Степень износа: Коэффициент износа основных средств. Формула, пример расчёта
alexxlab | 03.12.2019 | 0 | Разное
Как оценивается степень износа элементов тормозной системы?
Износ деталей тормозного механизма приводит любой автомобиль в нерабочее состояние. Во время движения транспортного средства элементы истираются из-за некорректного пользования автомобилем, работы при высоких температурах и контакта с соседними деталями системы. Поэтому периодически требуется замена тормозных дисков и колодок, цена на которые не так высока.
Самостоятельная оценка
Каждая фирма-производитель устанавливает минимально допустимое значение толщины деталей. После его достижения пользоваться транспортным средством запрещено. Параметры можно найти в сервисной книге по обслуживанию машины.
Вначале необходимо приподнять машину домкратом или установить ее на смотровую яму. Далее необходимо снять колеса и проверить тормозные колодки. Это можно сделать визуально, через окошко суппорта. Однако, если возникают сомнения, то лучше использовать для замера специальный инструмент (чаще всего, штангенциркуль). При необходимости, детали обязательно нужно заменить.
После этого можно приступить к оценке степени износа тормозных дисков. Для того чтобы они стали полностью доступными для осмотра, нужно снять колодки и откинуть суппорт. Проверить, насколько изношены детали, можно несколькими способами:
- Проверить контрольные метки. Многие современные модели автомобилей имеют на дисках дополнительные проточки. Это так называемые индикаторы износа. Если в области контакта колодки и диска проточки уже нет, то деталь подлежит замене.
- Измерить толщину штангенциркулем. При этом ориентироваться нужно на параметры, указанные в документации к транспортному средству.
- Произвести визуальный осмотр. На дисках не должно быть глубоких трещин и борозд, крупных сколов. При наличии серьезных механических повреждениях диски необходимо сразу же заменить. Однако борозды, глубина которых составляет менее 1 мм, можно просто обработать на токарном станке.
Конечно, доверить оценку степени износа элементов тормозной системы лучше специалистам. Сотрудники нашей компании не только произведут все замеры, но и, при необходимости, смогут установить новые детали, произвести замену масла для “Ниссан Теана” и других марок автомобилей и т. д.
Износ основных фондов и кредитование в регионах
Данные, опубликованные Росстатом 23 сентября, показывают, что износ основных фондов в России сократился с 47,3% в 2016 г. до 46,6% в 2017 (на 0,7 п.п). Однако уровень износа остается выше, чем в начале кризиса 2008-2009 гг., когда он составлял 45,3%. Более того, в трех регионах в прошлом году он уже превысил 60%: в Республике Крым (69,2%), в Ханты-Мансийском автономном округе (68,1%) и в Пермском крае (63,5%).
Рост износа основных фондов в подавляющем числе регионов сопровождается отставанием в сфере кредитования и инвестиций
Практически во всех регионах, где износ основных фондов в 2018 г. вырос по сравнению с уровнем 2009 г., отношение накопленной задолженности по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям к ВРП отстает от среднероссийского уровня (см. таблицу).
Если в среднем по России объем накопленной задолженности к совокупному ВРП составляет 43,0%, то в Сахалинской области, Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО и Республике Северная Осетия-Алания этот показатель составляет менее 10%. При этом первые два региона являются и лидерами по росту износа основных фондов – в Ненецком АО он вырос с 21,6% в 2009 г. до 50,4% в 2018 г., в Сахалинской области – с 22,8% до 55,0%.
Практически все регионы с растущим износом основных фондов отстают и по темпам роста накопленной задолженности по кредитам у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Более того, в Ненецком АО, Республике Северная Осетия-Алания и Чувашской Республике она даже снизилась на 1 января 2019 г. по сравнению с 1 января 2010 г.
Низкие темпы роста кредитования стали одной из причин неспособности многих регионов восстановить объем инвестиций в основной капитал до докризисного уровня 2008 г., чем во многом и вызван рост износа основных фондов. Наибольшее падение инвестиций в основной капитал в 2018 г. по сравнению с 2008 г. произошло в Томской обл. (на 46,6%), в Чувашской Республике (на 44,2%) и в Ивановской области (на 43,2%).
Источник: Росстат
ЕМИСС
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) разрабатывалась в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».
Целью создания Системы является обеспечение доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.
ЕМИСС представляет собой государственный информационный ресурс, объединяющий официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.
Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.
Система введена в эксплуатацию совместным приказом
Минкомсвязи России и Росстата от 16 ноября 2011 года
№318/461.
Координатором ЕМИСС является Федеральная служба государственной статистики.
Контактная информация
В случае возникновения проблем при работе с системой пишите нам:
[email protected]
или звоните:
ЕМИСС
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) разрабатывалась в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».
Целью создания Системы является обеспечение доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.
ЕМИСС представляет собой государственный информационный ресурс, объединяющий официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.
Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.
Система введена в эксплуатацию совместным приказом
Минкомсвязи России и Росстата от 16 ноября 2011 года
Координатором ЕМИСС является Федеральная служба государственной статистики.
Оператором ЕМИСС является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ».
Контактная информация
В случае возникновения проблем при работе с системой пишите нам:
[email protected]
или звоните:
№ | Проставляемый при приеме изделия процент | Основные признаки, по которым определяется процент износа принимаемого в чистку изделия |
1 | Износ 10 % | Устанавливается для изделий, не бывших в употреблении, не имеющих фабричных дефектов и нарушений в отделке, изделия могут иметь незначительное запыление вследствие хранения. |
2 | Износ 30 % | Устанавливается для малоношенных изделий, с незначительными загрязнениями, не имеющих выгора, не подвергавшимся химической чистке, не имеющих повреждений кожевой ткани, не имеющих дефектов (пороков) кожи и меха. |
3 | Износ 40 % | То же по п.2 — отдельные участки покрытия имеют небольшие вытертости, мелкие трещины, пятна. |
4 | Износ 50 % | Устанавливается для ношеных изделий со слабым выгором, потертых, имеющих незначительные дефекты, не имеющих повреждений кожевой ткани. |
5 | Износ 60 % | То же по п.4 — отдельные участки покрытия осыпаны, имеются участки с трещинами на пленочном покрытии. |
6 | Износ 75 % | Устанавливается для сильно поношенных, но пригодных к эксплуатации, сильно загрязненных, выгоревших, вытертых, поврежденных молью, с порывами и штопками, испорченных самостоятельной чисткой в домашних условиях, имеющих крупный трудноудалимый дефект, с нарушением пленочного покрытия по п.5 и пороками кожи, из натурального меха и выворотной овчины: с пожелтевшим, потертым, сваленным волосяным покровом, с повреждениями кожевой ткани, пороками кожевой ткани. |
7 | Износ 80 % | То же по п. 6 — пленочное покрытие осыпано на 2/3 всего изделия и имеются большие участки с поврежденным лицевым слоем кожи, нарушения пошива швов, сильная затертость в местах схода пленочного покрытия. |
8 | Изделия с износом более 80% принимаются в чистку только с согласия клиента, о чем делается дополнительная запись в квитанции под роспись владельца вещи о снятии ответственности предприятия за порчу изделия. |
Оценка степени износа зданий
АСП Консалт осуществляет строительно-техническую экспертизу с целью оценки степени износа зданий и сооружений, конструктивных элементов строительных объектов, а также инженерных сетей зданий и сооружений.
Осуществляя определение износа зданий и сооружений, мы руководствуемся регламентами «Методика определения физического износа гражданских зданий», утвержденной Министерством коммунального хозяйства РФ, а также «ВСН 53-86(р) Правила оценки физического износа жилых зданий».
Оценка степени износа зданий и сооружений производится в следующих случаях:
- Планируется покупка или продажа здания, необходимо произвести оценку степени износа объекта для принятия решения о целесообразности покупки и оценить рыночную стоимость объекта.
- Планируется аренда здания, смена собственников или арендаторов, необходимо сопоставить затраты на долгосрочную аренду с учетом фактических эксплуатационных характеристик объекта, с целью чего и проводится оценка степени износа сооружения.
- Планируется текущий или капитальный ремонт здания или сооружения, соответственно, оценка степени износа здания является определяющей при принятии решения о целесообразности ремонта, составе и стоимости работ.
- Необходимо определить, является ли объект ветхим либо аварийным. В этом случае производится также оценка износа здания или сооружения.
Критерии, по которым производится оценка износа здания или сооружения:
Фундаменты. Признаки износа
Оценка степени износа производится по следующим параметрам:
- разрушения отделочного слоя цоколя
- искривления, перекосы горизонтальных линий цоколя
- трещины и сколы
- выпучивание и искривление цоколя, стен и полов подвала
- мох, поражение гнилью и жучком конструкций фундамента
Стены. Признаки износа
Оценка степени износа производится по следующим параметрам:
- разрушение кирпичной кладки, трещины и выбоины
- массовое отпадение штукатурки, разрушение облицовки и выветривание швов
- ржавые потеки, загрязнение и выцветание наружной отделки
- искривление горизонтальных и вертикальных линий
- протечки и промерзания
- выпучивание бетонных слоев
- разрушение и оседание утеплителя
- избыточная влажность в помещения, гниль, грибок и увлажнение стен
Перекрытия. Признаки износа
Оценка степени износа производится по следующим параметрам:
- трещины, прогибы
- разрушение бетонного слоя, оголение и коррозия арматуры
- следы увлажнения бетона, протечки и промерзания
- смещение перекрытий по высоте
- поражение гнилью и грибком
Кровли. Признаки износа
Оценка степени износа кровли зданий производится по следующим параметрам:
- вздутия поверхности, разрывы, пробоины
- протечки
- ржавление и разрушение настенных желобов, ограждающей решетки, водоприемных устройств
- поражение гнилью и жучком
- просветы, проникание воды и снега через щели
Определение износа зданий и сооружений производится путем определения величины физического износа конструктивных элементов, выраженной в %.
Подробнее об оценке фактического технического состояния зданий и сооружений Вы можете узнать из статьи «Обследование зданий и сооружений».
О методиках определения степени износа многоквартирного дома
При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов учитывается такой фактор как износ МКД. Он также влияет на размер тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома. Читайте в данной статье о том, кто и как определяет уровень износа многоквартирного дома и почему это важно для управляющих организаций.
Физический износ дом и почему он происходит
Базой для определения износа многоквартирного дома служат:
Согласно п. 1.1 Правил № 446, физический износ дома – это утрата первоначальных технико-эксплуатационных качеств здания из-за воздействия человека и внешней среды. Под этим подразумевается утрата прочности, устойчивости и надёжности конструктивных элементов МКД, его инженерных систем и оборудования.
На степень и скорость износа многоквартирного дома напрямую влияют:
- климатические и природные условия;
- количество людей, проживающих в доме;
- планировка МКД;
- интенсивность и срок эксплуатации;
- уровень обслуживания и качество ремонта.
Износ дома, его содержание и капитальный ремонт
Элементы многоквартирного дома в течение срока его использования изнашиваются неравномерно: после введения его в эксплуатацию устаревание происходит медленнее, чем в последующие периоды службы.
Скорость, с которой изнашиваются элементы и конструкции в МКД, зависит не только от внешних факторов, но и от качества содержания дома. Износ происходит медленнее, если дом качественно ремонтируется и обслуживается в течение всего периода эксплуатации.
Степень изношенности МКД понижается в ходе капитального ремонта, но свести её к нулю не получится, поскольку в домах наравне со сменяемыми элементами и конструкциями, есть и несменяемые. Если износ первых при капремонте можно полностью устранить, то для несменяемых элементов проводятся только восстановительные работы, снижающие степень физического износа.
При оценке износа выделяют две его стадии:
- устранимая, когда процесс устаревания приводит к увеличению расходов на содержание дома;
- неустранимая, когда появившиеся дефекты препятствуют дальнейшей эксплуатации дома из-за нарушений безопасности.
Методики расчёта степени износа многоквартирного дома
Официально оценкой износа жилого фонда занимается Бюро технической инвентаризации (БТИ). Оценка износа МКД заносится в его техническую документацию. Процент износа на начало каждого года считается автоматически с учётом года постройки дома, его этажности и степени капитальности. Процент прироста составляет от 0,2% до 1% в год.
Также БТИ проводит комплексные проверки состояния дома и определяет степень износа МКД. Периодичность проверок не установлена ни одним НПА, и чаще инициируется собственниками помещений в доме. Такие проверки проводятся по методикам, изложенным в Правилах № 446, и являются экспертным методом определения степени износа МКД.
Согласно п. 1.2 Правил № 446, физический износ здания оценивается при сравнении признаков износа, выявленных при осмотре, со значениями, которые приведены в таблицах данного документа.
В таблицах Правил № 446 приведены признаки изношенности отдельных конструкций и элементов, которые влияют на степень их изношенности. Таблицы позволяют определить процент изношенности дома с точностью до 5%. Они делятся по видам материалов, из которых сделан тот или иной элемент дома.
В Правилах № 446 приведены методики расчётов износа для:
- конструктивных элементов: фундаментов, стен, колонн, стоек и столбов, перегородок, перекрытий, лестниц, лоджий и балконов, крыш и кровель, полов, окон и дверей;
- отделки, обшивки и облицовки;
- внутренних инженерных систем: ГВС, ХВС, отопления, водоотведения и электроснабжения, мусоропроводов и печного оборудования.
Износ газового оборудования и лифтов Правилами № 446 не регламентируется (п. 1.8 Правил № 446).
Для получения точного результата необходимо обследовать несколько участков с разной степенью повреждений. Итоговый процент износа МКД – это сумма величин износа, полученных при оценке отдельных элементов. При этом учитывается удельный вес таких элементов в доме: как отношение размера повреждённого участка к общему размеру оцениваемой конструкции или размера всей конструкции к общему объёму элементов в доме (п. 1.3 Правил № 446). Усреднённые значения удельного веса различных конструкций и элементов дома приведены в Правилах № 446.
Как происходит расчёт износа многоквартирного дома по Правилам № 446
Рассмотрим пример оценки изношенности многоквартирного дома с применением Правил № 446. Для определения общего износа дома необходимо рассчитать изношенность его отдельных конструкций.
1. Сначала проводится осмотр всех конструкций, систем и элементов дома с применением таблиц Правил № 446. Затем определяется изношенность элементов каждой конструкции отдельно или отдельных частей с разной степенью изношенности. Такие значения рассчитываются по формуле:
значение износа элемента согласно таблице Правил № 446*удельный вес (размер повреждённого участка/размер всей конструкции).
Например, если одна часть фундамента четырёхсекционного дома по признакам, приведённым в таблице, изношена на 50%, а три другие – на 50%, расчёт изношенности повреждённой наполовину конструкции фундамента выглядит так:
50*(25/100)=12,5%,
где 25 – удельный вес элемента в % в общем объёме фундамента (одни из четырёх одинаковых секций, то есть ¼ от общего объёма элемента), а 100 – общий объём фундамента в %.
Таким же образом рассчитывается доля трёх оставшихся частей фундамента с износом 30%:
30*(75/100)=22,5%,
где 75 – удельный вес элементов в % в общем объёме фундамента (¾), а 100 – общий объём фундамента в %.
2. Определяется изношенность конструкции как сумма значений изношенности его отдельных элементов и элементов с разной степенью износа (п. 1.3 Правил № 446). В нашем примере износ всего фундамента складывается из суммы долей износа первого элемента (12,5%) и трёх других элементов (22,5%). Следовательно, износ фундамента МКД составляет 35% (пример 2 приложения 1 к Правилам № 446).
3. Когда таким образом рассчитан процент изношенности каждого конструктивного элемента или инженерной системы МКД, определяется значение его износа по отношению ко всему объёму конструкций в доме:
износ конструкции (п. 2)*удельный вес (доля восстановительной стоимости отдельной конструкции в общей восстановительной стоимости здания/100).
Такие доли, или коэффициенты, для каждого элемента, конструкции или системы приведены в сборнике № 28 «Укрупненные показатели восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и здания и сооружения коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов» и частично – в приложении 2 к Правилам № 446. Например, для фундамента с изношенностью 35% значение его износа в масштабах всего МКД будет составлять:
35*4/100=1,4%, где 4 – удельный вес фундамента.
4. Когда износ каждого элемента, конструкции, системы в доме подсчитан отдельно, определяется общий износ дома – как сумма этих показателей. Пример расчёта износа пятиэтажного многоквартирного дома с указанием износа и удельного веса каждого конструктивного элемента приведён в примере 6 приложения 1 к Правилам № 446.
Согласно п. 1.5 Правил № 446, полученный в результате расчётов процент износа принято округлять: для отдельных частей конструкций – до 10%, для конструкций в целом – до 5%, для домов в целом – до 1%.
Следовательно, если износ дома после сложения всех его элементов и систем, – 22,47%, то изношенность МКД составит 22%.
Сведения об износе дома заносятся в технический паспорт МКД. Обязанность об актуализации этой информации в техдокументации лежит на собственниках помещений в МКД (ст. 210 ГК РФ, п. п. 3.43–3.50 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37). Поэтому проведение экспертизы для определения актуального износа дома и внесение информации в техпаспорт МКД должно быть утверждено на общем собрании собственников.
Определить износ дома важно для управляющей организации по нескольким причинам:
- В зависимости от степени износа дома определяются нормативы потребления коммунальных ресурсов, утверждённые на уровне субъектов РФ.
- Степень износа дома влияет на уровень тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, устанавливаемый управляющей организацией по договору управления. Чем больше износ дома – тем выше расходы на его содержание.
- Износ дома напрямую может повлиять на очередность проведения капитального ремонта дома, если средства на него собираются на счёте регоператора.
Лаборатория трибологии Университета Лихай:
Износ материалов
Износ – это сложный процесс, который происходит, когда две поверхности скользят друг относительно друга, что приводит к постепенному удалению одного или обоих материалов. Простой факт износа заключается в том, что он кажется неизбежным, изменяет характеристики механических и биологических систем и в конечном итоге приводит к отказу системы. Износ материалов становится все более важным и легко может иметь такие же функциональные и экономические последствия, как трение.Например, во многих промышленных приложениях компоненты изнашиваются и требуют замены. Эти замены могут быть дорогостоящими из-за дорогих компонентов, рабочей силы и времени простоя оборудования во время замены детали.
Исследования износа имеют как фундаментальные, так и прикладные интересы. Одно примечательное наблюдение заключается в том, что износ может варьироваться более чем на восемь порядков в зависимости от системы материалов. Он может варьироваться на несколько порядков для одного и того же материала, просто изменяя окружающую среду или характер контрматериала, по которому материал скользит.
Инженеры-механики обучаются проектированию с учетом критериев структурных, термических и даже экологических отказов, поэтому неудивительно, что многие системы достаточно разработаны в этих областях. Отсутствие знаний о правильном выборе материалов и проектировании трибологических компонентов в сочетании с невысокой доступностью малоизнашиваемых материалов в конечном итоге приводит к износу, который приводит к окончанию срока службы и часто к катастрофическим отказам многих систем.
На самом деле, перефразируя моего советника, износ настолько часто является окончанием срока службы дизайна или продукта, что термин «изношенный» является синонимом приемлемого конца срока службы продукта.Нынешняя глобальная тенденция к эффективности, устойчивости и стремлению продвигать конструкции быстрее и прочнее, дольше служить и работать в экстремальных условиях подтолкнула фундаментальную потребность в разработке материалов, особенно в области трибологии, что привело к возникновению подобласти трибологии материалов. .
Принятая метрика для отчетности об износе материала была разработана намного позже, чем для коэффициента трения. Арчард и Холм предположили, что общий объем материала, удаляемого во время скольжения (объем износа), V, пропорционален реальной площади контакта, умноженной на расстояние скольжения на безразмерную константу пропорциональности, известную как коэффициент износа, K [1 -3].Этот коэффициент износа может быть, помимо прочего, свойством набора материалов, условий скольжения, топографии поверхности и окружающей среды. Фактором износа можно управлять, чтобы рассчитать часто более удобную и более физически прямую удельную скорость износа [4] (также известную как размерная скорость износа [5]), k, обычно измеряемая в единицах мм3 / Нм. Удельная скорость износа – это просто объем износа, деленный на произведение нормальной нагрузки и расстояния скольжения, d, как показано:
Существует множество методов измерения потерь объема, используемых для расчета скорости износа.Эти измерения могут быть выполнены напрямую, или потери объема могут быть выведены на основании:
- изменения размеров материала, включая изменения высоты
- топографические измерения износа, выполненные профилометром, например:
- оптические измерения (микроскоп, СЭМ и т. Д.)
- интерферометрические измерения (интерферометр)
- Профиль щупа
- Атомно-силовая микроскопия
- прерванные измерения массы
- предполагаемые измерения, основанные на прохождении покрытия путем наблюдения повышенного коэффициента трения
Используя плотность материала, можно рассчитать потерю объема по изменению массы.Нормы износа легко рассчитываются по:
Schmitz et al. , Кольбер и др. и Burris and Sawyer предоставляют современный анализ неопределенностей для некоторых методов, использованных в этом исследовании для определения скорости износа [6-8].
1. Арчард, Дж. Ф., Контакт и трение плоских поверхностей. Journal of Applied Physics, 1953. 24 (8): p. 981-988.
2. Арчард, Дж. Ф., Одиночные контакты и множественные встречи. Журнал прикладной физики, 1961. 32 (8): стр. 1420- и.
3. Холм, Р. и Э. Холм, Справочник по электрическим контактам . 1958, Берлин: Springer.
4. Stachowiak, G.W. и А. Бэтчелор, Инженерная трибология . 2005, Оксфорд: Elsevier.
5. Уильямс, Дж. А., Инженерная трибология . 1994, Оксфорд: Oxford University Press, Inc.,
6. Шмитц, Т.Л., и др., Сложность измерения низкого трения: анализ неопределенности для измерений коэффициента трения. Журнал Трибологии – Транзакции Асмэ, 2005. 127 (3): п. 673-678.
7. Беррис, Д.Л. и W.G. Sawyer, Погрешности измерения скорости износа. Tribology Letters, 2009. 36 (1): p. 81-87.
8. Кольбер, Р.С. and W.G. Sawyer, . Температурная зависимость износа покрытий из дисульфида молибдена. Wear, 2010. 269 (11-12): стр. 719-723.
, метод Тагучи, дисперсионный анализ, установившееся состояние
% PDF-1.6 % 1 0 obj > эндобдж 2 0 obj > поток application / pdf
Как скорость износа оборудования влияет на приоритеты технического обслуживания
Программа смазки – важнейший аспект управления исправностью оборудования. Никто не ставит под сомнение прямую связь между хорошими методами смазки и долгим сроком службы машины. Этот факт общепризнан. Это интуитивно понятно. Смазка обеспечивает низкое трение и продлевает срок службы машины.
Каковы приоритеты обслуживания на вашем предприятии? У всех нас слишком много дел при слишком ограниченном количестве ресурсов. Если вы можете выполнить только несколько задач по обслуживанию, какие из них принесут наибольшую пользу?
Первый шаг в решении проблемы – выявить самые большие проблемы. Тогда обслуживание и менеджмент смогут работать вместе над поиском эффективных решений.
Чрезмерный износ противоположен хорошему здоровью оборудования. Высокий уровень износа означает плохое состояние оборудования.Таким образом, если вы управляете коэффициентом износа, вы напрямую управляете состоянием своего оборудования. Сосредоточьте свои ограниченные ресурсы на причинах наибольшего износа. В этом и заключается суть управления исправностью оборудования.
В «Износе для инженеров» 1 автор представляет безразмерные нормированные скорости износа для различных механизмов. На рисунке 1 показаны нормализованные скорости износа для четырех механизмов, которые вызывают сегодня подавляющее большинство аномальных износов в промышленном оборудовании: истирание, адгезия, усталость и коррозия.
Рисунок 1. Нормированные нормы износа промышленного оборудования
(Объем износа / расстояние) x (твердость / нагрузка)
На Рисунке 1 термин «расчетная скорость износа» имеет значение 1 для условий, которые будут соответствовать прогнозам производителя в отношении срока службы машины. Промышленное оборудование рассчитано на среднее время безотказной работы (MTBF) около 40 000 часов. Увеличение или уменьшение скорости износа может привести к значительному увеличению или уменьшению среднего времени наработки на отказ в 40 000 часов.
Носить
Факторы износа
K / p – отношение коэффициента абразивного износа, K, и твердости проплавления, p. Коэффициент абразивного износа K зависит от насыщенности и размера абразивов. Он несет единицы измерения [(um 3 ) / (gm · m)]. Насыщение и критический размер частиц являются важными факторами] абразивного износа. Ниже насыщения он уменьшается пропорционально концентрации абразива. Выше насыщения K является постоянным. Выше критического размера K постоянна.Твердость проникновения p измеряется в единицах (кг / мм2).
Легкий износ обычно неизбежен. Это не проблема, а ожидаемое условие. Большинство машин имеют ограниченный срок службы и в той или иной степени изнашиваются. Легкий износ обычно означает, что очень мелкие частицы, менее пяти микрон, изнашиваются. Эти частицы в основном образуются из оксидного слоя, который естественным образом образуется на металлических поверхностях. Эти частицы легко обнаруживаются с помощью спектрометрического анализатора масла (например, атомно-абсорбционной или атомно-эмиссионной спектроскопии).
Сильный износ – серьезная, но управляемая проблема. Сильный износ связан с увеличением концентрации частиц более пяти микрон. Осколки сильного износа включают в себя куски основного металла, находящиеся глубоко под оксидным слоем на несущих поверхностях. Эти более крупные частицы нелегко измерить с помощью спектрометрических анализаторов масла.
Из семи общепризнанных механизмов износа (истирание, адгезия, усталость, коррозия, кавитация, эрозия и истирание) первые четыре чаще всего являются причиной чрезвычайно высокой или аномальной скорости износа.
Замечательно, сколько декад (степени десяти) показано на диаграмме нормализованного износа. Скорость износа может увеличиваться в 10 000 раз больше, чем предполагалось проектировщиком, из-за сильного истирания или адгезии. Усталость также может быть механизмом чрезвычайно быстрого износа. Коррозия обычно протекает гораздо медленнее, если не сочетается с одним из других механизмов. Эти комбинированные механизмы износа могут привести к синергетическому ускорению и без того чрезмерному износу. Коррозия химически воздействует на несущие поверхности, ослабляя их и делая все более подверженными износу.
Речь идет о приоритетах обслуживания. Если краткий список механизмов агрессивного износа включает истирание, адгезию, усталость и коррозию, то как вам следует изменить приоритеты обслуживания?
Истирание
Истирание – это наиболее частый и часто самый быстрый механизм износа, влияющий на состояние оборудования. Улучшенная фильтрация воздуха в автомобилях – главный фактор, продлевающий срок службы личных автомобилей. Типичный срок службы автомобилей сегодня составляет около 250 000 миль (400 000 км) по сравнению с 90 000 миль (150 000) км для автомобилей в 1970-х годах.Произошло множество изменений в автомобильном дизайне, но одним из наиболее значительных изменений является фильтрация воздуха. Исключение абразивной пыли из автомобильных двигателей является основным фактором увеличения на 250 процентов интервалов между ремонтами.
Абразивный износ – это износ из-за смещения материала, вызванного твердыми частицами или твердыми выступами, или износ из-за твердых частиц или выступов, которые прижимаются к твердой поверхности и движутся по ней.
Самая серьезная и частая причина истирания – загрязнение пылью.Частицы кремнеземной пыли врезаются в сталь, как стальной нож режет холодное масло. Когда частицы пыли больше, чем зазоры между двумя движущимися частями оборудования, частица проникает в более мягкую поверхность и затем образует канавку на твердой металлической поверхности.
При абразивном износе следует учитывать три фактора. Во-первых, это пороговая твердость загрязняющих веществ. Если частицы тверже, чем несущие поверхности, возможно истирание.Если металлический подшипник или поверхность шестерни тверже загрязнителя, истирание может быть незначительным.
Второй фактор, который следует учитывать в отношении истирания, – это пороговый размер частиц. Если размер частицы больше, чем зазор между двумя движущимися поверхностями, может произойти истирание, хотя наибольший износ обычно вызывают частицы того же размера, что и масляная пленка. Если он меньше, то частица проходит без повреждений. Имейте в виду, что зазоры для эластогидродинамической смазки при контакте качения (роликовые подшипники и качение в зубчатых колесах) составляют от одного до пяти микрон, в то время как зазоры для гидродинамической смазки (конформные или опорные подшипники) обычно составляют от пяти до 100 микрон.
Третий фактор – это концентрация или количество частиц. Этот фактор не является порогом. Концентрация твердых частиц обычно непропорциональна скорости износа. Например, 10-кратное увеличение количества частиц может привести к 50-кратному увеличению скорости износа. Одна частица может истирать поверхность много раз. Точно так же образующиеся закаленные частицы износа могут двигаться дальше, вызывая еще большее истирание.
Опыт автора согласуется с наблюдением, что загрязнение твердыми частицами – это самое популярное.1 проблема. Для многих промышленных предприятий целью является уменьшение абразивного износа. Это достигается за счет меньшего загрязнения, особенно меньшего загрязнения твердыми частицами.
Контроль загрязнения включает следующие приемы:
- Установка целевых уровней чистоты (TCL)
- Частый подсчет частиц
- Использование осушающих и грязеулавливающих сапунов
- Использование встроенной и автономной фильтрации t Надлежащее применение уплотнений, крышек доступа и других точек входа загрязняющих веществ
- Лучшие практики хранения, обращения и перекачки смазочных материалов
- Информирование обслуживающего и эксплуатационного персонала
- Профилактические действия по техническому обслуживанию и проверка измерениями
На рис. 2 представлены коэффициенты износа новой и использованной наждачной бумаги по сравнению с мелкими и крупными абразивами (песком), не связанными с бумагой.
Рис. 2. Номинальные коэффициенты износа при абразивном износе
Одно наблюдение заключается в том, что новая наждачная бумага в 10 раз эффективнее удаляет металл, чем использованная наждачная бумага. Другой менее очевидный момент заключается в том, что смазка удваивает эффективность резания наждачной бумаги и пятикратно увеличивает эффективность резания абразивов, которые свободно вращаются. Кремнезем может нанести больший ущерб, если он может изменить угол атаки, когда его толкают и поворачивают в зазоре между двумя движущимися поверхностями.Интересным фактом является то, что номинальный коэффициент износа для смазанных крупных абразивных частиц износа находится в среднем диапазоне между новой и использованной наждачной бумагой. Легко представить, как быстро подшипник или шестерня могут изнашиваться при непрерывном истирании наждачной бумагой. Контроль загрязнения является обязательным условием для всех программ управления здоровьем промышленного оборудования.
Адгезия
Адгезия связана с недостаточной смазкой и возникает при передаче нагрузок с металла на металл.Смазочной пленки недостаточно для разделения металлических поверхностей. Обрывки адгезионного износа, ультразвуковое излучение и недостаточная смазка – все это наблюдения. Признаки адгезионного износа (частицы, звуковые эффекты, нагревание или другие признаки) требуют исследования для правильного определения истинной первопричины.
Адгезионный износ – это износ из-за переноса материала с одной поверхности или с другой во время относительного движения из-за процесса твердофазной сварки или износ из-за локализованного соединения между контактирующими твердыми поверхностями, приводящего к переносу материала между двумя поверхностями или потерям с любой из поверхностей.Адгезионный износ иногда используется как синоним сухого износа при скольжении.
Перенос – это процесс, при котором материал с одной скользящей поверхности прикрепляется к другой поверхности, возможно, в результате межфазной адгезии.
Некоторые из наиболее распространенных причин адгезионного износа включают:
- Нет масла или низкий уровень масла
- Низкая вязкость (неправильное масло, высокая температура, разбавление топлива или сильное загрязнение водой)
- Высокие нагрузки (статические или динамические), включая перекос
- Низкие скорости
Рисунок 3.Адгезионный износ в режиме граничной смазки
Усталость
Усталость напрямую связана с нагрузкой, обычно при контакте с качением. Усталость является обычным явлением для роликовых подшипников и износа на оси зубчатых колес. Высокая нагрузка означает короткую усталостную жизнь. Усталость возникает, когда высокие напряжения сдвига в результате контакта качения вызывают микротрещины под поверхностью. Эти микроскопические трещины начинаются под поверхностью ролика, дорожки качения или зуба шестерни. Позже трещины соединяются между собой и затем пересекают поверхность.В конечном итоге частицы попадают в масло, оставляя после себя дефект расслоения или скола.
Усталостный износ – это удаление частиц, отделившихся в результате усталости, возникающей в результате циклических колебаний напряжения, или износа твердой поверхности, вызванного разрушением в результате усталости материала.
В идеально чистой, хорошо смазанной и идеально загруженной машине механизмом возможного отказа должна быть усталость. Подшипник или шестерня, которые умирают от старости, умирают от усталости. В этом случае весь подшипник будет равномерно изъеден.Однако это не так. Отдельные области быстро устают, в то время как другие никогда не демонстрируют признаков повреждения. Ямы указывают на зоны повышенной нагрузки.
Рисунок 4. Усталостная долговечность подшипников
В условиях чрезмерной нагрузки
На рисунке 4 показано, как подшипник или шестерня с расчетным сроком службы 40 000 часов будут испытывать усталость через 4000 часов, если расчетная нагрузка увеличится вдвое, или через 400 часов, если она увеличится в четыре раза. Высокая нагрузка может быть динамической нагрузкой или ускорением, с использованием анализа вибрации, или статической нагрузкой от силы тяжести, давления, предварительного напряжения или несоосности.
Коррозия
Коррозионный износ, также называемый химическим износом, возникает, когда коррозионные жидкости находятся в устойчивом, длительном контакте с несущими металлическими поверхностями. Эти коррозионные загрязнения возникают в результате очистки, конденсации, дождя, технологических процессов и, возможно, из-за сильно разложившегося масла.
Коррозионный износ – это процесс износа, в котором преобладает химическая или электрохимическая реакция с окружающей средой (химический износ).
Коррозия часто является самоограничивающимся процессом.Например, вода может разъедать металл до такой степени, что окисляется вся поверхность. Образующийся оксидный слой ограничивает дальнейшую коррозию. Однако этот поверхностный оксид физически слабее металла и легко удаляется истиранием или адгезией. Это открывает больше металла, позволяя процессу продолжаться. Этот пример показывает, как коррозия может быть синергетической с другими механизмами.
Вода, охлаждающая жидкость и коррозионные технологические загрязнители являются наиболее распространенными коррозионными агентами.Помимо контроля загрязнения частицами, важно установить TCL для коррозионных агентов, которые могут попасть в масло.
Рис. 5. Анализ вибрации и масла –
Дополнительные технологии мониторинга состояния
Коррозионный износ обусловлен тремя основными факторами: наличием агрессивных сред, таких как вода, продолжительностью времени, в течение которого металлические поверхности подвергаются воздействию коррозионной жидкости, и температурой. Коррозия, как и другие химические процессы, ускоряется температурой.Концентрация также играет важную роль: чем меньше, тем лучше, а больше – хуже.
Практический подход к контролю за загрязнением коррозионной жидкости заключается в установке порогового уровня, например 0,1 процента (1000 частей на миллион) воды в масле. Любая система, загрязненная водой, должна быть обезвожена и модифицирована, чтобы исключить воду, если это возможно. Когда почти все критически важные системы смазки достигнут этого уровня, переместите планку на 0,05 процента (500 частей на миллион) и сконцентрируйте внимание на тех, которые пересекают этот нижний предел.
Приоритеты обслуживания
Управление состоянием оборудования направлено на продление срока службы оборудования при надежной работе.
Истирание, адгезия, усталость и коррозия активно изнашивают несущие поверхности. Выявление и устранение первопричин достигается за счет реализации трех программ (контроль загрязнения, смазка и анализ вибрации), как указано в таблице 1.
Приоритеты технического обслуживания, естественно, будут включать другие виды деятельности в дополнение к другим технологиям мониторинга состояния (например, ультразвуковые и инфракрасные), которые выходят за рамки данной статьи.
Вибрация и анализ масла
Анализ вибрации и масла дополняют друг друга, а не являются избыточными. Обе технологии являются проактивными, выявляя основные причины, которые могут привести к повреждению, если не будут устранены. Эти технологии также являются прогнозирующими и раскрывают информацию о текущих сбоях. Они предоставляют важную информацию о первопричине и серьезности, а также предлагают соответствующие корректирующие действия, основанные на конкретных результатах.
Номер ссылки
1.Байер, Раймонд. (2002). «Одежда для инженеров». HNB Publishing.
Уравнение износа Арчарда | О трибологии
Важность потерь от износа требует значительных усилий для создания теорий и прогнозных моделей износа. Менг и Людема [1] выделили 182 уравнения для различных типов износа. Среди них были эмпирические соотношения, подходы, основанные на контактной механике, такие как модель Арчардса, и уравнения, основанные на механизмах разрушения материалов, которые, по мнению авторов, в последнее время становятся все более популярными.В этом обзоре не будут рассматриваться эмпирические уравнения, поскольку они применимы для очень определенного диапазона параметров. До сих пор не было создано единой фундаментальной теории износа, и, как следствие, не существует единой модели износа, применимой во всех случаях.
Одно из самых известных и часто используемых уравнений износа было разработано Холмом и Арчардом в 1953 г. [2]. Модель учитывает адгезионный износ и предполагает, что скользящие сферические неровности полностью пластически деформируются при контакте. Тогда площадь контакта будет круглой с площадью контакта, равной, где – радиус.Среднее контактное давление в этом случае равно твердости более мягкого материала, и, следовательно,. После того, как неровность отодвинется на расстояние, она высвобождается из контакта, и есть вероятность образования мусора. Предполагается, что если образуется обломок, то он формируется в виде полусферы радиусом, имеющей объем. Тогда объем износа на расстояние скольжения равен, и, следовательно, как,. Таким образом, общий объем износа на расстоянии скольжения равен. Этот коэффициент известен как коэффициент износа и часто используется для сравнения износостойкости материалов [2,3].В большинстве случаев это оценивается экспериментально. Хотя уравнение Арчарда было разработано для адгезионного износа, оно широко используется для моделирования абразивного, фреттингового и других типов износа [4].
Следует отметить, что уравнение Арчарда часто применяется на локальном уровне. Для этого уравнение Арчарда сначала формально делится на площадь:
(1)
где – местная глубина износа и контактные давления. Далее это уравнение дифференцируется во времени и уравнение принимает следующий вид:
(2)
где – скорость скольжения.Это уравнение можно использовать для локального расчета износа, если известно контактное давление, а также для отслеживания эволюции шероховатости поверхности в грубых контактах. Этот подход был реализован в Tribology Simulator (автономное бесплатное программное обеспечение).
Таблица, связывающая удельные коэффициенты износа и трение, приведена ниже: Коэффициенты трения и карта удельной или объемной скорости износа трибологических материалов, [5]
Ссылки
[1] Выражение скорости износа скользящих контактов на основе рассеянной энергии. Huq, M., Z., Celis, J.-P. s.l. : Износ, 2002, т. 252.
[2] Характер износа и закономерности износа – обзор. Zmitrowicz, A. 2006, Журнал теоретической и прикладной механики, стр. 219-253.
[3] Классификация механизмов / моделей износа. Като, К. 2002, Журнал инженерной трибологии, стр. 349-355.
[4] О корреляции между износом и энтропией в сухом скользящем контакте. Агдам, А., Б., Хонсари, М., М. s.l. : Износ, 2011, т. 270.
[5] Достижение сверхнизкого износа с помощью стабильных нанокристаллических металлов , Джон Ф. Карри и др., Https://doi.org/10.1002/adma.201802026.
Моделирование и анализ характеристик износа при сухом скольжении композитов из эпоксидной смолы / стекла / PTW с использованием полнофакторных методов
Трение при сухом скольжении и характеристики износа гибридных эпоксидных композитов, армированных стекловолокном и различным количеством нитевидных кристаллов титаната калия (PTW) изготовленные методом вакуумной ручной выкладки.Влияние нормальной нагрузки, скорости скольжения и содержания вискеров как на коэффициент трения, так и на удельную скорость износа было исследовано на дисковой машине. Испытания проводились в условиях окружающей среды на основе полного факторного дизайна 3 × 3 (3 фактора на 3 уровнях). Дисперсионный анализ (ANOVA) был проведен для получения вклада управляющих параметров в коэффициент трения и скорость износа. Было обнаружено, что плотность и твердость композитов увеличиваются при загрузке PTW. Было обнаружено, что коэффициент трения и износостойкость гибридных композитов улучшаются с увеличением содержания вискеров, а также на них большое влияние оказывают нормальная нагрузка и скорость скольжения.Корреляция между характеристиками износа композитов при сухом скольжении и параметрами износа была получена с помощью множественных регрессий. Изношенную поверхность выбранных образцов наблюдали под растровым электронным микроскопом (SEM) для выявления механизмов износа. Это исследование показало, что добавление керамических микронаполнителей, таких как PTW, значительно улучшает износостойкость композитов эпоксидная смола / стеклополимер.
1. Введение
Композиты с полимерной матрицей (PMC) в настоящее время считаются новыми материалами во многих инженерных приложениях благодаря сочетанию таких преимуществ, как высокое отношение прочности к массе, высокое соотношение жесткости к массе, простота обработки, снижение затрат, и отличная производительность [1].Традиционный путь, который использовался в течение нескольких десятилетий для расширения области применения PMC, заключается в добавлении микро- или нанонаполнителей в полимерные системы, имеющие волокнистое армирование. Комбинационные эффекты добавления волокон и наполнителей в полимеры показали обнадеживающие результаты с точки зрения улучшения механических, термических и трибологических свойств [2]. Наполнители, используемые для изменения трибологических свойств полимеров, в основном представляют собой неорганические соединения. Среди нескольких неорганических керамик нитевидные кристаллы титаната калия (PTW, K 2 O · 6TiO 2 ) являются единственной многокомпонентной керамикой, которая получила широкое распространение в качестве фрикционного материала.Эти относительно дешевые усы обладают хорошей термостойкостью, химическим сопротивлением и диспергируемостью и используются в качестве армирующего материала в пластмассах, керамике, теплоизоляционных красках и автомобильных тормозных накладках [3]. У этих усов очень маленький диаметр; следовательно, они лишены каких-либо внутренних изъянов или недостатков. Благодаря своим привлекательным механическим свойствам, таким как высокая прочность и очень высокий модуль упругости, в последние годы они использовались в качестве арматуры для многих полимеров.
Синергетический эффект PTW с другими наполнителями в случае PMC изучается многими исследователями [4–9]. Zhu et al. [4] сравнили трибологические характеристики неметаллических фрикционных материалов с нитевидными кристаллами PTW, бората магния и сульфата кальция и обнаружили, что износостойкость была максимальной в случае фрикционного материала, модифицированного PTW. Хи и Филип [5] наблюдали, что присутствие PTW в материале тормозных накладок на основе фенольной матрицы дает одновременные преимущества, такие как уменьшение выцветания, стабилизированный коэффициент трения и улучшение износа.Значительное улучшение общих характеристик было приписано образованию фрикционного слоя, содержащего Ti и K-оксид, во время испытаний на трение. Положительный эффект соединения наноразмерных PTW с микрочастицами керамических волокон в автомобильных тормозных накладках был продемонстрирован Wu et al. [6]. Они заметили, что композиты с обоими этими наполнителями показали улучшенную износостойкость, более высокую ударную вязкость, термическую стабильность и стабильность трения по сравнению с композициями с только одним типом наполнителя.Long et al. [7] добавили обработанный силаном PTW в композиты полипропилен / волокнистое волокно и наблюдали значительное улучшение механических свойств композитов. Xie et al. [8] изучили эффект добавления PTW в композиты PEEK / углеродное волокно в условиях скольжения с водной смазкой и отметили, что PTW эффективно защищает углеродное волокно, а также ограничивает усталостное разрушение материала PEEK. Kumar et al. [9] подготовили композиционные фрикционные материалы на основе синергетической тройной комбинации PTW, арамидного волокна и графита, характеризующиеся характеристиками фрикционного торможения.Они обнаружили, что нарастание трения и уменьшение трения были более последовательными в композитах с ≥7,5 мас.% Арамидных волокон, тогда как абсолютная эффективность трения оставалась выше в композитах с ≥25 мас.% PTW.
Однако до настоящего времени не было направлено никаких усилий на разработку композитов эпоксидная смола / стекло / PTW. Имея это в виду, настоящая работа направлена на изучение поведения износа при сухом скольжении эпоксидных / стеклянных композитов, модифицированных наполнителями PTW, с использованием полных факторных экспериментов.
2. Материалы и методы
2.1. Материалы
Матричная система (эпоксидная смола LY556 плюс отвердитель HY951) была коммерчески приобретена у компании Huntsman Advanced Materials India Pvt. Ltd., Бангалор. В качестве основного армирования использовалось полотно типа Е-стекловолокно 212 GSM, которое было закуплено у Arun fabrics, Benagaluru. Вторичное армирование наполнителей PTW было поставлено компанией Hangzhou Dayangchem Co. Ltd., Гонконг. СЭМ-изображение этих усов представлено на рисунке 1.Некоторые избранные свойства этих усов перечислены в Таблице 1. Эти усы обладают туннельной структурой (Рисунок 2), что делает их более стабильными с точки зрения физических и химических свойств [3].
2.2. Изготовление композитовГибридные композиты с различным процентным содержанием наполнителей PTW были изготовлены методом вакуумной упаковки. Основные этапы процесса включают укладку, подготовку материалов для упаковки и применение вакуума.Пластина для инструментов была сначала покрыта разделительным агентом, чтобы облегчить удаление ламинатов. Последовательность укладки включает покрытие стеклоткани смесью эпоксидной смолы с нитями. В исследовании было использовано 12 слоев стеклоткани, чтобы получить ламинат толщиной около 3 мм. Завершенный набор был покрыт перфорированным слоем корки, дышащей тканью и полиэтиленовым пакетом. На укладке создавали вакуум в течение 2 часов, и этим методом было достигнуто максимальное давление 600–640 рт.ст. Применение вакуума помогает удалить захваченный воздух и излишки смолы из укладки.Уложенному слою давали возможность затвердеть при комнатной температуре и вынимали из формы через 24 часа. Подготовленные таким образом ламинаты подвергали постотверждению при 100 ° C в течение 2 часов, и образцы для испытаний на износ размером 10 × 10 × 3 мм были подготовлены с использованием высокоскоростного резака. Схема вакуумной упаковки в мешки представлена на рисунке 3. Детали состава изготовленных композитов представлены в таблице 2.
|