К 324 – К-324 — Википедия (с комментариями)

alexxlab | 12.06.2020 | 0 | Вопросы и ответы

Содержание

К-324 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<th colspan=”3″ align=”center”>История корабля</th>
К-324
К-324 в «Эпизоде с антенной»
Государство флага
Спуск на воду7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота2000 год
Современный статусвыведена из состава ВМФ
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО«Victor-III»
Скорость (надводная)
11,6 узла
Скорость (подводная)31 узел
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения600 м
Автономность плавания80 суток
Экипаж96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное6 990 т
Водоизмещение подводное7 250 т
Длина наибольшая (по КВЛ)106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб.10,8 м
Средняя осадка (по КВЛ)7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:
  • торпед типа 53-65К, СЭТ-65,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружениеподводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед
К-324К-324

К-324 — советская подводная лодка проекта 671РТМ «Щука», седьмой корабль в серии.

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году — 11-й, в 1992 году — 33-й, в 1994 году — вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терехина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн», записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса, которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану, откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Напишите отзыв о статье “К-324”

Ссылки

  • [www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/671RTM/K-324/K-324.htm К-324, Б-324, 671РТМ]
  • [www.youtube.com/watch?v=RTLs0TL2Nro Загадка “Черного принца”]
  • [www.rg.ru/2004/04/30/peretagivanie.html Связанные одной цепью]

Отрывок, характеризующий К-324


Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.

wiki-org.ru

Атомное “перетягивание каната” — Российская газета

ЧП международного масштаба

Об этом происшествии доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую атомную подводную лодку К-324. Ее командир – капитан 2 ранга Вадим Терёхин подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу.

Андропов бросил взгляд на настольный календарь – 31 октября 1983 года… Он хорошо помнил, как в октябре 1962 года в том же Саргассовом море с его заклятым Бермудским треугольником едва не разразилась термоядерная война в ходе так называемого “ракетного кризиса”. Тогда точно так же американские корабли держали в тесном оцеплении всплывавшие на зарядку батарей советские субмарины, посланные на прорыв морской блокады.

В молодые годы Юрий Андропов носил китель с якорями на пуговицах, учась в Рыбинске на речного судоводителя, и потому благоволил к морякам. Но подводники в тот год его просто достали. Сначала в июне на Камчатке затонула атомарина К-429 (четырнадцать человек погибли), потом в Мотовском заливе выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения К-245. И вот теперь новый казус в Саргассах с К-324, который грозил непредсказуемым поворотом событий.

Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков доложил как всегда рассудительно и уверенно:

– К-324 временно лишилась хода. На помощь ей следует спасательное судно “Алдан”. Реактор в штатном режиме. Все люди на борту живы и здоровы.

Он не сказал лишь о том, что встреча спасателя с аварийной лодкой произойдет не ранее, чем через десять суток. А все это время К-324 проведет борт о борт с американскими эсминцами, которые держали беспомощную атомарину под дулами своих пушек.

– Почему они так привязались к нашей лодке? Она что – нарушила территориальные воды США? – недоумевал генсек.

– К-324 находится в международных водах, – отвечал главком. – Обыкновенная провокация на фоне высадки американской морской пехоты на Гренаду.

Это было похоже на правду. Пентагон двинул к небольшому островному государству целую армаду, от которой собственно и отделились два эсминца для конвоирования всплывшей атомарины. Но Горшков, как, впрочем, и сам командир К-324 Терёхин, еще не знал истинной причины столь агрессивного натиска на попавшую в беду подводную лодку.

Командир несчастной “Щуки”, или “Призрак 7-го заказа”

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка К-324 (по натовской классификации “Виктор III”, по советской – “Щука”; американцы же прозвали ее “Черным принцем” за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

Русским достался роскошный трофей с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков. И где – на полигоне ВМС США!

К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал “Черного принца”. На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека – не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, “невезучая” К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить “империю зла” ракетным частоколом в виде “Першингов”, размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, “с американским “кольтом”, приставленным к виску”. Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая “Першинги” на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат “Макклой”. Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир “Макклоя” работал с американской атомариной “Филадельфия” (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к “Макклою” на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой “Щуки”. Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат “Макклой” входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия – а что же еще?! – но спрашивать будут с него.

Уже светало. “Щуку” вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий… Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины – со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Перетягивание каната по-американски

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская “Виктор III”, и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца “Питерсон” и “Николсон”. Они сразу поняли причину аварии – за “Черным принцем” тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился “Макклой” и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где – в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом – капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир “Питерсона” вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс “Шквал” чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, “АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды “Сирена” и другие средства “спецназначения”, многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки”.

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость – “давайте мы вам поможем!” Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный “Шквал” – офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

– Командир турбинной группы капитан-лейтенант Букин, – вспоминает те тревожные дни старший мичман Сергей Блажков, – предложил сформировать аварийную партию, чтобы освободиться от троса. Однако все попытки ни к чему не привели: трос был слишком плотно намотан на винт, к тому же был сделан из такого прочного материала, что его не брал ни один инструмент. Американские корабли нашим тщетным усилиям не мешали, хотя опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. В диком напряжении прошли сутки. Неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их “Макклоем”: под К-234 подошла атомная подводная лодка “Филадельфия”…

В книге “История подводного шпионажа против СССР”, выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: “Подлодка (К-324) всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей… Подлодка “Филадельфия” маневрировала около лодки типа “Виктор” и подошла вплотную снизу, чтобы получше рассмотреть ее. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки “Филадельфия”…

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины “скованы одной цепью”, точнее связаны одним тросом. Перетягивание каната – любимое развлечение моряков на всех флотах мира. Но когда канат тянут две атомные подводные лодки, дело пахнет не просто порохом, а оружейным плутонием… По счастью, (в который раз “по счастью”?) бронированный кабель-шланг лопнул и “Филадельфия” унесла капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Инцидент был бы исчерпан, если бы на винтах К-324 не оставалось свыше 400 метров низкочастотной антенны…

На десятые сутки вынужденного совместного плавания с игрой мускулов и поединком амбиций к месту конфликта подошло, наконец, спасательное судно “Алдан” и стало заводить на К-324 буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

– Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса, – рассказывает бывший старпом К-324 ныне капитан 1 ранга запаса Александр Кузьмин. – Стреляли в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя… Однако начинать из-за “куска шланга” пусть и с секретной начинкой третью мировую войну никто не захотел. “Алдан” прикрывал нас своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку “за ноздрю” на Кубу. Там в бухте Нипе кубинские моряки помогли освободить нам винт от троса, который тут же затребовала Москва.

– Видимо, там наш трофей оценили, – продолжает рассказ старпома Блажков, – нам даже предоставили четверо суток внепланового отдыха на курорте. Но Вадим Александрович Терёхин, взяв в толк обостряющуюся международную обстановку, отказался от этого заманчивого предложения. И мы с рассветом 13 ноября 1983 года снова вышли в море. До точки погружения нас провожали кубинские ракетные катера…

Вместо послесловия

В 1996 году из-за банальной нехватки средств на ремонт “Черный принц” был выведен в отстой. Он и сейчас доживает свой век на плаву, ожидая очереди на разделку.

А давнее “перетягивание каната” в Саргассовом море получает сегодня вполне счастливый финал. Бывший старпом К-324 капитан 1 ранга Александр Кузьмин, глава Союза подводников Украины, принимает в Киеве былых недругов, ныне ветеранов подводного флота США. Все вместе отправляются в Одессу, где пройдет 43-й международный конгресс подводников. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому оба. Впрочем, у американцев нет аналога этой русской пословицы. А поминать будут тех, кто навсегда остался в море.

rg.ru

324 – это… Что такое К-324?

К-324
К-324 в «Эпизоде с антенной»
История корабля
Государство флага
Спуск на воду7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота2000 год
Современный статусвыведена из состава ВМФ
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта671РТМ «Щука»
Классификация НАТО«Victor-III»
Скорость (надводная)11,6 узла
Скорость (подводная)31 узел
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения600 м
Автономность плавания80 суток
Экипаж96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное6 990 т
Водоизмещение подводное7 250 т
Длина наибольшая (по КВЛ)106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб.10,8 м
Средняя осадка (по КВЛ)7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2 x 600 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:
  • торпед типа 53-65К, СЭТ-65,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружениеподводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

К-324 — советская подводная лодка проекта 671РТМ «Щука», седьмой корабль в серии.

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году — 11-й, в 1992 году — 33-й, в 1994 году — вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года, лодка под командованием капитана 2 ранга В. А. Терехина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн», записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата, лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса, которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата, лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану, откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Ссылки

dic.academic.ru

“Загадка черного принца”. К-324, ССВ-506 и “как всё было на самом деле”.

Вокруг фильма “Загадка черного принца” крутилось много прибрежной пены.

На снимке: К-324, ССВ-506 “Находка”, эм USS Peterson ( DD-969 )

Я решил опубликовать рассказ, которым со мной любезно поделился непосредственный участник событий – к3р Александр Воробьев :
Первый раз посмотрел в интернете фильм “Загадка черного принца” 22 февраля 2012 года, спустя 28 лет после этого события, непосредственным участником которого я являлся.
В то время я был кап. 3-го ранга и находился на борту ССВ-506 в качестве наставника командира БЧ-4 (лейтенанта из студентов). Одновременно имея образование радиоразведчика (окончил Академию Связи, факультет радиоразведки, группа КГБ), консультировал по вопросам разведки командира ССВ-506 кап.3-го ранга Л. Шутова.
Я крайне удивлен выдумками автора фильма, который свалил в кучу все противоречивые события 1983 года, а особенно “геройством” командира К-324.


С 23 по 28 октября 1983 года мы находились в Гаване с задачей пополнения запасов и отдыха экипажа. События в Гренаде начались 25 октября, а 27 октября все было закончено. Фидель Кастро объявил в стране чрезвычайное положение и привел ВС в повышенную БГ, но на этом все закончилось, возможно по совету Москвы.
Аэродром в Гренаде строили по проекту Англичан, а рабочие были в основном кубинцы, которые и оказали достойное сопротивление, но силы были не равны.Длина взлетной полосы аэродрома не позволяла принимать стратегические бомбардировщики СССР.
Полагаю, что эти события никак не связаны с выходом К-324 на БС. Сам кап.2-го ранга Терехин заявил, что ему поставлена задача разведки системы гидроакустики ВМС США. С этой задачей К-324 справилась успешно, вывела из строя гидроакустику американского корабля.
29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своим командиров. Узнав о том, что к-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробывать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы,и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США “Петерсон” ( USS “Peterson” ). Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бесмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки. Вскоре мы перехватили радиограмму слудущего содержания:”Современная лодка ВМФ СССР потерпела аварию 200 миль юго-западнее Бермудских островов. ВМС США предоставилась прекрасная возможность по всестороннему изучению ТТХ лодок этого класса”. Думаю, что вот эта телеграмма говорит о всех “заслугах” перед Родиной командира К-324 кап. 2-го ранга Терехина.
О погоде. Погода была великолепная, волнение моря 1балл (видно на фото), температура 23-25 град. Никогда на широте 30 град. северной не бывает в конце октября 50 град. жары. Здесь подводники лукавят, стараясь показать как им было тяжело.

Получаем указания следовать в район острова Куба. Лодка должна идти самостоятельно на дополнительном винте, который служит для подруливания при маневрах. Доп. винт позволял идти со скоростью 1-2 узла. Вот тут и началось самое интересное. кап. 2-го ранга Терехин категорически отказался идти на Кубу, так как у него на борту ядерное оружие. Формально он был прав, но приказ есть приказ. Лодка по всей видимости не имела прямой связи с Москвой, кроме одностороннего быстродействия на передачу. Космическая связь в этом районе маловероятна, а КВ связь для К-324 на прием не проходит, поэтому команды шли с ССВ-506, который имел прямую связь с Москвой. В результате повторного приказания лодка взяла курс к берегам Кубы. Командир К-324 утверждает,что на эсминце “Петерсон” был поднят сигнал к высадке десанта. Никаких сигналов подобного рода не было. Захват лодки, чего опасался Терехин, в присутствии советского разведчика ССВ-506-это катастрофа, это война, на что силы ВМС США без решения президента и конгресса не пойдут. Это мы часто нарушали международные правила, сближаясь с авианосцами и лодками ВМС США до недопустимого расстояния, опасно маневрировали чтобы изучить радиотехническое оборудование и сделать фотоснимки до последней заклепки, а еще вовремя поднять документацию о боевой деятельности противника. Американцы не делали секретов о своей боевой подготовке и после приборок выбрасывали за борт целофановые мешки. Мы все это поднимали на борт и находили очень интересные документы, например планы БП 2 флота ВМС США на месяц. А во время ракетных стрельб ПЛАРБ мы вообще не реагировали на команды покинуть район стрельбы. Нам надо было поднять укупорки, которые всплывыали при пуске ракеты. Возможно эти укупорки могли дать информацию о составе твердого топлива ракет, которое американцы начали использовать раньше СССР. Они тоже старались поднять их, но куда там, мы поднимали 80% всех укупорок и доставляли их на базу.
Теперь о возможности приближения иностранной ПЛ с целью снятия гидроакустической станции на конце кабель-тросса. Полагаю, что это абсурдное заявление Терехина. Во-первых возможно станции вообще не было, и сам кабель-тросс мог использоваться в качестве гидроакустической системы аналогично буксируемым связным антеннам типа “ласточка” и “фосфор”, используемых на наших атомоходах. Во-вторых К-324 с 3-го ноября двигалась своим ходом и возможность срезать что-то не реально.
Все эти выдумки командира к-324, в том числе и угроза ядерной войны является попыткой оправдать свои безграмотные действия. Ведь очевидно, что К-324 была обнаружена противником и американский корабль вел слежение за лодкой. Сам командир узнал об этом слишком поздно и попытка оторваться от преследования и привела к катастрофе. Возможно Терехин хотел “поднырнуть” под американца и зацепил кабель-тросс.

Второй эсминец ВМС США оставил район и ушел 2-3 ноября. Буксир “Алдан” прибыл 6-7 ноября. При заведении буксирных концов никаких эксцессов и стрельбы по плотикам не было, а вот насчет сигарет “Памир”-это очень интересная история. Команды буксиров “Алдан” и”Агатан”, базируясь в Гаване по сути дела были брошенные экипажи. Полуголодные, грязные, без сигарет и бритвенных принадлежностей героически по 1-1,5 года выполняли бесменно поставленные задачи. Только заходящие в Гавану развед.корабли оказывали им помощь дешевыми сигаретамим, мылом, зубной пастой, консервами, мукой и.т.д. А вот уходя в дальний поход командиру к-324 надо было бы подумать о запасе сигарет и “стрелять” у мичмана-командира буксира, и у моряков сигареты-это позор. Моряки с “Алдана” поделились с героями-подводниками последним.
7 ноября 1983 года группа в составе к-324, ССВ-506, м.б. “Алдан” и эм.”Петерсон” шла к острову Свободы. Американцы первыми поздравили нас с 66 годовщиной Октябрьской Революции. Никаких мегафонных поздравлений лично Терехину не было. Это очередная выдумка. Если американцы хотят поздравить персонально командира советского корабля то они сбрасывали в воду пенал, в котором находилась большая фотография корабля и поздравление командиру с указанием его звания и фамилии. Так в 1979 году был поздравлен командующим 16 эскадры ПЛАРБ кап.1-го ранга Д. Виноселов-командир ССВ-502. Вечером американцы организовали салют, мы все приняли в этом участие, в т.ч. и К-324.
При подходе к тер. водам Кубы эм.”Петерсон” поблагодарил за совместное плавание и ушел. Нас встречали два катера с группой генералов на борту. Старший из них принял доклад кап.3-го ранга Шутова, заявил, что на корабле имеется гидроакустическая станция, поэтому приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и не допустить прорыва вражеских пл. Мы этим и занимались хотя на корабле гидроакустической станции не было.
Срезав легкий корпус, лодка была освобождена от кабель-тросса. Поступило приказание забрать на борт кабель и опять началась мышиная возня. Терехин отказывался отдавать кабель, ссылаясь на то, что он является его алиби. Все-таки кабель (возможна его часть) был загружен на наш борт и был доставлен в Североморск. Наш поход продолжался 8 месяцев, оценка за БС-отлично. После похода я ушел на повышение в штаб СФ.
Наград за БС К-324 не получила. Более того по моим данным командир К-324 был отстранен от должности.

Источники:
Александр Воробьев

Горячие Ручьи > История соединения > раздел ССВ-506: http://www.hotstreams.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=27&topic=46.0

http://azlok.livejournal.com/138294.html

Кстати, третий участник верхнего группового снимка, эм Петерсон ( USS “Peterson” ) уничтожен в качестве мишени 16 февраля 2004 года.
Одна из последних карточек парохода ( 2003 г. )

USS Peterson DD-969. Бахрейн.
Декабрь 2001. Операция “Несокрушимая свобода”.

http://www.navsource.org/archives/05/969.htm

azlok.livejournal.com

К-324 Википедия

К-324

К-324 в «Эпизоде с антенной»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Россия Россия
Порт приписки Вилючинск, Западная Лица
Спуск на воду 7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота 2000 год
Современный статус утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО «Victor-III»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 31 узел
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 6 990 т
Водоизмещение подводное 7 250 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб. 10,8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение

2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:

  • торпед типа 53-65К, СЭТ-65,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружение Стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат», подводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

К-324 — советская подводная лодка проекта 671РТМ «Щука», седьмой корабль в серии.

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году — 11-й, в 1992 году — 33-й, в 1994 году — вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ. Утилизирована в 2005 году.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терёхина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн», записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса, которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану, откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Ссылки

wikiredia.ru

К-324 — Википедия. Что такое К-324

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К-324

К-324 в «Эпизоде с антенной»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Россия Россия
Порт приписки Вилючинск, Западная Лица
Спуск на воду 7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота 2000 год
Современный статус утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО «Victor-III»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 31 узел
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 6 990 т
Водоизмещение подводное 7 250 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб. 10,8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение

2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:

  • торпед типа 53-65К, СЭТ-65,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружение подводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

К-324 — советская подводная лодка проекта 671РТМ «Щука», седьмой корабль в серии.

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году — 11-й, в 1992 году — 33-й, в 1994 году — вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ. Утилизирована в 2005 году.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терёхина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн», записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса, которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану, откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Ссылки

wiki.sc

К-324 — Википедия (с комментариями)

Ты – не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: “Истинное обустройство мира”.
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<th colspan=”3″ align=”center”>История корабля</th> <th colspan=”3″ align=”center”>15px [{{fullurl:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function “#property” was not found.|uselang=ru}} Категория на Викискладе]</th>
К-324
К-324 в «Эпизоде с антенной»
Государство флагаФлаг СССР
Флаг России
Спуск на воду7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота2000 год
Современный статусвыведена из состава ВМФ
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО«Victor-III»
Скорость (надводная)11,6 узла
Скорость (подводная)31 узел
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения600 м
Автономность плавания80 суток
Экипаж96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное6 990 т
Водоизмещение подводное7 250 т
Длина наибольшая (по КВЛ)106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб.10,8 м
Средняя осадка (по КВЛ)7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:
  • торпед типа 53-65К, СЭТ-65,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружениеподводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

К-324 — советская подводная лодка проекта 671РТМ «Щука», седьмой корабль в серии.

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году — 11-й, в 1992 году — 33-й, в 1994 году — вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терехина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн», записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса, которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану, откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Напишите отзыв о статье “К-324”

Ссылки

  • [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/671RTM/K-324/K-324.htm К-324, Б-324, 671РТМ]
  • [http://www.youtube.com/watch?v=RTLs0TL2Nro Загадка “Черного принца”]
  • [http://www.rg.ru/2004/04/30/peretagivanie.html Связанные одной цепью]

Отрывок, характеризующий К-324

– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда… Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.
Мои любимые, позолоченные осенью, стройные берёзы при малейшем ветерке щедро роняли на землю свои золотые «листья-монетки» и, казалось, не замечали, что уже очень скоро они останутся один-на-один со своей наготой и будут стыдливо ждать, когда же весна снова оденет их в ежегодный нежный наряд. И только величавые, вечнозелёные ели гордо отряхивали старую хвою, готовясь стать единственным украшением леса в течение долгой и, как всегда, весьма бесцветной зимы. Под ногами тихо шуршали жёлтые листья, пряча последние сыроежки и грузди. Трава под листьями была тёплой, мягкой и влажной и как бы приглашала по ней ступать…
Я, как обычно, сбросила свои ботинки и пошла босиком. Я обожала всегда и везде ходить босиком, если только появлялась такая возможность!!! Правда, за эти прогулки очень часто приходилось расплачиваться ангиной, которая иногда бывала весьма продолжительной, но, как говорится, «игра стоила свеч». Без обуви ноги становились почти что «зрячими» и появлялось особенно острое чувство свободы от чего-то ненужного, что казалось, мешало дышать… Это было настоящее, ни с чем не сравнимое маленькое удовольствие и за него стоило иногда заплатить.

o-ili-v.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *