Фен схема: Ремонт фена своими руками, схема, устройство

alexxlab | 17.11.1975 | 0 | Разное

Содержание

Ремонт фена своими руками, схема, устройство

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.

На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.

При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки.

В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.

Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль h2 на двигатель и нагревательную спираль h3. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали h3 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль h2. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль h3 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель h3 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током. Не забывайте вынимать вилку фена из розетки!

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.

Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.

Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.

Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.

После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.

Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощью жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.

Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.

После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.

В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать».

Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.

Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.

В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.

Далее остроконечным ножом отрезаются провода от клемм. Можно с помощью шила отогнуть фиксаторы, но как показывает практика, повторная обжимка проводов не может гарантировать надежность контакта.

На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция. Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.

Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.

Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.

Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.

Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.

Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.

Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.

Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.

Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента – спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.

Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.

При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Далее с помощью двух отверток снимается фиксирующая чашка со стороны сетевого шнура. Она удерживается в корпусе с помощью двух защелок и тоже снимается без трудностей.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.

Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как не были закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.

Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.

Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью вышеописанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятор заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.

РЕМОНТ ФЕНА

   Недавно ко мне на ремонт принесли фен не из самых старомодных, но времена ныне иные, кто ремонтирует фен за 10$, а иногда проще купить новый, с учетом, что весь рынок буквально забит дешевыми китайскими фенами. Так что пользуясь случаем, рассмотрим конструкцию и работу фенов для волос. 

Работа бытового фена

   Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. Любой фен для волос имеет две основные части — обогревательный элемент и электродвигатель. 

   В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения. 

   Проходя через спираль, ток теряет свою начальную силу, поскольку спираль имеет определенное сопротивление, именно этот ток выпрямляется диодным мостом и подается на электродвигатель. 

   Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием 220 Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор. К ротору двигателя укреплен винт (пропеллер) который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя. 

   Принесенный фен был разобран, оказалось, что проблема заключалась в оборванной дорожке на плате с выключателями. После заливки её припоем — устройство заработало нормально.

   Но чаще всего, основные причины неработоспособности — оборванная спираль, нерабочий двигатель, расплавившиеся от тепла контакты выключателей, оборванный сетевой провод или вилка.

Из чего состоит фен:

   Элементы на схеме: 1 — насадка-диффузор, 2 — корпус, 3 — воздуховод, 4 — ручка, 5 — предохранитель от перекручивания шнура, 6 — кнопка режима «Холодный воздух», 7 — переключатель температуры потока воздуха, 8 — переключатель скорости потока воздуха, 9 — кнопка режима «Турбо» — максимальный поток воздуха, 10 — петля для подвешивания фена.

Электросхема простого фена


   На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов (или просто от одного диода).

   Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это — спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста). В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

   Большинство фенов начального уровня имеют простейшую электросхему, в таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и ТЭН. Нагреватели могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину.

   Однако почти все простые современные фены имеют 2-3 ступени регулировки мощности и потока воздуха.

   Более продвинутые фены имеют плавные регуляторы скорости обдува и температуры обдуваемого воздуха.


Правила эксплуатации фенов


   Рекомендуемое максимально время работы — 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен. Старайтесь не брать его мокрыми руками, иначе возможно попадание влаги на внутренние элементы схемы, что может привести к замыканию. Автор: АКА КАСЬЯН. 

Originally posted 2019-08-28 02:10:47. Republished by Blog Post Promoter

Устройство и ремонт бытовых фенов

Страница 1 из 2

Этот электроприбор – фен для сушки волос – очень популярен и зачастую незаменим в быту. В связи с высоким потребительским спросом, конструкции большинства фенов стали очень схожими, а качество изготовления и цена упали. На сегодняшний день купить по-настоящему долговечный фен очень непросто. Практика ремонта фенов различных марок говорит о том, что случающиеся поломки однотипные и, как правило, не фатальные, а легко устранимые без серьезных денежных трат.

 

 

 

Любой электрический фен в своей конструкции содержит два основных, крупных элемента:  вентилятор и нагреватель. Вентилятор гонит воздух через нагреватель (нагревательный элемент), засасывая его позади фена и выбрасывая спереди нагретым.


Устройство фена для сушки волос.
1 – пропеллер; 2 – электродвигатель; 3 – нагреватель; 4 – термозащита; 5 – переключатель режимов; 6 – кабель питания.

 

У бытовых фенов вентилятор построен на базе низковольтных (12-18 В) коллекторных электродвигателей постоянного тока. Такой двигатель нельзя питать напрямую от сети 220 В переменного тока. Для достижения необходимого падения напряжения применяется отдельная спираль (назовём её понижающей) внутри нагревательного элемента. Для выпрямления напряжения применяется двухполупериодный выпрямитель (диодный мост), смонтированный навесным монтажом на контактах электродвигателя. На металлический вал двигателя посажен пластмассовый пропеллер, состоящий из трёх или более лопастей.


 

 

Нагревательный элемент фена представляет собой каркас из несгораемого материала с несколькими обмотками из нихромовой проволоки (спирали). В зависимости от количества режимов работы фена, обмоток может две или три, одна из которых понижающая.


Нагревательный элемент с двумя обмотками.

 

Горячие спирали нагревательного элемента должны постоянно обдуваться холодным воздухом, особенно при работе на максимальной мощности. Если по какой-либо причине поступление воздуха стало недостаточным или вовсе прекратилось (например, вышел из строя двигатель), то, из соображений пожарной безопасности и во избежание перегорания нагревательного элемента, фен должен автоматически отключиться. Такое аварийное отключение происходит благодаря присутствию в устройстве фена сразу двух термочувствительных элементов – двух «рубежей защиты» внутри нагревателя.

Первый «рубеж» – термостат. Он представляет собой пару замкнутых контактов, закреплённых на биметаллической пластине. Находясь близко к выходу нагретого воздуха, контакты интенсивно им обдуваются. При достижении выходящим воздухом критической температуры, контакты отдаляются друг от друга, цепь питания фена размыкается. Через несколько минут, когда биметаллическая пластина остынет, контакты вновь сомкнуться и фен включится.


Термостаты на основе биметаллических пластин.

 

В случае если вышеуказанная защита по какой-либо причине в нужное время не сработала, то несколькими секундами позже задействуется «второй рубеж» защиты – термопредохранитель. Этот предохранитель одноразовый и, после срабатывания, нуждается в замене.


Плавкий термопредохранитель.

Устройство фена Rowenta CV 4030.

Чтобы увидеть внутреннее устройство бытового фена, разберем его типичного представителя – Rowenta CV 4030. Данная модель оснащена вентилятором на основе низковольтного двигателя, нагревательный элемент состоит из одной понижающей спирали и двух нагревательных. Фен имеет три рабочих режима, на первом режиме обороты вентилятора ниже, чем на двух других. Принципиальная схема этого фена представлена ниже.

 

В первом положении переключателя SW1 сетевое питание, прошедшее через вилку XP1, фильтр C1R1, защитные элементы F1, F2, диод VD5 (необходимый для отсечения одной полуволны переменного напряжения) поступает на понижающую спираль h2, через неё питается электродвигатель M1. Диоды VD1-VD4 необходимы для выпрямления пониженного спиралью h2 переменного напряжения. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы C2, C3 служат для снижения помех, возникающие при работе щеточного электродвигателя. Через диод VD5 питание так же подается и на нагревательную спираль h3.

При переведении переключателя SW2 в положение «2», диод VD5 замыкается накоротко и «выходит из игры». Двигатель начитает работать на максимальных оборотах, спираль h3 нагревается сильнее. Третье положение движка переключателя SW2 соответствует режиму максимальной потребляемой мощности, когда параллельно спирали h3 подключается спираль h4. В таком положении температура выходящего воздуха самая высокая. Кнопка «cool» включена в разрыв обеих нагревательных спиралей, при её нажатии остается включенным только электродвигатель через спираль h2, спирали h3 и h4 обесточиваются.





Процесс вскрытия фена Rowenta cv4030.

 



Фен в полуразобранном виде.


Фен без корпуса.
Снизу вверх: переключатель SW1, конденсатор C1 с припаянным к нему резистором R1, кнопка SB1, нагревательный элемент, двигатель с пропеллером (в черном кожухе).



Нагревательный элемент.


Диод VD5 (фото слева) и катушки индуктивности (фото справа одной катушки) фена Rowenta CV 4030 смонтированы внутри нагревательного элемента.


Термостат (фото слева).
Термопредохранитель (фото справа)


Предыдущая   1 2   Далее

Схема устройства фена для сушки волос и принцип его работы

Этот бытовой прибор помогает сушить волосы уже более 75 лет — первый образец этого электрического изделия появился в начале 40-х годов прошлого столетия. Сегодня фен есть практически в каждом доме, и любой человек знает правила его эксплуатации. А вот внутреннее устройство фена знакомо лишь некоторым — мы постараемся восполнить этот пробел в знаниях.

Принцип работы фена

Корпус бюджетных и большинства среднебюджетных устройств выполнен из пластика. Причём не простого, а термостойкого, способного выдержать приличные температуры. Более дорогие премиальные модели имеют металлический корпус. В отличие от пластиковых аналогов последний не деформируется и заметно меньше нагревается во время работы.

Задача устройства – нагреть входящий воздух до необходимой температуры и высушить объект, будь то волосы, если речь идёт о бытовом приборе, или, к примеру, обои, в случае со строительными фенами. Последние могут нагреть воздух вплоть до 650 градусов, тогда как добрая половина рядовых домашних моделей ограничивается показателем в 80⁰С.

Фены оснащаются различными насадками

Универсальности устройству добавляют различные насадки, которые устанавливаются на сопло. Таким образом прибор можно превратить в фен-расчёску или фен-щётку. К тому же, конструкция насадок может быть самой разной, что заметно расширяет сферу применения аппарата.

Особенности конструкции

Набор основных элементов любого фена – бытового или строительного, дешёвого или дорогого, мало чем отличается. Критичная разница в качестве деталей. При производстве одних моделей используются посредственные металлы и пластмасса, в то время как другие могут похвастаться наличием технологичных материалов, вроде титанового напыления и софт-тач пластика.

Конструктивные элементы фена

Основным элементом конструкции является электродвигатель. Современная техника идёт на коллекторной низковольтной базе (12-18 В) с выпрямителем напряжения. Спираль устройства может быть с несколькими обмотками, что зависит от количества режимов: у рядовых моделей их две или три.

Нагревательная спираль фена

ТЭН требует хорошего обдува, в особенности у мощных устройств, поэтому вентилятор не только затягивает воздух для последующего нагрева, но и выступает в качестве охладительной системы. Если температура внутри корпуса приблизилась к критической, то фен отключается в автоматическом порядке. За это отвечают терморегулирующее реле с предохранителем. Рассмотрим их работу подробнее.

Терморегулирующее реле

Деталь включает в себя два контакта, расположенных на биметаллической платформе. Когда фен работает,а температура достигла критической отметки, то пластины нагреваются, и цепь питания размыкается. После, когда устройство остынет, контакты вновь соединяются, и аппарат можно снова использовать.

Терморегулятор фена

Терморегулирующее реле так же, как и остальные комплектующие, может быть разного качества. В более дорогих моделях оно работает как часы, в то время как в бюджетных устройствах часто может отключаться без видимой на то причины.

Предохранитель

Реле можно назвать защитой первого рубежа, тогда как предохранитель – последнего. Если по каким-то причинам термостат не сработал, то через некоторое время техника обесточивается посредством предохранителя. Располагается он, как правило, рядом с термореле, реже – в области ручки.

Плавкий термопредохранитель – это одноразовая деталь, и починке не подлежит. В зависимости от марки оборудования меняется и сопротивление элемента, наряду с формой. Купить предохранитель можно практически в любой специализированной точке продаж. Какие-то экзотические виды стоит поискать в сервисных центрах, где проводят обслуживание техники.

Плавкий предохранитель для фена


Что касается прочих элементов – сетевого шнура и кнопки, то здесь также всё зависит от конкретной модели. Решения подороже имеют гибкий и надёжный кабель, в то время как бюджетные варианты постоянно скручиваются и легко идут на слом. В доброй половине случаев кнопка помимо включения устройства выполняет роль переключателя режимов.

Типичные неисправности

Рассмотрим причины отказа основных деталей, потому что поломка любой из них гарантирует отказ всего изделия от работы, т. к. далее его использовать без ремонта не получится. Простую диагностику можно провести самостоятельно, если знать самые типичные проблемы этих бытовых приборов.

  1. Фен не включается. Необходимо проверить исправность токоподводящего шнура: возможно, частые перегибы его привели к внутреннему обрыву одного из проводов. При обнаружении поломки шнур надо заменить. Может быть плохой контакт внутри изделия, надо проверить весь электрический монтаж, если требуется ремонт — обратитесь к специалистам. Если неисправна кнопка пуска или переключатель, ее следует заменить. Ну а когда причина в электродвигателе — его может проверить только мастер. Замена или ремонт двигателя нецелесообразно, дешевле купить новый фен.
  2. Изделие внезапно отключилось — перегорел предохранитель, надо проверить его и заменить. Если сработала защита от перегрева, то необходимо выждать полчаса и повторно включить изделие.
  3. Нет возможности выключить фен — неисправна кнопка пуска или регулятор режимов. Отключите изделие от розетки и вызывайте мастера.
  4. Вентилятор не крутится: если с подачей энергии все нормально, то произошла намотка волос на вал, или на лопастях импеллера много постороннего мусора — очистить вал и лопасти.
  5. Воздушный поток не нагревается — проверить спираль или нити, скорее всего, произошел обрыв. Правильным решением будет замена спирали, а не ее ремонт — нет гарантии, что дефект не повторится.
  6. Воздух не проходит через устройство — забит воздухозаборник или установленный фильтр очистки. Отключите прибор от сети, разберите и очистите решетку от пуха и пыли мягкой кисточкой. Если в изделии есть фильтр, то открутите заднюю часть корпуса, выньте аккуратно фильтр и очистите его — действуйте весьма осторожно, чтобы не повредить нежное устройство.
  7. Иногда при срабатывании системы защиты от перегрева появляется запах гари, причиной могли стать пыль и тополиный пух, которые попали на спираль. Надо прочистить нагревательный элемент и в включить изделие повторно, если опять проявился аналогичный дефект — обратитесь в центр сервиса.

Если ваш домашний мастер легко разбирается в электрических бытовых приборах, то услуги профессиональных мастеров вам не понадобятся — все перечисленные отказы можно устранить самостоятельно.

Безопасная эксплуатация

Чтобы не посещать часто центр сервиса и экономить время и семейный бюджет, необходимо четко выполнять все требования по эксплуатации:

  1. Используйте только стандартные, заводского изготовления удлинители.
  2. Осматривайте шнур перед каждым использованием изделия и не наматывайте его на рукоять при хранении.
  3. Можно пользоваться только прилагаемыми насадками, которые идут в комплекте.
  4. Не пользуйтесь изделием в помещении с повышенной влажностью и не допускайте попадания на него воды.
  5. Установите в воздухозаборник специальный мелкоячеистый фильтр, исключающий засасывание волос внутрь устройства.
  6. В случае проявления любой неисправности — немедленно отключайте изделие от электрической сети.
  7. Не дергайте провод из розетки и не носите прибор за шнур. Помните, что внутри его провода не стальные, а медные, которые от механического воздействия могут повредиться.
  8. Не перегревайте фен, если вам нужен прибор для длительного использования — приобретите профессиональное устройство, рассчитанное на долгую работу.
  9. Перед укладкой прибора на хранение надо дать ему время на остывание не менее получаса.
  10. Хранить изделие нужно в сухом месте, ящик должен запираться.

При точном исполнении всем рекомендаций ваш фен будет работать без ремонта, а ваша прическа будет выглядеть безупречно и стильно.

Ремонт фена

Почти в каждом доме есть маленький прибор под названием фен. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Фен также применим при сушке волос.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель (ТЭН). ТЭНы могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину. Более продвинутые фены имеют два регулятора: одним регулируется скорость обдува, а вторым – температура обдуваемого воздуха. При этом схема умнее не становится.

Итак, под руку попался некий фен китайского производства. Неисправность заключалась в неспособности фена изменять скорость обдува. Не было верхней границы обдува.

Как это часто бывает в китайской мануфактуре саморезы имеют весьма странную головку. Под такую головку нужна и специальная отвертка. Такие отвертки можно купить, но вот незадача открутить китайскими отвертками китайские саморезы не получилось. Поэтому при помощи обычной болгарки из отвертки можно сделать хитрую отвертку под головку с нужным саморезом.

Саморезы могут быть под плюсовую отвертку, плоскую отвертку, звездочку, шестигранник, треугольник, квадратик и вилку. В моем случае это была вилка.

На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. По входу стоит бумажный конденсатор для ликвидации помех от двигателя. Фен обладает двумя регуляторами. Один регулятор включает двигатель и мощный ТЭН-4, а второй – вспомогательные ТЭН-1, ТЭН-2. Без включения обдува ни один из ТЭНов работать не начнет. При включении обдува на первую скорость напряжение поступает изначально на диод VD1, рассчитанный на ток не менее 1 А. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами.

Напряжение после диода VD1 из 220 В становится примерно 155 В, а ТЭН-3 ограничивает напряжение на диодный мост до примерно 16 В. Конденсатор С1 выравнивает пульсирующее напряжение после диодного моста VD2-VD5. На второй скорости обдува диод VD1 исключается из схемы и напряжение 220 В падает на ТЭН-3, ограничиваясь до примерно 27 В.

На первой скорости обдува при включенный ТЭНах потребление составляет 0,9 А, но уже на второй скорости ток значительно увеличивается до 6,8 А. Ток соответствует нагрузке около 1,5 кВт.Принципиальная электрическая схема фена представлена ниже.

После откручивания двух винтов можно снять верхнюю часть корпуса фена. Если снять не получается – держат пластмассовые детали. Иногда дополнительные саморезы скрываются наклейками.

В корпусе кроются переключатели, набор ТЭНов, намотанных на один каркас и прикрытый чехлом. Чехол нужен чтобы создать воздушный канал в котором будет циркулировать воздух. Если чехол убрать, то ТЭН кроме воздуха нагреют и расплавят корпус фена, поэтому при ремонте не стоит сильно нагружать фен без чехла. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской.

В данном фене существует примочка – кнопка ионизации, но как и все в дешевой технике эта кнопка только отключает блок парных ТЭНов.

Диодный мост с конденсатором собран напрямую на самом двигателе. Это позволило сэкономить место.

Помимо китайских дешевых фенов для быта, существуют фены профессионального уровня. Обычно такие фены производятся в Европе, но с учетом того, что дешевая рабочая сила сконцентрирована в Азии, то встречаются профессиональные фена и китайского производства.

Основная особенность профессиональных фенов – наличие двигателя не на 16 В с понижением напряжения посредством ТЭНа и питанием постоянным током, а на полные 220 В переменного тока. Такой двигатель по конструкции относится к однофазным коллекторным двигателям переменного тока и снабжается щетками. Применение такого двигателя позволяет в полной мере использовать функцию ионизации, которая позволяет полностью отключить ТЭНы двигателя.

Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями. Обычно спирали мотаются из нихрома (сплав никеля и хрома) Нихром имеет темно-серый цвет. Удельное сопротивление нихрома в среднем 1,1 ом*мм2/м. Длина проволоки из нихрома L, м рассчитывается по формуле

L=U2*П*d2/4*P*p

Где U – напряжение питания, В;

П – число пи, П=3,14;

d – диаметр проволоки, мм;

P – отдаваемая спиралью мощность, Вт;

p – удельное сопротивление проволоки, ом*мм2/м, p=1,1.

Если необходимо намотать спираль для фена мощностью 1200 Вт, рассчитанную на напряжение 220 В, имеющаяся проволока нихрома имеет диаметр 0,3 мм, то подставляя в формулу значения имеем

L=2202*3,14*0,32/4*1200*1,1=2,6 м

Для уменьшения занимаемой длины проволоку свивают в спираль, наматывая ее на стержень.

Современные ТЭНы имеют серебристый металлический цвет и наматываются не из нихрома. Нихром мягкий материал, а металл в ТЭНах твердый и прекрасно держит форму. Какой точно металл применяется в современных ТЭНах я не знаю.

Неисправности:

Неисправность

Причина

Устранение

Нет повышенной скорости обдува

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен конденсатор С1

Заменить (отключить) конденсатор

Нет пониженной скорости обдува

Неисправен диод VD1

Заменить диод

Нет нагрева одного из ТЭНов

Порвалась нифромовая нить

Найти место обрыва и скрутить два конца проволоки

Не включается фен

Нет контакта на переключателях

Разобрать переключатели, подчистить спиртом контакты и растянуть прижимающие пружины

Не работает двигатель

Неисправен ТЭН-3

Найти место обрыва и скрутить оба конца вместе

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен двигатель

Заменить двигатель

Электрическая Схема Строительного Фена – tokzamer.ru

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями нагрузками , это — спираль и диодный мост двигатель не считаем, так как является нагрузкой моста.


Для этого нужно выполнить ряд последовательных вычислений: Определить силу тока, разделив мощность на напряжение. Использование такого прибора во время проведения ремонта и строительства облегчает выполнение операций по удалению старого лакокрасочного покрытия.

Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя.
Ремонт строительного фена.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема.

Схема установки диодов в фен.

В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения.

Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Конструкция строительного фена Схема использования строительного фена. Есть и другие.

Не работает строительный фен, ремонт.

Основные поломки и их причины

Стоит отметить, что особенно удобны фены с плавной регулировкой температуры. Пилить его не стоит, возможно растрескивание. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской. Однако почти все простые современные фены имеют ступени регулировки мощности и потока воздуха.

Простая конструкция самодельного строительного фена Перед началом изготовления строительного фена своими руками необходимо сделать чертежи или хотя бы эскиз.

Дополнительный функционал обеспечивает удобство в работе и в тоже время усложняет его устройство. Время горения дуги несколько секунд.

По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен.

В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель ТЭН. Испытания требуются для того, чтобы убедиться в работоспособности устройства, его пригодности для выполнения ремонтных и строительных работ, а также для оценки влияния более высокой температуры на элементы, оставшиеся от старой конструкции.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

Термопредохранитель подключается при помощи обжимки не пайки , к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома. Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями.
фен интерскол фэ2000

Принципиальная схема

Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Далее можно заниматься заменой тех деталей, которые вышли из строя.

Диагностика и ремонт-строительного фена Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Основной нагреватель R1 включается переключателем SA2 и также имеет две градации: 1 — меньший нагрев в цепь последовательно включен диод VD2 и 2 — больший нагрев диод VD2 исключен. На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена. Изготовленный своими руками термофен можно использовать для проведения следующих строительных операций: сваривание стыков пленочного покрытия; использование при работе с деревом; сваривание изделий из пластмасс; удаление на поверхности изделий слоев клея, линолеума и фанеры; разжигание древесного угля в мангале.

Некоторые из них мы приведем ниже: Возможность применения различных насадок. Этот прибор сушит наши волосы уже больше 75 лет, первая его модель появилась в х годах прошлого века.

Навивка нихромовой спирали Чтобы из нихромовой проволоки навить спираль, нужно прежде всего определить длину цилиндрического стержня или трубки, на которую вы будете её наматывать. Концы нихромовой проволоки требуется вывести наружу. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Там должно быть три провода, которые нужно присоединить к клеммам переключателя режимов.

Устройство и его основные принципы


Если же весь аппарат делается своими руками- то рукоятку лучше выполнить из дерева или толстого текстолита. В качестве материала спирали обычно используют нихром.

Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Для более точной диагностики стоит использовать тестер. Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор.

Просверлить отверстия электродрелью. При первом включении следует внимательно прислушиваться и принюхиваться — нет ли где треска короткого замыкания или запаха гари. Вернуться к оглавлению Техника безопасности При работе с электроприборами самостоятельного изготовления требуется помнить о технике безопасности и соблюдать все правила.
Технический фен ИнтерТул перестал включаться Чиним фен обрыв спирали INTERTOOL Ремонт

Инструменты и материалы для монтажных работ

К ротору двигателя укреплен винт пропеллер который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. При соединении нихромовой проволоки с проводами не применяется пайка припоем.

При копировании материала ссылка обязательна. Такое устройство отличается от фена, которым мы сушим волосы, только мощностью, в остальном они работают по схожему принципу. Современные приборы оснащаются специальными светодиодными индикаторами, которые облегчают процесс контроля работы устройства.

К таким допфункциям относят наличие возможности: изменения силы воздушного потока; высокоточной регулировки температуры воздушного потока; осуществления выбора режима функционирования прибора. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами. Если приходится разбирать фен, а он имеет сложную структуру, то необходимо обзавестись качественным фотоаппаратом, чтобы запечатлеть все этапы разборки агрегата.

Собираем термофен и выводим наружу проводки от его спирали, чтобы припаять их к клеммам переключателя режимов Припаять отводы к переключателю и установить его на своё место в корпусе фена. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Рекомендуем: Траншея для кабеля снип

Устройство строительного фена

Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Главным отличием термофена от других нагревательных приборов является отсутствие открытого пламени, что полностью исключает необходимость использования топлива.

Из чего состоит фен: Элементы на схеме: 1 — насадка-диффузор, 2 — корпус, 3 — воздуховод, 4 — ручка, 5 — предохранитель от перекручивания шнура, 6 — кнопка режима «Холодный воздух», 7 — переключатель температуры потока воздуха, 8 — переключатель скорости потока воздуха, 9 — кнопка режима «Турбо» — максимальный поток воздуха, 10 — петля для подвешивания фена. Существуют модели мощностью от 0,2 до 2 киловатт, при этом не всегда повышение мощности влияет на цену устройства. Такие приборы не подходят для домашнего применения, при постоянном использовании способны пересушить волосы. Положение 2 переключателя SA1 предназначено для исключения диода VD1 из цепи увеличения времени в каждый полупериод прохождения тока в цепи и, тем самым, скорости потока воздуха вентилятора М1. Он обладает большим перечнем функциональных возможностей.

Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего: поломка шнура питания в месте перегиба; дефект кнопки пуска и других элементов управления; перегорание внутренних проводов; нарушение целостности нагревательного элемента; перегорание или перегрев двигателя и вентилятора. Берегите глаза.

В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. Если он вам нужен для сушки волос, то необходимо выбирать надежную конструкцию с наименьшим количеством функций. Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали. Профессиональные фены имеют повышенную мощность и несколько режимов работы.
Ремонт термофена — замена термопредохранителя

Ремонт фена, принципиальная схема и советы

Несложное устройство, с концентрически (одно внутри другого) расположенными деталями частично непонятной формы и, традиционно для зарубежныхизделий, без принципиальной схемы.

Принципиальная схема

Пришлось схему “снимать” по факту. Переключатель SA1 включает в положении 1 вентилятор М1 через диод VD1, нагреватель R2, мостовой выпрямитель VD3 и термореле SF1 в сеть вилкой ХР1.

Положение 2 переключателя SA1 предназначено для исключения диода VD1 из цепи увеличения времени (в каждый полупериод) прохождения тока в цепи и, тем самым, скорости потока воздуха вентилятора М1.

Рис. 1. Принципиальная схема электро фена.

Нагревание воздуха нагревателем R2 незначительно, так как он намотан тонким высокоомным проводом диаметром 0,19 мм с общим сопротивлением 100 Ом. Основной нагреватель R1 включается переключателем SA2 и также имеет две градации: 1 – меньший нагрев (в цепь последовательно включен диод VD2) и 2 – больший нагрев (диод VD2 исключен).

R1 намотан проводом диаметром 0,44 мм и имеет общее сопротивление 45,0 Ом. Оба нагревателя намотаны спирально на длинной изоляционной, слюдяной крестовине 3 проводами изогнутыми, как серпантин, с целью компенсации расширения провода при нагревании.

Витки провода нагревателя R1 помещены между витками нагревателя R2, не замыкаясь и имея отдельные выводы. Вот и вся премудрость, если бы выпрямитель VD3 не имел специфической формы в виде таблетки с четырьмя торцовыми выводами в одну сторону и не был помещен в самом центре конструкции (центре нагревания) и, конечно, вышел из строя – вентилятор перестал работать.

На том бы все и ограничилось, но термореле SF1 не выключило сеть автоматически, нагреватели R1, R2 продолжали работать и термопластичный корпус фена “поплыл”, нагреватели перегорели, повалил дым.

В исправности вентилятора М1 убедился, подав на выводы двигателя М1 напряжение 6 В от аккумулятора. О том, что двигатель коллекторный, догадался не разбирая, по малости размеров М1 и полярности электролитического конденсатора С2.

Рис. 2. Схема установки диодов в фен.

Замена мостового выпрямителя VD3 представляет собой наибольшую трудность, так как он не имеет отечественного аналога, мал по размерам и должен работать при значительной температуре нагревания.

Он теперь составлен из 4-х диодов КД105Б(В), сложенных корпусами 1, объятыми хомутом-радиатором 2 (рис. 2а, б, г), электрически соединенных (рис. 2в) в мост.

Хомут-радиатор 2 изготавливается (“вырубается” старым надфилем, заточенным как стамеска) из медной фольги толщиной 0,3 мм (применялась для экранной обмотки старых силовых трансформаторов) и имеет такую сложную форму развертки 5, чтобы, будучи пятикратно замкнут “в замок” (рис. 2г) вокруг корпусов диодов 1, обеспечил крестообразную форму с наименьшим аэродинамическим сопротивлением и одновременно, при малости размеров, имел достаточную площадь для отвода тепла от диодов моста VD3.

На рис.2а условно крестовина 3 намотки спиралей R1, R2 отодвинута от диодов 1, условно не объятых вокруг хомутом-радиатором 2 (пунктир). На рис. 26 развертка 5 хомута-радиатора 2 многократно пунктиром пересечена в местах будущих изгибов.

На рис. 2г хомут-радиатор 2, “обнимающий” диоды 1, четырежды замкнут “в замок” (пунктир), создавая ребра 4 радиатора, а пятый – замыкает хомут 2.

Сборка VD3 устанавливается на место прежнего мостового выпрямителя, но теперь прижимаясь к центру крестовины (рис. 2а), деля ребрами 4 радиатора 2 ее прямые пространственные углы примерно пополам. Ленточные выводы диодов сборки обращены в нужную сторону и на подпайке их удерживается вся сборка.

Для жесткости соответствующие выводы попарно пропаивают по длине. Оборванные концы каждого из ‘ нагревателей R1, а затем R2, сложив, скручивают плоскогубцами, зажимают “крокодилом” [1]. На скрутку наносится водная “кашица” из кристаллической буры или борной кислоты.

К “крокодилу” подсоединяется один штырь вилки мощного нагревательного прибора (утюга, кофеварки и т.д.), другой – включается в сеть. На конец толстого изолированного провода прикручивается проволокой грифель карандаша – будущий сварочный электрод. Надевают “сварочные” темные очки (или защищают глаза задымленным стеклом).

Лучом хорошо освещают скрутку, чтобы была видна сквозь темные очки. Включают сварочный провод в свободное гнездо розетки сети. Касаются грифелем конца скрутки. Время горения дуги несколько секунд.

Провода сварены “древним” способом, потому так подробно и описываю, что радиолюбителям сложно найти журнал 1959 года [1]. Скрутку(и) тщательно освобождают от флюса, скалывая шарик флюса, покрывающий сварку, сжатием плоскогубцами.

Площадь сечения свариваемых проводов должна быть равна площади сечения провода нагревателя утюга и т.д. для обеспечения необходимого тока сварки. Выпрямляют провода нагревателей R1 и R2, так чтобы они не имели замыканий между собой. Зачищают наждачной шкуркой контакт термореле SF1.

Учитывая то, что реле не сработало при перегреве, слегка ослабляют, отгибая биметаллическую пластину. Собирают полностью фен, проверяют во всех режимах работы, включив в сеть.

Убеждаются в том, что термореле SF1 срабатывает при температуре струи горячего воздуха +45°С. Если нет, добиваются этого вновь, подгибая его биметаллическую пластину.

Вот таким трудоемким может оказаться ремонт простейшего фена. Но и это еще не все. Корпусу (оплывшему) фена необходимо придать “товарный” вид.

Для этого на жало паяльника одевается лопаточка из латуни толщиной 0,5 мм и, нагревая ею оплавленные (оплывшие) места корпуса фена через фторопластовую пленку, возвращают прежнюю форму.

Каждый раз, добившись прежней формы (убрав жало паяльника), снимают пленку только после остывания корпуса (она легко отслаивается в холодном состоянии).

Толщина пленки должна быть 0,15…0,2 мм [2]. Так можно добиться внешнего вида, как будто из-под пресса при изготовлении.

Примечание. Точечная сварка проводов сопряжена с работой под напряжением сети без должной изоляции и с “закрытыми” глазами, поэтому лучше производить ее от буферного силового трансформатора с соотношением витков 1:1, а лучше понижающего, как у сварочного аппарата [3] и всегда помня правило безопасности “одной руки”.

Берегите глаза. Римскими цифрами обозначены перегибы развертки 5, соответствующие ребрам 4 хомута-радиатора 2 (рис. 2, г). У диодов КД105Б(В) цветной торец соответствует аноду.

Н. Ивашин. г. Мина. РМ-04-17.

Литература:

  1. Титов В., Макаров Е. Сварка проводов из различных металлов. – Радио, 1959, №5, с. 41.
  2. Ивашин Н. Антимигрень “Северное сияние”. – Радиомир, 2005, №11, с. 21…22.
  3. Паленин В. Переносной аппарат для точечной электросварки. – Радио, 1978, №12, с. 47…48.

Как работает фен? Принципиальная схема фена.

Как работает фен? Принципиальная схема фена.

Технологии становятся лучше, люди открывают для себя что-то новое для повседневной жизни, что делает нашу жизнь проще. В настоящее время мы использовали много электрических и электронных продуктов для облегчения наших работ. Фен – очень полезный продукт. Большинство людей сушат волосы феном.

Вы знаете, как работает фен? Если вы не знаете, как работает фен? тогда эта статья будет вам полезна.В этой статье мы узнаем «Как работает фен? Принципиальная схема фена».

История фена:


Прежде чем узнать “Как работает фен?” давайте узнаем историю фена для волос. Идея электрического фена появилась в 1890 году. В 1925 году на рынке появился первый портативный электрический фен. Фен также известен как фен.

Части простого фена:

Конструкция фена очень проста, он состоит из следующих частей:

  1. Очень твердый пластиковый корпус.
  2. Нагревательный элемент.
  3. Двигатель постоянного тока 12 В или 24 В.
  4. Переключатели.

Читайте также:

Нагревательный элемент в фене:

Каждый фен имеет нагревательный элемент. Большая часть нагревательного элемента состоит из нихромовой проволоки, намотанной на изоляционный материал. Нагревательный элемент фена показан на рисунке ниже. Этот нагревательный элемент имеет жгут катушек из нихромовой проволоки для регулирования температуры, описанной в разделе о принципах работы.

Двигатель постоянного тока, используемый в фене:

Вентилятор состоит из двигателя постоянного тока, используемого в фене, который нагнетает воздух внутрь фена, и после нагрева мы получаем горячий воздух. Двигатель постоянного тока в основном на 24 В. Теперь вы можете подумать, как двигатель 24 В постоянного тока работает от 230 В переменного тока. Мы уже знаем, что фен имеет нагревательный элемент с двумя катушками. Фактически, двигатель постоянного тока соединен последовательно с одной из катушек из нихромовой проволоки, и на катушке падает напряжение. Схема мостового выпрямителя с использованием четырех диодов используется для преобразования переменного тока в постоянный.Если вы внимательно посмотрите на схему, вы поймете лучше.

Теперь вы можете подумать, почему двигатель постоянного тока используется вместо переменного тока. Ответ описан ниже:




Почему в фене используется двигатель постоянного тока, а не двигатель переменного тока?

Мы знаем, что скорость двигателя переменного тока зависит от частоты питания и количества полюсов. У нас есть питание переменного тока 50 Гц, и в двигателе переменного тока возможно использование минимум двух полюсов. Таким образом, если двигатель переменного тока имеет два полюса и частоту 50 Гц, то скорость двигателя будет 3000 об / мин.Но нужны высокие обороты. По этой причине в фене используется двигатель постоянного тока, а не двигатель переменного тока.

Другие причины: Низкая стоимость, высокая эффективность, долгий срок службы и т. Д.

Схема внутренней схемы фена:


Внутренняя схема показана на рисунке ниже. На рынке доступно множество типов фенов, имеющих разные схемы. Итак, приведенная ниже схема предназначена для того, чтобы убедить вас. Вы просто знаете, что фен имеет нагревательный элемент с двумя катушками.Двигатель постоянного тока соединен последовательно с катушкой для снижения напряжения.



Работа фена:

Работа с феном очень проста. Когда мы подключаем фен и включаем его, нагревательные элементы начинают нагреваться, и электрический вентилятор всасывает воздух снаружи. Когда воздух проходит через фен, он становится горячим, и, наконец, мы получаем горячий воздух для сушки волос.

Читайте также:

Спасибо, что посетили сайт.продолжайте посещать для получения дополнительных обновлений.

ac – Как фен изменяет скорость вращения двигателя? Включенная диаграмма

ac – Как фен изменяет скорость вращения двигателя? Схема включена – Обмен электротехнического стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Подписаться

Electrical Engineering Stack Exchange – это сайт вопросов и ответов для профессионалов в области электроники и электротехники, студентов и энтузиастов.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 16к раз

\ $ \ begingroup \ $

Я работаю над второстепенным проектом, где мне нужно выяснить, как работает фен…поэтому я разобрал фен и сделал принципиальную схему (ниже). Я гораздо больше склонен к механике, чем к электричеству, но хотел бы получить базовое понимание того, что происходит в этой цепи.

То, что я знаю …

  • Двигатель переменного тока (120 В, 60 Гц)
  • Переключатель №1, переключатель «ВКЛ / ВЫКЛ» имеет три положения; ВЫКЛ, НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ
  • Переключатель №2, переключатель «Нагревательный элемент» имеет три положения; ОХЛАЖДЕНИЕ, ТЕПЛО и ГОРЯЧЕЕ
  • Переключатель №3, переключатель «Cool Shot», каким-то образом замыкает / выключает нагревательные элементы
  • Когда переключатель №1 находится в третьем положении, «вход» подключен к обоим «выходам».
  • Когда переключатель №2 находится в третьем положении, «вход» подключен к обоим «выходам».
  • Переключатель №3 нормально замкнут

То, что я хотел бы знать…

  • Как двигатель меняет скорость? Диоды отвечают? Ответственны ли нагревательные элементы? Что они делают, чтобы вызвать это изменение?
  • Изменяют ли нагревательные элементы напряжение на двигателе?

Создан 04 мар.

пользователь3427140

811 золотой знак11 серебряный знак33 бронзовых знака

\ $ \ endgroup \ $ 1 \ $ \ begingroup \ $
  • Вместо этого «низкая» скорость двигателя реализуется путем блокировки каждого отрицательного полупериода входящего переменного тока с помощью диода 1.«Высокая» скорость реализуется в обход диода.

  • В этом конкретном фене двигатель никогда не включается последовательно с нагревательными элементами.

Мне показалась ваша схема особенно запутанной, поэтому я перерисовал ее. В общем, попробуйте нарисовать высоковольтные элементы вверху, а низковольтные – внизу схемы. В данном конкретном случае устройство питается от сети переменного тока, поэтому выберите ориентацию по своему усмотрению, но оставайтесь с ней. Сигналы (здесь не присутствуют) обычно должны течь слева направо.

смоделировать эту схему – Схема создана с помощью CircuitLab

К сожалению SW1, SW2, плавкий предохранитель, термовыключатель, электрод и двигатель имеют неправильные обозначения на схеме:

  • SW1 – трехпозиционный кулисный переключатель, модель SR-71, тип функции «K». Его три положения выключены (разомкнутая цепь) – вентилятор низкий (только правая сторона) – вентилятор высокий (правая и левая стороны подключены к общему проводу).

  • SW2 – идентичный трехпозиционный кулисный переключатель.Его три положения: холодный (разомкнутая цепь) – теплый (только правая сторона) – горячий (оба подключены).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *