Правильное нанесение размеров на чертеже: Инженерная графика | Лекции | Правила нанесения размеров

alexxlab | 27.03.2023 | 0 | Разное

Нанесение размеров на чертежах | Блог Александра Воробьева

Опубликовано 06 Окт 2013
Рубрика: Механика | 19 комментариев

Что такое правильное нанесение размеров на чертежах? Казалось бы – ничего сложного: ставь, да ставь! Решил, что достаточно – прекратил. Но такой подход характеризует полную безграмотность инженера-конструктора. Скажу честно, что из всех  чертежей, с которыми…

…пришлось в жизни работать, лишь не более чем на двадцати процентах были грамотно и в необходимом количестве нанесены размеры…

То, о чем будет говориться в этой публикации, я считаю очень важным для становления инженера-конструктора! Необходимо внимательно вникнуть в суть текста и начать пробовать применять предложенную технику работы на практике. Хотя эта статья в основном предназначена для начинающих инженеров-конструкторов, но, думаю, и более опытные специалисты смогут найти для себя интересные и полезные моменты.

В заголовке статьи присутствует слово «философия», которое раздражает и отталкивает многих технических специалистов (хотя еще не так давно физику именовали натуральной философией). В нашем случае этот термин означает  лишь то, что я не стану вдаваться в технические аспекты, изложенные в нормативной документации, в частности, в ГОСТ 2.307-68 ЕСКД «Нанесение размеров и предельных отклонений». Требования ГОСТа, безусловно, необходимо знать и выполнять. Я же попытаюсь рассказать, как должна работать голова конструктора при нанесении размеров или их проверке с моей точки зрения.

Главная мысль:

Конструктор должен ясно представлять технологию (процесс) изготовления детали, знать и понимать последовательность выполнения операций!

Конструктор должен представлять в голове процесс сборки узла из деталей!

Конструктор должен четко представлять процесс сборки машины, приспособления, конструкции из узлов и деталей!

То есть конструктор обязан быть технологом!!! Встает закономерный вопрос — а зачем тогда нужны технологи? Ответ — конструктор должен знать и представлять в общих чертах хотя бы одну наиболее распространенную технологию, которая в принципе позволит изготовить изделие, а технолог обязан рассмотреть несколько альтернатив в выборе последовательности операций, видов оборудования, типов инструмента, режимов обработки и назначить оптимальный технологический маршрут и оптимальные технологические режимы.

Инженер-конструктор не имеет права не знать, как сделать на практике то, что он спроектировал (за исключением редких случаев изобретательской деятельности)!

Разберем подробнее мысль, которую я хочу до вас донести на примере нанесения размеров на чертеже детали.

Простой пример («диалог с самим собой»):

Если вы, рисуя проекции детали, видите лишь линии граней, к которым просто нужно поставить очередную размерную линию, то это плохо. Вы должны представлять визуально, как, например, токарь эту поверхность обработает, какие и от какой базы ему нужно будет знать размеры. Ставьте мысленно себя на его место и «изготавливайте» деталь, выполняя операции в голове! Влезайте в «шкуру виртуального токаря»! При этом у вас будут, как и у реального токаря, возникать вопросы, на которые вы, как реальный конструктор, отвечайте путем  нанесения размеров на чертежах, путем нанесения именно необходимых и только достаточных размеров, допусков, шероховатостей!

На рисунке, расположенном ниже, изображена простая деталь – ось. Сейчас мы пройдем подробно весь процесс нанесения размеров. Далее в кавычках размещен «диалог с самим собой» (что, по сути, есть монолог) конструктора при нанесении размеров на чертежах.

«Первая операция – заготовительная. Отпиливаем от болванки круглую заготовку – габаритный диаметр – Ø50 мм.

Наносим размер «Ø50» на чертеже!!!

Габаритная длина – 90 мм.

Ставим второй размер – «90»!!! И не важно, что могут взять по факту шестигранник или квадрат! Габариты заданы, остальное — не моя забота, а забота технолога, мастера.

Несем заготовку на токарный станок.

Вторая операция – токарная. Образмериваем цилиндрические поверхности. Протачиваем диаметр Ø24 мм на длину 35 мм. Нарезаем метрическую резьбу М24 длиной 30 мм. Выполняем посадочный диаметр оси – Ø36 мм и длиной 45 мм. Все – токарю больше делать нечего!

Наносим вышеперечисленные размеры на чертеже детали.

Передаем заготовку на фрезерный станок.

Третья операция – фрезерная. Что должен сделать фрезеровщик? Выполнить две лыски на габаритном диаметре. Что ему необходимо знать для этого? Расстояние между лысками – 41 мм.

Проставляем размер для фрезеровщика.

Передаем заготовку на сверлильный станок.

Четвертая операция – сверлильная. Что с заготовкой должен сделать сверловщик? Просверлить отверстие. Какие ему необходимы для этого размеры? Ему необходимо знать диаметр отверстия – Ø4 мм и координату расположения отверстия, например, от габарита заготовки – 5 мм. Ориентация отверстия относительно лысок – по видам чертежа. Берем необходимого диаметра сверло, размечаем центр отверстия и сверлим.

Наносим диаметр отверстия и его координату на чертеже! Все – деталь готова!!!»

Выводы и советы:

Конечно, я упростил по максимуму ситуацию, чтобы почти ничто не отвлекало вас от главной мысли. Не стал проставлять допуски на размеры и расположение поверхностей, не стал назначать шероховатости, минимизировал количество технологических операций (реально должны еще быть слесарная операция, термообработка, шлифовальная операция, нанесение покрытия, маркировка, контрольная операция, упаковка). Моей задачей в данном конкретном случае было показать на примере вам, уважаемые читатели, как голова конструктора должна выполнять нанесение размеров на чертежах, создавая на ходу технологический процесс. Причем правильность определения очередности операций в нашем случае не имеет решающего значения.

Инженер-конструктор действует в этом процессе, как скульптор, постепенно отсекающий от каменной глыбы все лишнее. Возможно, в начале вам будет сложно составлять мысленно техпроцессы из-за отсутствия опыта. Ничего страшного в этом нет! Если у вас все в порядке с элементарной логикой, здравым смыслом и желанием стать профессионалом, то вскоре вы ощутите практические результаты – на чертежах уменьшится количество пропущенных размеров, исчезнут ненужные размеры, оставшиеся необходимые размеры будут назначены от удобных для исполнителя баз (без дополнительных пересчетов).

Еще один очень важный совет – регулярно ходите к станкам, к рабочим, которые по вашим чертежам изготавливают детали. Выясняйте реальный техпроцесс, учитесь, разговаривайте, спрашивайте, спорьте, но всегда помните, что вы, сидя в теплом и светлом помещении за монитором компьютера и в тишине, должны сделать всё в технической документации для максимально удобного и легкого восприятия информации у станка, где шум и иногда не очень светло и тепло…

Возможно, для кого-то все сказанное выше покажется бредом. Поделитесь своей техникой нанесения размеров! Я никому ничего не навязываю, а просто рассказываю о том, как это удобно делать мне для получения качественного и быстрого результата.

Другие статьи автора блога

На главную

Статьи с близкой тематикой

Отзывы

Правила нанесения размеров на чертежи – Как это сделать – УРАЛ

2015/07/22

Каждый чертеж должен нести максимальную информацию, а без нанесение размеров на чертежи этого не добиться. Если на нем нет размеров это уже не чертеж, а рисунок, поэтому очень важной частью чертежа является правильное нанесение размеров. Часто в практике можно увидеть очень сложную деталь, а ведь кто-то ее начертил и проставил все размеры во всех плоскостях. Чтобы правильно расставлять размеры, нужно знать не только узаконенные стандарты, но и иметь хороший опыт.

ГОСТ предусматривает ряд правил, по которым должны расставляться те или иные размеры на чертеже. Рассмотрим несколько основных правил установленные стандартом.

1. При нанесении размеров применяются, как правило, т.н. арабские цифры.

2. Все размеры в машиностроении расставляются в миллиметрах, в других случаях в примечаниях нужно указывать, в каких единицах проставлены все размеры, либо к соответствующим единицам прибавлять соответствующую букву.

3. Размеры не должны повторяться и указываются на одном чертеже один раз. Повторяемость размера возможно лишь при необходимости в этом.

4. Размерные линии наносятся вне контура проекции.

5. Числовые обозначения следует ставить в середине на выносной линии. Существуют и другие способы, расстановки числовых обозначений: под размерной линией, сбоку, вертикально.

6. Нужно соблюдать расстояние между параллельными выносными линиями, оно должно составлять не менее 5 мм, а расстояние до контура чертежа не менее 4 мм.

7. Главные линии контура не могут использоваться в качестве размерных.

8. Размерные линии не могут быть продолжением контурных линий.

9. Обязательное условие параллельности размерной линии отрезку, т.е. размерная линия должна быть параллельна отрезку, чью длину она показывает.

10. При нанесение размеров на чертежи, выносные линии чертятся перпендикулярно размерным линиям.

11. Все размеры должны наносятся по ГОСТ тонкими линиями.

12. На машиностроительных чертежах, с обеих сторон выносной линии ставятся стрелки, которые упираются острием в линии контура.

13. Если при выноске размера его длина велика и не вмещается на линии, то сам размер выносят за контур линий на выноске.

Расстановка размеров на чертежах является важной задачей, так как исходя из размера, будет изготавливаться та или иная деталь и если размер указан не верно, то и деталь не будет изготовлена, либо получится бракованной.

In : Как это сделать

Предыдущая статья Простые способы очистки мангала

Следующая статья Как поднять настроение

5 Пропорций лица, которое нужно знать

  1. Дом
  2. Портретный рисунок
  3. Пропорции лица

Рисунок Эндрю Лумиса

Вы ищете правильные пропорции лица, задаваясь вопросом, как найти линию брови? Где низ носа? Расположение глаз? Есть так много элементов, на которые следует обратить внимание при рисовании портрета.

что невероятно легко запутаться и, в конце концов, застрять.

Уникальные пропорции, благодаря которым каждый выглядит точно так же, представляют собой непростую задачу при рисовании!


Эти индивидуальные характеристики могут становятся менее сложными, когда мы связываем их в базовую структуру и упростить с помощью нескольких рекомендаций. Вот пять пропорций лица которые можно легко запомнить и использовать в качестве ориентира во время наброска вашего следующего портретного рисунка.




БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА
Загрузите инфографику Основные пропорции лица в конце этой статьи, чтобы использовать ее в качестве напоминания об этих основных пропорциях!

5 Пропорции лица, которое нужно знать



Пропорция № 1: глаза находятся на полпути вниз по голове.


Удивлены? Я до сих пор помню удивился, когда мне впервые на это указали! Однажды я осознал этой пропорции казалось таким очевидным измерением, чтобы заметить.

Это прекрасный пример того, как легко эти так называемые «более очевидные» элементы теряются в сложности лица. Хорошая новость что однажды увидев их, трудно вспомнить время, когда вы не мог!

Каждый раз, когда вы изучаете элемент конструкции головы, это будет гораздо легче заметить это в следующий раз, когда вы будете наблюдать за своим объектом.

Пропорция № 2: Края ноздрей выровнены со слезными путями глаз.



Пропорция №3: Расстояние между глазами примерно равно ширине глаза.


Говоря о глазах, не пропустите это пошаговое, реалистичное руководство по рисованию глаз!


Пропорция #4: Ширина головы около пяти глаз.


Это может быть сложно, потому что форма голова часто закрыта волосами. Визуализация «повязки на голову», похожей на один, нарисованный на изображении выше, может помочь в поиске формы голова.

Пропорция № 5: Уголки рта совпадают со зрачками глаз.



Как использовать эти пропорции лица

Хотя эти пропорции часто будут точными, слишком много различий в лицах, чтобы принять какую-то одну пропорцию за правило. Даже в приведенных выше примерах пропорции не сработали идеально!

Мы также не хотели бы настолько полагаться на наши знания о пропорциях, чтобы лениться в наблюдении за моделью.

Эти измерения лучше всего использовать в качестве ориентира для сравнения с вашей моделью. Например, если вы знаете, что расстояние между глазами обычно равно ширине глаза, проверьте, верно ли это для вашего объекта

, а не предполагайте, что это .

Эскиз Леонардо да Винчи


Независимо от того, окажутся ли пропорции такими же, как на вашей модели, внимание, которое вы им уделите, приведет к тот же желаемый результат: более точный рисунок. Эти измерения также очень полезны знать, чтобы рисовать портреты по памяти или воображению.




БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА

Получите инфографику Пропорции лица
(а также получите еженедельный информационный бюллетень и доступ к библиотеке ресурсов для рисования) — только для участников!





Если вам понравилась эта страница о пропорциях лица, вас также могут заинтересовать .

..


Связанные страницы

Как начать рисовать портрет0011

Как затенить портретный рисунок

Как нарисовать реалистичные глаза

Как нарисовать реалистичные губы

Как нарисовать ухо на тонированной бумаге



Вернуться к рисованию портрета

23


Вернуться на домашнюю страницу

Урок 4: Как рисовать с точными пропорциями

Пропорция просто относится к соотношению размеров между объектами. Если вы хотите нарисовать предмет или сцену с точными пропорциями, вы должны использовать правильные методы и со временем тренировать свое зрение.

При рисовании большую часть времени я трачу на измерения, сравнения, повторные измерения и повторные сравнения. Чем больше времени вы потратите, пытаясь улучшить точность своего рисунка, тем лучше вы будете «видеть».

Как рисовать с правильными пропорциями

Я собираюсь познакомить вас с несколькими методами , чтобы измерить и проверить вашу точность. Когда вы рисуете, лучше всего использовать как можно больше методов измерения. Вы можете использовать эти методы в любом порядке, где считаете нужным.

Мне нравится измерять объект до, во время и иногда даже после того, как я закончу свои портреты.

Измерение до , которое я рисую, помогает мне понять, что я вижу, и лучше ознакомиться с предметом. Это очень помогает при рисовании портретов людей, которых я никогда раньше не видел.

Измерение после того, как я рисую, — это способ провести окончательную проверку, чтобы найти ошибки, которые я мог пропустить, и способ обрести уверенность в готовом продукте. Вы никогда не должны оставлять измерения до самого конца!

Важно! Если вы будете следовать инструкциям, вам следует использовать очень легкое давление, чтобы вы могли легко стереть любые сделанные вами ошибки.

Навигация

1. Измерьте карандашом
2. Проверьте отношения между объектами на вертикальной и горизонтальной осях
3. Проверьте углы
4. Изучите отрицательное пространство

#1: Измерьте карандашом

Чтобы нарисовать что-то точное в относительном размере , вы можете использовать карандаш и большой палец в качестве измерительного инструмента для измерения взаимосвязей между частями тела или объектами в сцене. Вот как это сделать:

Поддержание точности во всех измерениях

Прежде чем выполнять какие-либо измерения, важно понять, как поддерживать точность на протяжении всего процесса измерения.

Поднимите карандаш прямо перед глазами, не сгибая локоть. Если вы согните локоть, будет очень сложно выдерживать последовательные измерения. Это может привести к дополнительным ошибкам. Поскольку ваша рука вращается от плеча, а не от глаза, ваши измерения не будут точными на протяжении всего процесса. Чтобы избежать этого, опустите глаз как можно ближе к плечу, чтобы получить наиболее точные измерения от начала до конца.

Если вы рисуете по эталонному изображению, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы согнуть локоть или наклонить голову, потому что вы можете измерять непосредственно по эталонной фотографии.

Если вам неудобно измерять карандашом, вы можете использовать инструмент для рисования пропорций.

Измерьте длину и ширину модели

Длина

Кончиком карандаша и кончиком большого пальца измерьте высоту головы модели. Чтобы узнать его рост, медленно двигайте рукой вниз, считая, какой рост у вашего объекта в головных уборах. Для этого примера мой предмет равен 8 головам. Эти единицы являются относительными, поэтому вы можете нарисовать объект намного больше или меньше по сравнению с исходным размером эталонного изображения.

Допустим, я уже нарисовал голову, а потом решил, что могу нарисовать и остальное тело. Поскольку я знаю, что рост человека составляет 8 голов, все, что мне нужно сделать, это измерить голову на моем рисунке и умножить ее на 8, чтобы узнать, где мне нужно нарисовать его ноги.

Ширина

То же самое можно сделать и для ширины. Просто измерьте длину головы, а затем поверните карандаш горизонтально. Вы можете вычислить ширину головы, а также плеч, талии и т. д. 
Примечание: Иногда связь между двумя частями тела не будет единым целым. В этом случае вам нужно будет искать другие отношения или сделать все возможное, чтобы увидеть эту часть эскиза.

 

Как перенести эту информацию в альбом для рисования

Какова максимальная длина вашего рисунка? Как только вы определились, сделайте галочки вверху и внизу скетчбука. Это поможет, если вы проведете вертикальную линию по всей странице, чтобы идеально выровнять галочки.

Поскольку мы знаем, что рост человека равен 8 головам, мы можем уверенно разделить пространство на 8 равных частей по вертикали. Дважды проверьте, чтобы все пробелы были четными. Для этого можно использовать линейку. Теперь, когда у меня есть галочки, я знаю точную высоту и ширину, чтобы нарисовать голову.

Измерение и сравнение других частей тела

Вы можете использовать эту технику для измерения всех других частей тела, чтобы получить хорошее представление о соотношении размеров между ними. Это очень полезно, когда вы рисуете несколько человек в одной сцене. Как узнать, какого роста или ширины нужно нарисовать одного человека по сравнению с другим? Насколько большой вы рисуете голову ребенка по сравнению с ее родителями?

Пример:

  • Ягодица равна 2 головным частям.
  • Правый ботинок немного меньше по общей ширине, чем левый ботинок.
  • И т. д.…

 

Если в сцене есть еще один человек, вы можете сравнить два тела друг с другом, чтобы знать, насколько широким должен быть второй человек или насколько велика его голова по сравнению с человеком №1.

#2: Проверка связи между объектами на вертикальной и горизонтальной оси

Правильно подобрать размер — это здорово, но также важно знать, где все выровнять. Допустим, вы уже забежали вперед и сделали грубый набросок. Вы правильно определили длину и ширину каждой части тела, но что-то кажется не совсем правильным.

В приведенных ниже примерах я использую вертикальные и горизонтальные линии, чтобы узнать, где выровнены определенные части тела.

Если вы посмотрите на первый ряд изображений, вы обнаружите, что следующие утверждения верны:

Изображение 1: Правое плечо и правая ягодица идеально выровнены по вертикальной оси.
Изображение 2: Середина головы находится на одной линии с внутренней стороной правой стопы.

Изображение 3. Низ левого ботинка доходит до середины правого ботинка.
Изображение 4: Левый локоть ниже правого локтя.

Если вы сравните верхнюю строку с нижней, вы заметите, что 3 из этих наблюдений НЕ соответствуют эскизу. Теперь я знаю, что не так с моим эскизом и что мне нужно исправить.

Инструменты, которые вы можете использовать

Чтобы получить точные вертикальные/горизонтальные измерения вашего объекта, вы можете использовать следующие инструменты:

  • Карманный уровень
  • Груз на конце веревки, также известный как отвес + леска (работает только для вертикальных измерений)
  • Ваш карандаш: поднесите карандаш к глазу и совместите его с прямым горизонтальным или вертикальным краем, зафиксируйте этот угол на месте, а затем верните руку к объекту.
    Вы можете сослаться на прямой край, например, на плоскую линию горизонта или на совершенно прямой затылок, если находитесь снаружи. Если вы находитесь в помещении, вы можете ссылаться на край пола или сторону стены. Убедитесь, что ваши вертикальные/горизонтальные ориентиры не меняются!

Если вы рисуете по образцу фотографии, вы можете просто использовать линейку или карандаш. Прижмите линейку к фотографии и выровняйте ее по краям бумаги. Для сверхточных измерений вы можете попробовать чертежную доску со встроенной прозрачной линейкой.

Если вы рисуете по цифровому эталону, вы можете использовать программное обеспечение для редактирования изображений, чтобы рисовать линии прямо на фотографии.

#3: Проверка углов

Углы особенно трудно увидеть на глаз. Для решения этой дилеммы я использую технику скольжения. Что вам нужно сделать, так это держать руку между глазом и объектом, не сгибая локоть, а затем наклонять карандаш под углом, пока край карандаша не совпадет с углом, который вы проверяете. Затем осторожно проведите рукой перед рисунком, удерживая карандаш как можно неподвижнее.

Важно: Альбом для рисования должен находиться в довольно вертикальном положении, стоять на чем-то устойчивом, например, на мольберте, и располагаться достаточно близко к объекту для получения точных результатов. Как новичок, вы хотите свести к минимуму время в пути, пока вы перемещаете руку от объекта к блокноту.

Если вы потеряли хватку и потеряли угол, не волнуйтесь. В любом случае нарисуйте его, сделав максимально возможное предположение, затем проверьте свою линию, повторяя описанный выше процесс, пока не получите правильный угол.

Вы можете использовать ту же технику скольжения, чтобы измерить взаимосвязь между несколькими частями тела. Например: угол от нижней части лапки чайки до кончиков хвостовых перьев.

Без сомнения, это утомительный процесс. Чем больше вы это делаете, тем быстрее вы становитесь. Со временем вы настроите свои глаза на более точное рисование, что позволит вам делать все это с первого взгляда.

#4: Соблюдайте негативное пространство

Если вам легче рисовать геометрические фигуры

, такие как квадраты, треугольники или круги, чем
, чтобы вы могли рисовать детализированные объекты, такие как люди и животные, вот полезная техника , которую вы можете добавить в свой процесс рисования.

Посмотрите на негативное пространство вокруг вашего объекта странной формы, чтобы найти знакомые формы, такие как треугольники или круги, которые легко распознаются вашим мозгом. Переключение вашего внимания с предмета на пространство вокруг него изменит то, как вы видите, возможно, упростит его, что позволит вам лучше понять вещи.

 

Важно помнить

#1: Не нажимайте слишком сильно
Делайте линии легкими. Убедитесь, что все находится в правильном месте, прежде чем вы начнете добавлять детали и затенение.

#2: Всегда проверяйте трижды и перепроверяйте
Одного или двухкратного измерения недостаточно. Маленькие ошибки, которые вы совершаете в начале, могут привести к большим ошибкам в конце. Поэтому убедитесь, что вы проявляете должную осмотрительность. Мне нравится измерять объект до, во время и даже после того, как я закончу рисунок.

#3: Тратьте МНОГО времени на измерения, чтобы получить наилучшие результаты
Чем больше времени вы потратите, тем точнее будет ваш рисунок.

#4: используйте все описанные выше методы в любом порядке
… просто убедитесь, что вы пробовали все из них.

 

Домашнее задание

У меня есть 4 изображения, каждое с возрастающим уровнем сложности. Ваше домашнее задание на этой неделе — использовать приемы, описанные в этом уроке, а также то, чему вы научились на предыдущих уроках, чтобы нарисовать наиболее точное представление каждого изображения.

Когда вы закончите, вы можете опубликовать свою работу на странице RFA в Facebook, где я также опубликую свое домашнее задание для левшей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *