Тир корнет что это: Что такое Carnet TIR или Книжка МДП? Как работает система МДП?

alexxlab | 20.09.2020 | 0 | Разное

Содержание

Что такое Carnet TIR или Книжка МДП? Как работает система МДП?

Что такое Carnet TIR, или Книжка МДП? Как работает система МДП?

TIR расшифровывается как Международные Дорожные Перевозки, или МДП. То, что в просторечье называют «ТИРом», имея в виду блокнот с отрывными листками, официально именуется Книжкой МДП или Carnet TIR.
Эта книжка лишь один из элементов достаточно сложного механизма, регулирующего международные автомобильные перевозки. Этот механизм также страхует связанные с международной перевозкой риски.

Собственно МДП — это «универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки».

Система МДП была разработана в Европе после Второй мировой войны с целью упрощения торговли и транспорта и вводилась в действие в несколько этапов. Она максимально уменьшает административные и финансовые затраты, одновременно предоставляя странам-участницам международную гарантию уплаты таможенных сборов.

Международные автомобильные перевозки по процедуре МДП осуществляются в соответствии с  Конвенцией МДП (

русский текст конвенции начинается со станицы 195), которая была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН в 1954 году. Конвенция была окончательно принята в 1975 году и вступила в действие в 1978-ом.

За внедрение, функционирование и развитие системы МДП отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ, или IRU) со штаб-квартирой в Женеве. МСАТ действует через свои региональные представительства. В России — это Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).

Хотя РФ также присоединилась в Конвенции, с 2013 года действие книжек МДП на ее территории «на деле» серьезно ограничено.

 

Как выглядит TIR Carnet, или Книжка МДП

обложка блокнота TIR Carnet

Обложка книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить)

Книжка МДП (ТИР, TIR Carnet) — представляет собой блокнот большого формата и состоит из:
  • Обложки темно-желтого цвета
  • Желтого грузового манифеста (не используется для таможенных целей)
  • Парных белых и зеленых отрывных листков с корешками
  • Протокола
  • Задней стороны обложки с отрывной частью

Книжка МДП имеет уникальный номер, состоящий из двух букв латинского алфавита и семи цифр. Срок действия каждой книжки МДП ограничен. Дата окончания действия указывается штампом на обложке блокнота. Под сроком действия понимается последняя дата, когда можно открыть ТИР и начать перевозку по процедуре МДП.

ПРИМЕЧАНИЕ: Блокнот «Книжка МДП» стоит относительно недорого, как любой качественный альбом для рисования, однако сама возможность использовать книжки МДП, т.е. быть полноправным участником международных автоперевозок по системе МДП — удовольствие не из дешевых. Необходимо получить допуск к международным перевозкам в ФТС. После чего транспортная инспекция выдаст вам на каждый тягач карточку допуска к международным перевозкам грузов. Потребуется также заплатить взнос и стать аккредитованным членом АСМАП. Кроме того, надо получить таможенные свидетельства на прицепы, не говоря уже о том, что все ваши транспортные средства должны быть сертифицированы для международных перевозок.

 

 

Грузовой манифест TIR Carnet

обложка блокнота TIR Carnet

Неотрывной лист TIR книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить)

TIR Carnet содержит всю основную информацию по международной перевозке груза:
  • Страна отправления и страна назначения
  • Таможня отправления и таможни назначения
  • Очередность прохождения таможен
  • Данные по грузу: описание, код ТН ВЭД, вес брутто/нетто, количество грузовых мест
  • Сколько грузовых мест и на какую таможню должны эти грузовые места быть доставлены
  • Список и номера товаросопроводительных и транспортных документов
  • Регистрационный номер транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку
  • Номера наложенных пломб, печати другие отметки таможни

При наличии опыта, ТИР можно заполнить самому (подробная инструкция). Однако поскольку для этого зачастую приходится внимательно просматривать многостраничные инвойсы, упаковочные листы или (не дай Бог) криво сделанные CMR, как правило, этим занимаются специально обученные люди — экспедиторы при таможне.

Тем более, что никаких помарок, допускающих двойное толкование данных, в ТИРе не должно быть в принципе. Все исправления производятся только путем вычеркивания ошибочных сведений. После исправления ошибок или добавления новых сведений изменения на страницах ТИРа обязательно заверяются таможенной печатью. В противном случае ТИР недействителен.

ТИРы бывают 4-, 6- и 14- и 20-листовые в зависимости от того, сколько раз за перевозку вам придется открывать/закрывать процедуру МДП. Соответственно отличается и их цена (цена самого блокнота). Выбирая ТИР, важно заранее знать, сколько листов вам понадобится, а для этого, в свою очередь, четко представлять маршрут и понимать, как на практике происходит перевозка по ТИРу.

 

 

 

Как работает Книжка МДП

При прохождении таможен из блокнота последовательно вырывают листы. Водителю в блокноте остаются корешки. Листы считаются по парам: белый и зеленый. Первый лист = ТИР открыт; второй лист = ТИР закрыт. В открытом ТИРе нечетное кол-во корешков, в закрытом — четное. Часто путают открытие ТИРа с фактическим началом перевозки, а закрытие ТИРа — с её завершением. ЭТО НЕ ТАК.

 

Речь идет именно о перевозке по процедуре МДП. Как до, так и после этого перевозка может проходить по другой процедуре. Чтобы не ломать голову, руководствуйтесь при подсчете листов ТИРа следующей формулой: 1-й лист = встать под национальный таможенный контроль, начать процедуру МДП, 2-й = выйти из-под национального таможенного контроля, завершить процедуру МДП.

 

TIR отрывной корешок 1

 

ТИР отрывной корешок 2

 

На каждую таможенную зону приходится, таким образом, четное количество отрывных листов. Покинуть таможенную зону с открытом ТИРом нельзя – он всегда должен быть сначала открыт, а потом закрыт для этой зоны. Рассмотрим пример перевозки по ТИРу, последовательно проходящей через три таможенных пространства: Швейцария—ЕС—ТС (Таможенный Союз с двумя местами доставки в РФ).

  1. В Швейцарии вы затамаживаетесь (проходите процедуру таможенного оформления), открываете ТИР (оформляете Книжку МДП), накладываете пломбы и встаете под швейцарский таможенный контроль, начав процедуру МДП. Отрывается первый лист. На выходе из таможенного пространства Швейцарии отрывают второй лист, процедура МДП закрывается.
  2. На входе в ЕС таможня открывает процедуру МДП уже для таможенного пространства ЕС — отрывается третий лист. В Польше на выходе из ЕС процедуру МДП снова закрывают, отрывая четвертый лист. При въезде в Таможенный Союз процедура МДП открывается в третий раз и отрывается пятый лист.
  3. На первой таможне назначения в РФ процедуру МДП закрывают, отрывают шестой лист, снимают пломбы, выгружают часть груза (если у вас несколько мест доставки), потом снова накладывают пломбы и открывают МДП в четвертый раз, оторвав седьмой лист.
  4. Наконец, на второй и последней таможне назначения в РФ вам в последний раз закрывают процедуру МДП, отрывают восьмой лист, снимают пломбы и выгружают оставшийся груз. По возвращении из рейса использованный ТИР возвращается в АСМАП, который ведет их учет.

В итоге вы прошли три таможенные зоны, но вставали под таможенный контроль и выходили из-под него четыре раза: в Швейцарии, в ЕС, и два раза в ТС. Каждый раз вам требовалось по 2 листа, чтобы вначале открыть, а потом закрыть процедуру МДП — итого 8 листов.

 

Если бы вы, к примеру, взяли книжку МДП с шестью листами, ее хватило бы только до первой таможне назначения в РФ, и дальше пришлось бы ехать по другой процедуре. Если бы вы по каким-то причинам решили проехать по пути через Украину, которая пока не входит ни в ЕС, ни в ТС, вам бы понадобилось дополнительно 2 листа, и вы потратили бы 10.

 

При планировании перевозки нужно помнить, что вне зависимости от количества листов таможен назначения может быть не больше трех. Для таможен в книжке МДП предусмотрено всего 4 графы, включая таможню отправления. И будь у вас хоть 20-листовой ТИР, ничего от этого не изменится. Сама последовательность таможен тоже очень важна. После того, как ТИР заполнен и открыт, изменить порядок прохождения таможен крайне тяжело и есть риск нарваться на административное правонарушение.

 

Как работает система МДП в России

С 2013 года действие в ТИРов в РФ было значительно ограничено, причем в основной сфере — сфере импорта. Этому предшествовал затяжной конфликт между ФТС РФ и АСМАП. В итоге ФТС объявила, что вне зависимости от стоимости груза ТИР в России больше не является достаточной мерой обеспечения для уплаты таможенных сборов.

 

В других странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане — ТИРы при этом действуют, как и раньше, без ограничений. Это привело к достаточно необычному результату: при ввозе товаров в РФ таможня все-таки работает с ТИРом, но только на закрытие. Иными словами, ФТС не может не признавать ТИР, открытый в Беларуси, но сама ТИРы уже не открывает.

 

В итоге, в настоящий момент по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни. В зависимости от ситуации это может быть либо таможня на границе, либо первая таможня назначения по ТИРу (так называемый, внутренний таможенный пост).

 

В большинстве случаев, когда вы заходите в РФ, минуя сопредельные государства Таможенного Союза (Беларусь или Казахстан), ТИР вам закроют уже на границе. Исключение до недавнего времени составлял т/п «Брусничное» на границе с Финляндией. Там с ТИРами пропускают и можно доехать до первой внутренней таможни. Если же вы заходите в РФ через сопредельные государства ТС, например, Беларусь, то в этом случае вы как бы минуете российскую границу, соответственно ТИР не закрывается и можно доехать с ним до первой таможни назначения в РФ.

 

Но так или иначе, после прохождения первого российского таможенного поста, будь то пограничный или внутренний, ТИР закрывается. Для последующих мест доставки придется открывать транзитные декларации и предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.

 

Ловушки на российской границе

При этом особое внимание необходимо обратить на очень неприятную ситуацию, когда перевозчик, направляющийся в РФ, по пути попадает в таможенный конвой по Беларуси. Множество перевозчиков уже погорело на этом и еще многие, к сожалению, погорят.

 

Суть в том, что белорусский конвой доводит перевозчика не до таможни назначения, а просто до первой российской таможни — обычно это один из постов на российско-белорусской границе. Там ТИР принудительно закрывают и никакие увещевания не помогут.

 

То есть, вы еще даже не доехали до первой таможни назначения в РФ, а ТИРа уже нет и по какой процедуре вы поедете дальше непонятно, хотя во избежание этого вы специально ехали через Беларусь. Необходимо волей-неволей оформлять транзитную декларацию и гарантию уплаты таможенных платежей.

 

При этом, после закрытия ТИРа на таможне вам дается не более трех часов для открытия новой процедуры транзита. Не успели — едите на СВХ, а там, как повезет — может, просто постоите на небесплатной стоянке, а, может, вас выгрузят на склад, чтобы потом, когда вы, наконец, все оформите, загрузить снова и еще раз взять с вас деньги.

 

Само по себе выправить все требуемые документы, в принципе, не сложно. Поручительствами для таможенного транзита, например, ведает страховая компания «АРСЕНАЛЪ». Теперь ее агентов, субагентов и суб-субагентов можно найти почти на каждом таможенном посту. Они же, как правило, делают и транзитную декларацию.

 

Если ваш груз не особо ценный и едите вы не особо далеко — куда-нибудь в центральную Россию — считайте, что вы отделались малой кровью. А вот если выяснится, что для груза предусмотрены дополнительные меры таможенного контроля и направляетесь вы, скажем, в Казахстан, — вы попали.

 

Тоже самое может произойти и на любом пограничном таможенном посту, если вы заходите в Россию напрямую, минуя Беларусь и Казахстан. До 2013 года подобных сложностей не возникало. Впрочем, АСМАП и МСАТ не теряют надежды повернуть ситуацию вспять и восстановить полноценное действие Книжек МДП на территории РФ.

 

Гарантийные ограничения

ТИР, без сомнения, очень удобен, однако, как уже отмечалось раньше, не является универсальным решением в области международных автомобильных перевозок. В частности, конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов на сумму до 60 тысяч евро. Если сборы превышают эту сумму, ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение.
В Беларуси, как правило, это таможенный конвой, стоимость которого составляет около 300 USD. За эти деньги машину с вашим грузом ведут под конвоем по территории Беларуси до границы с Россией.  Оформлением конвоя занимается исключительно предприятие «Белтаможконвой», представители которого находятся на всех пограничных пунктах пропуска Беларуси.

 

В России наиболее часто используется гарантийные поручительства и гарантийные сертификаты. Гарантийные сертификаты оформляются получателем груза на таможне назначения после предварительного внесения таможенных сборов. НДС при этом берется не по 18% как при растаможке груза, а по 20% как при транзите.
Гарантийные поручительства, со своей стороны, могут быть оформлены самими перевозчиком на всех таможенных постах РФ через агентов и субагентов страховой компании «АРСЕНАЛЪ». (Обычно, это те же таможенные брокеры, получившие соответствующую лицензию). Стоимость поручительства зависит от соотношения суммы таможенных сборов и расстояния до таможни назначения.

 

Очевидно, что для дорогостоящих грузов ТИР не подходит. Поэтому важно знать стоимость груза и его код по ТН ВЭД, чтобы заранее высчитать размер таможенных сборов и не попасть впросак. Сборы считаются по формуле: пошлина согласно коду ТН ВЭД + 20 процентов НДС от (стоимости товара + пошлина) + сбор за таможенное оформление.

 

Кто, что и кому гарантирует

Многие склонны рассматривать страховые гарантии по ТИРу как своего рода броню, которая в случае чего защитит от всех бед. На самом деле, все несколько сложнее. МСАТ, конечно, гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро. Но выгодоприобретателем является вовсе не перевозчик или владелец груза, а национальная таможня. Более того, ничто не освобождает перевозчика от ответственности и финансовых обязательств в случае нарушения им конвенции МДП.

 

За каждую полученную книжку МДП перевозчики платят в российское представительство МСАТ — ассоциацию АСМАП — страховую премию в размере 12,5 швейцарского франка. Все эти средства затем перечисляются в ОСАО «Ингосстрах». Однако предоставляемое по Договору страхования покрытие не является страховым в обычном понимании этого термина. Это — гарантия, которая не предусматривает получение перевозчиком страхового возмещения. Перевозчик платит за страховку, по которой ему ни чего не причитается.

 

Выгодоприобретателем по страховому договору выступает так называемая «гарантийная цепь МДП»: АСМАП, МСАТ и междугородные страховщики МСАТ. Представители гарантийной цепи получают от «Ингосстраха» страховые возмещения, когда они оплатили таможне претензии в отношении книжек МДП за перевозчика. Одновременно «Ингосстрах» предъявляет регрессное требование к перевозчику, который ему за страховку заплатил для получения компенсации.

 

Предварительное Электронное Информирование ЭПИ

Въехать в Таможенный Союз, просто показав ТИР таможеннику на границе, к сожалению, нельзя. Чтоб облегчить себе жизнь, с 2012 года таможня ввела так называемое Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ), которое распространяется в том числе на перевозки по ТИРу. ЭПИ — это своеобразная электронная декларация, которая содержит все данные по грузу и перевозке. После подачи ЭПИ таможня присваивает перевозке индивидуальный MRN-номер (Movement Reference Number), который отображается либо цифрами, либо штрих-кодом. Водитель предоставляет этот номер на границе, и таможенник легко находит соответствующую ЭПИ в своей базе данных. Сверив ее данные на своем компьютере с данными в сопроводительных документах, таможня либо подтверждает MRN, либо отправляет ЭПИ на правку.

 

Для работы с ЭПИ МСАТ разработал собственный онлайн-сервис TIR-EPD. Пользоваться им могут только авторизированные пользователи. Впрочем, если вам уже дали сам ТИР, получить доступ к TIR-EPD несложно. Логины и пароли выдают региональные представительства МСАТ — в России это АСМАП. С руководством по TIR-EPD при желании можно ознакомиться  здесь.

Важно: в TIR-EPD можно оформить ЭПИ только в том случае, если вы идете по ТИРу. Если ТИР не используется, например, перевозка осуществляется по транзитной декларации, нужно выбирать другие программы или Портал электронного предоставления сведений ФТС РФ (http://edata.customs.ru/Ed/). В свою, очередь эти программы могут подать ЭПИ и для ТИРа.

Наконец, если вы не хотите связываться ЭПИ, ее готов сделать за вас любой брокер на пограничном пункте пропуска. Стоимость варьирует от количества кодов ТН ВЭД.

 

Отслеживание книжки МДП – система SafeTIR

В середине 90-х годов в связи с увеличением объема торговли и числа автоперевозчиков, выполняющих перевозки по ТИРу, были созданы дополнительные средства контроля и управления. Одним них стала электронная система контроля за использованием книжек МДП — SafeTIR. SafeTIR через приложение CUTE-Wise (http://www.cutewise.org/) позволяет проверять статус и действительность каждой книжки МДП, в любой момент в режиме реального времени.

 

Основными задачами системы SafeTIR являются:

  • обеспечение подтверждения о прекращении перевозки МДП
  • облегчение проверки книжки МДП, в частности таможенного штампа на последнем корешке
  • управление рисками в системе МДП путем электронного отслеживания местонахождения книжки МДП
  • обеспечение быстрого и эффективного инструмента по выявлению потенциальных нарушений и предотвращение их повторения
  • упрощаются внутренние процедуры расследования нарушений по каждой конкретной книжке МДП.

Информация о прекращении перевозки МДП передается национальными таможенными органами в МСАТ. После этого, данные становятся доступными для всех участников системы МДП: таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов. Как отмечается на сайте МСАТ, в 2012 году среднее время передачи данных в систему составляло 1,5 дней. При этом МСАТ намеревается добиться того, чтобы все страны-участницы передавали данные SafeTIR не позднее того же самого дня, в который была прекращена операция МДП.

SafeTIR позволяет таможенным органам проверять статус каждой книжки МДП до принятия этой книжки в оформление.

 

Что такое TIR и как происходит перевозка грузов с применением книжки МДП

Время на чтение: 6 минут

АА

Значение авбрревиатуры TIRЗначение авбрревиатуры TIR

Государственный контроль, соответственно их видам, производят друг за другом: если подконтрольный объект покидает Российскую Федерацию, то Ространсинспекция, далее таможня, затем пограничный контроль; если подконтрольный объект въезжает в Российскую Федерацию, то сначала пограничный контроль, потом Ространсинспекция и последний пункт — таможня. Каждый последующий орган приступает к своему контролю лишь тогда, когда предыдущий орган заканчивает свой контроль.

Далее вы узнаете как действует система система TIR в таможенных органах РФ.

Содержание статьи

Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?

Надпись «TIR» на грузовиках встречается довольно часто, что это означает? Это сокращение и в переводе с французского на русский звучит как «международные дорожные перевозки» — расшифровка МДП. Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.

Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

8-495-565-32-46

Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?

При перевозке грузов с применением МДП, товары учитываются документом под названием «Книжка МДП» — документом с отрывными листами, которые изымаются во время прохождения автомобилем очередной таможенной проверки (по одному листу на каждый пункт пропуска). Таким образом, речь идёт о сопровождающем грузы таможенном документе, предоставляющем право его владельцу перемещать задекларированный в ней груз с пересечением границ указанных стран и пользуясь упрощённой процедурой досмотра. Советуем ознакомиться с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010, эта информация полезна для дебютантов в международной торговле.

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.

Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:

  • обложка горчичного цвета;
  • грузовой манифест в жёлтом цвете;
  • попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
  • лист протокола;
  • форзац обложки и его отрывная часть.

Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.

На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.

Ассоциация АСМАП несёт ответственность за предоставленные гарантии получателю по сохранности транспортируемого к нему груза и юридически отвечает за деятельность автоперевозчиков, использующих книжки МДП.

При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.

Грузовой манифест TIR CARNET

Этот документ содержит данные, необходимые при перевозках грузов между различными странами.

  • Страна-отправитель и страна-получатель.
  • Таможня-отправитель и таможня-получатель.
  • Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
  • Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
  • Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
  • Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
  • Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
  • Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.

Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.

Накладные при перевозках

Накладные КДПГ (CMR) готовятся в трёх, как минимум, экземплярах, каждый из которых заверяется как отправителем, так и перевозчиком. Оригинальный экземпляр оставляет себе отправитель, а два других следуют вместе с грузом.

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.

По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье. Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах.

Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься

Порядок оформления автоперевозчиками разрешения на производство ими международных перевозок устанавливается специальным Положением правительства о допуске к подобным перевозкам. В настоящее время действует положение № 505 от 24.05.2012. Некоторые необходимые выдержки из него приведены далее.

Основные условия, выполнение которых необходимо для оформления разрешения на выполнение международных автоперевозок.

  1. Наличие автотранспортных средств, принадлежащих заявителю и удовлетворяющих требованиям действующих норм.
  2. Компетентность лиц, несущих ответственность за выполнение трансграничных автоперевозок.
  3. Наличие страхового полиса у перевозчика.

Что необходимо для оформления разрешения на производство международных автоперевозок:

  • заявление о выдаче удостоверения;
  • подтверждение прав собственника или другое юридически сильное обоснование владения транспортными средствами;
  • документы о государственной регистрации соответствующих автотранспортных средств;
  • страховой полис;
  • документальное подтверждение профессиональной состоятельности ответственного работника;
  • опись прилагаемой документации.

С целью оформления допуска на выполнение международных автомобильных перевозок заявитель представляет перечисленные выше документы местному подразделению Ространснадзора по адресу собственной регистрации.

Вас интересует какие документы могут истребовать у перевозчика для контроля? В утверждённом Министерством транспорта России «Административном регламенте по надзору в сфере транспорта» имеется пункт 11, который содержит в себе подробный перечень необходимых документов, необходимых при ввозе или вывозе различных грузов на территорию России или из неё.

Как отследить перевозку — система SafeTIR

Любая компьютерная система нуждается в её защите от вредоносного проникновения. Система международных автоперевозок TIR в полной мере столкнулась с необходимостью обеспечения собственной безопасности.

TIR и эволюция – вовсе не враги и в 1995 году, по причине актуальности указанной задачи, а также из-за необходимости контроля за доступом к МДП Административный комитет решил принять Рекомендацию о создании контрольной системы за использованием книжек МДП. Данная программа, под названием SafeTIR, была внесена в Конвенцию МДП (Приложение 10).

Позже МСАТ создал программный инструмент «SafeTIR в реальном времени», допускающий оперативное отправление в МСАТ сведений о завершении действия МДП, как это и предусмотрено Приложением 10. Эти данные, по их получению, становятся доступными всем присоединившимся к системе, благодаря чему они получают возможность быстро проверить каждую книжку МДП.

Предварительное декларирование перевозок (TIR-EPD)

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной, среди которых находится и Россия. Заблаговременное информирование (основная суть обсуждаемого сервиса) помогает облегчить и ускорить предстоящее таможенное оформление грузов и их контроль, а также увеличивает пропускную способность таможенных пунктов.

Какие преимущества обеспечивает эта система? Если речь идет о транспортных операторах, то:

  • она предоставляется бесплатно;
  • обеспечивает конфиденциальность данных;
  • способна передать информацию о перевозках одновременно в несколько стран;
  • просто и безопасно пользоваться.

Выдачей книжек МДП в России занимается АСМАП.

Органам таможни эта система:

  • гарантирует поступление информации только от зарегистрированных автоперевозчиков;
  • обеспечивает действительность указанной в декларации книжки МДП;
  • заблаговременно располагает информацией о предстоящих перевозках;
  • предоставляет возможность проверки книжек МДП на предмет их действительности.

Для международных торговых отношений эта система:

  • снижает возможность рисков;
  • упрощает проезд через таможенные границы;
  • уменьшает затраты на выполнение перевозок;
  • соответствует современным требованиям безопасности.

Даже неполное перечисление преимуществ подтверждает факт полезности системы TIR-EPD как в плане её применения, так и в смысле экономии средств перевозчиков.

Национальные особенности применения TIRCarnet

Уже довольно давно в отношениях между Россией и МСАТ наблюдаются серьёзные трения. В разные периоды времени на протяжении 2002-2015 г.г. эти разногласия угрожали полным сворачиванием любого сотрудничества между сторонами. В июне-июле 2015 года наметилось «потепление», однако трудно сказать, чем оно закончится. По этой причине можно констатировать следующее:

  1. Некоторые российские таможни будут обращать внимание на систему TIR и обслуживать соответствующие автомобили согласно принятым соглашениям. Однако список таких таможен, хотя, и согласован сторонами, не является пока утверждённым на правительственном уровне в России, а потому нет никаких гарантий его стабильности и даже принципиальной сохранности.
  2. Практически в любой момент могут возникнуть новые, до сей поры неизвестные, «подводные камни» на границах России. Или наоборот, совершенно неожиданно могут исчезнуть уже имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, небольшого числа таможен, через которые есть смысл следовать автомобилям с документами TIR. Однако ни названий таможен, ни сути исчезнувших или появившихся проблем не может назвать сейчас никто.

Никто сегодня не может сказать определённо, каковы будут отношения между Россией и МСАТ завтра. Но теперь вам известно, что означает TIR на фурах и, каковы преференции участников этой системы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Автор статьи

Стаж юридической практики более 13 лет. Специализируюсь на финансовом праве, коммерческой деятельности, налоговом праве, страховании, гражданском праве.

Написано статей

Бесплатная консультация по телефону:

8-495-565-32-46

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

расшифровка и правила перевозки грузов с книжкой МДП

Многие бизнесмены занимаются международными перевозками грузов при помощи автомобильного транспорта. Существует множество методов транспортировки грузов, одним из самых надёжных методов являются TIR-перевозки. Какими особенностями обладают TIR-перевозки? Что такое книжка МДП и как она заполняется? Что означает TIR на фурах? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Содержание статьи

Carnet TIR на грузовиках — что это означает, расшифровка

Табличка TIR на фуре в расшифровке обозначает, что груз перевозится согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Конвенция TIR была создана в Женеве в 1975 году для упрощения перевозки грузов через границу. Сегодня конвенция TIR действует в 57 странах, среди которых все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые азиатские и африканские страны.

При пересечении границы перевозчик груза предоставляет таможенным службам документ, который называют книжкой МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR).

TIR-перевозки обладают следующими специфическими особенностями:

  1. Перевозка грузов осуществляется только в опечатанных и опломбированных грузовиках и контейнерах.
  2. На промежуточных границах груз не проходит обязательную полную проверку, что заметно сокращает время доставки груза в пункт назначения.
  3. На основных пограничных пунктах груз проходит проверку по ускоренной схеме.
  4. Для осуществления TIR-перевозки необходимо получить соответствующую лицензию. На сегодняшний день общее количество транспортных компаний, у которых есть лицензия TIR, составляет более 40 тысяч.
  5. В ближайшем будущем планируется введение электронной версии TIR.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

 

Перевозка грузов с применением книжки МДП

Книжка МДП — это специальный документ, который содержит основную информацию о грузе и поставщике, а сама транспортировка осуществляется в рамках TIR-конвенции.

Этот документ имеет следующую структуру:

  • Обложка жёлтого цвета.
  • Грузовой манифест (содержит основную информацию о грузе).
  • Парные зелёные и белые отрывные листки с корешками (эти листки отрывают таможенники для ведения учёта).
  • Протокол.
  • Задняя обложка, которая также содержит отрывные листки.

Каждая книжка имеет свой уникальный номер (состоит из 2 латинских букв и 7 цифр).

Срок действия книжки МДП ограничен, а дата окончания действия этого документа указывается при помощи специального штампа на обложке.

Чтобы получить Carnet TIR на груз в России, необходимо сделать следующее:

  • Необходимо вступить в IRU (Международный союз автомобильного транспорта) и пройти аккредитацию. Также требуется оплатить страховые взносы за каждую книжку (1 книжка = 12,5 швейцарских франков).
  • Необходимо обратиться в отделение Федеральной таможенной службы и предоставить пакет необходимых документов (заявление, документы на транспортную компанию, документы на груз, информация о водителе и так далее).
  • Теперь нужно получить в транспортной инспекции карточку допуска к международным перевозкам грузов.
  • Транспортные средства должны пройти международную сертификацию.
  • Также необходимо получить таможенные свидетельства на прицепы (если они будут использоваться при транспортировке груза).

Основная информация о грузе содержится в грузовом манифесте:

  • Страны назначения и отправления.
  • Весь список таможен, которые будет пересекать транспортное средство во время транспортировки груза.
  • Очерёдность и порядок прохождения таможенных пунктов.
  • Ключевая информация о грузе — краткое описание, вес, количество грузовых мест, код ТН ВЭД и так далее.
  • Список сопроводительных документов на груз, а также номера этих документов.
  • Регистрационный номер ТС.
  • Основные отметки таможни — номера пломб, печати, штампы и так далее.

ТИР заполняется отправителем груза.

Желательно, чтобы заполнением этого документа занималось компетентное лицо (например, таможенный экспедитор), поскольку заполнение книжки МДП имеет множество нюансов, о которых может не знать простой человек. В книжке не должно быть информации, которая могла бы быть истолкована неоднозначно.

В книжку можно вносить исправления — для этого необходимо:

  1. Аккуратно зачеркнуть некорректную информацию.
  2. после внесения правильных данных необходимо заверить исправление при помощи специальной таможенной печати (если не поставить печать, то книжка МДП будет считаться недействительной).

Как работает МДП

Книжка МДП работает следующим образом:

  • При въезде в новую таможенную зону из книжки вырывается специальный листок белого цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют открытием МДП).
  • При выезде за пределы таможенной зоны из книжки вырывается специальный листок зелёного цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют закрытием МДП).
  • Листки должны быть оторваны в том порядке, который указан в других пунктах книжки. В случае нарушения порядка водитель может быть оштрафован (а сам груз в некоторых случаях могут конфисковать до выяснения обстоятельств нарушения перевозки).

Также следует помнить, что существует несколько разновидностей книжки в зависимости от общего количества страниц. Страниц может 4, 6, 14 и 20, а изменяться может лишь количество парных отрывных листков с корешками. При пересечении границы таможенники отрывают эти листки, поэтому перед отправкой необходимо подсчитать количество таможен, которые будет пересекать груз, после чего следует подобрать книжку соответствующего объёма.

Отслеживание книжки МДП

В середине девяностых годов была создана электронная система SafeTIR, с помощью которой в любой момент времени можно проверить статус книжки. Осуществить онлайн-проверку можно при помощи официального приложения CuteWise, расположенного на сайте www.cutewise.org.

Система TIR предоставляет максимальные возможности для перемещения груза через границы.

Основные функции SafeTIR:

  • Может служить в качестве подтверждения того факта, что МДП-перевозка была завершена или прекращена. В большинстве случаев информация о прекращении перевозки передается таможенниками в специальную международную службу IRU. После этого данные о прекращении перевозки вносятся в систему, а среднее время передачи данных в систему составляет 24-36 часов. После внесения данных информация о прекращении или завершении транспортировки становится доступна всем участникам МДП-перевозки (таможенные органы, страховщики, транспортные компании и так далее).
  • Облегчение проверки Carnet TIR таможенными службами.
  • Имеется возможность отслеживания местонахождения МДП-книжки, что позволяет вовремя обнаружить пропажу этого документа.
  • В случае обнаружения каких-либо нарушений заметно упрощается процедура расследования.
  • Невозможность внесения в книжку неправомерных исправлений.

Особенности применения ТИР на российской границе

В 2013 году произошёл конфликт между Федеральной таможенной службой и российским отделением IRU относительно растаможки при помощи книжек МДП. Из-за конфликта применение ТИР приобрело определённое количество условий, которые осложняют перевозку груза через российскую границу.

Перечислим эти осложнения:

  • После пересечения российской границы документ МДП закрывается в добровольном или принудительном порядке на первой же таможне, но при этом новый документ МДП не открывается.
  • Для дальнейшей транспортировки требуется оформление транзитной декларации по стандарту РФ, а также необходимо оформить документы, гарантирующие уплату таможенных платежей, это может быть, например, банковская гарантия уплаты таможенных пошлин.
  • После закрытия книжки МДП необходимо оформить все необходимые документы прямо на таможне в течение 3 часов. Если этого не сделать, то транспортное средство будет эвакуировано на штрафную площадку (при этом водителю придётся платить за эвакуацию и каждые за 24 часа простоя на штрафплощадке).
  • Перед въездом в Россию (а также в другие страны Таможенного союза) необходимо пройти специальную процедуру, которая называется Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ). Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном электронном сайте ЭПИ; после этого необходимо подать информацию о грузе, который будет въезжать на территорию России. В конце вам присвоят специальный MRN-номер, который необходимо показать таможенникам при пересечении российской границы.

В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.

Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Автор статьи

Руководитель отдела ВЭД, большой опыт работы логистом, ведения внешнеэкономической деятельности компании.

Написано статей

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Для чего нужна книжка МДП (Carnet TIR)? Какие выгоды дает ее применение?

Знак TIR на грузовом автотранспорте означает, что доставка груза осуществляется с применением книжки МДП. Она предусмотрена Таможенной конвенцией о международной перевозке, принятой в 1975 г. для облегчения транспортировки товаров через границы государств. Удобство и простоту нового правила оценили во многих странах евразийского, африканского континента, в Америке. Сейчас конвенция TIR функционирует в более чем 50 государствах, позволяя перевозчикам проходить границы с минимальными временными издержками.

Книжка МДП

Содержание статьи:

Что такое книжка МДП?

Аббревиатура МДП расшифровывается как международные дорожные перевозки. Книжка МДП (carnet TIR) представляет собой блокнот, состоящий из нескольких страниц с подробным описанием перевозимого товара, со сведениями о грузоотправителе, получателе, перечнем сопроводительных документов. Книжка МДП применяется к товарам, которые перевозятся грузовым автомобильным транспортом или прицепами. От обычной доставки колесным ТС МДП-перевозка отличается тем, что кузов или контейнер обязательно должны быть опечатаны на всем пути доставки.

Книжка МДП необходима для платежа таможенных начислений и страхования убытков при осуществлении международной перевозки. Такой порядок значительно ускоряет растаможку, сокращает время простоя товара на таможенном посту. Это возможно благодаря тому, что опечатанный грузовой автомобиль не проходит полную таможенную очистку на транзитных границах. Позволяет распознать автомобильный транспорт, пересекающий границу по упрощенке, специальная синяя табличка на кузове с аббревиатурой TIR белого цвета.

Вместо термина «книжка МДП» может использоваться carnet TIR. В любом случае документ выполняет следующие функции:

  • Подтверждает завершение МДП-перевозки. Сведения передаются таможенными ведомствами в международную организацию IRU, которая объединяет интересы автотранспортных сообществ;
  • Облегчает проверку книжки МДП таможенниками. Механизм включает функцию отслеживания ее местоположения, своевременного обнаружения потери документа;
  • Упрощает расследование спорных ситуаций;
  • Не дает вписывать в книжку несанкционированные записи и корректировки.
Проверка таможенных документов

В документе содержится полная информация о перевозимом товаре. Из него таможенные органы получают все необходимые сведения для учета и контроля:

  • Страна отгрузки и назначения;
  • Таможенный пост отправления и назначения;
  • Последовательность прохождения границ;
  • Сведения о товаре: код ТН ВЭД, характеристики, масса и т.д.
  • Перечень и реквизиты сопроводительной, транспортной документации.

Кроме того, в документе содержится номер грузовой машины, реквизиты пломб и отметки таможенных служб. Также особым оттиском на обложке указывают крайнюю дату, до которой следует открыть carnet TIR и приступать к транспортировке.

Carnet TIR имеет желтую обложку. Один из его разделов – грузовой манифест, который включает полные сведения о перевозимом товаре. В документ входит неотрывной желтый лист, отрывные зеленые, белые листы, а также желтый протокол о ДТП. Отрывные листы предназначены для предоставления в таможенных пунктах отправления, ввоза и назначения. Всем carnet TIR присваивается индивидуальный номер, состоящий из семи цифр и двух латинских букв.

Carnet TIR

Какие льготы дает книжка

TIR-перевозки имеют следующие плюсы:

  • Товары перевозятся исключительно в опечатанных и опломбированных грузовых автомобилях, контейнерах;
  • На транзитных таможенных пунктах не проводится тщательная проверка товара;
  • На ведущих пограничных постах товар проверяется по упрощенной схеме.

Кроме того, документ освобождает от сборов либо депозита импортируемых или экспортируемых пошлин в промежуточных таможенных пунктах.

Виды книжек

На сегодняшний день книжка МДП действует в бумажном виде и состоит из отрывных листов. Их количество может составлять 4, 6, 14, 20. Документ с максимальным количеством листов позволяет пройти границы 10 государств. В целях упрощения процедур растаможки сейчас рассматривается предложение о внедрении электронной разновидности carnet TIR.

Грузовик проходит границу

Как работает книжка МДП?

При переходе границы на таможенных пунктах из книжки в установленной последовательности отрываются листы. Водителю транспортного средства остаются корешки. На одну таможенную зону уходит одна пара листов: на открытие и закрытие МДП. В открытом МДП нечетное количество корешков, в закрытом – наоборот. Важно помнить, что начало транспортировки товара и ее завершение не являются открытием и закрытием МДП. Выехать из таможенной зоны с открытым МДП невозможно. Он всегда открывается и закрывается в пределах одной таможенной зоны.

Оформление книжки МДП

В книжке МДП часть сведений заполняет ее владелец, часть – таможенные органы и выдающая книжку организация – представительство IRU. Оно заполняет от 1 до 5 пункта обложки. 6 – 12 пункты, неотрывной желтый лист бланка оформляет владелец carnet TIR. Пункты с 16 по 23 отрывного листа и белый корешок заполняют таможенники страны-отправления, промежуточных стран и назначения. С 24 по 28 пункты отрывного листа и зеленый корешок заполняют таможенные посты импортирующей страны и страны назначения.

На одно ТС оформляется одна книжка МДП. Ее обязательные реквизиты:

  • Номер, срок действия книжки;
  • Название организации, выдавшей книжку;
  • Реквизиты грузоперевозчика – собственника книжки;
  • Страны отправления и назначения;
  • Номер машины, контейнера;
  • Приложения к книжке;
  • Маркировка грузовых мест, их количество.

Кроме того, в книжке обязательно дается описание груза. Это нужно для того, чтобы специалисты таможни не пропустили через границу запрещенный товар.

Где можно получить книжку МДП?

Документ выдают представительства IRU стран-участников конвенции TIR. В России такой организацией является АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Условия для получения документа:

  • Наличие разрешения ФТС на международные грузоперевозки;
  • Оплата взноса;
  • Сертификация автотранспорта, как того требуют условия международных грузоперевозок;
  • Аккредитация АСМАП.
Вывеска АСМАП

Особенности применения TIR в России

В 2013 г. между ФТС и российским подразделением IRU возникли разногласия по вопросам растаможки. Из-за этого применять книжки МДП на российских таможенных постах стало сложным. Возникли следующие затруднения:

  • После вывоза груза за пределы РФ нельзя открыть новый документ МДП;
  • Перевозка возможна только при наличии дополнительной транзитной декларации и документации, подтверждающей отсутствие долгов по таможенным платежам;
  • После закрытия документа водитель обязан за 3 часа на таможенном пункте составить документы, иначе транспорт будет перемещен на штрафплощадку;
  • До прибытия в РФ нужно пройти электронное предварительное информирование, сообщить сведения об импортируемом грузе и получить MRN-номер.

Таким образом, с carnet TIR можно довезти груз до первого российского пункта таможни. Чтобы передвигаться дальше, необходимо получить транзитные декларации, предъявлять обязательство уплаты госпошлин.

Какие грузы запрещено перевозить, используя книжку МДП?

Во всех государствах-участниках конвенции TIR с документов от IRU запрещена транспортировка спирта, спиртсодержащей продукции, кроме пива, вина. Также нельзя перевозить табак, табачные изделия, кроме табака-сырца.

На территории Европейского союза к транспортировке с книжкой МДП запрещены:

  • Замороженное мясо КРС;
  • Концентрированное молоко, сливки, которые содержат подслащивающие компоненты;
  • Молочные жиры, масла;
  • Свежие и сушеные бананы;
  • Сахар из тростника, свеклы, химическая сахароза;
  • Этанол неденатурированный, содержание спирта в котором больше 80%.

Также запрещается перевозить товары «повышенного риска»: мясо, молоко, молочные смеси, масло, маргарин.

Запрещенные к перевозке товары

Проверка книжки МДП – система SafeTIR

SafeTIR – приложение, позволяющее быстро проверить местоположение, состояние документа. Оно создано международной организацией IRU для сокращения рисков и обеспечения доступа к информации о транспортировке всем участникам TIR-перевозки. Это электронный контроль доставки, который работает через программу CUTE-Wise и позволяет в любое время суток проверить каждый документ.

Основное назначение SafeTIR:

  • Обеспечение подтверждения окончания МДП-доставки;
  • Организация проверки документа, в том числе штампа таможни на крайнем корешке;
  • Предупреждение, пресечение рисков в цепочке TIR-доставки посредством мониторинга перемещения документа;
  • Оперативное обнаружение возможных нарушений, устранение причин их возникновения;
  • Упрощение расследования нарушений.

Сведения о завершении перевозки МДП передают национальные таможенные службы в IRU. Загрузка данных осуществляется за сутки – полторы, и информация становится доступной для таможни, организации, выдавшей книжку, страховщиков, перевозчиков.

Образец книжки

Если перевозчик решил самостоятельно заполнить разделы книжки МДП, во избежание ошибок можно воспользоваться образцами. Предлагаем скачать бланки обложки книжки, грузового манифеста, отрывных листков и корешков, протокола ДТП и задней части обложки, и внимательно ознакомиться с разделами документа. Такая подготовка поможет избежать ошибок и сократит время на оформление. Если нет опыта составления документа, будьте готовы к внимательному изучению многостраничного инвойса, товаросопроводительных документов. Более быстрый и надежный вариант – обратиться к опытным специалистам.

1. Образец полностью заполненной книжки МДП

2. Обложка книжки МДП

3. Отрывная часть задней стороны обложки

4. Отрывной листок и корешок №1

5. Отрывной листок и корешок №2

6. Протокол

7. Желтый грузовой манифест

Ошибки при заполнении и штрафы

В книжке МДП не допускаются помарки. Если вносятся корректировки, перевозчик их заверяет подписью и строчным штемпелем. Зачеркивания согласует и заверяет таможня. Любая неразборчивая запись делает книжку недействительной, так как не позволяет однозначно трактовать смысл слов.

Не допускаются в книжке неточные сведения. За такие записи перевозчику грозит штраф от АСМАП и признание книжки недействительной. Более того, товар может быть задержан до переоформления документов и полной растаможки.

#ФОРМА#Оказываем любую помощь участникам ВЭД#


Carnet TIR и накладная CMR

Carnet TIR - мск.jpg

Как выглядит книжка

Книжка МДП – это отрывной блокнот, где каждый лист и обложка имеют утвержденный цвет. Так, обложка всегда темно-желтая, листы, на которых распечатан грузовой манифест и протокол – светло-желтые, листы на открытие и закрытие перевозке по международной процедуре – белые и бирюзово-зеленые.

Каждый блокнот Carnet TIR имеет уникальный семизначный номер, дополненный двумя латинскими буквами. Срок действия указывается под штампом на обложке. Так как форма учетного документа принята во многих странах, печати и штампы действуют в Европейском и Таможенном союзе, а также странах, не входящих в зону ЕС.

Если блокнот стоит недорого, как и любая канцелярская принадлежность, то за право на проезд по международной процедуре и проставления отметок на таможне придется хорошо раскошелиться.

Для российских перевозчиков сначала необходимо получить общий допуск на перевозку в ФТС. Затем в Таможенной инспекции необходимо получить отдельные допуски на каждое транспортное средство и отдельно на прицепы к ним. Затем нужно внести транспортный взнос в АСМАП – международную структуру, отвечающую за перевозку по процедуре МДП. Дополнительно каждое ТС должно быть сертифицировано по международным стандартам.

Преимущества

Европейские конвенции позволяют перевозить грузы без лишних формальностей. Перевозка грузов по МДП, или  TIR позволяет проходить меньшее количество таможенных процедур, существенно экономя время перевозки. Так, внутри ЕС не придется проходить досмотр на каждой национальной таможне.

Преимущества

Текущий статус Carnet TIR можно отследить с помощью системы SafeTIR, в которой можно проверить текущий статус МДП и восстановить данные при утере книжки.

Как действует

Чтобы понять, как правильно пользоваться Carnet TIR, необходимо разобраться в порядке открытия и закрытия процедуры ТИР. Принцип достаточно простой: при въезде на территорию национальной таможни у вас отрывают белый открывающий листок, а при выезде из таможенной зоны – отрывают закрывающий зеленый.

Отличие TIR от CMR

Многие путают TIR и CMR. Первое  – это гарантия страхование груза от финансовых рисков, составляющая 60 тыс. €, а второе – накладная на перевозимые товары, являющаяся страховкой самого перевозчика. Важно, что для некоторых грузов достаточно только CMR, без оформления TIR. Более того, при перевозке дорогостоящих грузов он не выгоден.

Если общий сбор превышает сумму по гарантии, то необходимо оформить дополнительные гарантии, или поручительства. В странах ЕАЭС, например, это таможенное сопровождение стоимостью 300$. В России требуется оформить сертификаты и потом уплатить НДС 20%. Поэтому важно заранее просчитать все таможенные сборы.

Пример прохождения таможенных зон

Чтобы понять, как работаем механизм международной перевозки, рассмотрим его на примере прохождения таможенных зон Сербия – ЕС – ТС с двумя доставками в России.

  • Загрузка в Сербии. Открываете книжку Carnet TIR, ставите печати, пломбируете груз и проходите таможенный контроль. Начинается процедура МДП, отрывается первый белый лист.
  • При выезде из страны сотрудник таможни отрывает зеленый закрывающий лист.
  • При въезде в Румынию попадаем в таможенную зону Европейского Союза.  Сотрудник таможни отрывает второй белый листок. По территории ЕС проезжаете беспрепятственно, а в Польше уже закрываем МДП вторым зеленым листком и открываем третий белый лист, или пятый по счету.
  • Далее въезжаем в зону Таможенного Союза. Отрываем третий зеленый лист и отрываем четвертый белый.
  • На второй таможне в РФ отрывают восьмой завершающий лист.

Если бы маршрут перевозки пролегал бы еще через одну зону, например, через Украину, то понадобилось еще два листа. Следует помнить, что в блокноте только 4 графы, включая таможню отправления. Поэтому таможен назначения не может быть более трех.


Нюансы транзита в разных странах

Международный TIR или CMR необходимо оформлять, если маршрут перевозки по территории стран СНГ. Обязательно нужно учитывать стоимость груза и правильно оформить таможенные коды и прописать наименование.

Россия присоединилась к системе МДП с 2013 года. Но при этом образовалась правовая коллизия, не разрешенная до сих пор: на территории Беларуси и Казахстана, входящих в ЕАЭС, книжки действуют без ограничений, а в России таможня работает только на закрытие.

Перевозчик, направляющийся в РФ через Белоруссию, попадает в своеобразное таможенное сопровождение, который доводит его не до таможни назначения, а до первой ближайшей, где принудительно закрывают МДП. До открытия новой процедуры транзита дается не более трех часов с момента закрытия. Если в это время не уложиться, то придется ехать на платную стоянку, выгружать груз, а потом все оформить заново.

Чтобы правильно оформить документы с учетом прохождения национальных таможен по всей территории маршрута, обращайтесь в компанию «ПредРейс МСК». Наш офис находится в Москве, но мы работаем с направлениями по всему миру и поможем заполнить все сопроводительные документы. Тем самым будет сэкономлено ваше время, деньги, а груз – доставлен вовремя.

Что такое Carnet TIR / Книжка МДП. ВЭД Глоссарий – онлайн словарь основных таможенных понятий

транспортный документ на одну международную перевозку, который применяется перевозчиком для облегчения и ускорения прохождения границ в соответствии с системой международных дорожных перевозок – универсальной транзитной системой, позволяющей транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки.

Книжка МДП (международные дорожные перевозки) или Carnet TIR – транспортный документ, который значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры таможенного транзита на границе, гарантирует оплату налогов и пошлин и страхует товарную партию от возникающих при транспортировке рисков.

Действует Carnet TIR во всех странах-участницах Конвенции МДП 1975 года (на сегодняшний день это сорок три страны, включая Европейское экономическое сообщество). Российская Федерация является полноправным членом Конвенции несмотря на то, что в 2013 году у страны были некоторые разногласия с ЕЭК ООН, создателем Конвенции.

Конвенция базируется на четырёх основных принципах:

  1. Товары должны транспортироваться только в безопасных автотранспортных средствах или контейнерах. В связи с этим требованием все автомобили, перевозящие грузы в соответствии с Конвенцией проходят обязательные проверки и технические осмотры.
  2. Таможенные пошлины, налоги и сборы, в отношении которых возможен риск неуплаты в связи с пропажей или порчей товарной партии должны быть обеспечены гарантией.
  3. Конвенция определяет применение Книжки МДП как основного документа, регулирующего автомобильные перевозки. Он признаётся всеми странами участницами и выдаётся только уполномоченными организациями. В Российской Федерации – это АСМАП (Ассоциация Международных автомобильных перевозчиков). Документ должен следовать вместе с грузом.
  4. Обязательным требованием для применения процедуры является сохранность товара неизменным на протяжении всего пути следования, грузовые отсеки автотранспорта должны быть опечатаны или опломбированы. Меры таможенного контроля, а именно наложенные таможней отправления пломбы и печати, должны признаваться во всех остальных странах-участницах. К налагаемой на грузовой отсек пломбе есть ряд обязательных технических требований, которые обязательно соблюдаются таможенными органами стран-участниц.

Применяется при перевозке автомобильным транспортом. При таких перевозках автотранспортное средство зачастую перемещается по территории нескольких государств и пересекает несколько границ. На машине должна быть закреплена синяя табличка с белой надписью «TIR», для упрощённой идентификации на границе.

Книжка МДП (Carnet TIR) представляет собой сброшюрованные листы в обложке, на которых указана подробная информация о товарной партии и все данные о перевозчике и маршруте перевозки. Листы сформированы парами: белый и зелёный. Белый лист оформляется при въезде, а зелёный лист при выезде из той или иной страны. По ходу маршрута листы книжки отрываются таможенниками на границах, проставляются специальные отметки на оставшихся корешках.

Книжка МДП имеет собственный уникальный номер, который состоит из двух латинских букв и семи цифр, а также срок действия, в течение которого она может быть использована.

Альта-Софт Альта-Софт

Книжка МДП или Carnet TIR для международных перевозок грузов

книжка мдп

Книжка МДП или международное название Carnet TIR – действует на основании «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».

Книжка МДП (книжка международных дорожных перевозок) представляет документ таможенного транзита,  который используется для подтверждения существования международной гарантии уплаты налогов на товары и таможенных пошлин, перевозимые по установленной процедуре МДП, в пределах сумм, установленных договаривающимися сторонами, и на условиях, предусмотренных Конвенцией МДП.

Каждая книжка МДП имеет уникальный идентификационный номер. Книжка МДП может содержать 4, 6, 14 или 20 отрывных листков. Так как в каждой стране используется комплект из двух отрывных листков, то количество листков в книжке указывает число стран, через которые можно проехать транзитом по данному типу книжки, включая страну отправления и назначения. Например, 20-страничные книжки могут быть использованы для перевозки МДП через максимум 10 стран.

Каждая отдельная книжка МДП может быть использована только для одной перевозки МДП. По завершению перевозки МДП в таможне назначения, книжка МДП возвращается водителю, заверенная надлежащим образом таможенными органами назначения. Таможенные органы должны немедленно подтвердить в электронном виде прекращение перевозки МДП через SafeTIR. Книжка МДП возвращается в ассоциацию и отправляется затем в МСАТ для окончательного контроля и архивирования.

Каждая такая книжка состоит из двух частей: обложки,  отрывного листа (обычно желтого цвета) и корешка, набора белых и зеленых отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений, и протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза. Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 14 или 20 отрывных листов, для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств. На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления ее таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением.

В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных наложений и внешнее состояние транспортного средства, изымают отрывные листы книжки МДП и оформляют соответствующие корешки, которые остаются в книжке.

Однако любой таможенный орган сохраняет за собой право проведения контроля перевозимых грузов. Книжка Carnet TIR или МДП cначала ручкой заполняется обложка, а после загрузки на основании международной накладной на печатающем устройстве (принтер, машинка для печати) заполняется грузовой манифест книжки (отрывные листы) из расчета два листа (четный и нечетный) на каждую страну, включая страну отправления, страну назначения и все страны, через которые груз пройдет транзитом.

Грузовой манифест составляется на языке страны отправления, но у водителя должен находиться полный перевод данных по грузу. Вес, объем , размеры груза приводятся (указываются) в метрических единицах, а стоимость — в валюте страны из которой груз отправляется. Книжка должна заполняться четко, с проставлением всех требуемых данных и с необходимым количеством отрывных листов. Если для опознавания тяжеловесных или громоздких грузов необходимы упаковочные листы, фотографии, схемы и т.п., то все эти документы должны быть заверены таможенными органами и прикреплены к каждому листу обложки книжки. Кроме этого, на всех отрывных листках в рубрике «прилагаемые к манифесту документы необходимо указать все необходимые сведения. Если в пути таможенные пломбы и печати случайно повреждены, или груз погиб или поврежден, перевозчику следует немедленно обратиться к ближайшим таможенным органам, которые составят протокол, приведенный в книжке МДП, который остается в книжке МДП до прибытия груза в таможню места назначения. Книжка МДП (Carnet TIR) является документом строгой отчетности и должна быть возвращена в АСМАП. Возврату подлежат также все книжки, срок действия которых истек, книжки, у которых испорчены или использованы все отрывные талоны, и книжки, оформленные на автотранспортные средства, снятые с эксплуатации. Передача или перепродажа книжки МДП другому перевозчику запрещена и влечет за собой применение строгих санкций.

Для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро Carnet TIR не подходит . В России даже недорогие грузы везти по ТИРу теперь стало проблематично, наиболее это заметно при импорте.
В 2013 году Федеральная таможенная служба РФ, постановила что ТИР не является достаточным обеспечением уплаты таможенных сборов. Процесс международной перевозки груза стал сложным, а расходы перевозчика увеличились на порядок. Помимо TIR сейчас еще требуется дополнительное обеспечение – гарантийное поручительство, гарантийный сертификат, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика или же таможенное сопровождение.

Больше всего проблема заметна для сборных грузов. В ТИР возможно указать до трех таможен назначения. Но на деле по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни назначения. Там ТИР принудительно закроют, и дальше груз поедет по другой таможенной процедуре.
Для российского импорта ТИР оказался не удобен и не полон до перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения. Тем не менее он остается востребован. В Европе, как и раньше, он действует без ограничений и избавляет от многих проблем. ТИР – собственно европейские изобретение и европейцы его защищают.

При перевозке без МДП вероятность попасть на досмотр в той же самой Польше, на выходе из ЕС, куда больше, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому многие перевозчики все также открывают ТИР Европе, едут до первой российской таможни назначения, а там оформляют через брокеров новое обеспечение, обычно гарантийное поручительство.

тыр – Викисловарь

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : [ˈtˢyɐ̯ˀ], [ˈtˢyˀɐ̯]

Этимология 1 [править]

Из древнедатского thiur , из древнескандинавского þjórr («бык»), из протогерманского * þeuraz . Западногерманские языки имеют форму с s- : английский steer , голландский stier и немецкий Stier . Эти германские слова, по-видимому, связаны с латинскими taurus («бык») и древнегреческими ταῦρος (taûros, «бык»), которые могут восходить к протоиндоевропейским * (s) táwros ( * (s) téh₂wros ).Однако вокализм германских слов проблематичен. Более того, сходство с протосемитским * awr- («бык, бык») предполагает, что это слово является странным словом.

Существительное [править]

tyr c ( определенное единственное число tyren , неопределенное множественное число шина )

  1. бык (некастрированный взрослый самец крупного рогатого скота)
  2. Телец (кто-то со знаком Тельца)
Inflection [править]
Связанные термины [править]

Этимология 2 [править]

См. Этимологию основной записи.

Глагол [править]

тыр

  1. настоящее время ty

Этимология 3 [править]

См. Этимологию основной записи.

Глагол [править]

тыр

  1. обязательная шина

Дополнительная литература [править]


Норвежский букмол [править]

Этимология [править]

Из датского tyr , из древнескандинавского þjórr , из протогерманского * þeuraz , из протоиндоевропейского * táwros , отсюда также латинского taurus , древнегреческого ταῦρος (taûros), Старый ирландский tarb .

Существительное [править]

tyr m ( определенное единственное число tyren , неопределенное множественное число tyrer , определенное множественное число tyrene )

  1. бык
  2. Телец (Человек со знаком Тельца)
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Связанные термины [править]

Ссылки [править]

  • «тыр» в Det Norske Akademis ordbok ( NAOB ).

норвежский нюнорск [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Из датского tyr , из древнескандинавского þjórr , из протогерманского * þeuraz , из протоиндоевропейского * táwros , отсюда также латинского taurus , древнегреческого ταῦρος (taûros), Старый ирландский tarb .

Существительное [править]

tyr m ( определенное единственное число tyren , неопределенное множественное число tyrar , определенное множественное число tyrane )

  1. бык
  2. Телец (Человек со знаком Тельца)
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Связанные термины [править]

Ссылки [править]

  • «тыр» в Det Norske Akademis ordbok ( NAOB ).

Шведский [править]

Произношение [править]

Глагол [править]

тыр

  1. настоящее время ты.

Анаграммы [править]


Альтернативные формы [править]

Произношение [править]

Глагол [править]

тыр

  1. (литературное) настоящее / будущее в единственном числе от третьего лица торри

Мутация [править]

.Определение

в кембриджском словаре английского языка

КОРНЕТ | Определение в кембриджском словаре английского языка

корнет имя существительное [C] (КОНУС)

Тезаурус: синонимы и родственные слова .

Что означает корнет?

  • Корнет (существительное)

    устаревший грубый язычковый инструмент (нем. Zinken), из семейства гобоев

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рожок.]

  • Корнет (существительное)

    духовой инструмент с чашеобразным мундштуком, снабженный клапанами или поршнями, теперь используется в оркестрах, а вместо трубы – в оркестрах.См. Корнет-а-поршень

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Корнет (существительное)

    определенный орган, остановка или регистр

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рожок.]

  • Корнет (существительное)

    бумажный колпачок с закрученным концом, используемый розничными продавцами для наклеивания небольших изделий

    Этимология: [F.корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Корнет (существительное)

    отряд кавалерии; – так назвали из-за того, что его сопровождает корнетист

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Корнет (существительное)

    штандарт такого войска

    Этимология: [F.корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рожок.]

  • Корнет (существительное)

    младший чин офицера в британской кавалерийской армии, несший знамя. Офис был упразднен в 1871 г.

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Корнет (существительное)

    головной убор

    Этимология: [F.корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рожок.]

  • Корнет (существительное)

    квадратный колпак, который издревле носили как знак определенных профессий

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Корнет (существительное)

    часть женского головного убора, в 16 веке

    Этимология: [F.корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • Cornet (имя существительное)

    см. Coronet, 2

    Этимология: [F. корнет, м. (для чувств 1 и 2), корнет, f. & м. (для чувств 3 и 4), тускл. рогового рога, L. cornu. См. Рог.]

  • .

    корнет – Викисловарь

    английский [править]

    Корнет (музыкальный инструмент).

    Произношение [править]

    Этимология 1 [править]

    От среднеанглийского cornet , от старофранцузского cornet , уменьшительное от популярного рефлекса латинского cornū («рог»).

    Существительное [править]

    корнет ( множественное число корнет )

    1. Музыкальный инструмент из семейства духовых, немного меньше трубы, обычно в тональности си-бемоль.
      Синонимы: корнет-à-поршень, корнет-à-поршни
    2. Лист бумаги, скрученный для использования в качестве контейнера.
    3. Оболочка из теста, которую нужно наполнить мороженым, отсюда (Великобритания, датируется) рожок мороженого.
    4. (устарело) Отряд кавалерии; так назвали из-за того, что его сопровождает корнетист.
    5. Что-то вроде органной остановки.
    Производные термины [править]
    Переводы [править]

    Скрученный лист бумаги для изготовления контейнера

    Ракушка для мороженого

    Приведенные ниже переводы необходимо проверить и вставить выше в соответствующие таблицы переводов, удалив все цифры.Числа не обязательно совпадают с числами в определениях. См. Инструкции в Викисловаре: Макет статьи § Переводы.

    Проверяемые переводы

    Этимология 2 [править]

    От среднефранцузского cornette , уменьшительное от corne , от латинского cornua («рога»).

    Существительное [править]

    корнет ( множественное число корнет )

    1. Белый головной убор сестер милосердия.
    2. (устарело) Штандарт кавалерийского отряда.
    3. (исторический) Пятый офицер в кавалерийском отряде, несший знамя (эквивалент прапорщика в пехоте).
      • 1972 , Кристофер Хилл, Мир перевернулся вверх ногами , Общество фолио, опубликовано 2016, стр. 45:

        Ни один генерал не послал бы всего корнет в команде пятисот лошадей: Фэрфакс послал полковника взять на себя ответственность, как только он услышит, что произошло.

      • 1999 , Майк Митчелл, перевод HJC von Grimmelshausen, Simplicissimus , III.14, Dedalus 2016, p. 253:
        Это корнет [пер. Cornet ] был храбрым молодым кавалером и был не более чем на два года старше меня.
    Производные термины [править]
    Переводы [править]

    Анаграммы [править]


    Этимология [править]

    Из роговица + -et .

    Произношение [править]

    Существительное [править]

    корнет м ( множественное число корнет )

    1. (бумага) конус
    2. (кондитерский) рог; (мороженое) конус
    3. почтовый рог
      • 2000 , Жан-Франсуа Паро, L’énigme des Blancs-Manteaux , JC Lattès 2012, стр. 17:
        Il tenait à la main gauche un cornet semblable à celui dont usaient les postillons; en cas de péril, l’alarme serait donnée au patron qui tenait la barre à l’arrière.
        В левой руке он держал рог, как у почтовых всадников; в случае опасности сигнал тревоги будет отдан владельцу, находящемуся у переднего рельса.
    4. (музыка) корнет; упор корнета (на органе)
    5. портативный рожок
    6. (Швейцария) полиэтиленовый пакет
    Потомки [править]

    См. Также [править]

    Ссылки [править]

    • Nouveau Petit Larousse illustré.Энциклопедический словарь . Париж, Librairie Larousse, 1952, 146-е издание

    Дополнительная литература [править]

    Анаграммы [править]


    Среднеанглийский [править]

    Альтернативные формы [править]

    Этимология [править]

    Заимствовано из старофранцузского корнет ; эквивалент роговицы («мозоль») + -et .

    Произношение [править]

    • IPA (ключ) : / kɔrnit /, / ˈkɔrnɛt /

    Существительное [править]

    корнет ( множественное число корнет )

    1. Корнет (музыкальный инструмент).
    2. (редкий) Ломтик хлеба в форме треугольника.
    Потомки [править]
    Ссылки [править]
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *