Где применяется баббит – Баббит (Б83, Б16 и др.)

alexxlab | 19.04.2020 | 0 | Разное

Что такое баббит? Производитель, цена, марка +Фото и Видео

Баббит представляет собой созданный сплав металлов в искусственных условиях, который обладает различными химическими свойства. В основе сплава находятся металлы, которые похожи между собой невысокой температурой плавления.

К таким металлам относят олово, сурьму, свинец и мышьяк.

Так как эти компоненты немного отличаются по плотности (одни мягче, другие тверже), получается интересный сплав со специфическим составом и свойствам, которые позволяют снизить коэффициент трения (антифрикционное свойства), отличаются долговечностью и износоустойчивостью.

Что такое баббит?

Изобретение этого вида сплава не было целенаправленным, и является результатом научного курьеза, когда продукт деятельности изобретателя оказался далек от полеченного результата. Изобретение сплавов, которые используют во многих механизмах, пренадлежит Исааку Бэббиту, который был профессиональным ювелиром.

Свое изобретение он запатентовал еще в далеком 1841 году и даже получил за это премию от Конгресса США, которая по тем временам была просто невообразимой – 20 000 долларов. Через шесть лет он появился в России.

Классификация

На сегодняшний день отработаны и хорошо изучены такие марки:

  • Свинцовые.
  • Оловянные.
  • Кальциевые.

Их производят по ГОСТу. К примеру, кальциевые баббиты нужно изготавливать по ГОСТу 1209-90, а свинцовые и оловянные по ГОСТу 1320-74.

Каждая из марок имеет определенную классификацию, которая промаркирована заглавными буквами и цифрами:

  • У оловянных баббитов маркировка Б83, Б88, Б83С, SАЕ11, АSТМ2, SАЕ12.
  • У свинцовых баббитов маркировка Б16, БС6, БН, SАЕ13, АSТМ7, SАЕ14.
  • У кальциевых баббитов маркировка БКА, БК2 и БК2Ш.

Главные характеристики баббитов и состав

Оценивают свойства вышеупомянутых марок на основе таких характеристик:

  1. Состав сплава и химических элементов, которые в него входят.
  2. Характеристики сплава физического характера.
  3. Литейно-технологические характеристики.
  4. Свойства механического характера.
  5. Режимы работы и предельно допустимые границы эксплуатации.
  6. Область использования сплава.

По химическому составу сплавы отличаются тем, какой металл взят за основу. К примеру, оловянный баббит Б83 содержит в себе до 85% олова, 12% сурьмы, и в остатке немного меди. Свинцовый баббит Б16 содержит 87% свинца и почти все остальное – сурьма. Главный металл в кальциевых сплавах свинец и может достигать до 96%, а также к нему часто добавляют кальций.

Справка: чтобы придать баббитам требуемые свойства, в их состав вносят твердые элементы. К ним относят почти все элементы редкоземельных металлов, таких как теллур, кадмий, сурьма и проч.

По физическим характеристикам самый большой интерес вызывают плотность, удельный вес и сопротивление току. У сплавов эти показатели особе между собой не отличаются, так как они очень близкие.

Из литейно-технологических характеристик важное значение имеет температура, при которой заливают сплав в подшипник и температура плавления. Она варьирует в зависимости от химических присадок. К примеру, температура плавления оловянного баббита Б83 равно 365 градусов, а при заливке температура не должна быть ниже 440 градусов. Сплав марки Б16 при плавлении равен 405 градусам, а при заливке не меньше 480 градусов. Такие примеры наглядны и показывают, что при заливке температуры сплава всегда должна быть выше.

На данный момент при промышленном масштабе баббиты производят из руды основных металлов, или из вторичного сырья, которое было отправлено на переработку. Для целесообразности в технологическом плане баббиты выпускают в виде слитка. Каждый слиток весит 22 кг. Для того, чтобы бороться с подпольным производством и для организации систем учета на каждом слитке ставят оттиски в виде товарного знака  изготовителя. Там же указывают порядковый номер плавки по заводскому учету. После этого слитки используют, чтобы заливать их в подшипники.

Среди механических свойств стоит выделить предел прочности заливки при недолгосрочной нагрузке, допустимые габариты, ударную вязкость, твердость и относительное удлинение.

Внимание! Оценку допустимых режимов работы производят по таким характеристикам: скорость вращения детали, допустимая нагрузка, допустимая температуры нагревания детали, твердость вращения вала.

Область применения того или иного вида баббита определяют такими характеристиками, как удельное давление, напряженность работы, вид нагрузки и предельная рабочая температура.

Область применения

В зависимости от свойств, которые  индивидуальны у каждого вида баббита, любая разновидность применяется строго по назначению. Назначение может быть для механизмов или для машин, но в целом их применяют для заливки боковых стенок вала, где крепится подшипник. Это поможет снизить коэффициент трения, и будет препятствовать нормальному вращению.

Благодаря невысокой температуре плавления, получается создать отличный эффект при поэтапном притирании вращающихся деталей. Это позволяет снизить износ элементов и повысить их срок службы. Помимо этого при вращении, в баббите появляются микроканалы. Через них проходит смазка всех вращающихся деталей.

У каждой марки баббита своя область применения. У оловянных это повышение износостойкости деталей при высокой скорости вращения. Очень востребованы те марки, которые помогают обеспечивать вязкость, нужные температурные показатели и малый коэффициент трения.

«Отличная сопротивляемость коррозии дает возможность использовать баббиты даже в воде и просто в условиях высокой влажности»

К примеру, приведенный выше пример баббита Б83 применяют в подшипниках, которые работают на высокой скорости и увеличенных динамических нагрузках. Реальными примерами таких устройств являются дизельные высокоорбитные двигатели, нижние части крейкопфных подшипников дизелей с низкими оборотами. Помимо этого их применяют в рамовых и мотыльковых подшипниках, а также в тех, которые являются опорой гребного вала на судне.

В условиях перегрева лучше всего подойдут свинцовые баббиты. Их используют в дизельных двигателях авто, экскаваторов и тракторов. Баббит марки Б16 используют для подшипников, которые размещены в двигателях электровозов. Их ставят на путевые машины, а также на оборудование, которое нужно для тяжелого машиностроения.

Кальциевые баббиты используют для железнодорожного транспорта, а также тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов.

Преимущества и недостатки сплавов

У всех описанных выше сплавов есть свои плюсы и минусы. Из достоинств выделим:

  • Антифрикционные свойства на высоком уровне (могут противостоять возвратно-поступательным движениям механизмов).
  • Высокий уровень антикоррозийной стойкости.
  • Износоустойчивость.
  • Ударная вязкость повышена.
  • Невысокая температура плавления (варьирует от 240 до 340 градусов).
  • Увеличенный коэффициент размягчаемости сплава (при +100 градусов он соответствует нормировке НВ 9-24).
  • Повышенная вязкость при ударных нагрузках.
  • Требуется небольшое количество времени для приработки деталей.

Недостатков меньше, но все же они есть:

  • Невысокая прочность (в сравнении с другими сплавами).
  • Необходимость использования прочных оболочек (из стали, чугуна и меди).
  • Низкое сопротивление усталости (снижает работоспособность элемента и уменьшает срок службы).
  • Высокий уровень теплопроводности.
  • Наличие добавок из висмута и мышьяка (не подойдет для вторичного использования, только утилизация).
  • При использовании оловянных баббитов конечная стоимость подшипника иногда очень высока.

Итоги

Несмотря на то, что у этих сплавов баббитов есть определенные недостатки, они получили признание и их применяют во многих областях машиностроения. Положительные свойства таких соединений дают возможность решать даже самые сложные задачи инженерно-технического вида.

ТОП 9 магазинов, где я выгодно закупаюсь
ТОП 7 по товарам и мебели для дома:
7 лучших строительных и мебельных магазинов!
  • Akson.ru- это интернет-гипермаркет строительных и отделочных материалов!
  • homex.ru- HomeX.ru предлагает большой выбор качественных отделочных, материалов, света и сантехники от лучших производителей с быстрой доставкой по Москве и России.
  • Instrumtorg.ru – это интернет – магазин строительного, автомобильного, крепежного, режущего и другого инструмента, необходимого каждому мастеру.
  • Qpstol.ru – “Купистол” стремится предоставить лучший сервис своим клиентам. 5 звёзд на ЯндексМаркет.
  • Lifemebel.ru- гипермаркет мебели с оборотом более 50 000 000 в месяц!
  • Ezakaz.ru- Представленная на сайте мебель изготавливается на собственной фабрике в Москве, а так же проверенными производителями из Китая, Индонезии, Малайзии и Тайваня.”
  • Mebelion.ru- – крупнейший интернет-магазин по продаже мебели, светильников, интерьерного декора и других товаров для красивого и уютного дома.

domsdelat.ru

Сфера и область применения баббита. Где применяется баббит.

Среди широко применяемых материалов зачастую есть такие, о которых рядовой потребитель мог и не слышать. Одним из таких материалов является баббит – сплав металлов на свинцовой или оловянной основе с незначительным количеством легирующих веществ. Как в промышленности, так и в повседневной жизни он занимает важное место, что обуславливает его уникальные сферы и области применения, о которых речь пойдет далее.

Характеристика баббита

Баббит – металлический сплав, в основе которого лежит олово или свинец в различных пропорциях. Баббит является антифрикционным материалом. Это значит, что он обладает невероятно низким коэффициентом трения, а потому повсеместно используется в целях стабилизации при воздействии высоких нагрузок.

В качестве легирующих веществ используются такие металлы как медь, сурьма, кадмий, натрий, мышьяк и некоторые другие. Имеет невысокую температуру плавления – от 280 ̊С до 400 ̊С в зависимости от составляющих сплава. Чтобы понять, какими техническими характеристиками обладает баббит, нужно рассмотреть виды и марки баббита.

Виды и марки баббита

Весь используемый баббит делится на виды и марки. Основными видами являются свинцовый, оловянный и кальциевый баббит. Названия соответствуют металлу, которого в сплаве преимущественное количество. Свинцовый баббит хоть и не эластичен, но хорошо переносит высокие температуры, от чего повсеместно используется в качестве составляющих двигателя. Оловянный баббит характеризуется большей устойчивостью к внешнему воздействию и коррозии, он также более пластичен. Однако это обуславливает и его сравнительно высокую стоимость. Кальциевый баббит является самым доступным видом из-за небольшой стоимости, но стоит учитывать, что он подвержен коррозии и окислению, поэтому быстро изнашивается.

Баббит также делится на марки для удобства в использовании в промышленной деятельности. Самыми распространенными являются Б16 (основа – свинец), Б83 (основа – олово) и СОС6 (кальциевый). Цифры указывают на процентную долю основного в сплаве металла.

Сферы и области применения

Так как баббит обладает уникальными техническими характеристиками, он активно используется в промышленности. Сферы его применения ограничиваются всего несколькими областями, в которых он просто незаменим. Рассмотрим сферы и области применения баббита более подробно:

– производство подшипников. Из баббита формируется тонкий слой в основе подшипника. Если подшипник подвержен высоким температурам, используют оловянный баббит, если же в приоритете долговечность – свинцовый. Важно знать, что чем тоньше слой данного сплава, тем больше будет срок эксплуатации подшипника.

– тяжелое машиностроение. Практически во всех машинах металлургии и горнодобывающей промышленности он используется в поршнях, подшипниках и других подвижных конструкциях. Кальциевый баббит повсеместно используется в легкозаменяемых деталях из-за его невысокой стоимости.

– автомобилестроение. Баббит является незаменимой составляющей дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники (используется свинцовый баббит из-за его относительной устойчивости к высоким температурам). Также он используется в движимых составах пассажирских и грузовых вагонов.

Баббит – это материал с уникальными свойствами. На протяжении своей полуторавековой истории он и по сей день не утратил актуальности и важности в механике. Данный материал имеет как достоинства, так и недостатки, однако правильное его использование обеспечит долгую и стабильную работу механической конструкции.

naruservice.com

Баббиты. Маркировка, применение. | МеханикИнфо

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение. 4.63/5 (92.50%) проголосовало 8

 

В качестве подшипников или антифрикционных материалов пользуются баббитами, основа которых составляет мягкие пластичные металлы свинец и олово. Одним из основных элементов в оловянистых баббитах являются сурьма и медь. Химический состав оловянистых баббитов приведен в таблице 1.

.

.

Таблица 1.

Химический состав оловянистых баббитов.

Марка сплаваХимический состав, %
СурьмаМедьКадмийНикельМышьякТеллурОловоВсего примесей не более
Б897,25-8,252,5-3,5Ост.0,55
Б8310-125,5-5,6»0,55
Б1615-171,5-215-170,6
БН13-151,5-21,25-1,750,75-1,250,5-0,99-110,4
БТ14-160,7-1,10,5-0,29-110,6
Б614-162,5-31,75-2,250,6-15-60,4

Заменители баббитов.

 

В роли заменителей баббитов пользуются антифрикционными сплавами на основе цинка, они применяются в условиях средней трудности. Также можно сказать и про антифрикционные чугуны, которые обладают низким коэффициентом трения и относительно неплохой стойкостью к износам.

Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе.

Подшипники, которые работают при более высоких ударных нагрузках и жестких температурных режимах, преимущественно изготавливают на оловянной основе. При заливке толстостенных подшипников в больших количествах используют безоловянный свинцово-кальцыевой баббит.

Таблица 2.

Химический состав кальциевых баббитов.

Марка сплаваХимический состав, %
КальцийНатрийОловоМагнийСвинецПримесей не более
ВисмутСурьмаМедьМагнийПрочие
БК0,85-1,150,6-0,9Ост.0,10,250,020,3
БК20,35-0,550,25-0,51,5-2,50,04-0,09»0,20,20,150,3

Марки баббитов. Область применения баббитов.

 

Б89 – баббиты данной марки используют для особо ответственных узлов и механизмов работающих при высоких скоростях и давлениях выше 150 кг/см2, например для подшипников авиадвигателей.

Б83 – баббиты ответственного назначения, применяют для изготовления подшипников электродвигателей, компрессоров с большой мощностью, турбин, дизелей и паровых машин.

Б16 – из баббитов данной марки изготавливают подшипники дробилок и паровозов, а также ненагруженные вкладыши электровозов, электродвигателей и паровых машин.

БН – это подшипники, применяемые в легковых и грузовых автомобилях, тракторах, паровозах и компрессорах.

БТ – применяются для изготовления подшипников автомобильных и тракторных двигателей.

Б6 – это подшипники для шаровых мельниц, нефтяных двигателей и дымососов.

БК – баббиты этой марки предназначены для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя более 3 мм).

БК2 – баббиты также используются для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя менее 1 мм), изготавливают подшипники для железнодорожных вагонов.

.

Баббит свойства.

 

Таблица 3.

Физико-химические свойства баббитов.

Наименование показателейМарка баббита
Б83Б16БНБТБ6БК
Удельный вес, г/см27,389,299,559,79,6910,5
Начало затвердевания, °С370410400400416440
Конец затвердевания, °С240240240240232320
Сопротивление сжатию, кг/мм211,512,312,712,813,616
Осадка при сжатии, %3814,7252319
Твердость по Бринелю, кг/мм2303029263232
Ударная вязкость, кг/см20,60,140,30,260,15

0,8

mechanicinfo.ru

Баббит

Баббит – это специальный антифрикционный сплав на основе олова или свинца, чаще всего используется для заливки вкладышей подшипников. Отличные антифрикционные качества баббита связаны с его особой гетерогенной структурой, которая характеризуется наличием твёрдых частиц в мягкой пластичной основе сплава. Таким образом, олово или свинец является пластичной основой сплава, которая обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу. В сплаве есть также твердые включения, которые служат опорой подшипника, обеспечивая ему небольшое трение и износ. Определенные марки баббиты содержат такие добавки как сурьма, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний и др. Баббит обладает низкой температурой плавления в рамках 300 – 440°C, а также хорошей прирабатываемостью.

Баббиты одни из старейших антифрикционных легкоплавких гетерогенных сплавов, которые широко применяются до сих пор. Баббит был изобретён Исааком Баббитом (I. Babbitt, США) в 1839, в качестве материала для подшипников паровых машин.

Баббит бывает трех вдов в зависимости от материала основы:
– Оловянным
– Свинцовым
– Кальциевым

Отличие оловянного баббита состоит в том, что он по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, а также износоустойчивостью и теплопроводностью. При сохранении всех этих качеств он имеет более низкий коэффициент линейного расширения.

Преимущество свинцовых баббитов состоит в том, что они могут работать при более высокой температуре подшипника, чем оловянные. Поэтому свинцовый баббит применяется для заливки подшипников двигателей автомобилей, тракторов, прокатных станов.

Кальциевые сплавы – это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и натрия. Кальциевые баббиты могут быть легированы другими элементами. Свинцовокальциевый баббит используется в первую очередь для подшипников подвижного состава и железнодорожного транспорта.

Химический состав, марки баббитов должны соответствовать ГОСТам. Для оловянных и свинцовистых баббитов есть ГОСТ 1320-74, для кальциевых – ГОСТ 1209-90. В зависимости от химического состава выделяются такие марки баббитов: Б88, Б83, Б83С – оловянные баббиты, Б16, БН и БС6 – свинцовые баббиты. В зависимости от состава баббитов опередляется их область применения. Так свинцовый баббит Б-16 используется для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин; деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения, которое подвергается большим нагрузкам. Оловянные баббиты Б-83,88 используются в первую очередь в подшипниках, которые работают при больших скоростях и средних нагрузках; например, подшипники турбин, крейцкопные, мотылевые и рамовые подшипники малооборотных дизелей, опорные подшипники гребневых валов.

Наша компания предлагает различные виды баббитов для использования в различных сферах промышленности.

metallsk.ru

. , – ,

– , , . , .

 

  1320-74, %

 

 

Sn

Sb

Cu

Cd

Ni

As

Pb

Fe

As

Zn

Pb

Bi

Al

88*

7,3-7,8

2,5-3,5

0,8-1,2

0,15-0,25

0,05

0,05

0,005

0,1

0,05

0,005

83**

10-12

5,5-6,5

 –

0,10

0,05

0,004

0,35

0,05

0,005

83

9-11

5-6

1,0-1.5

0,10

0,10

0,01

_

0,05

0.005

16

15-17

15-17

1,5-2

0,10

0,30

0,15

_

0,10

0,010

9-11

13-15

1,5-2

0,1-0,7

0,1-0,5

0.5-0.9

0,10

.

0,02

_

0,10

0,05

6

5,5-6,5

5,5-6.5

0,1-0,3

0,05

0,10

0,05

0,01

.

0,07

0,005

* – 0,35%; **- 0,5%, 83 – 3%;

22 .

 

1209-90 

,

AI

Pb

Na

Mg

Sn

Bi

Sb

Cu

Al

Mg

*

0,95-1,15

0,2

.

.

0,1

0,25

 

_

0.20

030

2

0,3-0,55

11,2-0,4

0,01-0,05

1,5-2,1

0,20

0,20

0,15

0,02

_

0,30

2

0,65-0,9

_ _

0,7-0,9

0,03-0,09

1,5-2,1

0.20

0,20

0,15

0,02

_

0,30

* – no 0,05%; 28 .

 

–  

,

/3

,

,

,

,

,

,

88

7.35

27-30

320

380-420

83

7.38

27-30

80-85

110-120

240

370

440-460

83

7,4

27-30

230

400

440-460

9.55

27-29

7-7.4

12.5-13

240

400

480-500

16

9.29

30

8.6

14,7

240

410

480-500

6

10.05

15-17

 

247

280

 

 

88

, 19,6; 14,7 , 50/. 75 .

1320-74

, . .

83,

83

, 14,7; 9,8 , 50/, 70 .

1320-74

, . , – ; , .

, 9,8; 7,4 , 30 /. 70 .

1320-74

, . ,

16

, 9,8 , 130 /. 70 “.

1320-74

– , , .

6

  , 14,7 . 70 .

1320-74

.

,

2

 

1209-90

.

2

 

.

 

 

www.libmetal.ru

Баббиты

Общее название антифрикционных сплавов на основе олова или свинца с добавками сурьмы, меди и других элементов.
Применяются для заливки подшипников скольжения. Отличаются хорошей прирабатываемостью, низкой температурой заливки и малым коэффициентом трения. Все баббиты обязательно должны иметь гетерогенную структуру, состоящую из твердых включений и мягкой основы. После непродолжительной приработки на поверхности вкладыша образуется микрорельеф, позволяющий удерживать смазку между выступающими твердыми включениями вкладыша и поверхностью вала. Название происходит от имени американского изобретателя И. Баббита /I. Babbit, 1799-1862/.
  1. Низкий коэффициент трения со стальной поверхностью.
  2. Малый износ трущейся пары.
  3. Способность выдерживать достаточные удельные давления.
  4. Должны обладать небольшой температурой плавления.

Для уменьшения коэффициента трения всегда между трущейся парой стараются ввести смазку. Если структура одного из элементов трущейся пары (вкладыша) неоднородна и состоит из мягкой основы и твердых включений, то после непродолжительной приработки на поверхности вкладыша образуется микрорельеф, на котором способна удерживаться смазка.

По этому признаку все баббиты можно разделить на следующие группы:

  1. Оловянные баббиты.
  2. Свинцовые баббиты.
  3. Кальциевые баббиты.
  4. Цинковые баббиты.
  5. Алюминиевые баббиты.

Коэффициент трения таких баббитов по стали без использования смазочных материалов составляет примерно 0,07, а при использовании смазки может доходить до 0,004. Температура плавления их составляет примерно 250-280 °С. Оловянные баббиты – это сплавы системы Sn – Sb, и они описываются соответствующей диаграммой состояния.

В этой системе возможно образование следующих фаз:
  1. α-фаза – твёрдый раствор сурьмы в олове. Максимальная концентрация сурьмы в таком растворе составляет 10 %.
  2. β’-фаза – твёрдый раствор на базе интерметаллидного соединения состава SnSb при концентрации олова 42-58 %.
  3. γ-фаза – твёрдый раствор олова в сурьме.

Наибольшее распространение из группы оловянных баббитов получили сплавы, содержащие не более 13 % Sb, имеющие двухфазную структуру α + β’. Следует заметить, что твердость олова невелика, составляя 5 НВ. Введение в сплав сурьмы способствует повышению твердости сплава. Однако при концентрации сурьмы свыше 13 % в оловянных баббитах заметно возрастает склонность к ликвации, что является нежелательным явлением. Для устранения явления ликвации в оловянные баббиты вводят медь.

На рисунке представлена микроструктура оловянного баббита марки Б83, состоящего из 10-12 % сурьмы, 5,5-6,5 % меди и остальное – олово. На темном фоне α-фазы видны кубические включения соединения SnSb в виде мелких тёмных включений, заметны соединения состава Cu2Sn.

Оловянные баббиты рекомендуют использовать для изготовления тяжело нагруженных подшипников скольжения паровых турбин, турбокомпрессоров, дизелей, электродвигателей и т.д.

Они являются более экономичными, по сравнению с оловянными. Мягкой основой в таких сплавах является эвтектика, состоящая из 13 % Sb и 87 % Pb. Твёрдость сплаву придают кристаллы сурьмы.

Для улучшения прирабатываемости и вязкости сплава в его состав вводят олово, но здесь оно не является основой сплава. В составе свинцовых баббитов может находиться медь в количестве от 0,7 до 3 %. Так же, как и в оловянных баббитах, она устраняет ликвацию сплавов, повышает твердость и ударную вязкость. Для повышения жидкотекучести вводят до 1 % мышьяка, а для повышения прочности и коррозионной стойкости вводят до 2,25 % кадмия. Кроме этого, для повышения износостойкости вводят до 0,20 % теллура. В связи с наличием в составе свинцовых баббитов большого количества компонентов, анализ этих диаграмм довольно затруднителен. Иногда приходится учитывать не двойную диаграмму состояния, а тройную, четверную и более сложные диаграммы, где появляются не только продукты обычной двойной эвтектической реакции, но и продукт тройной эвтектики – ((α + (α + β) + γ)).

На рисунке 4 показана микроструктура свинцового баббита марки Б16, состоящего из 15-17 % олова, такого же количества сурьмы, 1,5-2,0 % меди, остальное – свинец. Здесь крупные светлые включения, приближающиеся по форме к квадратным – кристаллы SbSn. Они располагаются на фоне указанной выше тройной эвтектики.

Свинцовые баббиты рекомендуют использовать для изготовления подшипников в следующих случаях:

Марка Б16 – для паровых турбин, лесопильных рам, гидротурбин, элетродвигателей, компрессоров;

Марка Б6 – для металлообрабатывающих станков и вентиляторов;

Марка БТ – для автомобилей и тракторов;

Марка БН – для двигателей внутреннего сгорания, редукторов и т.д.

Основой таких баббитов служит твердый раствор натрия в свинце, а твердые включения представляют собой химические соединения состава Pb3Ca. Это разновидность свинцовых баббитов. Кроме натрия и кальция в состав таких сплавов может входить незначительное количество алюминия, который способствует повышению пластичности, прочности и антифрикционных свойств баббитов, хотя по этим показателям кальциевые баббиты заметно уступают оловянным.

К недостаткам кальциевых баббитов является то, что в процессе плавки из них выгорает все большее и большее количество натрия и кальция, что, в свою очередь, Отрицательно сказывается на свойствах сплавов такого типа. Для снижения угара этих элементов в баббиты вводят до 2,5 % олова. Кроме того, олово способствует хорошему сцеплению самого баббита со стальным корпусом подшипника.

Одной из особенностей кальциево-натриевых баббитов является склонность их к старению, в результате которого увеличивается твердость.

Микроструктура кальциево-натриевого баббита марки БКА представлена на рисунке 5.

Здесь четко просматриваются светлые дендриты химического соединения состава Pb3Ca, которые расположены на темном фоне твердого раствора натрия в свинце. Из таких сплавов рекомендуют изготавливать подшипники редукторов, металлообрабатывающих станков, буксовые подшипники вагонов и т.п. Эти материалы допускают давление до 1000 МПа (100 кгс/мм2).

Мягкой основой в таких сплавах является эвтектика (α + β), а твердые включения представляют собой или Al, или химическое соединение состава CuZn3. На рисунке 6 изображена диаграмма состояния сплавов системы Zn – Al, из которой можно заметить, что в рассматриваемой системе при комнатной температуре существуют две фазы:

α-фаза – твёрдый раствор цинка в алюминии;

β-фаза – твёрдый раствор алюминия в цинке. При этом при комнатной температуре растворимость алюминия настолько низкая, что указанную фазу можно считать, как чистый цинк.

В интервале температур 275…350 °С и в интервале концентраций алюминия от 22 % до 67 % α-фаза подвергается распаду с образованием α2-фазы, в которой находится 22 % алюминия и 78 % цинка. Наряду с α2-фазой будет выделяться α1-фаза, в которой находится только 67 % цинка. Незначительные добавки в сплав магния приводит к стабилизации размеров изделий.

На рисунке 7 показана микроструктура цинкового баббита марки ЦАМ 10-5. В таком сплаве находится 10-12 % Al, 4-5 % Cu, 0,03-0,06 % Mg. Остальное – цинк.

Главный недостаток цинковых баббитов в том, что у них самый высокий коэффициент линейного расширения, что требует назначения больших зазоров в трущихся парах.

Такие сплавы заметно уступают по коэффициенту трения оловянным баббитам, но их достоинство в низкой стоимости. У алюминиевых баббитов, как и у цинковых, большой коэффициент линейного расширения, что требует более тщательной сборки подшипников.

См. также:

Баба молота   База

sl3d.ru

Бабит

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Уважаемые посетители сайта!
Учитывайте, пожалуйста, разницу во
времени – московское время + 6 часов.
Не звоните ночью!

Баббит – это специальный антифрикционный сплав на основе олова или свинца, чаще всего используется для заливки вкладышей подшипников. Отличные антифрикционные качества баббита связаны с его особой гетерогенной структурой, которая характеризуется наличием твёрдых частиц в мягкой пластичной основе сплава. Таким образом, олово или свинец является пластичной основой сплава, которая обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу. В сплаве есть также твердые включения, которые служат опорой подшипника, обеспечивая ему небольшое трение и износ. Определенные марки баббиты содержат такие добавки как сурьма, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний и др. Баббит обладает низкой температурой плавления в рамках 300 – 440°C, а также хорошей прирабатываемостью.

Баббиты одни из старейших антифрикционных легкоплавких гетерогенных сплавов, которые широко применяются до сих пор. Баббит был изобретён Исааком Баббитом (I. Babbitt, США) в 1839, в качестве материала для подшипников паровых машин.

Баббит бывает трех вдов в зависимости от материала основы:
– Оловянным
– Свинцовым
– Кальциевым

Отличие оловянного баббита состоит в том, что он по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, а также износоустойчивостью и теплопроводностью. При сохранении всех этих качеств он имеет более низкий коэффициент линейного расширения.

Преимущество свинцовых баббитов состоит в том, что они могут работать при более высокой температуре подшипника, чем оловянные. Поэтому свинцовый баббит применяется для заливки подшипников двигателей автомобилей, тракторов, прокатных станов.

Кальциевые сплавы – это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и натрия. Кальциевые баббиты могут быть легированы другими элементами. Свинцовокальциевый баббит используется в первую очередь для подшипников подвижного состава и железнодорожного транспорта.

Химический состав, марки баббитов должны соответствовать ГОСТам. Для оловянных и свинцовистых баббитов есть ГОСТ 1320-74, для кальциевых – ГОСТ 1209-90. В зависимости от химического состава выделяются такие марки баббитов: Б88, Б83, Б83С – оловянные баббиты, Б16, БН и БС6 – свинцовые баббиты. В зависимости от состава баббитов опередляется их область применения. Так свинцовый баббит Б-16 используется для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин; деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения, которое подвергается большим нагрузкам. Оловянные баббиты Б-83,88 используются в первую очередь в подшипниках, которые работают при больших скоростях и средних нагрузках; например, подшипники турбин, крейцкопные, мотылевые и рамовые подшипники малооборотных дизелей, опорные подшипники гребневых валов.

Наша компания предлагает различные виды баббитов для использования в различных сферах промышленности.

75mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *