Ескд шероховатость: ГОСТ 2.309-73 ЕСКД. Обозначения шероховатости поверхностей

alexxlab | 13.07.2023 | 0 | Разное

Содержание

Обозначение шероховатости на чертеже по ГОСТу – примеры простановки знаков по старому и новому образцу

Шероховатость – это характеристика поверхности, отражающая ее неровности, оцениваемая относительно малыми шагами на базовой длине. Обозначение шероховатости на чертеже выполняется согласно требованиям ГОСТ2789-73, ГОСТ 25142-82, а также ГОСТ 2.309-73. Неровности, которые имеются на большей части поверхностей, возникают при обработке и деформации верхнего слоя. Чтобы определить шероховатость конкретной поверхности используют профилограмму, на которой отражены очертания профиля поверхности, полученные при помощи движения алмазной иглы.

Контроль шероховатости может осуществляться как количественными, так и качественными способами. Сравнение опытного и эталонного образца (с регламентированной обработкой по ГОСТ) также позволяет сформировать точную характеристику.

Шероховатость на чертеже по ГОСТу

Согласно требованиям оформления Единой системы конструкторской документации (сокращенно ЕСКД), а именно ГОСТ 2. 309-73 для всех поверхностей, которые приведены на чертеже должна быть обозначена шероховатость. Применяется единая структура обозначения, которая состоит из трех элементов:

  • способы обработки поверхности;
  • базовая длина или параметр шероховатости;
  • условного обозначения направления.

Сам ГОСТ состоит из двух основных разделов «Обозначения шероховатости поверхностей» и «Правила нанесения обозначений …».

Рисунок 1. Структура обозначения шероховатости

Изменения в этот документ вносились трижды с момента утверждения, а именно в 1980, 1984 и 2002 году.

Параметры для количественной оценки шероховатости

Три ключевых параметра используются для описания шероховатости конкретной поверхности, они позволяют описать высоту, профиль и максимальное отклонение, по которым можно представить тип поверхности в целом и ее назначение.

  • Ra – самым первым идет обозначение профиля с указанием возможного отклонения, измеряется в микрометрах;
  • Rz– определяет высоту неровностей по десяти основным точкам, измеряется в микрометрах;
  • Rmax– показывает максимально допустимое значение по высоте, измеряется в микрометрах.

Таблица ключевых параметров шероховатости составлена для различных поверхностей и приведена в ГОСТ 2789-73.

Самым универсальным показателем из всех трех является Ra, поскольку он дает наиболее полное представление о профиле. Но бывают ситуации, при которых значение приобретают и другие параметры, к примеру если Ra трудно измерить с помощью приборов.

Рассмотрим несколько примеров значений параметров для поверхностей после механической обработки. После чистового обтачивания Ra составляет 2,5 -,1 25 мкм, а после тонкого обтачивания 1,25-0,63 мкм.

Также в шероховатости важно понятие допуска, так как большинство геометрических отклонений детали, должно укладываться в пределы поля допуска.

Как обозначается шероховатость поверхности на чертеже

Условный знак, который ориентирован к обрабатываемой поверхности, должен давать полное и исчерпывающее представление о том, какой шероховатостью обладает поверхность. Для обозначения используются линии, равные половине толщины основной линии. Высота меньшей части знака h(размер равен основным цифровым обозначениям), а всего знака 1,5-5 h (H). Нанесение знака производится после вычерчивания деталей. Угол между двумя направляющими условного знака составляет 60 градусов.

Сам условный знак также несет информацию, если он не имеет никаких дополнительных обозначений, то способ обработки поверхности конструктором не устанавливается (знак без полки), если применяется удаление слоя материала, то добавляют черту, которая образует треугольник, если шероховатость образована без удаления слоя материала, то добавляют круг.

Шероховатость на сборочном чертеже

Как и на других видах чертежей, на сборочном чертеже указывается шероховатость поверхностей. Эти обозначения позволяют понять требуется ли дополнительная обработка поверхности, к примеру полировка детали, точение или травление.

> Лайфхак: если чертеж перегружен информацией, то можно применить упрощенное обозначение обозначения шероховатости, которое более полно расшифровывается в примечаниях.

Какие символы применяются

Для обозначения шероховатости применяют условные обозначения, которые описаны в ГОСТ, они размещаются непосредственно на поверхности. У каждой поверхности свои обозначения, они не должны накладываться или перекрывать друг друга.

Рисунок 2. Виды обозначения шероховатости на поверхности

Шероховатость древесины на чертеже

Древесина имеет свои обозначения шероховатости, которые описаны в ГОСТ 7016-2013. Особенностями поверхности этого материала являются неровности, кинематическая волнистость, структурные неровности, ворсистость и мшистость, которая может появиться на обработанных поверхностях. Шероховатость древесины характеризуется параметрами ее неровностей, которые включают среднее арифметическое высот наибольших неровностей (Ra), высоту неровностей профиля (Rp).

Параметры шероховатости у разных пород дерева

Свойства пород древесины очень сильно отличаются, следовательно и параметры шероховатости имеют различные величины. К примеру сосна, которая часто используется в строительстве, имеет высоту неровностей Rp =12,5 мкм, а береза имеет значение Rp =6,3мкм. Наименьшие параметры шероховатости имеет груша, Rp =5,0мкм.

Правила нанесения обозначений

Чтобы правильно нанести условное обозначение используется следующий алгоритм:

  1. после выполнения основного чертежа приступают к нанесению условных обозначений;
  2. к моменту нанесения обозначений шероховатости список значений должен быть уже готов, информация из него переносится на чертеж;
  3. сначала наносят сам знак, его острие должно прикасаться к обрабатываемой поверхности с той стороны, с которой будет подводиться инструмент;
  4. если шероховатость одинакова для всех поверхностей, то нет необходимости наносить ее многократно, значение указывают в правом углу чертежа. При этом условное обозначение одинаковой шероховатости в полтора раза больше по размеру, чем те условные значения, которые были бы нанесены на чертеже;
  5. в каждом знаке добавляют указание – способ обработки, значение Ra или Rz.

Поставить условный знак шероховатости можно на выносных линиях, размерных линиях и их продолжениях, на линиях контура. Если у детали имеется резьба, то обозначение шероховатости профиля резьбы также наносят на чертеж.

Рисунок 3. Правила нанесения и указанная шероховатость

Как обозначить шероховатость в программе «Компас»

Правильно обозначить шероховатость можно с помощью встроенных в программу инструментов.

Обозначить шероховатость поверхности в Компасе можно командой «Шероховатость», из панели инструментов, затем выбирается поверхность, к которой будет применена команда и указывается положение знака. Значение шероховатости вводится с клавиатуры или из справочника. Команда «Неуказанная шероховатость» находится в панели «Оформление».

Открываем Панель инструментов, расположенную слева-> Выбираем команду «Шероховатость» – > Указываем поверхность -> Определяем положение знака->Вводим значение шероховатости.

Команда «Неуказанная шероховатость» находится в верхнее меню-> Выбираем команду «Вставка»->Выбираем «Неуказанная шероховатость»-> Ввод->Вводим значение шероховатости.

При необходимости можно нарисовать условный знак вручную.

Как обозначить в программе AutoCAD

В программе Автокад схожий алгоритм действий, но искать команду нужно через вкладку «Аннотации», затем зайти в панель «Обозначения» и выбрать «Шероховатость», далее также выбирается поверхность, точка выноски и задается обозначение «С полкой», «С удалением» или «Без удаления».

В первых версиях Автокада такой функции как «Шероховатость» не было, она появилась в более поздних.

Рисунок 4. Шероховатость в программе Компас и Автокад

Старое обозначение шероховатости

Новый ГОСТ 2.309-73, который регламентирует шероховатость, был введен достаточно давно и поэтому уже несколько раз в него вносились изменения, но работая со старыми чертежами, можно встретить использовавшиеся ранее обозначения (старый ГОСТ 1959 года), которые отличаются тем, что Ra указывался числом без условных обозначений. То есть современный вид более информативен и более точен. Перевод старых обозначений в новые обычно не составляет труда, если воспользоваться таблицами.

Рисунок 5. Шероховатость по старому и новому гост

Ответы на вопросы

Какое значение шероховатости выбрать?

Значения шероховатости для разных материалов приведены в ГОСТ, где также указан и способ обработки поверхности. Значение выбирается конструктивно, исходя из назначения.

Что такое неуказанная шероховатость?

Неуказанная шероховатость – это условное обозначение шероховатостей поверхностей всей детали кроме указанных на изображении, которое помещается в правом углу чертежа. Значение шероховатости указывается в скобках, оно подходит для всех поверхностей, для которых не указана шероховатость.

Сколько существует классов шероховатости?

Выделено 14 классов шероховатости, классы приведены в ГОСТ.

Рисунок 6. Классы шероховатости

Понятие «шероховатость» входит в курс многих дисциплин, оно отражает характеристики поверхности, которые обязательно должны учитываться. Указания, которые дополняют чертежи позволяют точнее показать все технические требования изделия. Стоит помнить, что любые изображения элементов, состоят из множества условных обозначений, важно выбирать для них правильное расположение, помнить об общей чистоте и читаемости чертежа. Опытными проектировщиками часто отмечается, что молодые специалисты забывают проставлять все необходимые обозначения детали, отверстия и выделять контур, примененная штриховка может не соответствовать требованиям, но все эти знания приходят за годы практики.

От правильного указания шероховатости зависит работоспособность готового механизма, если условия его работы предполагают сопряжение обработанных деталей, то выбрать шероховатость нужно с учетом назначения поверхности. К примеру, для нерабочих поверхностей валов или отверстий под болты шероховатость может быть Ra =12,5 мкм, а для поверхностей гидроцилиндров, которым важна точность Ra =0,2мкм.

Обозначение шероховатости поверхности по ГОСТ 2.

309-73

Похожие презентации:

Основы архитектуры и строительных конструкций. Основы проектирования

Конструктивные схемы многоэтажных зданий

Стадии проектирования зданий. Маркировка строительных чертежей (лекция №2)

Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей

ЕСКД. Общие правила оформления чертежей. (Лекция 1.1)

задачи на построение (геометрия 7 класс)

Выполненный вариант контрольной работы по разделу “Техническое черчение”. (Приложение 3)

Параллельность в пространстве. (Графическая работа 2)

Строительное черчение. Графическое оформление и чтение строительных чертежей

Правила оформления чертежей ЕСКД. Форматы, масштабы, линии, шрифты

ТЕМА:
Обозначение шероховатости поверхности по ГОСТ 2.309-73.
Знаки для обозначения шероховатости поверхности
Задание:
Выполнить в рабочей тетради конспект по теме «Шероховатость
поверхностей, обозначение ГОСТ 2. 309 -73» на оценку.
Чертежи выполнять карандашом
КОНСПЕКТ:
Тема: ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Обозначение по ГОСТ 2.309-73
1 Параметры шероховатости
Шероховатостью называется совокупность всех микронеровностей,
образующих рельеф поверхности детали.
Высота неровностей поверхности при различных способах обработки
определяется по параметрам Rа и Rz., которые измеряются в микрометрах.

Rа -это среднее арифметическое отклонение профиля,
R z- высота неровностей профиля по 10 точкам.
Параметр Ra предпочтительнее при обозначении на чертеже. При
выполнении учебных чертежей рекомендуются следующие значения
параметра Ra: 50; 25; 12,5, 6,3; 3,2; 1,6; 0,8; 0,4 мкм.
2 Знаки шероховатости
Линии знака, проставляемые на изображениях, проводятся сплошной тонкой
линией.
h -принимается равным высоте цифр
размерных чисел,
H – принимается равным 1,5…5h.
Рисунок 1 – Знак шероховатости поверхности, вид обработки которой
конструктором не устанавливается
1
Кружок внутри знаки проводится
«от руки»
Рисунок 2 – знак шероховатости поверхности, которая образована без
удаления слоя материала (литье, штамповка) или по данному чертежу не
обрабатывается
3 Правила обозначения шероховатости поверхностей на чертежах
3.
1 Знаки шероховатости на изображении могут располагаются (рисунок 3):
На линиях контура поверхности детали, как под № 1
На выносных линиях при обозначении размеров, как под №2
На полках линий-выносок, как под №3;
На размерных линиях или их продолжении, как под №4
Острие знака шероховатости должно прикасаться к обрабатываемой
поверхности только с той стороны, откуда возможен подвод режущего
инструмента.
Рисунок 3
Знак должен острием касаться поверхности и быть направленным во внутрь
детали.
2
Таблица 1 – Примеры обозначения шероховатости
Одинаковая шероховатость для всех
поверхностей
– знак шероховатости проставляют в
правом верхнем углу формата на
расстоянии 5…10 мм от рамки.
Этот знак в 1,5 раза больше размерных
чисел на чертеже и выполняется
толстой линией
Одинаковая шероховатость большей
части поверхности
– в правом верхнем углу чертежа
помещают обозначение одинаковой
шероховатости и знак в скобках .
Отличающаяся шероховатости
обозначаются прямо на изображениях
например, резьба– Rа 3,2.
Размеры знаков в скобках и на
изображении − одинаковы; размер
знака перед скобкой увеличивается в 1,5
раза, утолщается и линия знака.
Большинство поверхностей не
обрабатываются
– на это указывает знак, помещенный в
правом верхнем углу чертежа
Обозначение одинаковой
шероховатости поверхности,
образующих контур, наносят один раз
со вспомогательным знаком, диаметр
которого 4..5 мм
3
При обозначении
шероховатости на резьбе
– знак проставляется
только на выносной линии
Пример обозначения
шероховатостей в
шпоночном пазу и в
цилиндрическом
отверстии
4 Выбор параметров шероховатости поверхностей
Чтобы правильно проставить на чертеже шероховатость различных
поверхностей детали нужно выбрать один из двух способов:
4.1 Первый способ установить, как поверхности детали взаимодействуют с
поверхностями других деталей и исходя из нижеизложенного выбрать высоту
микронеровностей.
Примерная высота микронеровностей, в зависимости от взаимодействия
поверхностей:
Свободная поверхность (формообразующая), т.е. с поверхностями
других деталей не взаимодействует, может иметь нулевую шероховатость
или выбирается Rа от 50 до 12,5 мкм,
Поверхности прилегания, т.е. поверхности двух или более деталей,
которые соприкасаются и неподвижны относительно друг друга, могут
иметь шероховатость – R.а от 6,3 до1,6 мкм,
Поверхности перемещаются, тогда – Rа от 0,8 до 0,2 или Rа от 0,1 до
0,05 мкм.
4
4.2 Второй способ – – определить способ обработки поверхности и проставить
шероховатость, исходя из этих факторов по таблице 2:
Таблица 2
5 Вопросы самопроверки (переписать вопросы и ответить на них)
1.
В каких единицах измеряется шероховатость?
2.
Должен
ли
знак
касаться
поверхности,
на
которую
он
проставляется?
3.
Куда направляется «острие» знака – в «пустоту» или в деталь?
4.
Какой из параметров Ra или Rz является более предпочтительным
при обозначении на чертеже?
5.
Где на чертеже проставляется знак шероховатости, если деталь
имеет одинаковую шероховатость?
5
6.
Если знак проставляется в правом верхнем углу, то какой размер
он должен иметь по сравнению с размерными числами на чертеже?
7.
Какой линией проводят знаки шероховатости на изображениях?
8.
Что обозначает этот знак –
?
9 Какая шероховатость получается при нарезании резьбы?
10 Перечертите деталь и обозначьте на ней шероховатость:
– большая часть поверхностей имеет высоту микронеровностей – Ra12,5;
– самый большой диаметр – не обработан;
– торцы (боковые поверхности) – Ra25.
6

English     Русский Правила

Roughness – Pavement Interactive

Шероховатость дорожного покрытия обычно определяется как проявление неровностей на поверхности дорожного покрытия, которые отрицательно влияют на ходовые качества транспортного средства (и, следовательно, на пользователя). Шероховатость является важной характеристикой дорожного покрытия, поскольку она влияет не только на качество езды, но и на затраты на задержку транспортных средств, расход топлива и расходы на техническое обслуживание. Всемирный банк пришел к выводу, что неровности дорог являются основным фактором при анализе и поиске компромиссов между качеством дорог и затратами пользователей (UMTRI, 19).98 [1] ). Шероховатость также называют «гладкостью», хотя оба термина относятся к одним и тем же качествам дорожного покрытия.

Для получения подробной информации Институт транспортных исследований Мичиганского университета (UMTRI) поддерживает отличную веб-страницу, посвященную шероховатости и всем связанным с ней аспектам, по адресу http://www.umtri.umich.edu/divisionPage.php?pageID=62.

Измерение

В настоящее время шероховатость обычно определяется количественно с использованием той или иной формы текущего рейтинга эксплуатационной пригодности (PSR), международного индекса шероховатости (IRI) или другого индекса, причем IRI является наиболее распространенным.

Нынешняя оценка пригодности к эксплуатации (PSR)

Дорожные испытания AASHO (Дорожный исследовательский совет, 1972 [2] ) разработали определение эксплуатационной пригодности дорожного покрытия, действующую оценку пригодности к эксплуатации (PSR), основанную на индивидуальных наблюдениях. PSR определяется как «суждение наблюдателя относительно текущей способности дорожного покрытия обслуживать движение, для которого оно предназначено» (Highway Research Board, 1972 [2] ). Чтобы получить первоначальные оценки PSR дорожного теста AASHO, наблюдатели проехали по тестовым трассам и оценили свою поездку, используя количественную шкалу, показанную на рисунке 1. Эта субъективная шкала варьируется от 5 (отлично) до 0 (практически непроходимо). Поскольку PSR основан на интерпретации пассажирами качества езды, он обычно отражает неровности дороги, поскольку неровности в значительной степени определяют качество езды.

Рисунок 1. Воспроизведение индивидуальной формы оценки пригодности к эксплуатации.

Международный индекс шероховатости (IRI)

Международный индекс шероховатости (IRI) был разработан Всемирным банком в 1980-х годах (UMTRI, 1998 [1] ). IRI используется для определения характеристики продольного профиля пройденной колесной колеи и представляет собой стандартизированное измерение шероховатости. Обычно рекомендуемыми единицами измерения являются метры на километр (м/км) или миллиметры на метр (мм/м). IRI основан на среднем выпрямленном уклоне (ARS), который представляет собой отфильтрованное отношение накопленного движения подвески стандартного транспортного средства (в мм, дюймах и т. д.), деленное на расстояние, пройденное транспортным средством во время измерения (км, мили, и т. д.). Тогда IRI равен ARS, умноженному на 1000. Шкала IRI с открытым концом показана на рис. 2.9.0005 Рис. 2. Шкала шероховатости IRI (перерисовано из Sayers et al., 1986).

Корреляции между PSR и IRI

Различные корреляции были разработаны между PSR и IRI. Здесь представлены два. Об одном сообщил в 1986 г. Патерсон:

. Другая корреляция была обнаружена в финансируемом Иллинойсом исследовании 1992 г., проведенном Аль-Омари и Дартером (1992 [3] ):

. В этом исследовании использовались данные из штатов Индиана, Луизиана, Мичиган, Нью-Мексико и Огайо для гибких и жестких покрытий. Соответствующая регрессионная статистика R 2 = 0,73, СЭЭ = 0,39, n = 332 секции. Корреляции сильно зависят от используемых данных.

Методы измерения

Оборудование для сбора данных обследования шероховатости можно разделить на четыре основные категории, показанные в таблице 1.

Таблица 1. Оборудование для измерения шероховатости

Статья «Оборудование для сбора данных о состоянии» в журнале FHWA Pavement Notebook (1989 [4] ).

Обследование

Обследование (выполняемое геодезической бригадой) может обеспечить точное измерение профиля дорожного покрытия. Однако использование обследований для крупных проектов нецелесообразно и непомерно дорого.

Рисунок 3. Щуп 2000.

Рис. 4. Работа щупа.

Профилометр с щупом

Профилометр с щупом можно использовать для сбора относительно небольшого количества измерений профиля дорожного покрытия. Профилометр с щупом (см. рис. 3 и 4) состоит из инклинометра, заключенного в корпус, поддерживаемого двумя ножками, расстояние между которыми составляет 305 мм (12 дюймов). Предусмотрены два цифровых дисплея, по одному на каждом конце прибора. Каждый дисплей считывает высоту ноги на ее конце относительно высоты другой ноги. Затем оператор «проводит» измерительный щуп по заранее отмеченному участку дорожного покрытия, поочередно поворачивая прибор вокруг каждой опоры. Показания записываются последовательно по мере прохождения оператором секции. Прибор записывает от 10 до 15 показаний в минуту. Программный анализ обеспечивает профиль с точностью ± 0,127 мм (± 0,005 дюйма). Полоса может быть обследована одним оператором примерно в два раза быстрее, чем традиционная геодезическая бригада. Щуп обычно используется для измерения профиля при калибровке более сложных приборов.

Профилографы

Профилографы доступны уже много лет и существуют в различных формах, конфигурациях и марках. Из-за своей конструкции они не подходят для обследования состояния сети. Сегодня их чаще всего используют для осмотра конструкции жесткого дорожного покрытия, контроля качества и приемки. Основные различия между различными профилографами заключаются в конфигурации колес, а также в процедурах работы и измерения различных устройств.

Профилографы имеют сенсорное колесо, установленное для обеспечения свободного вертикального перемещения в центре рамы (рис. 5). Отклонение от плоскости отсчета, установленное на рамке профилографа, фиксируется (автоматически на некоторых моделях) на миллиметровой бумаге от движения измерительного колеса (рис. 6). Профилографы могут обнаруживать очень небольшие отклонения поверхности или неровности длиной до 6 м (20 футов).

Рисунок 5. Профилограф.

Рис. 6. Выходные данные профилографа.

Измерители шероховатости дороги (RTRRM)

Третьей категорией оборудования для сбора данных о неровностях дороги являются измерители шероховатости дороги (RTRRM), часто называемые «дорожными измерителями». Системы RTRRM подходят для повседневного мониторинга дорожной сети и получения общей картины состояния дорожной сети. Выходные данные могут предоставить менеджерам общее представление об общем состоянии сети и потребностях в обслуживании

RTRRM измеряют вертикальные перемещения задней оси автомобиля или оси прицепа относительно рамы транспортного средства. Счетчики устанавливаются на транспортных средствах с датчиком перемещения на кузове, расположенном между серединой оси и кузовом легкового автомобиля или прицепа. Датчик обнаруживает небольшие приращения движения оси относительно кузова автомобиля. Выходные данные состоят из ленточной диаграммы зависимости фактического движения корпуса моста от времени движения.

Недостаток RTRRM заключается в том, что измеряемое движение корпуса оси в зависимости от времени зависит от динамики конкретного измеряемого транспортного средства, что приводит к двум нежелательным последствиям (UMTRI, 1998 [1] ):

  • Методы измерения шероховатости не были стабильными со временем . Измерения, сделанные сегодня с помощью дорожных счетчиков, нельзя с уверенностью сравнивать с теми, что были сделаны несколько лет назад.
  • Измерения шероховатости не подлежат транспортировке . Измерения дорожного метра, сделанные одной системой, редко воспроизводятся другой.

Из-за этих двух эффектов профилирующие устройства становятся все более популярными.

Устройства для профилирования

Устройства для профилирования используются для точного, масштабного и полного воспроизведения профиля дорожного покрытия в определенном диапазоне. Они доступны в нескольких формах и могут использоваться для калибровки RTRRM. Оборудование может стать довольно дорогим и сложным. Сегодня используются три основных типа систем профилирования:

  • Линейка . Простейшей системой профилирования является линейка. Модификации линейки, такие как ее установка на колесе, приводят к созданию профилографа.
  • Низкоскоростные системы . Низкоскоростные системы, такие как профилометр CHLOE, представляют собой движущиеся опорные плоскости. CHLOE — это длинный прицеп, который буксируется на низкой скорости от 3 до 8 км/ч (от 2 до 5 миль/ч). Низкая скорость необходима для предотвращения любых измерений динамического отклика во время считывания. Несколько агентств все еще используют CHLOE для калибровки своих RTRRM.
  • Инерциальные системы отсчета . Наиболее сложное оборудование для профилирования дорог использует инерциальную систему отсчета. Устройство профилирования измеряет и вычисляет продольный профиль путем создания инерциальной точки отсчета с помощью акселерометров, размещенных на кузове измеряемого транспортного средства, для измерения движения кузова транспортного средства. Относительное смещение между акселерометром и профилем дорожного покрытия измеряется с помощью «контактной» или «бесконтактной» сенсорной системы.

Самые ранние устройства для профилирования использовали измерительную систему, находящуюся в непосредственном контакте с дорожным покрытием для измерения профиля. Несколько контактных систем использовались и используются до сих пор. Лаборатория дорожных исследований Франции разработала анализатор продольного профиля (APL) в 1968 году.

Системы, используемые сегодня в Соединенных Штатах, часто устанавливаются в фургонах (рис. 7), которые содержат микрокомпьютеры и другое оборудование для обработки и обработки данных. Старые профилирующие устройства обычно представляют собой контактные системы, в то время как в более современных устройствах используются бесконтактные датчики. В бесконтактных системах используются датчики, акустические или световые, для измерения различий в поверхности дорожного покрытия. Например, устройство для профилирования дорог в Южной Дакоте одновременно собирает три ультразвуковых профиля, по одному для каждой колесной дорожки и один для центра полосы движения. Эти профили используются для расчета (с помощью компьютера) математической меры шероховатости и оценки колейности на определенных интервалах вдоль проезжей части. Гибридный дорожный профилировщик в Южной Дакоте сочетает в себе три ультразвуковых датчика с двумя лазерными датчиками, по одному на каждую колесную дорожку, для одновременного измерения одной и той же дороги двумя разными типами датчиков в одинаковых условиях (Совет по транспортным исследованиям Вирджинии, 19).96 [5] ). Встроенные блоки анализа могут непрерывно собирать широкий спектр данных на скоростях шоссе, таких как:

  • Поперечный профиль/колейность
  • Сорт, поперечный уклон
  • Текстура тротуара
  • Состояние покрытия или бедствие
  • GPS-координаты
  • Панорамное видео
  • Тротуар видео
  • Местоположение объекта

Рис. 7. Профилометр для дорог в Южной Дакоте (на фургоне).

Рис. 8. Фургон для съемки изображений, используемый отделом материалов штата Флорида. Профилировщик представляет собой серо-серебристую коробку, прикрепленную к переднему бамперу.

Рис. 9. Блок интегрированного анализа ARAN от Roadware.

Обзор измерительных устройств

Обзор наиболее часто используемых устройств сбора данных о шероховатости, их принципов измерения, относительных затрат, относительных степеней точности, а также текущего и прогнозируемого будущего использования содержится в таблице 2.

Таблица 2. Оборудование для сбора данных о шероховатости (из FHWA, 1989 [4]

Сноски    (↵ возвращается к тексту)

  1. Международный индекс шероховатости . Веб-страница с домашней страницы дорожной шероховатости: http:// www.umtri.umich.edu/erd/roughness/iri.html). По состоянию на 4 октября 2001 года. Совет по исследованиям автомобильных дорог, Национальная академия наук, Вашингтон, округ Колумбия↵
  2. Отношения между IRI и PSR.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *