Катодная защита кузова автомобиля от коррозии: Катодная защита автомобиля от коррозии своими руками 🦈 avtoshark.com

alexxlab | 22.03.2023 | 0 | Разное

Как раз и навсегда защитить кузов авто от коррозии – Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Фото Victor Xok

Проблема гниющих автомобилей даже сегодня, несмотря на все новые технологии их заводской защиты, стоит довольно остро. При этом автопроизводители постоянно рапортуют о том, что всячески улучшают методы обработки кузовов. Однако злосчастные «рыжики» исправно появляются на месте царапин и сколов, причем и у дешевых, и у дорогих машин. А если покупать подержанный автомобиль, то его и вовсе приходится осматривать с особой тщательностью на предмет ржавчины. А ведь есть способы надежно защитить кузов от коррозии. Правда, уверены эксперты портала «АвтоВзгляд», автостроителям он не очень нравится.

Ефим Розкин

Общество потребления, а нас с вами таковым считают и всячески взращивают, должно потреблять. А значит, человечеству не видать надежных вещей, бытовой техники и машин, которые бы не портились, не ломались и не гнили. Безотказным должен быть только автомат «Калашникова». Остальное, отслужив гарантийный срок, обязано ломаться, чтобы шли продажи комплектующих, и стимулировалось желание конечного потребителя постоянно обновлять свой парк товаров, техники и вещей. На этом строится практически весь бизнес. И автомобильное направление — не исключение, а даже локомотив такого подхода.

Возьмем, для примера, антикоррозийную обработку. Нам рассказывают о различных ее видах, о новых покрытиях, более толстых слоях и инновационных технологиях нанесения. Но в конечном итоге, все это топтание на месте. Новоиспеченные автовладельцы получают на свои автомобили гарантию 5—7 лет от сквозной коррозии, которую, из-за тонкого слоя краски и способов обработки кузова может не хватить и на три. А все потому, что нержавеющие автомобили невыгодны производителям. Если все будут ездить на неубиваемых машинах, то гигантские концерны долго не протянут — им попросту не на что будет содержать громадные заводы, многотысячные штаты рабочих, дилеров и другого персонала из-за медленного обновление парка автомобилей.

Фото Carlos Aranda

А значит, и незачем защищать кузова машин так, будто это последний бастион. Не нужно использовать все известные методы. Лучше навешать потребителю лапши про то, что ненадолго сохраняют свежесть кузова, преподнося все это, как манну небесную и лучшее, что может быть на этом свете среди передовых технологий. А между тем, все давно уже придумано и широко используется. Например, катодная защита от коррозии.

Ведь не секрет что метод катодной защиты используется для купирования коррозии трубопроводов, важных стальных конструкций или морских судов. Его так же успешно можно перенести и в мир автомобилей. Всего-то нужно подать на кузов отрицательный, относительно земли, потенциал. А дальше физика все сделает сама.

Мокрые колеса, при наличии растворенных в воде солей, проводят электрический ток, и цепь замыкается, вызывая электролиз тех самых солей. А по закону электролиза металлический электрод с отрицательным потенциалом (катод) будет восстанавливаться, а тот, что с положительным (анод) — разрушаться или попросту ржаветь. Иными словами, кузов автомобиля станет вечным, а менять придется только лишь элемент, выполняющий роль «положительного электрода» (цинковых пластин). Разумеется при наличии исправного источника питания системы катодной антикоррозийной защиты, ее правильной установки и надлежащего качества.

104191

Фото из соцсетей

Причем городить огородов не нужно. Приборы, позволяющие защитить кузов автомобиля от коррозии нестандартным способом, есть в продаже. Главное, внимательно читать инструкцию и выполнять установку в соответствии с рекомендациями производителя. Однако если руки растут из плеч, то можно изготовить такой прибор самостоятельно. В сети полно электрических схем блока катодной защиты кузова.

Впрочем, риск нарваться на подделку или неработающий прибор всегда остается. В Сети есть как положительные отзывы на подобные приборы, так и отрицательные. Однако проблемы, как правило, сводятся к неправильно установленным пластинам.

Безусловно, если бы такой защитой занялись автопроизводители, доведя процесс до ума и полностью рабочего состояния, то ее можно было бы продавать в качестве опции. В конечном итоге автоконцерны получали бы свой навар за продажу, за обслуживание и ремонт системы, а дилеры — еще и за установку. Но, видимо, клепать одноразовые автомобили все же более выгодное предприятие. Тем более что маркетологи, рекламщики и продавцы в автосалонах способны, как известно, из любой, даже коричневой, субстанции сделать конфетку и трижды продать ее.

  • Общество
  • Социум

Автопарк актера весьма специфичен

68739

  • Общество
  • Социум

Автопарк актера весьма специфичен

68739

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

автосервис, технология, ремонт, техническое обслуживание, лайфхак

Катодная защита автомобиля от коррозии

Опубликовано:

06.06.2016

Главной болезнью любого автомобиля является коррозия. На советских машинах признаки её появления проявляются раньше, на европейских — немного позже, а модели японского автопрома считаются наиболее защищёнными. Но все они рано или поздно начинают покрываться рыжими коррозийными пятнами. Устранение таких дефектов становится дорогостоящей проблемой, на которую некоторые автовладельцы просто закрывают глаза. А выбором других становится катодная защита от коррозии. Эта тема интересна для каждого водителя, который желает сохранить как можно дольше первоначальный внешний вид авто.

Как действует защита

Способ защиты, который лёг в основу этой статьи, является активным методом, основанным на электрохимических законах. Изначально таким образом защищали трубопроводы и различного рода конструкции из металла. Со временем катодная защита металлов от коррозии перекочевала и в автомобильную сферу.

В основе лежат особенности протекания реакций окислительно-восстановительного характера. Для организации защиты на металлический объект накладывается отрицательно заряженный заряд. Также необходимо присутствие сдвига потенциала, который может быть создан двумя способами: использованием внешнего тока или соединением с протекторным анодом, конструкция которого состоит из металла с более высоким уровнем электроотрицательности по сравнению с автомобилем.

Принцип работы катодной защиты основан на слабом токе, который проходит через влажный воздух от автомобиля к окружающим предметам. В результате кузов с низкой электроотрицательностью восстанавливается за счёт окисления металла с высокой электроотрицательностью. Теперь становится понятно, почему пластины для защиты носят название жертвенных анодов — сами разрушаются, зато автомобиль восстанавливается.

Подобная защита автомобиля от коррозии требует осторожного подхода, тщательного изучения теории и точного соблюдения правил её организации. Стоит создать слишком большой сдвиг потенциала и результат будет полностью противоположным. Начнёт выделяться водород, состав электродного слоя изменится, покрытие автомобиля подвергнется деградации и на нём появятся следы стресс-коррозии.

Составные элементы катодной защиты

Есть обязательные составляющие, без которых защита просто не будет функционировать.

Катод и анод

Катодом в нашей схеме защиты является сам автомобиль, он будет служить минусом. Анодом может быть любая металлическая конструкция, пластина и любая поверхность, которая способна проводить электрический ток, даже мокрый асфальт. Без этих двух составляющих электрохимическая защита автомобиля от коррозии просто не будет функционировать.

От некоторых специалистов можно услышать про разность потенциалов и степень защиты, которая определяется этим показателем. Железо будет защищено от коррозии при величине потенциалов в пределах 0,1–0,2 В. На самом деле расстояние, которое находится между анодом и катодом, может достигать нескольких сантиметров и даже метров. Чем больше расстояние между электродами, тем большей должен быть показатель разницы потенциалов. Да и воздух не будет проводить ток небольшого напряжения, разница потенциалов должна быть на уровне киловольта.

Что действительно влияет на эффективность защиты автомобиля, так это площадь анода. Чем она больше, тем катодная защита автомобиля от коррозии будет лучше проявляться.

Электрический ток

Чтобы схема исправно работала, электрический ток между двумя электродами не нужен. Даже если он и возникнет, то будет носить характер побочного продукта. Такой ток может образоваться от мокрого анода, намокших колёс машины и т. д. А проявляться он будет на аккумуляторе, который разрядится быстрее обычного.

Чтобы установка катодной защиты не принесла вреда автомобилю, а работала в нужном нам направлении, потребуется бортовую систему соединить с анодом посредством добавочного резистора. Такое устройство позволит ограничить разряд аккумулятора в том случае, если анод будет замкнут на катоде. Причиной такой ситуации может быть неправильно собранная схема, выход из строя анода, например, полное окисление вплоть до разложения.

Выбираем правильный анод

Важным моментом в процессе формирования электрохимической защиты является выбор анода. Мы рассмотрим все наиболее удачные из распространённых вариантов, чтобы вам было проще сделать свой выбор.

Металлический гараж

Это самый простой, наиболее доступный и, соответственно, самый распространённый вариант анода. А если в этом гараже ещё и пол сделан из железа или хотя бы имеется открытая арматура, то днище машины также будет защищено от пагубного влияния коррозии. В летнее время сила защиты возрастает за счёт парникового эффекта. Для формирования защиты при таком выборе анода потребуется металлический корпус сооружения (в нашем случае это гараж) соединить с плюсом на аккумуляторе. Эта батарея должна быть установлена в машине посредством резистора или провода для монтажа. Для плюса можно использовать прикуриватель, но только в том случае, если в нём сохраняется напряжение после отключения зажигания.

Контур заземления

Такой выбор анода потребует от автовладельца аналогичных действий. Но учтите, что устройство катодной защиты по большей части будет работать на днище машины. Эту ситуацию можно исправить, проделав несложную работу. В землю, по периметру расположения машины, вбивается четыре металлических стержня и соединяются они между собой обычной металлической проволокой. Подключение контура проводится по аналогии с предыдущим случаем, когда анодом служил металлический гараж.

Металлизированный резиновый хвост с эффектом заземления

Такой способ организации защиты считается самым простым, но не менее эффективным, если разговор идёт за движущуюся машину. При повышенной влажности воздуха имеет место разность потенциалов между автомобилем и влажной дорогой. По логике влияние коррозии должно усиливаться при таких условиях, но в нашем случае за счёт наличия хвоста усиливается катодная защита. Хвост обязательно должен устанавливаться сзади автомобиля. На него должна попадать влага в виде брызг, которые вылетают из-под задних колёс.

Такое приспособление выполняет ещё и роль антистатика. Хвост должен быть правильно прикреплён к машине: в изолированном положении относительно корпуса ТС по току постоянного характера, а по переменному току он должен быть «закорочен» на корпус. Такое подключение можно организовать за счёт использования RC-цепочки, которая служит элементарным частотным фильтром.

Защитные электроды-протекторы

Как отдельную тему можно рассматривать этот вид анодов, но мы постараемся уложиться в один подзаголовок. Роль защитных протекторов выполняют элементарные пластинки, сделанные из металла. Для их установки можно выбирать самые уязвимые для коррозии места в машине. Чаще всего выбираются крылья, днище и пороги. Принцип действия схож со всеми предыдущими способами.

Защита действует непрерывно и не зависит от движения машины и влажности воздуха, что выступает преимуществом. Но организация такой защиты требует больших временных затрат, ведь таких анодов нужно будет разместить не менее 15 штук.

Стоит обратить внимание на металл, из которого будут изготовлены защитные электроды. Есть два варианта:

  1. Разрушающиеся придётся менять каждые пять, а то и четыре года. Это может быть алюминий или нержавейка.
  2. Не разрушающиеся будут служить гораздо дольше, но их стоимость возрастает в несколько раз. В качестве примера можно привести карбоксил, платину, магнетит или графит.

Также нужно знать правила размещения таких анодов:

  1. Форма должна быть прямоугольной или круглой с площадью от 4 до 10 кв. см.
  2. Один такой элемент может защитить не более 35 см площади машины.
  3. Установка производится только на лакокрасочное покрытие с помощью эпоксидного клея, который не контактирует с глянцем.
  4. Пластина должна смотреть навстречу брызгам и агрессивной среде.

Защищать автомобиль необходимо — это должен понимать каждый автовладелец. Из всех способов именно катодная защита демонстрирует хорошие результаты. Есть смысл «попотеть» над организацией одного из способов защиты, чтобы в будущем не лить слёзы над проржавевшим кузовом.

Как предотвратить коррозию на кузове автомобиля и что делать, если она уже есть? – Disrupt

 Неэстетичные оранжевые образования не просто превращают красивую машину в «изношенное» транспортное средство. Коррозия негативно влияет на ходовые качества автомобиля, поэтому оставлять его без присмотра опасно. Если вы пока не хотите искать компанию с табличкой «Мы покупаем старые автомобили в Бирмингеме, Алабама», то стоит узнать, как предотвратить коррозию вашего автомобиля.

Что является причиной коррозии?  

Лакокрасочное покрытие защищает металл от влаги и атмосферных осадков. В процессе езды целостность нарушается: на поверхности образуются сколы, трещины, микроповреждения, невидимые невооруженным глазом. Металл взаимодействует с кислородом, и в местах окисления постепенно образуются очаги ржавчины. Они растут со временем.

 Электрохимическая коррозия более агрессивна. Результатом взаимодействия воды, пара или льда с телом, в том числе с его неповрежденными участками, является электрический разряд, обладающий сильным разрушительным действием. Все автомобили (даже с безупречным лакокрасочным покрытием) в нашем климате подвержены этой опасности.

Наиболее уязвимыми элементами кузова в плане образования ржавчины являются скрытые полости, до которых трудно добраться в автосервисе. Речь идет о внутренних поверхностях порогов, рамок лобового стекла, дверных стоек, колесных арок.

Как удалить коррозию?  

Для удаления окиси железа используются различные подручные средства: от металлической щетки до наждачной бумаги. Зачистку производят дважды, так как при первичной обработке снимается только верхний слой, а малейшие остатки ржавчины станут новым очагом и сведут на нет все усилия.

Из арсенала спецсредств используются преобразователи ржавчины и очистители. После нанесения средств поверхность очищают и просушивают, чтобы остатки действующего вещества в дальнейшем не разъедали новое покрытие. Очищенный слой окрашивают или временно покрывают консервантом, предотвращающим контакт с воздухом. Консервантом может быть густая смазка, воск и т.д.

Три способа защиты от коррозии  

Предусмотрительные автовладельцы стараются защитить автомобиль от коррозии. Есть несколько способов сделать это, давайте рассмотрим некоторые из них.

 1. Прокладка

Для блокировки доступа кислорода и влаги к железу наносится слой антикоррозионной грунтовки на основе специальных смол. Густая мастика равномерно заполняет швы и трещины, после высыхания остается эластичной. Залог успеха – скрупулезная подготовительная очистка от окислов, солей, отслоившегося лака.

 2. Катодная защита

 В разных местах автомобиля с помощью эпоксидной смолы специалисты прикрепляют металлические пластины, которые соединяются с аккумулятором. Они играют роль анода. Тело будет выступать в качестве катода в этом пучке. Вместо этого установленные элементы будут подвергаться коррозии. По мере окисления их заменяют новыми. Если детали сильно заржавели и поэтому не подлежат демонтажу, их предварительно обрабатывают растворителем, а затем снимают.

 Для организации катодной защиты кузова легкового автомобиля достаточно 15–20 пластин. Их устанавливают на внутренние поверхности крыльев и порогов, под сиденьями в салоне, в багажнике, в дверях и под капотом. Поверхность должна быть без ржавчины.

 3. Цинкование

Металлические детали погружаются в расплавленный цинк для образования защитного слоя. Покрытие становится монолитным, без трещин и неровностей. Если в дальнейшем на нем образуются царапины или потертости, окисляется не корпус, а цинковый слой. Для удаления ржавчины придется повторить процедуру.

Серьезные проявления коррозии

 Коррозия может привести к серьезным повреждениям кузова автомобиля. Разрушение может быть настолько неэстетичным и опасным, что машину лучше отправить на свалку.

Большие пятна ржавчины и пузыри

 Стальные детали кузова всегда должны быть покрыты слоем краски. Даже наличие хромового или никелевого покрытия не защищает от коррозии. Если пятна ржавчины появляются, они вырастают до размеров пятен. Еще хуже, если машина едет по заснеженным дорогам, обсыпанным агрессивными средствами.

Сквозные отверстия  

После длительного агрессивного воздействия на сталь в деталях корпуса образуются отверстия. Автопроизводители активно с этим борются, но все упирается в деньги. Компоненты из алюминия или магния слишком дороги, чтобы заменить сталь. И антикоррозионные легирующие добавки (никель, хром, молибден, титан) тоже ограничены в применении, стали гораздо больше.

 Полное гниение кузова автомобиля – вопрос времени. Но что делать водителю, если силовая установка работает вполне нормально, но ржавчина разрушила днище и крылья насквозь? Единственный выход – замена деталей. Как правило, поврежденные участки сразу вырезают на целые куски и выбрасывают. Для их замены ввариваются аналогичные, снятые с так называемых «донорских» автомобилей (находятся на автосервисах).

Как предотвратить коррозию?  

Пока не существует универсального средства, работающего по принципу: нанес и забыл! Выход один: регулярно проверять проблемные места на наличие повреждений. Особого внимания требуют сварные швы, участки под крыльями и молдинги. В этих местах, как правило, оседает грязь и соль.

 Несколько советов: 

  •     запаситесь фонариком и при каждой мойке внимательно осматривайте участки под крыльями, бамперами и колесными арками;
  •     обратите внимание на зазоры между корпусом и навесным оборудованием;
  •     обратите внимание на участки вокруг фар, боковых зеркал, окон, антенны и люка в крыше;
  •     проверьте окна по периметру: там скапливается влага;
  •     проверьте состояние металлических поверхностей внутри автомобиля (это особенно важно, если вы живете во влажном климате).

Напоследок

Автомобили подвержены такому неприятному явлению, как коррозия. Если вы не будете уделять внимание уходу и защите автомобиля, то очень скоро вам может понадобиться избавиться от него. Если у вас уже есть ржавая машина, вы можете избавиться от нее, обратившись в компанию Junk Cars Us. С этой компанией вы сможете продать свой автомобиль быстро и без проблем. Вы можете проверить стоимость своего автомобиля, воспользовавшись калькулятором стоимости автомобиля на сайте.

3M: Понимание заводских и ремонтных методов защиты от коррозии может помочь избежать возвратов

Автомастерские должны понимать, как OEM-производители решают проблему защиты от коррозии на заводе, и как автопроизводители иногда могут захотеть, чтобы ремонтники послепродажного обслуживания использовали другую технику, согласно 3M эксперты.

Специалист по применению 3M Деннис Кейхер посоветовал магазинам подумать о «довольно обширной» защите от коррозии, которую проводят OEM-производители, и подумать: «Можете ли вы сделать что-то подобное в своем магазине?» Если нет, то вам нужно обратить пристальное внимание на замену, которую предоставил вам OEM.

«Возможно, OEM не хочет, чтобы вы делали это», — сказал Кейхер о процедурах на уровне завода, и автопроизводитель будет выпускать бюллетени или процедуры ремонта с подробным описанием того, что требуется на уровне послепродажного обслуживания.

Этот метод послепродажного ремонта следует искать в самих процедурах ремонта, а не в наблюдении за оригинальной деталью, согласился старший инженер технической службы 3M Шон Коллинз.

Коллинз, который вместе с Кейхером будет преподавать «Максимальный контроль качества для минимизации переделок и ответственности» 2 ноября во время SEMA (зарегистрируйтесь здесь), сказал, что техники были обучены следовать OEM, а иногда ремонтники «принимают это слишком далеко».

Например, технические специалисты заметят, что приваренная панель, к которой они обращаются, не была загерметизирована на оригинальном автомобиле, и «они оставят ее незагерметизированной», — сказал Коллинз.

«По понятным причинам они думают, что поступают правильно», — сказал он. Но поскольку ремонтная мастерская не может погрузить весь автомобиль в ванну для защиты от коррозии, как это может сделать производитель оригинального оборудования, «нам нужно загерметизировать этот шов».

Коллинз сказал, что страховщики могут задаться вопросом, почему магазин наносит герметик на деталь, которой изначально его не было, но большинство из них согласились, когда автомастерская показала им документацию OEM, подтверждающую его.

— Точно такие бюллетени есть, — сказал он.

По словам Кейхера, еще одним примером различия между фабрикой и цехом может быть ситуация, когда мастер по ремонту герметизирует дверную панель с фланцем подгибки на 360 градусов. На заводе-изготовителе деталь может быть полностью погружена в фосфат цинка, что невозможно для авторемонтной мастерской. По словам Кейхера, производители будут требовать воск для полостей, будь то дверь OEM или вторичного рынка.

Это герметизирует внутреннюю часть, но, по словам Кейхера, здесь также необходим герметик для швов снаружи. После этого остается только правильно его нарисовать.

Если металлическая деталь подвергается коррозии из-за собственных дефектов, то это, очевидно, проблема с гарантией производителя, а не с гарантией магазина, согласился Кейхер. Но если с деталью нет никаких проблем, OEM-версия или версия для вторичного рынка должны прослужить весь срок службы автомобиля без коррозии, «если вы предпримете шаги», указанные производителем для защиты металла, сказал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *