Смазки литиевые: Литиевые смазки: краткий обзор

alexxlab | 07.04.2023 | 0 | Разное

Содержание

Литиевые смазки: краткий обзор


Среди всех видов пластичных смазочных материалов самыми популярными и универсальными на сегодняшний день являются смазки на основе лития. Процесс их изготовления относительно прост. Тем не менее они лучше и экономичнее других материалов решают большую часть задач по сервисному обслуживанию оборудования в достаточно широком диапазоне требований и условий эксплуатации.

Что же такое литиевые смазки? Какими они бывают и где применяются? В чем их преимущества перед другими смазками? Постараемся разобраться с этими и другими вопросами, а начнем с краткого обзора самых популярных синтетических литиевых смазок.

ТОП-5 синтетических литиевых смазок

Что такое литиевые смазки?

Известно, что пластичные смазки изготавливаются из базового масла и загустителя, в роли которого могут выступать металлические мыла, парафины, силикагель, сажа, синтетические и органические компоненты.

Одними из самых универсальных материалов являются смазки на основе простых или комплексных солей жирных кислот лития (литиевого мыла).

Состав, свойства и области применения у них могут различаться, однако наличие лития в качестве загустителя объединяет их в одну группу и придает материалам высокие эксплуатационные характеристики.

Эпоха литиевых пластичных смазок началась 3 марта 1942 года в США, когда инженер Кларенс Э. Эрл получил патент на их изготовление. Сегодня эти материалы занимают около 70 % современного рынка.

Свойства и преимущества литиевых смазок

Чаще всего литиевые смазки выпускаются в пластичной форме и по внешнему виду напоминают мазь. Иногда такие материалы имеют аэрозольную форму. И те, и другие обладают аналогичным набором свойств.

Каковы характеристики смазок на литиевой основе и по каким параметрам они превосходят другие материалы?


Основным преимуществом литиевых смазок является их многофункциональность.


Смазочные материалы на основе литиевого загустителя отличаются хорошей механической стабильностью, устойчивостью к смыванию водой, более высокой термостойкостью по сравнению с натриевыми и кальциевыми смазками.

Так, например, Солидол, изготовленный на основе кальция, работает при температурах, не превышающих +70 °С, в то время как верхняя граница эксплуатации пластичных литиевых смазок обычно не ниже +120…+130 °С.


В зависимости от конкретной марки состава приведенное значение может отличаться в ту или иную сторону. Введение специальных присадок, добавок и использование качественных компонентов способны поднять его до +160 °С и выше.

Классификация

Литиевые смазки классифицируются, в основном, по составу базовых масел или по типу загустителя.

В зависимости от масла, применяемого в качестве основы, литиевые смазки подразделяются на минеральные, синтетические или полусинтетические.

При использовании мыл простых солей жирных кислот получают простые смазки, а при введении в состав мыла на основе комплекса солей с различными кислотами или металлами – комплексные смазки.


Минеральные литиевые смазки

Эти материалы изготовлены на основе минеральных нефтяных масел. Несмотря на невысокую стоимость базовых компонентов, минеральные литиевые смазки обладают достаточно хорошими свойствами и подходят для обслуживания большинства узлов, работающих при обычных условиях.

Типичным представителем минеральной смазки является Литол-24. В качестве загустителя в ней используются литиевое мыло стеариновых кислот.

В составе Литола-24 содержатся присадки, которые снижают интенсивность окисления материала. Набор эксплуатационных свойств (несущая способность, термостойкость и водостойкость, консистенция) позволяют использовать Литол-24 в большинстве узлов современных механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.


Синтетические литиевые смазки

Синтетические литиевые смазки изготовлены на базе искусственно созданных базовых масел. Они совместимы с пластмассами и эластомерами, характеризуются более высокой термостойкостью и морозостойкостью, имеют более стабильные характеристики.


Синтетические смазки используются в тех случаях, когда рабочих свойств минеральных или полусинтетических материалов недостаточно.


Среди синтетики выделяются силиконовые, эфирные и полиальфаолефиновые (ПАО) смазки.


Силиконовые смазки

Основу этих синтетических пластичных смазок составляют силиконовые масла. Вместе с литиевым загустителем они позволяют получать составы, обладающие широким диапазоном температур эксплуатации, высокими водоотталкивающими и электроизоляционными свойствами, химической стойкостью, хорошей адгезией и инертностью по отношению к различным конструкционным материалам.


Смазки на силиконовой основе почти не окисляются, поэтому имеют долгий срок службы.

Несмотря на умеренную несущую способность спектр применений этих материалов достаточно широк – литиевые смазки используют для обслуживания не только металлических, но и пластмассовых деталей или резиновых уплотнений.

Одним из основных преимуществ силиконовых смазок для использования на производстве и в быту является их безопасность.


Они не имеют запаха и не оказывают вредных воздействий на организм человека.


Эфирные смазки

Эфирные литиевые смазки обладают высокой водостойкостью и устойчивостью к смыванию. Они хорошо защищают от коррозии, поглощают шум при работе механизмов.

Однако главным достоинством таких материалов является их способность работать при высоких скоростях вращения.

Так, обычные минеральные смазки на литиевой основе применяются в подшипниках, фактор скорости которых обычно не превышает 500 000 мм⋅об/мин. Эфирные материалы оказываются эффективными в высокоскоростных подшипниках с фактором скорости 1 000 000 мм⋅об/мин и выше.


Полиальфаолефиновые смазки

Литиевые смазки на основе синтетического полиальфаолефинового (ПАО) масла среди достаточно широко распространены и среди синтетических смазок считаются относительно недорогими.

Перед аналогичными материалами на других базовых компонентов ПАО-смазки имеют ряд общих преимуществ:

  • Морозостойкость
  • Хорошая термостабильность
  • Высокий индекс вязкости
  • Стойкость к окислению
  • Низкая коксуемость при высоких температурах
  • Отличные антикоррозионные свойства

Области применения литиевых смазок

Область применения литиевых смазок чрезвычайно широка. Эти материалы используются повсеместно во всем мире – и на производстве, и в быту.

Смазки на основе лития или его комплекса нашли применение практически во всех узлах транспортной техники.

Даже белые силиконовые смазки, часто используемые автовладельцами, изготовлены с применением литиевого загустителя.

Знаменитая синяя автомобильная смазка также является многоцелевым универсальным литиевым материалом.

Ниже приведен далеко не полный перечень автомобильных узлов применения литиевых смазок:

  • Шаровые опоры
  • Резьбовые соединения
  • Подшипники ступицы (смазки без графита)
  • Рулевые наконечники
  • Рулевые рейки
  • Поворотные кулаки
  • ШРУСы (литиевые смазки с дисульфидом молибдена)
  • Тросы
  • Труднодоступные высоконагруженные узлы автомобиля (литиевые металлоплакирующие смазки)
  • Направляющие сидений
  • Механизм замков
  • Пластиковые детали механизмов (силиконовые литиевые смазки)

В последние годы обычной практикой автолюбителей стало применение литиевой смазки в виде спрея. Она обладает всем функционалом обычных литиевых материалов, но отличается более легким способом нанесения. Аэрозоль незаменим при работе с труднодоступными участками смазки.

Литиевые смазки применяют не только для автотехники – эти материалы составляют основную базу для обслуживания многих узлов индустриального оборудования, тяжелой гусеничной и колесной строительной, дорожной, сельскохозяйственой техники, электромеханического и радиотехнического, металлургического, деревообрабатывающего металлообрабатывающего, горно-добывающего оборудования и т.д.


Везде, где необходимо обеспечить надежную работу техники и оборудования, как при обычных условиях эксплуатации, так и в различных специфических условиях почти наверняка помогут литиевые смазки.


Литиевые смазки: востребованы почти полвека | SUPROTEC

Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.

Автолюбители используют множество видов смазочных материалов. Некоторые средства давно устарели и забыты, но литиевая смазка пользуется популярностью по сей день. Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.

Из чего делают пластичную литиевую смазку

Литолы относятся к типу консистентных смазочных материалов, и известны с 40-х годов прошлого века. Широкое распространение смазка на литиевой основе получила примерно через 30 лет после изобретения. Изготавливается этот продукт путем смешивания жидкого минерального или синтетического масла с литиевым мылом стеариновой кислоты.

Внешний вид и свойства

Литол представляет собой однородную мягкую маслянистую массу. Цвет универсальной литиевой смазки варьирует от светло-желтого до вишневого или шоколадного. Различие тона допускается по технологии: рабочие характеристики не зависят от окраски. Два компонента обеспечивают полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.

Смазка на литиевой основе – это вещество, которое в физике называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, литол не течет, это твердое тело. В момент приложения силы материал становится текучим, это уже жидкость. Как только перестает действовать деформирующая сила, состав вновь приобретает признаки твердого тела.

Литолы обладают водоотталкивающими свойствами, хорошо защищают от коррозии и механического износа при трении. Пластичные литиевые смазки сохраняют рабочие свойства при температурах от -50 до +100 °C (для марки «Литол-24» температурный порог еще выше – до +120 °C). Главное преимущество данного состава – высокая механическая стабильность. Продукт разрешен к применению в узлах, работающих под тяжелыми нагрузками.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК

НАЗВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Литол-24 Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей.
№ 158 Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение.
Фиол-3 Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать.
Фиол-1 Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2 По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3.
Фиол-2М Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку.
ЛСЦ-15 Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами.
ЦИАТИМ-201 Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31 Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел.

Применение литиевой смазки в автомобилях

Расскажем о сфере применения литолов на примере наиболее распространенного продукта данного типа – «Литол 24». Этот состав можно встретить практически в любом автосервисе или гараже. Где он используется? Разберемся.

Чаще всего в автомобилях литиевая смазка используется для подшипников. Эти детали есть почти во всех узлах, где выполняется механическая работа. Например, «Литолом 24» смазывают подшипник водяного насоса, пыльники переднеприводных авто. В машинах с приводом на задний мост этот состав закладывают в крестовину кардана.

Густая консистенция смазки на литиевой основе позволяет почти полностью устранить вибрацию в парах трения. Для узлов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, это означает снижение износа. Пластичная смазка не вытекает из рабочей полости, обеспечивая защиту не только от трения, но и от воздействия неблагоприятных факторов.

Часто универсальную литиевую смазку применяют в резьбовых и шарнирных соединениях. Резьба, смазанная этим составом, не ржавеет со временем, даже если на нее попадают брызги из луж или конденсат. Это упрощает работу слесарям, когда нужно снять деталь, зафиксированную резьбовым соединением.

Когда нужно менять литиевую смазку для подшипников

Литолы обладают большой механической, химической и температурной стабильностью. Срок службы часто превосходит время выработки ресурса для узлов, в которые закладывается этот смазочный состав. Тем не менее, следует следить за состоянием литиевой смазки, чтобы при необходимости заменить.

Иногда требуется дополнить объем смазочного состава. Например, если превышен порог температуры каплеобразования, смазка на литиевой основе плавится и превращается в жидкость. Смазывающее вещество просто вытекает из подшипника. В этом случае узел быстро изнашивается и может разрушиться. Необходимо срочно заложить состав в подшипник.

В каких случаях требуется менять литол? Это может быть связано как с потерей или ухудшением эксплуатационных свойств смазки на литиевой основе, так и с попаданием посторонних включений. Например, в подшипник может попасть грязь или продукты разрушения других деталей.

Чтобы заложить в подшипник новую литиевую пластичную смазку, нужно удалить отработанное вещество. Следует помнить, что некоторые смазывающие вещества смыть с поверхности детали практически невозможно, а их перемешивание с литолами существенно снижает рабочие характеристики продукта. Например, противопоказано смешивать литол со смазками на основе силикона.

Прогресс не стоит на месте. Производители постоянно разрабатывают новые масла и смазочные составы. Более совершенные двигатели, трансмиссия и другие узлы требуют все более качественных технических жидкостей. Литолам тоже досталось внимание разработчиков автохимии.

Применение специальных средств, повышающих качество литолов

Сегодня производители предлагают специальные средства, которые улучшают эксплуатационные параметры смазочных продуктов. На российском рынке можно встретить большое количество присадок и добавок для пластичных смазок и масел.

Отлично зарекомендовала себя продукция отечественного разработчика Suprotec. Российская фирма предлагает триботехнический концентрат для добавления в пластичные литиевые смазки. Этот состав можно использовать как профилактическое средство, помогающее продлить моторесурс любого подшипника или другого узла, в который закладывается густое смазывающее средство.

Если литиевая смазка имеет нормальный внешний вид, но работа подшипника имеет небольшое отклонение, можно исправить положение с помощью «Супротека». Концентрат следует ввести прямо в смазку из расчета 1:10. По возможности перемешайте две субстанции. Можно просто проехать некоторое расстояние, не нагружая деталь, пока состав не перемешается со смазкой.

Если литол визуально имеет отклонения от нормы, лучше удалить его полностью. Тщательно перемешайте смазку с концентратом и введите в рабочую полость.

Литиевая смазка | Автозапчасти O’Reilly

Сравнить

CRC Industries Смазка 10 унций

Сравнить

Репрезентативное изображение

Белая смазка Lucas 8 унций

Сравнить

Белая смазка MasterPro 14 унций

Сравнить

Репрезентативное изображение

Красная смазка Lucas 14,5 унций

Сравнить

Белая смазка Permatex 1,5 унции

Сравнить

Смазка B’laster 11 унций

Сравнить

MasterPro 1 кварта Синяя, серая, черная смазка

Сравнить

MasterPro 3 унции, темно-коричневая смазка

Сравнить

MasterPro 14 унций, синяя, серая, черная смазка

Сравнить

Смазка Sta-Lube Super White 10 унций

Сравнить

Смазка B’laster 8 унций

Сравнить

Белая литиевая смазка CRC Industries

Сравнить

Sta-Lube Sta-Plex Смазка 14 унций

Сравнить

MasterPro 3 унции, синяя, серая, черная смазка

Сравнить

Смазка Valvoline 16 унций

Сравнить

Sta-Lube 35 фунтов.

Смазка

Сравнить

American Grease Stick 1,25 унции смазки

Сравнить

Смазка 3M 16 унций

Сравнить

Лукас 120 фунтов. Красная смазка

Сравнить

Репрезентативное изображение

Лукас 400 фунтов. Красная многоцелевая противозадирная смазка

Сравнить

Смазка Mystik

Литиевая смазка

отличается превосходной устойчивостью к атмосферным воздействиям и температурам и имеет множество применений. Благодаря своим антикоррозийным свойствам он лучше всего подходит для соединений металл-металл. Литиевая смазка обеспечивает смазку и предотвращает ржавчину на открытом металле. Если вы заметили скрип из-за движения вашего автомобиля, это может быть вызвано какой-либо деталью, которую необходимо смазать. Литиевая смазка отлично подходит для дверных петель, шарикоподшипников, деталей шасси и многого другого. Литиевая смазка также может использоваться в бытовых целях, включая направляющие для гаражных ворот. O’Reilly Auto Parts предлагает белую литиевую смазку, а также различные другие варианты смазки для вашего применения.

Что такое смазка на основе литиевого мыла?

Если вы отвечаете за смазку оборудования на заводе или фабрике, важно выбрать правильную смазку. Не все смазки одинаковы: одни выдерживают высокие температуры, другие лучше противостоят воде и другим загрязнениям. Так как же выбрать правильную смазку? Начните с понимания компонентов смазки и ее свойств. Во-первых, почти 70% смазок на рынке — это смазки на основе литиевого мыла! Итак, в этом сообщении блога мы рассмотрим его и объясним, почему он может быть лучшим выбором для вашего приложения.

Что такое смазка на основе литиевого мыла?

Это универсальная многоцелевая смазка, изобретенная в 1940-х годах. Продукт состоит из минерального или синтетического масла и отвержденных жирных кислот касторового масла, называемых стеаратом лития или солью лития. Смазка на основе литиевого мыла:

  • Имеет широкий диапазон температур
  • Очень механически стабильна
  • Обладает высокой водостойкостью

Почти во всех отраслях промышленности это наиболее предпочтительная смазка для подшипников.

Преимущества смазки на основе литиевого мыла

Литиевое мыло — это загуститель, который превращает базовое масло в смазку. Таким образом, лучше всего сравнивать смазки на основе литиевого мыла со смазками, использующими другие загустители, такие как загустители натриевого и кальциевого мыла. В большинстве случаев смазки на основе литиевого мыла имеют так много преимуществ, что дополнительные затраты легко компенсируются повышением производительности.

Среди его преимуществ:

  • Высокая температура каплепадения 190-200°C (374-392°F)
  • В зависимости от базового масла, хорошие низкотемпературные характеристики
  • Идеально подходит почти для всех типов подшипников
  • Высокая водостойкость
  • Высокая устойчивость к сдвигу
  • Исключительная термостойкость
  • Долговечность стабильность при срочном хранении
  • Долгий срок службы
  • Перекачиваемость
  • Гладкая структура
  • Доступна в виде противозадирной (EP) смазки, обладающей высокими нагрузочными и противоизносными свойствами.

Недостатки литиевой смазки

Хотя смазка на основе литиевого мыла имеет длинный список преимуществ, она также имеет несколько недостатков, в том числе: другие смазки.

  • Температура каплепадения 190-200°C (374-392°F) недостаточно высока для некоторых высокотемпературных применений.
  • Обладает более низкими адгезионными свойствами, поэтому не подходит для скольжения или возвратно-поступательного движения.
  • Кальциевые смазки обладают более высокой водостойкостью, чем литиевые смазки.
  • Особенно необходимы антикоррозионные добавки.
  • Литиевая комплексная смазка по сравнению с литиевой комплексной смазкой

    Простые смазки на основе литиевого мыла были основой отрасли до тех пор, пока в начале 1980-х годов не стали популярными литиевые комплексные смазки. По сравнению со смазкой на основе литиевого мыла смазка на основе литиевого комплекса более устойчива к нагреву, воде и ржавчине. Поскольку литиевые комплексные смазки содержат второй компонент-загуститель, известный как комплексообразующий агент, температура каплепадения выше, чем у смазок с простым литиевым мылом. Более того, эта более высокая температура каплепадения, чем у простых смазок на основе литиевого мыла, позволяет использовать литиевую комплексную смазку при более высоких температурах.

    Отличная0205

    Механическая стабильность

    Первой важной характеристикой является механическая стабильность или устойчивость к сдвигу, которая представляет собой способность смазки оставаться неизменной под действием механических сил сдвига. Как смазка на основе литиевого мыла, так и смазка на основе литиевого комплекса обладают хорошей устойчивостью к сдвигу. Это делает их отличным выбором для различных применений.

    Водостойкость

    Растворимость загустителя определяет водостойкость литиевых комплексных и простых смазок. Вода по-прежнему растворима в гидроксиде лития, но только в небольших количествах. Такими же свойствами обладают загустители на основе гидроксида лития. В результате он устойчив как к поглощению воды, так и к мытью водой. Другие загустители, такие как кальций и барий, более водостойки, чем литиевые и литиевые комплексные загустители, но их отрицательные качества делают их менее желательными для широкого круга применений. Кроме того, в смазки на основе литиевого комплекса и литиевого мыла можно добавлять небольшие количества полимерных добавок для повышения их водостойкости.

    Маслоотделение

    Смазочная способность и стабильность при хранении зависят от способности смазки к отделению масла. Чтобы смазка была полезной, она должна выделять достаточное количество масла в зоне контакта на подшипниках или шестернях. Тем не менее, он не должен выделять слишком много масла во время хранения. Со временем, если масло слишком сильно отделяется при хранении, может оказаться невозможным восстановить смазку для использования.

    Лучшие области применения смазок на основе литиевого мыла

    Смазка на основе литиевого мыла — это универсальная смазка, которую можно использовать для самых разных целей. Вот несколько подходящих вариантов использования:

    • Промышленное, автомобильное и морское использование
    • Подходит для использования при температурах до 130°C (266°F)
    • Смазка для низко-, средне- и высокоскоростных подшипников
    • Подшипники с элементами скольжения или качения
    • Шестерня смазка для открытых и закрытых зубчатых передач
    • Смазка шасси автомобиля
    • Разнообразное промышленное оборудование, включая сельскохозяйственное, горнодобывающее, строительное оборудование, насосы, конвейеры, лифты, цепи, шкивы, краны, валы, тросы и автомобильное оборудование требуют хорошей термостойкости и водонепроницаемость.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Property Lithium Soap-Based Grease Lithium Complex Grease
    Dropping Point 385°F / 195°C 500°F / 260°C
    Oil Separation Resistance Хорошая Отличная
    Механическая стабильность Хорошая Отличная
    Водонепроницаемость Хорошая
      9