Инструмент ручной для резьбы по дереву – Инструмент для резьбы по дереву

alexxlab | 13.11.2019 | 0 | Разное

Инструмент для резьбы по дереву

Сначала вам понадобится небольшое число инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, приобретайте инструменты по мере необходимости. Обычно при покупке набора вы не экономите ни копейки, зато всегда остаются вещи, которые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты по дереву из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.


Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кривизна, тем цифра больше. Так, стамеска с номером 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древесины. чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, характеризуется широким диапазоном – от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стамески с углом от 60 до 70 градусов. При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на иол, когда вы положите его на стол. Иначе вам постоянно придется чинить лезвие. Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески размером с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками резьба по дереву эскизы.


Стандартные стамески с деревянной ручкой


Ножи: Сверху вниз почасовой стрелке: нож со сменным лезвием, нож с изогнутым лезвием, два ножа с фиксированным лезвием; лезвия и стамески для ножа первого типа


Стамески и их полотна: А и В. Средние стамески. С. Крутая стамеска. D. Отлогая стамеска. Е. Прямая стамеска. F. Церазик. G. Клюкарза. Н. Уголок. I. Резак. J. Косяк


Ножи

Вам понадобится хороший нож – тот, которым будет удобно работать. Существует три вида ножей – со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наиболее безопасны. Ножи также различаются но форме лезвия и тину стали. Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC – оно сохранит остроту дальше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стали. Для отделки и создания формы я использую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вместо заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.


Пилы

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применяется лучковая пила («змейка»). Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.


Лучковая пила


Специальные инструменты

Эти инструменты не пригодятся в работе над проектами, о которых рассказывается в книге, но они могут быть использованы для некоторых особых случаев. Скобель применяется для снятия коры и для быстрого грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, идеальное при изготовлении ложек, чашек или масок.


СВЕРХУ – скобель; СНИЗУ – ложечный нож


Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты плоской, полукруглой или круглой формы всегда используйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообразную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких щепок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков ремонт старой мебели.


Напильники


Напильники типа riffler


Инструменты для полировки

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилиндры в составе ручной дрели или пресса незаменимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхности и характером материала, отвечая самым разным запросам. Наждачную бумагу применяйте только но завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструменты быстро затупятся.


Шлифовальные цилиндры и алмазные головки


Электрические инструменты

Когда вы начнете мастерить заготовки самостоятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко превосходя все, что можно сделать при помощи лучковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не всякое дерево. Ленточные и дисковые шлифовальные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазоном головок дня обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные аппараты и маленькие высокоскоростные резчицкие станки по дереву. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-поступательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».


Укрепляющие приспособления сверху вниз по часовой стрелке: плоскогубцы, резчицкий болт, тиски, быстрый зажим и перчатка резчика

Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто использую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Гели вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защитить руку. У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.


Упор

Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы режете дерево пилой-«змейкой», советую использовать Упор – обычную доску, поддерживающую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда обрабатываете заготовку. Размеры упора представлены на рисунке.


Опора на верстачных тисках


Размеры опоры: Используйте доску размерами 1/2 х4 х 12 дюймов (1,3 х 10,2 х 30,5 см)


Верстачные тиски

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстачные тиски. Одна клемма удерживает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке выскользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.


Заточка инструментов

Перед вами вид верстачных тисков сверху. Для них вам понадобится один кусок клееной фанеры размером 3/4 х 12 х 12 дюймов (1,9 х 30,5 х 30,5 см). Для трех крестовин необходимы два куска пиломатериалов размерами 1x1x12 дюймов (2,5 х 2,5 х 30,5 см) и один кусок размерами 1x1x11 дюймов (2,5 х 2.5×30,5 см). Прикрепите крестовины клеем и шурупами, как это показано на рисунке


Верстачные тиски: вид сбоку

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанавливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему правки; каждый нашел свою процедуру, удобную лично для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи – электрические приспособления. Первым делом следует заточить лезвие при помощи мелкозернистого абразива, например алмазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхности, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лезвием и деревом. Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если останется ровный след, то лезвие острое. Если волокна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще. Правка лезвия на алмазном камне Дополнительные приспособления Электрические инструменты для выжигания могут быть использованы при окрашивании изделия, придании фактуры, а также для подписи заботы. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты художника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перенесения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источник света и увеличительное устройство.


Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инструменты, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, потраченное на заточку.


Итого: необходимые инструменты

Следующие инструменты – минимум, необходимый для изложенных в этой книге проектов.


Режущие инструменты

Нож (желательно с фиксированным лезвием) Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь) № 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм) № 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм) Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора



  • Фотокопировальная машина (ксерокс)

  • Лучковая пила («змейка»)

  • Опора

  • Карандаш

  • Линейка

  • Циркуль

  • Калька

  • Копировальная бумага


Инструменты и материалы для шлифовки



  • Наждачная бумага (зернистость от 150 до 400)

  • Абразивы с тканевым задником

  • Открытые абразивы

  • Гибкие пластиковые подушечки (серые и белые)


Материалы для крепления (что-нибудь одно как минимум)



  • Верстачные тиски (см. стр. 10)

  • С-зажим

  • Тиски

  • Глухарь

  • Резиновая подушечка для резьбы


Отделочные материалы



  • Кусок материи

  • Древесный клей

  • Проникающий или поверхностный полировочный материал (но желанию)


Обеспечение безопасности



  • Бинты

  • Специальная перчатка

  • Пальцезащитная лента

brigadeer.ru

виды насадок и правила работы

Гравировкой по дереву можно с гордостью назвать самую точную фрезерную обработку деревянных изделий. Эта машинка способна творить чудеса в виде самых невероятных орнаментов, рисунков, узоров и надписей на различных изделиях.

Бормашины по дереву существуют самые разнообразные, но особого внимания заслуживают компактные и удобные граверы, при помощи которых можно наносить штриховую либо обронную резьбу.

Также следует отметить и бормашины на лазерной технологии. Это своего рода граверные комбайны с огромным количеством функций, в том числе и 3D.

На чем основываться при выборе

Резьба по дереву мероприятие ответственное и поэтому к выбору относится, следует не торопясь. Различают граверы по таким показателям:

  1. Мощность двигателя бормашины.
  2. Скорость вращения.
  3. Крутящий момент.

При выборе многие акцентируются на максимальном количестве оборотов, но на самом деле, те же 30 тысяч попросту лишние и почти не используются. Если точнее, то работая крупным дремелем можно ограничиться 10 тысячами, средним – 20 000.

Если же важны такие качества как высокие нагрузки гравера и одновременно работа на высоких оборотах то ничего не остается, как приобрести 2 бормашины, так как такой степени универсальных машин пока не придумали.

Самым актуальным в приобретении гравера будет покупка:

  • Мощного дремеля.
  • Компактной бормашины для работы на больших оборотах.

Чем оснастить бормашину

Практически каждая бормашина для резьбы по дереву имеет комплектацию из различных насадок. Но дело в том, что резьба у каждого пользователя может носить собственный характер и иногда приходится приобретать комплектующие дополнительно.

Чаще всего в домашних условиях приходится докупать насадки следующего типа:

  1. Абразивные диски.
  2. Для обработки тонких деталей – зубчатые лезвия.
  3. Для черновой и финишной обработки материала обязательно понадобятся щетки.
  4. Обычные фрезы для бормашины.
  5. Шарошки, с помощью которых резьба может быть отполирована и отшлифована.
  6. Различные буры с наконечником в виде шара.
  7. Для просверливания также понадобятся сверла различного диаметра.

Очень часто граверы принято комплектовать цанговыми патронами, которые пользователи не очень жалуют из-за точечного зажима.

Минус этого зажима в том, что когда достигается сильная нагрузка, в патроне начинает проворачиваться хвостовик.

Как работать ручной бормашиной и несколько полезных советов

Для того чтобы резной рисунок оказался действительно красивым, необходимо следовать простейшим инструкциям при проводимых работах:

  • Для начала из листа плотной бумаги следует сделать трафарет.
  • Потом с помощью специальной копирки перенести его на деревянную заготовку.
  • Следующий этап – первичная обработка детали игольчатыми фрезами. Также можно использовать небольшие буры для прорисовки контура.
  • После этого требуется сделать обводку с помощью оснастки с крупными наконечниками.
  • Вслед за этим наносится основа в виде втирания краски нейтральных тонов.
  • И наконец, в форме финишного декора материал следует посыпать бронзовой пудрой. Лишнюю пудру желательно аккуратно сдуть, либо протереть мягкой фланелью.

Благодаря тому что при работе применяется трафарет, процесс гравировки многократно упрощается. Для этого хватает наложения узора на материал, вырезать древесину до нужной глубины. После этого можно переносить трафарет на остальную часть доски или продолжить работу с другим узором.

Для тех кто работает с этим инструментом впервые, рекомендуется воспользоваться специальной рукоятью либо гибким валом. От этого может зависеть насколько точно будет проработано изображение.

Что касается полноправных профи, то они могут работать практически с любым рисунком и узорами и не только ручным гравером, но и более сложными машинами и оснастками.

Под конец следует добавить несколько полезных советов. Любая резьба будет действительно красивой на том материале, у которого четко отображена монолитная структура. К таким породам можно отнести грушу, ольху, липу и бук. Что касается дуба сосны и ясеня то они хоть и пригодны, но не позволяют отобразить качественный рисунок.

Также важно для выбора фона на более крупном по объему материале, использовать насадки имеющие ограничитель.

Не менее важное замечание в том, что глубину прорези следует регулировать до начала работы и еще лучше, если предварительно поработать на ненужном кусочке древесины.

И напоследок. Если опыта недостаточно, или имеются иные вопросы, можно просто посмотреть специальный видео урок, в котором все максимально и доступно понятно даже новичку.

Видео: бормашинка для резьбы по дереву для начинающих

derevostroika.ru

Инструмент для резьбы по дереву

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на  зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.  Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке. 

 

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

 

 

 

 

les.novosibdom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *