76 т – 24.05.2005 N 76- ” ” /

alexxlab | 24.03.2020 | 0 | Вопросы и ответы

Содержание

Почему ПТ-76 стал ужасным потрясением для американцев во Вьетнаме

Американские военные эксперты оказались потрясены советским плавающим танком Т-76, который был разработан еще в 50-е годы прошлого века. Интерес к бронетехнике СССР далеко не случаен, так как события в Сирии, Ираке и Йемене доказали, что танки и самоходки времен холодной войны успешно действуют на поле боя в ХХI веке.

“Советский ПТ-76 может показаться неким курьезом холодной войны, будучи легким плавающим танком с тонкой броней и слабой пушкой. Казалось, что ему крепко достанется на современном поле боя, где действуют тяжелые системы вооружений и мощные танки”, – написал исследователь бронетехники Себастьен Роблин в американском издании The National Interest.

В первую очередь он отметил боевое применение вьетнамских ПТ-76 в джунглях Лаоса. В полночь 7 февраля 1969 года батальон северовьетнамской армии при поддержке 13 плавающих танков атаковал базу Лангвей, которую обороняли американские спецназовцы под командованием капитана Фрэнка Виллоуби и их союзники.

В ходе ночного боя американцам удалось уничтожить четыре танка, но это не сдержало натиск северовьетнамских танкистов, которые уничтожали заграждения из колючей проволоки и проделывали проходы в минных полях для пехоты. Наступающие уничтожили из 76-миллиметровых пушек безоткатные орудия, а потом стали один за другим разрушать укрепленные бункеры.

“Американские коммандос начали с короткой дистанции вести огонь из одноразовых гранатометов M72. Его реактивные снаряды должны были с легкостью пробивать слабую броню ПТ-76, но они давали одну осечку за другой. Спецназовцы часто промахивались, а когда попадали, никакого эффекта это не давало. Один расчет попал в танк девятью снарядами, но безрезультатно”, – говорится в публикации американского издания.

Ни артиллерийскими обстрелами, ни авиаударами, ни контратакой силами лаосских войск во главе с двумя офицерами американского спецназа выбить наступающие вьетнамские войска не удалось. Выжившие южновьетнамские, американские и лаосские военнослужащие бежали из Лангвея на следующий день, когда лагерь пал. Они оставили на поле боя 300 погибших.

Советские плавающие ПТ-76 также широко использовались в индо-пакистанской войне 1971 года и как нельзя лучше подходили для действий в дельте Ганга. Всего за две недели боев ими было подбито 66 танков “Чаффи” и три канонерских лодки армии Пакистана. Индусы потеряли 13 машин. 

Однако у танка Т-76 было несколько недостатков. Прежде всего слабая броня, которая пробивалась из крупнокалиберного пулемета, маломощный двигатель и внушительные габариты машины, которая размерами даже превосходила танк Т-54.

Следует подчеркнуть, что конструкция ПТ-76 полностью соответствовала задаче, ради решения которой он создавался, – форсирование водных преград с ходу, захват и удержание плацдарма до подхода главных сил. Он обеспечивался исключительными водоходными качествами, в жертву которым принесли в первую очередь броневую защиту. Вся история боевого применения ПТ-76 только подтверждает, что во всех случаях, когда эти машины использовались по назначению, им сопутствовал успех.

Во вьетнамской армии сейчас состоят на вооружении десятки модернизированных танков ПТ-76.

rg.ru

описание, характеристики и интересные факты

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.

История создания

Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).

Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.

Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование “плавающий танк ПТ-76” и был принят на вооружение.

Конструкционные особенности

Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:

  1. Отделением управления, размещенным в носовой части.
  2. Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
  3. Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).

В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.

Танк ПТ-76: характеристики

Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:

  • Тип машины – плавающий танк.
  • Год выпуска – 1951.
  • Состав экипажа – три человека.
  • Схема компоновки – классическая.
  • Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
  • Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
  • База – 4,08 м.
  • Колея – 2,74 мм.
  • Просвет дорожный – 37 см.
  • Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
  • Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
  • Дальность выстрела – до 12 км.
  • Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
  • Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
  • Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч – на плаву.
  • Вес – 14 тонн.
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.
  • Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
  • Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
  • Мощность удельная – 17,1 л. с/т.

Приспособления наблюдения и связи

Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.

Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.

В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.

Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части

По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.

При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.

Модификации

На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:

  1. Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
  2. Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
  3. В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
  4. На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.

Интересные факты

Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.

Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.

В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.

Участие в других военных конфликтах

Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:

  • Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
  • Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
  • Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
  • Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.

В завершение

Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.

Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».

fb.ru

Средний транспортный самолет Ил-76Т. – Российская авиация

Средний транспортный самолет Ил-76Т.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост грузовых воздушных перевозок. В те годы значительное количество грузов перевозили на пассажирских самолетах за счет их догрузки, а крупногабаритные грузы и технику перевозили на транспортных самолетах Ан-12 или на самолетах Ан-22, которые находились на вооружении ВТА. Необходимость доставки грузов воздушным транспортом, особенно в отдаленные и бездорожные районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также потребность в быстром повышении эффективности парка транспортных самолетов МГА определили целесообразность создания в нашей стране нового транспортного самолета или использования создаваемого в те годы самолета Ил-76 в интересах МГА. В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76.

В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской авиации Аксенов.

В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск. Командиром экипажа был А.М.Тюрюмин, ведущим инженером по летным испытаниям В.В.Шкитин. В ходе этой пробной эксплуатации были впервые проведены воздушные перевозки грузов в контейнерах, с использованием легкосъемного напольного оборудования самолета, что позволило применить новые технологии в авиационных перевозках.

В декабре 1975-го — феврале 1976 года в этом регионе с более сложной программой работал первый опытный самолет, который также перевозил различные грузы в города Западной Сибири. Было перевезено более 1 700 т грузов, включая различную инженерную и строительную технику, автомобили, автобусы типа «Икарус». Командиром экипажа в этой экспедиции был Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов, ведущий инженер — И.Б.Воробьев.

В декабре 1976 года в Тюменское управление гражданской авиации поступили два серийных самолета Ил-76. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.

География полетов самолетов Ил-76Т связана с освоением районов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Самолет надежно работает на грунтовых и заснеженных аэродромах в сложных погодных условиях. Весной 1978 года самолеты Ил-76Т вышли на международные трассы и сегодня они летают во всех регионах мира, в любых климатических условиях.

«Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным, удовлетворяющим требованиям по решению стоящих перед отраслью задач. И в то же время поражали воображение его комфортность для экипажа, автономность, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки (даже «с земли»), возможность использования для взлета и посадок грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров, с простейшими средствами УВД и минимумом аэродромного оборудования.» (Из выступления бывшего командира отряда самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П.Александрова на летно-технической конференции, посвященной 20-летию летной эксплуатации самолетов Ил-76 в гражданской авиации).

Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины. Это устройство позволяет перевозить длинномерные грузы типа труб, листового проката, профилей и различного нефтегазового оборудования, обеспечивая при этом наиболее полное использование грузоподъемности самолета.

Одновременно с созданием модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ ОКБ приступило к созданию еще одной модификации самолета — транспортный самолет Ил-76ТФ. Этот самолет отличается от своего военного аналога тем, что с него, как в свое время при создании самолетов Ил-76Т из Ил-76М и Ил-76ТД из Ил-76МД, снято все вооружение и специальное оборудование. За счет снижения массы оборудования увеличена дальность полета самолета Ил-76ТФ и снижены прямые эксплуатационные расходы.

В ОКБ прорабатывался вопрос создания самолета Ил-76ТФ с французскими двигателями CFM-56-5C4. В основном характеристики самолета получились такие же, как и у самолета Ил-76ТФ. Самолет создавался в качестве подстраховочного варианта на случай отсутствия в достаточном количестве двигателей ПС-90А-76. Кроме того, таким образом могли быть решены вопросы предполагаемых экспортных поставок самолетов.

ЛТХ:

Модификация: Ил-76Т
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 104000
-максимальная взлетная: 170000
-полезной нагрузки: 43400-47000
Максимальное количество топлива, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность полета, км
-с грузом 20 т: 6100
-с грузом 47 т: 3000
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7
Полезная нагрузка: 47 т коммерческого груза; при необходимости — 140 солдат или 128 парашютистов.

Ил-76Т на стоянке.

Ил-76Т на стоянке.

Ил-76Т Ливийской Джемахерии.

Ил-76Т заходит на посадку.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

.

.

Список источников:
Авиация и Космонавтика. Николай Тиликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Оперативно-тактический ВТС Ил-76.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Г.В.Новожилов. Самолет-солдат.
Крылья Родины. Г.Пакилев. Ил-76 — «рабочая лошадка» ВТА.
Роман Астахов. Русская Сила. Военно-транспортный самолет Ил-76.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

ПИСЬМО ЦБ РФ от 24.03.2000 N 76-Т “О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ”

ПИСЬМО ЦБ РФ от 24.03.2000 N 76-Т “О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ”

В связи с запросами Главных управлений ( Национальных банков) Центрального банка Российской Федерации о порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах кредитными организациями, действующими в форме акционерных обществ, на основании Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30.09.99 N 7 “О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ” сообщаем следующее.

Акционерные общества на основании статьи 93 Федерального закона ” Об акционерных обществах” обязаны представлять отчетность об их аффилированных лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьями 42 и 43 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, принимает решения по вопросам контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов о ценных бумагах. Таким образом, Постановление ФКЦБ России от 30.09.99 N 7 обязательно для всех акционерных обществ, в том числе для кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 30.09.99 N 7 акционерные общества должны представлять информацию об аффилированных лицах в регистрирующий орган, а также уведомлять регистрирующий орган о любых изменениях, происшедших в списке их аффилированных лиц. Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)” регистрирующим органом выпуска ценных бумаг кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ, является Банк России.

На основании вышеуказанного кредитные организации, действующие в форме акционерных обществ, обязаны осуществлять ведение учета аффилированных лиц и представлять информацию об аффилированных лицах кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ, в соответствии с требованиями Постановления ФКЦБ России от 30.09.99 N 7 в территориальные учреждения Банка России ( Главные управления, Национальные банки), осуществляющие надзор за деятельностью кредитных организаций. Территориальное учреждение ( Главное управление, Национальный банк) Банка России вправе требовать от кредитной организации, действующей в форме акционерного общества, представления информации о любых изменениях, происшедших в списке аффилированных лиц этой кредитной организации.

В связи с необходимостью автоматизации обработки и анализа информации об аффилированных лицах кредитные организации обязаны представлять одновременно списки аффилированных лиц и информацию в виде электронной записи бумажного оригинала. Кредитные организации формируют информацию в формате Microsoft Word. Файл с информацией архивируется в файл nnnnXYYQ.arj, где nnnn – регистрационный номер кредитной организации (числовая часть), YY – две последние цифры года, Q – порядковый номер файла в текущем году. В случае, если регистрационный номер менее 4 знаков, в начало имени файла добавляются нули (пример: Per. N 61, то имя файла 0061X001.arj). Заархивированный файл, не содержащий вирусов, направляется на магнитном носителе в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль за деятельностью кредитной организации. Идентичность текстов списка аффилированных лиц кредитной организации, представленных на бумажном носителе и в электронном виде, подтверждается письмом, подписанным председателем правления (директором, генеральным директором) кредитной организации.

Полученные территориальными учреждениями Банка России ( Главными управлениями, Национальными банками) магнитные носители проверяются на отсутствие компьютерных вирусов, и файлы размещаются в системе Ремарт не позднее пяти дней с момента получения информации от кредитной организации по адресу: библиотека UCB, каталог AFF.

Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм Банка России осуществляет ведение Реестра аффилированных лиц кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ.

Заместитель
Председателя Банка России
В.Н.ГОРЮНОВ

\r\n

zakonbase.ru

76,2-мм нарезная танковая пушка Д-56Т (Д-56ТМ) (СССР)


76,2-мм нарезная танковая пушка Д-56Т (Д-56ТМ) являлась основным оружием легкого танка ПТ-76. Она предназначалась для уничтожения живой силы противника, подавления и уничтожения огневых средств и артиллерии противника, уничтожения танков и мотомеханизированных средств противника, а также разрушения укрытий легкого полевого типа. Пушка была разработана в 1949-1950 гг. в КБ завода №92 под руководством главного конструктора завода А.И. Савина для опытного плавающего танка Р-39. В период отработки и постановки на серийное производство на заводе №9 пушка имела обозначение ЛБ-76Т. При серийном производстве пушке был присвоен индекс Д-56Т.

Пушка обеспечивала поражение бронебойным снарядом БР-354, имевшим массу 6,5 кг и начальную скорость 655 м/с, пробитие на дальности 1000 м вертикально расположенной монолитной броневой плиты толщиной 80 мм. При стрельбе из танка дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляла: осколочно-фугасным снарядом -820 м, бронебойным снарядом – 780 м, подкалиберным снарядом – 1060 м. Дульная энергия пушки составляла 1,49 МДж (152 тс-м). Клиновой с вертикальным перемещением клина и полуавтоматикой механического тина затвор обеспечивал скорострельность до 10 выстр./мин. Ствол пушки длиной 3290 мм состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, накладки, обоймы и бескамерного дульного тормоза реактивного типа. За счет применения гидравлического тормоза отката веретенного типа, работавшего во взаимодействии с гидропневматическим накатником и дульным тормозом, предельная длина отката не превышала 550 мм. Цилиндры тормоза отката и накатника были закреплены в обойме ствола и при выстреле откатывались вместе со стволом. Люлька – литая, обойменного типа. Спусковой механизм состоял из электроспуска и механического (ручного) спуска. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъемного механизма, а рычаг механического спуска – на щите ограждения пушки. Пушка была оборудована подъемным механизмом секторного типа со сдающим звеном и компенсирующим механизмом пружинного типа. Наибольший угол возвышения – 30°, склонения – 5°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШК-66. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляла 4000 м.

 

С ноября 1955 г. на танке ПТ-76 начала устанавливаться 76,2-мм танковая пушка Д-56ТМ, которая отличалась от пушки Д-56Т, в основном, наличием двухкамерного дульного тормоза, эжекционного устройства для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и установкой предохранителей от самоспуска ударника. Масса пушки составляла 665 кг. Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы с бронебойным трассирующим (БР-350А, БР-350Б, БР-354), подкалиберным (БР-354Н, БР-354П), кумулятивным (БК-354, БК-354М), осколочно-фугасным (ОФ-350) и осколочным (0-350А), снарядами. Выстрелы УБР-354, УБР-354А и УБР-354Б с бронебойными снарядами предназначались для стрельбы по бронированным целям – танкам, самоходным орудиям, бронетранспортерам, амбразурам огневых точек и другим целям противника, прикрытым броней, а также для уничтожения живой силы, находящейся за броней. Выстрелы УБР-354Н с подкалиберным снарядом обтекаемой формы и УБР-354П с подкалиберным снарядом катушечной формы предназначались для стрельбы по тяжелым танкам и самоходным орудиям прямой наводкой на дальностях до 1500 м и до 500 м соответственно. Для поражения средних и тяжелых танков и самоходных орудий прямой наводкой на дальностях до 2000 м применялись выстрелы УБК-354 и УБК-354М с кумулятивными снарядами. Причем наиболее эффективной являлась стрельба на дальности до 500 м.

 

Стрельба на дальностях свыше 1000 м была малодействительна из-за большого полетного времени кумулятивного снаряда и необходимости введения в прицел значительных упреждений. Выстрелы УОФ-354М, УО-354АМ УОФ-353М, УО-353АМ с осколочно-фугасными ОФ-350 стальными снарядами и осколочными cнapядaми О-350А из сталистого чугуна предназначались для стрельбы по живой силе, пехотным огневым точкам и артиллерии противника, а также для разрушения легких полевых сооружений (при стрельбе осколочно-фугасными снарядами). Наиболее эффективной стрельбой по живой силе противника являлась стрельба на рикошетах, при которой разрыв осколочно-фугасного снаряда происходил на высоте 3-6 м над целью. При проведении учебных стрельб вместо боевых бронебойно-трассирующих снарядов использовались выстрелы УШ-Р-2-354 со стержневой шрапнелью Р-2. Боевые выстрелы для 76,2-мм пушки Д-56Т состояли из снаряда, латунной гильзы с капсюльной втулкой КВ-4 и боевого порохового заряда. Выстрелы УОФ-353М, УО-353АМ и УШ-Р-2-354 могли иметь стальную гильзу.

 

В 1956-1957 гг. пушка была доработана для установки блоков двухплоскостного стабилизатора оружия СТП-2П «Заря». 10 января 1958 г. приказом министра обороны СССР на вооружение Советской Армии был принят танк ПТ-76Б с пушкой Д-56ТС. Люлька 76,2-мм нарезной пушки Д-56ТС отличалась от люльки пушки Д-56ТМ наличием кронштейнов для крепления блоков стабилизатора СТП-2П (гироблока и штока исполнительного цилиндра). Для устранения момента неуравновешенности ствола кожух ресивера эжекционного устройства стал изготавливаться из листовой стали толщиной 4 мм вместо 3 мм. Кроме того, в отличие от пушки Д-56ТМ, в пушке Д-56ТС вместо блокирующего прибора ВС-11 устанавливался прибор автоблокировки, входивший в комплект стабилизатора «Заря».

www.dogswar.ru

Книга I. Повесть о студенческой группе «76-Т3». «Тринити»

 

Глава 1

АРХИВ НА ПОБЕРЕЖЬЕ

Я работал корреспондентом отраслевой газеты — мотался по стране.

Обретаясь в самых низах журналистской карьеры, мы с напарником Олегом Мельниковым вели репортажи с новых объектов по добыче нефти и газа то на Ямале, то в Надыме, то в Тюмени.

Как-то нас развернуло на юг и угораздило отражать введение в строй участка трубопровода в Средней Азии, почти на самом побережье Аральского моря. Побережье — очень смело сказано, когда перед тобой замерзшая пустыня с утопленными в землю кораблями и баржами да отступившее за горизонт обмелевшее море, от одного вида которого в лучах заходящего солнца на зубах скрипела пескосмесь — песочная пудра с солью.

Первый день считался днем заезда — мы ничего не делали, а просто свыкались с судьбой.

Под ночлег нам с Олегом выделили балок — перегороженную пополам обрученную фанерную бочку на длинных деревянных полозьях. Все хозяйство балка состояло из буржуйки в тамбуре при входе и двух оргалитовых лежаков в комнатах по торцам.

В предвкушении завтрашних мотаний по магистральному газопроводу мы перекусили в столовой бешбармаком из какой-то собачатины и уединились в бочке, как два Диогена.

На улице было минус десять в тени, но из-за ветра казалось, что все сорок.

Окаменевшие до синевы мореные дрова разгорались плохо, и напарник изводил спички коробок за коробком. Он поленился набрать верблюжьего кизяка по совету местных кара-калпаков, и мучался, как древний человек. Спички должны были вот-вот закончиться.

Тогда, пошарив по шкафам, Олег нашел какой-то ящик с макулатурой и пустил все его содержимое на розжиг. Бумага оказалась кстати, но сгорала очень быстро, и печку по-прежнему не удавалось затопить как надо. Ветер пытался укатить нашу бочку вслед за шарами перекати-поля и задувал в трубу с такой силой, что пламя то и дело гасло. Напарник упрямо брал очередную стопку бумаги и начинал все снова. При этом он безудержно хохотал и катался по ледяному полу тамбура. Укутавшись в «доху на рыбьем меху» — совершенно нежизнеутверждающую демисезонную кацавейку, — я попросил его заткнуться, но он, при всем уважении ко мне, оказался не силах отозваться на просьбу. Его смех был настолько безудержен и не к месту, что я всерьез заинтересовался происходящим. Оторвавшись от своей книги, я стал исподтишка наблюдать за напарником — не заболел ли он, часом? Хворь, она ведь у каждого начинается по-своему. И тут я понял, что Олег смеется над текстами, которыми испещрена бумага. Перед тем как отправить в огонь очередную стопку, мой напарник прочитывал ее и просто давился от смеха. Пол под ним начал оттаивать. Мне стало совсем любопытно. Я вышел в тамбур, вынул из ящика и просмотрел наугад несколько страниц. Это был чей-то архив. То ли брошенный, то ли забытый дневниковые записи, наброски, письма.

Я в безакцептном порядке изъял у напарника ящик и, как жлоб, унес на свою половину. Напарник обиделся и несколько раз порывался продолжить инквизицию, но я заперся и больше не впускал его к себе.

Олегу ничего не оставалось, как отправиться на улицу за кизяком, а я решил основательно исследовать бумаги. Они были все переворошены, но читались с интересом даже вне всякой последовательности. Текст имел своеобразную стилистику, был аритмичен и не имел ни начала, ни конца, словно автор отмахивался от идущих к нему со всех сторон слов и на бумагу прорывались только самые отчаянные и смелые выражения, за которыми было не уследить. Создавалось впечатление, что в эту малообитаемую местность владелец архива забрался для того, чтобы избавиться от ребенка, появление которого было совершенно некстати.

Можно было догадаться, что автор много раз начинал сначала, не решаясь, в каком из качеств применить себя, что-то мешало ему быть последовательным. То он заходил с точки зрения документальной и частил вставками из дневников, то обращался к вымыслу и полностью пропадал сам как участник событий. Первое лицо переходило во второе, в третье, потом обратно. С этими бумагами у автора явно что-то не получалось, что-то не позволяло ему быть ординарным. А может быть, не с бумагами было неладно, а с самой жизнью, их породившей.

Я зачитался допоздна, но одолеть за раз все бумаги не удалось. Перед рассветом тепло расползлось по всему балку, и сон сморил меня.

Проснувшись, мы с Олегом поводили по зубам щетками — с пастой, но без воды, отплевались и отправились на работу.

litresp.ru

Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76ТД: технические характеристики

Ил-76 — тяжелый военно-транспортный самолет, модель, которая летает уже более четверти века. На его основе были созданы различные модификации, как гражданские, так и военные. Видоизменялось и само судно, добавлялись новые возможности, расширялись уже существующие. Несмотря на достаточно серьезный возраст, на базе данной машины по-прежнему проектируются новые версии.

Модель ТД стала одной из таких модификаций. ОКБ Ильюшина представило ее в 1982 году, через несколько лет после старта производства прототипа. Два символа в названии расшифровываются как «транспортный дальний». Другие детали, отличающие эту версию, мы рассмотрим ниже.

История создания

В середине 60-х годов прошлого века ОКБ Ильюшина получило заказ на разработку транспортного самолета. Работа велась в течение нескольких лет, и закончилась на рубеже 70-х. Уже в марте 1971 года первый опытный самолет Ил-76 поднимается в воздух. В том же году на авиасалоне во Франции он представляется широкой публике.

В 1973 году модель поступает в серийное производство. Первые машины были собраны на авиазаводе им. Чкалова в Ташкенте. Через несколько лет, в 1976-м, самолет принимается и военными. С этого момента Ташкент становится главным заводом-изготовителем этой модели. В те же годы разразилась война в Афганистане, и, по неофициальным сведениям, 95 % перевозок транспорта и личного состава в ходе военных действий перебрасывалось именно новинкой советского авиастроения — Ил-76.

На сегодняшний день более современные модификации этой машины по-прежнему составляют основу военно-транспортной авиации России. И хотя самолет относится к грузовому парку — именно в годы Афганистана он обзавелся парой небольших пушек калибра 23 мм, расположенных в хвостовой части.

Описание

Транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом для Советского Союза, основной силовой установкой которого являлись турбореактивные двигатели. В остальном машина собиралась по обычному для тяжелой авиации принципу: стреловидные крылья и Т-образное хвостовое оперение с одним килем. Отличительной чертой можно назвать полную герметизацию как служебных, так и грузовых отсеков. В самолете три грузовых люка, из которых один в корме и два в передней части. Такое расположение позволяет выпускать десант сразу в 4 потока (задний люк из нескольких створок), но на практике это не применялось. В большинстве случаев десант выбрасывался только из передних люков, тогда как из заднего с помощью парашютов выпускалась тяжелая техника.

В то же время, как и любой самолет такого типа, Ил-76ТД имеет специальное оборудование, расположенное в два яруса, четыре электротельфера и, конечно же, несколько грузовых лебедок. Конструкция заднего люка стандартная, в три створки, две из которых открываются в стороны, а центральная опускается вниз, образуя своеобразный трап для въезда или вкатывания. Кроме него, в грузовом трюме есть несколько рольганговых дорожек для облегчения перемещения больших контейнеров.

Самолет имеет 4 мощных двигателя, размещенных на пилонах под крыльями. При взгляде спереди или сверху хорошо заметно, что крылья находятся над фюзеляжем, в своеобразном выступе, который вместе с передним (о котором чуть ниже) является характерным отличием прототипа, присутствующими и в его модификациях, включая гражданскую версию Ил-76ТД. Мощная система шасси, скомпонованная по пятиточечной схеме (4 под крыльями, 1 под носом), позволяет производить посадку не только на бетонные полосы, но и на грунтовку.

Модификации

Прежде чем переходить к модификациям, следует заметить, что модель, описываемая нами, родилась ранее в реале, чем на бумаге. Первоначально эти буквы получил военный самолет с усиленными топливными баками, а также новыми двигателями. Потом, спустя какое-то время, когда конструкторы стали делать гражданские версии, один из новых вариантов получил старое наименование.

  • Ил-76 — военно-транспортный самолет. Послужил прототипом для целой серии последующих грузовых машин.
  • Ил-76Т — в данной модификации добавили дополнительный топливный бак. Версия стала экспериментальной, но повышенный запас горючего смог существенно увеличить дальность полета.
  • Ил-76ТД — получил турбовентиляторные двигатели Д-30КП-1. В остальном полностью повторяет предыдущую разработку.
  • Ил-76ТДП — также повторяет более ранние разработки. Основное применение — тушение лесных пожаров, для чего слегка изменен грузовой трюм и установлена система сброса воды.
  • А-50 — в основе этой разработки лежит все тот же прототип с дополнительным топливным баком. На самолет устанавливалась система ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения и управления).
  • Ил-76М — комбинированный вариант специально для ВВС. В технической части повторяет версию Т, но имеет пушечное вооружение, а также возможности А-50.
  • Ил 76МД — военный вариант выше указанного ТД. Новые двигатели и военная «начинка». Мог перевозить средние танки или военные подразделения численностью до 200 человек.
  • Ил-76ЛЛ — данная версия собиралась в единичных экземплярах и являлась летающей лабораторией для разработки и испытания новых двигателей. Заказчиками выступали сами разработчики ОКБ Ильюшина.
  • Ил-78 — самолет-топливозаправщик. Минимум вооружения, минимум нагрузки. Два дополнительных топливных бака.
  • Adman1 — версия А-50, собранная для ВВС Ирака. Имел дополнительную РЛС.
  • Adman2 — машины также направлялись в ВВС Ирака. Этот самолет занимался контролем и наведением истребителей.

Нестандартные разработки

Кроме версии ЛЛ, которая создавалась для разработчиков, выпустили еще несколько нестандартных вариаций. По неофициальным сведениям, существовали в 1-2 экземплярах и собственного символ-цифрового имени не получили. В качестве прототипа для всех послужил Ил-76Т — самолет с увеличенным запасом топлива. Среди них был летающий госпиталь, носитель лазерного оружия и даже тренажер условий невесомости, разработанный специально для космонавтов.

Грузоподъемность

При разработке любого современного самолета, неважно, какого типа, конструкторы должны учитывать множество как внешних, так и внутренних параметров, иначе судно просто не сможет подняться в воздух. Когда разработки завершены и начато серийное производство, авиакомпании-покупатели будут обращать внимание уже на другие свойства, но одно из них будет общим и у конструкторов, и у перевозчиков.

Это — грузоподъемность. Ил-76ТД в ходе многочисленных модернизаций получил возможность нести в полтора раза больше, чем его прототип. У первых машин была заявлена цифра в 28 тонн. У последних разработок — 42, а в новых модификациях — до 60 тонн.

Экипаж

Как большая часть советской транспортной авиации, самолет получил круговое остекление в носовой части. Верхняя часть, где находилось основное управление, и нижняя — штурманская рубка. В состав экипажа Ил-76ТД входило 5 человек. Это первый пилот (он же КВС), второй пилот, бортинженер и радист. Также в команду входил штурман. Первые самолеты и чисто военные версии имеют в экипаже еще двоих — это солдаты-стрелки. Именно штурманской рубке самолет обязан несколько необычным внешним видом носовой части.

Заправка

Отдельного упоминания заслуживает топливная система. В обычном гражданском лайнере, вне зависимости от количества двигателей, имеется два, иногда три бака. Стандартная инструкция по технической эксплуатации Ил-76ТД упоминает 12 баков, разделенных на 4 секции (по количеству моторов). В каждой из них идет еще свое деление на основной, дополнительный и запасной резервуары. Таким образом, пилот имеет достаточно гибкую возможность управления расходом горючего и может своевременно отреагировать на любые непредвиденные ситуации. Полная емкость всех баков превышает отметку в 100 тысяч литров горючего.

Характеристики

Мы рассмотрели отдельные параметры самолета Ил-76ТД. Технические характеристики сведем в общий список.

Учитывая, что многие самолеты уже летают более четверти века, начнем с того, что заявленный разработчиками срок службы — 30 лет. Правда, стоит отметить, что новые модификации по-прежнему сходят с конвейера, только уже не в Ташкенте, который сегодня считается заграницей, а в Ульяновске.

  • Размах крыла — 50 м.
  • Площадь крыла — 300 кв. м.
  • Длина самолета — 46,5 м, грузовой кабины — 24,5.
  • Высота (по килю) — 14,7 м; грузовой кабины — 3,4 м.
  • Ширина — 3, 45 (грузовой отсек).
  • Объем — 321 куб. м.

Заметим, что фюзеляж в разрезе представляет правильный круг, также нужно сказать, что в самолете есть возможность установки второй рампы, при этом длина грузовой кабины незначительно, но уменьшается.

Летные данные:

  • Минимальный взлетный вес — 88 тонн, максимальный — 210.
  • Крейсерская скорость — 800 км/час, максимальная — 850.
  • Дальность полета — 4 000 км, максимальная — 6 000.
  • Практический потолок — 12 000 м.
  • Посадочная скорость — 210 км/час.
  • Длина впп для взлета (мини) — 850 м, для посадки — 450 м.
  • Двигатели — 4 (ТВД Д-30КП-2).
  • Тяговой усилие — 12 000 кгс на каждом.
  • Топливо во всех баках — 109,5 л.

Запрет на полеты

Начало нового века ознаменовалось черной полосой в развитии 76 модели. В 2000 году ИКАО (международная организация, курирующая всю гражданскую авиацию) ужесточила требования к современным самолетам. Для машины, не отвечающей новым стандартам, закрывались аэропорты Европы, Северной Америки, Японии и даже Австралии. Основными претензиями к ИЛ-76 стали шум и загрязнение воздуха.

Результатом модернизации оборудования стала версия, получившая в дополнение к основному индекс 90ВД. Самолеты нового класса без ограничений летают по миру, доставляя грузы в самые разные уголки планеты.

В настоящее время

С момента первого взлета 76-й прослужил в ВВС Союза 15 лет и продолжают служить странам СНГ. Новые версии есть у России, Украины, Белоруссии и других стран. Несколько сотен машин было собрано на экспорт. Кроме армии, можно назвать несколько структур, которые сегодня используют Ил-76ТД. МЧС, спасательные службы, силовые структуры, а также некоторые авиакомпании, занимающиеся только грузовыми перевозками. Существует даже неофициальная классификация: Ан-124 — самый большегрузный, один из 747-х “Боингов” — самый длинный, а Ил-76 — самый многоцелевой.

Заключение

Ил-76ТД — гражданский грузовой самолет, который не так известен, как разработки Антонова, но, тем не менее, благодаря возможностям посадки как на грунтовые, так и на бетонные полосы получил не менее широкое распространение. Несмотря на более чем почтенный возраст, данная модель послужила и наверняка еще послужит прототипом для более новых, современных, но не теряющих элегантного облика обычных и военных «грузовиков».

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *