Золочение изделий – методы золочения, инструкция по нанесению в домашних условиях

alexxlab | 10.05.2020 | 0 | Разное

Содержание

Что такое позолота и в чем ее особенности?

Золотые украшения давно полюбились многим людям. Кольца, подвески, браслеты, сережки, печатки из золота завоевали внимание как мужчин, так и женщин. Часто среди таких украшений привлекают внимание позолоченные изделия. Несмотря на то что техника золочения давно популярна, не каждый знает, что такое позолота и как изготавливают такие изделия.

Позолоченные украшения

Особенности позолоты и их виды

Позолота — это процесс покрытия поверхности изделия тонким слоем золота для того чтобы защитить его от коррозии, потускнения, обеспечить прочность и блеск. Основа для золочения может быть любая, чаще всего для этого используют никель, латунь, медь. Изделие оборачивается листом золота, который с помощью гальванизации крепится к основе.

Классическая позолота — это нанесение на поверхность чистого золота довольно толстым слоем. Такие изделия отличаются прочностью и долговечностью.

Чем толще слой золота, тем прочнее и качественнее изделие. Для золочения чаще всего используют высокопробное золото 750 пробы или чистое 999 пробы. Количество золота и толщина слоя влияет на прочность, цвет изделия, срок службы, устойчивость к коррозии. Позолоченные украшения не имеют маркировки или ставится клеймо основного металла.

Серебро также может быть покрыто золотым напылением. Для этого используется несколько видов золочения:

  • Стандартное. Для такого покрытия используют золото 385 пробы и выше. Слой толщиной до 2,5 микрон.
  • Позолота высшего качества. Украшения покрываются слоем более 2,5 микрон сплавом золота 585 пробы и выше.
  • Слой белого золота. Для того чтобы получить белый оттенок золота, желтое золото сплавляют с палладием, серебром и никелем. Потом этим сплавом покрывают серебряное украшение. Слой белого золота может иметь разные пробы. Толщина слоя от 2,5 до 5 микрон.
  • Розовая позолота. Примесь меди дает золоту розовый оттенок. Пробы может быть разной. Слой от 2,5 микрон.

Между серебром и золотом используют слой меди или никеля для того, чтобы выровнять цвет и придать изделию твердость.

Позолотой можно покрывать различные изделия: ювелирные украшения, часы, портсигары, зажигалки, телефоны, а также предметы для дома, детали автомобиля. Для каждого предмета нужна разная толщина слоя. Например, для позолоты часов используют слой золота от 5 микрон. Цвет золота может быть также разным.

Позолота в интерьере

Преимущества и недостатки позолоты

Одним из достоинств позолоченных предметов является их цена. При этом само изделия выглядит не менее красиво, достойно подчеркивает статус и красоту его обладателя. Для позолоченных украшений можно использовать различные камни, кристаллы, стразы. Драгоценные камни используют реже.

Недостатком является недолговечность покрытия. Срок эксплуатации зависит от толщины слоя, пробы золота и оттого насколько бережно вы относитесь к украшению. Со временем слой стирается, изнашивается, тускнеет, в некоторых случаях может окисляться.

В целях реставрации изношенного слоя вы можете обратиться к ювелирному мастеру. После обновления ваше украшение вновь будет радовать блеском, сиянием и красотой. Цена восстановительных работ зависит от слоя напыления, степени загрязнения, формы изделия.

Как носить и беречь позолоченные изделия?

Украшения с позолотой внешне не отличаются от золотых, поэтому правила их ношения такие же. Позолоченные изделия подходят ко многим нарядам: как повседневным, так и вечерним.

Чтобы изделие с позолотой дольше вас радовало, носите его аккуратно: снимайте перед сном, занятиями спортом, физическим трудом, перед походом в сауну, душ, бассейн. Берегите от моющих средств, механических повреждений. Храните в отдельной шкатулке, берегите от попадания прямых солнечных лучей.

Очищать позолоченные изделия нужно очень осторожно, чтобы не повредить слой. Для этого можно воспользоваться спиртовым раствором или уксусом и мягкой тряпочкой. Позолоченное серебро можно очистить с помощью зубной щетки и пасты или пищевой соды. Для этого нужно сделать кашицу из зубной пасты или соды, окунуть в нее щетку и аккуратно протереть изделие, после чего сполоснуть проточной водой и насухо высушить.

По внешнему виду позолоченные изделия сложно отличить от золотых. Они также прекрасны и манят нас блеском, сиянием, красотой, прочностью. Если вы будете беречь их от негативных внешних факторов, украшения с позолотой будут радовать еще долгие годы. К тому же цены на такие изделия значительно ниже, чем на золотые; многие могут позволить себе приобрести позолоченное украшение и выглядеть при этом великолепно.

hochuzoloto.com

Как позолотить металл в домашних условиях?

Изделия из позолоченных металлов всегда обладали большой популярностью. При бережном обращении они имели прекрасный вид и стоили недорого. Поэтому многие могли себе позволить менять украшения часто и подбирать к соответствующим нарядам. Однако со временем позолота стиралась, а золочение в ювелирной мастерской стоит даже дороже самого изделия. Поэтому многие задумываются, как позолотить металл в домашних условиях.

Растворы для золочения

Для нанесения на предмет слоя золота его необходимо растворить. Золото — металл, который обладает химической инертностью, почему и ценится, и именно поэтому сделать это не так-то просто. Растворителем для золота может выступать только царская водка — химическое вещество, представляющее собой смесь азотной и соляной кислот. Соляной кислоты нужно взять три объемных части, а азотной — одну.

Позолоченное кольцо

После того как золото растворится, необходимо жидкость выпарить. Только делать это нужно аккуратно, на открытом воздухе, соблюдая правила осторожности, используя респиратор и перчатки. Газы, которые испаряются при выпаривании, вдыхать категорически нельзя, иначе можно получить ожог слизистой. Необходимо также использовать очки для защиты глаз. После того как выпарится жидкость, останется хлорное золото.

Способы золочения

Чтобы позолотить изделие методом натирания хлоридом золота, последний необходимо растворить в цианистом калии, после чего размешать с отмученным мелом до кашеобразного состояния. Предмет покрывают этим раствором, после чего ждут некоторое время, обмывают и полируют.

Если необходимо покрыть таким слоем сталь или железо, хлорид золота растворяют в эфире. Раствор наносят на поверхность, а после того как эфир испарится, натирают тряпкой. Если делать это не кисточкой, а гусиным пером, то можно получить узор.

Цинк покрывают следующим образом. Готовят пасту, которая состоит из 60 г цианистого калия и 20 г хлорида золота, разбавляют их в 100 г воды и взбалтывают. После чего фильтруют и добавляют смесь винного камня и мела, соответственно 5 г и 100 г, до консистенции кашицы. На металл паста наносится кисточкой или щеткой.

Золочение серебра делается несколько другим способом. Золото растворяют в разбавленной водой царской водке, после этого добавляют поташ и выливают в котел из железа, где уже кипятятся два литра воды. В течение 120 минут эту жидкость кипятят.

Серебряные предметы, которые хотят позолотить, прокаливают и травят раствором серной кислоты. После этого на короткий промежуток времени их отправляют в азотную кислоту. Потом связывают проволокой из латуни и быстро отправляют в жидкость, которая представляет собой смесь трех кислот — азотной, серной и соляной, вынимают сразу же. Затем изделия ополаскиваются водой, погружаются в ртуть и воду, а через полминуты в ванну с жидкостью, которая состоит из 10 г золота, по 25 г азотной и соляной кислот, 25 г воды и 300 г поташа.

После золочения изделия промывают и просушивают в опилках. Если во время того как изделия погружены в ванну с раствором для золочения, к ним прикоснуться цинковой палкой, то слой золота будет больше.

Если необходим контакт с цинком, то используют такой раствор:

  • 15 г хлорида золота;
  • 65 г поташа;
  • 65 г калия железистосинеродистого, или желтой кровяной соли;
  • 2 л воды.

Для того чтобы покрыть изделия таким раствором, очищенные и обезжиренные предметы помещают в подогретый раствор и используют палочку из цинка для контакта.

Если необходимо покрыть золотом медь или ее сплавы, то в 1,5 литра воды растворяют 10 г фосфоронатриевой соли и 6 г гидроксида калия. Отдельно в 0,5 литра воды растворяют 2 г хлорида золота и 32 г цианида калия и перемешивают растворы. При золочении смесь необходимо будет довести до кипения.

Чтобы позолотить таким способом железо, сталь, цинк или олово, их предварительно покрывают слоем меди.

Если требуется нанести покрытие на металлическую проволоку, то она должна быть предварительно помещена в раствор из одной части серной кислоты на 10 частей воды. После этого ее вымачивают в азотной кислоте и опускают в раствор из меди. Далее подготавливают растворы для золочения: 150 г калия на 5 л воды и 10 г хлорида золота в одной емкости и 50 г гидрофосфата натрия на 5 л воды и 50 г гидроксида калия. Растворы перемешиваются и доводятся до кипения, после чего туда опускается пропитанная медью проволока.

Золочение методом гальваники

Чтобы позолотить изделие этим методом, понадобятся:

  • 60 г гидрофосфата натрия;
  • 1 л воды;
  • 3 г хлорида золота;
  • 1 г цианида калия;
  • 10 г двусернокислого натрия.

Гидрофосфат натрия смешивается с водой комнатной температуры (0,7 л) и находится в ней до полного растворения. В другой емкости растворяется в 150 мл воды 2,5 г хлорида золота. После этого в 150 мл воды растворяется еще 1 г цианистого калия и 10 г двусернокислого натрия. Первые две массы смешиваются между собой, после чего добавляется и третья. Для золочения используют платиновый катод. Когда раствор истощается, добавляют еще хлорного золота.

Гальваническое нанесение позолоты

Золочение металлов: серебра, железа, меди и других — проходит с предварительным нанесением другого металла, без прокладки делается с использованием ванны по Зельми. Для этого берут 1 г кальцинированной соды и доводят в чашке из фарфора до кипения с таким же количеством калия железистосинеродистого и 30 г воды. Далее добавляют золото, которое было получено путем осаждения аммиаком, 50 г хлорида золота и кипятят 12 минут. По истечении этого времени должен образоваться осадок красного цвета, а жидкость должна принять золотистый цвет. После этого ее фильтруют и используют для гальваники.

Покрыть золотом металлы нетрудно, реактивы для этого имеют вполне доступную стоимость. Это вполне может стать актуальным, если вы хотите регулярно покрывать благородным металлом большие объемы изделий или открыть свою мастерскую.

hochuzoloto.com

Золочение


Состаривание

Битумный лак

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Битумный воск

Пастообразный битум – плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Битум на водной основе

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лаки

Лак Мекка – защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) – нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

www.peredvizhnik.ru

Что такое позолота или золочение

Изготовленные из драгоценных металлов украшения со временем теряют былой блеск. Воздействие воздуха, воды, химических соединений, постоянный контакт с кожей – всё это повреждает произведение. И один из наиболее надёжных способов борьбы с проблемой – золочение ювелирных изделий. Этому процессу и посвящена наша статья.

Что такое позолота и как происходит превращение?

Золочением называют особый тип отделки, когда на поверхность вещи наносят тонкий слой благородного металла. Подобное покрытие хорошо смотрится на любом материале – от пластмассы и дерева до стекла и керамики. А из-за того, что так можно обрабатывать практически любой предмет, спектр применения данной технологии очень широк – его используют и при создании украшений, и при производстве автомобильных деталей, и для изготовления картин, книг и даже церковных куполов!

Существуют разные способы нанесения позолоты. Сейчас, благодаря своей быстроте, лёгкости и безопасности, шире всего распространён гальванический метод. Для этого необходимо приготовить специальный электролитный раствор, в котором содержатся молекулы золота. Далее почищенные изделия вешают на подставки и опускают в ёмкость с составом, через которую пропускают ток. Под воздействием заряженных частиц благородный металл тонким слоем оседает на поверхность произведений. Остаётся лишь извлечь их, осмотреть и, при необходимости, повторять процесс, пока покрытие не станет достаточно плотным.

От тщательности, с которой проводится золочение, зависит не только внешний вид, но и долговечность украшения. Так, дешёвая бижутерия истирается уже через пару дней после покупки. Гораздо более долговечны аксессуары, в которых сочетается серебро с позолотой – ювелирные изделия, выполненные по такой технологии, можно носить годами. Кстати, цены на подобную процедуру вполне доступны – в среднем обработка стоит от 15 грн. за 1 грамм.

Как ухаживать за произведением?

Вне зависимости от того, приобрели ли Вы новую вещь или покрыли драгоценным металлом старую, она требует особого внимания. Вот несколько секретов как почистить серебро с позолотой, которые предотвратят быстрое истирание сверкающего покрытия:

  • если Вы желаете купить ювелирные изделия, изготовленные по такой технологии, позаботьтесь о том, чтобы они лежали в отдельной шкатулке, не соприкасаясь с другими аксессуарами, острыми предметами, влагой и грязью. Нелишним будет поместить вещицу в мягкий тканевый мешочек;
Популярные товары
  • для ухода применяйте фланель, микрофибру, шерсть либо флис. Чтобы избавиться от потемнений и пятен, смочите ватную палочку в уксусе и осторожно протрите поверхность произведения, а через пять минут промойте его чистой тёплой водой. А освежить покрытие позволит яичный белок! Нанесите его на тряпочку и тщательно обработайте изделие. Затем погрузите его в проточную воду, очистив ото всех загрязнений, и хорошенько высушите, прежде чем надевать;
  • избегайте чистящих средств с абразивами, а также не натирайте украшения жёсткими губками – это оцарапает тонкий слой позолоты;
  • обязательно снимайте позолоченные аксессуары перед купанием, занятиями спортом, уборкой, мытьём посуды. Очень негативно влияют на такие вещицы и агрессивные вещества, содержащиеся в бытовой химии, косметике, духах.

Серебряное кольцо до и после золочения

 

Как отличить подделку?

К сожалению, технологией золочения часто пользуются мошенники, выдавая покрытые благородным металлом изделия за настоящую драгоценность. Поэтому не стоит радоваться чрезмерно низкой цене украшения – скорее, это сигнал проверить его подлинность.

При покупке стоит обратить внимание на:

  • застёжку. Часто продавцы отправляют на проверку настоящую вещицу, потом снимают с неё замок со знаком качества и крепят его к дешёвым изделиям. Поэтому проследите за тем, чтобы на месте соединения не было царапин, зазоров, болтающихся звеньев;
  • материал. Быстрый способ определить подделку – царапнуть её ногтём. Цельный металл это не повредит, а вот на позолоте появятся дефекты. Также можно прикоснуться к произведению смоченной в спирте ваткой – на покрытии останется тёмный след.

Воспользуйтесь этими советами – и, обратившись в магазин ювелирных изделий, Вы гарантированно приобретёте качественный, красивый и оригинальный аксессуар!

ukrburshtyn.com

Золочение: инструменты и техники нанесения

В предыдущей статье Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель я рассказала о различных материалах, используемых для этого способа декорирования. Что бы вы ни выбрали — натуральное золото или более дешёвую имитацию из сплавов меди с другими металлами, основной принцип техники золочения и необходимые для этого инструменты одинаковы. 
 

Инструменты позолотчика

Золочение — процесс, не терпящий суеты и спешки. Поэтому со стороны порой он кажется недоступным для непосвящённых в таинство: в мастерской позолотчиков тихо, никто не бегает и не делает резких движений, только мастера в окружении изящных инструментов занимаются своим делом. 


Золотая фольга очень тонкая и лёгкая

Эта неспешность и размеренность связана с особенностью материала. Лист золота несложно порвать или скомкать. Золотая фольга очень тонкая и лёгкая, поэтому улетает от малейшего дуновения. А ещё она легко электризуется и может прилипнуть к любому постороннему предмету. 

Нож и подушечка

Настоящему позолотчику потребуется замшевая подушечка и золотарный нож для разрезания листов позолоты. Подушечка представляет собой доску, обтянутую толстой кожей, замшей на лицевую сторону.


Нож позолотчика

Некоторые модели имеют защитный экран, чтобы уберечь рабочее место от движения воздуха, вызванного сквозняками или проходящим мимо человеком. Нож для разрезания фольги с гибким стальным лезвием имеет закруглённый край. Лезвие вручную полируется и затачивается так, чтобы резать золотой лист одним движением без задиров.

Лампензель и другие кисти

Также потребуется набор кистей — натуральных или синтетических, разной формы и размеров. С помощью них обрабатываемую поверхность покрывают левкасом (грунтом), удаляют пыль, наносят полимент, клей для позолоты, лак-мордан, их используют для прорисовки деталей. В общем, пользуются так же, как обычными кистями. Размер, жёсткость и форма подбираются в зависимости от вида работы: для элементов с мелкой резьбой и кисти применяются меньшего номера.


Набор кистей

Но среди набора кистей у позолотчика есть особенный инструмент с узкоспециальным назначением — лампензель. Плоский, прямоугольной или веерообразной формы, с мягким длинным ворсом — его используют для переноса листов сусального золота или потали на подготовленную под золочение поверхность или подушечку для разрезания. Прямоугольные кисти удобнее для больших гладких поверхностей, веерообразные — для мелких деталей.


Лампензель — кисть для переноса золотой фольги

В продаже есть кисти для золочения из натурального волоса. Чаще всего для их изготовления используют длинные мягкие и упругие шерстинки из кончика беличьего хвоста или синтетические волокна. Специалисты советуют натуральные лампензели применять для сусального золота и серебра, а искусственные — для потали. Размер кисти и форма выбираются по потребности.

Крюкарзы, гремитки, цезарики

Инструмент для позолотных работ делится на черновой и золотарный. Для расчистки поверхности рельефа после нанесения грунта применяются инструменты, сходные с приспособлениями резчика: долота, стамески, резаки, чеканы, разнообразные крючки, крюкарзы, гремитки. А также шпатели для нанесения грунта, абразивный инструмент — мелкий и крупный, губки.

Агатовые зубки

После нанесения сусали и высыхания клеевого слоя поверхность полируется. Для этого используют специальные полировальные инструменты — агатовые зубки. 


Набор полировальных инструментов позолотчика — агатовые зубки. Фото с сайта agat-zub.ru

Они имеют разную форму, полный комплект составляют 10-12 разных инструментов. Говорят, что название «зубки» появилось от того, что в прежние времена для полирования позолоты использовались медвежьи клыки. Хотя, скорее всего, зубками они называются из-за своей формы. И они действительно сделаны из агата, поэтому очень красивы.

Кроме описанных инструментов, позолотчики используют в своей работе тампоны из ваты или мягкой ткани типа батиста.

Технология позолотных работ

Процесс золочения очень кропотливый. Любая небрежность в подготовительных работах или при нанесении самой позолоты, прилипшая пылинка или волос приводят к дефектам на поверхности изделия. 


Золочение — процесс трудоёмкий 

Традиционные способы золочения — полиментное и масляное — очень трудоёмки, процесс состоит из множества операций. Особенно сложно полиментное, но в тоже время оно более эффектное. Масляное же золочение прочнее.

Подготовительные (черновые) работы

Прежде чем наносить собственно позолоту, мастер проделывает огромный объём работ. Сначала проклеивается поверхность: наносится столярный клей в несколько слоёв для укрепления детали и создания прочного сцепления с последующими слоями грунта — левкаса (смеси столярного клея и мела). Операция левкашения тоже проводится в несколько слоёв (до девяти) с полной просушкой каждого из них в течении нескольких часов. Грунт должен полностью скрыть рисунок материала, например, древесины. Если слой левкаса тонкий, фактура может проступить и испортить впечатление изготовленного из золота предмета.


Гипсовый рельеф, покрытый левкасом для золочения. Фото с сайта gilders.ru

После нанесения достаточного слоя левкаса рельефный рисунок расчищают, чтобы вернуть ему чёткость, потерянную от многочисленных слоёв грунта. После рассечки рельефа деталь полируют пемзой и хвощом или современными абразивными средствами, добиваясь фарфоровой гладкости, аккуратно удаляют пыль и протирают влажной тканью или замшей. 

После просушки и тщательной проверки поверхности на дефекты можно переходить к нанесению полимента. К поверхности, подготовленной к золочению, не следует прикасаться руками — отпечатки пальцев могут испортить конечный результат.

Золочение на полимент

Золочение по полименту позволяет получать интересные результаты сочетания различной текстуры золота. Те части рельефа (углубления), которые будут покрываться матовым золотом (например, творёным), подкрашивают охрой, чтобы придать золотому покрытию большую визуальную глубину. Остальную поверхность покрывают в несколько слоёв полиментом.


Золочение по полименту

На окрашенные золотистой охрой места аккуратно, чтобы не затронуть полимент, наносят желатин. После высыхания поверхность, покрытую полиментом, полируют сукном. Для большего матового эффекта вогнутые части рельефа можно покрыть вначале листами серебра, а затем — золота.

Подготовленный полиментный слой смачивают разбавленной водкой, а затем на обработанный участок переносят при помощи лампензеля или золотарного ножа куски сусального золота. Размеры кусочков фольги (строфьи) зависят от деталей рельефа: для крупных элементов используются более крупные куски или целые листы. Вода смачивает рыбий клей, входящий в состав полимента, спирт испаряется и кусочек золотой фольги как бы втягивается в слой полимента и приклеивается.


Разрезание листа сусали

Листы золота укладываются так, чтобы не оставалось просветов, «прибиваются», растушёвываются к поверхности с помощью ватного тампона или обычной беличьей кисти (в углублениях). Если между элементами фольги остаются непокрытые места, на них накладывают «заплатки» из небольших кусочков. 

Примерно через час поверхность, покрытую позолотой, можно полировать. Перед этим необходимо без усилия смести остатки позолоты сухой кистью. Покрывать золотом следует только такую площадь, которую можно будет заполировать в тот же день.

Масляное золочение

Способ золочения по масляной подготовке более простой, хотя тоже потребует выполнения черновых грунтовочных работ. Грунт выбирается в зависимости от материала основы. Для деревянных, гипсовых или выполненных в технике папье-маше элементов так же, как и в случае золочения на полимент, можно использовать левкас. Металлические детали обрабатываются грунтовкой по металлу. После высыхания грунта поверхность окрашивают в жёлто-золотистые тона для подцвечивания золотого покрытия. 


Позолоченная деревянная рама. Фото с сайта drevox.com

Подготовленный участок покрывают лаком в несколько слоёв с полной просушкой и шлифовкой каждого слоя: чем более гладкой будет поверхность, тем лучше результат. Затем наносится лак-мордан. Его состав может быть разным, сейчас в продаже есть и синтетические препараты с разным «временем жизни» — от 12 до 1,5 часов. 

Для больших поверхностей стоит выбирать более долго сохнущие составы. Мордан просушивают до состояния «на отлип» — когда поверхность кажется высохшей, но при прикосновении прилипает. 


Работает позолотчик. Фото с сайта bizsol.co 

Время, указанное производителем, ориентировочное, высыхание зависит от влажности и температуры. Поэтому нужно сделать образец, на котором контролировать степень высыхания лака — золотая фольга должна прочно прилипать и хорошо разглаживаться тампоном. Если позолота при разглаживании сдвигается, золото «тонет», следует ещё подсушить лак. На пересушенный мордан золото не приклеивается. В этом случае стоит полностью высушить нанесённый слой и покрыть повторно. Так же как описано ранее, излишки позолоты убираются кистью и поверхность полируется.

Хотя процесс золочения кажется сложным, самое главное в нём — способность к кропотливой работе и внимание ко всем деталям. Стоит попробовать свои силы в этом виде декорирования. В следующем материале речь пойдёт о вариантах использования этой техники.

7dach.ru

Золочение по дереву – Домашний бизнес

Как отделать поверхность изделия золочением, серебрением, бронзированием? Золочение по дереву, особенно резьбы, известно с древнейших времен. Особенно широко его применяли для украшения интерьеров и мебели в XVII – XVIII и первой половине XIX веков. В мебели стилей барокко, рококо и ампир позолота является одним из основных способов отделки. Она придает поверхности древесины не только высокую стойкость, но и очень эффектна при сочетании позолоты различных оттенков, от красноватого до зеленоватого, от блестящего до матового.

  При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные, к которым относится фольга, левкас, полимент и некоторые лаки. Тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонной – около 1 г/ м кв. называют фольгой. При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.

  Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, а оборотная – из серебра или меди. Его получают совместной проковкой платинок двух металлов. Сусальное золото выпускают в виде книжечек размером 120 х 70 мм или 91,5 х 91,5 мм. В книжечке может быть 10, 30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков. В настоящее время взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию – поталь (шумиха) – сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110 х 110 мм или 150 х 150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.

  Другим заменителем золотой фольги является муссивное золото, которое представляет собой двухлористое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.

  При золочении применяют левкас и полимент. Левкас изготовляли несколькими способами. Например, в 16 – 20%-ный раствор качественного плиточного столярного клея, нагретого на водяной бане до температуры 50 – 60 градусов, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Перед употреблением состав подогревают. Чтобы повысить твердость грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранении его от порчи добавляют раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.

  Связующий раствор, который применяют для приклеивания фольги к левкасу называется полиментом. Сухой полимент представляет собой тонкий порошок, полученный путем переработки железистой глины – болюса. Жидким полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса или жирной глины, с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, имеющими хорошую адгезию к фольге. Полимент приготовляют различными способами, например 1 кг болюса размешивают с водой до получения пастообразной массы, которую затем нагревают на водяной бане. В отдельной посуде приготовляют следующий состав: в небольшом количестве воды разводят 15 г высококачественного мыла (можно «Детское), 10 г очищенного пчелиного воска и 10 г свежего несоленого свиного сала. Этот состав постепенно вводят в подогретый раствор болюса, постоянно помешивая, и варят в течение 4 – 5 ч. После этого полимент сливают в эмалированную или стеклянную посуду и хранят в холодном месте с плотно закрытой крышкой. Перед употреблением его разводят горячей клеевой водой (слабым раствором клея) до рабочей консистенции. Для приготовления полимента рекомендуется применять дистиллированную воду.

  Чтобы приклеить фольгу к левкасу вместо полимента можно применять масляные краски. Чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят 15% сиккатива. Скипидаром или уайт-спиритом разбавляют его до рабочей вязкости.

  В зависимости от связующего состава золочение может быть клеевое (при применении полимента или клея) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета. Такое золочение очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, однако оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе – для наружных работ.

  Выполняют золочение специальным набором инструментов. Для разрезания листочков золота на части используют золотарную подушку размером 20 х 15 см, которую закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания. Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Изготовляют их из гибкой упругой стали.

  Левкас, полимент, лаки и листочки золота наносят кисточками различной формы и размеров. Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после нанесения левкаса.

  Технология золочения. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью – серпянкой. Затем в несколько слоев наносят левкас, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея – золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.

  При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлив производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.

  При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования наносят масляный гульфарберный лак. На отлив лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.

  На резьбе позолота особенно эффективна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке мебели с резьбой или рам для картин, обычно выполняют выпуклости полированными, а впадины – матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, что предотвращает окисление металла.

  Красивые тона матовой позолоты получают при наклеивании сначала серебряной фольги на свеженанесенный теплый клеевой слой, а затем золотой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее клеевое покрытие, смоченное водкой.

  Существует и более упрощенный способ золочения, при котором левкаса не применяют. На хорошо выровненную и отшлифованную мелкой шкуркой поверхность наносят два-три раза раствор клея, лучше желатинового. Поверхность просушивают и вновь шлифуют самой мелкой шкуркой (4 – 3). Затем за два-три приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовый лак и на просохшее покрытие – тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. В случае применения потали для серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

  При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхности изделия, детали. Затем возобновляют участки с позолотой, а потом красят клеевыми или масляными красками остальную поверхность в соответствии с первоначальной отделкой.

  При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другим способом бронзирования является нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным до отлипа. Для бронзирования применяют масляные и спиртовые лаки. Не следует пользоваться синтетическими лаками. В них бронзовый порошок темнеет. Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1 – 0,2 мм. Для приклеивания фольги к древесине применяют лаки ВФ-2, 88Н и некоторые другие.

mirzam.ru

видео как наносить материал, технология, как работать с ним

Содержание статьи:

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

golden-inform.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *