Р 105 м характеристики – -105

alexxlab | 11.05.2020 | 0 | Разное

Содержание

Средства связи – радиостанция Р-105М Парус-3

Категория – Радиостанции портативные и носимые

Основные функции, возможности и особенности радиостанции

Радиостанции Р105М, Р108М, Р109М собраны по трансиверной схеме. Приёмник радиостанции – супергетеродин с одним преобразованием частоты. Общими элементами для приемника и передатчика являются: антенный контур, гетеродин, УНЧ, источник питания. Приемная часть радиостанции имеет 2 резонасных каскада УВЧ на лампах 1Ж17Б и 1Ж18Б, смеситель на лампе 1Ж18Б, 4 однотипных каскада УПЧ на лампах 1Ж18Б, усилитель-ограничитель на лампе 1Ж18Б, и частотный дискриминатор на диодах 2Д401. Гетеродин приемника собран на лимпе 1Ж18Б и имеет плавную перестройку изменением емкости. Этот же генератор используется при передаче как задающий. На приеме к задающему контуру подключается дополнительная емкость. В контур этого генератора так же включен варикап Д901, который используется для модуляции частоты при передаче и АПЧ при приеме. При работе на передачу сигнал с задающего генератора поступает на усилитель мощьности на лампе 1П24Б. Усилитель низкой частоты – 2х каскадный, на транзисторах МП15, используется при передаче как усилитель модуляционного сигнала. Все переменные смкости, кроме емкости антенного контура, установлены на одной оси, и перестраиваются одновременно с изменением частоты задающего генератора-гетеродина. В качастве оконечного низкочастотного устройства применяется мекротелефонная гарнитура, состоящая из микрофона ДЭМШ1А, микрофонного усилителя на транзисторе П15 и головных телефонов или трубка с микрофоном порошкового типа МК-10-МБ и телефонным капсюлем ТК-47-130. Предусмотрено дистанционное управление по кабелю длиной до 500 м и работа в качестве ретранслятора в радиосетях.

Для увеличения дальности действия к радиостанциям мог подключаться усилитель мощности УМ-2, смонтированный в таком же корпусе, как и радиостанция. Выходная мощность УМ-2 — 10 Вт, питание — от восьми аккумуляторов по 1,4 В емкостью 14 Ач.

Ультракоротковолновая радиостанция Р-105М, входящая в комплект однополосной радиостанции Р-140М и устанавливаемая в кабине водителя, предназначена для служебной связи в колонне на марше с другими подвижными объектами, оборудованными однотипными радиостанциями, и обеспечивает при необходимости симплексную однополосную телефонную работу радиостанции Р-140М и служебную связь телефоном с аппаратной.

Радиостанции обеспечивают надежную двустороннюю радиосвязь с однотипной радиостанцией на местности средней пересеченности и лесистости, в любое время суток и года, на любой частоте диапазона при напряжении аккумуляторных батарей 4,4 – 5,2 В на расстояниях:

  • при работе на ходу со штыревой антенной высотой 1,5 м или на земле на ту же антенну с противовесом – б км
  • при работе на стоянке с комбинированной антенной 2,7 м и противовесом – 10 км (для P-105М – 8 км)
  • при работе на стоянке с лучевой антенной направленного действия, подвешенной на высоте 1 м над землей, – 15 км
  • при работе на лучевую антенну, поднятую у радиостан-ции на высоту 5-6 м над землей, – 25 км
  • при работе на лучевую антенну из укрытий глубиной не более 3 м с перекрытием толщиной не менее 1 м – 15 км
  • при работе с вынесенного пункта через телефонный аппарат ТА-57, соединенный с радиостанцией двухпроводным полевым кабелем длиной до 500 м, на комбинированную антенну высотой 2,7 м – не менее 10 км (для Р-105М -не менее 8 км), на лучевую антенну, подвешенную на высоте 1 м, – не менее 15 км, поднятую на 5-6 м – не менее 25 км. При этом переключение радиостанции с приема на передачу и ведение связи производятся непосредственно с телефонного аппарата

radiotract.ru

105М – это… Что такое Р-105М?

Р-105М Радиостанция LV-306, состоит из приемопередатчика «Парус» (LV-305) и внешнего усилителя мощности УМ-2. Применялась в вооруженных силах Финляндии.

Р-105М, Р-108М, Р-109М («Парус-3», «Парус-2», «Парус-1») — советские войсковые носимые ультракоротковолновые радиостанции. На вооружении с 1967 года. Между собой отличаются только диапазоном рабочих частот. Приняты взамен радиостанций серии «Астра» (Р-105Д, Р-108Д, Р-109Д). Несмотря на сходство индексов, радиостанции «Парус» представляют собой совершенно другую конструкцию.

Технические характеристики

Радиостанции ранцевые, симплексные, собраны по трансиверной схеме на субминиатюрных стержневых лампах исполнения Б (см. Радиолампы производства СССР/России), транзисторах и полупроводниковых диодах. Приёмная часть — супергетеродин с одним преобразованием частоты. Предусмотрено дистанционное управление по кабелю длиной до 500 м и работа в качестве ретранслятора в радиосетях.

  • Режим работы: телефония с частотной модуляцией
  • Настройка плавная, шкала отградуирована с шагом 25 кГц
  • Диапазон частот:
    • Р-105М — 36,0-46,1 МГц
    • Р-108М — 28,0-36,5 МГц
    • Р-109М — 21,5-28,5 МГц
  • Чувствительность приёмника — не хуже 1,5 мкВ при отношении сигнал/шум 10:1
  • Выходная мощность передатчика — не менее 1 Вт
  • Источник питания: четыре аккумулятора КН-14 или две батареи 2НКП-20 (или 2НКП-24) общим напряжением 4,8 В. Питание анодных цепей — от встроенного транзисторного преобразователя напряжения.
  • Время непрерывной работы при соотношении времени приема/передачи 3:1 — от 12 до 21,5 часов в зависимости от типа батареи
  • Антенные устройства:
    • гибкая штыревая антенна высотой 1,5 м (штырь Куликова) с дополнительными коленами для наращивания до 2,7 м, кронштейном для крепления на борту транспортного средства и противовесами
    • лучевая антенна длиной 40 м для работы со стационарной позиции
  • Дальность уверенной связи между однотипными станциями:
    • минимум (на ходу с короткой штыревой антенной) — не менее 6 км;
    • максимум (на стоянке, с лучевой антенной, поднятой на высоту 5-6 м) — не менее 25 км.
  • Диапазон рабочих температур: от −40 до +50 °C
  • Габариты приёмопередатчика: 310×325×170 мм
  • Масса рабочего комплекта: не более 14 кг
  • Масса полного комплекта с укладочным ящиком: не более 40 кг
  • Для увеличения дальности действия к радиостанциям мог подключаться усилитель мощности УМ-2, смонтированный в таком же корпусе, как и радиостанция. Выходная мощность УМ-2 — 10 Вт, питание — от восьми аккумуляторов по 1,4 В емкостью 14 Ач[1].

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Артем › Блог › Р-105М

Удалось раздобыть радиостанцию Р-105М. Р-105М, («Парус-3») — советская войсковая носимая ультракоротковолновая радиостанция. На вооружении с 1967 года.


Технические характеристики
Радиостанции ранцевые, симплексные.
Режим работы: телефония с частотной модуляцией
Настройка плавная, шкала отградуирована с шагом 25 кГц
Диапазон частот:
Р-105М — 36,0-46,1 МГц

Очень интересная надпись на главной панели “Внимание! Противник прослушивает”
Чувствительность приёмника — не хуже 1,5 мкВ при отношении сигнал/шум 10:1
Выходная мощность передатчика — не менее 1 Вт
Источник питания: четыре аккумулятора КН-14 или две батареи 2НКП-20 общим напряжением 4,8 В.
Время непрерывной работы при соотношении времени приема/передачи 3:1 — от 12 до 21,5 часов в зависимости от типа батареи

В моём случае это старый блок питания.
Антенные устройства:
гибкая штыревая антенна высотой 1,5 м (штырь Куликова) с дополнительными коленами для наращивания до 2,7 м, кронштейном для крепления на борту транспортного средства и противовесами<
У меня только антенна Куликова, лучевой еще не обзавелся.
лучевая антенна длиной 40 м для работы со стационарной позиции
Дальность уверенной связи между однотипными станциями:
минимум (на ходу с короткой штыревой антенной) — не менее 6 км;
максимум (на стоянке, с лучевой антенной, поднятой на высоту 5-6 м) — не менее 25 км.
Диапазон рабочих температур: от −40 до +50 °C
Габариты приёмопередатчика: 310×325×170 мм
Масса рабочего комплекта: не более 14 кг
Масса полного комплекта с укладочным ящиком: не более 40 кг

Так же есть указания по работе с лучевой антенной.

voentex.ru

Р-105 Станок токарный настольный. Паспорт, схемы, описание, характеристики

Сведения о производителе настольного токарного станка модели Р-105

Производитель настольного токарного станка модели Р-105 – Чистопольский завод Автоспецоборудование.

Станки, выпускаемые Чистопольским заводом Автоспецоборудование

Р-105 Станок настольный токарно – фрезерный специальный. Назначение, область применения

Настольный токарно-фрезерный станок Р105 предназначен для проточки коллекторов и фрезерования пазов между ламелями. Станок производился в 70-х годах прошлого века.

Станок производился для механизации ремонта электрогенераторов в автомастерских. Коллектор протачивается на токарном станке, а затем проререзаются пазы между ламелями.

В связи с узкой специализацией станка Р105 на нем не предусмотрена механическая подача суппорта и нарезание резьбы.

В настоящее время используется как настольный токарный станок в небольших домашних мастерских.


Общий вид токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105


Расположение составных частей токарного станка Р-105

Расположение основных узлов токарного станка Р-105

Фото токарного станка Р-105. Смотреть в увеличенном масштабе

Перечень составных частей токарного станка Р-105

  1. Крышка (кожух шкивов)
  2. Ремень приводной
  3. Гайка разрезная для регулировки натяга подшипника шпинделя
  4. Станина
  5. Шпиндельная бабка
  6. Винты крепления патрона
  7. Шпиндель
  8. Центр
  9. Патрон
  10. Электродвигатель
  11. Электроблок
  12. Пульт управления
  13. Ключ токарного патрона
  14. Суппорт
  15. Рукоятка фрезерной головки
  16. Щиток
  17. Рукоятка зажима резцедержателя
  18. Резцедержатель
  19. Маховичок поперечной подачи суппорта
  20. Штурвал продольной подачи суппорта
  21. Рукоятка зажима на станине задней бабки
  22. Задняя бабка
  23. Болт заземления
  24. Шкив электродвигателя
  25. Винт крепления кожуха

Устройство и принцип работы токарно-фрезерного станка Р105

Станок состоит из станины 4 (рис. 1), задней бабки 22, суппорта 14, шпиндельной группы 5, фрезерной головки 15, привода 10, электроблока 11 и патрона 9.

Станина — литая, в верхней левой части имеет выступ, являющийся корпусом передней бабки.

Направляющие станины типа «ласточкин хвост». Станина имеет три люка: торцовый, обеспечивающий доступ к ременной передаче 2 и два задних, через один из которых вставляется привод шпинделя, а через второй – электроблок, смонтированный на крышке люка. Торцовый люк закрывается крышкой 1, имеющей специальные вентиляционные окна. На передней стенке станины расположен пульт управления станком 12, на котором смонтированы кнопки «пуск» и «стоп».

Задняя бабка – установлена в направляющем пазе и может по нему передвигаться в зависимости от длины устанавливаемого якоря. Фиксация бабки в определенном положении на станине осуществляется с помощью рукоятки 21, приводящей в действие эксцентриковый зажим. Пиноль задней бабки имеет конус Морзе № 2.

Суппорт перемещается по направляющим станины в продольном направлении посредством реечной передачи с ручным приводом от штурвала фартука 20, закрепленного на нижней стороне передней балки плота. Поперечная подача осуществляется с помощью маховичка 19. Цена деления гайки указателя поперечной подачи 0,05 мм На поперечном суппорте установлен резцедержатель 18, в котором с помощью винтов крепится режущий инструмент. На задней стенке плота предусмотрено место крепления кронштейна фрезерной головки 15.

Шпиндельная группа — состоит из стакана 5, в котором на двух шарикоподшипниках установлен шпиндель 7 с отверстием конус Морзе № 4.

Регулировка натяга в подшипниках шпинделя осуществляется с помощью разрезной гайки 3, путем поджима наружного кольца подшипника. Шпиндельная группа с помощью винтов прифланцовывается к корпусу передней бабки. Привод шпинделя осуществляется клиноременной передачей 2 непосредственно со шкива электродвигателя 24 на шкив шпинделя.

Фрезерная головка — устанавливается на задней стенке суппорта. Головка представляет собой поворотный кронштейн с закрепленным на нем электродвигателем и микропереключателем.

Положение головки по высоте регулируется с помощью винта, имеющего на своей поверхности накатку. Фреза крепится непосредственно на валике, установленном на валу электродвигателя.

Привод шпинделя — смонтирован на задней крышке и состоит из электродвигателя мощностью 400 Вт и натяжного устройства.

Электроблок — устанавливается через задний люк станины и крепится к ней четырьмя винтами. На блоке смонтированы два магнитных пускателя, набор зажимов, предохранитель, штепсельное соединение и провода. Электроблок смонтирован таким образом, что его можно целиком вынуть через люк станины при наладке или ремонте.


Электрооборудование токарно-фрезерного станка Р105

Электрооборудование станка рассчитано на питание от сети переменного трехфазного тока напряжением 380/220 в, частотой 50 Гц.

Пусковая и защитная аппаратура смонтированы на крышке электроблока и пульте управления.

Электрическая схема токарного станка Р-105

Схема электрическая токарного станка Р-105. Смотреть в увеличенном масштабе

Привод. Для привода шпинделя используется электродвигатель М1 (Рис. 2) переменного тока АОЛ-22-4 (M361) мощностью 0,4 кВт, с числом оборотов 1400 об/мин. Для привода фрезерной головки используется электродвигатель М2 переменного тока АОЛ-011-2 (M361) мощностью 80 Вт, числом оборотов 2760 об/мин.

Двигатель шпинделя управляется кнопками Kh2 и КН2.

Включение и отключение двигателя фрезерной головки осуществляется микропереключателем В2.

Блокировка. При установке фрезерной головки в рабочее положение, контакты микропереключателя, установленного на кронштейне фрезерной головки переключают электросхему таким образом, что при нажатии кнопок может быть включен или выключен только двигатель фрезы. Такая блокировка исключает возможность включении двигателя шпинделя.

Защита. Электрооборудование станка защищено от коротких замыканий и перегрузок плавким предохранителем ПP1. Для предотвращения самозапуска электродвигателей применена нулевая защита с использованием контактов магнитных пускателей P1 и Р2.


Порядок работы на станке Р-105

Для проточки коллекторов необходимо установить заднюю бабку 22 в положение, соответствующее длине вала якоря и надежно ее закрепить с помощью рукоятки эксцентрикового жение и настраивается посредством винта на соответствующую глубину резания после чего фиксируется контргайкой. Перед фрезерованием вал якоря должен быть установлен в центрах, для чего необходимо развести кулачки патрона 9.

При установке фрезерной головки в рабочее положение контакты микропереключателя, установленного на кронштейне фрезерной головки, переключают электросхему таким образом, что при нажатии кнопок может быть включен или выключен только двигатель фрезы. Такая блокировка исключает возможность включения шпинделя.

Подача фрезы производится вращением того же штурвала продольной подачи 20, что при проточке коллектора, но с подачей, соответствующей 75 мм на один оборот.

Поворот и установка якоря при фрезеровании производится вручную. По окончании фрезерования зачистить коллектор мелкой наждачной шкуркой.

Станок укомплектован специальным ключом 13, который служит для крепления фланца патрона в конусное отверстие шпинделя 7, его выпрессовки из конусного отверстия и управления кулачками патрона.


Р-105 Станок токарный настольный. Видеоролик.



Основные технические характеристики станка Р-105

Наименование параметраР-105
Основные параметры станка
Класс точностиН
Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемой над станиной, мм140
Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемой над суппортом, мм
Высота центров над плоскими направляющими станины, мм70
Наибольшая длина заготовки, обрабатываемой в центрах (РМЦ), мм550
Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, ммнет
Число ступеней частот вращения шпинделя2
Частота вращения шпинделя, об/мин1400; 2000
Торможение шпинделянет
Суппорт
Привод подачи суппортаручной
Наибольшее продольное перемещение суппорта, мм500
Продольное перемещение суппорта за один оборот штурвала, мм29; 75
Наибольшее поперечное перемещение суппорта, мм70
Перемещение суппорта поперечное на одно деление лимба, мм0,05
Перемещение суппорта поперечное на один оборот лимба, мм3
Фрезерная головка
Привод подачи фрезыручной
Частота вращения фрезерной головки, об/мин2760
Наибольший вертикальный ход фрезы, мм40
Вертикальная подача фрезы за один оборот маховичка, мм6
Наибольший продольный ход фрезы, мм500
Продольная подача фрезы за один оборот маховичка, мм29; 7
Электрооборудование. Привод
Параметры питающей сети220/380 В, 50 Гц
Электродвигатель привода шпинделя, кВт (об/мин)0,4 (1400)
Электродвигатель привода фрезерной головки, кВт (об/мин)0,08 (2760)
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота), мм1100 х 480 х 400
Масса станка, кг110

Полезные ссылки по теме. Дополнительная информация

Паспорта к настольным токарным станкам и оборудованию

Каталог справочник настольных токарных станков


stanki-katalog.ru

Р-105М Википедия

Радиостанция LV-306, состоит из приемопередатчика «Парус» (LV-305) и внешнего усилителя мощности УМ-2. Применялась в ВС Финляндии

Р-105М, Р-108М, Р-109М («Парус-3», «Парус-2», «Парус-1») — советские войсковые носимые ультракоротковолновые радиостанции. На вооружении с 1967 года. Между собой отличаются только диапазоном рабочих частот. Приняты взамен радиостанций серии «Астра» (Р-105Д, Р-108Д, Р-109Д). Несмотря на сходство индексов, радиостанции «Парус» представляют собой совершенно другую конструкцию.

Технические характеристики[ | ]

Радиостанции ранцевые, симплексные, собраны по трансиверной схеме на субминиатюрных стержневых лампах исполнения Б (см. Радиолампы производства СССР/России), транзисторах и полупроводниковых диодах. Приёмная часть — супергетеродин с одним преобразованием частоты. Предусмотрено дистанционное управление по кабелю длиной до 500 м и работа в качестве ретранслятора в радиосетях.

  • Режим работы: телефония с частотной модуляцией
  • Настройка плавная, шкала отградуирована с шагом 25 кГц
  • Диапазон частот:
    • Р-105М — 36,0-46,1 МГц
    • Р-108М — 28,0-36,5 МГц
    • Р-109М — 21,5-28,5 МГц
  • Чувствительность приёмника — не хуже 1,5 мкВ при отношении сигнал/шум 10:1
  • Выходная мощность передатчика — не менее 1 Вт
  • Источник питания: четыре аккумулятора КН-14 или две батареи 2НКП-20 (или 2НКП-24) общим напряжением 4,8 В. Питание анодных цепей — от встроенного транзисторного преобразователя напряжения.
  • Время непрерывной работы при соотношении времени приема/передачи 3:1 — от 12 до 21,5 часов в зависимости от типа батареи
  • Антенные устройства:
    • гибкая штыревая антенна высотой 1,5 м (штырь Куликова) с дополнительными коленами для наращивания до 2,7 м, кронштейном для крепления на борту транспортного средства и противовесами
    • лучевая антенна длиной 40 м для работы со стационарной позиции
  • Дальность уверенной связи между однотипными станциями:
    • минимум (на ходу с короткой штыревой антенной) — не менее 6 км;
    • максимум (на стоянке, с лучевой антенной, поднятой на высоту 5-6 м) — не менее 25 км.
  • Диапазон рабочих температур: от −40 до +50 °C
  • Габариты приёмопередатчика: 310×325×170 мм
  • Масса рабочего комплекта: не более 14 кг
  • Масса полного комплекта с укладочным ящиком: не более 40 кг
  • Для увеличения дальности действия к радиостанциям мог подключаться усилитель мощности УМ-2, смонтированный в таком же корпусе, как и радиостанция. Выходная мощность УМ-2 — 10 Вт, питание — от восьми аккумуляторов по 1,4 В емкостью 14 Ач[1].

Примечания[

ru-wiki.ru

Носимые УКВ-ЧМ радиостанции ”Р-105М”,”Р-108М”,”Р-109М”.

Носимые УКВ-ЧМ радиостанции “Р-105М”,”Р-108М”,”Р-109М” выпускали с 1967 года. Переносные ранцевые УКВ-ЧМ радиостанции ”Р-105М” пришли на смену устаревшим радиостанциям ”Р-105Д”. Модернизированные радиостанции выпускались так же в 3-х вариантах: ”Р-105М”, ”Р-108М” и ”Р-109М” и отличались между собой различными диапазонами частот, совпадающими со старыми вариантами радиостанций ”Р-105Д”, но имеющие больше рабочих каналов в каждом диапазоне. Диапазон частот радиостанции ”Р-109М” – 21,5…28,5 МГц (13,95…10,52 м), радиостанции ”Р-108М” – 28.0…36,5 МГц (10,7…8,22 м), а радиостанции ”Р-105М” – 36…46,1 МГц (8,3…6,5 м). Радиостанция типа ”Р-105М” приёмо-передающая, с возможностью дистанционного управления и ретрансляции сигналов. Все радиостанции комплектуются штыревыми антеннами, короткой и длинной, а также направленной лучевой антенной. Радиостанции позволяют проводить связь при расположении их на земле, за спиной идущего радиста, а так же на борту автомашины при движении, из укрытия под землей, с использованием коаксиального фидера длиной 10 м. Радиостанции обеспечивают дальность связи до 30 километров при высокой экономичности и помехозащищённости. Микрофон типа ДЭМШ-1 и головные телефоны ТА-56м объединены в гарнитуру. Можно использовать и гарнитуру в виде телефонной трубки. Радиостанции питаются от 2х аккумуляторов типа 2КНП-20 или 4х элементов КН-14 общим напряжением 4,8 в. Модуляция частотная, связь симплексная. Чувствительность 1,5 мкВ. Оптическая шкала с делениями по 25 кГц. Выходная мощность передатчика 1 Вт. Девиация 5 кГц.

Инструкция по эксплуатации радиостанций “Р-105М”,”Р-108М”,”Р-109М”.        Фото Виталия Колесника, Серпухов и Зенонаса Лангайтиса, Каунас.

——————-

rw6ase.narod.ru

Поршневой авиационный двигатель М-105. – Российская авиация

Поршневой авиационный двигатель М-105.

Разработчик: В.Я.Климов
Страна: СССР
Год постройки: 1940 г.

В 1940 году КБ В.Я.Климова создало авиационный двигатель М-105 со взлетной мощностью 1100 л.с. и номинальной у земли — 1020 л.с. По сравнению со своим предшественником двигатель прошел коренную модификацию. Для увеличения мощности на малых и средних высотах на мотор устанавливался двухскоростной приводной центробежный нагнетатель с передаточными числами 7,85 и 10, который позволял не только увеличить мощность на малых высотах, но и избежать существенного «провала» мощности на высотах от 3 до 6 км.

По сравнению с двигателями М-103А и М-104 105-й подвергся значительной конструктивной доработке, главным из которых было принципиальное изменение схемы самого мотора: для улучшения наполнения цилиндров на каждом из них были поставлены по два впускных клапана вместо одного и живое сечение клапанов впуска увеличилось почти в полтора раза, а клапанов выпуска — на 15%. Это давало возможность не только форсировать мотор по частоте вращения, но и заложить основу для дальнейшего увеличения мощности, так как М-105 имел при меньшем, чем у М-103А, наддуве большую взлетную мощность и при том же наддуве большие мощности во всем диапазоне высот.

Выпускных клапанов стало два вместо одного. На коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки вала устанавливались противовесы.

Конечно, такое радикальное изменение схемы мотора привело к полной переработке конструкции блоков и системы газораспределения. Из прочих конструктивных изменений отметим: новую двухскоростную передачу к ПЦН, существенно доработанную по сравнению с М-104, увеличение степени сжатия до 7,1, установку противовесов на коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки.

Мотор оказался очень удачным и устанавливался на многих серийных самолетах, в частности, на истребителях Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3, фронтовых бомбардировщиков Пе-2, Ар-2 и Як-4 (ББ-22бис) н многих опытных самолетах. Он имел несколько модификаций, из которых следует отметить М-105Р с уменьшенным передаточным числом редуктора (0,59 вместо 0,666) для бомбардировщиков и М-105П, допускавший установку пушки в развале блоков.

М-105Р имел уменьшенное передаточное число редуктора (0,59 вместо 0,666) для бомбардировщиков. М-105П допускал установку пушки в развале блоков. Модификации 1941 года М-105ПА и М-105РА также конструктивно улучшались. Яки с М-105П уже в 1941-1942 годах имели некоторые преимущества над «мессершмиттами». В начале 1942 года НИИ ВВС провел перерегулировку этого мотора. За счет снижения его высотности увеличили его мощность. Климов опасался, что такая регулировка приведет к значительному снижению ресурса двигателя. Но вхожий к Сталину Яковлев добился решения о скорейшем внедрении в серию модификации, названной М-105ПФ.

Поршневой двигатель ВК-105ПФ (М-105ПФ), разработанный в ОКБ В.Я.Климова, по сути явлвлся форсированным вариантом двигателя М-105П. Путем некоторого снижения высотности по сравнению с М-105П двигатель М-105ПФ существенно увеличил свою мощность. Для серийного выпуска пришлось усилить поршневые пальцы, доработать коленчатый вал, усилить некоторые детали ПНЦ и другие узлы.

Двигатель М-105ПФ был достаточно надежным и простым в крупносерийном производстве. За время Великой отечественной войны было изготовлено около 91000 двигателей М-105 различной модификации, из них более 28000 — двигателей М-105ПФ. Двигатели ВК-105ПФ устанавливались на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Як-7 и других.

Модификации двигателя М-105:
М-105 — базовая модификация.
М-105Р — устанавливался на бомбардировщики, имел уменьшенное передаточное число редуктора (0,59 вместо 0,666).
М-105РА — модификации 1941 года. Дальнейшие конструктивные улучшения, в частности, усиление картера и главного шатуна, гиперболическую расточку подшипников коленчатого вала для уменьшения износа, установку более надежного беспоплавкового карбюратора.
М-105ПА — улучшенная конструкция. За счет снижения высотности увеличили мощность.
М-105П — «Пушечный» допускал установку пушки в развале блоков.
М-105ПФ (ВК-105ПФ, вместо М-мотор, получивший обозначение по имени конструктора — Владимир Климов) — форсированный вариант двигателя М-105П. Путем некоторого снижения высотности по сравнению с М-105П двигатель М-105ПФ существенно увеличил свою мощность. Для серийного выпуска пришлось усилить поршневые пальцы, доработать коленчатый вал, усилить некоторые детали ПНЦ и другие узлы. Двигатель М-105ПФ был достаточно надежным и простым в крупносерийном производстве. За время ВОВ было изготовлено около 91000 двигателей М-105 различной модификации, из них более 28000 — двигателей М-105ПФ. Двигатели ВК-105ПФ устанавливались на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Як-7 и других.
М-105ПФ-2 (ВК-105ПФ-2) Поршневой двигатель ВК-105ПФ-2 — возможности модели М-105ПФ (ВК-105ПФ) без кардинальной переделки конструкции были исчерпаны именно на этой модификации. ВК-105ПФ-2 имел характеристики несколько превышающие характеристики своего прототипа ВК-105ПФ и, что главное, не требовал в при освоении и производстве дополнительного оборудования и оснастки, что позволило серийным заводам практически без остановки перейти на его производство с предыдущей модификации. Форсированный двигатель имел взлетную и номинальную мощность в 1290 л.с., а высотный номинал — 1240 л.с. на высоте 2200 м. Двигатель ВК-105ПФ-2 устанавливался на те же самолеты, что и ВК-105ПФ, так же его ставили на один из лучших советских истребителей Як-3.

ТТХ:

Условное обозначение двигателя: ВК-105ПФ
Рабочий объем, л: 35,0
Степень сжатия: 7,10
Масса мотора, кг: 620
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1210
-частота вращения, об/мин: 2600
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 1210
-частота вращения, об/мин: 2700
Высотный режим
-мощность на высоте 700 м, л.с.: 1260
-мощность на высоте 2700 м, л.с.: 1180
Номинальные удельные параметры
-удельная масса: 0,512
-литровая мощность, л.с./л.: 34,57
Редуктор: 2:3
Октановое число топлива: 95

Характеристики двигателей семейства М-105:

Двигатель М-105П.

Двигатель М-105П на опытном истребителе И-26-2.

М-105Р в музее ОКБ им.Яковлева.

М-105Р в музее ОКБ им.Яковлева.

Двигатель ВК-105ПФ. Музей ВВС Монино.

М-105РА. Схема 1.

М-105РА. Схема 2.

М-105РА. Схема 3.

М-105РА. Схема 4.

.

.

Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Поршневой двигатель с водяным охлаждением M-105ПА».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *