Картинки для чеканки по меди – “КОТ УЧЕНЫЙ” Объемная чеканка по медному листу

alexxlab | 18.05.2020 | 0 | Разное

ФОТО ЧЕКАНКА. ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ ФОТО. Художественная ЧЕКАНКА ФОТО. Чеканка по меди фото. Качество ЧЕКАНКИ ФОТО

Оценить качество чеканки Вы можете по нашим работам, представленным в этом разделе.

В данном разделе показаны лишь некоторые ФОТО ЧЕКАНКИ по металлу.

Чеканка на меди – фамильный Герб, медь, патинирование, рельефная проработка деталей, закрепление на жесткой основе, размер 60х75 см

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка на латуни – панно Тадж-Махал 60х90 см, латунь, 4 уровня рельефов, максимальная высота рельефа 15 мм, декоративная проработка мелких элементов, чернение и патинирование

ФОТО ЧЕКАНКИ

. Чеканка на меди – художественная композиция «Лев», выполненная в виде круглого настенного панно диаметром 50 см

ФОТО ЧЕКАНКИ. Картина на латуни «Кони» выполнена размером 60х75 см с приданием выразительности и динамики скачущих лошадей

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка – картина здания ратуши «Роза Хутор», медь, чернение и патинирование, полная детализация элементов как на оригинальном здании, монтаж действующих часов, оформление картины из меди в раму

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка на латуни

– декоративное панно из латуни «Георгий Победоносец», декоративное чернение, комплект их 3-х изделий диаметром 44 и 50 см

Чеканка на латуни «Энергия в движении», выполнена в виде картины на металле, рельефная проработка деталей, патинирование на этапе отделки, размер 42х60 см, оформление в багет по стилю

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка на меди – «Богоматерь с младенцем», художественная чеканка портретов и орнаментов исполнена с высокой степенью проработки элементов, патинирование с эффектом винтажности придает благородный вид композиции

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка на меди – картина на меди «Байкер», объемная проработка основных элементов, детализация отдельных деталей, полировка и подготовка к серебрению

ФОТО ЧЕКАНКИ. Декоративные чаши из латуни с чеканкой рисунка, диаметр чаш 55 см, полировка, патинирование

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка фамильный герб на фоне щита, рельефная прочеканка всех элементов, фактурная обработка фона герба, чернение и патинирование, монтаж на основу из фанеры

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканное панно из меди «Спас Нерукотворный», портрету придан дополнительный объем, чернение, края панно сделаны в виде свитка рукописи

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – подарочное панно герб ВОСО (ВОенные СОобщения), латунь, эмаль, чернение

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по медичеканная вывеска из меди для кафе в национальном узбекском стиле, размер 500х55 см, чернение, патинирование

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по алюминию – декоративная тарелка, старение, отделка «под серебро»

ФОТО ЧЕКАНКИ

. Чеканка по меди – «Божья Мать Скоропослушница», медь, чернение, стразы, багет

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка – декоративное панно «Орлы» для отделки кафе, размер панно 1,6х0,8 метра, сварка и проковка швов, рельефный рисунок 10 мм, декоративный кант по периметру, патинирование и обработка термозащитным составом

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – герб с лилией в центре композиции и девизом «Боишься – не делай, делаешь – не бойся», брутальный рельеф и ажурный узор, отделка – патинирование по стилю

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по серебру – оклад для иконы, увеличенный рельеф, чернение, резка по контуру

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка «Георгий Победоносец» – материал медь, серебрение, инкрустация, чернение, бархат, подарочная коробка из дуба

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – подарочная декоративная тарелка: латунь, чеканка, гравировка, чернение

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – подарочная чеканка в форме тарелки

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно «Охота Хищников»

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно «Лошади»

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно «Фруктовая поляна»

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно «Жар птица»

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – фамильный герб «Берлога»

ФОТО ЧЕКАНКИ

. Чеканка по меди – декоративное панно «Орнамент»

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – оформление интерьера ресторана

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративная отделка коммуникаций

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративная отделка коммуникаций

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – деревянная люстра с элементами чеканки

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – кованый стол с чеканной поверхностью и закаленным стеклом

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – кованый стол с чеканной поверхностью и закаленным стеклом

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – элемент оформление ресторан Бухара

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – светильник с витражом Тиффани

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – декоративное панно

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – декоративное блюдо

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – геральдика

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди

– геральдика

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – люстра, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – люстра, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюдо, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюдо, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюда и люстра, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюда, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюда и люстра, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – блюда и люстра, реконструкция для кино

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – ворота Валаам

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по алюминию – флюгер Витязь

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по алюминию – башня Витязь, комплексное оформление

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – парковая скульптура Цапля

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – парковая скульптура Орел

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – скульптура Носорог

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по меди – Свиристель на кованую решетку

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – памятная доска Сердце

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – накладки с драконами для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – накладки с драконами для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – накладки с драконами для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – накладки для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – Т-образные накладки с драконами для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – Г-образные накладки на профиль для отделки панно в китайском стиле

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – панно «Горянка». Материалы латунь, дерево, размер 28х38 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни и меди – панно «Охотничий трофей», диаметр 58 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни и меди – панно «Тост», размер 35х24 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни и меди – панно «Встреча», размер 48х37 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни и меди – панно «Вечер», размер 48х23 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни и меди – объемная вывеска «Мешок счастья», надписи на вывеске сделаны по технологии травление металла, размер 30х40 см.

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – рукомойник с двумя носиками и декоративной цепочкой

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка алюминия – оклады для книг

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка алюминия – театральный бинокль: алюминий, стекло

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по алюминию – корпоративный герб, алюминий, чернение

ФОТО ЧЕКАНКИ. Чеканка по латуни – герб на барабан, латунь, полировка

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка – богородичный венец с рельефными узорами, диаметр чеканного венца 46 см

ФОТО ЧЕКАНКИ. Медная чеканка – венцы для окладов икон, чеканка, медь 0,5 мм, полировка

Закажите изготовление ЧЕКАНКИ у нас, и Вы получите лучшее качество и авторское исполнение.


Похожие статьи:

Последние статьи:

Прошлые статьи:


hammering.su

медная ЧЕКАНКА и ЧЕКАНКА по латуни

ЧЕКАНКА – один из видов древнейшего декоративно-прикладного искусства и художественной обработки металла.

ЧЕКАНКА – технологический процесс изготовления рисунка, надписи или изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

Чеканка по металлу является одним из удивительных искусств. Ковкость металла и его способность к растяжению хорошо использовали еще древние художники и мастера, но и сегодня традиции и техника ЧЕКАНКИ существуют, в том числе, благодаря и нашим чеканщикам.

Чеканка по металлу – это обширный раздел художественной обработки металла, который охватывает разнообразные изделия, различные по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений до объемно-скульптурных трехмерных изделий.

Чеканка по металлу – наиболее трудный из всех видов художественной чеканки, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе работы, а при чеканке по литью происходит только выявление и завершение ранее созданной формы, отлитой из различных металлов.

Настоящая ЧЕКАНКА – сложное и требующее высокого профессионализма мастерство. Профессионально изготовить чеканку – небольшое изделие или крупную картину, которая доставит несомненное удовольствие Вам, друзьям и близким, – может только опытный мастер чеканщик.

ЧЕКАНКА, выполненная нашими мастерами чеканки, никогда не остается незамеченной. Картины, предметы интерьера, чеканные изделия – станут объектом гордости и подчеркнут неповторимый стиль Вашего дома или заведения.

ЧЕКАНКА широко распространена при изготовлении различных декоративных и художественных изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов.

Сейчас ЧЕКАНКА по металлу широко используется в оформительских архитектурных работах, при изготовлении рельефов, скульптуры. Также ЧЕКАНКА применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Наши мастера чеканки используют технику художественной чеканки, создавая неповторимые произведения, применяя уникальные технологические приемы.

В технологии чеканки много своих профессиональных секретов, дающих различные художественные эффекты. Знание большинства из них и большой практический опыт изготовления чеканки позволяют нам гарантировать высокое качество чеканки.

ЧЕКАНКА и вид выполняемых работ, в первую очередь, зависят от пожелания заказчика и стиля интерьера, который планируется.

Мы выполняем чеканку на заказ:

  • выполняем разработку эскизов для картин, дизайн интерьеров под ЧЕКАНКУ и эскизов для эксклюзивных изделий
  • изготавливаем изделия от классических до многослойных картин, в том числе с комбинацией металлов для придания многоцветности
  • выполняем изготовление деталей интерьера из художественной чеканки различной сложности по заданным размерам
  • делаем финишную отделку от классического чернения до придания металлу различных цветных оттенков
  • осуществляем инсталляцию чеканных фрагментов в деревянную мебель
  • применяем чеканное искусство в авто и мото тюнинге
  • кованые столы с чеканной поверхностью и закаленным стеклом
  • кровати и комоды с ручной резьбой по дереву и элементами чеканки
  • чеканные колонны и ширмы, чеканные карнизы
  • панно из ЧЕКАНКИ и картины
  • медные подносы и тарелки
  • камины, мангалы и т.д. с элементами ЧЕКАНКИ

Мы можем оформить индивидуальной авторской ЧЕКАНКОЙ элитные рестораны, интерьеры квартир, загородных домов и коттеджей.

Чтобы создать неповторимую и индивидуальную ЧЕКАНКУ для Вас мы используем несколько традиционных способов.

Ажурная ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ

Этот вид чеканного мастерства еще называется «железными кружевами». Фон изображения высекается с помощью специальных сечек, потом по этим линиям проводится высечка. Отжиг таких чеканных изделий производится с особенной осторожностью, чтобы не расплавить тонкие перегородки.

Часто материалом для ажурной ЧЕКАНКИ служит уже готовое объемное изделие. В этом случае мы выполняем главное условие изготовления чеканки – соблюдаем ритм пустот и линий рисунка, чтобы в результате получился красивый ажурный орнамент.

Контурная художественная ЧЕКАНКА

Контурная ЧЕКАНКА выполняется на плоском листовом металле без выколотки рельефа. Контурная ЧЕКАНКА напоминает гравировку, но, в отличие от последней, может быть как вогнутой, так и выпуклой. Чаще всего контурной ЧЕКАНКОЙ украшаются различные предметы интерьера. Очень хорошо смотрится орнамент, выполненный контурной художественной чеканкой в одну линию. При этом для придания линиям дополнительной четкости фон можно немного опустить. Также часто фон покрывается мелким орнаментом.

ЧЕКАНКА на объемных изделиях

У этого вида ЧЕКАНКИ есть свои особенности. Он более сложен по сравнению с ЧЕКАНКОЙ на плоской поверхности. Но и с такой сложной работой могут успешно справиться наши чеканщики. При этом при создании рисунка с учетом формы изделия мы делаем несколько разверток – плоских изображений будущего объемного изделия.

Изготовление рельефа

Это самая сложная часть изготовления чеканки. Высокий рельеф обычно выколачивается комбинированным способом. Вначале выколачиваются общие контуры, а на следующем этапе изделию придается рельеф четкости и формы окончательно выравниваются.

Окончательная прочеканка изделия

Детальная обработка всех форм ЧЕКАНКИ производится в самую последнюю очередь. Эта работа направлена на создание завершенного вида изделия.

Большую роль в придании чеканки по металлу дополнительного блеска играет фон и фактура чеканных поверхностей. Очень выигрышным является комбинация различных орнаментов, матовой и гладкой поверхностей, другие стилистические приемы и их сочетание.

Прекрасные декоративные свойства ЧЕКАНКИ позволяют нам создавать новые интересные и уникальные изделия, как в сложившихся традициях этого вида творчества, так и добавлять свои формы подачи.

Мы изготавливаем ЧЕКАНКУ в основном в историческом, современном и в этническом стилях (восточный, марокканский, грузинский, узбекский и т.д.).

Но можем выполнить художественную чеканку и в древнерусском стиле, и в модерне.

Мы применяем такие металлы для ЧЕКАНКИ как медь, латунь, алюминий, в редких случаях – сталь.

Материалом для чеканных работ служит листовой металл различной толщины. Одним из основных свойств металла для чеканки является его пластичность, т.е. способность деформироваться под действием внешних сил без разрушения и давать остаточную деформацию.

Наиболее часто мы используем листы толщиной от 0,2 мм до 1 мм. Однако для крупных работ с высоким рельефом мы применяем и более толстые листы, например, для чеканки по меди – красную медь толщиной до 2 мм, для изделий из алюминия – листы до 2,5-3 мм.

Для художественной чеканки в основном мы применяем листы толщиной от 0,3 мм до 1 мм, для строительных работ, например, для угольников, ворот, калиток, барбекю, вытяжек и т.д. – листы толщиной от 0,8 мм до 3 мм.

Металлы и сплавы для ЧЕКАНКИ – особенности

Для ЧЕКАНКИ красная медь применяется довольно широко. Красная медь обладает исключительной пластичностью и вязкостью и легко восстанавливает свои пластические свойства после отжига. Из меди легко чеканить. Она легко принимает самую разнообразную форму, допускает выколотку высокого рельефа. Медь хорошо прокатывается, из нее изготовляют тончайшие листы и ленты (фольга), толщина которых составляет не более 0,05 мм. Кроме того, медь отличается высокой стойкостью против коррозии. Чеканка из меди прекрасно сохраняются на открытом воздухе без покрытий.

Латунь – сплав меди с цинком (до 50%), а иногда с добавками небольших количеств (до 10%) алюминия, железа, марганца и др. Большинство латуней имеет красивый золотисто-желтый цвет. Латунь хорошо обрабатывается на режущих станках, полируется и надолго сохраняет полированную поверхность, хорошо сваривается и паяется как мягкими, так и твердыми припоями. Большинство латуней хорошо прокатывается, штампуется и чеканится. Латунь легко и прочно покрывается различными гальваническими покрытиями – никелем, серебром и золотом. Латунь уступает меди в пластичности, но обладает большей твердостью. Латунь хорошо принимает химические оксидировки.

Латуни с содержанием цинка от 3 до 12% называются томпаками, они отличаются красновато-желтым цветом, могут применяться для ЧЕКАНКИ при изготовлении художественной посуды, нагрудных спортивных и юбилейных значков, а также дешевых ювелирных изделий.

Алюминиевая фольга долгое время сохраняет высокую пластичность, не требует термической обработки. Этот материал позволяет долгое время работать над одним орнаментом, выравнивая ошибки. Алюминий и его сплавы (листовой) чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особой предосторожности при отжиге, так как обладает низкой температурой плавления и цвета каления не позволяют проследить за отжигом.

  • Кровельная и нержавеющая сталь

Для ЧЕКАНКИ по металлу некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Она позволяет производить ЧЕКАНКУ без глубокой вытяжки, так называемые контурные чеканки с опусканием фона и нанесением фактуры.

Нержавеющая сталь (хромоникелевая) – красивый, современный материал, который чеканится трудно. Она применяется для крупных экстерьерных декоративных изделий. Нержавеющая сталь отличается высокой коррозионной стойкостью. Для художественной чеканки применяется листовая сталь толщиной до 0,5-0,8 мм.

  • Никелевые сплавы

Никелевые сплавы также применяются для чеканных работ. Из этих сплавов наиболее часто используются мельхиор и нейзильбер. Содержание меди в них достаточно высокое (81% и 65% соответственно), поэтому они обладают достаточной пластичностью, хорошо полируются, легко принимают разнообразную отделку и различные оттенки при воздействии растворов гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца.

  • Черные металлы

Черные металлы – мягкая малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная, так называемый декопир, – материал более трудный в ЧЕКАНКЕ по сравнению с медью, но очень красивый в отделке. Из декопира можно чеканить как небольшие декоративные изделия с нанесением различной фактуры, так и крупные декоративные изделия, позволяющие выколачивать высокий рельеф.

Основные этапы изготовления чеканки – по листовому металлу создается рисунок по стилю, затем выполняется ЧЕКАНКА и затем – окончательная отделка.

Окончательная отделка ЧЕКАНКИ позволяет, как придать законченный вид изделию, так и создать необходимый защитный слой.

В обработке чеканки по металлу мы выполняем следующие виды финишной отделки:

  • Шлифовка и полировка

Выполняется для придания изделию законченного вида после выполнения всех чеканных работ. Делается это не только для красоты, но и для того, чтобы художественная ЧЕКАНКА стала более стойкой к коррозии и окислению.

  • Патинирование

Патинирование – это обработка чеканки по металлу соединениями серы или хлора.

После того как полировка ЧЕКАНКИ закончена, можно придать изделию разнообразные цветовые оттенки обработкой различными химическими веществами. В результате их взаимодействия с металлом возникают новые соединения, которые образуют на поверхности несмываемый налет.

В зависимости от технологии патинирования ЧЕКАНКЕ можно придать сероватый цвет, налет черного цвета или полностью черный цвет. Так же можно получить всю гамму оттенков от коричневого до черного. Цвет ЧЕКАНКИ при патинировании получается более насыщенным.

Патинирование латуни позволяет получить темный с красивыми оттенками цвет или ЧЕКАНКА может быть окрашена в серый, зеленый, синий или фиолетовый цвет.

  • Окраска меди и латуни

Позволяет окрасить медную чеканку в различные цвета – от оранжевого до темно-красного. Окрашенная тем же образом латунная чеканка будет иметь сходный спектр красок, более смещенный в сторону желтого.

Латунь можно окрасить в темно-коричневый цвет или более насыщенный цвет с красноватым отливом. Для окраски латуни мы применяем как химический способ (см. патинирование), так и механический способ окраски с помощью порошковых красок или мелкой металлической пыли различных цветов. Впоследствии выполняется обработка поверхности ЧЕКАНКИ лаком.

Этому способу окрашивания подвергаются чаще всего небольшие художественные изделия или их отдельные участки. Эмаль представляет собой стеклянный сплав, содержащий различные цветовые добавки.

  • Оксидирование

Этот способ обработки поверхности художественной чеканки дает возможность получить различные цвета. Оксидирование меди и латуни позволяет придать ЧЕКАНКЕ различную окраску от зеленого до черного цвета. Оксидирование алюминия хорошо защищает чеканку от коррозии, позволяет получить насыщенность цвета и богатую гамму оттенков – от синего до черного.

Тауширование представляет собой процесс вколачивания в металл тонких проволок, что позволяет подчеркнуть границы рисунка.

Закажите изготовление ЧЕКАНКИ у нас, и Вы получите лучшее качество и авторское исполнение.


Похожие статьи:

Последние статьи:


hammering.su

Чеканка – ещё один вид высокого искусства

Техника чеканки широко и разнообразно применяется при создании декоративных панно, посуды, различных ювелирных украшений…

Шлем-бургиньот, фрагмент, Италия, Милан, около 1560 г., Эрмитаж


«Оплетка стаканчика. Бронза, золочение. Литье. Чеканка. 19в.»


«Ларец для хранения почты, ведомостей,”Правды”»
Россия, Санкт-Петербург, 1852-1858 гг. фабрика художественной бронзы Ф.Шопена
бронза, позолота, литье, чеканка.


«Евангелие в окладе»
Москва, 1723 г. Неизвестный мастер. Серебро, дерево, ткань, позолота, чеканка, резьба, литье.
Вклад архимандрита Иоакима в Московский Донской монастырь.


«Горельєф АРХАНГЕЛ МИХАЇЛ з фронтону Михайлівського Золотоверхого собору,мідь, VIIIстоліття.»


АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, около 1000 г. Византия


Богоматерь Владимирская, Повольжье 17 век


И. А. Очиаури. 1967


Кувшин для умывания, XVII век


Юрий Зорин, Водолей, http://artpo.ru/p3935


Юрий Зорин, Триптих, http://artpo.ru


Юрий Зорин, Святой Георгий, http://artpo.ru/p3638


http://www.jewellernet.ru/photobank/3536.html


Тондо с изображением св. Мамая, Грузия, http://slovari.yandex.ru


А. М. Горгадзе. Медальоны двери в гостинице «Иверия» в Тбилиси. 1967.


Браслет, Санкт-Петербург, конец 19 века, серебро


http://krujevo.blog.ru


Чеканщик: Василий Емельяненко, Ровно Листовая бронза, латунь (литье, чеканка) 2008 г., lytvo.com.ua


Лахиджская чеканка, медь


Медальон, Национальный археологический музей “Брунинг”, Лима.
Золото, платина;  чеканка, филигрань.


http://www.hundredways.ru


Гривна, Вторая половина 11 века, Золото, Государственный Русский музей, Москва
Предположительно принадлежавший киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне – архангел Михаил, на оборотной – горгона. Чернигов.


Подвески 12 – 13 век. Золото, скань, чеканка, зернь, эмаль
Государственные музеи Московского Кремля, Москва


Шапка Мономаха, Конец 13 – начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; чеканка, скань, зернь, литье, гравировка. Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата, Москва


Шапка Казанская Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; чеканка, литье, резьба, чернь
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата, Москва


Ковчежец , 1589. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чернь, литье, чеканка
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата, Москва


Панагия , конец 16 – начало 17 века. Серебро; канфарение, чеканка.
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Оружейная палата, Москва


http://www.voborote.ua

КАК это делается

Рельеф на листовом металле формуют с помощью специальных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но, несмотря на такое большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы боевой части и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники-трубочки и пуансоны.

В. Урезченко. «Старик-сказочник».
Сталь. Дерево.

Расходник напоминает зубильце или отвертку с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с него начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл,
У лощатника почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами. Лощатниками осаживают фон.
По названию чекана-бобошника нетрудно догадаться, что его боек напоминает боб. Бобошником выколачивают углубленный или выпуклый рельеф.
У пурошников боек имеет форму шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.
Канфарник напоминает тонкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру. Для отделки фона применяется также зернильник-трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка. Фон, обработанный трубочкой, имеет зернистую фактуру.
Пуансон — это металлический стержень, на боевой части которого выпилен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.


И. Бабян. Декоративное панно «Укрощенный тигр». Медь, дерево.

Кроме металлических чеканов и молотков, применяются также деревянные, которые изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, граба, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.

Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий плоский (круглый или квадратный) боек, а с другой — шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород, придав ей изогнутую форму с утолщением на конце.

Молотки и чеканы изготовляют из углеродистой стали У-7, У-8 и У-10. Если такой стали нет, можно использовать для чеканов старые напильники, надфили, слесарные зубила, кернеры, пробойники и другие подходящие по форме и размерам инструменты. Но перед тем как приступить к вытачиванию из них чеканов, сталь надо отпустить, то есть раскалить ее докрасна, а затем постепенно охладить.

Из прутков углеродистой стали чеканы вытачивают на токарном станке. В средней части чекана оставляют небольшое утолщение с плавными переходами к боевой и ударной частям. Утолщение не дает инструменту вибрировать при ударе по нему молотком. Чтобы чекан удобно было держать в руке, в его средней части с двух сторон параллельно оси делают напильником плоские срезы, которые, кроме того, не дают чекану скатываться с рабочего стола. Боевые части чеканов и молотков тщательно отшлифуйте, а затем отполируйте.

Готовые инструменты необходимо закалить. Разогрейте их в муфельной печи примерно до температуры 750°С. Раскаленный металл должен иметь желтовато-оранжевый цвет, ни в коем случае нельзя доводить его до белого каления. Инструменты извлекайте из печи кузнечными щипцами с длинными ручками (не забудьте перед этим надеть защитные рукавицы). Раскаленные инструменты опустите в воду или машинное масло. После закалки инструменты становятся слишком хрупкими. Этот недостаток устраняют отпуском металла на газовой горелке. Поместив инструмент над пламенем, внимательно следите за сменяющими друг друга цветами побежалости. Как только металл приобретет желто-соломенный цвет, отжиг прекратите. После постепенного охлаждения инструментов их боевые части еще раз отполируйте.

Для чеканных работ применяют медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм. Листовой металл продается в художественных салонах, но если купить его нет возможности, то для чеканных работ можно с успехом применять кровельную жесть, металл от пришедшей в негодность посуды (кастрюль, бидонов и т. п.). Можно также украсить чеканкой металлические подносы и тарелки.

Вырежьте из листового металла пластину, соответствующую форме и размерам задуманного рельефа, предусмотрев по краям припуски. Затем выровняйте ее на стальной плите деревянным молотком — киянкой, удалив всевозможные вмятины и вздутия. Если металл окажется жестким, то для повышения пластичности его следует отжечь. Медь, латунь и сталь нужно раскалять до появления темно-красного цвета. Алюминий отжигают при более низкой температуре. На поверхности алюминиевой пластины проведите мылом черту и при отжиге внимательно следите за ней. Как только она начнет чернеть, отжиг необходимо прекратить.

Инструменты и приспособления
1 — общий вид чекана:
а — боек,
б — средняя часть,
в — ударная часть.

Разновидности чеканов и следы, оставляемые ими на металле:

2 — расходники;

3 — лощатники;

4 — бобошники;

5 — пурошники;

6 — канфарник, пуансон и трубочка;

7 — выколоточный молоток, металлическая пластина-заготовка и ящик со смолой.

После отжига на поверхности пластины появляется окалина, которую удаляют отбеливанием. Медь, латунь и сталь отбеливают в десятипроцентном растворе серной кислоты, а алюминий — в растворе двууглекислого натра, который в быту называется питьевой содой. На стакан воды достаточно одной чайной ложки соды. Алюминиевый лист кипятят в содовом растворе на слабом огне до тех пор, пока он не станет матово-белым. При отбеливании других металлов водный раствор серной кислоты должен иметь комнатную температуру. Помните, что при составлении раствора кислоту вливают в воду, а не наоборот! Рельеф можно чеканить, положив лист металла на торец липового или березового кряжа, на брезентовый мешок с речным песком, войлок, толстую резину, слой пластилина или смолы. Чеканку с тонкой проработкой деталей выполняют также на свинцовой плите. На смоле чеканят как низкий, так и очень высокий рельеф. Для приготовления смолы используют строительный вар (битум), в который добавляют наполнители — кирпичный или глиняный порошок, мелкий речной песок. Наполнители перед варкой смолы необходимо просеять через мелкое сито, удалив посторонние примеси. Мягкую и вязкую смолу получают из двух частей вара и одной части наполнителя, а более жесткую и твердую — из одной части вара и двух частей наполнителя.

Последовательность выполнения чеканки:
1 — перевод рисунка на металл канфарником;

2 — углубление контуров расходником;

3 — опускание фона лощатником;

4 — выколотка рельефа с обратной стороны бобошнииами и пурошниками;

5 — проработка деталей различными чеканами с лицевой стороны;

6 — канфарение или зернение фона.

Выбор состава смолы зависит от пластических свойств обрабатываемого металла, его толщины и размеров, а также высоты предполагаемого рельефа. Варить смолу желательно где-нибудь в дальнем углу двора или сада в котле, подвешенном над костром. Чтобы смола не загорелась, нужно следить за пламенем, которое должно касаться только дна котла. Расплавленную смолу залейте в ящик, сколоченный из толстых досок. Борта у ящика должны быть не более пяти сантиметров высотой. Длина и ширина ящика делаются с учетом размеров металлической пластины. Отогните плоскогубцами уголки пластины и наложите ее на расплавленную смолу так, чтобы отогнутые уголки полностью погрузились в нее. Надо следить за тем, чтобы между пластиной и смолой не образовывались пузырьки воздуха.
Переводить рисунок на металл и приступать к чеканке можно только после того, как смола полностью остынет.
Рисунок можно перевести двумя способами. Первый способ заключается в том, что на поверхность металла наносится кистью или тампоном тонкий слой белой или желтой гуаши, после высыхания краски на пластину кладут копирку и лист бумаги с рисунком, прикрепив их к металлу небольшими комочками размягченной смолы или пластилина. Переведенный рисунок закрепляют на металле быстросохнущим прозрачным лаком. Другим способом рисунок с бумаги на металл переводят с помощью канфарника. Установив боек канфарника на контур рисунка, ударяют молотком по боевой части. На поверхности металла останется углубленная точка. Точки наносят на некотором расстоянии друг от друга по всем контурам. После снятия бумаги на металле остаетт ся пунктирный рисунок.
Перед тем как приступить к чеканке рельефа, нужно чеканы поставить в банку боевыми частями вверх — по ним легко и быстро можно будет отыскать необходимый чекан. Банка с чеканами должна находиться слева, а выколоточные молотки справа. Так инструменты будут всегда под рукой. Ящик со смолой поставьте на верстак или на стол с массивной столешницей. Чтобы приглушить шум, который неминуемо возникает во время работы, под ящик нужно подложить брезентовый мешок с речным песком. Мешок пригодится и в дальнейшем при выколачивании отдельных участков рельефа, а также при выполнении чеканного рельефа на посуде.

С чего же начинать работу над рельефом? Прежде всего отыщите в банке самый широкий чекан-расходник. Вы помните, конечно, что у него сплюснутый, как у зубильца или отвертки, боек. Поставьте боек расходника на контур рисунка и несколько раз ударьте молотком по ударной части чекана, чтобы на пластине осталась достаточно глубокая вмятина. Глубина ее на всех контурах должна быть одинаковой. Поэтому, передвигая расходник по контуру рисунка, старайтесь силу и число ударов сохранять постоянными. Контуры рисунка углубляйте, не отрывая бойка чекана от поверхности металла — он должен как бы скользить по ней. При углублении кривых линий конец бойка приподнимают4 больше или меньше, в зависимости от крутизны линий. Когда возможности расходника с широким бойком будут исчерпаны, более мелкие элементы рисунка углубите расходниками с узкими бойками.
Поставив чеканы-расходники в банку, отыщите теперь в ней чекан-лощатник. Установив его боек на один из участков фона, опустите фон до уровня углубленного контура. Передвигая лощатник, постепенно опустите все участки фона. Там, где лощатник с широким бойком не проходит, применяйте более мелкие. На этой стадии чеканку с лицевой стороны на время прекращают по двум причинам. Во-первых, металл, нагартовывается, то есть теряет пластичность и становится жестким, а во-вторых, поднять выпуклые участки рельефа можно только с обратной стороны.

Подогрейте пластину паяльной лампой и снимите со смоляной подложки. Затем отожгите металл — он станет вновь пластичным, но на нем появится окалина, которую нужно снять отбеливанием. Как это делается, вы уже знаете. Отбеленную пластину нужно укрепить на смоле лицевой частью вниз. Чтобы пластина плотно пристала к смоляной подложке, в углубления наметившегося рельефа залейте предварительно жидкую смолу. Смолу в ящике тоже надо подогреть — проще это сделать с помощью электрорефлектора. Достаточно размягчить лишь верхний слой смолы.

После полного остывания смолы приступайте к выколотке рельефа бобошниками и пурошниками. Если это входит в замысел, выколачивают также отдельные элементы рельефа, которые с лицевой стороны должны быть выпуклыми. К примеру, чтобы получить на лицевой стороне сферическую выпуклость, с внутренней нужно сделать пурошником сферическую вмятину. Выполнив все намеченные заранее операции с обратной стороны, разогрейте пластину и отделите ее от смоляной подложки, отожгите, отбелите и вновь посадите на смолу лицевой стороной вверх. На этой стадии разными чеканами нужно проработать все детали, включая самые мелкие, уточнить расходником контуры фона и отдельных элементов узора.


М. Ломоносов. Лабораторный куб. XVIII в. Красная медь.

Канфарение или зернение фона — последний этап работы над рельефом. Часто ударяя молотком по ударной части канфарника, равномерно перемещайте его боек по поверхности металла. Частые углубленные точки образуют на металле красивую бархатистую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью рельефа. Закончив канфарение, снимите рельефную пластину со смоляной подложки, отожгите, отбелите и высушите ее.
В домашних условиях чеканку можно выполнять не только на плоском листе, но и на объемных формах, например на тонких стенках металлической посуды. Подыщите подходящий металлический сосуд, например алюминиевую или медную флягу, коробку из-под чая, кружку. Отожгите сосуд на огне. Если он имеет широкую горловину, залейте в него смолу и наклейте сверху бумажный кружок, чтобы смола не пачкала руки во время работы. Если фляга или какой-нибудь другой металлический сосуд имеет узкое горлышко, насыпьте в нее мелкопросеянный речной песок. Затем небольшими порциями вливайте во флягу воду. Когда песок перестанет впитывать воду, утрамбуйте его тонкой круглой палкой, насколько это возможно, добавьте еще немного песка и закройте флягу пробкой.


Стакан с птицей. Демидовский завод. Урал, XVIII в. Латунь.

На стенки сосуда нанесите рисунок одним из двух известных вам способов и зафиксируйте прозрачным лаком. Чеканку удобно выполнять на специальной подставке, представляющей собой кряж с клиновидным вырезом, в который вложен брезентовый мешок с речным песком.

Уложив сосуд на подставку с мешком, чеканом-расходником углубите контуры рисунка. Следующий этап — опускание фона. Так же, как и при чеканке плоского листа, эту операцию выполняют чеканом-лощатником. Когда фон на всех участках будет опущен, следует еще раз пройтись по контурам чеканом-расходником, чтобы выступающие элементы рельефа имели четкую границу с фоном. Затем проработайте мелкие детали на выступающих элементах рельефа. В заключение обработайте фон канфарни-ком, после чего можно освобождать сосуд от песка или смолы. Песок легко высыпается, если из него выпарить влагу, смолу же расплавляют и выливают из сосуда. Чтобы удалить остатки смолы и лака, сосуды отжигают, а затем отбеливают.


Крышка котла, Кубачи, XVIII век, красная медь

Рельеф станет более выразительным и зримым, если чеканку подвергнуть патинированию. О том, как декорировать различные металлы, было подробно рассказано в первом номере нашего журнала за 1980 год. Напомним один из самых распространенных способов патинирования меди. Смешайте одну часть порошковой серы с двумя частями поташа в жестяной банке и поставьте на огонь. Через некоторое время порошки расплавятся и, спекаясь, будут приобретать темно-бур

anastgal.livejournal.com

чеканка медных монет в домашних условиях

Как только древние люди овладели выплавкой меди и изготовлением изделий из тонких листов, перед мастерами встал вопрос: как украсить свои изделия?

Медная руда
Медь для чеканки

Ответ был найден с помощью чеканки — техники получения объемного изображения на тонком листе путем выстукивания. Чеканка по меди сохранила популярность и в наши дни, ею занимаются как профессионалы, создающие высокохудожественные произведения, так и любители, украшающие свой дом.

Чеканка

Медная чеканка — один из древнейших дошедших до нас ремесленных приемов. Многие изделия древних мастеров, кроме утилитарного назначения, представляют собой и большую художественную ценность.

Чеканка — ручная работа

Чеканка по меди была широко распространена на Крите, в Древнем Египте, Ассирии, Китае и Индии. Стоит выделить и искусство кавказских и среднеазиатских мастеров чеканки, создававших великолепные кувшины и блюда, украшавших чеканкой оружие и снаряжение воина и его коня.

Медная чеканка

Для изготовления изделия медный слиток нагревали и ударами молота по наковальне расплющивали до состояния тонкого листа. Далее на лист наносили рисунок и ударами чекана придавали ему форму и объем. Технология чеканки по меди сохранилась до наших дней практически без изменений.

Процесс медной чеканки

Как и любая работа, чеканка по меди начинается с планирования. Сначала на листе бумаги мастер рисует графический эскиз изделия, без растушевки и теней. Заготовку вырезают из листового проката, добавляя по несколько сантиметров к размерам изделия. Заготовку правят и загибают края.

Наложив на заготовку эскиз, точечными ударами, применяя канфарник, переводят линии рисунка на медный лист. Эскиз фиксируют либо прищепками, либо несколькими капельками клея. Следует соразмерять силу удара, чтобы не повредить лист меди. Далее точечный контур проходится расходниками. После переноса изображения лощатниками опускают фон и выравнивают его вокруг узора. Это добавляет четкости и выразительности рисунку, в то же время, добавляя изделию прочности.

Следующий этап — отжиг. Изделие аккуратно нагревают. Далее проводят отжиг изделия в огне газовой или бензиновой горелки и снятие со смолы. Продолжают нагрев по покраснения меди, после чего резко остужают.

Далее проводится выколотка, или подъем рельефа изображения. Это делают с тыльной стороны, подложив под лицевую мягкую подкладку. Для подкладок используют:

  • Лист войлока.
  • Резиновый коврик.
  • Плоский мешочек с песком.

Параллельно подъему выравнивают фон изображения, используя лощатники и получая объемное изображение в конце операции. Далее выполняют вторичный отжиг и дорабатывают изделие на смоле.

Процесс медной чеканки

В качестве завершающей отделки выполняют травление, а также, по желанию, гальваническую или механическую обработку.

Материалы и оборудование для медной чеканки

Самый важный инструмент чеканщика — это чекан, кованый круглый или восьмигранный стержень длиной от 10 до 20 см, с площадкой для удара молотком с одной стороны и острием той или иной формы с другой.

Материалы и оборудование для медной чеканки

Во время чеканки по меди используют следующие виды чеканов, отличающихся формой острого конца:

  • Канфарник — острый конец напоминает тупую иглу.
  • Расходник острый конец имеет прямую форму с небольшим закруглением, служит для обвода точечного контура.
  • Сечка — имеет конец в форме зубила, лезвие прямое или полукруглое.
  • Лощатники группа чеканов плоской формы и разной ширины, применяются для подъема фона.

Кроме того, потребуются дополнительные инструменты и оснастка:

  • Подложки.
  • Молотки и другой слесарный инструмент.
  • Приспособления для насмолки.

Рабочее место чеканщика должно быть хорошо освещено и иметь вытяжную вентиляцию.

Красная медь листовая

Красная медь тысячелетиями была самым популярным материалом для чеканки. Она обладает высокой пластичностью, что позволяет расплющивать или прокатывать металл в тончайший лист ( до ½ мм). Медь легко принимает требующиеся для рисунка формы и выдерживает значительные перепады рельефа. Все это придает изделиям большую художественную выразительность.

Кроме меди, для чеканки также используются латунь, алюминий, мельхиор и даже кровельное железо.

Область применения

В наши дни, как и в далеком прошлом, чеканка по меди применяется, прежде всего, для украшения сосудов и блюд. Мало кто использует кувшины разной формы, такую посуду, как тарелки или чашки медной чеканки непосредственно для еды. Чаще они служат просто украшением интерьера, создавая неповторимый колорит. В некоторых кофейнях, особенно в странах Востока, медные чеканные джезвы и чашечки используют для ритуала варки и питья кофе. Используют также и медные кальяны.

Медная чеканкадля украшения сосудов и блюд

Другая область применения чеканки по меди- это настенные картины и панно. Кто-то делает небольшое изображение любимого котика размером с книгу, однако существуют и многометровые панно, украшающие станции метро и холлы общественных зданий или отелей. Некоторые рестораны, специализирующиеся на восточной кухне, для создания соответствующего колорита заказывают оформление всего интерьера с использованием художественных изделий из металла. Сюда входит клиентская и кухонная посуда, вытяжка над очагом из меди с чеканкой, фурнитура и светильники, отделка стен и мебели.

Украшающие станции метро

Отделку чеканкой применяют и для украшения предметов домашнего интерьера. Каминные экраны и инструменты, медные вытяжки для кухни украшаются орнаментами или монотонными рисунками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

stankiexpert.ru

Чеканка своими руками из фольги или металлического листа

Чеканка – вид искусства, когда на поверхность металлического листа выбивается рисунок или узор. Весь процесс делается вручную мастером. Ремесло чеканки имеет давнюю историю – множество музеев хранит древние чеканные предметы обихода и украшений, иконы и скульптуры.
Мастерство чеканки не такое сложное, что бы его не попробовать сделать самому своими руками.

Металл, который чаще всего используют в работе

Легированная сталь или нержавейка – сложный в обработке материал, но имеет много преимуществ перед другими металлами. Стальной лист горячекатаный имеет разную толщину. Удобнее всего для чеканки использовать 0,5 – 0,8 мм. Преимущества стального листа:
1. Красивый современный материал
2. Прочность – возможность использования для крупных изделий
3. Высокая стойкость к коррозии

Популярный материал – алюминиевая фольга. Плюсы использования:

  1. Высокая прочность
  2. Пластичность
  3. Не требует термообработки
  4. Легко чеканится
  5. Коррозиестойкая

Латунь – прекрасный материл для чеканных украшений и картин. Ее красивый цвет очень выигрышно смотрится в недорогих ювелирных украшения. Плюсы использования латуни:

  1. Легко обрабатывается
  2. Высокая пластичность
  3. Возможность покрытия драгоценными металлами
  4. Хорошо полируется

Красная медь очень часто используется в ремесле чеканки, поскольку обладает рядом преимуществ:

  1. Высокая пластичность
  2. Легко принимает различные формы
  3. Возвращает свойства после обжига
  4. Возможность прокатать в очень тонкий лист

Также можно использовать и другие материалы, которые могут быть изюминкой готового изделия. Все зависит от задумки и мастерства мастера.

Мастер — класс чеканка на фольге

Чеканка – достаточно простая техника, которую может освоить даже ребенок, поэтому для наглядности рассмотрим простой рисунок, выполненный на алюминиевой фольге.
Потребуются материалы:
— алюминиевая фольга
— плотная подложка
— палочка со скругленным концом (для суши, например)
— рисунок на бумаге (шаблон)
— мягкая подкладка (например, журнал)

Собираем слоями мягкую подкладку, фольгу, плотную бумагу и шаблон. Палочкой начинаем наводить контуры рисунка, вдавливая фольгу. Очень внимательно смотрите, чтобы не продырявить фольгу. Если образуется дырочка, — чеканка испорчена. Придется начинать все сначала. Следующим этапом – это заполнение фона. По усмотрению автора, заполнить фон можно делать точечкой, черточками, волнами и т.д. Фантазия – наше все. И, конечно, прорисовываем внутренние линии, что бы добиться объемности рисунка.

Удачи в чеканке!

akaksdelat.com

Чеканка – Чеканка – Металл – Каталог статей – УМЕЛЫЕ РУЧКИ

 Чеканка — техника выполнения произведений декоративно-прикладного искусства, при котором произведения создают из тонкого листового металла, пользуясь специальными инструментами — чеканами.

Чеканка — один из древнейших видов искусства. Чеканкой увлекаются многие: и профессиональные мастера и любители. Они показывают свои работы на выставках, которые проходят у нас в стране.

 

Возможности чеканки довольно широки. С ее помощью создают монументальные художественные панно, картины и т. п. Чеканкой украшают станции метро, общественные и бытовые помещения.

Нам известны несколько методов чеканки, которые будут описаны ниже. А сейчас несколько слов о материалах, применяемых в чеканке.

К листовому металлу, предназначенному для чеканки, предъявляют повышенные требования. Основное требование — высокая пластичность металла. Поэтому при выборе листового металла на это обращают особое внимание,

Медь. Листовая медь имеет много марок, Некоторые (специальные) марки меди не применяют для чеканки из-за их большой твердости и малой пластичности. К ним относятся марки фосфористой меди: МФ-1, МФ-2, МФ-3 и другие марки, имеющие присадки, повышающие твердость и уменьшающие пластичность. Чаще всего для чеканки применяют медные листы марок МО, М1,М2, МЗ.

Примечание. Марки на листовом металле пишутся на одной из сторон черной несмывающейся краской. Латунь. Латунь, как и медь, бывает различных марок.  Некоторые марки латуни не применяют для чеканки.

 

 

Основными марками латуни, которые идут для чеканки, считаются: томпаки (Л96, Л90), полутомпаки (Л85, Л80). Кроме этого, можно применять марки ЛС74-3, ЛС64-2, ЛС63-3, ЛА85-05, ЛА77-2, ЛА67-2Д.

Мельхиор и нейзильбер. Некоторые медные сплавы, имеющие в своем составе никель, называются мельхиором и нейзильбером. Они по внешнему виду очень похожи на серебро, поэтому чеканные изделия из этих сплавов имеют повышенную ценность.

 

 

Основные марки мельхиора и нейзильбера, идущие на чеканные изделия: МН19, МН-70-30, МНЦ-15, МНЖМц-30-08-1, НМ81, НМЗО.

Надо отметить, что чеканные предметы обихода (чашки, блюда и т. п.), созданные из этих сплавов, в отличие от таких же предметов, сделанных из меди и латуни, можно использовать по их прямому назначению — они безвредны.

Алюминий. Алюминий в последнее время все более широко применяют для создания чеканных изделий. Это объясняется его хорошей пластичностью и возможностью с помощью специальной обработки поверхности имитировать его под серебро.

Наиболее ходовые марки алюминия, идущие на чеканку: АО, А1, А2, АЗ.

Иногда для чеканных изделий, имеющих относительно крупный и не особенно выпуклый рельеф, применяют мягкие сорта дюралей марок: АМц, АМг, АМгЗ, АК2, АК4, АК6, АК8, АД О, АД1, АД.

Для чеканки пригоден листовой металл перечисленных выше марок толщиной от 0,15 мм до 1 мм.

Подготовка листового металла заключается в его отжиге (см. раздел 3), очищении поверхности металла от окалины и шлифовке.

Поверхность металла очищают от окалины мелкой шлифовальной шкуркой. Полируют суконкой, покрытой полированной пастой. 

Процесс полировки поверхности проводят тщательно, так как впоследствии, после изготовления изделия, очень трудно провести этот процесс.

Методы чеканки.

Известны два основных метода чеканки. Начинаем с самого простого.

Этот метод можно рекомендовать начинающим умельцам. Называют его «методом скользящего чекана». При скользящем методе чеканки рабочий инструмент — чекан скользит по листовому металлу. При некотором нажиме выдавливают в металле нужный контур.

 

Второй метод — классическая чеканка. Это метод профессионалов. Здесь все — от фона до рельефа — делается с помощью чеканов и молотков. Одними чеканами (молотками) пользуются для создания рельефа, другими — для создания фона.

 

Рассмотрим на примерах, как чеканят по обоим методам.

Сначала проводят общие, подготовительные операции. На листовой металл (заготовку, вырезанную с небольшим припуском, очищенную и отполированную) наносят рисунок. Если рисунок тематический, то его переносят с помощью копировальной бумаги или, если это возможно, рисуют мягким карандашом непосредственно на металле.

 

Если рисунок представляет собой орнаментальную композицию, то делают разметку. При разметке проводят карандашом все прямые линии и отправные точки.

 

После нанесения рисунка специальным инструментом— утюжком —проводят все контуры рисунка.

 

Здесь необходимо рассказать о вспомогательных материалах. Принято считать, что чеканщики-профессионалы пользуются специальным верстаком конструкции И. А. Андриашвили. В домашних условиях чеканку выполняют на разнообразных подкладках. Так, мелкую и четкую чеканку выполняют на свинцовых пластинах или на обрезках глифталевого (коричневого) линолеума. Если нет требования к четкости рельефа, чеканку ведут, подкладывая под металлический лист резину, хлорвиниловый линолеум. Для получения глубокого рельефа в качестве подкладки используют войлок (кошму) или мешок, заполненный песком. При изготовлении особо мелких чеканных изделий профессионалы используют вместо подкладки слой асфальта, смолы и т. п., приклеивая на них тонкий лист металла.

 

С помощью утюжка контуры рисунка и разметку орнамента проводят, подкладывая под заготовку плотные материалы: свинец, глифталевый линолеум. После этой операции на заготовке должен остаться четкий контурный рисунок портрета (рис. 19).

 

Чеканщики, пользующиеся вторым методом, вместо очерчивания контуров рисунка с помощью утюжка прорабатывают его заостренным чеканом. Контуры рисунка в этом случае выглядят в виде ряда выпуклых точек.

 

Рассмотрим, как методом скользящего чекана делают тематический рисунок.

 

 

Заготовку с размеченным рисунком располагают тыльной стороной вверх на мягкой подкладке (войлок, мешок с песком) и специальными чеканами начинают прорабатывать рисунок. Чеканы при этом методе (рис. 20, А) изготовляют из стали, делают их и из твердых пород древесины (самшит, кизил, бамбук, дуб, бук, акация и т. п.). Мелкие чеканы делают, как правило, стальными.

 

Для удобства пользования мелкие чеканы вставляют в специальную рукоятку (рис. 20, Б).

 

Выпуклые части рисунка прорабатывают, начиная с середины, наиболее крупными чеканами (рис. 20, Д). Чекан при этом располагают под прямым углом к листу и с нажимом начинают тереть его. При этом за счет пластичности листового металла он начинает деформироваться — появляется вогнутость. Эту вогнутость создают по всему контуру рисунка. По краям рисунка используют скользящие чеканы меньшего диаметра. По мере проявления рисунка его переворачивают и контуры подправляют скользящими проходами утюжком (рис. 20, Е).

 

Если вы хотите, чтобы задуманный рисунок имел глубокий рельеф, то заготовку за время работы надо отжечь два-три раза. При отжиге снимается все напряжение и металл опять становится пластичным.

Выпуклая часть рисунка готова. Приступают к проработке деталей. Инструментом здесь служат утюжки с разной шириной рабочей’части.

Предположим, что вы чеканите портрет (рис. 19).

 

Детали рисунка чеканят с двух сторон. Брови, нос, губы наносят на рисунок с тыльной стороны, а складки на лице, глаза — с лицевой. При этом используют различные подкладки в зависимости от того, какой четкости надо получить ту или иную деталь.

 

При работе над рисунком с лицевой стороны подкладка должна лежать на выпуклой поверхности (рис.20, Ж), иначе можно повредить основной контур рисунка.

 

Утюжками работают так же, как и чеканами, то есть они скользят по металлу с некоторым нажимом.

 

Основной рисунок окончен. Теперь приступают к его отделке (оформлению). Значение отделки в создании красивого произведения велико. Здесь соблюдают определенную закономерность: оформление должно дополнять, а не подавлять рисунок. Например, рамку делают не очень широкой. Фон должен только подчеркивать сам рисунок, делать его более выразительным.

 

Варианты отделки будут предложены после разбора обоих методов чеканки. Там же будут даны различные варианты отделки готовых изделий.

 

И, наконец, второй метод — классический. При этом методе, как уже говорилось, работают только чеканами и молотками специальной формы. Чеканы представляют собой обрезки стального прутка или точеные цилиндры длиной около 150 мм, имеющие обработанную рабочую часть (рис. 21, А). Их применяют в основном для проработки мелких деталей рисунка, создания фона и оформления. Считают, что средний набор чеканщика насчитывает более трех-четырех десятков различных чеканов.

 

Крупные выпуклые детали при классическом методе исполняют молотками различных форм (рис. 21, Б), которых у среднего чеканщика имеется более десятка.

 

Чеканщики, кроме основных инструментов, применяют некоторые вспомогательные, облегчающие и ускоряющие работу. Особо следует отметить так называемые накатки (рис. 21, В).

 

Накаткой (закрепленной в специальной ручке) с нажимом проводят по листовому металлу, лежащему на соответствующей подкладке. В зависимости от рисунка на самой накатке на металле получают или ряд точек 1, или ряд параллельных черточек 2, или крестики 3, или кружки 4.

 

При создании выпуклого рисунка используют более крупные накатки закругленной формы без рисункау. Ими работают примерно так же, как и при методе скользящего чекана. Особенно эффективно использование накаток при обработке краев контура рисунка. При этом крупными накатками обрабатывают выпуклый контур изнутри,

а чечевицеобразной накаткой отделывают край контура снаружи.

Большую помощь оказывают накатки при работе над рамкой.

Применяя линейку и несколько различных накаток, можно сделать четкую и красивую рамку.

 

Обычно начинают с небольших чеканных произведений, таких простых, как медальон (рис. 20, В), заколка для волос (рис. 20, Г), рамка для картины или зеркала и т. п. Эти вещи должны иметь несложный геометрический узор. При работе с ними начинающие «чувствуют» металл, воспринимают на деле физические свойства металла, задумывают свои рисунки и т, д.

 

По мере накопления опыта начинающие чеканщики переходят к более трудным задачам.

 

 

Ниже приводится процесс чеканки портрета вторым методом. Рассказывается о тонкостях проработки деталей, так как портрет считают одним из сложных произведений. Все тонкости проработки пригодятся и для создания произведений другой тематики.

На подготовленный лист наносят рисунок. Чеканом № 1, изображенном на рис. 21, А, с интервалом 2— 3 мм прочеканивают контур рисунка со всеми деталями в виде линии выпуклых точек. Глубина контура различна. В зависимости от того, какой в действительности будет контур в конце работы, то есть чтобы при дальнейшей обработке точки не были видны на рисунке, эту операцию некоторые чеканщики выполняют утюжком.

 

Почти все опытные чеканщики пользуются обоими методами. В этом случае чеканные произведения по красоте исполнения только выигрывают.

 

Сделав контур рисунка, приступают к проработке выпуклых деталей рисунка. При этом применяют молотки и крупные чеканы. Выпуклые детали прорабатывают не до конца — их заканчивают при Окончательной обработке рисунка.

 

После того как эта работа закончена, переходят к обработке мелких деталей, которые имеют решающее значение: глаза, брови, веки, нос и т. д.

 

Надо оговориться еще раз, что автор специально выбрал в виде примера изготовление портретного рисунка. Это, пожалуй, самое сложное в чеканке. Освоив, конечно не сразу, детали, а потом и изготовление всего портрета, умельцы сделают любую чеканную вещь.

Рассмотрим методы обработки всех мелких деталей портрета.

Глаз на чеканном рисунке, если размеры рисунка малы, делают иногда в виде контурных вогнутых или выпуклых точек; зрачок — в виде крупной точки (рис. 22, А).

 

 

При крупном рисунке глаз делают несколькими способами. Некоторые мастера оставляют глаз без зрачка, подчеркивая только веки (рис. 22, Б). В этом случае с тыльной стороны по разметке чеканами определенной формы (чеканы М 2 и 3, рис. 21, А) постепенно выбивают профили обоих век. С наружной стороны профиль век подправляют узким утюжком так, чтобы границы были более четкими.

Если необходимо сделать зрачки у гдлза, поступают так. Веки делают так же, как и в предыдущем случае. Контур радужной оболочки выбивают чеканом определенной формы (№ 4, рис. 21, А) снаружи рисунка, слегка заглубляя чекан. Зрачок выбивают с лицевой стороны крупным чеканом (М 3, рис. 2), А) за один удар. Радужную оболочку при этом покрывают снаружи сетью мелких насечек (рис. 22, В)\ делают это на твердой подкладке.

 

Чтобы подчеркнуть выпуклость глаза, с тыльной стороны выбивают контур белка глаза (рис. 22, Г),подкла-дывая мягкую подкладку (войлок, резину и т. н.).

 

Как чеканят нос на рисунке? Если это профильный рисунок, то его делают без особого труда, используя чеканы № 2 и 3 (рис. 21, А).

При рисунке в анфас нос отчеканить относительно трудно. Здесь применяют чеканы № 2 и 3 и ведут обработку в такой последовательности. Прорабатывают нос с тыльной стороны, подкладывая мягкую подкладку. С наружной стороны все время осаживают края, используя шипокий УТЮЖОК (рис. 22, Д).

При обработке носа надо помнить, что в верхней части, около надбровных дуг, нос не должен быть выпуклым.

 

Волосы по второму методу чеканят следующим образом. Если портрет крупный, то их изображают в виде крупных прядей (рис. 22, Е). Если портрет средних размеров (500X350 мм), то волосы чеканят по-разному. Чеканят волосы в виде относительно крупных завитков, прорабатывая линии волос утюжками (рис. 22, Ж). Иногда пряди волос прорабатывают чеканами чечевицеобразной или серпообразной формы (№ 4 и 5, рис. 21, А).

 

На портретах среднего и мелкого размера чеканят волосы утюжками. Этот метод чеканки очень точно передает красоту женских волос (рис. 22, 3). На пейзажных картинах этим методом чеканят потоки воды, дюны, барханы и т. п.

 

Чеканить усы и брови на портретах можно по-разному. На мелких портретах усы чеканят так же, как чеканят волосы: с помощью утюжков (рис. 22, И). Проводят утюжком с тыльной стороны линии (на подкладке средней мягкости), подправляя их с лицевой стороны. Таким же образом делают брови, проводя утюжком две линии с тыльной стороны листа.

 

На портретах среднего размера усы и брови делают так же, как и в первом случае, но пространство между двумя линиями, полученными от прохода утюжка, зачека-нивают чеканом подходящей формы (рис. 22, К).

 

На крупных картинах брови и усы чеканят примерно так же, как’и волосы (рис. 22, Ж), то есть чеканами дают крупные пряди или завитки, а затем прорабатывают линии волос утюжками. Как было сказано раньше, отделка чеканного произведения влияет на его качество. 

Пионер умелец,  Л.Ерлыкин.

umelye-ruchki.ucoz.ru

Чеканка по меди в Узбекистане

«Царское золото сияет во славе своей,
медь же глубокою тайной сокрытой Изиды мерцает…»
Сокрытые мистерии духа.

Чеканка (старинное название искусства чеканщика – «торевтика») – древнейшее искусство художественной обработки металла при помощи специальных инструментов (чеканов, молотков), корнями уходящее во времена бронзового века. Уже тогда древние мастера и художники покрывали пластичный металл искусными узорами. Как правило, чеканные украшения и предметы быта носили ритуально-религиозный характер, люди верили в их магические свойства. С развитием техники чеканки стали появляться тончайшие миниатюры на ювелирных изделиях, всевозможные рельефные орнаментальные композиции и даже крупные монументальные произведения.

Для чеканных работ, помимо других ковких металлов, использовали медь – по поверьям, металл Венеры, один из первых металлов, освоенных человеком. Причина этому заключалась не только в ее мягкости и пластичности, но и в том, что медь издревле считалась сакральным металлом, обладающим неярким, но глубоким внутренним светом и некими магическими защитными свойствами. Большинство культовых и религиозных изделий изготавливалось из меди – такие украшения сохраняли ритуально-магическое, знахарское значение и являлись «защитными доспехами» человека, а мастер-чеканщик приравнивался к магам, владеющим скрытым знанием.

Чеканка как вид искусства в Узбекистане может гордиться своим степенным возрастом и практически доведенной до совершенства техникой исполнения. Этому народному ремеслу узбекских мастеров по своей древности составляет конкуренцию лишь керамика – старейшее искусство, чей возраст исчисляется тысячелетиями.

Первые чеканные изделия, найденные на территории современного Узбекистана, датированы четвертым тысячелетием до нашей эры и принадлежат периоду бронзового века. Незначительное количество образцов было найдено в ходе археологических раскопок. Это были простейшие ножи и ювелирные украшения. Высокого же уровня это искусство достигло намного позже – в XV веке – во времена правления Амира Тимура и династии Тимуридов. Спектр чеканных изделий значительно расширился – мастера начали изготавливать кувшины, тарелки, чаши, подносы, шкатулки, курительные приборы. Все они не только применялись по своему прямому назначению, но и в силу уникального декора украшали жилища знати, являясь символом достатка и роскоши.

Расцветом искусства чеканки принято считать период XVIII-XIX вв. Изделия, датированные этими веками, сегодня составляют сокровищницу исторических и этнографических музеев Узбекистана и других стран. Большая их часть сейчас находится в Государственном музее национальной истории народов Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Чеканка по металлу, нанесение тонкого узора на этот сложный и капризный материал – очень трудоемкая работа, требующая от мастера терпения и сосредоточенности. К тому же над созданием шедевров трудились не только чеканщики, но и медники (мисгары), изготовлявшие форму для образца, а также литейщики, отливавшие сосуды и их составные части.

Наиболее распространенным узором, наносимым чеканщиками на металл, являлся растительный и геометрический орнамент. Самым же излюбленным приемом, используемым мастерами повсеместно, был «ислими» – изображение переплетенных стеблей цветка, листьев и бутонов.

Инструменты для чеканки были и по сей день остаются очень простыми. Это калям – тонкий инструмент для нанесения мелких деталей узора, и небольшой молоточек. Последним штрихом в изготовлении изделия становилось шлифование, закрепляющее орнамент и наделяющее металл ослепительным блеском и сиянием.

XIX век был ознаменован образованием ряда школ художественной чеканки. Они начали свою деятельность в разных регионах Узбекистана, и каждая из школ привнесла свое видение, технику, орнаменты и узнаваемый стиль в свои произведения. Центрами создания чеканных изделий являлись Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Фергана, Шахрисабз, Ташкент. Школы отличались, в основном, глубиной чеканки и мотивами в орнаменте.

Ремесленники из Бухары и Хивы выполняли глубокую медную чеканку, именуемую «кандкори». Бухарская и хивинская чеканка были, пожалуй, самыми узнаваемыми и распространенными. Сдержанный декор, классическое соблюдение всех пропорций, строгая изящность – вот те качества, которые были присущи бухарским чеканным товарам. Хивинские же мастера отдавали предпочтение глубокому, реже – мелкому тиснению, оставляя фон гладким, без художественного оформления. Меньшей глубиной и при этом четкостью и чистотой узора характеризовались работы чеканщиков из Коканда и Ферганы. Мастера из Карши и Шахрисабза были склонны к большей пышности и роскоши при создании изделий – они украшали их тончайшими деталями, самоцветными камнями, в частности, бирюзой, использовали в оформлении цветное стекло, а также подкрашивали фон различными цветами. Самой консервативной школой чеканки в Узбекистане считалась самаркандская. По стилю исполнения предметов утвари и быта она была близка к древним традициям наших предков. Между тем, именно в самаркандских изделиях можно было встретить изображение четырехлистника – клевера.

Флористический и геометрический орнаменты оставались ведущими в декоре чеканных изделий. Мастера иногда наносили на медь и «животные» мотивы. Чаще всего это были отдельные элементы. К примеру, «чашми буль-буль» – соловьиный глаз, «кучкорак» – бараний рог, «пушти балык» – рыбья чешуя.

Изготовление чеканных изделий и в нынешнее время занимает одно из ведущих мест в ремесленной жизни Узбекистана. Мастера с любовью изготавливают высокие чайные сосуды, кувшины для воды и вина, чайники, чаши для фруктов, ляганы и тарелки, целые сервизы, а также сувенирную продукцию, которую можно приобрести на крупных базарах Узбекистана и в самобытных ремесленных лавках его древних городов. Декор, наносимый на поверхность изделия, дополнился изображениями древних строений, архитектурных памятников и прочих знаменитых достопримечательностей Узбекистана.

 

Фотографии:

смотреть все фото »»

 

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *