Ф 313 – Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран) » Военное обозрение

alexxlab | 03.08.2019 | 1 | Разное

Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран) » Военное обозрение

Несмотря на известные трудности, иранская оборонная промышленность продолжает заниматься новыми проектами вооружения и военной техники. Несколько дней назад Иран рассказал о своих новых успехах в деле создания перспективных боевых самолетов. После нескольких лет предварительных проверок и доводок на испытания вновь был подан опытный образец перспективного истребителя Qaher F-313. В будущем эта машина должна будет пойти в серию и оказать самое заметное влияние на состояние парка техники военно-воздушных сил.

Создание нового проекта с официальным обозначением Qaher F-313 (также используются альтернативные названия Qaher-313, Q-313 и т.д.) стартовало не позже начала текущего десятилетия. Как и все другие перспективные иранские программы, работы по созданию перспективного самолета до определенного времени осуществлялись с соблюдением секретности. О существовании проекта было объявлено только 1 февраля 2013 года – одновременно с первым публичным показом опытного самолета. В дальнейшем машину, предположительно, передали на испытания, и в течение длительного времени какие-либо достоверные новости о ней не поступали.



Второй прототип истребителя F-313. Фото Tasnimnews.com

В начале марта 2017 года министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан впервые за долгое время огласил новые сведения о перспективном проекте. Согласно официальной информации, по результатам испытаний и доводки предыдущего образца проект готов перейти в новую стадию. В самом ближайшем будущем планировалось начать летные испытания перспективной машины F-313. Итогом всех необходимых работ станет серийное производство легких истребителей, пригодных для решения боевых и учебных задач.

Через несколько недель были опубликованы новые данные. Более того, к очередному пресс-релизу иранские военные приложили видеосъемку с проводящихся испытаний. Как сообщается, 15 апреля опытный образец Qaher F-313 впервые вышел на взлетно-посадочную полосу, где выполнил несколько пробежек с разными скоростями. Очевидно, что в ходе таких испытаний летчик проверял поведение машины на земле, как на рулении, так и при разбеге. Показав приемлемые характеристики, опытный самолет сможет получить разрешение на полноценные полеты.


Первый опытный образец в ходе публичной демонстрации 2013 г. Фото Globalsecurity.org

Следует отметить, что незадолго до официальной «премьеры» иранского самолета в зарубежных профильных изданиях появились нечеткие фотографии некоего летательного аппарата, который, как вскоре выяснилось, был подозрительно похож на новый F-313. Кроме того, публиковалось видео схожего плохого качества. Исходя из имеющихся данных, был сделан вывод о строительстве и испытаниях некоторого количества макетных образцов уменьшенных размеров. Именно они летали и показывали жизнеспособность оригинальных идей иранских конструкторов. Полноценные прототипы самолета были построены позже, и, насколько известно, до сих пор ни разу не поднимались в воздух.

Примечательно, что сразу после первой публичной демонстрации перспективный иранский истребитель подвергся резкой критике со стороны зарубежных специалистов и любителей авиации. Ряд специфических черт показанной машины заставлял сомневаться в том, что это был полноценный опытный образец. Недостаточные размеры кабины, специфические элементы внешнего оборудования, малые габариты хвостовой части фюзеляжа и отсутствие сопла могли намекать на то, что иранская промышленность представила лишь макет в сокращенной комплектации. Исходя из этого предположения, делался вывод об отсутствии ряда требуемых агрегатов и, как минимум, временной неспособности Ирана построить желаемый самолет.


Проекции первого прототипа. Рисунок Wikimedia Commons

В апреле 2017 года на испытания был выведен новый опытный образец с иной комплектацией и заметно измененным обликом. Авторы проекта за несколько последних лет заметным образом переработали существующий проект с понятными последствиями. Необходимость и правильность подобных доработок уже была подтверждена наземными испытаниями. В дальнейшем машина должна быть поднята в воздух.

По имеющимся данным, проект перспективного истребителя Qaher F-313 был разработан Иранской организацией авиационной промышленности при самом активном содействии военно-воздушных сил. Задачей проекта было создание легкого многоцелевого истребителя, отличающегося малозаметностью для средств обнаружения противника. Также предполагалось максимально упростить эксплуатацию техники и обеспечить взлет и посадку на короткие полосы. Следовало дать самолету возможность нанесения ударов по наземным целям с выходом в район выполнения боевой задачи на минимальных высотах.

Подобные требования привели к формированию необычного облика машины. Для получения малозаметности для РЛС противника и приемлемых летных данных на всех режимах иранским инженерам пришлось разработать оригинальный планер, благодаря которому F-313 серьезно отличается от других современных малозаметных самолетов. Кроме того, специфическое влияние на машину оказало желание заказчика получить истребитель легкого класса. Для выполнения таких требований самолет пришлось делать компактным, что привело к сокращению полезных объемов внутри планера.



Носовая часть и кабина первого прототипа. Фото Globalsecurity.org

С целью получения требуемых характеристик и возможностей для нового иранского истребителя был создан оригинальный планер, построенный по схеме «утка» с интегральной компоновкой. Интересной особенностью планера является использование большого числа прямолинейных и незначительно изогнутых поверхностей, сопрягаемых под разными углами, что является одним из основных способов снижения заметности за счет отражения электромагнитных волн.

Проектом предлагается использование фюзеляжа с носовым обтекателем малого размера, плавно переходящим в более крупную носовую часть фюзеляжа с кабиной пилота. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа имеют общую грань, плавно переходящую в кромку переднего горизонтального оперения. Над наплывом оперения размещается воздухозаборник многоугольной формы. Расширенная хвостовая часть фюзеляжа также служит основанием для крыла. Возле хвостового среза фюзеляж сужается и образует обтекатель двух сопел двигателей.


Хвостовая часть фюзеляжа и сопло двигателя. Первый прототип должен был оснащаться только одним двигателем. Фото Globalsecurity.org

Схема «утка» подразумевает нестандартную аэродинамическую компоновку машины. При этом плоскости самолета Qaher F-313 получили несколько интересных особенностей. Со сдвигом к центральной части фюзеляжа, позади кабины и воздухозаборников, находятся плоскости переднего горизонтального оперения. ПГО выполнено в виде треугольного стреловидного стабилизатора с подвижным рулем на задней кромке. Интересной особенностью иранского проекта является применение Л-образной задней кромки руля. По-видимому, такая форма руля позволила получить требуемое рассеивание сигналов РЛС противника.

В хвостовой части самолета находится крыло не менее интересной конструкции. Его корневая часть отличается малым удлинением, большой стреловидностью и ломаной задней кромкой. Предусматривается использование законцовок большой площади, установленных с наклоном вниз. Задняя кромка центроплана оснащается парой элевонов.


Кабина первого прототипа. Фото Globalsecurity.org

На верхней поверхности фюзеляжа, непосредственно рядом с корневой частью крыла располагаются два киля. В очередной раз используется конструкция со стреловидной передней кромкой и задним срезом, образованным двумя прямым линиями. Кили оснащаются рулями направления большой площади.

Первый прототип самолета F-313, представленный несколько лет назад, имел только одно сопло двигателя, помещенное в хвосте фюзеляжа и сбоку прикрытое дополнительными обтекателями. Обновленный вариант проекта получил иную силовую установку с двумя двигателями. Класс и тип двигателей неизвестны. Согласно разным оценкам и предположениям, истребитель может комплектоваться иранскими копиями турбореактивных двигателей американской разработки. Кроме того, пока нельзя исключать возможность применения изделий, созданных в Иране, в том числе на базе зарубежных. Отсутствие точных данных о двигателях, среди прочего, не позволяет оценить летные качества машины.

Реактивные газы от двигателей выводятся через сопла в хвосте фюзеляжа. При этом, судя по виду хвоста, двигатели могут быть сдвинуты внутрь фюзеляжа и оснащены дополнительными трубами, выводящими газы наружу. Естественно, при такой схеме исключается использование поворотных сопел с управлением вектором тяги. В то же время, выход газов через специальные трубы в определенной мере снижает заметность самолета в инфракрасном диапазоне.


Общий вид второго опытного F-313, 15 апреля 2017 г. Фото Tasnimnews.com

Состав бортового оборудования неизвестен. По-видимому, самолет должен получить радиолокационную станцию и полный набор систем, необходимых для пилотирования. Ранее появлялась информация о применении жесткой проводки управления и отсутствия электродистанционной системы. Такой способ контроля рулей используется в связи с высокой устойчивостью истребителя в полете. Важной особенностью второго прототипа F-313, отличающей его от показанной в 2013 году машины, является наличие блока оптико-электронной аппаратуры. Сферический корпус этого устройства помещается на днище фюзеляжа, непосредственно за носовым обтекателем. Вероятно, эта аппаратура должна использоваться при нанесении ударов по наземным объектам.

Самолет имеет трехточечное шасси с носовой стойкой, помещенной под кабиной пилота. Уборка производится внутрь фюзеляжа поворотом вперед. Основные стойки размещены на бортах фюзеляжа, на уровне передней кромки центроплана. Ниши для уборки основных стоек с более крупными колесами находятся в бортах фюзеляжа. Все створки ниш шасси имеют характерные зубчатые кромки, снижающие заметность самолета.


Кабина пилота. Фото Tasnimnews.com

Управлять машиной должен единственный пилот, находящийся в передней кабине. В связи с малыми размерами самолет получил прозрачный фонарь большого размера. Кроме того, из-за специфических габаритов машины рабочее место пилота располагается достаточно высоко и обеспечивает хороший обзор окружающего пространства. Летчика защищает фонарь, состоящий из козырька и беспереплетной крупной основной части. Пилот располагается в катапультном кресле и имеет все необходимые органы управления. Первый прототип имел т.н. стеклянную кабину с максимально возможным использованием жидкокристаллических дисплеев.

Точные данные о возможностях нового иранского самолета с точки зрения транспортировки и применения вооружения пока отсутствуют. Ранее упоминалось, что он сможет поднимать в воздух до 1800 кг полезной нагрузки. В теории это позволяет многоцелевому истребителю нести ракеты и бомбы различных типов. Возможно применение 6-8 ракет «воздух-воздух» малой или средней дальности. Для уничтожения наземных целей могут использоваться бомбы и ракеты различных типов. По-видимому, именно для их применения самолет Qaher F-313 получил оптико-электронное оборудование.


Обновленная конструкция сопел. Фото Tasnimnews.com

Оценки боевых возможностей истребителя пока затруднены. Дело в том, что на имеющихся фотографиях опытная машина не оснащена пилонами для оружия под крылом и фюзеляжем. При этом ее размеры и предполагаемые габариты внутренних агрегатов почти не оставляют места для размещения внутренних грузоотсеков. Некоторые свободные объемы могут находиться под воздухозаборниками, однако их использование в качестве отсеков для оружия может негативно сказаться на запасе топлива.

Основные характеристики перспективного самолета пока не раскрывались. По понятным причинам, Иран никогда не торопится публиковать основные сведения о своих новых разработках. Кроме того, причиной подобного молчания могут быть некоторые специфические особенности проекта. Еще в 2013 году многие специалисты авиационной сферы посчитали представленный прототип обычным макетом, предназначенным только для демонстрации на стоянке. Тогда же был сформирован список претензий, не позволяющих считать показанный F-313 настоящей летной машиной.


Носовая часть крупным планом. Фото Tasnimnews.com

Поводом для сомнений стали малые габариты самолета, а также отсутствие сведений о наличии у Ирана легких и компактных турбореактивных двигателей. Также в контексте размеров техники не без сомнений рассматривалась компоновка носовой части фюзеляжа и кабины. При внимательном рассмотрении оборудования последней было установлено, что прототип получил приборы, используемые на гражданских легких самолетах. Множество споров в свое время вызвал необычный аэродинамический облик истребителя.

Как показывают новые материалы по проекту Qaher F-313, за прошедшие годы Иранская организация авиационной промышленности успела собрать необходимые данные и переработать самолет с целью получения приемлемых характеристик. Самые заметные изменения коснулись силовой установки. Вместо одного двигателя теперь используются два, что повлекло за собой переработку фюзеляжа. Также понадобилось изменить форму воздухозаборников, увеличив их площадь. Появились новые элементы радиоэлектронного оборудования. Вероятно, имели место и различные изменения конструкции планера, связанные с установкой новых агрегатов и совершенствованием машины.

К настоящему времени иранская авиационная промышленность успела построить только два опытных образца перспективного многоцелевого истребителя. Первый, представленный в 2013 году, использовался только для демонстрации публике и, насколько известно, не участвовал в летных испытаниях. Не так давно на аэродром был выведен второй прототип, предназначенный для проведения различных требуемых проверок. 15 апреля эта машина впервые выполнила руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Как сообщалось ранее, самолет уже готов к летным испытаниям. Этот этап проверок может начаться в самое ближайшее время.


Самолет на рулении. Фото Tasnimnews.com

На данный момент иранский проект Qaher F-313 смотрится неоднозначно. Представленная машина отличается необычным внешним видом и, вероятно, имеет специфические характеристики. Кроме того, остаются актуальными ранее высказанные претензии к габаритам машины, способным негативно сказаться на летных данных и боевых качествах. Вопрос заметности самолета для современных средств обнаружения так же пока не имеет ответа и может быть поводом для длительных споров. К примеру, пока до конца не ясно, смогут ли необычные обводы планера снизить заметность и не ухудшить летные данные машины.

Тем не менее, нельзя не признать, что в последние годы Иранской организации авиационной промышленности удалось получить определенные результаты. Первый прототип (или макет) F-313 мог только присутствовать в статических экспозициях, но вторая машина уже способна, как минимум, самостоятельно перемещаться по аэродрому. По всей видимости, авторам проекта и летчикам-испытателям удастся провести летные испытания и собрать необходимые данные.

Дальнейшее будущее истребителя, как и некоторые аспекты нынешнего состояния проекта, остается тайной. Самолет имеет все шансы пройти стадию испытаний и поступить в серийное производство, после чего начнет заменять технику устаревших типов. При этом с такой же уверенностью можно предполагать, что при проверках будут выявлены серьезные недостатки, из-за которых истребитель F-313 никогда не сможет завершить испытания. Пока обе эти версии имеют право на жизнь, и только практика покажет, какая из них в большей мере соответствует действительности. В то же время, вне зависимости от конечных результатов, нынешний проект наглядно показывает желание Ирана развивать свою военную авиацию, а также подтверждает наличие возможностей к его реализации.

По материалам сайтов:
https://theaviationist.com/
https://defence.ru/
http://aviationanalysis.net/
http://flightglobal.com/
http://i-mash.ru/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://nationalinterest.org/
http://defence-blog.com/

topwar.ru

Иран показал новый истребитель Qaher-313, неспособный летать

В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее, показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в собственной способности к полету.

Иранская версия

Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад на презентации Qaher-313

Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.

По словам Вахиди, Qaher-313 построен из высокотехнологичных материалов, имеет передовое бортовое радиоэлектронное оборудование и способен применять высокоточные типы боеприпасов иранской разработки. Кроме того, самолет может выполнять взлет и посадку с очень коротких взлетно-посадочных полос. Как передает иранское агентство Press TV, Qaher-313 напоминает американский истребитель F-5E/F Tiger II (в чем заключается сходство, не уточняется), но по своим возможностям соответствует F/A-18 Hornet. Судя по кадрам иранского телевидения, самолет уже существует в виде летного прототипа, проходящего интенсивные испытания в воздухе.

По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».

Взгляд со стороны

Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Pray и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Pray строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолетом, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.

От Bird of Pray Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30%.

Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.

Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.

«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.

Boeing Bird of Prey

Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.

Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.

North American Aviation XB-70 Valkyrie

Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации.

Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.

Выводы

В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.

Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.

За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».

/Василий Сычев, lenta.ru/

army-news.ru

Детальный анализ нового истребителя невидимки Ирана "Qaher 313" » Военное обозрение

1 февраля 2013-го года Иран представил истребитель собственной разработки под названием "Qaher 313".
Прототип Q-313 (или F-313 в соответствии с шаблонами применяемыми к воздушным судам) был официально представлен президенту Махмуду Ахмадинежаду, а также публике на церемонии, приуроченной к празднованию годовщины Исламской революции 1979-го года.

Ранее министр обороны Ирана бригадный генерал Ахмад Вахиди заявил: "Этот самолет будет отличаться от других истребителей созданных Ираном".

Действительно, на основе первых фотографий распространенных новостным агентством Fars, можно сделать вывод что новый малозаметный реактивный самолет имеет очень своеобразный дизайн. Изломленные формы самолета напоминают американский F-22, а симметричная форма хвоста напоминает F-35 Lightning II.

Q-313 имеет большие, по-видимому, фиксированные крылья по схеме "утки" и маленькие крылья, внешние части которых скошены вниз.
Материал фонаря не совсем понятен (судя по прозрачности похож на оргстекло или что-то вроде этого).

Оснащение кабины выглядит очень простым (следует отметить отсутствие проводки за приборной панелью и наличие нескольких приборов, присущих небольшим частным самолетам ...).

Носовая часть настолько мала, что почти не располагает местом для размещения радара.
Воздухозаборники чрезвычайно малы для боевого самолета и больше подходят для БПЛА, а конструкция сопла такова, что горячие выхлопы могут расплавить сам самолет.

Однако прежде всего, самолет ну очень маленький.

Посмотрите на следующее изображение, показывающее иранского офицера в катапультируемом кресле в кабине самолета. Он выглядит, будто находится в миниатюрном самолете.

Подводя итог: форма самолета интересна, содержит некоторые новаторские функции, однако представленный 1 февраля 2013-го года Q-313, выглядит не более чем большим макетом (моделью) самолета (не достаточно большим, чтобы разместить настоящего пилота ....).

Существует видео, якобы показывающие Q-313 в воздухе.

Видеозапись вызывает некоторые подозрения, так как представленный самолет больше похож на радиоуправляемую модель, чем на современный реактивный истребитель. Более того, как правильно некоторые заметили, что если бы самолет на самом деле летал, то Иран непременно опубликовал бы запись взлета и посадки самолета.

topwar.ru

Иранский перспективный истребитель Qaher F-313

Несмотря на известные трудности, иранская оборонная промышленность продолжает заниматься новыми проектами вооружения и военной техники. Несколько дней назад Иран рассказал о своих новых успехах в деле создания перспективных боевых самолетов. После нескольких лет предварительных проверок и доводок на испытания вновь был подан опытный образец перспективного истребителя Qaher F-313. В будущем эта машина должна будет пойти в серию и оказать самое заметное влияние на состояние парка техники военно-воздушных сил.

Создание нового проекта с официальным обозначением Qaher F-313 (также используются альтернативные названия Qaher-313, Q-313 и т.д.) стартовало не позже начала текущего десятилетия. Как и все другие перспективные иранские программы, работы по созданию перспективного самолета до определенного времени осуществлялись с соблюдением секретности. О существовании проекта было объявлено только 1 февраля 2013 года – одновременно с первым публичным показом опытного самолета. В дальнейшем машину, предположительно, передали на испытания, и в течение длительного времени какие-либо достоверные новости о ней не поступали.

Второй прототип истребителя F-313.

В начале марта 2017 года министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан впервые за долгое время огласил новые сведения о перспективном проекте. Согласно официальной информации, по результатам испытаний и доводки предыдущего образца проект готов перейти в новую стадию. В самом ближайшем будущем планировалось начать летные испытания перспективной машины F-313. Итогом всех необходимых работ станет серийное производство легких истребителей, пригодных для решения боевых и учебных задач.

Через несколько недель были опубликованы новые данные. Более того, к очередному пресс-релизу иранские военные приложили видеосъемку с проводящихся испытаний. Как сообщается, 15 апреля опытный образец Qaher F-313 впервые вышел на взлетно-посадочную полосу, где выполнил несколько пробежек с разными скоростями. Очевидно, что в ходе таких испытаний летчик проверял поведение машины на земле, как на рулении, так и при разбеге. Показав приемлемые характеристики, опытный самолет сможет получить разрешение на полноценные полеты.

Первый опытный образец в ходе публичной демонстрации 2013 г.

Следует отметить, что незадолго до официальной «премьеры» иранского самолета в зарубежных профильных изданиях появились нечеткие фотографии некоего летательного аппарата, который, как вскоре выяснилось, был подозрительно похож на новый F-313. Кроме того, публиковалось видео схожего плохого качества. Исходя из имеющихся данных, был сделан вывод о строительстве и испытаниях некоторого количества макетных образцов уменьшенных размеров. Именно они летали и показывали жизнеспособность оригинальных идей иранских конструкторов. Полноценные прототипы самолета были построены позже, и, насколько известно, до сих пор ни разу не поднимались в воздух.

Примечательно, что сразу после первой публичной демонстрации перспективный иранский истребитель подвергся резкой критике со стороны зарубежных специалистов и любителей авиации. Ряд специфических черт показанной машины заставлял сомневаться в том, что это был полноценный опытный образец. Недостаточные размеры кабины, специфические элементы внешнего оборудования, малые габариты хвостовой части фюзеляжа и отсутствие сопла могли намекать на то, что иранская промышленность представила лишь макет в сокращенной комплектации. Исходя из этого предположения, делался вывод об отсутствии ряда требуемых агрегатов и, как минимум, временной неспособности Ирана построить желаемый самолет.

Проекции первого прототипа.

В апреле 2017 года на испытания был выведен новый опытный образец с иной комплектацией и заметно измененным обликом. Авторы проекта за несколько последних лет заметным образом переработали существующий проект с понятными последствиями. Необходимость и правильность подобных доработок уже была подтверждена наземными испытаниями. В дальнейшем машина должна быть поднята в воздух.

По имеющимся данным, проект перспективного истребителя Qaher F-313 был разработан Иранской организацией авиационной промышленности при самом активном содействии военно-воздушных сил. Задачей проекта было создание легкого многоцелевого истребителя, отличающегося малозаметностью для средств обнаружения противника. Также предполагалось максимально упростить эксплуатацию техники и обеспечить взлет и посадку на короткие полосы. Следовало дать самолету возможность нанесения ударов по наземным целям с выходом в район выполнения боевой задачи на минимальных высотах.

Подобные требования привели к формированию необычного облика машины. Для получения малозаметности для РЛС противника и приемлемых летных данных на всех режимах иранским инженерам пришлось разработать оригинальный планер, благодаря которому F-313 серьезно отличается от других современных малозаметных самолетов. Кроме того, специфическое влияние на машину оказало желание заказчика получить истребитель легкого класса. Для выполнения таких требований самолет пришлось делать компактным, что привело к сокращению полезных объемов внутри планера.

Носовая часть и кабина первого прототипа.

С целью получения требуемых характеристик и возможностей для нового иранского истребителя был создан оригинальный планер, построенный по схеме «утка» с интегральной компоновкой. Интересной особенностью планера является использование большого числа прямолинейных и незначительно изогнутых поверхностей, сопрягаемых под разными углами, что является одним из основных способов снижения заметности за счет отражения электромагнитных волн.

Проектом предлагается использование фюзеляжа с носовым обтекателем малого размера, плавно переходящим в более крупную носовую часть фюзеляжа с кабиной пилота. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа имеют общую грань, плавно переходящую в кромку переднего горизонтального оперения. Над наплывом оперения размещается воздухозаборник многоугольной формы. Расширенная хвостовая часть фюзеляжа также служит основанием для крыла. Возле хвостового среза фюзеляж сужается и образует обтекатель двух сопел двигателей.

Хвостовая часть фюзеляжа и сопло двигателя. Первый прототип должен был оснащаться только одним двигателем.

Схема «утка» подразумевает нестандартную аэродинамическую компоновку машины. При этом плоскости самолета Qaher F-313 получили несколько интересных особенностей. Со сдвигом к центральной части фюзеляжа, позади кабины и воздухозаборников, находятся плоскости переднего горизонтального оперения. ПГО выполнено в виде треугольного стреловидного стабилизатора с подвижным рулем на задней кромке. Интересной особенностью иранского проекта является применение Л-образной задней кромки руля. По-видимому, такая форма руля позволила получить требуемое рассеивание сигналов РЛС противника.

В хвостовой части самолета находится крыло не менее интересной конструкции. Его корневая часть отличается малым удлинением, большой стреловидностью и ломаной задней кромкой. Предусматривается использование законцовок большой площади, установленных с наклоном вниз. Задняя кромка центроплана оснащается парой элевонов.

Кабина первого прототипа.

На верхней поверхности фюзеляжа, непосредственно рядом с корневой частью крыла располагаются два киля. В очередной раз используется конструкция со стреловидной передней кромкой и задним срезом, образованным двумя прямым линиями. Кили оснащаются рулями направления большой площади.

Первый прототип самолета F-313, представленный несколько лет назад, имел только одно сопло двигателя, помещенное в хвосте фюзеляжа и сбоку прикрытое дополнительными обтекателями. Обновленный вариант проекта получил иную силовую установку с двумя двигателями. Класс и тип двигателей неизвестны. Согласно разным оценкам и предположениям, истребитель может комплектоваться иранскими копиями турбореактивных двигателей американской разработки. Кроме того, пока нельзя исключать возможность применения изделий, созданных в Иране, в том числе на базе зарубежных. Отсутствие точных данных о двигателях, среди прочего, не позволяет оценить летные качества машины.

Реактивные газы от двигателей выводятся через сопла в хвосте фюзеляжа. При этом, судя по виду хвоста, двигатели могут быть сдвинуты внутрь фюзеляжа и оснащены дополнительными трубами, выводящими газы наружу. Естественно, при такой схеме исключается использование поворотных сопел с управлением вектором тяги. В то же время, выход газов через специальные трубы в определенной мере снижает заметность самолета в инфракрасном диапазоне.

Общий вид второго опытного F-313, 15 апреля 2017 г.

Состав бортового оборудования неизвестен. По-видимому, самолет должен получить радиолокационную станцию и полный набор систем, необходимых для пилотирования. Ранее появлялась информация о применении жесткой проводки управления и отсутствия электродистанционной системы. Такой способ контроля рулей используется в связи с высокой устойчивостью истребителя в полете. Важной особенностью второго прототипа F-313, отличающей его от показанной в 2013 году машины, является наличие блока оптико-электронной аппаратуры. Сферический корпус этого устройства помещается на днище фюзеляжа, непосредственно за носовым обтекателем. Вероятно, эта аппаратура должна использоваться при нанесении ударов по наземным объектам.

Самолет имеет трехточечное шасси с носовой стойкой, помещенной под кабиной пилота. Уборка производится внутрь фюзеляжа поворотом вперед. Основные стойки размещены на бортах фюзеляжа, на уровне передней кромки центроплана. Ниши для уборки основных стоек с более крупными колесами находятся в бортах фюзеляжа. Все створки ниш шасси имеют характерные зубчатые кромки, снижающие заметность самолета.

Кабина пилота.

Управлять машиной должен единственный пилот, находящийся в передней кабине. В связи с малыми размерами самолет получил прозрачный фонарь большого размера. Кроме того, из-за специфических габаритов машины рабочее место пилота располагается достаточно высоко и обеспечивает хороший обзор окружающего пространства. Летчика защищает фонарь, состоящий из козырька и беспереплетной крупной основной части. Пилот располагается в катапультном кресле и имеет все необходимые органы управления. Первый прототип имел т.н. стеклянную кабину с максимально возможным использованием жидкокристаллических дисплеев.

Точные данные о возможностях нового иранского самолета с точки зрения транспортировки и применения вооружения пока отсутствуют. Ранее упоминалось, что он сможет поднимать в воздух до 1800 кг полезной нагрузки. В теории это позволяет многоцелевому истребителю нести ракеты и бомбы различных типов. Возможно применение 6-8 ракет «воздух-воздух» малой или средней дальности. Для уничтожения наземных целей могут использоваться бомбы и ракеты различных типов. По-видимому, именно для их применения самолет Qaher F-313 получил оптико-электронное оборудование.

Обновленная конструкция сопел.

Оценки боевых возможностей истребителя пока затруднены. Дело в том, что на имеющихся фотографиях опытная машина не оснащена пилонами для оружия под крылом и фюзеляжем. При этом ее размеры и предполагаемые габариты внутренних агрегатов почти не оставляют места для размещения внутренних грузоотсеков. Некоторые свободные объемы могут находиться под воздухозаборниками, однако их использование в качестве отсеков для оружия может негативно сказаться на запасе топлива.

Основные характеристики перспективного самолета пока не раскрывались. По понятным причинам, Иран никогда не торопится публиковать основные сведения о своих новых разработках. Кроме того, причиной подобного молчания могут быть некоторые специфические особенности проекта. Еще в 2013 году многие специалисты авиационной сферы посчитали представленный прототип обычным макетом, предназначенным только для демонстрации на стоянке. Тогда же был сформирован список претензий, не позволяющих считать показанный F-313 настоящей летной машиной.

Носовая часть крупным планом.

Поводом для сомнений стали малые габариты самолета, а также отсутствие сведений о наличии у Ирана легких и компактных турбореактивных двигателей. Также в контексте размеров техники не без сомнений рассматривалась компоновка носовой части фюзеляжа и кабины. При внимательном рассмотрении оборудования последней было установлено, что прототип получил приборы, используемые на гражданских легких самолетах. Множество споров в свое время вызвал необычный аэродинамический облик истребителя.

Как показывают новые материалы по проекту Qaher F-313, за прошедшие годы Иранская организация авиационной промышленности успела собрать необходимые данные и переработать самолет с целью получения приемлемых характеристик. Самые заметные изменения коснулись силовой установки. Вместо одного двигателя теперь используются два, что повлекло за собой переработку фюзеляжа. Также понадобилось изменить форму воздухозаборников, увеличив их площадь. Появились новые элементы радиоэлектронного оборудования. Вероятно, имели место и различные изменения конструкции планера, связанные с установкой новых агрегатов и совершенствованием машины.

К настоящему времени иранская авиационная промышленность успела построить только два опытных образца перспективного многоцелевого истребителя. Первый, представленный в 2013 году, использовался только для демонстрации публике и, насколько известно, не участвовал в летных испытаниях. Не так давно на аэродром был выведен второй прототип, предназначенный для проведения различных требуемых проверок. 15 апреля эта машина впервые выполнила руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Как сообщалось ранее, самолет уже готов к летным испытаниям. Этот этап проверок может начаться в самое ближайшее время.

Самолет на рулении.

На данный момент иранский проект Qaher F-313 смотрится неоднозначно. Представленная машина отличается необычным внешним видом и, вероятно, имеет специфические характеристики. Кроме того, остаются актуальными ранее высказанные претензии к габаритам машины, способным негативно сказаться на летных данных и боевых качествах. Вопрос заметности самолета для современных средств обнаружения так же пока не имеет ответа и может быть поводом для длительных споров. К примеру, пока до конца не ясно, смогут ли необычные обводы планера снизить заметность и не ухудшить летные данные машины.

Тем не менее, нельзя не признать, что в последние годы Иранской организации авиационной промышленности удалось получить определенные результаты. Первый прототип (или макет) F-313 мог только присутствовать в статических экспозициях, но вторая машина уже способна, как минимум, самостоятельно перемещаться по аэродрому. По всей видимости, авторам проекта и летчикам-испытателям удастся провести летные испытания и собрать необходимые данные.

Дальнейшее будущее истребителя, как и некоторые аспекты нынешнего состояния проекта, остается тайной. Самолет имеет все шансы пройти стадию испытаний и поступить в серийное производство, после чего начнет заменять технику устаревших типов. При этом с такой же уверенностью можно предполагать, что при проверках будут выявлены серьезные недостатки, из-за которых истребитель F-313 никогда не сможет завершить испытания. Пока обе эти версии имеют право на жизнь, и только практика покажет, какая из них в большей мере соответствует действительности. В то же время, вне зависимости от конечных результатов, нынешний проект наглядно показывает желание Ирана развивать свою военную авиацию, а также подтверждает наличие возможностей к его реализации.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Иран пытается обмануть мир своим новым истребителем Qaher F-313 — Военный информатор

Qaher F-313

1 февраля 2013-го года Иран представил истребитель собственной разработки под названием «Qaher 313».
Прототип Q-313 (или F-313 в соответствии с шаблонами применяемыми к воздушным судам) был официально представлен президенту Махмуду Ахмадинежаду, а также публике на церемонии, приуроченной к празднованию годовщины Исламской революции 1979-го года.

Заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о том, что инженерам Исламской республики удалось самостоятельно разработать самолет по технологии «Стелс», вызвали усмешку.

Прежде всего, эксперты обратили внимание на кабину пилота — фонарь из плексигласа и простенькая панель приборов выдают подделку, заявил глава центра космических исследований Института Фишера Таль Инбар.

По его мнению, цель демонстрации «новейшей разработки» — прежде всего, пропагандистская. А сам «передовой истребитель» — странная смесь элементов американских F-35, F-117 и БПЛА X-36.

Более подробный анализ можно найти на сайте The Aviationist, комментатор которого Дэвид Сенсиотти также усомнился в обоснованности претензий иранского руководства на создание адекватного ответа американским ВВС, сообщает NEWSru Israel. Он отметил, что фонарь пилотской кабины, судя по всему, изготовлен из стекловолокна, а приборная панель более соответствует самолету малой авиации, а не современному истребителю-перехватчику.

Сенсиотти считает, что истребитель спешно переделали из беспилотника. В кабине едва хватает места для летчика, а носовой отсек слишком мал и не годится для размещения радарной установки. Как пишет Сенсиотти, воздухозаборники турбины также недостаточно велики для боевого самолета и больше подходят для БПЛА. А конструкция сопла такова, что горячие выхлопы могут просто расплавить самолет.

Вывод, к которому приходит эксперт, однозначен: речь идет о модели самолета, недостаточно большой, чтобы вместить пилота. Видеозапись полета указывает, что это радиоуправляемая модель.

 

Источники:

1. Эксперты назвали новый истребитель Ирана фальшивкой

 

Похожие новости:

military-informant.com

Загадочный истребитель пятого поколения Qaher F-313 вновь засветился в Сети

Сегодня любая страна, рассчитывающая на статус военной державы, обязана обладать передовым вооружением. И истребительная авиация пятого поколения  — яркий показатель прогресса той или иной армии.

На данный момент собственными серьезными наработками в этой области располагают лишь США и Россия. При этом, несмотря на то, что в Америке первые «пятерки» появились еще 10 лет назад, о реальной боеготовности конечного продукта стоит говорить лишь сегодня. В РФ также на текущий год запланирован запуск серийного производства представителя нового поколения Т-50.

В большей степени к России и США подобрался Китай, не единожды поднимавший в воздух прототипы истребителей пятого поколения. В меньшей — Япония, Индия и Иран, также разрабатывающие собственные «пятерки», находящиеся на разных стадиях ОКР.

При этом интереснейшим и, наверно, самым загадочным из них стал иранский проект истребителя пятого поколения Qaher F-313, впервые показанный публике 1 февраля 2013-го года. С тех пор о самолете ходило множество разговоров, а некоторые эксперты полагали, что программа Ирана застопорилась.

Похоже, они ошибались. Накануне истребитель Qaher F-313 засветился вновь. Фото транспортировки самолета просочились на просторы глобальной Сети.

Пока неизвестно, сколько прототипов истребителей произведено в Иране, но факт остается фактом – программа разработки собственной «пятерки» не свернулась и идет полным ходом. При этом, скорее всего, до логического завершения проекта достаточно далеко, поскольку обладай Тегеран приближенным к боевому прототипом, официальные иранские СМИ непременно показали бы испытания. Да так, чтоб США и их «союзники» в регионе увидели Qaher F-313 во всей красе.

Автор: Александр Василевский

Источник фото: imgur.com

politpuzzle.ru

Иранский истребитель «Кахер-313»

Технические возможности оборонно-промышленного комплекса Ирана, в частности в военно-воздушной сфере, длительное время ограничивались ремонтом самолетов, да и не капитальным.

Однако после исламской революции, когда страны Запада ввели эмбарго на поставку военной техники Ирану, различные военно-исследовательские центры ИРИ занялись разработкой истребителей нового поколения. Истребитель «Кахер-313» фактически является еще одним признаком прогресса авиастроительной промышленности Ирана в плане противоборства новым воздушным угрозам, которые проистекают из принципов, преобладающих в сегодняшней теории воздушного превосходства. Так, Турция в качестве одного из членов НАТО и сионистский режим в качестве главного военного союзника США в регионе в недалеком будущем получать в свое распоряжение одномоторные истребители Ф-35, после чего Ирану придется иметь дело с двумя военными державами, имеющими в своем распоряжении самолеты-невидимки. А это ничего хорошего не сулит. Первое, что привлекает внимание во внешнем виде истребителя «Кахер-313», это стремление разработчиков максимально уменьшить радиолокационное сечение самолета. В соответствии с этим принципом, в конструкции истребителя использованы острые углы, разбросанные в разные стороны, что сводить к минимуму отражающие радарные волны плоскости. Также, возможности нести оружие во внутренних полостях помогает минимизировать радиолокационную заметность самолета. В истребителе «Кахер-313» использованы передние остроугольные крылья (канарды) . И хотя канарды несколько увеличивают заметность самолета, разработчики были вынуждены добиваться равновесия между малозаметностью и маневренностью истребителя. В числе других особенностей нового иранского истребителя следует выделить каплеобразный нос с кабиной пилота, во многом похожий на американский Ф-22 «Рэптор» и российский ПАК-Фа. Также следует отметить сокращение радарного сечения воздухозаборника двигателя, по аналогии с другим американским бомбардировщиком Ф-117 «Найтхок». На «Кахере-313» впервые в конструкции самолета с радарной малозаметностью воздухозаборники расположены в верхней части фюзеляжа и чуть выдвинуты вперед. Многочисленные компьютерные моделирования показали, что в такой конструкции воздухозаборника практически погашаются все радиоволны, которые могут отразиться от поверхности. Использование передних крыльев (канардов) в «Кахер-313» не имеет аналогов ни в одном истребителе западного или восточного производства в арсенале ВВС ИРИ. Канарды существенно увеличивают маневренность машины и, к тому же, лучше распределяют потоки воздуха, улучшая функционирование истребителя в целом. Помимо самого факта создания такого истребителя, авиационная промышленность Ирана получила ценный опыт разработки самолетов с применением технологий радиолокационной малозаметности. Следует заметить, что, хотя самолеты-невидимки разрабатываются уже более двух десятилетий, такой опыт имеется не у всех ведущих держав. Даже Китай получил аналогичный опыт после того, как потерпевший в Сербии американский бомбардировщик-невидимка Ф-117 был передан китайским специалистам. «Кахер-313» оснащен одним двигателем, расположенным в глубине фюзеляжа, и, хотя по сравнению с двухмоторным Ф-22 одномоторный истребитель обладает меньшей живучестью, у него и свои преимущества, в том числе повышенная маневренность и способность действовать на сверхмалых высотах. Новейший иранский истребитель также оснащен многофункциональным цифровым дисплеем типа Heads-up, который выводит всю необходимую информацию на уровень глаз пилота и сводит к минимуму время реакции на различные возникающие угрозы. В конечном счете тот факт, сумеет ли «Кахер-313» на равных соперничать с новейшими истребителями других держав, зависит от практических полетных испытаний, ибо любой истребитель как система оружия, а «Кахер-313» исключением не является, может зарекомендовать себя только на поле боя. Что касается вооруженного нового истребителя, по заявлению иранских специалистов, «Кахер-313» может нести различное оружие, в том числе две 900-килограммовые бомбы или несколько бомб с GPS-наводкой размером поменьше, или же шесть ракет класса воздух-воздух типа российской Р-73 или китайской PL-12.

russian.irib.ir

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *