Расчет реечной передачи: инженер поможет – Расчет геометрии прямозубой реечной передачи

alexxlab | 21.04.2023 | 0 | Разное

Содержание

Расчёт по контактным напряжениям. Расчёт по изгибным напряжениям. Влияние числа зубьев и смещения на прочность зубьев

Лекция №14

14.8. Расчёт по контактным напряжениям

Расчёты на прочность цилиндрических зубчатых передач стандартизированы по ГОСТ 21345. Задача расчёта состоит в определении таких значений основных параметров передачи, которые наилучшим образом удовлетворяют прочностным, триботехническим, кинематическим, геометрическим и экономическим требованиям.

Исследованиями установлено, что наименьшей контактной усталостной прочностью обладает околополюсная зона рабочей поверхности зубьев. Поэтому расчёт контактных напряжений принято выполнять при контакте в полюсе зацепления (рис. 14.18).

 

Рис. 14.18. Контактные напряжения в зацеплении

Контакт зубьев можно рассматривать как контакт двух цилиндров с радиусами  и . При этом контактные напряжения определяют

по формуле Герца – формула (2.30):

.                                         (14.28)

Удельную нагрузку определяют по формуле:

,                               (14.29)

где  – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии; = 0,95 для косозубых колес;

 – коэффициент нагрузки при расчёте по контактным напряжениям;

,                                         (14.30)

 – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между несколькими зацеплениями (в косозубой передаче).

Радиус кривизны эвольвенты в полюсе зацепления:

.                                     (14.31)

С учетом эквивалентного диаметра (п. 14.2) радиус кривизны

.

Приведенная кривизна:

.        (14.32)

С учетом (14.31) и (14.32) формула Герца примет вид:

,                                (14.

33)

где  – коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей;

          ;                                            (14.34)

 – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колёс;

;                    (14.35)

 – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

.                                             (14.36)

Формулу (14.33) можно видоизменить и упростить, приняв стальные колёса с 2,15×105 МПа и μ = 0,3, коэффициент перекрытия 1,8, коэффициент 0,95, угол зацепления 20º, а параметры  и  записать с учётом геометрических соотношений:

; , откуда ,          (14.37)

.                    (14.38)

После упрощений формула проверочного расчёта примет вид:

.                         (14.39)

где  – численный коэффициент, равный 270 для косозубых и шевронных колес и 315 – для прямозубых; величина коэффициента соответствует единицам измерения Ньютон и миллиметр, то есть Т2 в Н×мм, bw в мм, sН в МПа (Н/мм2).

Формула (14.39) не пригодна для проектного расчета, так как содержит два неизвестных геометрических параметра  и b. Для дальнейшего упрощения решения задачи один параметр выражают через другой. Вводят коэффициент ширины колеса

, откуда .                       (14.40)

Коэффициент  для косозубых колес принимают = 0,2…0,5. Подставляя (14.40) в формулу (14.39) и решая её относительно , получают формулу проектного расчёта:

.                          (14.41)

Вычисленное значение  округляют до ближайшего значения либо по ГОСТ 2185, либо из ряда

Ra40 ГОСТ 6636 (Прил. 15). Остальные геометрические параметры определяют в результате расчёта геометрии. В дальнейшем определяют окружную скорость, уточняют коэффициенты нагрузки, определяют силы в зацеплении и выполняют проверку контактных и изгибных напряжений.  При расчёте внутреннего зацепления в формулах  (14.39) и  (14.41) ставят (u – 1) вместо (u + 1).

 В реечной передаче должны быть известны: Ft – окружная сила на шестерне, v – скорость рейки. Делительный диаметр из расчёта на контактную выносливость:

.                                          (14.42)

Рекомендуется коэффициент ширины = b/d1= 0,4…0,8. Предварительное значение модуля:

.                                               (14.43)

Число зубьев шестерни реечной передачи z1 = d1/m 12. После округления модуля и числа зубьев уточняют диаметр шестерни: d1 = mz1.

14.9. Расчёт по изгибным напряжениям

Расчётная схема представлена на рис. 14.19. Зуб рассматривают как консольную балку, нагруженную нормальной силой , которая приложена к кромке зуба (наиболее неблагоприятный случай). Предпосылки расчёта:

1) Вся нагрузка прямозубого зацепления передается одной парой зубьев и приложена к вершине зуба. Нормальная сила будет в этом случае располагаться не под углом зацепления , а под углом давления 28…30° для прямозубой передачи.

2) Влиянием сил трения пренебрегают ввиду их малости.

3) Зуб рассматривают как консольную балку, для которой справедлива гипотеза плоских сечений, следовательно, методы сопротивления материалов.

Рейки зубчатые. Отправить запрос на изготовление

Производство зубчатых реечных механизмов является одним из самых популярных видов заказов, поступающих на наше предприятие «РПМ». Соответственно, нашей компанией наработан большой опыт в изготовлении реечных передач как по чертежам, так и по эскизам.

Отдельно считаем необходимым выделить производство по образцам отдельных частей вышедшей из строя реечной передачи: непосредственно реек, и приводных шестерней, являющихся неотъемлемой частью механизма.

Содержание

  • 1 Наши возможности
  • 2 Прямозубые и косозубые зубчатые рейки
    • 2. 1 Прямозубые передачи шестерня-рейка
    • 2.2 Косозубая зубчатая реечная пара
  • 3 Основные параметры зубчатых передач «шестерня–рейка»
  • 4 Изготовление зубчатых колес и реек
    • 4.1 Материалы
    • 4.2 Точность и прочность
  • 5 Плюсы и минусы реечных передач

Контактная форма

Отправить на расчет:

Имя: Телефон: E-mail: Прикрепить файл: Сообщение:

Наши возможности:

Параметр Мин. значение Макс. значение
1 Длина рейки 7000 мм
2 Ширина зуба 5 мм 500 мм
3 Модуль зуба 4 мм 45 мм
3
Степень точности зуба
5 11
4 Шероховатость поверхности Ra=0,8 мкм
5 Масса изделия 3 тонны

Зубчато-реечная передача представляет собой особый вариант зубчатой передачи, в котором вместо второго зубчатого колеса используется косозубая либо прямозубая зубчатая рейка.

Устройства такого типа нашли широкое применение в механизмах и станках, где необходима передача вращательного движения с его преобразованием в поступательное (преобразование крутящего момента и угловых скоростей в линейные величины). Например, в качестве элемента трансмиссии механизм рейка-шестерня служит для преобразования вращательного движения вала мотор-редуктора в возвратно-поступательное и наоборот.

Прямозубые и косозубые зубчатые рейки

Для работы на малой и средней скорости применяются прямозубые зубчатые рейки. В свою очередь косозубая зубчатая рейка применяется там, где необходима высокая точность перемещения, большие или средние скорости работы.

Прямозубые передачи шестерня-рейка

Прямозубые передачи шестерня-рейка могут не только изготавливаться из стали, но и отливаться из чугуна. Такой метод изготовления практикуется там, где нет необходимости в высокой точности смещения, но эксплуатация механизма ведется в условиях сильной запыленности или высоких температур. Рейка и колесу в этом случае имеют шероховатую поверхность, производят сильный шум при движении. Применяется такая реечная передача, преимущественно, в металлургии, причем, рейка устанавливается зубом вниз, а привод и шестерня в специально оборудованной яме.

Косозубая зубчатая реечная пара

Косозубая зубчатая реечная пара при зацеплении способна передавать большее усилие, нежели прямозубая, при работе она производит меньше шума. Изготовление косозубой зубчатой рейки и шестерни требует высокой точности, а установка тонких регулировок. Изначально передача имеет увеличенную площадь контакта за счет расположения зубьев, но по мере истирания их поверхности межцентровое расстояние необходимо смещать. В противном случае нагрузка при изменении угла смещается, и процесс разрушения зубчатого колеса идет очень быстро.

Основные параметры зубчатых передач «шестерня – рейка»

Для зубчато-реечной передачи основным размерным параметром считается шаг (расстояние) между зубьями рейки. Эта величина может рассчитываться двумя способами: по модульной системе либо по метрической системе. Расстояние между зубьями рейки в модульной системе должно рассчитываться по формуле m = D/z, в которой литерой m обзначен модуль пары рейка-шестерня, литерой z — количество зубьев шестерни, а литерой D делительный диаметр шестерни. В последнем случае имеется в виду диаметр окружности, которая проходит через полувысоту зуба шестерни. Для некорригированных зацеплений делительные и начальные окружности совпадают.

Значение модуля передачи рейка-шестерня дробное. Оно представляет собой бесконечную десятичную дробь, и в процессе расчета реечной передачи используется округленное значение этой величины. Общепринятые значения данного параметра могут составлять, как правило, от 0,5 до 25 мм. Расстояние между зубьями рейки в метрической системе мер измеряется в миллиметрах. Для зубчатых передач шестерня-рейка у каждого производителя есть линейка стандартных размеров, что, впрочем, не ограничивает возможности заказа реечной передачи с нестандартными параметрами на отечественных металлообрабатывающих и машиностроительных предприятиях.

Стоит учитывать, что модульная система подбора используется в случаях, когда зубчатая рейка подбирается под шестерню. Такой порядок практикуется, преимущественно, на производстве, где выпускаются комплектные приводы — рейка + шестерня + серийный мотор-редуктор. Если же технология производства передачи предусматривает подбор зубчатого колеса под рейку, применяется метрическая система. Обычно этот способ используют в процессе поиска оригинальных конструкторских решений, реализации ноу-хау, проектирования нестандартного оборудования, приспособлений, машин и механизмов.

Изготовление зубчатых колес и реек

Порядок расчета и базовые характеристики зубчатых механизмов шестерня-рейка регламентируются следующими стандартами: для зубчатого колеса ГОСТ 16532-70, для зубчатой рейки ГОСТ 13755-81, для допусков зубчатой рейки ГОСТ 10242-81. Степень точности при проектировании зубчато-реечной передачи зависит от назначения механизма (кинематический либо силовой) и скорости вращения зубчатого колеса. Расчет прочности выполняется по ведущей шестерне, при расчете руководствуются требованиями ГОСТ 21354-87. При изготовлении реечных передач величины отклонений размеров рейки и колеса заданы в ГОСТ 2789-73, нормы шероховатости — в ГОСТ 2.309-73.

Материалы

Зубчатые рейки и шестерни зубчато-реечных передач обычно изготавливают из стали. При этом для механизмов, которым в процессе эксплуатации не приходится испытывать высокие нагрузки и работать на большой скорости достаточно выбрать углеродистую сталь хорошего качества — например, сталь марок 35, 45, 50. Подойдут также низколегированные стали 35ХГС, 40Х, 40ХН, 40ХНТ и сталь марок 40Г2, 50Г — в их составе повышено содержание марганца. Если передача рейка-шестерня будет эксплуатироваться при повышенных нагрузках, в процессе производства изделие подвергают термической и химикотермической обработке с целью повысить его прочностные характеристики. Кроме того, можно использовать конструкционные и легированные стали.

Точность и прочность

При выборе материала и дополнительных способов обработки для реечной передачи рекомендуется стремиться к тому, чтобы в паре шестерня-рейка у зубчатого колеса твердость боковой поверхности зубьев была больше, чем у рейки, на 3-5ед HRC или на 30-5-ед HD. Это дает хорошую приработку элементов пары, позволяет получить в передаче оптимальное по величине и форме пятно контакта. Машиностроительные предприятия в нашей стране поставляют на рынок цементируемые и объемно-закаливаемые рейки 5-7 степени точности, незакаливаемые рейки 8-9 степени точности в соответствии с ГОСТ 10242-81, длина изделия до 800 мм. Современное оборудование позволяет производить зубчатые рейки длиной 3500 мм и более, в процессе монтажа оборудования рейки можно сращивать со стороны подошвы, что практически не отражается на точности зацепления зубцов.

Плюсы и минусы реечных передач

Причина широкого распространения, которое получили зубчатые рейки и шестерни в машиностроении, заключается в том, что в этих механизмах наиболее удачно сочетаются динамические, нагрузочные и точностные характеристики. Кроме того, несомненным преимуществом реечной передачи является высокая надежность, удобство монтажа и простота конструкции. И, разумеется, веским аргументом в пользу механизма данного типа является возможность перемещения чего-либо на неограниченное расстояние вдоль зубчатой рейки.

Среди недостатков принято называть устаревшую технологию, сильный шум, низкую производительность, необходимость ручной сборки и наладки, слабую точность перемещений, склонность к разрушению зубьев при избыточной нагрузке и даже ограниченность области применения. Но пока зубчато-реечным передачам в этой, пусть ограниченной, области нет альтернативы, они будут выпускаться.

Общий | Расчет нагрузки на рейку и шестерню? | Практик-механик

Джим Шейпер
Нержавеющая сталь