Эксплуатационный износ это: Эксплуатационный износ

alexxlab | 08.07.1988 | 0 | Разное

Содержание

5.2. Определение эксплуатационного износа АМТС, его деталей и оборудования при определении стоимости затратным подходом \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • 5.2. Определение эксплуатационного износа АМТС, его деталей и оборудования при определении стоимости затратным подходом

Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

“Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов” (ред. от 22.01.2015)

5.2. Определение эксплуатационного износа АМТС, его деталей и оборудования при определении стоимости затратным подходом

5.2.1. При определении стоимости АМТС затратным подходом с учетом износа под износом следует понимать количественную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в результате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ.

5.2.2. В общем случае эксплуатационный износ легковых автомобилей и мотоциклов рассчитывается по формуле:

[%], (5. 5)

где – усредненный показатель износа на 1 000 км пробега, %;

П – общий пробег (фактический или расчетный) с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, тыс. км, с точностью до 0,1;

– усредненный показатель старения за 1 год эксплуатации, %;

Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет, с точностью до 0,1.

5.2.3. Расчет эксплуатационного износа для автобусов и грузовых автомобилей рекомендуется проводить согласно методическому руководству Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001 МР/СЭ. – М., НИИАТ, РФЦСЭ, ЭКЦ МВД России, НПСО “Объединение транспортных экспертов”, 2005 с учетом п. 5.2.17.

5.2.4. Для прицепного состава, спецтехники, спецоборудования, другой техники, для которой не представляется возможным установить фактический пробег или режим эксплуатации предполагает длительную работу в стационарном режиме, или учет наработки ведется в мото-часах, эксплуатационный износ рассчитывается по формуле:

[%], (5. 6)

где – усредненный показатель старения за 1 год эксплуатации, %;

Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет.

5.2.5. Для стандартных деталей АМТС и стандартного оборудования (кроме шин и аккумуляторных батарей), входящих в серийную комплектацию и установленных на предприятии-изготовителе, а также для деталей АМТС и оборудования, не входящего в серийную комплектацию, но установленных на предприятии-изготовителе дополнительно (опции по заказу), эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС.

5.2.6. Для деталей и оборудования (стандартных и нестандартных), срок эксплуатации которых отличается от срока эксплуатации АМТС, эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, с учетом их индивидуального срока эксплуатации, если имеются документы, подтверждающие дату их приобретения (установки), или заводская маркировка с указанием даты выпуска изделия.

В противном случае эксплуатационный износ таких деталей и оборудования принимается равным эксплуатационному износу АМТС.

5.2.7. При определении износа капитально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ремонта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрегатов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитальному ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие документы о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывается индивидуально по формуле:

[%]. (5.7)

5.2.8. Усредненные значения показателей и принимаются из приложений 7, 8.

5.2.9. Значение показателя для прицепов к легковым автомобилям – 5%, для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям – 7%.

5.2.10. В общем случае пробег АМТС определяется на момент осмотра (на дату исследования (оценки)) по показаниям одометра с учетом периода обнуления показаний.

5.2.11. В случаях, когда не представляется возможным установить показания одометра или величина пробега вызывает сомнение (одометр неисправен, в процессе эксплуатации заменялся, подвергался ремонту, повлекшему изменение показаний, показания изменялись принудительно, владельцем приобретено бывшее в употреблении АМТС и т. п.), необходимо использовать значения среднего суммарного пробега на дату оценки (из справочной литературы) или значения расчетного пробега на дату оценки по среднегодовому пробегу (приложение 10):

[тыс. км], (5.8)

где – среднегодовой пробег, тыс. км;

Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет.

5.2.12. В случаях, когда с даты определения стоимости до момента проведения экспертизы прошло длительное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, когда экспертиза проводится по документам, необходимо принимать во внимание данные из документов, представленных для исследования. Однако если данные о пробеге вызывают сомнения и нет юридической оценки достоверности этих данных, то эксперт вправе использовать значение расчетного пробега согласно п. 5.2.11.

5.2.13. В отдельных случаях, когда с даты определения стоимости до момента проведения экспертизы прошло значительное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, при этом пробег АМТС на момент осмотра (проведения экспертизы) не вызывает сомнений, допускается рассчитывать пробег АМТС на дату определения стоимости, исходя из фактического среднегодового пробега :

[тыс. км], (5.9)

где – общий пробег на момент осмотра (проведения экспертизы), тыс. км;

– период времени с даты начала эксплуатации (после капитального ремонта) до момента осмотра (проведения экспертизы), лет.

5.2.14. При наличии учетных документов на АМТС необходимо принимать во внимание сведения о пробеге (наработке), содержащиеся в них.

5.2.15. Период времени с даты выпуска АМТС (после капитального ремонта) до момента, на который рассчитывается износ (момент происшествия, момент осмотра и т.д.), определяется в годах с точностью до одного знака после запятой. Если дата выпуска АМТС неизвестна, то в расчете за дату выпуска может приниматься начало срока эксплуатации. Если модельный год совпадает с годом выпуска, то за начало срока эксплуатации условно принимается первое января года выпуска. Если модельный год не совпадает с годом выпуска, за начало срока эксплуатации условно принимается первый день модельного года (обычно первое июля года выпуска). В случаях, когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца.

5.2.16. Если год выпуска также неизвестен, то о сроке эксплуатации можно судить лишь приблизительно по косвенным показателям: маркировке на агрегатах, узлах и деталях АМТС, период производства данной модели (модификации). В этом случае эксплуатационный износ может быть установлен экспертом по таблице 5.2:

  • Таблица 5.2. Оценка величины износа по техническому состоянию АМТС

5.1. Общие понятия, подходы и методы при определении стоимости АМТС. Исходные данные Таблица 5.2. Оценка величины износа по техническому состоянию АМТС

Состояние нормального износа или договор аренды в помощь

Часто в Интернете можно встретить вопрос: «Что Вы понимаете под словами «нормальный износ имущества», когда они применяются при аренде нежилых помещений?» Его задают как арендаторы, так и арендодатели.
Попробуем ответить на него.

Ситуация, описанная на форуме:
ООО «А» приняло решение сдавать в аренду один из офисов, сделало
в нем ремонт и заключило договор аренды с ООО «Б» на год. По истечении года ООО «Б» выехало из помещения. При приемке помещения ООО «А» обнаружило, что в помещении потерты и загрязнены обои, в некоторых местах вытерт ковролин. Чтобы сдать помещение новым арендаторам, в нем нужно снова сделать ремонт.
ООО «Б» компенсировать стоимость ремонта отказывается, ссылаясь на то,
что это нормальный износ помещения.

В договоре прописана типовая формулировка:

«Арендатор обязан возвратить помещение Арендодателю в том состоянии,
в котором он его получил, с учетом нормального естественного износа».
В связи с этим у ООО «А» возник вопрос, как определить, что относить к нормальному износу, а что подлежит восстановлению за счет арендатора?

Что такое нормальный износ

Значение словосочетания «нормальный износ» ни в законодательстве,
ни в юридической литературе не дано.

Понятие «износ» встречается в некоторых актах законодательства, касающихся износа оборудования. Например, для оценки стоимости авиационной техники под износом понимают уменьшение стоимости объекта (его частей), обусловленное ухудшением физического состояния, а также функциональное и экономическое устаревание <*>.

В юридической литературе износом называют обесценивание и физическое снашивание долгосрочных материальных производственных активов

(основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт и пр. <*>.

В целом можно говорить о том, что износ — это ухудшение состояния объекта
(его части) и, как следствие, его обесценивание. Такое происходит по множеству разных причин: временных, природных, технологических и экономических. Исходя из этого, обычно выделяют три вида износа:
физический — износ имущества и его частей, вызванный ухудшением первоначальных технико-эксплуатационных качеств в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека;
моральный — износ имущества и его частей, вызванный несоответствием характеристик имущества современным требованиям рынка;
экономический — это уменьшение стоимости имущества ввиду изменения внешних факторов (экологических, экономических, политических и так далее).

Говоря об износе арендованного помещения при его возврате, скорее всего,
имеют в виду физический износ.

Следовательно, он может быть обусловлен воздействием природно-климатических факторов или жизнедеятельностью человека.

Как было сказано выше, какое из этих воздействий подпадает под понятие «нормальный износ» помещения в период аренды, в законодательстве не определено. По нашему мнению, это такое ухудшение состояния помещения, на которое не мог и не должен был влиять арендатор и (или) которое произошло не по его вине.

Так, арендатор не может влиять на природно-климатические факторы. Например, на выцветание обоев от солнечных лучей. Что касается износа вследствие жизнедеятельности человека, этот фактор имеет оценочный характер. Как видно из таблицы ниже, не во всех случаях арендатор может повлиять на износ помещения.

Ухудшение имущества, вызванное воздействием человекаПримечание
Облупилась краска на стене (от «старости» или некачественного окрашивания и др.)Вины арендатора нет
Сбит угол на стенеПроизошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было
Порван линолеум из-за плохой стяжки пола (есть углубления)Вины арендатора нет
Порез на линолеумеПроизошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было
Подтеки на потолке из-за затопления верхними этажамиВины арендатора нет
Дыры в потолке, просверленные для установки временных конструкцийПроизошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было
Вытертые места на обоях от спинок стульевЭто ухудшение спорное

При возврате помещения арендатору целесообразно вместе с арендодателем проанализировать причины, по которым возник каждый из недостатков помещения.
В этом случае можно будет четко ответить на вопрос, нормальный это износ или нет.

Чем может помочь договор аренды

Не всегда можно четко определить, относится ли ухудшение помещения к нормальному износу. Как видно из таблицы, в последнем пункте приведено ухудшение, которое носит спорный характер. С одной стороны, вина арендатора присутствует,
но с другой — такое ухудшение неизбежно. Арендодатель мог его предвидеть и установить защитные отбойники для стен. Кроме того, у каждой стороны свое понимание слов «нормальный износ», из-за чего порой возникают спорные ситуации.

Для таких случаев в договоре аренды можно описать допустимые ухудшения помещения или то, что стороны включают в понятие «нормальный износ».
Тогда арендатор должен будет вернуть арендованное помещение в состоянии, обусловленном договором <*>.

Примеры формулировок условия договора аренды:
«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и согласованных Арендодателем изменений, произведенных Арендатором. Под нормальным износом стороны понимают такое ухудшение состояния Помещения, которое не будет препятствовать дальнейшему использованию Помещения без необходимости проведения восстановительного ремонта».

«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и согласованных Арендодателем изменений, произведенных Арендатором. Под нормальным износом стороны понимают ухудшение состояния Помещения, вызванное природно-климатическими факторами, включая обесцвечивание окраски стен, пола и потолка, а также ухудшения Помещения, возникшие не по вине Арендатора».

«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом допустимого износа:
— пол: допускается выгорание цвета полового покрытия от солнца, наличие вытертых мест от стульев;
— стены: допускается выгорание цвета обоев и наличие потертостей от стульев;
— (иные показатели)».

«Арендатор обязуется освободить и сдать арендуемое Помещение Арендодателю на дату окончания срока аренды по Акту приема-передачи и оплатить стоимость ремонта, если повреждения возникли по вине Арендатора и выходят за рамки нормального износа.
Под нормальным износом стороны понимают ухудшение состояния Помещения, вызванное природно-климатическими факторами. Причины возникновения повреждений расследуются технической комиссией Арендодателя совместно с представителем Арендатора и фиксируются в отдельном акте».

Как определить точку отсчета «нормальности»

Когда стороны договора аренды определяют, относится ли ухудшение помещения
к нормальному износу, они должны фактически сравнить состояние помещения
в момент возврата с его состоянием до передачи арендатору. Чтобы это можно было реализовать, нужно зафиксировать первоначальное состояние помещения.
И чем более конкретным и полным будет описание помещения, тем меньше спорных моментов возникнет при возврате арендуемого помещения.

При передаче помещения арендатору стороны подписывают передаточный акт или иной документ о передаче <*>. Характеристики и недостатки помещения можно указать в нем. Но можно составить отдельный акт осмотра передаваемого помещения.

Обратите внимание!
Госнедвижимость передают арендатору на основании передаточного акта,
в котором должны быть указаны (п. 7 Положения о сдаче в аренду госнедвижимости):
— место и дата составления акта;
— регистрационный номер и дата заключения договора аренды;
— характеристика состояния передаваемого недвижимого имущества;
— сроки и порядок устранения выявленных недостатков и неисправностей.

Для иных объектов аренды нет установленных обязательных форм акта или перечня условий, которые следует в него включить. Однако за основу при составлении документа о передаче можно взять перечень условий, обязательных для включения
в передаточный акт при передаче госнедвижимости.

Кроме того, в документе о передаче помещения можно отразить, что недвижимое имущество передается в надлежащем состоянии, пригодном для его использования по целевому назначению. Если имущество передается после косметического, текущего или капитального ремонта, то об этом также целесообразно упомянуть в нем.

К документу о передаче можно приложить фотографии, сделанные при совместном осмотре объекта аренды перед подписанием акта. В этом случае каждую фотографию рекомендуем подписать обеим сторонам договора аренды с указанием реквизитов этого договора. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при возникновении судебного спора ни одна из сторон не могла ссылаться на то, что фотографии сделаны не в момент передачи имущества либо на фотографиях изображен иной объект.

Основные виды износа оборудования: определение, причины, способы учета

При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.

Виды износа оборудования

Содержание

Определение износа

Износом, или старением, называют постепенное снижение эксплуатационных характеристик изделий, узлов или оборудования в результате изменения их формы, размеров или физико-химических свойств. Эти изменения возникают постепенно и накапливаются в ходе эксплуатации. Существует много факторов, определяющих скорость старения. Негативно сказываются:

  • трение;
  • статические, импульсные или периодические механические нагрузки;
  • температурный режим, особенно экстремальный.

Замедляют старение следующие факторы:

  • конструктивные решения;
  • применение современных и качественных смазочных материалов;
  • соблюдение условий эксплуатации;
  • своевременное техническое обслуживание, планово–предупредительные ремонты.

Вследствие снижения эксплуатационных характеристик снижается также и потребительская стоимость изделий.

Виды износа

Скорость и степень изнашивания определяется условиями трения, нагрузками, свойствами материалов и конструктивными особенностями изделий.

Классификация видов износа

В зависимости от характера внешних воздействий на материалы изделия различают следующие основные виды износа:

  • абразивный вид — повреждение поверхности мелкими частицами других материалов;
  • кавитационный, вызываемый взрывным схлопыванием газовых пузырьков в жидкой среде;
  • адгезионный вид;
  • окислительный вид, вызываемый химическими реакциями;
  • тепловой вид;
  • усталостный вид, вызванный изменениями структуры материала.

Некоторые виды старения разбиваются на подвиды, как, например, абразивный.

Абразивный

Заключается в разрушении поверхностного слоя материала в ходе контакта с более твердыми частицами других материалов. Характерен для механизмов, работающих в условиях запыленности:

  • горное оборудование;
  • транспорт, дорожно-строительные механизмы;
  • сельскохозяйственные машины;
  • строительство и производство стройматериалов.

Абразивный вид износа

Противодействовать ему можно, применяя специальные упрочненные покрытия для трущихся пар, а также своевременно меняя смазку.

Газоабразивный

Данный подвид абразивного изнашивания отличается от него тем, что твердые абразивные частицы перемещаются в газовом потоке. Материал поверхности крошится, срезается, деформируется. Встречается в таком оборудовании, как:

  • пневмопроводы;
  • лопасти вентиляторов и насосов для перекачки загрязненных газов;
  • узлы доменных установок;
  • компоненты твердотопливных турбореактивных двигателей.

Зачастую газоабразивное воздействие сочетается с присутствием высоких температур и плазменных потоков.

Скачать ГОСТ 27674-88

Гидроабразивный

Воздействие аналогично предыдущему, но роль носителя абразива выполняет не газовая среда, а поток жидкости.

Гидроабразивный вид износа

Такому воздействию подвержены:

  • гидротранспортные системы;
  • узлы турбин ГЭС;
  • компоненты намывочного оборудования;
  • горная техника, применяемая для промывки руды.

Иногда гидроабразивные процессы усугубляются воздействием агрессивной жидкой среды.

Кавитационный

Перепады давления в жидкостном потоке, обтекающем конструкции, приводят к возникновению газовых пузырьков в зоне относительного разрежения и их последующему взрывному схлопыванию с образование ударной волны. Эта ударная волна и является основным действующим фактором кавитационного разрушения поверхностей. Такое разрушение встречается на гребных винтах больших и малых судов, в гидротурбинном и технологическом оборудовании. Усложнять ситуацию могут воздействие агрессивной жидкой среды и наличие в ней абразивной взвеси.

Кавитационный вид износа

Адгезионный

При продолжительном трении, сопровождающимся пластическими деформациями участников трущейся пары, происходит периодическое сближение участков поверхности на расстояние, позволяющее силам межатомного взаимодействия проявить себя. Начинает взаимопроникновение атомов вещества одной детали в кристаллические структуры другой. Неоднократное возникновение адгезионных связей и их прерывание приводят к отделению поверхностных зон от детали. Адгезионному старению подвержены нагруженные трущиеся пары: подшипники, валы, оси, вкладыши скольжения.

Адгезионный вид износа

Тепловой

Тепловой вид старения заключается в разрушении поверхностного слоя материала или в изменении свойств глубинных его слоев под воздействием постоянного или периодического нагрева элементов конструкции до температуры пластичности. Повреждения выражаются в смятии, оплавлении и изменении формы детали. Характерен для высоконагруженных узлов тяжелого оборудования, валков прокатных станов, машин горячей штамповки. Может встречаться и в других механизмах при нарушении проектных условий смазки или охлаждения.

Усталостный

Связан с явлением усталости металла под переменными или статическими механическими нагрузками. Напряжения сдвигового типа приводят к развитию в материалах деталей трещин, вызывающих снижение прочности. Трещины приповерхностного слоя растут, объединяются и пресекаются друг с другом. Это приводит к эрозии мелких чешуеобразным фрагментов. Со временем такой износ может привести к разрушению детали. Встречается в узлах транспортных систем, рельсах, колесных парах, горных машинах, строительных конструкциях и т.п.

Усталостный износ

Фреттинговый

Фреттинг — явление микроразрушения деталей, находящихся в тесном контакте в условиях вибрации малой амплитуды — от сотых долей микрона. Такие нагрузки характерны для заклепок, резьбовых соединений, шпонок, шлицев и штифтов, соединяющих детали механизмов. По мере нарастания фреттингового старения и отслоения частичек металла последние выступают в роли абразива, усугубляя процесс.

Фреттинг

Существуют и другие, менее распространенные специфические виды старения.

Типы износа

Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

Физический износ

Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

  • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
  • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
  • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

Функциональный износ

Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

  • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
  • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

Функциональный износ

Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

  • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
  • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

Экономический износ

Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

  • Падение спроса на выпускаемые товары.
  • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
  • Ценовое давление конкурентов.
  • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
  • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
  • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

Экономический износ

Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

Основные причины и способы как определить износ

Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:

  • Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
  • По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
  • укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
  • Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
  • доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.

Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.

Способы учета

Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:

  • линейный, или пропорциональный расчет;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • по суммарному сроку производственного применения;
  • в соответствии с объемом выпущенной продукции.

Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.

Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.

Износ – О трибологии

09.05.2022 Пранай Кумар Парси

Tribology Wikipedia > Износ

Содержание

Определение износа:

Износ определяется как поверхностное повреждение одной или всех твердых поверхностей, находящихся в контакте, подвергающихся относительному движению. Износ может иметь различные формы, соответствующие различным механизмам изнашивания. Поверхность может одновременно подвергаться более чем одному механизму износа, например, она может иметь адгезионный и коррозионный износ, абразивный и усталостный износ или комбинацию нескольких из них. Процесс изнашивания может изменяться непрерывно во времени или при изменении условий эксплуатации. Износ обычно ускоряется фрикционным нагревом посредством химических и механических взаимодействий.

Факторы, влияющие на износ:

Основными факторами, влияющими на износ, являются температура, скорость скольжения, твердость, модуль упругости, нагрузка и состав материала. На износостойкость влияет температура контакта [1]. Поскольку твердость и предел текучести уменьшаются при повышении температуры [2], абразивный износ увеличивается. Предел текучести и твердость большинства материалов уменьшаются по мере повышения температуры. При повышенных температурах движение дислокаций в металлах вызывает падение предела текучести, что упрощает пластическую деформацию. На скорость износа существенно влияет нормальная нагрузка. С увеличением приложенной нагрузки поперечная сила и сила трения также возрастают, ускоряя скорость износа [3]. В диапазоне скоростей скольжения от 0 до 2,5 м/с скорость абразивного износа незначительно увеличивается. Причиной увеличения износа может быть фрикционный нагрев [8]. Мы не можем обобщать, что увеличение скорости скольжения определенно увеличивает износ, так как это также зависит от нагрузки, приложенной к поверхностям, наличия смазки и шероховатости поверхности контактирующих тел. Модуль упругости является показателем сопротивления материала деформации под нагрузкой, при этом большее число указывает на большую жесткость [4]. Состав материалов также оказывает существенное влияние на поведение при износе, например, в композитах, на его механическое поведение может влиять концентрация неорганических наполнителей [5]. Наличие органической матрицы, отвечающей за низкую износостойкость, может быть уменьшено введением в нее неорганических наполнителей [18].

Рис-1 Факторы, влияющие на износ [5]

Механизмы износа:

Многие исследователи пытались классифицировать механизмы износа [6-8], и в литературе имеется несколько схем классификации [9]. Механизмы изнашивания, согласно Лудема [10], представляют собой «последовательность событий, посредством которых атомы, продукты химического превращения, фрагменты вынуждены покидать систему (возможно, после некоторого обращения) и идентифицируются таким образом, который воплощает или сразу предлагает решения». Существует широкий спектр терминов (например, адгезионный, абразивный, фреттинг, поверхностная усталость, коррозия, эрозия) для описания механизмов изнашивания [10, 11], но можно выделить как минимум четыре группы [12]:

3.1 Адгезионный износ:

Адгезионный износ представляет собой нежелательное перемещение и прилипание продуктов износа и соединений материалов с одной поверхности на другую, возникающее при фрикционном контакте между поверхностями. Когда атомные силы между материалами на контактирующих поверхностях под относительным давлением превышают присущие материалам свойства каждой поверхности, развивается адгезионный износ. [19]

3.2 Абразивный износ:

Когда твердая шероховатая поверхность скользит по гладкой поверхности, возникает абразивный износ. [13] ASTM International определяет это как потерю материала, вызванную твердыми частицами, которые прижимаются к твердой поверхности и скользят по ней. [14]

Режим абразивного износа определяется типом контакта, и существует два типа абразивного износа, а именно износ двух тел и износ трех тел. Когда твердые частицы удаляют материал с одной поверхности, это называется износом двух тел. Когда частицы не ограничены и им разрешено катиться и скользить по поверхности, развивается износ трех тел.

3.3 Коррозионный износ:

Коррозионный износ действительно представляет собой косвенный механизм износа, который возникает, когда поверхность скольжения подвергается воздействию коррозионной среды, а скользящее движение постоянно устраняет продукты превентивной коррозии. В результате новая поверхность подвергается дополнительным коррозионным повреждениям. Поскольку при этом продукты коррозии и пассивный защитный слой удаляются быстрее, чем поверхности без относительного движения, коррозионный износ можно рассматривать как ускоренный процесс коррозии. [20]

3.4 Поверхностная усталость:

Поверхностная усталость возникает из-за роста и образования трещин. Это разновидность усталости основного материала, при которой поверхность материала ослабевает в результате циклических нагрузок.


Рис. 2 Механизмы износа [15]

Методы уменьшения износа:

Все мы понимаем, что износ можно только уменьшить, но не предотвратить. Мы можем минимизировать износ, но мы не сможем его искоренить. Для минимизации износа было разработано множество стратегий, как подробно описано ниже. [16]

4.1 Предотвращение перегрузки:

Следует избегать перегрузок, поскольку они вызывают разрушение смазочных материалов и создают избыточную нагрузку на изнашиваемую поверхность.

4.2 Поддержание надлежащего зазора:

Когда зазор между поверхностями слишком мал, слой смазочного масла не может быть нанесен на изношенную поверхность, что приводит к контакту металла с металлом. Если между поверхностями больше пространства, движение теряется. Из-за полного отсутствия смазки детали машины быстро изнашиваются, что делает ее громкой и вибрирующей.

4.3 Улучшенная смазка:

Смазка образует смазочную пленку в пространстве между соприкасающимися поверхностями, что улучшает ее гладкость и предотвращает контакт с материалом. Неправильная смазка приводит к износу поверхностей.

4.4 Улучшение отделки поверхности:

Различные виды прямых или круговых слоев формируются, когда детали проходят через процесс обработки, которые не видны человеческому глазу. Благодаря хорошей поверхности создается линейный, а не точечный контакт, что выгодно в технологических процессах. Хорошая отделка поверхности равномерно распределяет нагрузку, а не поддерживает контакт с неровностями, что приводит к снижению износа.

4.5 Высокая твердость поверхности:

По сравнению с мягкими поверхностями твердые поверхности изнашиваются быстрее. Термическая обработка используется для повышения твердости поверхности вала, подшипника и направляющей, что снижает износ.

4.6 Надлежащая обработка поверхности:

Механический износ можно свести к минимуму, нанеся на поверхность твердое металлическое покрытие, например, хромовое или гальваническое. В результате можно утверждать, что если на поверхность износостойкого металла нанести твердый слой, то износ детали можно свести к минимуму.

4.7 Защита поверхности от попадания грязи, пыли и металлических частиц:

При попадании мусора, грязи или металлических частиц внутрь подшипников происходит их дробление. Если частицы прочнее поверхности детали, поверхность будет изнашиваться и повреждаться.

4.8 Надлежащая атмосфера:

Пыль, мусор, влага, опасные химические пары присутствуют в атмосфере, влияя на операции механической обработки и сокращая срок их службы.

Несколько других методов снижения износа включают в себя надлежащее техническое обслуживание, регулировку различных зазоров с течением времени, хорошее планирование, интеграцию профилактического обслуживания, контроль задач профилактического обслуживания, выбор подходящего материала для компонента, уменьшение количества пар скольжения с заменой пар качения, и использование полностью автоматизированного средства технического обслуживания [17].

Литература:
  1. Рымуза, «Трибология полимеров», Архив строительства и машиностроения, Vol. VII, № (4), стр. 177-184, (2007).
  2. ASM International, Справочник ASM, том 18, «Технология трения, смазки и износа», Американское общество по металлам, Metals Park, Огайо, стр. 341-347, (1992).
  3. Нуруззаман, Д.М., Чоудхури, М.А., и Рахаман, М.Л. «Влияние продолжительности трения и нормальной нагрузки на коэффициент трения для полимерных и композиционных материалов», Промышленная смазка и трибология, Vol. 63, стр. 320–326, (2011).
  4. Лу Х., Ли Ю., Огури М., Пауэрс Дж., «Свойства композита стоматологической смолы со сферическим неорганическим наполнителем», Оперативная стоматология, Том 31, № 6, стр. 734-740, (2006).
  5. , Мешреф и А., Мазен и А. и И., Али. (2020). ИЗНОС ГИБРИДНОГО КОМПОЗИТА, УСИЛЕННОГО НАНОЧАСТИЦАМИ ДИОКСИДА ТИТАНА. 39. 89-101. 10.21608/jaet.2020.75738.
  6. Блау, П. Дж. Трение и износ материалов. Нью-Джерси: Noues Publications, 1989.
  7. .
  8. Knowels, G.D. Механизмы образования и отделения частиц износа. Ванкувер: Университет Британской Колумбии, 1994.
  9. .
  10. Людема К. Учебник по трибологии. Анн-Арбор: CRC Press, 19 лет.96.
  11. Бхушан, Б. Принципы и применение трибологии. Нью-Йорк: публикация Wiley-Interscience, 1999.
  12. .
  13. Формы износа и законы износа – обзор. Змитрович, А. 2006, Журнал теоретической и прикладной механики, стр. 219-253.
  14. ван Дроген, М. Переход к адгезионному износу смазанных концентрированных контактов. Энсхеде: Университет Твенте, 2005.
  15. .
  16. Классификация механизмов/моделей износа. Като, К. 2002, Журнал инженерной трибологии, стр. 349.-355.
  17. Рабинович, Э. (1995). Трение и износ материалов. Нью-Йорк, Джон Уайли и сыновья.
  18. Стандартная терминология, касающаяся износа и эрозии, Ежегодный сборник стандартов, том 03.02, ASTM, 1987, стр. 243-250
  19. Цудзимото, Акимаса и Баркмайер, Уэйн и Эриксон, Роберт и Нодзири, Ки и Нагура, Юко и Такамизава, Тошики и Латта, Марк и Миазаки, Масаси и Фишер, Николас. (2017). Износ полимерных композитов: современные взгляды на основные механизмы, методы оценки и влиятельные факторы. Обзор японской стоматологической науки. 54. 10.1016/j.jdsr.2017.11.002.
  20. К. Додия, Дж. П. Пармар, Исследование различных механизмов износа и методов его уменьшения, Международный журнал инновационных исследований в области науки и технологий, том 2, выпуск 09, февраль 2016 г., ISSN (онлайн): 2349-6010.
  21. Книга по техническому обслуживанию и технике безопасности К. К.Пателя.
  22. Алёса И., Тияна Л., Лариса Б., Марко В., Влияние режима светоотверждения на механические свойства нанокомпозитов стоматологических смол, Procedia Engineering, Vol. 69, стр. 921–930, (2014).
  23. «Клейкий износ». Википедия, 16 сентября 2021 г., https://en.wikipedia.org/wiki/Wear#Adhesive_wear
  24. «Трибокоррозия». Википедия, 14 июня 2020 г., https://en.wikipedia.org/wiki/Tribocorrosion

Метки: механический износ классификация износа износ механизмы износа режимы износа износ материалов виды износа что такое износ

Пранай Кумар Парси

Я получаю стипендию Erasmus Mundus в области трибологии поверхностей и интерфейсов. Магистерская программа проводится в четырех разных университетах, а именно в Университете Лидса (Великобритания), Университете Любляны (Словения), Университете Коимбры (Португалия) и Техническом университете Лулео (Швеция).