких сплавов используютсясвинец,висмут,олово,кадмий,таллий,ртуть,индий,галлийи иногдацинк. За нижний предел температуры плавления всех известных легкоплавких сплавов принимается температура плавленияамальгамыталлия (−61 °C), за верхний предел взята температура плавления чистого олова.

Сплавы щелочных металлов также способны к образованию легкоплавких эвтектик и могут быть отнесены к группе легкоплавких сплавов. Так сплавы системы натрийкалийцезийимеют рекордно низкую температуру плавления:Советский сплавплавится при −78 °C. Однако, применение этих сплавов затруднено из-за их высокой химической активности.

Во всех областях применения легкоплавких сплавов главным востребованным свойством является заданная низкая температура плавления. Это свойство, в частности, используется для пайки микросхем, которые могут выйти из строя из-за перегрева при пайке обычными припоями. Кроме того, эти сплавы должны иметь определённую

плотность, прочность на разрыв, химическая инертность, вакуумоплотность, теплопроводность. В настоящий момент основными областями применения легкоплавких сплавов являются:

  • Производство и применение жидкометаллических теплоносителей в энергетике и машиностроении.

  • Литейное дело (производство выплавляемых моделей).

  • Системы раннего оповещения возгораний (датчики температуры, клапаны пожаротушения и др).

  • Термометрия (рабочее тело для термометров различных типов).

  • Вакуумная техника (уплотнения, паяные швы и др.).

  • Микроэлектроника (припои, покрытия, датчики температуры, предохранители и др.)

  • Медицина (фиксация костей, протезирование и др.)

  • Использование в качестве расплавляемой металлической смазки.

28

studfiles.net

Алюминиевые сплавы

Алюминиевые сплавы подразделяются на две группы:

  1. литейные, применяемые для изготовления деталей путем отливки в землю, в металлические формы или под давлением,

  2. деформируемые, применяемые для изготовления листов, ленты, проволоки, гофра, фасонного профиля и деталей с помощью штамповки, ковки или прессовки.

Алюминиевые сплавы характеризуются небольшим удельным весом (до 3 г/см3), хорошей обрабатываемостью, коррозионной стойкостью, высокими механическими свойствами после термической обработки и хорошими литейными свойствами.

Литейные алюминиевые сплавы

Наибольшее распространение имеют сплавы алюминия с кремнием (силумин), содержащие также и другие элементы (медь, магний).

Эти сплавы подвергают модифицированию (добавка натрия или его фтористой соли), вследствие чего они приобретают мелкокристаллическую структуру и более высокие механические свойства.

Согласно ГОСТ 2685—53 алюминиевые литейные сплавы маркируются: АЛ1, АЛ2 и т.д. до АЛ18В (алюминиевый — литейный сплав).

Наиболее широкое применение для изготовления отливок в моторостроении имеют сплавы АЛ4 и АЛ5, подвергаемые упрочняющей термической обработке (закалке до температуры 520—530° в воде и искусственному старению при температуре 170—180°).

Марки и химический состав некоторых литейных алюминиевых сплавов приведены в табл. 22.

Таблица 22

Деформируемые алюминиевые сплавы

Эти сплавы в виде листа, ленты, гофра, фасонного профиля и поковок особенно широко применяют в самолетостроении для обшивки самолета и изготовления ответственных деталей (пропеллеров и др.).

Сочетая небольшой удельный вес (около 3 г/см3) с высокой прочностью (δв до 70 кг/мм2), они являются наилучшим современным конструкционным материалом для самолетостроения.

Представителем этой группы сплавов является дюралюминий.

Сплавы, обозначаемые марками Д1, Д16, ДЗП и др., содержат различные количества меди, марганца, магния и кремния. Буква Д обозначает название сплава — дюралюминий, цифра — порядковый номер.

Средний химический состав дюралюминия следующий:

  • медь 3—5%,

  • магний 0,5—1,8%,

  • марганец 0,3—0,8%,

  • кремний 0,5— 1.2%,

  • железо меньше 0,1%,

  • алюминий — остальное.

Максимальные механические свойства эти сплавы приобретают после закалки до температуры 500 ±5° в воде и естественного старения (выдерживания при комнатной температуре) в течение четырех суток (сплав Д1, Д6, Д16).

В качестве деформируемых (для поковок) применяют также сплавы марок АК2. АК4 и др. Буквы показывают назначение сплава: алюминиевый — для поковок, цифры — порядковый номер.

В состав этих сплавов, кроме меди, марганца и магния, входит небольшое количество никеля. Такие сплавы применяют, в частности, для изготовления поршней авиационных моторов.

Марки и химический состав некоторых сплавов типа дюралюминий приведены в табл. 23.

Таблица 23

Листовой дюралюминий часто подвергают плакировке —покрытию тонким слоем чистого алюминия с целью улучшения антикоррозионных свойств.

Плакировка осуществляется совместной горячей прокаткой дюралюминиевой заготовки и покрывающих ее листов чистого алюминия. Такой сплав называется плакированным дюралюминием.

§

www.conatem.ru

Дюралюминий, свойства – Справочник химика 21

    Стеклопластики найдут широкое применение в машиностроении и, в частности, при изготовлении крупногабаритных изделий, таких, как кузовы автомобилей, корпусы мелких судов, детали вагонов. По прочности армированные стеклопластики превосходят сталь, при этом имеют значительно более низкий удельный вес (в 1,5 раза по сравнению с дюралюминием и в 4 раза—со сталью), а также высокую коррозийную стойкость, не требуют окраски. Трудоемкость изготовления деталей из них, благодаря возможности получения изделий даже сложной конфигурации, за одну операцию значительно ниже, чем изготовление соответствующих деталей из металлов. Совокупность этих свойств делает стеклопластики одним из основных конструкционных материалов, производство которых все время увеличивается. Создание в республике производства стеклопластиков позволит высвободить значительное количество металла и обеспечить потребности машиностроения, а также развить новые заводы по выпуску кузовов автомобилей и других крупногабаритных изделий- 
[c.372]

    Наиболее полно исследованы механические свойства в области низких температур конструкционных свариваемых сплавов алюминия с марганцем и магнием. Для сплавов, упрочняемых термообработкой (типа дюралюминия), и сплавов для поковок таких данных значительно меньше. [c.142]

    Большая часть алюминия применяется в виде его сплавов с магнием, медью, кремнием, цинком, никелем, железом и другими металлами. Наиболее важные — сплавы типа дюралюминия (я 94% А1, 4% Си, 5% Mg и 0,5% Мп), литейные сплавы — силумины ( — 12% 51) и сплавы с магнием ( 10% Mg). По своим ценным свойствам сплавы алюминия занимают второе место после сплавов железа, причем области применения их неуклонно расширяются. Особенно возросло их применение в транспорте и строительном деле. Благодаря таким свойствам, как малая плотность, [c.476]

    В промышленности часто используют не чистые металлы, а их смеси, называемые сплавами, В сплаве свойства одного компонента обычно удачно дополняют свойства другого. Так, медь обладает невысокой твердостью и малопригодна для изготовления деталей машин, сплавы же меди с цинком, называемые латунью, являются уже достаточно твердыми и широко используются в машиностроении. Алюминий обладает хорошей пластичностью и достаточной легкостью (малой плотностью), но слишком мягок. На его основе готовят сплав дюралюмин (дюраль), содержащий медь, магний и марганец. Дюралюмин, не теряя свойств самого алюминия, приобретает высокую твердость и поэтому используется в авиационной технике. Сплавы железа с углеродом (и добавками других металлов)-это известные чугун и сталь. [c.157]

    Сплавы — системы, состоящие из двух или нескольких металлов (или метал тов и неметаллов). В технике используют металлические сплавы, весьма разнообразные по составу и свойствам гораздо шире, чем чистые металлы. Известно более 8000 сплавов и десятки тысяч их модификаций. Различают несколько типов сплавов по основному компоненту черные сплавы (чугун, сталь), т. е. сплавы на основе железа цветные сплавы (бронзы, латуни), важнейшим компонентом кото рых является медь легкие сплавы (дюралюмин, магналий и др.), содержащие алюминий нли магний благородные и редкие сплавы, основными компонентами которых бывают платина, золото, серебро, ванадий, молибден и др. [c.267]

    Химический состав (в %1 и механические свойства дюралюминия [c.169]

    Кратковременный нагрев наклепанного дюралюминия при 250—270° С после естественного старения, вновь возвращает сплаву свойства, полученные в результате закалки — возврат. [c.170]

    Большая часть алюминия применяется в виде его сплавов с магнием, медью, кремнием, цинком, никелем, железом и другими металлами. Наиболее важными являются сплавы типа дюралюминия ( 94% А1, 4% Си 0,5% Mg и 0,5% Мп), литейные сплавы — силумины ( 12% 51) и сплавы с магнием ( 10% Мд). По своим свойствам сплавы алюминия занимают второе место после сплавов железа, причем области применения их неуклонно расширяются. Особенно возросло применение сплавов алюминия в транспорте и строительстве. Благодаря малой плотности, высокой Электропроводимости и теплопроводности, исключительной пластичности чистого металла алюминий используют для изготовления электрических проводов (взамен меди), теплообменников, конденсаторов и др. Алюминий применяют в качестве раскислителя сталей, восстановителя при получении ряда металлов методом алюмотермии. [c.452]

    Некоторые физические свойства алюминия и родственных ему элементов приведены в табл. 18.3. Плотность алюминия почти в три раза меньше плотности железа, но в то же время некоторые его сплавы (например, описанный ниже дюралюминий) обладают прочностью мягкой стали благодаря сочетанию легкости и прочности при невысокой стоимости производства алюминиевые сплавы находят широкое применение. Алюминий используют вместо меди как хороший проводник электри- [c.526]

    Подобные задания можно предлагать для упражнения в применении знаний. Например, при изучении вопроса о применении алюминия учитель организует работу с раздаточным материалом, представляющим собой образцы алюминия (пластины, куски проволоки) и его сплавов (дюралюминия, силумина, магналия и др.). Работа состоит в том, чтобы учащиеся отличили алюминий от его сплавов, а затем объяснили, по каким признакам они это сделали. Учащиеся при этом должны отметить свойства алюминия, которые позволяют использовать его в чистом виде, и те, которые препятствуют широкому применению алюминия в машиностроении (его мягкость, пластичность), из-за чего его заменяют сплавами на основе алюминия. [c.25]

    Сплавы алюминия при содержании в них до 2,94% Li обладают высокой пластичностью и повышенной устойчивостью против коррозии [21]. Наибольший интерес представляет сплав склерон (%) Zn—12, Си — 2, Мп—0,5—1, Fe — 0,5, Si — 0,5, Li—0,1, остальное— Al. Его предел прочности при растяжении, упругие свойства и твердость выше, чем у сплавов типа дюралюминия, и по своим физическим свойствам он подобен мягкой стали или латуни [10]. Аналогичными свойствами обладает аэрон (47о Си, 0,1% Li, остальное — А1). Эти сплавы применяются для изготовления деталей автомашин и основных рам трамвайных и железнодорожных вагонов [37]. Имеются данные о применении конструкционных сплавов алюминия, содержащих до 4% Li, и сплавов алюминия и цинка с содержанием до 1% Li, которые по прочности и упругости близки к свойствам мягкой стали. Некоторые сплавы лития с алюминием сохраняют свои основные качества при относительно высоких температурах (до 250° С) и считаются перспективными в авиатехнике [52, 59]. [c.18]

    Клей 10793 на основе бутадиен-нитрильного каучука и феноло-формальдегидной смолы 18 хорошо крепит к стали и дюралюминию резины на основе НК, наирита, СКС, СКН и других кау

www.chem21.info

Дюралюминий, механические свойства – Справочник химика 21


    Наиболее полно исследованы механические свойства в области низких температур конструкционных свариваемых сплавов алюминия с марганцем и магнием. Для сплавов, упрочняемых термообработкой (типа дюралюминия), и сплавов для поковок таких данных значительно меньше. [c.142]

    Химический состав (в %1 и механические свойства дюралюминия [c.169]

    Значительно более обширно применение алюминия в виде различных сплавов, обладающих легкостью наряду с хорошими механическими свойствами. Особенно важен его сплав—дюралюминий (его приблизительный состав А1 = 94%, Си = 4%, Mg, Мп, РЬ и 51 — по [c.315]

    Добавление марганца или магния в алюминиевомедный сплав улучшает его механическую прочность, а также коррозионную устойчивость. Сплавы типа магналий, содержащие от 4 до 2% g н до 17о Мп и иногда 0,1% Т1, обладают хорошей коррозионной стойкостью и механическими свойствами, близкими к дюралюминию. Сплавы, содержащие более 5% Mg, склонны к межкристаллитной коррозии под напряжением. [c.272]

    При контакте с цинком, кадмием и алюминием дюралюминий, как и следовало ожидать из изложенного выше материала, электрохимически защищается и его механические свойства фактически не меняются. [c.169]

    Плакированный дюралюминий оказался менее чувствительным к контактной коррозии (см. нижнюю диаграмму рис. 53). В этом случае даже контакт с такими благородными металлами, как медь, латунь и нержавеющая сталь типа 18-8, не приводил за 30 суток к существенным изменениям механических свойств. Снижение этих свойств у плакированного дюралюминия, находившегося в контакте с перечисленными выше ме- [c.169]

    Сплавы алюминия с медью и магнием (типа дуралюминий) принадлежат к тройной системе А1—Си—М . Упрочняющими фазами в них являются соединения СиА1г и АЬСиМе. Обычным видом термической обработки дуралю-минов является закалка и старение. В табл. 161 приводится химический состав н механические свойства некоторых марок дюралюминия после термической обработки. [c.169]

    Наряду с железом и железными сплавами широкое применение в современной технике находят алюминий и его сплавы. Алюминиевые сплавы делят на две группы деформируемые и недеформируемые (или литейные). Наиболее распространены силумины и дюралюминий. Силумины содержат 10—13% кремния и небольшое количество магния и обладают хорошей коррозионной стойкостью из-за образования на их поверхности защитного слоя ЗЮа. Дюралюминий отличается высокими механическими свойствами наряду с легкостью. Изделия из этого сплава при равной прочности в два раза легче стальных. Коррозионная стойкость чистого алюминия во много раз выше, чем алюминиевых сплавов, в особенности сплавов, содержащих медь, железо и никель. Несмотря на то что алюминий имеет отрицательный потенциал (—1,67В), он является довольно коррозионностойким во многих средах в воде, в большинстве нейтральных сред и в сухой атмосфере. Такое поведение алюминия обусловлено его способностью к самопассивации. В зависимости от условий алюминий покрывается защитной пленкой разной толщины — от 150 до ЮООА, которая состоит из А12О3 или А12О3  [c.72]

    Неплакированный дюралюминий Д16 заметно изменил свои механические свойства, когда он находился в контакте с такими металлами и сплавами, как медь, латунь и нержавеющая сталь. [c.169]

    Часто сплавы при обычном охлаждении не успевают превратиться в фазы, устойчивые при низкой температуре. Однако это превращение может происходить как с течением времени (старение), так и при выдерживании сплава определенное время при более высокой температуре, но все же значительно более низкой по сравнению с температур

www.chem21.info

Дюралюминий дюраль-сплав – Справочник химика 21

    Дуралюмин (дюралюминий, дюраль)—сплав алюминия, содержащий медь (массовая доля 1,4—13%) и небольшие количества магния, марганца и других компонентов. Дуралюмины — легкие прочные и коррозионно-стойкие сплавы. Используются как конструкционный материал в авиа- и машиностроении. [c.230]

    Из сплавов алюминия наиболее распространен дюралюминий, сокращенно дюраль ( дюр означает твердый ). Большую твердость дюралю по сравнению с чистым А1 придают добавки меди ( 4%), марганца (–0,57о), магния (- 1,5%), кремния и железа (доли %). Применение нашли также сплав А1 с Si — силумин (16% Si) — и алюминиевая бронза (89% Си). [c.56]


    Применение. Алюминий второй (после железа) металл по объему производства и применения в технике. Используют как чистый алюминий, так и сплавы. Сплав дюралюминий (сокращенно дуралюмин, дюраль), содержащий, кроме алюминия, 4% (масс.) Си, 1,5% Mg, 0.5% Мп-основной конструкционный материал а самолетостроении. Большое количество алюминия идет иа изготовление проводов. Следует заменять (те это возможно) медные провода алюминиевыми, так как медь значительно более дорога и дефицитна. [c.355]

    В промышленности часто используют не чистые металлы, а их смеси, называемые сплавами, В сплаве свойства одного компонента обычно удачно дополняют свойства другого. Так, медь обладает невысокой твердостью и малопригодна для изготовления деталей машин, сплавы же меди с цинком, называемые латунью, являются уже достаточно твердыми и широко используются в машиностроении. Алюминий обладает хорошей пластичностью и достаточной легкостью (малой плотностью), но слишком мягок. На его основе готовят сплав дюралюмин (дюраль), содержащий медь, магний и марганец. Дюралюмин, не теряя свойств самого алюминия, приобретает высокую твердость и поэтому используется в авиационной технике. Сплавы железа с углеродом (и добавками других металлов)-это известные чугун и сталь. [c.157]

    Дуралюмин (дюралюминий, дюраль, от нем. Duren — город, где было начато производство сплава) — легкий высокопрочный сплав алюминия с медью, магнием, марганцем, кремнием и железом. Общее содержание элементов, помимо А1, 6—8 %. Д. используют для обшивки самолетов, автобусов и т. д. [c.50]

    Некоторые алюминиевые сплавы находят очень широкое применение. Одним из таких сплавов, обладающих большей прочностью и вязкостью, чем чистый алюминий, является дюралюминий, или дюраль,— сплав, содержащий около 94,3% алюминия, 4% меди, 0,5% марганца, 0,5% магния и 0,7% кремния. Он, однако, менее коррозионноустойчив, и его часто защищают покрытием из чистого алюминия. Листы, прокатанные из дюраля и с обеих сторон плакированные чистым алюминием, носят название альклад. [c.527]

    Применение. Алюминий второй (после железа) металл по масштабу применения в современной технике. Ежегодно его производят миллионы тонн. Применяют как чистый алюминий, так и сплавы. Наиболее употребим дюралюминий (сокращенно дюраль), содержащий, кроме алюминия, – 4% Си, – 1,5% Mg, – 0,5% Мп. Это основной материал самолетостроения. Большое количество алюминия идет на изготовление проводов. Следует заменять (где это возможно) медные провода алюминиевыми, так как медь значительно белее дорога и дефицитна. [c.343]

    Алюминий – важнейший конструкционный материал, основа легких коррозионно-стойких сплавов (с магнием-дюралюмин, или дюраль, с медью – алюминиевая бронза, из которой чеканят мелкую разменную монету). Чистый алюминий в больших количествах идет на изготовление посуды и электрических проводов. [c.180]

    Некоторые алюминиевые сплавы находят очень широкое применение. Дюралюминий или дюраль — сплав (содержащий 95% А1, 4% Си, 0,5% Мп, 0,5% М ), обладающий большей прочностью и стойкостью, чем чистый алюминий. Он, однако, характеризуется меньшей коррозионной стойкостью и его часто предохраняют нанесением покрытия из чистого алюминия. Листы, прокатанные из дюраля и с обеих сторон плакированные чистым алюминием, носят название алклед. [c.117]

    Алюминий широко применяется в технике. Из чистого алюминия делают электрические провода. Электропроводность его равна 0,6, т. е. электропроводности меди, но алюминиевые провода в два раза легче медных. Широкое применение находит алюминий в сплавах авиационные (дюраль, дюралюминий, кольчугалюминий), литейные (магналий, силумин и др.). [c.440]

    Алюминий – важнейший конструкнионный металл, основа легких коррозионно-стойких сплавов (с магнием – дюралюмин или дюраль, с медью – бронза). Чистый алюминий в больших количествах идет на изготоатение посуды и элеюрических проводов. [c.15]

    Сплавы алюмнния. содержащие медь и в небольших количествах магний и другие добавки. — прочные и очень твердые. К ним относится известный сплав дуралюмин (дюраль или дюралюминий, до 5 % Си и до 2 % l Ag). Получают путем нагрева, закалки и выдерживания в теченне многих диен (термического упрочнения). [c.306]

    Применение. Из алюминия делают теплообменники, радиаторы, химическую аппаратуру, электрические провода, рефлекторы, тонкую (до 0,01 мм) фольгу для электроконденсаторов и упаковки пищевых продуктов и фармацевтических препаратов. В больших количествах алюминий расходуется на изготовление сплавав, широко применяемых в машиностроении, авиационной и космической технике. Сплавы на основе алюминия бывают двух типов ковкие (пластичные) и литьевые (хрупкие). К первым относится дюралюмин (дюраль), содержащий 4% Си и по 0,5% Лg, Ре и 81. Ко вторым—силумин, в который входит до 14% 81 и 0,1% N3. Прочность дюралюмина после закалки и вылеживания возрастает в 6 раз. Из сплавов алюминия с магнием — магналия — делают корпуса легких судов и во все возрастающих количествах консервные банки, фольгу для сыров и для тушения мяса, крышки для бутылок с молочнокислыми продуктами, банки для пива. Применяют алюминий и для выплавки других металлов методом алюмотермии. [c.306]

    Влиянне контакта с различными металлами иа коррозии, дюралюминия достаточно полно рассмотрено Павловым [62 . Не приводя результатов его исследований, можно отметить, чк,-в растворах хлористого натрия и в морской воде контакт с медными сплавами интенсифицирует коррозию дюралюминия. Существенную роль играет при этом вторично осаждающаяся медь, образующая эффективные местные катоды. Контакт с нержавеющей сталью столь же опасен, как и с медными сплавами контакт с цинком и кадмием несколько улучщает стойкость дюралюминия. Стойкость плакированного дюралюминия меньше зависит от контактов с другими металлами. При оксидировании дюралюминия как с плакировкой, так и без нее вредное действие контактов с благородными металлами на коррозионную стойкость дюралюминия не снижается. Прп контакте с магниевыми сплавами в процессе работы макропары на алюми ниевом катоде происходит подщелачивание среды и интенсификация коррозии дюралю.миния. Оксидирование и плакировка не снижают заметно разрушения дюралю.миния ири контакте его с магнием. [c.62]


www.chem21.info

Дюралюминий — Википедия

Дюралюми́н, дюралюминий, дюраль — собирательное обозначение группы высокопрочных сплавов на основе алюминия с добавками меди, магния и марганца. Название происходит от торговой марки Dural — коммерческого обозначения одного из первых упрочняемых термообработкой и последующим старением алюминиевых сплавов. Основными легирующими элементами в нём являлись медь (4,5 % массы), магний (1,5 %) и марганец (0,5 %), остальное — алюминий (93,5 %). Типовое значение предела текучести дюралюминов составляет порядка 250 МПа, предела кратковременной прочности — 400…500 МПа, однако характеристики конкретного сплава зависят от состава и — в особенности — термообработки.

Изначально фирменное название дюра́ль (Dural)[источник не указан 871 день] в русском языке стало общим обозначением для целой группы сплавов на основе алюминия, легированного добавками меди, магния и марганца. Иногда встречаются также старая (основная до 1940-х гг.) форма дуралюми́ний и англизированные варианты дюралюми́н. Название происходит от немецкого города Дюрен, нем. Düren, где в 1909 году было начато его промышленное производство[1], хотя в таком выборе названия несомненна и аллюзия к лат. Durus — «твёрдый», «жёсткий», как главной характеристике свойств сплава.

Дюралюминий разработан германским инженером-металлургом Альфредом Вильмом (Alfred Wilm), сотрудником металлургического завода Dürener Metallwerke AG. В 1903 году Вильм установил, что сплав алюминия с добавкой 4 процента меди после резкого охлаждения (температура закалки 500°C), находясь при комнатной температуре в течение 4—5 суток, постепенно становится более твёрдым и прочным, не теряя при этом пластичности. Дальнейшие эксперименты со сплавами этой системы привели к освоению в 1909 году заводом Dürener Metallwerke сплава дюралюминия. Обнаруженное Вильмом явление старения алюминиевых сплавов позволило повысить прочность дюралюминия до 350—370 МПа по сравнению с 70—80 МПа у чистого алюминия[2]. Распространённые в Европе (Великобритания и Швейцария) алюминиевые сплавы марок Hiduminium и Avional являются близкими по составу к дюралюминию сплавами других производителей.

В СССР/России дюралюминами называют деформируемые сплавы системы Al-Cu-Mg, в которые дополнительно вводят марганец. Типичным дюралюмином является сплав Д1, однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается; сплав Д1 для листов и профилей заменяется сплавом Д16.

В США и Евросоюзе дюралюмины представлены, в первую очередь, сплавами 2024, 2017 и 2117. По международной универсальной классификации группе деформируемых алюминиевых сплавов AlCuMg присваиваются обозначения от 2000 до 2999.

Свойства и применение[править]

Несущая конструкция германского дирижабля жесткой схемы «Цеппелин». Выполнена из дюралюминиевых профилей, соединенных заклепками.

Дюралюминий — основной конструкционный материал в авиации и космонавтике, а также в других областях машиностроения с высокими требованиями к весовой отдаче.

Первое применение дюралюминия — изготовление каркаса дирижаблей жёсткой конструкции, начиная с 1911 года — широкое применение. Состав сплава и термообработка в годы Первой мировой войны были засекречены. Благодаря высокой удельной прочности дюралюминий начиная с 1920-х годов становится важнейшим конструкционным материалом в самолётостроении.

Плотность сплава 2500—2800 кг/м³, температура плавления около 650 °C. Сплав широко применяется в авиастроении, при производстве скоростных поездов (например, поездов Синкансэн) и во многих других отраслях машиностроения (так как отличается существенно большей твёрдостью, чем чистый алюминий).

После отжига (нагрева до температуры около 500°C и охлаждения) становится мягким и гибким (как алюминий). После старения (естественного — при +20°C — несколько суток, искусственного — при повышенной температуре — несколько часов) становится твёрдым и жёстким.

В настоящее время сплавы алюминий — медь — магний с добавками марганца — известны под общим названием дюралюмины. В их число входят советские сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1. Дюралюмины упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному или искусственному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450—500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150…175°C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения[3].

Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируют чистым алюминием, создавая из него альклед. Также, как правило, все применяемые в конструкции самолёта детали из алюминиевых сплавов покрываются специально разработанными для авиации грунтовками (обычно жёлтого или зелёного цветов) и, при необходимости, окрашиваются.

Интересные факты[править]

  • В конце 1930-х годов правление фирмы Dürener Metallwerke AG и исследовательские лаборатории располагались в Берлине, район Борзигвальде. Здесь в начале 1940-х годов были разработаны высокопрочные деформируемые сплавы системы Al-Zn-Mg, нашедшие применение в самолетостроении Германии в период до 1945 года, в частности сплав Hydronalium Hy43 (1940) состава Al — 4,5Zn — 3,5Mg — 0,3Mn — 0,4Cu разработки Института DVL, на который к 1944 году Министерством авиации RLM выпущена спецификация Flw3.425.5.[4]
  1. ↑ Краткий словарь авиационных терминов. Под редакцией проф. В. А. Комарова. М.: Изд-во МАИ, 1992, с. 54
  2. ↑ A. Wilm, Physikalisch-metallurgische Untersuchungen über magnesiumhaltige Aluminiumlegierungen. Metallurgie, 1911, Bd. 8, N 7, 225-27
  3. ↑ Алюминиевые сплавы.- В кн.: Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия» : Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского, 1994. — 736 c.: ил. ISBN 5-85270-086-X
  4. ↑ Mühlenbruck A., Seeman H.J. Untersuchungen an Al-Zn-Mg-Knetlegierungen. Luftfahrtforsch., 1942, Bd. 19, № 9, s. 337—343

www.wiki-wiki.ru

Дюралюминий — Википедия

Дюралюми́н, дюралюминий, дюраль — собирательное обозначение группы высокопрочных сплавов на основе алюминия с добавками меди, магния и марганца. Название происходит от торговой марки Dural — коммерческого обозначения одного из первых упрочняемых термообработкой и последующим старением алюминиевых сплавов. Основными легирующими элементами в нём являлись медь (4,5 % массы), магний (1,5 %) и марганец (0,5 %), остальное — алюминий (93,5 %). Типовое значение предела текучести дюралюминов составляет порядка 250 МПа, предела кратковременной прочности — 400…500 МПа, однако характеристики конкретного сплава зависят от состава и — в особенности — термообработки.

Изначально фирменное название дюра́ль (Dural)[источник не указан 1276 дней] в русском языке стало общим обозначением для целой группы сплавов на основе алюминия, легированного добавками меди, магния и марганца. Иногда встречаются также старая (основная до 1940-х гг.) форма дуралюми́ний и англизированные варианты дюралюми́н. Название происходит от немецкого города Дюрен, нем. Düren, где в 1909 году было начато его промышленное производство[1], хотя в таком выборе названия несомненна и аллюзия к лат. Durus — «твёрдый», «жёсткий», как главной характеристике свойств сплава.

Дюралюминий разработан германским инженером-металлургом Альфредом Вильмом (Alfred Wilm), сотрудником металлургического завода Dürener Metallwerke AG. В 1903 году Вильм установил, что сплав алюминия с добавкой 4 процента меди после резкого охлаждения (температура закалки 500°C), находясь при комнатной температуре в течение 4—5 суток, постепенно становится более твёрдым и прочным, не теряя при этом пластичности. Дальнейшие эксперименты со сплавами этой системы привели к освоению в 1909 году заводом Dürener Metallwerke сплава дюралюминия. Обнаруженное Вильмом явление старения алюминиевых сплавов позволило повысить прочность дюралюминия до 350—370 МПа по сравнению с 70—80 МПа у чистого алюминия[2]. Распространённые в Европе (Великобритания и Швейцария) алюминиевые сплавы марок Hiduminium и Avional являются близкими по составу к дюралюминию сплавами других производителей.

В СССР/России дюралюминами называют деформируемые сплавы системы Al-Cu-Mg, в которые дополнительно вводят марганец. Типичным дюралюмином является сплав Д1, однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается; сплав Д1 для листов и профилей заменяется сплавом Д16.

В США и Евросоюзе дюралюмины представлены, в первую очередь, сплавами 2024, 2017 и 2117. По международной универсальной классификации группе деформируемых алюминиевых сплавов AlCuMg присваиваются обозначения от 2000 до 2999.

Свойства и применение[править]

Несущая конструкция германского дирижабля жесткой схемы «Цеппелин». Выполнена из дюралюминиевых профилей, соединенных заклепками.

Дюралюминий — основной конструкционный материал в авиации и космонавтике, а также в других областях машиностроения с высокими требованиями к весовой отдаче.

Первое применение дюралюминия — изготовление каркаса дирижаблей жёсткой конструкции, начиная с 1911 года — широкое применение. Состав сплава и термообработка в годы Первой мировой войны были засекречены. Благодаря высокой удельной прочности дюралюминий начиная с 1920-х годов становится важнейшим конструкционным материалом в самолётостроении.

Плотность сплава 2500—2800 кг/м³, температура плавления около 650 °C. Сплав широко применяется в авиастроении, при производстве скоростных поездов (например, поездов Синкансэн) и во многих других отраслях машиностроения (так как отличается существенно большей твёрдостью, чем чистый алюминий).

После отжига (нагрева до температуры около 500°C и охлаждения) становится мягким и гибким (как алюминий). После старения (естественного — при +20°C — несколько суток, искусственного — при повышенной температуре — несколько часов) становится твёрдым и жёстким.

В настоящее время сплавы алюминий — медь — магний с добавками марганца — известны под общим названием дюралюмины. В их число входят советские сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1. Дюралюмины упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному или искусственному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450—500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150…175°C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения[3].

Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируют чистым алюминием, создавая из него альклед. Также, как правило, все применяемые в конструкции самолёта детали из алюминиевых сплавов покрываются специально разработанными для авиации грунтовками (обычно жёлтого или зелёного цветов) и, при необходимости, окрашиваются.

Интересные факты[править]

  • В конце 1930-х годов правление фирмы Dürener Metallwerke AG и исследовательские лаборатории располагались в Берлине, район Борзигвальде. Здесь в начале 1940-х годов были разработаны высокопрочные деформируемые сплавы системы Al-Zn-Mg, нашедшие применение в самолетостроении Германии в период до 1945 года, в частности сплав Hydronalium Hy43 (1940) состава Al — 4,5Zn — 3,5Mg — 0,3Mn — 0,4Cu разработки Института DVL, на который к 1944 году Министерством авиации RLM выпущена спецификация Flw3.425.5.[4]
  1. ↑ Краткий словарь авиационных терминов. Под редакцией проф. В. А. Комарова. М.: Изд-во МАИ, 1992, с. 54
  2. ↑ A. Wilm, Physikalisch-metallurgische Untersuchungen über magnesiumhaltige Aluminiumlegierungen. Metallurgie, 1911, Bd. 8, N 7, 225-27
  3. ↑ Алюминиевые сплавы.- В кн.: Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия» : Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского, 1994. — 736 c.: ил. ISBN 5-85270-086-X
  4. ↑ Mühlenbruck A., Seeman H.J. Untersuchungen an Al-Zn-Mg-Knetlegierungen. Luftfahrtforsch., 1942, Bd. 19, № 9, s. 337—343

www.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *