Реечный механизм – Классификация механических передач поступательного действия

alexxlab | 09.06.2019 | 0 | Вопросы и ответы

Классификация механических передач поступательного действия

Реечный механизм, винтовой и кулисный

В строительных машинах для преобразования вращательного движения в другие виды движений с целью передачи этого движения на рабочий орган применяются различные механизмы.

Реечный механизм применяется для преобразования вращательного движения в поступательное.
Конструкция: ведущее зубчатое колесо и ведомая зубчатая рейка.

Винтовой механизм применяется для преобразования вращательного движения в поступательное.
Конструкция: ведущий винт и ведомая гайка.

Кулачковый механизм применяется для преобразования вращательного движения в поступательное.
Конструкция: ведущий кулачок и ведомый шток с пружиной.

Эксцентриковый механизм применяется для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.
Конструкция: эксцентрик, шатун, ползун.

Кривошипно-шатунный механизм применяется для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.
Конструкция: ведущий коленчатый вал с кривым шипом, ведомый шатун, ползун.

Кулисный механизм применяется для преобразования вращательного движения в качающееся движение кулис.
Конструкция: ведущий диск, ползун, ведомая кулиса.
Применяется в бетононасосах.

Мальтийский механизм применяется для преобразования непрерывного вращающегося движения в прерывистое вращающееся движение.
Конструкция: ведущий диск с рычагом, ведомая мальтисса.

Храпповой механизм применяется для преобразования вращательного движения в прерывистое вращательное движение, но с остановкой и торможением.

Конструкция: ведущий элемент — храпповик, ведомый — собачка (остановочный элемент).

Планетарный механизм преобразует вращательное движение с большим передаточным числом, когда геометрические оси валов ведущего и ведомого расположены соосно.
Конструкция: ведущее — зубчатое колесо, ведомое — зубчатое колесо, закрепленное на рычаг-водило.

Пример сложного совместного использования различных механизмов в часах:

knep.ru

Реечный механизм – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Реечный механизм

Cтраница 1

Реечные механизмы позволяют преобразовывать вртщатеиыюе движение в поступательное и поступательное во вращательное. Ода работают путем зацепления зубьев реечного зубчатого колеса и рейки.  [1]

Реечный механизм, как правило, передает движение от шестерни к рейке, но пригоден и для передачи в обратном направлении, что обычно используется для осуществления вспомогательных движений. Примером может служить передача от штока гидравлического цилиндра.  [2]

Реечные механизмы значительно надежнее в эксплоатации, но сложнее.  [3]

Реечный механизм В конструкциях механических ЗУ широко применяются реечные передачи. По сравнению с рычажнбши они.  [5]

Реечный механизм используется во многих машинах. В сверлильном станке при его помощи осуществляются подача и подъем шпинделя сверла, в продольно-строгальном станке он сообщает поступательное движение столу. Зубчатая рейка в сочетании с системой цилиндрических зубчатых колес применяется в реечном домкрате.  [6]

Реечный механизм может преобразовывать вращательное движение в поступательное и при неподвижной рейке. В этом случае вращающееся зубчатое колесо перекатывается по рейке и перемещает вал. За один оборот колесо перемещается по рейке на величину пути, равную длине начальной окружности колеса.  [7]

Реечный механизм с неподвижной рейкой применяется, например, для осуществления автоматической подачи в токарном станке. Зубчатое колесо, укрепленное на валу в фартуке суппорта, получает вращение от механизма подачи и, перекатываясь по неподвижной рейке, сообщает суппорту поступательное движение.  [8]

Шестерня реечного механизма

вращается с угловой скоростью 57 об / мин.  [9]

В реечном механизме, как и в клино-рычажном, на прочность рассчитываются губки, работающие на растяжение с изгибом, и оси, работающие на срез и смятие.  [11]

Примеры выполнения реечных механизмов: а, в – механизмы подачи токарного и сверлильного станков; в, г – механизмы привода стола продольно-строгальных станков.  [12]

Кондуктора с реечным механизмом, замком и ручным приводом, в котором приемы загрузки и удаления деталей, а также очистки установочных поверхностей от стружки автоматизированы.  [13]

Частота вращения шестерни реечного механизма 57 об / мин.  [14]

Страницы:      1    2    3    4    5

www.ngpedia.ru

Реечный механизм

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена. Устройство содержит два гидроцилиндра с поршнями и штоками, зубчатые рейки и поворотное колесо. При этом выходные участки реек выполнены за одно целое с поршнями гидроцилиндров, жестко связанных между собой, а собственно рейки выполнены за одно целое со штоками поршней. Причем геометрические оси штоков относительно геометрической оси гидроцилиндров расположены с различными эксцентриситетами. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена.

Известна реечная передача [1, с. 154, Рис. 12.1, к.], содержащая реечную шестерню и рейку, преобразующая вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки или наоборот. В передаче применяют одну реечную шестерню и одну рейку. Недостатком такой передачи является невозможность получения на выходе двух движений во взаимно-противоположных направлениях. Известен [2, с. 53, схема 1651] рычажно-зубчатый механизм с двумя рейками для преобразования возвратно-вращательного движения зубчатого колеса в возвратно-поступательное движение реек во взаимно-противоположных направлениях. Этот механизм состоит из рычага, зубчатого колеса, жестко закрепленного на оси рычага, зубчатых реек, состоящих из двух участков – собственно реек и выходных концов реек. При повороте рычага в ту или иную сторону зубчатое колесо перемещает рейки во взаимно-противоположных направлениях, при этом выходные концы реек могут совершать необходимую работу. Недостатками известного механизма, принятого за прототип, являются: – Неопределенность функционирования, заключающаяся в двух выходных движениях, не связанных между собой на выходе, когда по условиям работы необходимо иметь единственное выходное движение; – На этом основании недостатком является также невозможность преобразования возвратно-поступательного движения выходных звеньев в возвратно-вращательное движение входного звена; – К тому же, выполнение кинематической пары между выходными концами реек и стойками в виде шарниров, может приводить к появлению момента вокруг этих опор и заклиниванию между рейками и вращающимся колесом. Задачей изобретения является устранение отмеченных недостатков. Сущность изобретения состоит в том, что выходные концы реек выполнены за одно целое с поршнями приводных гидроцилиндров, жестко связанных между собой, кроме того, рейки выполнены за одно целое со штоками гидроцилиндров, причем геометрические оси штоков относительно геометрической оси цилиндров расположены с различными эксцентриситетами. На фиг. 1 приведена схема предлагаемого механизма, а на фиг.2 – вид по A-А. Реечный механизм состоит из двух соединенных между собой цилиндров 1 и 2, поршней 3 и 4 со штоками 5 и 6, являющимися выходными участками зубчатых реек 8 и 9, и поворотного колеса 7, на оси которого закреплен исполнительный орган рабочей машины. Геометрические оси штоков O
1
O1 и O2O2 относительно единой геометрической оси цилиндров OO расположены с разными эксцентриситетами e1 и e2. Напорные полости гидроцилиндров А и В соединены с единой гидросистемой С. Предлагаемый механизм работает следующим образом. При подаче рабочей жидкости в полость А цилиндра 1 и полость B цилиндра 2 поршни цилиндров 3 и 4, перемещаясь вдоль осей OO цилиндров, поворачивают штоками 5 и 6 с рейками 8 и 9 поворотное колесо 7. В связи с тем, что геометрические оси штоков расположены зксцентрично оси гидроцилиндров, они, перемещаясь в направляющих корпусов жестко закрепленных между собой цилиндров, не могут повернуться относительно оси цилиндров ни совместно, ни в отдельности. В этом случае ведущим может быть либо колесо 7 (как в прототипе) и тогда оба поршня 3 и 4, связанные с рейками, будут выполнять роль поршней насоса, качающего рабочую жидкость в гидросистему С, либо ведущими могут быть поршни 3 и 4, получающие движение из одной гидросистемы, и тогда ведомым станет колесо 7. Последний режим работы представляется предпочтительным. Источники информации 1. Гусенков П.Г. Детали машин: Учебник для вузов – М.: Bысш. шк., 1986. 2. Артоболевский Т. И. Механизмы в современной технике: Справочное пособие т.III -М.: Наука. 1979.

Формула изобретения

Реечный механизм, включающий два гидроцилиндра с поршнями и штоками, зубчатые рейки и поворотное колесо, отличающийся тем, что выходные участки реек выполнены за одно целое с поршнями гидроцилиндров, гидроцилиндры жестко связаны между собой, а собственно рейки выполнены за одно целое со штоками поршней, причем геометрические оси штоков относительно геометрической оси гидроцилиндров расположены с различными эксцентриситетами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Реечные механизмы и их ремонт

 
Реечные механизмы преобразуют вращательное движение зубчатого колеса в поступательное движение рейки и наоборот. Применяются прямозубые, косозубые и шевронные реечные передачи. В механизмах управления при небольших перемещениях рейки вместо зубчатого колеса используется зубчатый сектор. Материал зубчатого колеса и рейки обычно сталь 45, 40Х и другие с последующей термообработкой; рейки больших габаритов могут выполняться из серого чугуна СЧ 30, СЧ 40 и др.
Основной дефект реечного механизма – износ или поломка зубьев колеса, рейки. Ремонт: зубчатое колесо заменяют новым, а участок рейки с изношенными или поломанными зубьями восстанавливают вставками кусков рейки.

Технические требования к ремонту и сборке:

  1. При ремонте рейки методом вставок соединение должно быть плотным, без уступов и перекосов; в месте стыка не должно быть искажения шага зацепления.
  2. Рейка должна плотно прилегать к станине, прохождение щупа размером 0,04 мм недопустимо.
  3. Ось зубчатого колеса должна быть перпендикулярна начальной прямой рейки и перемещаться параллельно плоскости начальных прямых.
  4. Нормы кинематической точности, плавности, контакта зубьев, величина гарантированного бокового зазора должны соответствовать степени точности данной передачи.
Дефекты и ремонт эксцентриковых и кулачковых механизмов
Износ рабочей поверхности эксцентрика или кулачка1. Наплавить или напылить рабочую поверхность с последующей ее механической обработкой.
2. Заменить кулачок или эксцентрик
Износ рабочей поверхности хомута1. Прошлифовать рабочую поверхность хомута с заменой или наращением эксцентрика.
2. Напылить рабочую поверхность хомута с последующей ее механической обработкой
Износ роликаЗаменить ролик
Износ втулки толкателя или штока, вызывающий их перекос и заеданиеВыпрессовать старую и запрессовать новую втулку, развернуть ее
Износ опор валов эксцентрика и кулачка, рычага и роликаЗаменить подшипники качения или скольжения
Изгиб или поломка рычага, изгиб толкателяВыпрямить, заварить или заменить рычаг (толкатель)
Срез шпонки или штифта эксцентрика, кулачкаЗаменить шпонку или штифт

Ремонт эксцентриковых, кулачковых и кривошипно-шатунных механизмов. Дефекты эксцентрикового, кулачкового и кривошипно-шатунного механизмов и способы их ремонта представлены в справочной таблице. Технические условия на ремонт и сборку данных механизмов:
  1. Ось опор ползуна (цилиндра) должна быть перпендикулярна оси коленчатого вала.
  2. Отверстия во вкладышах коренных опор вала и шатунов, коренные и шатунные шейки должны иметь правильную геометрическую форму, размеры в пределах допусков, требуемую шероховатость поверхности.
  3. При запрессовке втулки в верхнюю головку шатуна проследить за совпадением смазочных каналов шатуна и втулки.
  4. Проверить на плите и при необходимости пришабрить плоскости разъема вкладышей, которые должны плотно прилегать к соответствующим шейкам вала. Установка вкладышей в опорах вала и нижней головке шатуна без зазоров достигается за счет регулировочных прокладок.
  5. Оси отверстий верхней и нижней головок шатуна в сборе Должны быть параллельны.
  6. Закрепление крышек подшипников коренных шеек вала начинать со средней опоры. Гайку затягивать динамометрическими ключами в несколько приемов.
Дефекты кривошипно-шатунного механизма и его ремонт
Износ шеек коленчатого валаШейки прошлифовать и довести притирами с пастой до следующего ремонтного размера с заменой вкладышей. Кромки смазочных канавок и отверстий притупить, прочистить и продуть
Изгиб коленчатого вала, шатунаПроизвести правку под прессом в холодном состоянии. Контроль вала – в призмах с помощью индикатора по средней коренной шейке
Износ вкладышей опор коленчатого вала и нижней головки шатуна1. Заменить или перезалить вкладыши и расточить.
2. Фрезеровать, опилить или пришабрить плоскости разъема опоры с последующим растачиванием.
3. Поверхности разъема, отверстие в головке шатуна при значительных износах и повреждениях наплавить с последующей механической обработкой
Износ втулки верхней головки шатуна и отверстия в шатуне под втулку1. Втулку развернуть под следующий ремонтный размер пальца. Палец заменить.
2. Втулку обжать и развернуть.
3. Заменить втулку.
4. Отверстие в штоке расточить под втулку с увеличенным наружным диаметром


Смотрите также:
 

www.webrarium.ru

Зубчато-реечный механизм – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Зубчато-реечный механизм

Cтраница 1


Зубчато-реечный механизм ( рис. 185) состоит из зубчатого цилиндрического колеса и зубчатой рейки – планки с нарезанными на ней зубьями.  [2]

Зубчато-реечный механизм ( рис. 4, а) используется в двух вариантах. При вращении зубчатого колеса относительно неподвижной рейки ось вместе с колесом получает прямолинейное поступательное движение.  [4]

При помощи зубчато-реечного механизма 3 каретка перемещается вдоль оси передачи, чем достигается изменение передаточного числа.  [6]

Поступательные регулируемые перемещения в основном осуществляют при помощи винтовых или зубчато-реечных механизмов, реже применяют передачи гибкими связями.  [8]

Автооператор отличается тем, что он выполнен в виде подпружиненной в осевом направлении штанги, размещенной внутри полого распределительного вала и взаимодействующей с рычажным зубчато-реечным механизмом. На рейку механизма воздействует торцовый цилиндрический кулачок, приводимый в движение от распределительного вала, на котором укреплен другой кулачок. Согласованно с первым он воздействует на зубчатый сектор, находящийся в зацеплении с зубчатым колесом поворота штанги, посаженным на нее с возможным перемещением штанги в осевом направлении относительно этого зубчатого колеса. Это позволяет освободить зону обработки, а также увеличить надежность работы автооператора.  [9]

Телескопические захваты по конструкции аналогичны захватам, применяемым на кранах-штабелерах для тар-но-штучных грузов. Захваты трехсекционные, перемещаются под действием зубчато-реечного механизма.  [10]

При необходимости трансформации прямолинейного движения во вращательное добавляется крпвошипно-шатунпый иди зубчато-реечный механизм. Малые необходимы для многооборотных управляемых устройств, большие – для кривошипных И. Применяемые цилиндрические, червячные и планетарные зубчатые редукторы получаются по необходимости многозвенными, а потому сложными и громоздкими. Это понижает конкурентоспособность электрич.  [11]

При необходимости трансформации прямолинейного движения во вращательное добавляется кривошиппо-шатунный или зубчато-реечный механизм. Малые г необходимы для многооборотных управляемых устройств, большие – для кривошипных И. Применяемые цилиндрические, червячные и планетарные зубчатые редукторы получаются по необходимости многозвенными, а потому сложными и громоздкими. Это понижает конкурентоспособность электрич.  [12]

Крановые тележки передвигаются по рельсовому пути с помощью механизмов с приводными колесами или канатной тягой, а краны – G использованием механизмов с приводными колесами. На судовых козловых кранах в условиях крена и дифферента иногда применяют зубчато-реечные механизмы [ О.  [13]

Перед очередным измерением головка 7 находится в крайнем правом положении. При включении соленоида головка перемещается в сторону детали и с помощью зубчато-реечного механизма 15, 16, 17, 18 приводит во вращение перфорированный диск 19 ГСИ. Возникающие при этом на выходе фотоэлемента 20 счетные импульсы поступают в блок программы и блок коммутации К только после того, как на вентильное устройство ВУ придет сигнал от неподвижного фотооптического устройства начала отсчета НО. Начало отсчета сдвинуто во времени поотношению к началу движения измерительной головки на величину, необходимую для выбора зазоров в кинематических парах механизма привода головки и ГСИ.  [14]

При подвешивании груза G на крюк 5 рессоры 1 к 3 деформируются. Перемещение рессоры 3 может быть прочитано или непосредственно по шкале, или передается зубчато-реечным механизмом ( не показанным на чертеже) к циферблату.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Реечный механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствахдля преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное, и наоборот. Цель изобретения – повышение надежности. В направляющих 2 корпуса 1 установлена рейка 3 с пазами 4 и 5. В корпусе 1 установлены с возможностью синхронного вращения колесо 6 с цевками 7 и 8 и колесо 11с цевками 9 и 10. Цевки 7 и 8 предназначены для поочередного взаимодействия с пазом 4 рейки 3, а цевки 9 и 10 – с пазом 5 рейки 3. Изменение количества циклов возвратно-поступательного движения рейки 3 за один оборот колес 6 и 11 определяется количеством цевок , равномерно расположенных по окружности на плоских поверхностях колес. 1 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 19/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865276/28 (22) 10.07.90 (46) 23.03.93. Бюл. N. 11 (75) B.À.Tèùåíêo (56) Артоболевский И.И, “Механизмы в современной техниКе”, Т.И.— M. Наука, 1980, с,288, рис. 2432.

Авторское свидетельство СССР

N 1682692, кл. F 16 Н 19/04, 1988. (54) РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования возвратно-поступательного движения во. 512 1803б51 А1 вращательное, и наоборот. Цель изобретения — повышение надежности. В направляющих 2 корпуса 1 установлена рейка 3 с пазами 4 и 5. В корпусе 1 установлены с возможностью синхронного вращения колесо 6 с цевками 7 и 8 и колесо 11 с цевками 9 и 10. Цевки 7 и 8 предназначены для поочередного взаимодействия с пазом 4 рейки 3, а цевки 9 и 10 — с пазом 5 рейки 3. Изменение количества циклов возвратно-поступательного движения рейки 3 за один оборот колес 6 и 11 определяется количеством цевок, равномерно расположенных по окружности на плоских поверхностях колес. 1 ил.

1803651

Составитель Б.Штейман

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И.Муска

Редактор

Заказ 1044 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям йри ГКНТ СССР .

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат “Патент”, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных поршневых машинах, преимущественно, в двигателях внутреннего сгорания, а также других устройствах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже изображен реечный механизм, общий вид.

Реечный механизм содержит корпус 1 с направляющими 2, расположенную в них рейку 3 с пазами 4 и 5, установленное в корпусе 1 колесо 6 с равномерно расположенными по окружности на его плоской поверхности цевками 7 и 8 для осуществления прямого хода рейки 3.

Цевки 9 и 10 для осуществления обратного хода рейки аналогично расположены на колесе 11, также установленном в корпусе 1, с возможностью синхронного в противофазе с колесом 6. вращения за счет, например, зубчатых венцов 12. Цевки 9 и 10 колеса 11 сдвинуты по фазе относительно цевок 7 и 8 колеса 6 на угол, равный углу поворота колес, необходимому для осуществления одного хода рейки 3.

Реечный механизм работает следующим образом.

При вращении колеса 6 цевка 7 входит в зацепление с пазом 4. После того как колесо 6 повернется на угол 90О, цевка 7; осуществив прямой ход рейки 3 в направляющих 2 корпуса 1; выйдет из зацепления с пазом 4, а цевка 9, расположенная на колесе 11, вращающемся синхронно в противофазе с колесом 6, благодаря зубчатым венцам 12, войдет в зацепление с пазом 5 и при дальнейшем повороте колеса осуществит обратный ход рейки 3. При повороте колес 6 и 11 еще на 90О цевка 9 выходит из зацепления с пазом 5, а цевка 8 входит в зацепление с пазом 4 и при повороте колес 6 и 11 еще на 90 осуществляет прямой ход рейки 3, после чего в зацепление с пазом 5 входит цевка 10, осуществляя обратный ход рейки 3.

Таким образом за один оборот колес 6 и 11 произойдет два возвратно-поступательных хода рейки 3.

Изменение количества циклов возвратно-поступательного движения рейки 3 за один оборот колес 6 и 11 определяется ко15 личеством цевок, равномерно расположенных по окружности на плоских поверхностях колес, количество которых может выражаться любым целым числом, В связи с расположением сил взаимодействия цевок с пазами в одной плоскости, дополнительные вредные нагрузки на опоры в направляющих рейки будут ликвидированы, что повысит надежность механизма.

Формула изобретения

Реечный механизм, содержащий корпус с направляющими, расположенную в них рейку с двумя пазами, установленное в корпусе с возможностью вращения колесо с цевками, расположенными на одной из пло30 ских поверхностей равномерно по окружности и предназначенными для поочередного взаимодействия с одним из пазов рейки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, рейка выполнена плоской, 35 механизм снабжен аналогичным первому дополнительным колесом, цевки которого . предназначены для поочередного взаимодействия с другим пазом рейки, а колеса установлены с возможностью синхронного

40 вращения.

  

www.findpatent.ru

Реечный механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и обратно и применимо в насосах, турбинах, компрессорах, ДВС и др. машинах. Цель изобретения – расширение области использования путем повышения точности зацепления. Достигается это тем, что механизм выполнен с двумя рейками с наружными зубьями, параллельными друг другу, объединенными с помощью боковых накладок и их перемычек с двумя ползунами, а в теле реек и их боковых накладках выполнены сквозные пазы , контактирующие с шейками основного вала узла обеспечения зацепления зубьев, на котором посередине между рейками жестко посажено зубчатое колесо, взаимодействующее со средним колесом дополнительного вала узла обеспечения зацепления зубьев, по концам дополнительного вала установлены жестко два колеса, взаимодействующих с наружными зубьями реек. В промежутках между тремя колесами установлены на дополнительном валу два подшипника , корпуса которых связаны стойками с корпусами подшипников основного вала, установленных по обе стороны от колеса основного вала, а стойки жестко связаны между собой в местах контактов зубьев колес основного и дополнительного валов перемычками. Новым в изобретении является выполнение узла обеспечения зацепления зубьев колес основного и дополнительного валов, применение двух реек с наружными зубьями с боковыми накладками , соединенными между собой перемычками . Реечный механизм, имеющий довольно простой узел обеспечения зацепления зубьев , может широко применяться при конструировании разного рода поршневых машин, простых по устройству и надежных в работе, обладающих большей уравновешенностью по сравнению с известными, на основе кривошипно-шатунных механизмов. 3 ил. сл со ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 19/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4674616/28 (22) 06.04.89 (46) 07.06.92. Бюл. М 21 (75) Ю.И.Замаратский (53) 621.833.12 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 937842, кл, F 16 Н 19/04, 1980. (54) РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и обратно и применимо в насосах, турбинах, компрессорах, ДВС и др, машинах. Цель иэобретения— расширение области использования путем повышения точности зацепления. Достигается это тем, что механизм выполнен с двумя рейками с наружными зубьями, параллельными друг другу, объединенными с помощью боковых накладок и их перемычек с двумя ползунами, а в теле реек и их боковых накладках выполнены сквозные пазы, контактирующие с шейками основного вала узла обеспечения зацепления зубьев, на котором посередине между рейками жестко посажено зубчатое колесо, взаимодейИзобретение относится к машиностроению, может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и обратно и применимо в насосах, турбинах, компрессорах, ДВС и др, машинах.

Известен реечный механизм, содержащий корпус с направляющими, замкнутую рейку, поверхность которой контактирует с

„„Я „„1739144 А1 ствующее со средним колесом дополнительного вала узла обеспечения зацепления зубьев, по концам дополнительного вала установлены жестко два колеса, взаимодействующих с наружными зубьями реек. В промежутках между тремя колесами установлены на дополнительном валу два подшипника, корпуса которых связаны стойками с корпусами подшипников основного вала, установленных по обе стороны от колеса основного вала, а стойки жестко связаны между собой в местах контактов зубьев колес основного и дополнительного валов перемычками. Новым в изобретении является выполнение узла обеспечения зацепления зубьев колес основного и дополнительного валов, применение двух реек с наружными зубьями с боковыми накладками, соединенными между собой перемычками. Реечный механизм, имеющий довольно простой узел обеспечения зацепления зубьев, может широко применяться при конструировании разного рода поршневых машин, простых по устройству и надежных в работе, обладающих большей уравновешенностью по сравнению с известными, на основе кривошипно-шатунных механизмов. 3 ил. направляющими, приводной вал с зубчатым колесом, взаимодействующим с внутренними зубьями сопрягаемого колеса, наружные зубья которого контактируют с внутренними зубьями замкнутой рейки, и узел обеспечения зацепления зубьев рейки и колеса, включающий два рычага с роликами, взаимодействующими с соответствующими дорожками на наружной поверхности рейки.

1739144

25

Известен реечный механизм, содержащий корпус с направляющими, замкнутую рейку, контактирующую с ними по наружной поверхности, вторую рейку с наружными зубьями, установленную своей боковой поверхностью параллельно первой. Привод выполнен в виде вала, на конце которого смонтировано зубчатое колесо, взаимодействующее с наружными зубьями второй рейки и зубьями колеса, установленного на соосном валу, на конце которого жестко закреплено зубчатое колесо, контактирующее с внутренними зубьями первой рейки, а узел обеспечения зацепления зубьев выполнен в виде поворотного диска с роликами, контактирующими с соответствующими кулачками на второй рейке, Известен реечный механизм, содержащий корпус с направляющими, установленный в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения шток, замкнутую рейку, связанную со штоком, зубчатое колесо, взаимодействующее с рейкой, и узел обеспечения зацепления зубьев, включающий водила, своими шейками взаимодействующие с отверстиями в спицах рейки, а ползунами — с продольным пазом корпуса.

Однако в известном реечном механизме не обеспечивается достаточная точность зацепления ввиду того, что замкнутая рейка не имеет направляющих, а опирается со стороны зубьев на зубья ведущего колеса, а с боковой стороны — на шейки двух водил посредством двух отверстий в своих спицах, поэтому при взаимодействии зубьев наличие зазоров в местах вращения водил и консольного закрепления ведущего зубчатого колеса будет приводить к искажению линии зацепления и сужению области использования.

Цель изобретения — расширение области использования путем повышения точности зацепления, Указанная цель достигается тем, что в реечном механизме замкнутая рейка выполнена с внешними зубьями и продольным сквозным пазом, параллельным оси штока и предназначенным для взаимодействия с валом узла обеспечения зубчатого зацепления, механизм снабжен ползунами, установленными в соответствующих направляющих, и второй замкнутой рейкой, идентичной первой и установленной параллельно ей, шток выполнен в виде двух накладок с продольными сквозными пазами, идентичными пазам реек, установленных параллельно одна другой и замкнутым рейкам и соединенных каждая с внешней по30

B8pxHocTblo соответствующей рейки, и двух перемычек, жестко соединяющих накладки и закрепленных на соответствующих ползу нах, зубчатое колесо установлено между рейками на одинаковом расстоянии от них таким образом, что плоскость колеса параллельна плоскости реек, и закреплено на валу обеспечения зубчатого зацепления, этот вал закреплен в корпусе посредством подшипников и размещен в продольных пазах накладок и реек, а узел обеспечения зубчатого зацепления имеет еще один вал, установленный параллельно его основному валу, две стойки, расположенные по обе стороны от зубчатого колеса и связанные посредством подшипников одними концами с основным валом, а другими — сдополнительным, и трех дополнительных зубчатых колес, установленных на дополнительном валу, крайние из которых предназначены для зацепления с соответствующими эамк. нутыми рейками, а среднее — с основным зубчатым колесом, а стойки объединены между собой жестко перемычками в местах контакта зубьев колес соответствующих валов.

Изобретение позволяет расширить номенклатуру новых поршневых машин, обладающих большей уравновешенностью по сравнению с кривошипно-шатунными механизмами, заложенными в конструкцию современных поршневых машин.

На фиг. 1 изображен реечный механизм, общий вид, на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1.

Реечный механизм содержит корпус 1 с направляющими 2, в которых размещены ползуны 3, присоединенные к перемычкам

4, связывающим боковые накладки 5 замкнутых реек 6 с наружными зубьями. В теле замкнутых реек 6 выполнены сквозные пазы

7, продолжающиеся в боковых накладках 5, поверхности сквозных пазов 7 контактируют с шейками 8 вала.9 узла обеспечения зацепления зубьев. Посередине реек 6 на валу 9 жестко установлено зубчатое колесо

10, взаимодействующее с зубчатым колесом

11, жестко установленным на дополнительном валу 12 узла обеспечения зацепления зубьев, по концам которого жестко закреплены зубчатые колеса 13 и 14, взаимодействующие с наружными зубьями замкнутых реек 6, а в промежутках колес 13, 11 и 14 вала 12 установлены корпуса подшипников

15, жестко связанных стойками 16 с корпусами подшипников 17, установленных на валу 9 по обе стороны от колеса 10. Стойки 16 связаны между собой жестко перемычками

18. Основной вал 9 установлен на подшипниках 19 приливов 20 корпуса 1, На одном

1739144

55 из концов основного вала 9 смонтирован маховик 21.

Реечный механизм работает следующим образом.

При вращении приводного вала 9, например, по часовой стрелке ведущее зубчатое колесо 10 вращает среднее зубчатое колесо 11, а вместе с ней и колеса 13 и 14, смонтированные на одном дополнительном валу 12 с колесом 11, против часовой стрелки. При этом замкнутые рейки 6 с наружными зубьями и ползуны 3 начнут двигаться слева направо по окончании прямолинейного движения. Колеса 13 и 14 начнут поворачиваться относительно оси приводного вала

9, при этом зацепление зубьев колес 13 и 14 и реек 6 обеспечивается контактом шеек 8 приводного вала 9 с закруглением сквозных пазов 7 реек 6. Далее рейки 6 начнут двигаться в обратном направлении.

При обратимости механизма, когда рейки 6 движутся, например, слева направо, колеса 13 и 14, вращая среднее зубчатое колесо 11, передают вращение ведущему зубчатому колесу 10, а вместе с ним и приводному валу 9, при этом за счет инерции маховика 21 колеса 13 и 14 обкатываются по радиусным участкам замкнутых реек 6.

Реечный механизм открывает новые возможности конструирования поршневых машин, а применение замкнутых реек с наружными зубьями и внутренними сквозными пазами, взаимодействующими с шейками приводного вала, и наличие четырех шестерен, обеспечивающих надежную работу узла обеспечения зацепления зубьев, позволяютуменьшить габариты поршневых машин и снизить трудоемкость их изготовления.

Формула изобретения

Реечный механизм, содержащий корпус с направляющими, установленные в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения шток, замкнутую рейку, связанную со штоком, зубчатое колесо, кинематически связанное с замкнутой рейкой, и узел обеспечения зубчатого зацепления, имеющий вал, отличающийся тем, что, с целью расширения области использова5 ния путем повышения точности зацепления, замкнутая рейка выполнена с внешними зубьями и продольным сквозным пазом, параллельным оси штока и предназначенным для взаимодействия с валом узла обеспече10 ния зубчатого зацепления, механизм снабжен ползунами, установленными в соответствующих направляющих, и второй замкнутой рейкой, идентичной первой и установленной параллельно ей, шток выпол15 нен в виде двух накладок с продольными сквозными пазами, идентичными пазам реек, установленных параллельно одна другой и замкнутым рейкам и соединенных жестко каждая с внешней поверхностью соответст20 вующей рейки, и двух перемычек, жестко соединяющих накладки и закрепленных на соответствующих ползунах, зубчатое колесо установлено между рейками на одинаковом расстоянии от них так, что плоскость колеса

25 параллельна плоскости реек, и закреплено на валу узла обеспечения зубчатого зацепления, этот вал закреплен в корпусе посредством подшипников и размещен в продольных пазах накладок и реек, а узел

30 обеспечения зубчатого зацепления имеет еще один вал, установленный параллельно его основному валу, две стойки, расположенные по обе стороны от зубчатого колеса и связанные посредством подшипников од35 ними концами с основным валом, а другими — с дополнительным, три дополнительных зубчатых колеса, установленных на дополнительном валу, крайние из которых предназначены для зацепления с

40 соответствующими замкнутыми рейками, а среднее — с основным зубчатым колесом, и перемычку, соосную с линией зацепления указанных дополнительных колес с рейками и жестко связывающую стойки одна с дру45 гой.

1739144

А Фи8.1

2f 18 И 18

Фиг.2

1б д

Фиг.3

Составитель Ю.Замаратский

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор В.Данко

Заказ 1992 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат “Патент”, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

    

www.findpatent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *