Машина горыныч – КрАЗ с реактивным двигателем! : zhzhitel

alexxlab | 08.11.2020 | 0 | Вопросы и ответы

Содержание

КрАЗ с реактивным двигателем! : zhzhitel

Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».


2. Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.

3. Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).

4. На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).

5. Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.

6. За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.

7. В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.

8. Впереди выруливает один из самых «сильных» самолётов: Boeing 747-400 авиакомпании AirBridgeCargo, про него я писал отдельный пост.

9. Гигант, красавец и объект поклонения адептов карго-культа. Удачного полёта, полоса чистая!

10. Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?

11. Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов. Подробнее про современную очистку ВПП от снега я писал недавно.

12. «Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.

13. Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.

14. Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.

Напоследок два видео: работа в разных режимах. На первом видео обычная работа.

А тут жесть:

Еще репортажи о спецтехнике:

Не забудьте подписаться на журнал ! Впереди много интересного.


zhzhitel.livejournal.com

“Змей Горыныч” – оружие разминирования

Минное поле – самый эффективный способ защитить свои позиции от атак врага. Конечно, это не абсолютное средство сдерживания, но во многих случаях оно целесообразно и действенно. Но чтобы обойти такие поля, требуется сначала их обезвредить, и помогают в этом специальные системы, например «Змей Горыныч» (оружие). Что это – надежное средство, в которое стоит вкладывать деньги, или ненужное приспособление?

Немного истории

Отметим, что первые современные системы разминирования были созданы англичанами в 1912 году. Причем изначально это оружие боролось не с минами, а с колючей проволокой. Для их взрыва использовалась труба длиной 5 м, которая заряжалась 27 кг пироксилина. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался. Из-за длинной формы боеприпас был назван торпедой.

В СССР первые средства разминирования появились во время войны, и это был удлиненный заряд У3: он представлял собой трубу длиной 2 м и диаметром 7 см, в которую можно было поместить чуть больше 5 кг тротила. Суть его действия заключалась в том, что танк с тралом вытаскивал заряды для разминирования, после чего они подрывались. Несмотря на эффективность подобной системы, в ней было множество недоработок. Прежде всего, разминирование проходило быстро, а на его подготовку требовалось много времени.

УР-67

«Змей Горыныч» – оружие, в основе которого лежит УР-67. Это система разминирования использовалась для борьбы с противотанковыми минами. Правда, первая версия была не самой совершенной, и УР-67 была сменена УР-77 «Метеорит», которая до сих пор считается основной машиной подобного типа в армии России. При сохранении основных конструктивных особенностей системы и ее принципа действия, она стала оснащаться новым боеприпасом. В основе удлиненного заряда 77 лежат детонирующие кабели длиной больше 10 м, которые соединяются в единый шнур накидными гайками.

Почему «Змей Горыныч»?

Оружие, фото которого говорит о его грозности, получило данное название неспроста. Связано это с мощным и страшноватым зрелищем: сначала раздается оглушительный рев ракетного двигателя, после чего в небо взметается короткая ракета, а за ней тянется нечто белое. После отцепки ракета улетает вперед, а на землю падает длинная «колбаса», после чего землю сотрясает тяжелейший взрыв.

Как менялась конструкция…

Примечательно, но при создании модели конструкторы предлагали отказаться от базовой гусеничной машины. Данная разновидность системы разминирования получила обозначение УР-83П, она перевозилась на грузовике, после чего собиралась непосредственно на поле боя, в танковом окопе.

Танковая установка имела облегченную раму, но система не получила распространения, поскольку по оперативности была гораздо слабее. В военное время «Змей Горыныч» (оружие, которое до сих пор считается одним из надежных в мире) был отличным помощником в преодолении минных полей. По крайней мере, была возможность сохранить жизни саперов и минеров.

В чем особенности?

«Змей Горыныч» – оружие, которое постоянно совершенствовалось. Так, шасси модели основано на конструкции тягача МТ-ЛБ. К особенностям новой модели относятся:

  1. Специальный колпак-башня защищает пусковую направляющую вытяжных ракет и ящики для шнура. Это важное нововведение, ведь бронированные ящики для боекомплекта состоят больше чем из 1500 тонн взрывчатки. Перед тем как запуститься, бронеколпак поднимается на нужный угол, затем срабатывают всего три кнопки: запускающая твердотопливный двигатель, подрывающая заряд, сбрасывающая тормозной канат.
  2. Перезарядка установки занимает порядка 40 минут.
  3. Взрывной шнур может закладываться краном или вручную.
  4. «Змей Горыныч» – оружие, которое может запускаться даже с водного пространства.

Впервые данная установка была применена в бою в 1973 году – в это время оружие поставлялось в Египет. Впоследствии модели участвовали практически во всех боевых действиях СССР и России.

Как работает?

УР-77 – это самоходная установка разминирования легкой бронированности, которая может проделывать проходы шириной в 6 м на минных полях, которые «напичканы» противотанковыми противогусеничными минами и минами со штыревым датчиком цели. Специалисты отмечают, что система легко и надежно справляется с подрыванием фугасных противопехотных мин (аналогичных американским М14) в полосе шириной до 14 м.

Одно из самых надежных средств разминирования сегодня – система «Змей Горыныч» (оружие). Как использовать его? Мины взрываются вследствие того, что срабатывают их собственные взрыватели под воздействием ударной волны. Она, в свою очередь, образуется при взрыве удлиненного заряда разминирования. Сама установка включает в себя два элемента – базовую машину в виде доработанного шасси и башенную установку, состоящую из пусковых направляющих для двух ракет и двух отсеков под секции детонирующего кабеля.

В основе – гаубица «Гвоздика»

«Змей Горыныч» – оружие разминирования, которое благодаря своим уникальным характеристикам остается популярным уже не первый десяток лет. В качестве оснащения использована самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», которая имеет классическую схему башенной конструкции. Ее корпус создан на основе листов стали, отличается герметичностью и способностью преодолевать водные преграды. В корпусе три отделения: силовое, управления и боевое.

На крыше располагается сварная башня, боевое отделение которой оснащено вращающейся корзиной. Башня оснащена орудием и местом для экипажа. На правом борту имеется сиденье заряжающего, укладки под гильзы, а слева по борту – сиденье наводчика и прицельные приспособления. Главное оружие – гаубица, которое работает на основе боеприпасов 122 мм. Работа гаубицы ведется на основе осколочно-фугасных снарядов разного типа, которые часто дополняются контактными взрывателями. Максимальная дальность стрельбы – 15,2 км.

Боекомплект системы «Змей Горыныч»

Оружие принцип действия имеет следующий: предполагается использование определенного боекомплекта. Он включает в себя два удлиненных заряда разминирования, которые имеют твердотопливные буксирные ракеты. Один заряд рассчитан на один проход, то есть установка посредством одного боекомплекта может проделать сразу два прохода длиной 93 м и шириной 6 м. Саму установку при проведении боевых действий можно расположить как в укрытии, так и на открытой местности. Заряды запускаются с короткой остановкой. Заряды могут запускаться и с воды, когда нужно разминировать минные поля вдоль береговой линии.

Главное – настройка

Мощное и современное «Змей Горыныч» оружие. Принцип работы всей системы разминирования следующий:

  1. УР-77 проделывает проход и выдвигается к минному полю, при этом он может встать на дальности 200-500 м.
  2. Расстояние до границы минного поля определяется командиром, который поднимает башенную установку на определенный угол возвышения, после чего подает команду на запуск заряда.
  3. Ракета выходит с направляющей и летит по определенной траектории, вытягивая при этом за собой гибкий кабель, связанный с взрывчатым веществом.
  4. Ракета с зарядом отдаляется на длину, которая определяется длиной тормозного каната – он крепится к носовой части машины.
  5. Заряд падает на минное поле, и ракетный пороховой двигатель отсекается.
  6. Машина подается механиком-водителем назад для выравнивания заряда в прямую линию.
  7. Отстреливается тормозной канат.
  8. Время полного цикла проделывания прохода занимает максимум 5 минут
  9. После того как первый цикл завершается, запускается второй заряд.
  10. Перезарядка машины занимает порядка 40 минут.

Для проведения этой процедуры машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Какие перспективы?

«Змей Горыныч» (оружие УР-77), которое также называлось на войне «Метеоритом», в 2014 году было снова передано на вооружение РФ, правда, в новом виде. Обновленная установка была разработана Научно-исследовательским институтом Балашихи и конструкторами Рубцовского машиностроительного завода. В качестве шасси для этой модели использовалась база боевой машины БМП-3. Пусковая установка дополнительно комплектуется удлиненными зарядами разминирования.

«Змей Горыныч» – оружие в России, которое пользуется популярностью благодаря продуманности конструкции и технических характеристик. С их помощью можно делать проходы в минном поле шириной в несколько десятков метров на любом расстоянии. Обновленные заряды способны уничтожить любые типы мин. Заряд данной установки – это ракета, к которой крепится длинный трос: на нем располагается взрывчатка. Когда трос падает на землю, взрывчатка детонирует и подрывает мины в радиусе нескольких метров. Таким образом, создается безопасный проход, по которому может пройти пехота, проехать военная техника.

Как отмечают специалисты, которые проводили испытания данной системы, заряды разминирования детонируют часть мин. А устройства, которые защищены от подрыва, выбрасываются за пределы разминированного прохода. В любом случае в боевых условиях данная установка будет более эффективной.

Особенности обновленной системы

Планируется, что модель УР-07М, которая придет на смену установке «Змей Горыныч», будет легко справляться с разминированием прибрежной полосы. С ее помощью можно будет проделывать проходы достаточной ширины в прибрежной линии моря на глубине до пяти метров. Проходы будут проделываться постепенно – запуском групп боеприпасов с носителя, который движется по берегу, после чего они будут подрываться в створе прохода. Отмечается, что качка корабля не будет влиять на точность подачи боеприпасов, поскольку это будет компенсироваться автоматическим управлением стрельбой на основе ЭВМ. Конструкторы акцентируют внимание на том, что “Змей Горыныч” как оружие разминирования все-таки требует пересморта и конструкции, и технических параметров, чтобы соответствовать современным требованиям. Именно поэтому было решено совершенствовать старую систему, привнеся в нее современные технологии.

В качестве дополнения к системе идет прицепная установка «Подвязка» УРП-01, которая позволяет проделать проходы в противотанковых минных полях. Заряды запускаются как из буксирующей техники, не требуя выхода экипажа из машины, так и автономно – на грунте или из окопа.

fb.ru

Змей Горыныч, установка разминирования Советского производства, боевая машина, характеристики (ТТХ)

Мины появились еще на заре пороховой эры человечества. Первоначально предназначенные для разрушения укрепленных конструкций, впоследствии они стали одним из главных элементов обороны в войнах последней сотни лет.

Минные поля, ловушки, дистанционные заряды – все это является практически непреодолимым препятствием для наступающих войск. Однако даже эту проблему нашим конструкторам удалось решить, создав новейший вид вооружения – установки разминирования. Наиболее успешной моделью такой техники является советская установка УР-77.

История возникновения

В течение первых двух мировых войн основным средством разминирования были специально обученные люди – саперы.

Несмотря на наибольшую распространенность, такой подход имеет ряд фатальных недостатков:

  1. Обучение и подготовка бойца этой специальности процесс небыстрый и сложный, так как эта профессия имеет огромное количество тонкостей.
  2. Подавляющее большинство боевых заданий этих бойцов происходит на территории врага, что в несколько раз увеличивает вероятность их уничтожения или захвата в плен.
  3. Конструкционные особенности некоторых моделей мин не позволяют миноискателям себя обнаруживать (корпуса из дерева или пластика, на которые миноискатель не отреагирует).
  4. Разминирование вручную требует времени и большого труда, что может сковывать руки при необходимости быстрого наступления.

Но во время Первой Мировой Войны британский инженер-сапер разработал простое и в то же время эффективное решение. Оно получило незамысловатое название «Бангалорская Торпеда» — заполненная взрывчаткой длинная труба, которая будучи углубленной в почву на заминированном участке позволяет разом подрывать (и соответственно разминировать) несколько мин.

За счет взрыва в почве создается безопасный проход в опасном участке.

Такой достаточно быстрый способ разминирования использовался и во время ВМВ в различных вариациях. Однако напрашивается очевидный недостаток. Наращивать длину такой конструкции можно было сколь угодно, но, тем не менее, собрать в боевых условиях и доставить на минное поле стометровую трубу было проблематично. Решение конструкторами было принято элегантное – сделать подобный заряд самоходным.

Неудачный опыт с УР-3Р показал, что подобная техника должна быть самоходной, и в 1967-м в Советские Войска поступила УР-67 (Установка Разминирования 67-го года). Машина была построена на основе БТР-50ПК с установленной ПУ для устройства УЗ-67, представлявшего собой 83-х метровый шланг, заполненный тротилом. Он выстреливался на дистанцию в 200-350 метров и подрывается, открывая путь для наступающих войск. Из-за зрелища самого запуска заряда установка удостоилась клички «Змей Горыныч».

В 1978 году на смену УР-67 (к тому моменту устаревшую и имевшую недостаточную дальность) поступила машина разминирования УР-77 «Метеорит». Установка, в отличии от предшественника, выполнена на базе 2С1 «Гвоздика». «Метеорит» или по-другому «Змей Горыныч» (так стало принято называть все УР) имел ряд преимуществ, из-за которых он полностью заменил УР-67 в войсках, к настоящему моменту снятый с вооружения.

Конструкция

Общий вид УР представляет собой цельный плавающий сварной корпус с двумя размещенными сверху него пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет два человека – механик-водитель и командир-оператор.

Машина выполнена на основе САУ 2С1 «Гвоздика», соответственно оснащена полностью идентичным корпусом.

Силовая установка – ЯМЗ-238Н, являющийся восьмицилиндровым V-образным 300-тсильным дизелем, расход горючего – 140 литров на 100 км. Ходовая часть – подвеска на торсионах. Движение на воде машина осуществляет за счет вращения гусениц. Габариты боевой машины УР-77:

Длина, мм7860
Ширина, мм2850
Высота, мм2545
База, мм3700
Клиренс, мм400

Единственное средство разминирования, которым обладает установка – реактивные заряды УР-77 «Метеорит» разных марок – УЗ-67, УЗП-77 и ЗРШ.

Эти боеприпасы представляют собой реактивный двигатель, за которым тянется длинный шланг, наполненный взрывчатым веществом (тротил, ПВВ-7 или ТГАФ-25). Длина шланга варьируется в зависимости от используемой модели. В установке размещается два таких боеприпаса, а перезарядка выполняется за 30-40 минут.

Способ разминирования

Проделывание прохода с помощью установки УР-77 происходит следующим образом: экипаж выводит машину на позицию перед заграждением, затем поднимает пусковую установку на нужный угол (угол возвышения зависит от дистанции, на которую требуется доставить заряд) и производит пуск.

Заряд покидает ПУ установки разминирования с помощью маршевого реактивного двигателя и тянет за собой тормозной трос, являющийся электрическим кабелем.

После прохождения необходимой дистанции трос заканчивается, по нему же подается сигнал на подрыв. Подрыв заряда происходит с «головы» к «хвосту». Взрывом же создается прямоугольный (90х6 м.) проход в минном заграждении.

Тактико-технические характеристики и аналоги

Действительно конкурентоспособными машинами обладает всего две страны в мире.

Единственной сравнимой по характеристикам моделью такой техники считается американская УР М58 «MICLIC», однако существенным недостатком относительно российского образца является то, что установка размещена на буксируемом прицепе и не способна передвигаться самостоятельно.

УР-77М58
Длина прохода, м80-100100
Масса ВВ. кг41-725794
Ширина прохода, м66-14

Как мы видим по сравнительной таблице, УР-77 уступает западному конкуренту только по ширине прохода. Однако этот параметр зависит исключительно от типа заряда, усовершенствование которого лишь дело времени для конструкторов.

Боевое применение

Установка разминирования УР-77 имеет богатую (для такого класса техники) историю боевого применения в трех военных конфликтах минувших десятилетий. Первым эпизодом участия «Змея Горыныча» в горячей точке была вторая чеченская война. Установка использовалась российской армией во время действий на территорию Чечни.

Вторым эпизодом стал вооруженный конфликт на территории Донбасса во время наступления на аэропорт. В последнее время установка УР-77 активно используется российскими войсками в Сирии. Как мы знаем, множество сирийских городов оказались заминированы боевиками, и даже в нынешний момент вокруг них обезврежена только часть минных полей.

Оригинальное прозвище

Прозвища героев народных былин крайне редко встречаются даже в наших, щедрых на клички и прозвища, войсках.

По мнению военных, связанных с этой установкой разминирования, имя кажется оправданным, а получено оно было задолго до появления ее самой.

Во время первых опытов с самоходными системами разминирования на вооружение советской армии поступила машина УЗ-3Р, представлявшая собой ту же «Бангалорскую торпеду», только нами построенную и оснащенную 45-ю реактивными двигателями. Однако из-за ошибок в электронике двигатели запускались с минимальной, но достаточной для курьеза разницей.

Такие сбои вызывали занятное зрелище – заряд метало в воздухе, а из сопел движителей вырывалось пламя. Такой полет показался схожим с огнедышащим летающим злодеем из русского фольклора – «Змеем Горынычем», что и дало такое прозвище всем последующим установкам разминирования, которые были построены на главной идее этого устройства.

Видео

warbook.club

Аэродромный «Горыныч»: КрАЗ с реактивным двигателем!

Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».


2. Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.

3. Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).

4. На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).

5. Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.

6. За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.

7. В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.

8. Впереди выруливает один из самых «сильных» самолётов: Boeing 747-400 авиакомпании AirBridgeCargo, про него я писал отдельный пост.

9. Гигант, красавец и объект поклонения адептов карго-культа. Удачного полёта, полоса чистая!

10. Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?

11. Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов. Подробнее про современную очистку ВПП от снега я писал недавно.

12. «Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.

13. Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.

14. Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.

Напоследок два видео: работа в разных режимах. На первом видео обычная работа.

А тут жесть:

Еще репортажи о спецтехнике:

Взят у zhzhitel в Аэродромный «Горыныч»: КрАЗ с реактивным двигателем!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/.

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

kak-eto-sdelano.livejournal.com

как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении  танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300–350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30–40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6–14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

tvzvezda.ru

“Змей Горыныч” – оружие разминирования.: stomaster


Со времени начала массового применения мин во Второй мировой войне преодоление минных полей всегда было одной из сложнейших задач атакующих.

Самый распространенный способ проделывания проходов в минных полях, очень медленный, трудоемкий и опасный, заключался в следующем: в ночь перед атакой саперы ползли к вражеским минным полям, отыскивали мины и снимали их. Затем ставили знаки, которые видны своим танкистам и пехоте, но незаметны противнику.


Но миноискатели не обнаруживают мин в деревянных или пластмассовых корпусах, а поиск с помощью щупа или штыка – дело крайне трудоемкое: в случае противотанковых мин нужно прокалывать щупом землю каждые 20–30 см. Ширина стандартного прохода 6 метров, длина обычно в пределах 100–200 метров. Получается, что для одного прохода нужно уколоть землю как минимум 15–30 тысяч раз. И это ночью, ползком и под постоянной угрозой быть обнаруженными. Ведь противник внимательно следит за своими минными полями и старается не позволить обезвредить их. Кроме того, ночная активизация вражеских саперов – верный признак утреннего наступления противника.


Например, перед Курской битвой, в ночь на 5 июля 1943 года, наши разведчики на нейтральной полосе захватили немецкого солдата. Он молчал, но солдатская книжка была достаточно красноречива – сапер! Значит, с рассветом атака. Начала немецкой операции «Цитадель» наши ждали, немцы всячески скрывали дату наступления, но не послать саперов снимать мины не могли. Так и случилось – утром началась битва. Но как же обеспечить безопасное пространство для намеченной атаки, не выдав и не сорвав ее?

Из пушки – по минам

Инженеры всех противоборствующих сторон искали способы быстрого проделывания проходов в минных полях, причем как можно ближе по времени к моменту атаки, чтобы обороняющиеся не успели закрыть их новыми минами.

Минные тралы, которые не слишком успешно разрабатывали англичане и гораздо успешнее советские специалисты, задачу разминирования решали не полностью. Во-первых, их далеко не всегда было возможно применить, во-вторых, для каждого трала требовался танк. А танки были в дефиците. Минные поля пытались расстреливать 76-мм и более крупной артиллерией. Для проделывания одного прохода требовалось от 160 до 400 снарядов. Вдобавок опытные стрельбы показали, что требуется очень меткая, снайперская стрельба, с очень точным равномерным распределением снарядов. Но даже и тогда в проходе остается несколько необезвреженных мин.

Заметим, что для атакующего полка необходимо иметь примерно 10 проходов. Это 10–30 залпов десяти артиллерийских дивизионов. А потом придется двигаться по лунному пейзажу, сплошным воронкам, вырытым тяжелыми фугасными снарядами. Это очень трудно и для танков, и для пехоты. Словом, артиллерия – не метод.

Бангалорская торпеда

В 1912 году британский инженерный капитан Мак-Клинток, служивший в саперном полку в индийском городе Бангалор штата Бенгали, изобрел средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Он взял металлическую трубу длиной 5,5 м и заполнил ее 27 килограммами пироксилина. Удлиненный заряд подсовывали под проволочный забор и взрывали. Несколькими последовательными взрывами можно было пробить проход для пехоты.


Этот заряд из-за своей формы получил наименование «Бангалорская торпеда». Он оказался весьма эффективным средством против многорядных заборов и спиралей из колючей проволоки, которыми так богаты были оборонительные позиции армий Первой мировой войны. Военные быстро сообразили, что можно соединять между собой несколько «торпед», а к передним секциям крепить колесики или лыжи, чтобы легче было двигать заряд под заграждения.

В период Второй мировой войны «Бангалорская торпеда» нашла самое широкое применение и у вермахта, и у союзников. Трубы стали соединять между собой специальными замками или с помощью резьбовых муфт, так можно было наращивать ее до длины 100 и даже 200 метров. Обычно такой заряд прицепляли к танку, оснащенному минным тралом. Танк прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты.

Англичане в 1942 году на базе танка Churchill III создали машину Churchill Snake («Змея»), которая перевозила 16 пятиметровых зарядов. Но применение этого варианта «Бангалорской торпеды» оставалось прежним. Требовалось свинтить длинный заряд нужной протяженности, который с помощью машины доставлялся на минное поле. В СССР на этот способ проделывания проходов в минных полях обратили внимание еще в 1930-х годах. Однако слабость промышленной базы не позволила организовать производство советских «Бангалорских торпед».

И только в послевоенное время, в период бурного развития инженерных войск и инженерных средств, Советская армия получила свой вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) – трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг).

Суперзмея

Однако в Советской армии на этом не остановились. С помощью хомутов три заряда УЗ соединялись в треугольную секцию УЗ-3. Из таких секций можно было собрать заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров. Взрыв удлиненного заряда, доставляемого на минное поле танком с тралом, заставлял сработать мины в полосе шириной шесть метров.

Заряд УЗ-3 стал коньком генералов инженерных войск. Взрыв такого количества взрывчатки, разложенной на протяжении 100 метров, был чрезвычайно зрелищным для присутствовавших на учениях военачальников – как наших, так и иностранных. Наконец-то саперы имели возможность наглядно и эффектно показать свою работу: выглядело это не менее красиво, чем бомбовая «дорожка».


Однако вскоре маршал инженерных войск Харченко пришел к выводу, что все существующие способы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы во вражеских минных полях должны возникать внезапно и мгновенно. Мгновенность зарядом УЗ-3 обеспечивается. А вот с внезапностью дело плохо. Одинокий танк, медленно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, явно не может ее обеспечить.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на автомобиле надо доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200–300 м, замаскировать и ждать приказа.

 

В период огневой подготовки, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а затем падает на землю. Взрыв – и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте. Ось прохода – неглубокая четкая канавка в земле.

Но гладко было на бумаге… Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения – уклон местности не более 2–3% и высота препятствий не более 50–80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А когда УЗ-3Р поступили в войска, выявился еще один очень существенный недостаток. Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго одновременно выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не могла. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей оказалось невозможным добиться одинакового сопротивления соединений. В результате в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был небольшим – сотые и десятые доли секунд, но в результате эта гигантская змея начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз. Потом она приподнималась и начинала все быстрее двигаться вперед…


А потом, натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, резко взмывала в небо и разламывалась на составные части, которые с визгом и шумом начинали мотаться по небу в разные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку выполняли команду «Все в укрытие!». Саперы, отлично знавшие дурной нрав своего питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за способность демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р получил меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», а еще и за то, что саперному лейтенанту, получившему изрядный нагоняй, со своими солдатами потом приходилось целый день ходить по полю, собирая в кучу обломки – почти 4 тонны железного лома и взрывчатки.

Урка

В 1968 году на вооружение инженерных войск поступает вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 года). В военном обиходе ее сразу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие). Позднее усовершенствованный вариант получил обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы вражеского минного поля и его глубины машина в нужное время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10–15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.

Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях обычно сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки военных: сочетание высокой прочности, мягкости и гибкости делало его незаменимым подспорьем в быту, чаще всего его использовали как буксирный трос для автомашин.) Весь процесс разминирования не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.


Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника. А если установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то выявить, что это именно «Урка», сможет только специалист, да и то с близкого расстояния. Так что даже если разведка противника увидит установки УР-77, то, скорее всего, примет их за самоходные гаубицы – никакого особенного повода для тревоги, обычное усиление артиллерии.

И все-таки Змей Горыныч

Интересно, что выразительное прозвище «Змей Горыныч» по наследству плавно перешло от УЗ-3Р к УР-67, а потом и к УР-77. Но теперь уже именно от красивого и страшноватого зрелища: внезапно раздается дикий рев ракетного двигателя, и в небо начинает все быстрее подниматься короткая ракета, за которой тянется нечто белое. Потом ракета улетает вперед (сработал заряд отцепки), и на землю падает змеящаяся длиннющая колбаса. Короткая пауза, и тяжелый взрыв сотрясает землю и небеса. Черный дым и летящие комья земли. Через пару минут тому, кто раньше никогда не видел работы УР-77, останется только спросить: «Мужики, а что это было-то?!»

Позднее был создан вариант «Змея Горыныча», которому не требовалась базовая гусеничная машина. Комплект, получивший обозначение УР-83П, перевозили на обычном грузовике и собирали в обычном танковом окопе. Пусковая установка представляла собой легкую раму. Конечно, оперативность УР-83П значительно уступает УР-77, но зато при заблаговременной подготовке атаки их можно установить сколько угодно там, где надо, замаскировать и коротко объяснить пехотинцу или танкисту порядок пуска («Нажми вот эту кнопку и прячься»).

Завершая рассказ о «Змее Горыныче», стоит сказать, что эта машина – одно из лучших боевых средств преодоления минных полей. Лучшее, но не стопроцентное. Мины оказались таким оружием, удовлетворительных средств противодействия которому и по сей день создать никому не удалось. Не существует ни полностью надежных средств поиска мин, ни средств их обезвреживания или уничтожения. Выручает лишь то, что в большинстве случаев применяемые мины достаточно простые, стандартные и устанавливают их стандартными же методами. Кроме того, обычно тот, кто их устанавливает, оставляет себе возможность их обезвреживания. Но если начинают соревноваться минер и деминер, последний неизбежно проигрывает, какие бы изощренные способы он ни применял.

Минные тралы


Потомки «Бангалорской торпеды» – трубы, наполненные взрывчатым веществом, активно применяются и сейчас для быстрого проделывания проходов в многорядных заграждениях из колючей проволоки

Так проделывают проходы в минных полях. Ракета вытягивает за собой пластиковый шланг с зарядом разминирования, за которым разматывается тормозной трос. Когда он полностью натягивается, ракета отцепляется и заряд падает на землю. Взрыв – и проход готов!




США тоже имеют похожее оружие. Американский удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) размещается либо на прицепе за танком или другим транспортером, либо на мостоукладчике М60 AVLB, который в этом варианте получает обозначение М 60 AVLM (Armored Vehicle Launched MICLIC). Вот только исполнение оказалось куда хуже

Во время первой иракской войны («Буря в пустыне») более половины пусков М58 оказались неудачными. В СССР даже у УР-67 неудачные пуски носили единичный характер. Вполне возможно, причина заключается в том, что конструкторы наших «почтовых ящиков» изначально ориентировались на солдат-срочников и создавали систему, способную исправно действовать в любых условиях и с любым персоналом

Взрывом по взрывателям

Взрыв удлиненного заряда обычно не приводит к детонации взрывчатки в минах. Мощная ударная волна просто заставляет сработать нажимные взрыватели противотанковых и противопехотных мин. А вот на магнитные или штыревые взрыватели взрыв практически не оказывает действия. Кроме того, существуют минные взрыватели нажимного действия, реагирующие лишь на второе нажатие – таков, например, советский взрыватель МВД-62 или английский No.5 Mk.4. А поскольку заряд разминирования дает только один удар, взрывной метод проделывания прохода – тоже не панацея.

Детонирующий кабель ДКПР-4

«Змей Горыныч» и его головы

Боевая машина разминирования БМР-3М с тралом КМТ-7 за тралением мин. Работа, пожалуй, потяжелее труда шахтеров


Базовым шасси УР-67 был плавающий гусеничный бронетранспортер БТР-50ПК, а УР-77 – плавающее шасси самоходной артсистемы 2С1 «Гвоздика» с легким бронированием. Таким образом, на марше и при выдвижении к рубежу атаки УР-77 не будет отставать от танков. В последний момент, когда обороняющимся уже поздно что-либо предпринимать, «Урка» выскочит из-за танков и сделает проход. Даже два: машина несет на себе сразу два заряда разминирования
 

Носовая часть: Двигатель, трансмиссия

В носовой части машины располагается двигатель, трансмиссия и отделение управления, где находится механик-водитель машины. В средней части установлена невращающаяся башня, состоящая из двух частей. В передней части башни размещается командир машины (он же оператор пусковой установки).

Задняя подъемная часть: Направляющие

В задней подъемной части башни размещены две направляющие для ракетных двигателей. Под башней расположены отсеки для двух зарядов разминирования, соединенных с двигателями, а в кормовой части – отсеки для тормозных канатов.

Заряд разминирования: УЗП-77

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых шланга длиной по 93 метра, содержащих 725 кг пластичной взрывчатки. Каждый из этих шлангов собирают из девяти секций детонирующего кабеля ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.

Секция детонирующего кабеля ДКПР-4 представляет собой гибкую пластиковую трубу длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. Внутри она набита пластичной взрывчаткой ПВВ-7 (40,25 кг). Секции взрывного кабеля соединяются друг с другом с помощью накидных гаек.

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, который помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, а на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната можно регулировать дальность подачи заряда (конечно, в рамках ее предельного значения).

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77. Следовательно, одна установка способна проделать два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

—————————————-———————
Вы стараетесь идти в ногу со временем ? Тогда вы уже покупаете бытовую технику в интернет-магазинах. А бытовая техника в молдове так же есть в интернет магазине. Полный сервис, огромный выбор и низкие цены ждут вам. Делайте покупки не выходя из дома.

купить норковую шубу

stomaster.livejournal.com

Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто “Горыныч” :: ВЫ ОЧЕВИДЕЦ ::

Автор: Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».

Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой бетон.

Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).

На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).

Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.

За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.

В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.

Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?

Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов.

«Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.

Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.

Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.

www.ochevidets.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *