Узоры ковка: Кованые узоры – купить узоры художественной ковки

alexxlab | 20.01.2023 | 0 | Разное

Содержание

Узоры художественной ковки – Металлист


Мы в соцсетях:


Завиток – такая привычная для нас форма. Каждый знает, что обозначает это слово. Нас окружает бесчисленное количество завитков. Мы встречаем их в различных орнаментах и украшениях: в оформлении книг, резьбе по дереву, вышивке, коврах, архитектурных деталях, керамике, ювелирных изделиях, чеканке и, конечно же, в художественной ковке. Но все эти завитки – творение рук человеческих. А много ли завитков в природе? Оказывается, на удивление мало! Например, в нашей средней полосе количество настоящих завитков, которые встречаются в природе, можно сосчитать по пальцам одной руки. Это, конечно, улитка, бараний рог, молодые побеги папоротника, свернувшаяся многоножка кивсяк, хоботок бабочки да, пожалуй, и все. То есть никак нельзя сказать, что завиток настолько привычная и заметная форма в окружающей нас природе, что она так и просится в наши орнаменты. Скорее наоборот, количество завитков в природе столь ничтожно, что завиток можно считать символом, который использует человеческое сознание для абстрактного изображения окружающего мира.

А что же можно изобразить в виде завитка? Оказывается, довольно много разных объектов, которые, кстати, в жизни завитками совсем не являются! Это различные растения и растительные формы, животные, морские волны и многое другое. Здесь нужно отметить, что завиток, как элемент художественной композиции, типичен скорее для различных орнаментов, нежели для картин или иллюстраций. Сам по себе завиток вполне абстрактен. Завитки одной и той же формы можно встретить в орнаментах разных эпох, разных народов. Однако завитки могут быть очень разными – отличаться друг от друга по характеру и толщине линии, по плотности спирали. И эти характерные черты завитка, это различие в подобном, как раз и создает то эмоциональное воздействие, те художественные образы, которые так по-разному сформировались в различных стилях изобразительного искусства.

Как давно появился завиток в качестве декоративного элемента, используемого человеком для украшения различных предметов, в том числе элементов архитектуры и скульптуры?

Завиток, как вполне сформировавшийся декоративный элемент, можно встретить в античной архитектуре и прикладном искусстве, античной керамике, в орнаментах на стенах древних дворцов Вавилона , в орнаментах, украшающих древние византийские храмы, в прикладном искусстве и архитектуре древнего Китая, древнего Вьетнама и древней Индии, прикладном искусстве и архитектуре американских индейце. В древнем искусстве славянских народов, в том числе и русском, широко использован завиток как в орнаменте, так и в стилизованных изображениях животных.

Особняком стоит только африканская культура. Это очень интересный факт, но в африканском искусстве практически не используется завиток как декоративный элемент, как часть орнамента, как абстрактная фигура художественной композиции. Для африканского искусства характерны конкретные образы – в основном люди и животные. В африканских орнаментах используются прямолинейные геометрические фигуры – ромбы, квадраты, треугольники, полоски, реже плетенки и косицы. Даже в мощном, художественно развитом искусстве древнего Египта с его замечательной скульптурой и архитектурой, яркой и красочной росписью стен, богатой орнаментами и фризами, в замечательном прикладном искусстве, не используется завиток как элемент художественной композиции.

Изобразительная культура множества народов такого огромного материка, как Африка не использовала завиток в своей художественной палитре знаков и символов. В этом заключается ее своеобразие и отличие от искусства народов других континентов. Эту особенность нужно учитывать, делая стилизации в африканском стиле.

Справедливости ради надо отметить, что в древнем Египте завиток был каким-то сакральным знаком и использовался в рисунке амулетов в сочетании с глазом, как определенный религиозный символ, но в искусстве и архитектуре не применялся.

Использование и развитие завитка в художественной ковке железа.

Родоначальником кузнечного ремесла в Библии назван близкий потомок Адама – Тувалкаин. Значит, сколько себя помнит человечество – столько существует кузнечное дело. Кузнечная мастерская изображена на античной вазе VI века до н. э. Возможно, это мифическая кузница Гефеста (Вулкана) – однако само изображение свидетельствует о том, что художник имел прототипом реальную кузницу своего времени . Причем технология ручной ковки вполне современна – наковальня, клещи, молот.

Несмотря на такую древность кузнечного ремесла именно художественная ковка железа появляется достаточно поздно. Первые образцы декоративных железных кованых решеток, дошедших до наших дней, датируются XII веком н. э. И примечательно, что главным декоративным элементом этих решеток является именно завиток.

В связи с этим можно отметить такую особенность кузнечной технологии – имея в качестве исходного материала железный пруток – изготовление из него завитка – это самый простой способ добиться значительного художественного эффекта. Правда, хорошее качество работы и сложившаяся кузнечная технология этих образцов дают нам право предположить, что первые подобные решетки могли появиться лет на 100 или 200 раньше – т. е. в X или XI веке.

Вероятно, широкое развитие художественной ковки стало возможным в результате появления на средневековом рынке промышленного полосового и пруткового железа.

Дальнейшее развитие художественной ковки происходит стремительно и грандиозно. Появляются сотни и тысячи замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Возникают замечательные кузнечные технологии. Мастерство, с которым выполнены некоторые вещи, восхищают нас и сегодня.

Однако вернемся к главной теме этой статьи – т. е. к завитку. Рассмотрим, как завиток трансформировался с изменением художественной идеи, происходившим вместе с изменением мировоззрения людей Европейской части нашего континента, начиная с раннего средневековья и до наших дней. Иными словами – какие формы и линии завитков присущи различным стилям изобразительного искусства. Как завиток разветвлялся, закручивался, раскручивался, обрастал деталями, иссыхал, деформировался и изламывался в период с XI по XX век.

Х1-ХII века. Романский стиль в художественной ковке.

Завитки сплошным ковром покрывают всю поверхность решетки. Но это не хаотичное нагромождение. Завитки строго организованы. Прослеживаются четкие линии, чаще вертикальные, которые создают конструктивную основу решетки.

Характерными являются следующие узоры художественной ковки: завитки вырастают и разветвляются из одного корня, из-за этого более толстого, часто перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков симметрично и периодично; размеры соседних завитков весьма разнообразны; большие завитки или очень плотные, или имеют в середине цветок, сделанный из маленьких завитков; пруток, из которого сделаны завитки, имеет прямоугольное сечение.

Начало XIII века можно считать переходным.

Середина XIII, XIV, XV века и начало XVI века – это готика.

Формообразование в готическом стиле геометрически выверено. В основном готический ордер – это части окружности, создающие соответствующие этому стилю формы. Завиток не созвучен готическому формообразованию. В готических решетках и других кованых предметах, завиток стилистически не нужен и его почти нет. Правда, кованые жиковины дверей готических соборов иногда представляют собой мощное собрание завитков, но это, скорее, отголосок романского стиля. Как и для романских, для готических решеток характерна мощная конструктивная основа вертикальных, реже горизонтальных, линий. Попытки приспособить завиток к готическим решеткам совершались, но следует признать, что решетки без завитков стилистически точнее и интереснее. Для готических решеток характерно применение прутка сложного профиля.

ХV-ХVII века – художественная ковка эпохи ренессанса (возрождения).

В решетках на окна эпохи ренессанса завиток снова выступает как основной элемент художественной ковки. Но в отличие от оконных решеток романского стиля и готики – решетки ренессанса в основном выполнены из прутка круглого сечения. Технология изготовления решеток на окна эпохи ренессанса значительно сложнее романской. В ней часто используется прием прошивки, что позволяет спиралям одного завитка пересекать спирали другого. Появляется характерная для ренессанса решетка из пересекающих друг друга прутков, иногда в виде «восьмерки».

Для кованых решеток ренессанса характерно вплетение в орнамент из завитков плоскостных элементов, иногда имеющих расходящиеся и утончающиеся к концам «усы», заканчивающиеся завитками.

Значение несущих прямых рамных конструкций уменьшается, рама становится менее заметной, и в большинстве решеток она только замыкает рисунок по наружному контуру.

Завиток в эпоху ренессанса весьма своеобразен и красив, а мастерство художественной ковки, с которым выполнены пересечения и соединения деталей, восхищает само по себе.

Развитие художественной ковки в 17 – 18 веках

ХVII-ХVIII века – кованые орнаменты в эпоху классицизм.

Во второй половине XVII века, в связи с увлечением античностью, в художественной ковке (вместе с архитектурой) появляются образцы, выполненные в классическом стиле.

Завиток в кованых решетках классицизма не несет главенствующей изобразительной нагрузки в отличие от романского стиля или ренессанса.

Кованые произведения декоративно-прикладного искусства обрастают скульптурными формами, выполненными в технологии чеканки и литья. Это связано с изобразительным рядом античных деталей: копья, венки, аканты, рельефы, розетки и т. п. Завиток иногда вытягивается, приобретая овальные формы. Сечение прутка прямоугольное.

В некоторых классических кованых решетках завиток выступает очень мощно, он скорее напоминает скульптуру. Это завитки, состоящие из акантовых листьев, имеющие пышные развитые формы.

Завиток присутствует почти во всех классических композициях, но главный акцент делается на скульптурные элементы и детали.

Барокко – XVIII век.

В начале XVIII века барокко – вполне состоявшийся стиль, в котором развиваются идеи классицизма. В изобразительном ряду барокко остается скульптурная рельефность форм, а вот военная атрибутика, практически, полностью исчезает. Кованые решетки становятся более пышными. Завиток приобретает характерные для этого стиля изломы и гребни. В орнамент вплетаются рельефные элементы: маски, изображения животных и птиц, вазы, розетки, короны, гербы, фигуры людей, цветы и другие скульптурные формы.

Для художественной ковки в стиле барокко характерен выход двух завитков из одного центра. Завиток в барокко почти всегда сильно развит – он усилен гребнями, листами, цветами, дополнительными линиями, кольцами и решетками. Сечение прутка или прямоугольное или более сложное, рельефное. Середина завитка плотно скручена и часто рельефно выступает из общей плоскости. В рисунке некоторых решеток используется иллюзия пространственной перспективы. Итак, завиток в барокко снова становится доминирующим изобразительным элементом.

К середине XVIII века барокко преобразуется в рококо. Как и барокко, рококо продолжает классическую традицию. В рококо присутствуют те же элементы, что и в барокко, однако завиток становится гораздо более изломанным. Если в барокко завиток хорошо развит и довольно активно закручен, то в рококо он заканчивается маленьким «хвостиком» или вообще веточкой. Барокко имеет четкую ясную вертикально-горизонтальную геометрическую основу и симметрию, а рококо, сохраняя вертикальную ось симметрии, часто располагает линии рисунка под углом к вертикали, а иногда вообще асимметрично. Как и в барокко, основным изобразительным элементом решеток рококо – является завиток, но изломанный; он сильно выгнут в разные стороны. Еще активнее применяются гребни и листья. В отличие от романского стиля и ренессанса, в барокко и рококо почти не прослеживается последовательное «вырастание» одного завитка из другого, а отдельные завитки или их группы соединены в некую композицию. В рококо даже изначально прямые линии несколько изгибаются и извиваются.
Рококо – это стиль, борющийся с линейностью, но все же не победивший ее полностью, так как эта «борьба» происходит в рамках вполне прямоугольной наружной рамы. В связи с отсутствием крупных композиционных акцентов решетки рококо иногда напоминают довольно равномерный ковер из завитков.

XVIII – XIX века. Неоклассицизм и ампир.

Во второй половине XVIII века рококо сменяется второй волной классицизма. Завиток снова становится мощным и развитым. Присущий барокко и рококо гребень исчезает, зато активно применяются различные скульптурные формы: акантовые листья, пальметты, лавровые венки, различные литые розетки и рельефы. Завиток вполне активно участвует в композиции рисунка, но замысловатость соединений, присущая ренессансу, барокко и рококо отсутствует. Завиток иногда становится прямоугольным, созвучно меандру, а иногда меандр становится округлым, состоящим из ряда завитков, созвучно другим завиткам композиции. Рисунок кованых решеток неоклассицизма отличается четкостью и относительной простотой геометрии, наличием хорошей амплитуды толщин элементов, т.

е. сочетания активных толстых и изящных тонких линий, включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Сечение проката – прямоугольное. Военная атрибутика почти не встречается. Постепенно тенденция развития простоты рисунка и ясности геометрических линий приводит к появлению ампира. В начале XIX века – ампир вполне сформировался как стиль. Являясь продолжением классического ордера, ампир в своем изобразительном строе использует античные контуры и формы, однако завиток, как часть визуального ряда и как декоративный элемент чужд ампиру. Для кованых решеток ампира характерны простые прямые линии, перекрестья, круги, прямоугольные меандры, венки, ленты, копья, стрелы, боевые топоры и другая военная атрибутика. Детали композиции ампира либо линейны, либо скульптурны (т. е. присущи технологии литья), поэтому ковка времен ампира хотя и многочисленна, но не интересна и малозначительна.

Кованые изделия в стиле историзм – XIX век.

В середине XIX века на смену ампиру приходит историзм. Он подытоживает эпоху увлечения античностью. Историзм включает в себя все классические стили – классицизм, барокко и рококо, но несколько их трансформирует и перемешивает. Завиток в историзме снова становится одной из главенствующих частей композиции. Интересно, что в тех решетках историзма, которые копируют линейную композицию барокко и рококо, на завитках обычно отсутствует характерный для этих стилей гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму. Наряду с классическими стилями историзм использует мотивы ренессанса и готики, хотя обращается к ним намного реже. Историзм – это период исканий, смены приоритетов. Старые стилевые рамки не отвечают духу времени, а новые идеи еще не сформировались. Поэтому историзм, как бы, «достает из сундука прошедших эпох» все, что было накоплено, заново пересматривает и примеряет – не подойдет ли что-нибудь. В результате, даже удается создать несколько вполне оригинальных орнаментов. Но орнаменты эти больше подходят для техники литья.

В кузнечном же деле историзм не показал ничего нового и интересного.

Дальнейшее развитие художественной ковки

Конец XIX начало XX века – модерн (Агt Nouveau) В конце XIX века на смену классическим формам и «раскопкам» историзма приходит новая яркая изобразительная идея – модерн. Направления и разновидности стиля модерн очень разнообразны. Это обширный растительный стиль, более строгий геометрический модерн, по-своему интересный исторический модерн, переработавший идеи изобразительного искусства Египта, античности, готики и развившийся в целое направление – русский стиль. Однако все направления модерна объединяет особая декоративная идея. Во-первых, модерн в большинстве своих направлений не является продолжением и развитием классических стилей, в основе которых лежало использование достижений античной культуры. И если античная культура, черпая свои художественные образы из жизни и системы верований, была вполне искренней и первичной, то классицизм XVII-XIX веков, имея другую систему религиозных ценностей и, смешав ее с античной мифологией и эстетикой, как 6ы любуясь культурными достижениями античности, был вполне вторичен. Модерн – это новая, первичная, как например, готика для своего времени, художественная концепция. Во-вторых, модерн, вырвавшись из оков классического ордера и тисков прямоугольной геометрии и симметрии, выработал новый изобразительный ряд, новый взгляд на композицию и ее детали. В-третьих, модерн – гораздо внимательнее, чем предшествующие стили, рассмотрел красоту линий и форм живой природы и применил это в своей эстетике. Своеобразие работ, заслуга мастеров и художников эпохи модерна, в том числе и мастеров художественной ковки, состоит в том, что они, не копируя буквально тот или иной предмет, дерево или птицу), использовали в своих композициях сам принцип природного формообразования. К завитку художники модерна также подошли многопланово. В различных направлениях модерна, роль завитка в композиции имеет различную значимость. В растительном модерне – традиционный завиток практически отсутствует, да и стилистически он не нужен. В некоторых случаях плавная спираль завитка заменена особыми ломаными формами. В геометрическом модерне завиток иногда присутствует, как важный элемент композиции, а иногда отсутствует вовсе. В некоторых композициях модерна завиток, в его традиционном виде, является доминирующим художественным элементом, а иногда – просто буйно заполняет все композиционное пространство. Иными словами, модерн пользуется завитком, как своеобразной «краской» своей палитры – применяя ее там, где это нужно. Однако, в формообразовании и соединении завитков модерна можно заметить следующее: в большинстве случаев оно вполне традиционно, такое же, как в романском стиле, ренессансе или классических стилях. Тем не менее, эта традиционность не мешает композициям модерна иметь свою ярко выраженную идею стиля. Здесь, пожалуй, еще раз можно удивиться той абстрактности и универсальности завитка, которая позволяет ему оставаться важнейшим композиционным элементом совершенно разных художественных концепций. Движение и жизнь, которую символизирует завиток, всегда привлекают к нему внимание художников и мастеров. Возвращаясь к модерну, можно отметить, что, по сравнению с другими стилями изобразительного искусства в художественной ковке модерн, пожалуй, наиболее интересен. В модерне было найдено огромное многообразие весьма различных художественных решений и идей. Кузнечные технологии обогатились массой новых приемов, которых требовали новые линии модерна. Идеи модерна вполне актуальны и сегодня. В последние несколько лет интерес к модерну особенно возрос. Многие архитекторы решают фасады и интерьеры современных зданий именно в стиле модерн, и это, несомненно, продиктовано вкусами заказчиков.

XX век – Арт-деко.

Некоторые художественные решения, относящиеся к модерну, уже содержат элементы арт-деко. Однако между этими стилями существует принципиальная разница. Арт-деко – это шаг от модерна к конструктивизму. Поэтому рисунок арт-деко геометрический и композиции этого стиля, в большинстве своем, симметричны. В них нет форм, присущих растительному модерну, нет пластической свободы модерна. Тем не менее – это очень интересный и своеобразный стиль. В художественной ковке арт-деко весьма ярок и значителен. Не все композиции в стиле арт-деко включают в себя завиток, однако там, где завиток используется, на него возложена, пожалуй, главная изобразительная задача. Завитки «вырастают» не плавно один из другого, а соединяются между собой под резким углом, как бы ломая плавность линии. Другой характерной особенностью завитков в арт- деко является волнистость. Вообще, завиток в арт-деко часто используется для заполнения некоторой декоративной поверхности, своеобразного создания пятна из завитков, как части общей композиции рисунка. В арт-деко очень широкое применение получило декорирование поверхности металла различными текстурами и фактурами. Это, в частности, характерно и для завитков. В некоторых композициях арт-деко завитков так много, и они так плотно соединены, что сами завитки превращаются в фактуру или текстуру. С точки зрения кузнечного ремесла – вещи, сделанные в этот период, отличаются очень высоким уровнем мастерства и своеобразными кузнечными технологиями, позволяющими соединять огромное количество мелких и крупных деталей. Тщательная проработка поверхностей, четкость соединений, наличие большого количества элементов, различные фактуры, интересные и сложные композиционные ходы, делают произведения декоративно-прикладного искусства периода арт-деко значительным шагом в развитии художественной ковки. Арт-деко – это, пожалуй, последний своеобразный стиль XX века, выработавший в ковке свои новые, интересные особенности и характерные черты. Последующие три четверти XX в. и начало XXI в. не показали в художественной ковке ничего нового и интересного: либо ковка была чужда последующим стилям XX в., либо повторялось нечто старое и хорошо известное. В последние два десятилетия можно отметить появление значительного интереса к художественной ковке. Интересно, что в это время используются изобразительные средства и приемы всех вышеперечисленных стилей, однако в последние годы можно отметить особый интерес к модерну и, совсем уж недавно, к арт-деко. Тем не менее, дальше идей, значительных шагов в художественной ковке не просматривается. Сегодняшнее время в России представляется некоторым культурным упадком по сравнению с началом XX столетия, и значительным подъемом художественного и технологического уровня кузнечного ремесла по сравнению с советской эпохой, когда художественная ковка была почти полностью уничтожена. Тем не менее, прослеживаются некоторые тревожные явления, которые на вербальном уровне свидетельствуют об изменении мировоззрения. Так, например, последние несколько лет в нашем языке, в знак одобрения, вместо слова «красиво» все чаще звучит слово «прикольно». Это говорит о некоторой смене приоритетов. Такой взгляд на изобразительное искусство может привести к потере профессионализма художников, к утрате культурных ценностей, к расцвету «циркачества» и «фокусничества». Может даже возникнуть своеобразный «прикольный, дикий стиль» – соответствующий культурным запросам современного общества. Возможно, это проявление внедряемого нам западного мировоззрения. Возможно – форма социального протеста, попытка уйти от реальности жизни в мир игры, в мир фантастических вещей, не важно – красивые они или не очень, главное, чтобы были «прикольные», – развлекающие и отвлекающие. А может быть, наблюдаемое в последние годы, достаточно последовательное увлечение идеями далекого прошлого и есть своеобразное пробуждение от эпохи советского одичания, обращение к собственной истории, к собственным культурным корням. Подводя итог всего вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что целью данной статьи было сфокусировать внимание читателя на такой, казалось бы, известной и привычной форме в природе и искусстве как завиток, показать, что в художественной ковке завиток – это очень интересная и универсальная фигура, выступающая как знак, как краска, как звук для создания разнообразнейших орнаментально-художественных композиций в нужном стиле и в нужном ключе, способ создать определенное настроение и определенный стиль.


Дата публикации: 01.08.2014 г.

Автор: Лев Панченко

Ковка. Подбираем стиль

Задумываясь об отделке своего загородного дома, наши заказчики часто просят посоветовать им, в каком ключе решить кованые элементы декора. Для ковки практически нет стилевых преград, выбор рисунка для решетки или ограды определяется лишь целесообразностью и вкусом хозяина. Стиль их зависит от общего замысла загородной резиденции, а значит, иметь представление о характерных чертах художественных стилей будет весьма полезным.

Романский

Для романского (от лат. romanus — римский) стиля, по сути своей глубоко средневекового, характерны основательность и массивность. «Мой дом — моя крепость» — это именно о романских постройках. Так что и кованые изделия несли на себе печать «оборонительной» миссии: ворота и решетки были массивны, составлены из поставленных под углом или вертикально прутьев квадратного сечения. Промежутки между прутьями заполнялись симметричными спиралями, и такими украшениями аккуратно заполнялась вся поверхность решетки.

Характерный узор состоит из завитков: они вырастают из одного толстого корня, перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков строго симметрично и периодично; крупные завитки или плотно расположены, или имеют в центре сделанный из маленьких завитков цветок.

Характерные черты

  • монументальность
  • полукруглые арки
  • типичный элемент — волюта
  • узор плотный, симметричный, повторяющийся

Готический

Пришедший на смену готический стиль был принципиально новым явлением в культуре. Готика породила острые шипы и навершия, просечки (соединение двух прутов, при котором один проходит через другой), узкие просветы между прутьями, а вот завиток (волюта), как не созвучный новой эстетике, практически исчез. Прутки оград обычно завершаются стрелами.

Готическая ковка в Вильнюсе, Литва.

В основе кованого готического ордера — части окружности, само формообразование очень геометрично. Но интерьерные решетки часто украшены изящным золоченым растительным орнаментом. Среди излюбленных мотивов — прорезные трилистники, лилии и розетки, стилизованные листья аканта, крестоцветы (четырехлистный клевер), вплетенные в ажурные геометрические орнаменты.

Для ковки становится характерно использование прутка сложного профиля. Пересечение отдельных прутков оформляется либо просечкой, либо холодной клепкой (в случае плоских прутков). Для украшения используется листовая заготовка, из которой можно было сделать завитки, листья или характерные трехлистники.

Характерные черты

  • общая устремленность вверх: узкие просветы, острые навершия, пики
  • стрельчатые арки
  • использование сложного профильного прутка
  • строгая геометричность ордера
  • типичные элементы — шипы, стрелки, трилистники, крестоцветы, розетки

Ренессанс

Ренессанс вдохнул в искусство новые силы и идеи, а появление круглого прутка буквально развязало руки кузнецам. Из него формировались роскошные спирали, разветвления, превращавшиеся на концах в листья и цветы, которые выполнялись ковкой в горячем состоянии без клепки. Там, где изгибающиеся прутки пересекались, выполнялись просечки (прошивки), в которые прутья продевались — так родились характерные «восьмерки». Результатом стало возникновение прочной, но легкой решетки.

Исходным материалом для решеток служили привычные четырехгранные прутки, а также круглые и тонкие плоские прутья, железные полосы. Излюбленными их украшениями стали волюта, спираль, плетенка и саблеобразные листья. Декор же решеток все больше усложнялся: их теперь дополняли штампованным или литыми бюстами, фигурами и цветами.

Характерные черты

  • гармоническая ясность композиции
  • соразмерность частей
  • воскрешение греческих мотивов
  • типичные элементы — «восьмерки», спирали, волюты, плетенки
  • использование круглого прутка
  • включение в декор литых элементов — картушей, фигур, бюстов, вензелей

Барокко

Самый узнаваемый ренессансный стиль получил название барокко (с итал. — «вычурный, странный»). Главное его отличие — несоблюдение правил ренессансной гармонии: гораздо более значимым кажется художнику эмоциональное воздействие на зрителя. Барокко изобилует множеством декоративных листьев, розеток, для него характерны сложные формы и замысловатые узоры. Украшениями служат те же спирали, волюты, плетенки и саблевидные листья, но превратившиеся в великолепные запутанные заросли. Узнаваемым атрибутом стиля становятся натуралистические цветы, побеги и листья аканта, картуши, пальметты, свитые в праздничные гирлянды, пышные завитки, вазы, маски, драконы. Доминирующим элементом вновь становится завиток, а с ней и спирали, переходящие в С-образную форму. Славу барокко составили петербургские решетки и ограды, созданные по эскизам Дж. Растрелли.

Ограждение Эрмитажа и перила у церкви иконы «Всех Скорбящих Радосте» в Петербурге

Характерные черты

  • пышность и декоративность
  • беспокойный ритм изогнутых линий
  • изящество, ажурность отделки
  • повышенная динамичность форм
  • изобилие деталей
  • характерные элементы — завиток, акантовый лист, спирали, замысловатые узоры

Рококо

Стиль рококо, легкомысленный наследник барокко, во главу угла поставивший декоративность. Строгие линии распадаются, решетки облегчаются, в ковке применяются тонкие прутья и листья, придавая элегантную игривость формам. Рисунки орнаментов становятся асимметричными и дробными, произвольно расположенные S- и С-образные завитки, букеты, фестоны и гирлянды заполняют все свободное пространство. Рокайльский орнамент отличается филигранностью исполнения, а безостановочное движение побегов, пышные гирлянды из листьев и цветов придают плоскости объем.

Решетки на окнах в Ротенбурге-на-Таубере, Германия

Характерные черты

  • декоративность
  • легкость, игривость форм
  • изящество ажурных рисунков
  • асимметричность и дробность орнамента
  • разрушение плоскостности решеток

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) приходит на смену барокко в середине 18 века, и хотя по инерции еще сохраняет декоративность и пластичность, характерные для барокко, имеет совершенно иной дух. Строгость и лаконизм выразительных средств он заимствует в античных источниках, и в кованых решетках отныне преобладает разменный ритм четких членений. В декор возвращаются копьевидные навершия прутьев, графичность контурной линии и общая гармоничная целостность с архитектурой (вспомните ограду Казанского собора в Петербурге). Узнаваемые элементы стиля — меандры (орнамент с рисунком в виде ломаных под прямым углом прямых линий), прямоугольники и окружности с вписанными в них орнаментальными розетками. Кованые изделия часто и изящно дополняются литыми элементами.

Фасад с элементами ковки и металла в Севилье, Испания

Характерные черты

  • простота и сдержанность
  • уравновешенная композиция
  • повторяющиеся симметричные рисунки
  • типичные узоры — меандры, виноградная лоза, цветы разных видов, плавно изогнутые листья, копья, венки, рельефы, розетки
  • акцент на скульптурность форм
  • как правило, строго выдержанная вертикальная архитектоника оград и решеток

Ампир

Кованые изделия ампира отличаются прежде всего использованием прямых гладких прутьев и преобладанием геометрических элементов в орнаменте. Излюбленные мотивы кованого ампира — плавные прямые линии, окружности и меандр в сочетании с классическим акантовым листом и растительным орнаментом. Волюты (завитки) приобретают эллиптическую (вытянутую) форму; часто можно увидеть парные волюты, которые тянутся параллельно друг другу, а на концах сварены и скручены в простую улитку. В центре завитка может быть расположен цветочный фестон из акантовых чашечек. Одни и те же мотивы повторяются вдоль каждого из поясов изделия, особенно характерно для ампира чередование растительных элементов с меандрами или другими геометрическими узорами.

Ампирная ковка в Севилье, Испания

Характерные черты

  • строгость и простота форм в сочетании с нарядностью
  • типичные элементы — копьевидные завершения, аллегорические образы и римские орнаменты, венки славы, маскароны
  • характерно сочетание меандров с растительными мотивами
  • вытянутая форма волюты

Модерн (ар-нуво, сецессион, югенд)

В начале ХХ века в декоре кованых (и не только) изделий исчезают четкость и лаконизм, он становится все более причудливым и усложненным. Так рождается модерн. Для него характерны пластичные, лишенные углов очертания с явной склонностью к асимметрии. В рисунках преобладают природные растительные мотивы, особо почитаются экзотические цветы — ирисы, орхидеи. Так, «визитной карточкой» стиля ар-нуво в Европе стала линия, названная «ударом бича» — петлеобразно изогнутый стебель цикламена.

В кованых изделиях линии и завитки свободно перетекают друг в друга, орнамент с множеством изгибов, пересечений (зачастую с изменением сечения профиля) почти не повторяется по всей длине изделия и оставляет впечатление завораживающей легкости.

Характерные черты

  • «биоподобные» формы
  • выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров
  • концепция «перетекающего» пространства
  • повышенная декоративность
  • пластичность форм, отсутствие прямых линий
  • восточные мотивы в сочетании с причудливыми растительными орнаментами

Ар-деко

Ар-деко — «геометрический» вариант модерна, противостоящий его «растительному» направлению. Для ар-деко характерны скругленные углы, строгие вертикальные линии, линейный же геометричный декор из зигзагов, кругов, треугольников, солнц. Часто встречается объединение мотивов Древнего Востока и Египта, греческой классики, цветочных и животных форм с абстрактными фигурами, наложенных на экспрессию изломанных линий. Женственное и округлое принесено в жертву маскулинному и графичному. Стиль стал очень популярен (особенно в Америке) как символ новой роскоши и до сих пор считается стилем звезд.

Характерные черты

  • футуристичность и эклектичность
  • простота и геометричность форм
  • типичные элементы — экспрессивные линии, декор из зигзагов, кругов, треугольников
  • эстетика целесообразности и строгих утилитарных форм
  • сочетание разных технологий обработки металла и разных материалов

Mosaic Damascus Patterns – Как это сделано

Содержание

  • 1 Сборная сварная сталь (или Damascus Steel)
  • 2 Как сделать Damascus Pattern
  • 3 Mosaic Damascus Steel
  • 4 Mosaic Canister Damascus
  • 5 Custom Mosaic Damascus Patter в стали
  • 6 Не просто мозаика — шедевр кузнечной сварки!
  • 7 Как сделать мозаику из дамасской стали
  • 8 Изготовление мозаики из дамасской стали (видео)

Сварная сталь по рисунку – известный тип стали, который легко узнать по волнистому светло-темному металлическому узору. Эта разновидность стали изготавливается путем многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга по химическому составу и, следовательно, по цвету после травления.

Как сделать дамасский узор

Необходимо брать углеродистую сталь и сталь с высоким содержанием никеля (или чистый никель). Узоры из дамасской стали различаются в зависимости от того, как мастер работает с заготовкой. Дамасская сталь изготавливается из нескольких видов стали, сваренных между собой в заготовку.

Эта сталь известна своим изысканным дизайном и узорами и часто используется для изготовления дамасских ножей и кинжалов. Чтобы сделать их стабильными и гибкими, требуется лучшая сталь.

Используя два чередующихся типа стали, кузнец нагревает, скручивает и укладывает слои металла, создавая яркие узоры. В образцах дамасской стали сталь может быть белого, серого или черного цвета. Опытные кузнецы могут создать множество узоров при ковке. Затем лезвие необходимо закалить.

Мозаика из дамасской стали

Мозаика из дамасской стали сложнее в производстве, чем обычный дамаск.

Сталь «Мозаика» также изготавливается путем кузнечной сварки разноцветных сталей, и этот способ достаточно древний. Рисунок изделия из дамасской стали Mosaic получается путем симметричного расположения заготовок из разных видов стали. Для составления этой мозаики необходимо использовать пластины и специально изготовленные прутья очень сложного сечения. В зависимости от конкретного расположения этих разнородных элементов рисунок поперечного сечения сварного узорчатого блока может быть достаточно сложным. Более простая схема образуется при сборке блока из брусков и пластин прямоугольного и поперечного сечений.

Хорошими примерами являются такие узоры, как «шахматная доска» и «звезда», также известные как «крест». Сварить такой блок несложно, поэтому его очень часто используют многие европейские производители оружейных стволов. Мозаика «сетка» имеет такой же уровень сложности; его получают сваркой брикета из множества стальных стержней квадратного сечения с уложенными между ними тонкими никелевыми пластинами.

Мозаика Канистра Дамаск

Более трудоемко изготовить блок со сложным орнаментом, например буквы, многолучевые звезды и тому подобное. Оригинальные блоки с такими узорами можно сварить в монолит, используя специальные оправки и подкладки; в противном случае при ковке расползется много разнородных волокон. Композитную сталь изготавливают, помещая твердую и порошкообразную сталь в металлическую банку и сплавляя их вместе во время кузнечной сварки с использованием тепла и давления.

СТАВИТЕЛЬНЫЕ МОЗАЙСКИЕ ДАМАСКИ Для сборки самого оригинального пакета необходимо использовать бруски с фигурными вырезами, выполненными методом электроэрозионной обработки. Эти бруски, служащие матрицами, вставлены в вырезанные фигурные вставки из другого, контрастного металла. После тщательной сварки и ковки оригинального узорчатого блока остается только показать этот замысловатый узор, то есть каким-то образом перенести его на боковые поверхности лезвия ножа.

Резко неоднородная крупноузорчатая мозаика сама по себе редко обладает хорошими режущими свойствами. Для придания ножу хороших режущих свойств и износостойкости его комбинируют с прочным многослойным дамаском. Мастера используют три основных способа отображения мозаичного рисунка дамаска, в результате чего получается скрученная, развернутая и торцевая мозаика.

Национальный герой Франции Пьер Риверди ни с кем не соревновался в точности, а пошел своим путем, разработав «поэтический дамаск». Используя сложное технологическое оборудование, он из скрученной мозаики изготовил лезвие, по краю которого бегало множество маленьких единорогов. Как сделаны отдельные элементы, понять несложно, а вот как сваривается само лезвие — настоящая загадка.

Не просто мозаика — шедевр кузнечной сварки!

Суть, ценность и смысл самого существования мозаичного дамаска (как и любой сложной дамасской стали) действительно в том, что он очень дефицитен. Вот почему мозаичные лезвия пользуются большим спросом у коллекционеров. У сокровища должно быть три свойства: оно должно быть редким, ценным и захватывающим.

Как сделать мозаику из дамасской стали

Процесс ковки мозаики из дамаска аналогичен созданию простого узора из дамаска, однако вам нужно усложнить некоторые детали. Если вы хотите, чтобы ваша мозаичная дамасская мозаика получилась действительно причудливой, просто будьте изобретательнее при разрезании и повторной сборке слоев вашей заготовки. И сделайте столько кругов, сколько сможете, чтобы умножить сложность узора.

1. Соберите заготовку, как обычно делаете для Дамаска.

2. Нагреть заготовку в горне и пропрессовать на прессе (плашках).

3. Вырежьте и снова соберите заготовку. Например, вы можете сложить четыре стержня в четвертичном поперечном сечении или изобрести другую структуру. Прихватите стержни.

4. Повторите фазы нагрева и прессования. На этот раз вы можете прижать заготовку и с угловой стороны, чтобы придать узору волнистость.

5. После нескольких нагревов и резки можно приступать к творчеству. На этот раз отрежьте заготовку под углом от 15 до 35 градусов и соберите детали, повернув каждую из них на 9 градусов.0 градусов. Это покажет мозаичный узор на поверхности лезвия. Снова прихватите детали.

6. Еще раз пропустите заготовку через матрицы.
Теперь у вас есть готовое лезвие с мозаичным узором в виде звездообразования! Остается только отшлифовать, термически обработать и отполировать.

 

3

30024 Изготовление мозаики Дамаск (видео)

Специально для вас мы подобрали видео, связанные с этой статьей.

  1. Мозаичные лезвия дамаск TOP

2) Дамасская мозаика – процесс изготовления

Кузнечно-сварочная дамасская сталь | Анита Чоудри

Сваренный по образцу топор датчанина, изготовленный Оуэном Бушем

Долгое время меня интересовал изысканный мраморный узор на лезвиях старинных мечей и кинжалов, и я задавался вопросом, как это была достигнута. Просматривая Интернет, чтобы узнать, что я могу узнать об этой технике, я наткнулся на веб-сайт Оуэн Буш , кузнец и оружейник, который делает исторические мечи и топоры. Он также проводит регулярные семинары, чтобы научить людей, как делать лезвия и как делать сварку по образцу – как я мог устоять?! Как и в случае с большинством преданных своему делу мастеров по металлу, чувствуется настоящая страсть к ремеслу — подпись на веб-сайте Оуэна гласит: « Ковка души в сталь », а прекрасно представленные образцы его работ демонстрируют изысканные произведения искусства.

Во время семинара он показал нам некоторые из своих работ, в том числе этот элегантный топор датчанина со случайным мраморным узором. Техника, которую он использует, также известна как Дамасская сталь .

Фрагмент узорной сварки топора Оуэна

Оуэн демонстрирует, как чередующиеся слои выявляют узоры, когда пластилиновую заготовку разрезают под разными углами

Скрученные и сложенные слои пластилина, внутренние узоры обнаруживаются при разрезании на разных уровнях.

Прочный и гибкий материал для мечей и клинков изготавливается из чередующихся слоев различных видов стали, сваренных вместе, а затем многократно выкованных и сложенных для создания тонкого, многослойного заготовка , из которой крафтится конечный объект. Повторяющиеся складывания и удары молотком сжимают слои; именно это создает узоры, когда материал измельчается для придания формы лезвию.

Прежде чем мы начали работать со сталью, Оуэн продемонстрировал этот принцип, используя слои черного и белого пластилина. Различные виды рисунков можно получить, скручивая сталь, а также разрезая заготовку под разными углами. Готовая заготовка содержит в себе бесконечные вариации потенциала, которые выявляются при тщательной и продуманной шлифовке материала.

Уложенные слои стали, готовые к кузнечной сварке

Следующим этапом была работа со сталью, изучение техники кузнечной сварки . У нас были небольшие пластины из двух видов углеродистой стали , одна из которых содержала магний для более темных слоев, а другая содержала никель для более светлых слоев. Мы начали с того, что сложили вместе пять чередующихся слоев этих пластин, предварительно убедившись, что на них нет следов окисления. Слои были слегка скреплены сваркой MIG и закреплены на длинной стальной ручке для работы.

Внесение штабеля стали с бурой в горн.

 

Стопку посыпают бурой , которая действует как флюс в процессе ковки, а затем постепенно вводят в горн для достижения нужной температуры. Оуэн объяснил, что кузница должна достичь точки, при которой она светится светло-желтым цветом, то есть значительно выше 1000 градусов по Цельсию, а сталь готова к ковке только тогда, когда она достигает того же цвета. В горне должно быть как можно меньше кислорода, поэтому пламя вырывается из отверстия в поисках большего количества кислорода. Некоторые мастера поэтически называют это «9».0152 дыхание дракона ’. Окисление является врагом успешной ковки, поэтому его следует избегать, насколько это возможно.

Оуэн демонстрирует, как соединить слои на наковальне

Когда сталь засветится бледно-желтым цветом, ее вынимают и сильно ударяют по наковальне, чтобы удалить расплавленную буру и сварить слои вместе. У вас есть всего несколько секунд, чтобы произошел этот волшебный момент плавления, прежде чем сталь потеряет свою критическую температуру ковки и ее нужно будет снова нагреть. Работа молотком показалась мне довольно трудной, и я был несколько унижен мастерством и силой моих товарищей по учебе – сильных молодых людей, уже освоивших кузнечное дело. Мы также использовали силовой молот, который был удивительно эффективным, но совершенно ужасающим монстром! И было очень интересно работать в настоящей кузнице, познавая тайны этого древнего и загадочного ремесла.

Мы выковали нашу первую деталь в виде длинных стержней, которые скрутили, чтобы получился узор в виде звезды. Вторая кованая заготовка многократно надрезалась, складывалась и перековывалась, экспоненциально удваивая слои, пока готовая заготовка не содержала более трехсот сжатых слоев — это то, что создает сложный мраморный узор, который вы видите выше в прекрасном топоре датчанина Оуэна. Я думаю, что этот процесс также увеличивает прочность и гибкость оружия, что, возможно, было первоначальной причиной наслоения.

Мои заготовки после пребывания в кислотной травильной ванне – на искривленной стали слева виден переплетенный звездный узор, а на 360 сложенных слоях – мраморный узор справа.

После того, как заготовки выкованы и завершены, им дают медленно остыть, после чего оксидированную поверхность шлифуют, чтобы выявить слои, несущие рисунок. Узоры по-настоящему видны только после заключительного этапа подготовки – травления изделия в хлориде железа. Это затемняет и немного уменьшает магнийсодержащие слои на поверхности, делая видимыми узоры, создаваемые чередующимися слоями стали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *