Реле тока рт – 40 » :

alexxlab | 06.08.2019 | 0 | Вопросы и ответы

Реле тока РТ-80

   Сегодня Вы узнаете, что такое реле тока РТ-80, познакомитесь с его принципом действия, будете знать достоинства и недостатки. Ранее я рассказывал о реле тока РТ-40 электромагнитного действия, которое не имеет отсечку тока по времени, что является его основным недостатком.

     Реле тока РТ-80 способно защитить линию, как от короткого замыкания, так и от перегрузок. По сравнению с реле тока РТ-40 это реле включает в себя не одну систему, а сразу две: электромагнитную и индукционную. Устройство электромагнитной системы было подробно описано в теме «Реле тока РТ-40». Индукционная же система отвечает за выдержку времени, которая используется при перегрузках системы. Из-за наличия индукционной системы это реле получило более широкое применение. При токах от 2 до 5 номинальных реле работает с выдержкой по времени (индукционная система), а свыше 5 номинальных –  без выдержки по времени, т.е. мгновенно (электромагнитная система).

     Стоит сказать, что реле тока относится к релейной защите, следовательно,  реле только подаёт сигнал на отключение коммутационным аппаратам.  Некоторые считают, что реле отключает повреждённые участки линии, но это не совсем так. Реле только подаёт сигнал на отключение, а отключают уже выключатели, разъединители и т.п. Что бы реле тока начало работать его необходимо подключить к оперативной сети, напряжение которой 220 В. На подстанциях с высоким напряжением (110 кВ, 330 кВ, 35 кВ и т.п.) применяют трансформаторы тока (ТТ) для создания оперативной сети.
    Шкала прибора показывает значения тока срабатывания при последовательном соединении обмоток, при параллельном соединении значения шкалы удваиваются. Тем самым расширяется предел срабатывания реле по току. Кроме уставки по току, можно регулировать и время срабатывания реле (читайте принцип действия).

Принцип действия РТ-80

     В принципе действия реле я опишу его индуктивную часть, так как электромагнитную мы уже проходили (читайте реле тока РТ-40). Индукционный элемент реле состоит из электромагнита 1 с короткозамкнутыми витками 2 на полюсах. Обмотка 3 электромагнита имеет ответвления для регулирования тока срабатывания. Ответвления подведены к гнездам штепсельного мостика 4 и переключаются винтами 5. Между полюсами электромагнита расположен алюминиевый диск 16, ось которого укреплена на подвижной рамке 13. Рамка 13 имеет свою неподвижную ось вращения 14. При токах в обмотке реле, меньших тока срабатывания индукционного элемента, рамка 13 оттянута пружиной 20 в крайнее положение, при этом червяк 11, насаженный на ось диска, не сцеплен с зубчатым сегментом 12, который имеет неподвижную ось вращения и может свободно перемещаться вверх и вниз.

      Нижнее положение сегмента фиксируется устройством, с помощью которого регулируется выдержка времени. Это устройство состоит из регулировочного винта 8 и движка 19. При перемещении вверх сегмент 12 своим рычагом поднимает коромысло 10. Диск приходит во вращение при токе, равном 10÷20% от тока срабатывания индукционного элемента. При этом вращение диска не приводит к замыканию контактов. На вращающийся диск действуют электромагнитная сила, вызывающая вращение диска, и противодействующая сила, препятствующая его вращению. Противодействующая сила возникает в связи с пересечением вращающимся диском магнитного потока постоянного магнита 15.

      Установившаяся скорость вращения диска определяется равновесием этих сил. Равнодействующая этих сил стремится повернуть диск вместе с рамкой 13 вокруг оси рамки. Этому препятствует сила пружины. Током срабатывания индукционного элемента называется такой минимальный ток, при котором равнодействующая этих сил преодолеет силу пружины и рамка 13 вместе с диском повернется, произведя сцепление червяка 11 с зубчатым сегментом 12. При этом благодаря вращению диска червяк 11 поднимет зубчатый сегмент 12. Его рычаг в конце пути соприкоснется с коромыслом 10 якоря 6, подняв его вверх, благодаря чему якорь повернется на своей оси так, что воздушный зазор между электромагнитом 1 и правым концом якоря уменьшится. Якорь быстро притянется к электромагниту, замкнув контакты 9 с помощью коромысла 10.
      Время от момента сцепления червяка с зубчатым сегментом до момента замыкания контактов является временем срабатывания реле, его выдержкой времени. Это время при заданной уставке зависит только от скорости подъема сегмента вверх. Скорость подъема сегмента определяется скоростью вращения диска, т. е. зависит от величины тока. Чем больше ток, тем больше скорость вращения диска и скорость подъема сегмента и тем меньше выдержка времени реле.  

Достоинства и недостатки реле тока РТ-80

    У любого устройства имеются достоинства и недостатки. Главное, что реле помогает отключать аварийные режимы работы сети, а также сохранить дорогостоящее оборудование в рабочем состоянии (трансформаторы, двигатели, автотрансформаторы и т.п.). Посмотрим их более подробно.

      Достоинства реле: малая стоимость, наличие индукционной системы, возможность регулировать время срабатывания реле отдельно от тока уставки, проверка работы по вращению алюминиевого диска.
     Недостатки реле: большая масса и размеры, наличие контактной системы, чувствительность к вибрациям, большое время возврата реле в исходное положение (около 0,8 с.).
      В настоящее время реле тока РТ-80 и РТ-40 заменяются на реле микропроцессорного типа. Микропроцессорные реле имеют больше функций, способны заменить несколько реле в одном устройстве, а также настраиваться дистанционно.

Теперь, Вы знаете для чего предназначено реле тока РТ-80, познакомились с принципом его работы))

yznavai.ru

Твердотельные реле тока

* – По требованию заказчика параметры могут быть пересмотрены в большую сторону.

Реле тока, при весьма скромных габаритах, имеют отв. диаметром 11 мм для токоведущего провода контролируемой цепи и контакты с отв. 3,5 мм для подключения исполнительных устройств.

Такие параметры реле позволяют контролировать цепи питания без снятия с них изоляции, что значительно повышают надежность и безопасность электросетей.

Зависимость тока срабатывания (А) реле тока РТ1м и РТ2м от величины регулировочного резистора (кОм) показана на рис. 4.

Кроме этого, можно в заказе оговорить конкретный ток включения в диапазоне 0,3…200а (например 16А), в этом случае реле будет настроено на требуемый ток в процессе производства, с установкой соответствующего резистора. В этом случае вывода (клеммник для РТ2м) для подключения резистора не устанавливаются.

В диапазоне 1-200 А величину нагрузочного резистора можно рассчитать по приблизительной формуле:

Rn = 1/(0,06*Ion), где

  • Ion — требуемый ток включения, А;
  • Rn — сопротивление регулировочного резистора, кОм.

Гистерезис вкл/выкл. составляет примерно 1-5% тока уставки. Точность установки тока включения без дополнительной подстройки составит при этом ±15%. Для определения сопротивления регулировочного резистора для токов менее 1 А, лучше воспользоваться графиком на рис. 2. Следует отметить, что реле тока РТ1м и РТ2м может сработать уже при токах от 0,15 А при полном удалении регулировочного резистора.

Рис 4. — Зависимость тока срабатывания (А) реле тока РТ1м и РТ2м от величины регулировочного резистора (кОм)

Рис 5. — Зависимость токов включения (А) от сопротивления регулировочного резистора (кОм) в диапазоне менее 3 А

Примеры использования реле тока РТ1(РТ1м) представлены на рис 6-9. Разница в применении РТ1 от РТ2 только в состоянии контактов. РТ1 имеет нормально разомкнутый контакт, РТ2 – нормально замкнутый контакт. В остальном реле имеют схожие характеристики.

Индикатор тока

Приведенная на рис. 6 схема включения позволяет визуально определять состояние контролируемой цепи. Включенная лампа может свидетельствовать как о нормальной работе, например, ТЭНов удаленной электропечи, так и показывать перегрузку, например, электропривода. Кроме того, такое включение позволяет включать нагрузку, работающую синхронно с нагрузкой в контролируемой цепи, например для снижения коммутационных токов или для включения нагрузок в разных фазах. Пример — включение цехового освещения выключателем с низкой нагрузочной способностью, когда включается один ряд ламп, а остальные включаются, реагируя на их ток потребления.

Реле приоритета

Приведенная на рис. 7 схема включения позволяет подключать или отключать неприоритетные цепи в зависимости от состояния контролируемой цепи. Это может оказаться весьма актуальным в случаях установленного ограничения по потребляемой мощности, например, когда включен электрообогрев в доме и есть желание что-то подогреть в микроволновой печи. Такое включение позволит избежать перегрузки электропроводки и отключения защитных автоматов. В качестве промежуточного реле можно использовать стандартные реле типа РП и т.д. Реле РТ2 не требует установки промежуточного реле, при условии соблюдения допускаемых коммутационных токов.

Работа с однофазными электродвигателями

Приведенная на рис. 8 схема включения позволяет подключать или отключать пусковую обмотку электродвигателя в зависимости от тока рабочей обмотки. В момент запуска двигателя, ток в разы превышает рабочий ток. Реле тока на этот момент автоматически подключит пусковую обмотку, а затем, после разгона электродвигателя и снижения тока в рабочей обмотки до номинального уровня, автоматически отключит. При применении конденсаторных двигателей (или 3-х фазных в однофазной цепи), можно автоматически подключать дополнительные секции конденсаторов в зависимости от нагрузки на валу электродвигателя.

Защита от холостого хода

На рис. 9 показана реализация защиты электродвигателя насоса от холостого хода. При кратковременном нажатии кнопки «Пуск» происходит запуск насоса, в результате чего через него начинает протекать рабочий ток. Пока ток насоса превышает установленный порог на токовом реле, оно своими контактами замыкает силовую цепь. Однако, в случае снижения тока через насос (отсутствие воды), контакты реле размыкаются и насос выключается. Повторный запуск возможен только при нажатии на кнопку «Пуск»

Рис. 8. — Подключение однофазных двигателей

Рис. 9. — Защита насоса от холостого хода

www.eltranstech.ru

Испытание индукционного реле тока типа рт-80

Цель работы

1. Изучить конструкцию и принцип действия индукционного реле.

2. Снять ограниченно-зависимую характеристику индукционного элемента реле.

3. Проверить уставку электромагнитного элемента (токовой отсечки) реле.

Основные теоретические положения

Индукционные реле тока типа РТ-80 (РТ-90) применяются для защиты электроустановок от токов короткого замыкания и перегрузок. Реле являются комбинированными и состоят из трёх элементов: индукционного с зависящей от тока выдержкой времени, электромагнитного без выдержки времени (токовая отсечка) и указательного элемента, сигнализирующего о срабатывании токовой отсечки.

Магнитопровод реле имеет сложную конфигурацию с двумя параллельными ветвями и делит создаваемый обмоткой реле магнитный поток на две составляющие. Одна составляющая подводится к индукционному элементу, другая к электромагнитному.

Якорь токовой отсечки представляет собой неуравновешенное коромысло 11 (рис. 2.1), ось которого укреплена на ответвлении магнитопровода 1. Под действием противодействующего момента, вызванного неуравновешенностью якоря, последний стремится повернуться против часовой стрелки и прижимается к регулировочному винту 10.

Электромагнитный элемент, который состоит из магнитопровода, катушки и якоря, срабатывает при больших токах с выдержкой времени, зависящей только от массы якоря (0.0бс). Винт 10 служит для установки кратности срабатывания токовой отсечки. На нём нанесена шкала уставок кратности срабатывания (К) отсечки к уставке тока срабатывания индукционного элемента (Iс.р).

где Iр– ток, протекающий по обмотке реле;Iс.р– ток срабатывания индукционного элемента, регулируется установкой винта в соответствующее гнездо на клеммнике.

Рис.2.1. Комбинированное токовое реле РТ-80: а- конструкция реле; б- силы, действующие на диск; 1- электромагнит; 2- короткозамкнутые витки; 3- вращающийся диск; 4- постоянный магнит; 5- сектор с контактным рычагом; б- подвижная рамка; 7- червяк на оси диска; 8- коромысло якоря; 9- контакты; 10-регулировочный винт отсечки; 11- якорь; 12- контактная колодка; 13- контактные винты; 14- обмотка реле; Fэ– электромагнитная сила;F’- притягивающая сила стальной скобы;Fм– сила постоянного магнита;Fп– противодействующая сила пружины

При срабатывании токовой отсечки якорь поворачивается, замыкая контакты реле без выдержки времени.

На левом плече якоря отсечки укреплено коромысло 8, рычаг которого опрокидывает сигнальный флажок, сигнализируя о срабатывании токовой отсечки. Коромысло воздействует также на контакты реле. На правом плече якоря помещены короткозамкнутый виток для уменьшения вибрации якоря в притянутом положении и немагнитная заклёпка для предотвращения залипания якоря.

Магнитная система индукционного элемента состоит из магнитопровода с короткозамкнутым витком 2, предназначенным для расщепления основного и создания дополнительного магнитного потока, сдвинутого по фазе и в пространстве по отношении к основному.

Вращающий момент создаётся за счёт взаимодействия двух потоков с токами, индуктированными в алюминиевом диске 3.

Диск начинает вращаться при токах, равных 20-30% тока срабатывания реле. Реле при этом не срабатывает. При увеличении тока в обмотке реле частота вращения диска возрастает и увеличивается сила, действующая на рамку 6. При некотором значении тока сила, действующая на рамку, преодолевает натяжение пружины и поворачивает рамку, производя зацепление червяка 7 с сектором 5. Сектор начинает подниматься и через определённое время его рычаг замыкает контакты реле 9. Постоянный магнит 4 служит для создания тормозного момента (рис 2.16).

Ток в обмотке реле, при котором происходит зацепление диска с зубчатым сектором, является током срабатывания индукционного элемента.

Время срабатывания индукционного элемента – это период времени от момента зацепления червячной передачи до момента замыкания контактов. Это время зависит от величины тока, протекающего по обмотке реле, и уставки по времени.

Индукционный элемент реле имеет ограниченно-зависимую характеристику времени от тока. С увеличением тока в обмотке реле вращающий момент растёт пропорционально току. При значении > 7 магнитная система реле насыщается, рост момента резко замедляется. Соответственно этому время срабатывания индукционного элемента сначала резко уменьшается (зависимая часть характеристики), а затем становится почти неизменным (независимая часть характеристики).

В реле РТ-80 (РТ-90) предусмотрено регулирование параметров:

а) тока срабатывания индукционного элемента. Ток срабатывания имеет ступенчатую регулировку. На обмотке реле предусмотрены ответвления для каждого значения тока срабатывания реле. Регулировка тока срабатывания производиться с помощью винта путём ввёртывания его в гнездо с соответствующим ответвлением обмотки;

б) тока срабатывания отсечки, определяется как произведение тока уставки реле на кратность отсечки;

в) выдержки времени индукционного элемента. Выдержка времени регулируется путём перемещения винта, который определяет начальное положение сектора. Уставка по времени дана в независимой части характеристики при Iр=(6-8)Iс.р. Время срабатывания реле не равно времени уставки, а определяется расчётным путём с помощью графика, приведённого на корпусе реле.

Реле максимального тока типа РТ-80, РТ-90 применяются для защиты электрических машин, трансформаторов и линий электропередачи при коротких замыканиях и перегрузках. Промышленностью выпускаются реле нескольких типоразмеров с уставками на ток срабатывания от 2 до 10 А, время срабатывания от 1 до 16 с, кратность тока элемента отсечки от 2 до 8.

Порядок проведения работы

1. Ознакомиться с конструкцией реле и записать его паспортные данные

2. Изучить схему испытания реле РТ-80, приведённую в методических указаниях (рис. 2.2).

3. Изучить на стенде расположение всех элементов схемы.

4. Снять крышку реле тока РТ-80. Установить на клеммнике значение тока уставки Iy=2А. Установить уставку времени t=1с.

5. Установить рукоятку переключателя работ на стенде в положение 4, рукоятка ЛАТРа при этом находится в крайнем левом положении. Подать питание на стенд, включив автомат «сеть».

6. Включить тумблер S3. Плавно поднимая напряжение, установить ток в катушке реле по амперметру I=2А.

7. Выключить тумблер S3. Затем тумблеры S3 и S4 включить одновременно. Секундомер при этом будет отсчитывать выдержку времени до отключения реле. Данные опытов занести в табл. 2.1.

8. Отключить тумблер S4, установить ток реле 2,5А. Выполнить действия по п.7. Аналогично проводится опыт при токах 3; 3,5 и 4 А.

9. Провести аналогичные опыты для уставок времени ty=2; З и 4 секунды. Данные опытов занести в табл. 2.1.

1 0.Проверить одно значение уставки электромагнитного элемента. для этого установить ток уставки на контактной колодке Iy=2А, а кратность токовой отсечки – минимальную. Включить тумблер S4, установить ток по амперметру 4 А и тумблер S4 снова отключить. Затем быстро включить S3, при этом сработает электромагнитный элемент, о чём свидетельствует указательный элемент (сигнальный флажок).

Рис. 2.2 Схема проведения опыта: КАТ — реле тока РТ-80; КL— промежуточное реле; С – секундомер;R- токоограничивающее сопротивление

Таблица 2.1

Ток и время уставки

Ток и время срабатывания реле

Iy=2A ty=1c

I,A

 

t,c

 

Iy=2A ty=2c

I,A

 

t,c

 

Iy=2A ty=3c

I,A

 

t,c

 

Iy=2A ty=4c

I,A

 

t,c

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Из каких элементов состоит реле РТ-80?

2. Что такое ток срабатывания индукционного элемента?

3. Что представляет собой время срабатывания индукционного элемента?

4. Принцип действия индукционного элемента реле.

5. Как определяется ток срабатывания электромагнитного элемента реле?

6. Когда срабатывает указательный элемент реле?

7. Почему реле РТ-80 называют реле с ограниченно-зависимой выдержкой времени?

8. Принцип действия токовой отсечки реле РТ-80.

Лабораторная работа № З

studfiles.net

Регулировка реле РТ-40 | Бесплатные дипломные работы на DIPLOMKA.NET

Реле максимального тока серии РТ-40, РТ-140 применяются в качестве измерительных реле в схемах релейной защиты.
Реле тока типов РТ-40/Р предназначены для применения в схемах устройств резервирования отказа выключателей, а также в специальных схемах защиты на номинальные токи 1 или 5 А.
Реле тока мгновенного действия типа и РТ-40/Ф применяются в схемах защиты установок переменного тока в тех случаях, когда требуется загрубление защиты при появлении высших гармоник тока.
Реле максимального тока типа РТ-40/1Д применяется в схемах защиты переменного тока в тех случаях, когда требуется 6ольшая кратность длительно допустимого тока к току срабатывания реле.

Технические характеристики

Реле тока серии РТ-140 выпускаются в унифицированном корпусе СУРА и приспособлены для переднего или заднего присоединения внешних проводников только под винт. Основные технические данные реле РТ-40, РТ-140 приведены в табл. исполнений. Коэффициент возврата реле не менее 0,85 на первой уставке и не менее 0,8 на остальных уставках шкалы. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А. Масса не более 0,85 кг.
Реле РТ-40/Р имеет один замыкающий и один размыкающий (для заднего присоединения) контакты. Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А.
Коэффициент возврата реле на любой уставке не менее 0,7. Потребляемая мощность реле на любой уставке не более 30 ВА. Масса не более 3,5 кг.
Пределы уставок на ток срабатывания РТ-40/Ф: от 1,75 до 17,6 А при частоте 50 Гц; токи срабатывания реле при частоте 150 Гц возрастают не менее чем в 8 раз. Номинальный ток реле Iн=6,3 А. Коэффициент возврата реле на любой уставке не ниже 0,8. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Коммутационная способность контактов:
– в цепи постоянного тока 60 Вт;
– в цепи переменного тока 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А.
Масса не более 3,5 кг.
Пределы уставок тока срабатывания реле РТ-40/1Д от 0,15 до 1 А.
Коэффициент возврата реле на любой уставке не менее 0,7.
Реле термически устойчиво при длительном протекании тока, равного 6,93 А.
Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты.
Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А.
Масса не более 3,5 кг.

Устройство и принцип действия

Реле тока мгновенного действия РТ-40 (рисунок 1, а) состоит из закрепленной на цоколе 17 фигурной алюминиевой стойки 3, на которой размещены П-образный магнитопровод 1 с обмоткой 2 и подвешенная на верхней цапфе 5 подвижная система в с1оставе якоря 15, несущего пластмассовую колодку 6 с подвижным контактом 7, и гасителя колебаний 4. Две пары неподвижных контактов 19 (рисунок , б) с передними и задними упорами 20 и 18 закреплены на основании 8.
При прохождении тока по обмотке 2 (рисунок 1, а) создается магнитный поток, под действием которого якорь 15 притягивается к полюсам магнитопровода 1 и стремится повернуть по часовой стрелке подвижную систему, чему препятствует противодействующая пружина 13. При достижении тока срабатывания реле подвижная система, преодолевая противодействие пружины 13, связанной наружным концом с поводком 14, а внутренним — с втулкой 12, поворачивается и размыкающие (правые) контакты размыкаются, а замыкающие (левые) — замыкаются. После срабатывания реле при снижении тока в обмотке до тока возврата реле его подвижная система вернется а исходное положение, определенное упором 16: размыкающие (правые) контакты замкнутся, а замыкающие (левые) — разомкнутся.

Рисунок 1 – Электромагнитное реле тока РТ-40: в—устройство, б — неподвижные контакты, в —узел регулировки уставок

В необходимых случаях для регулирования тока срабатывания реле применяют последовательное или параллельное соединение обмоток 2 (ступенчатая регулировка) или изменяют натяжение пружины 13 (рис. 105, в), выбирая соответствующее положение стальной скобы 11, закрепляемой фасонным винтом 21 с гайкой 22, втулкой 12 и пружинной шайбой 23 (плавная регулировка). При этом положение скобы 11 фиксируется, указателем уставок 10 и шкалой 9.

Проверять и налаживать реле рекомендуется в лаборатории, используя специальные электрические устройства. Проверку реле начинают с внешнего осмотра: проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.
После снятия кожуха приступают к внутреннему осмотру: очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин, контакты, подпятники, магнитопроводы; проверяют надежность внутренних соединений; регулируют механическую часть реле; контакты тщательно очищают и полируют воронилом (пользоваться надфилем или абразивными материалами нельзя).
Далее измеряют сопротивление изоляции мегомметром 1000 В между электрическими частями реле и корпусом, которое должно быть не менее 10 МОм, проверяют уставки. Если обнаружены дефекты, выходящие за возможность устранения их в лаборатории, реле заменяют новым.
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д.
Существует несколько методов ремонта: ремонт эксплуатирующей организацией, специализированный, ремонт предприятием — изготовителем изделия. Последние два метода имеют существенные преимущества, которые позволяют достигнуть высоких технико-экономических показателей путем применения нестандартизированного высокопроизводительного эффективного оборудования, производства запчастей, внедрения современной технологии, близкой к технологии электромашиностроительных заводов, с применением новых материалов. Эти методы позволяют создать обменный фонд из новых или отремонтированных электрических машин и другого оборудования распространенных серий и типов. Но эти методы исключают возможность оперативного ремонта ответственного и нетипового оборудования, оборудования, изготовленного зарубежными фирмами, и оборудования старых марок. Кроме того, не решается проблема технического обслуживания, составляющего более 80 % трудоемкости ремонта электрических сетей и крупногабаритного оборудования (трансформаторные подстанции, распределительные устройства, щиты управления и др.). Надежность, бесперебойность и безопасность работ электрооборудования и сетей может быть обеспечена правильной системой ремонта электрооборудования эксплуатирующей организацией. Такой системой является планово-предупредительный ремонт, представляющий собой форму организации ремонта, состоящей из комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение технического обслуживания и профилактического ремонта.

Ремонтные работы, регулировка

Устройства защиты и автоматики проходят следующие эксплуатационные проверки: проверка при новом включении; полная плановая проверка; частичная проверка; дополнительные проверки
Наиболее полная проверка реле производится при новом включении и наличии явных неисправностей, требующих осуществлять в лабораторных условиях полную разборку реле. При плановых и дополнительных проверках, как правило, не производят разборку реле. Объем механической проверки при этом оценивается по результатам предварительно снятых электрических характеристик, отклонение которых от заданных величин указывает на ту или иную неисправность реле.
Следует отметить, что излишняя разборка реле без достаточных на то оснований нежелательна.
При ревизии, регулировке и ремонте любых реле защиты и автоматики выполняют ряд общих операций независимо от типа и конструкции реле.
Прежде чем приступить к выполнению каких-либо работ по регулировке и ремонту реле, следует произвести внешний осмотр и оценить общее состояние реле. При внешнем осмотре перед вскрытием реле проверяется наличие пломб, целость кожуха и смотрового стекла, плотность прилегания кожуха к цоколю реле, наличие и состояние уплотнений.
Если производится проверка реле, установленного на панели, то проверяется надежность его крепления и изоляции выводов от панели. При заднем присоединении проводов на шпильки или колки реле должны быть надеты изолирующие трубки; ширина отверстий в панели должна быть больше диаметра шпилек или колков на 4—5 мм.
При переднем присоединении проводов на металлической панели под выводы реле должны быть подложены изолирующие прокладки; зазор между металлической панелью и неизолированными токоведущими частями должен быть не менее 3—5 мм.
Проверяется надежность наружных контактных соединений — затяжка контргаек, фиксирующих шпильки заднего присоединения на цоколе реле, и затяжка винтов, крепящих пластины переднего присоединения к цоколю.
Затяжка контргаек без отсоединения проводов и снятия реле с панели производится с помощью специальных торцевых ключей (рисунок 2). Затяжку и ослабление гаек, крепящих проводники наружного монтажа, следует производить двумя ключами — торцевым и плоским, как показано на рисунке 3.
В некоторых случаях наблюдается покачивание и проворачивание шпилек из-за слабой запрессовки контактных втулок в пластмассовом цоколе реле. Чтобы проверить надежность контакта между шпилькой и втулкой, необходимо вскрыть кожух реле и убедиться в том, что шпилька проворачивается вместе со втулкой. Для прожатия винтов, крепящих пластины переднего присоединения, реле необходимо снять с панели.
Для предварительной оценки общего состояния реле до его вскрытия целесообразно провести частичную электрическую проверку — замерить основные параметры срабатывания, что позволяет в ряде случаев выявить неисправности.

Рисунок 2 – Торцевые ключи для
крепления гаек на шпильках реле
заднего присоединения

Рисунок 3 – Затяжка и ослабление гаек, крепящих монтажные провода к шпилькам реле заднего присоединения, двумя ключами

При ремонте и ревизии реле различных типов выполняется ряд указанных далее операций.
После внешнего осмотра с реле снимают кожух, удаляют пыль и грязь с деталей реле.
Производят проверку подпятников реле. Для этого необходимо поочередно вывернуть каждый подпятник и осмотреть в лупу его и конец оси, опирающейся на этот подпятник. При ревизии и ремонте реле подпятники следует промыть, почистить. Некоторые типы подпятников «заправляют», т. е. придают им необходимую форму.
Если подпятники выполнены на камнях, то целость рабочей поверхности камня проверяется острой иглой. При обнаружении царапин, трещин или других дефектов подпятник заменяют.
Проверяют, чтобы подвижные оси реле не были изогнуты, и состояние рабочих концов осей отвечало конструктивным требованиям, т. е. имело бы заданную форму и угол заточки, например, плоскость, сферическую поверхность, конус и т. п. Поверхность рабочей части должна быть полированной, без царапин, выбоин или других повреждений. При обнаружении неисправностей концы осей правят и полируют рабочую поверхность.
Ось реле должна располагаться в подпятниках таким образом, чтобы она имела продольный и поперечный люфты (зазоры) и свободно в них поворачивалась. Наличие и величина люфта определяются при перемещении оси в подпятниках от руки по звуку — прослушивается характерное постукивание оси о подпятник. Продольный люфт оси обычно регулируется положением подпятников. Поперечный люфт не регулируется. При недопустимо большой величине последнего для данного типа реле подпятник должен быть заменен.
Проверяют состояние спиральных пружин и безмоментных спиральных токоподводов. Пружины должны быть чистыми, без следов окисления, витки их должны располагаться перпендикулярно оси, не касаться друг друга и иметь по всему ходу пружины равномерный зазор.
Производят ревизию и регулировку контактов реле. Контактные пружины, обычно бронзовые, должны быть чистыми, без следов окисления и изломов. Серебряные и металлокерамические поверхности контактов чистят и полируют.
Регулируют совместную настройку подвижного и неподвижного контактов:
– расстояние между подвижным и неподвижным контактами;
– угол встречи плоскости подвижного контакта с плоскостью неподвижного контакта;
– точку касания подвижного контакта с неподвижным;
– совместный ход контактов;
– жесткость контактных пластин.
Производят осмотр обмоток реле: обмоточный провод не должен носить следов подгара, окисления и. механических повреждений. Если обмотки закрыты кабельной бумагой, кембриковой лентой (или другой изоляцией) и на ней нет никаких повреждений, то снимать эту изоляцию не следует. Обмотки должны быть надежно закреплены на магнитопроводе.
Осуществляют проверку зубчатых и червячных передач реле: подвергают чистке, правят зубья, снимают заусенцы, регулируют совместную работу.
Проверяют достаточность и равномерность зазора между подвижной частью реле (якорем, барабанчиком, диском) и полюсами магнитной системы.
Производят проверку качества и надежности паек: пайки следует осмотреть, а также убедиться, что провод не перемещается в месте пайки.
В случае нарушения изоляции токоведущих- частей относительно корпуса или недостаточной прочности изоляции ее заменяют или усиливают. При ремонте производят частичный или полный монтаж внутренних соединений реле.
При надетом кожухе проверяют исправность устройств, укрепленных на кожухах реле, а именно: устройств завода флажков указательных реле, ручки для установки заданной уставки и т. п.
При выявлении неисправностей в реле они должны быть устранены. Для этого выполняют механическую проверку и ремонт реле. Реле, прошедшие ревизию или ремонт и подготовленные к электрической проверке, должны отвечать следующим основным требованиям:
– каждая деталь реле должна быть исправной и чистой;
– все неподвижные элементы реле должны быть надежно закреплены, чтобы не допустить их самопроизвольного перемещения; винты и гайки должны быть затянуты;
– между подвижными и неподвижными элементами реле должен существовать зазор; перемещение подвижных элементов должно происходить с минимальным трением.
При ревизии реле необходимо дополнительно проверить:
– не задевает ли якорь за полюса магнитопровода при поворачивании якоря рукой;
– надежность крепления указателя шкалы;
– наличие продольного и поперечного люфта в подвижной системе реле;
– исправность подпятников;
– состояние и регулировку контактов.
При разборке реле необходимо снять шкалу, вывернув два винта, крепящие ее к алюминиевой стойке. Затем отсоединить монтажные провода, идущие от неподвижных контактов и обмотки к зажимам на цоколе реле.
Вывернув винт, крепящий пластмассовую колодку неподвижных контактов к алюминиевой стойке, можно снять колодку, подав ее вверх на себя (при горизонтальном положении цоколя). Левый упор начального положения якоря снимается после отвертывания винта, которым крепится планка упора к алюминиевой стойке. После этого следует отвернуть два винта (снизу под шкалой), крепящие фасонную планку к алюминиевой стойке, и снять планку с укрепленными на ней указателем шкалы и регулировочной головкой.
Ослабив винт, крепящий верхний подпятник, его можно вынуть пинцетом из отверстия в алюминиевой стойке. Аккуратно снять якорь с пружиной, выводя его влево. Ослабив соответствующий стопорный винт, нужно вынуть пинцетом нижний подпятник.
Чтобы снять магнитопровод с обмотками, следует отвернуть три винта, крепящие его к алюминиевой стойке.
Сборка и механическая регулировка реле. Верхний подпятник реле опорный, нижний — направляющий. Подпятник реле представляет собой латунный цилиндрик с запрессованной в него стальной шпилькой. Рабочей поверхностью верхнего подпятника является сферический конец шпильки, рабочей поверхностью нижнего подпятника — боковая поверхность. При осмотре подпятников следует обращать внимание на состояние их рабочих поверхностей — они должны быть чистыми, полированными, без выбоин и вмятин.
На верхний подпятник опирается своей пятой якорь. В этой пяте засверлено отверстие под подпятник. Плоскость бронзовой подкладки пяты опирается на сферическую поверхность стальной шпильки подпятника. Отверстие пяты должно быть чистым, без заусенцев. В нижней части якоря (в его планке) имеется отверстие, в которое проходит шпилька нижнего подпятника.
Якорь следует установить, продев в отверстие его нижней части шпильку нижнего подпятника. После этого нужно поставить на место верхний подпятник. Подпятниками сначала следует отрегулировать симметричное расположение якоря относительно полюсов магнитопровода, а затем продольный люфт, который должен быть в пределах 0,2—0,3 мм.
Начальное и конечное положение якоря нужно отрегулировать упорными винтами. При начальном положении якоря край его лепестка должен совпадать с краем магнитопровода, угол поворота якоря составляет 10—15°.
Упорные винты ввертывать (вывертывать) следует осторожно, чтобы отверткой не задеть пружинящую бронзовую планку, стопорящую эти винты. В противном случае планка может деформироваться и потерять пружинящее свойство.
Зазор между полкой якоря и полюсами магнитопровода при втянутом якоре должен быть одинаковым и равным 0,6 мм. Зазор регулируется перемещением магнитопровода за счет овальных отверстий под винты в теле магнитопровода.
С внутренней стороны фасонной планки укреплен фасонный винт регулировочной головки, в прорезь которого заведен внутренний конец пружины. С наружной стороны фасонной планки проложена пружинящая шайба и закреплен указатель шкалы. Чтобы отрегулировать необходимую затяжку возвратной пружины, следует пользоваться двумя плоскими гаечными ключами, поворачивая одним из них на нужный угол фасонную гайку, а другим — придерживать гайку, крепящую указатель. После этого гайку, крепящую указатель, необходимо затянуть так, чтобы указатель перемещался вдоль шкалы с некоторым усилием и не мог сдвигаться самопроизвольно с заданной уставки.
Если пружина сильно деформирована, необходимо отпаять ее конец, припаянный к планке, жестко укрепленный на якоре, и выправить отдельно на столе. При установке пружины на место следует следить за тем, чтобы плоскость спирали пружины была строго горизонтальна.
Витки пружины не должны касаться друг друга или между ними должен сохраняться равномерный зазор при перемещении указателя вдоль шкалы. Это обеспечивается изгибом планки, к которой крепится внешний конец пружины. Изгиб следует делать с помощью пинцета.
Затем нужно установить на место колодку неподвижных контактов, шкалу реле и отрегулировать контакты. Перед регулировкой серебряные поверхности контактов следует зачистить и отполировать воронилом.
Серебряный стерженек подвижного контакта должен иметь поперечный люфт 0,1—0,2 мм и поворачиваться вокруг своей оси на 5—8°. Неподвижные контакты должны находиться в одной плоскости, иметь одинаковый изгиб и замыкаться подвижным контактом одновременно. У реле с замыкающим контактом жесткие упоры контактных пружин должны касаться без давления контактных пружин или иметь зазор не более 0,1 мм.
Подвижный контакт должен подходить к поверхности неподвижного под углом 50—60°, касаться неподвижного контакта в точке, лежащей примерно на 1/3 от переднего края, и скользить по нему с небольшим трением, создавая прогиб контактной пластины на первой уставке по шкале около 0,3 мм. Совместный ход контактов должен составлять 0,7— 1,0 мм. При повороте подвижной системы реле до упора мостик не должен доходить на 1/3 до конца серебряных пластин неподвижных контактов. Указанная регулировка достигается подгибанием пластин неподвижных контактов, перемещением в небольших пределах колодки этих контактов, а также конечным положением якоря.
Для создания надежного размыкающего контакта при отсутствии тока в обмотке реле и положении указателя на первой уставке по шкале прогиб неподвижных контактов должен быть не менее 0,3 мм, а зазор между якорем и левым упорным винтом 0,1—0,2 мм. Суммарный зазор (на два разрыва) между неподвижными и подвижными контактами (в разомкнутом состоянии) должен быть 2—2,5 мм.
Затяжку пружины следует предварительно отрегулировать при положении указателя на первой уставке по шкале; угол затяжки должен составлять примерно 30°. Для изменения затяжки пружины необходимо ослабить гайку, крепящую указатель, и плоским гаечным ключом повернуть на нужный угол шайбу, расположенную под гайкой с прорезью, придерживая одновременно контрящую гайку. После этого контрящую гайку затянуть.
Изменение затяжки пружины в реле рассматриваемого типа производить неудобно, поэтому для упрощения этой операции следует прорезать шлиц под отвертку в нижнем торце винта.

diplomka.net

1. Технические характеристики максимального реле тока рт-81, рт-82

ВВедение

Индукционные реле тока РТ-80, ранее именовавшиеся ИТ-80, существуют почти 60 лет. За эти годы их конструкция не подвергалась существенным изменениям. Реле применяются в сетях 6-35 кВ для защиты питающих и распределительных линий, а также для защиты трансформаторов. Защита двигателей напряжением выше 1 кВ до недавнего времени в большинстве случаев выполнялась с помощью индукционных реле. Несмотря на начавшееся внедрение статических реле, индукционным реле предстоит еще немало времени находиться в эксплуатации.  Что же обусловило столь длительное и широкое применение реле этого типа? Прежде всего – обратная зависимость времени срабатывания от тока. Такой же характер зависимости существует у предохранителей и расцепителей автоматических выключателей, которые обычно являются предыдущими защитами, т.е. расположенными дальше от источника питания. Это позволяет выполнить селективную защиту, имеющую достаточную чувствительность. В дополнение к индукционному элементу реле снабжено электромагнитным элементом – мгновенно действующей отсечкой.  Реле имеют типоисполнения, предназначенные для применения в устройствах защит как на постоянном, так и на переменном оперативном токе, причем его контакты непосредственно управляют электромагнитом отключения.  Таким образом, в реле объединены: измерительный орган, логическая часть, включающая элемент времени, исполнительный орган и сигнальный элемент. Можно считать, что оно представляет полукомплект либо полный комплект двухступенчатой максимальной токовой защиты.  Постоянное вращение диска при наличии нагрузки позволяет контролировать исправность реле и токовых цепей защиты. В то же время этот фактор вызывает ускоренный износ опорных узлов, что является определенным недостатком. К числу недостатков следует отнести также отсутствие контактного выхода у сигнального элемента (флажка).  Некоторые затруднения в эксплуатации вызывают сложная кинематика реле, необходимость согласования характеристик и проведения дополнительных расчетов, регулировка сравнительно большого числа электрических параметров. Часто персонал, не умеющий преодолеть эти затруднения, прибегает к выводу из работы индукционного элемента, используя только отсечку. Это совершенно недопустимо. Надо помнить, что в распределительных сетях последствием неправильной работы защиты, будь то отказ или излишнее срабатывание, является длительное (исчисляемое часами) нарушение электроснабжения. 

Существует 12 модификаций реле серии РТ-80. Каждая из них выпускается в двух исполнениях: для выступающего монтажа с передним и задним присоединением и для утопленного монтажа. Кроме того, реле выпускаются в различных климатических исполнениях и в зависимости от условий работы – по категориям.  В обозначении реле цифра за дробной чертой указывает на диапазон уставок по току: 1 – диапазон уставок 4 – 10 А со ступенью 1 А; 2 – диапазон уставок 2 – 5 А со ступенью 0,5 А.  Реле типов РТ-81 – РТ-84 предназначены для объектов, имеющих источник постоянного или выпрямленного оперативного напряжения (аккумуляторная батарея, блоки питания). Эти реле снабжены замыкающими контактами нормального исполнения, способными включать при замыкании ток до 5 А при напряжении до 250 В. Такая коммутационная способность достаточна для непосредственного замыкания цепи отключения выключателя. Однако размыкание цепи должно производиться вспомогательным контактом выключателя.  Реле типов РТ-81/1 и РТ-81/2 предназначены для защиты питающих и распределительных линий в сетях 6-35 кВ, а также для защиты трансформаторов. Реле имеют четырехзаходный червяк, которому соответствует шкала уставок по времени 0,5 – 4 с в независимой части характеристики.  Реле типов РТ-82/1 и РТ-82/2 предназначены для защиты электродвигателей от междуфазных и витковых замыканий с действием без выдержки времени на отключение (отсечка) и для защиты от перегрузки, действующей с выдержкой времени также на отключение. В отличие от реле РТ-81 они имеют однозаходный червяк и соответственную шкалу уставок по времени 2 – 16 с в независимой части характеристики.  Реле типов РТ-83/1 и РТ-83/2 предназначены для защиты линий и трансформаторов, причем защита от междуфазных КЗ (отсечка) действует на отключение, а защита от перегрузки – с выдержкой времени на сигнал. Конструктивная особенность этих реле заключается в отсутствии механической связи между индукционным и электромагнитным элементами, т. е. в отсутствии толкателя. Сигнальные контакты, имеющиеся в реле, управляются хвостовиком зубчатого сектора, замыкаясь при его подъеме. Таким образом, электромагнитный элемент воздействует на главные контакты и сигнальный флажок, а индукционный – на сигнальные контакты. Замыкающие сигнальные контакты способны замыкать и размыкать цепь постоянного или выпрямленного тока до 0,2 А или переменного тока до 1 А при напряжении до 250 В. Так как часть хода зубчатого сектора тратится на перемещение сигнального контакта, шкала выдержек времени сокращена на одну минимальную уставку.  Аналогичную конструкцию контактной системы имеют реле типов РТ-84/1 и РТ-84/2. С их помощью выполняется защита электродвигателей от междуфазных и витковых замыканий (отсечка) с действием на отключение, а от перегрузки – с действием на сигнал или технологическую разгрузку. Реле имеют пределы уставок по времени 4-16 с в независимой части характеристики.  Реле типов РТ-85, РТ-86 используются в устройствах защиты на переменном оперативном токе. Они оснащены контактами усиленной мощности, конструкция которых описана в §2. Эти контакты способны шунтировать и дешунтировать управляемую цепь при токах до 150 А, если ее полное сопротивление не более  4 Ом при токе 4 А и не более 1,5 Ом при токе 50 А (напомним, что сопротивление катушки с сердечником падает при возрастании тока из-за насыщения железа).  Реле типов РТ-86/1 и РТ-86/2, предназначенные для защиты электродвигателей, имеют контакты усиленной мощности, управляемые только якорем отсечки, и сигнальные контакты, управляемые индукционным элементом. В этом они аналогичны реле РТ-84 и имеют такую же шкалу уставок.  Номинальные данные, уставки и схемы внутренних соединений реле серии РТ-80 приведены в табл. 1 и на рис. 10, а обмоточные данные – в табл. 2. Потребляемая мощность реле при токе уставки – е более 10 В-А. После срабатывания отсечки потребляемая мощность увеличивается на 15%. Коэффициент возврата реле (индукционного элемента) – не менее 0,8. Переход времятоковой характеристики в независимую часть происходит при 8-10-кратном токе

Индукционные реле основаны на взаимодействии между индуцированным в каком-то проводнике током и переменным магнитным потоком. Поэтому они применяются только на переменном токе как реле защиты энергосистем. Как правило, это вторичное реле косвенного действия.

Существующие типы индукционных реле можно разделить на три группы: реле с рамкой, реле с диском, реле со стаканом.

В индукционных реле с рамкой (рис. 1, а) один из потоков (Ф2) индуцирует ток в короткозамкнутой обмотке, помещенной в виде рамки в поле второго потока (Ф1), сдвинутого по фазе. Реле имеют высокую чувствительность и наибольшее быстродействие по сравнению с другими индукционными реле. Недостатком их является малый вращающий момент.

Индукционные реле с диском широко распространены. Схема простейшего реле такого типа (с короткозамкнутым витком К и диском) приведена на рис. 1, б. Реле имеют сравнительно простую конструкцию и достаточно большой вращающий подвижной части.

Индукционные реле со стаканом (рис. 1, в) имеют подвижную часть в виде стакана, вращающегося в магнитном поле двух потоков четырехполюсной магнитной системы. Потоки Ф1 и Ф2 расположены в пространстве под углом 90°, а по времени сдвинуты на угол γ.

Внутри стакана 5 проходит стальной цилиндр 1 для уменьшения магнитного сопротивления. Реле со стаканом сложнее реле с диском, но позволяет получить время срабатывания до 0,02 с. Это существенное достоинство обеспечило им широкое применение. 

Рис. 1. Схема устройства индукционных реле: а – с рамкой, б – с диском, в – со стаканом: 1 – стальной цилиндр, 2 – спиральная противодействующая пружина, 3 – подшипники, 4 – вспомогательные контакты, 5 – алюминиевый стакан, 6 – ось, 7, 9 – группы катушек, 8 – ярмо, 10 – 13 – полюсы

Четырехполюсная магнитная система позволяет без существенных изменений получать разнообразные по назначению реле и унифицировать их производство. Например, если на полюсах 11 и 13 разместить токовые катушки 9, а на ярме – катушки напряжения 7, то они создадут соответственно потоки Ф1 и Ф2, пропорциональные току и напряжению.

Взаимодействие этих потоков с индуцированными в стакане 5 токами создаст в последнем вращающий момент М = k1Ф1Ф2 sin γ = k2IUcos φ, т. е. получим реле мощности.

При этой же конструкции можно получить реле частоты, если на полюсах 11 и 13 расположить катушки напряжения 9 и соединить их последовательно с резистором, а катушки 7 соединить последовательно с конденсатором. Если оба контура (индуктивно-активный и индуктивно-емкостный) подключить на одно напряжение, то создаваемый в стакане 5 момент будет равен М = k3fФ1Ф2 sin γ, где f – частота тока.

Индуктивности катушек, емкость и сопротивление подбираются так, что при заданной уставке по частоте потоки совпадают по фазе, т. е. угол равен нулю. При изменении частоты потоки не совпадут по фазе, а знак угла их сдвига будет зависеть от характера изменения частоты. При повышении или понижении частоты происходит поворот стакана в ту или иную сторону и замыкание (размыкание) тех или иных контактов.

Аналогично различными комбинациями катушек на сердечниках можно получить и другие по назначению реле. 

Комбинированные токовые реле

Комбинированное реле тока имеет индукционный воспринимающий элемент, который действует с выдержкой времени, зависящей от тока, и электромагнитный воспринимающий элемент мгновенного действия (отсечка), срабатывающий при высоких значениях тока.

Индукционные реле максимального тока РТ80

Индукционное реле серии РТ-80 имеет индукционный и электромагнитный релейные элементы (рис. 2). Индукционный элемент состоит из электромагнита 14 с короткозамкнутыми витками 16 и диска 6, ось которого находится в подшипниках 8, установленных на рамке 4.

Рамка поворачивается на осях 3 и пружиной 2 удерживается в крайнем положении, т.е. пружиной к упору 1. На ось диска насажен червяк 18. В исходном положении рамки сегмент 7, имеющий червячные зубья, не находится в зацеплении с червяком и контакты 9 реле разомкнуты.

Когда по обмотке реле протекает ток Iр >Iсрр, диск медленно начинает вращаться под действием электромагнитного момента, создаваемого током реле. Рамка поворачивается, червяк входит в зацепление с зубьями сегмента и начинает постепенно подниматься, преодолевая усилие пружины 17, и специальной планкой 10 замыкает контакты реле. Время срабатывания реле регулируется начальным положением зубчатого сегмента при помощи винта, укрепленного на шкале времени. 

Рис. 2. Индукционное реле максимального тока серии РТ- 80

Чем больше сила тока Iр в обмотке электромагнита, тем быстрее будет вращаться диск и тем меньше будет выдержка времени срабатывания контактов. Ток срабатывания индукционного элемента Iсрр регулируется при изменении количества витков обмотки (при перестановке контактного витка 13 на контактной колодке), Iсрр >(2 – 10) А, время срабатывания 0,5 – 16 с.

Реле максимального тока РТ81, РТ82, РТ83, РТ84, РТ85, РТ86 применяются для защиты электрических машин, трансформаторов и линий передачи при коротких замыканиях и перегрузках.

Реле типов РТ83, РТ84, РТ86 применяются в тех случаях, когда требуется сигнализация о перегрузках.

Реле типов РТ81, РТ82 имеют один главный замыкающий контакт, действующий мгновенно при токах короткого замыкания и с выдержкой времени при перегрузках в защищаемых электроустановках. Перестановкой деталей замыкающий контакт превращается в размыкающий контакт.

Реле типов РТ83, РТ84 имеют один главный замыкающий контакт, действующий мгновенно при токах короткого замыкания и один замыкающий сигнальный контакт, работающий с выдержкой времени при перегрузках.

Реле типов РТ85, РТ86, предназначенные для работы на оперативном переменном токе, имеют усиленные замыкающий и размыкающий контакты с общей точкой, причем реле типа РТ86, кроме главных контактов, имеют замыкающий сигнальный контакт, аналогично реле типа РТ84. Усиленные замыкающий и размыкающий контакты в реле типа РТ85 могут действовать как мгновенно, так и с выдержкой времени. В реле типа РТ86 эти контакты могут действовать только мгновенно.

Индукционные реле максимального тока РТ90

Реле максимального тока РТ91, РТ95 применяются для защиты электрических установок при перегрузках и коротких замыканиях.

Реле выполнены на основе реле серии РТ80 и отличаются от них характеристикой зависимости выдержки времени от тока.

Реле РТ91 имеют один главный замыкающий контакт, действующий мгновенно при токах короткого замыкания и с выдержкой времени при перегрузках в защищаемых электроустановках.

Реле РТ95 имеет усиленные замыкающий и размыкающий контакты с общей точкой и предназначено для работы на оперативном переменном токе. Усиленные замыкающий и размыкающий контакты в реле типа РТ95 могут действовать как мгновенно, так и с выдержкой времени.

Реле применяются для защиты электрических установок при перегрузках и коротких замыканиях.

Реле являются комбинированными и состоят из двух элементов: индукционного с диском, создающего выдержку времени, и электро­магнитного мгновенного действия создающего «отсечку» при боль­ших значениях тока короткого замыкания.

Реле исполняются для цепей переменного тока частотой 50— 60 гц.

Пределы уставок реле приведены в табл. 1.

Таблица 1

Пределы уставок реле

Тип

Iн, А

Индукционный элемент

Электромагнитный элемент

Iср, А

время срабатывания*, сек

Iср.отс Iср.инд.эл

РТ 81/1 РТ 81/1у**

10

4; 5; 6; 7; 8; 9; 10

0,5; 1; 2; 3; 4

2-8

РТ 81/2 РТ 81/2у

5

2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5

0,5; 1; 2; 3; 4

2-8

РТ 82/1 РТ 82/1у

10

4; 5; 6; 7; 8; 9; 10

2; 4; 8; 12; 16

2-8

РТ 82/2 РТ 82/2у

5

2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5

2; 4; 8; 12; 16

2-8

* – При токе в реле, равном 10 Iср  ** Буквой «у» обозначаются реле утопленного монтажа

Уставки тока отсечки регулируются до 16-кратной величины, однако при кратностях, больших 8, наблюдаются увеличенные разбросы токов срабатывания.

Разброс времени срабатывания (определение разброса см. реле РТ 40/Ф) индукционного элемента при полуторакратном токе устав­ки не более 1 сек для реле РТ 81 и 2 сек для реле РТ 82.

Отклонение величины Iср электромагнитного элемента («отсеч­ки») при уставке на Iср  индукционного элемента 4 а для реле РТ 81/1 и РТ 82/1 и 3 а для реле РТ 81/2 и РТ 82/2 не превышает +30% от Iн электромагнитного элемента.

При переходе на уставку № 7 индукционного элемента отклоне­ние действительных кратностей Iср электромагнитного элемента от измеренных при указанных выше уставках на Iср индукционного элемента (4 а для реле РТ 81/1 и РТ 82/1 и 3 а для реле РТ 81/2 и РТ 82/2) не превосходит величин, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Отклонения действительных кратностей Iср электромагнитного элемента от измеренных при уставках 4 а (рт 81/1 и рт 82/1) и 3 а (рт 81/2 и рт 82/2) индукционного элемента

Номинальная кратность срабатывания

2

4

6

8

Отклонение действительной кратности Iср, %

+15

+40

+60

+100

Погрешности реле при разных уставках времени даны в табл. 3.

Таблица 3

Погрешность реле, сек

РТ 81, 83 и 85

РТ 82, 84 и 86

Уставка времени

Погрешность

Уставка времени

Погрешность

0,5

0,1

2*

0,5

1

0,15

4

0,5

2

0,2

8

0,6

3

0,2

12

0,75

4

0,25

16

1

* – только для реле РТ 82 и РТ 84

Инерционная ошибка реле не более 0,15 сек.

Мощность, потребляемая реле при токе, равном току уставки, не более 10 ва. Коэффициент возврата не менее 0,8.

Характеристики времени действия индукционного элемента реле даны на рис. 2 и 3.

Обмотка реле длительно выдерживает 1,1 Iн.

Рис. 2. Характеристики времени действия индукционного элемента реле РТ 81/1, 83/1 и 85/1.  Уставки на время срабатывания: 1 — 0,5 сек; 2—1,0 сек; 3 — 2,0 сек; 4— 3,0 сек; 5 — 4,0 сек.

Рис. 3. Характеристики времени действия индукционного элемента реле РТ 82/1, 84/1 и 86/1.  Уставки на время срабатывания: 1—2,0 сек; 2 — 4,0 сек; 3 — 8,0 сек; 4 — 12,0 сек; 5 — 16,0 сек.

 

Обмоточные данные реле для исполнения 50 гц приведены в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

studfiles.net

Реле максимального тока с зависимой выдержкой времени РТ 80, РТ 90

Тип релеИсполнение контактов
РТ-81, РТ-82, РТ-91Один замыкающий или размыкающий ( при перестановке элементов) контакт
РТ-83, РТ-84Один замыкающий или размыкающий ( при перестановке элементов) главный контакт и один замыкающий сигнальный контакт
РТ-85, РТ-95Один переключающий контакт без разрыва цепи
РТ-86Один переключающий главный контакт без разрыва цепи и один замыкающий сигнальный контакт
Ток замыкания замыкающих контактов реле типов РТ-81, РТ-82, РТ-91 и главных замыкающих контактов РТ-83, РТ-84 при напряжении от 24 до 250 V постоянного и переменного тока (но размыкание цепи должно осуществляться другими контактами, например, контактами на валу выключателя), А5
Ток размыкания размыкающих контактов реле типов РТ-81, РТ-82, РТ-91 и главных размыкающих контактов реле типов РТ-83, РТ-84 при напряжении от 24 до 250 V, А: 
– переменного тока2
– постоянного тока0,5
Шунтирование и дешунтирование управляемой цепи (если управляемая цепь питается от трансформатора тока и ее импеданс при токе 4 А не более 4 Ом, а при токе 50 А – не более 1,5 Ом) 
– контактами реле типов РТ-81, РТ-82, РТ-83, РТ-84, РТ-91 при токах, А, не более50
– контактами реле типов РТ-85, РТ-86, РТ-95 при токах, А, не более150
Ток замыкания и размыкания замыкающих сигнальных контактов реле типов РТ-83, РТ-84, РТ-86 при напряжении от 24 до 250 V, А: – переменного тока – постоянного тока

1

0,2

Коэффициент возврата, не менее0,8
Потребляемая мощность при токе, равном току уставки реле, VA, не более – реле серии РТ-80 – реле серии РТ-90

10

30

Коммутационная износостойкость, циклов ВО – для реле типов РТ-81, РТ-82, РТ-83, РТ-84, РТ-91, РТ-86 (сигнальный контакт)630
– для реле типов РТ-85, РТ-86, РТ-95 (переключающие без разрыва цепи)60
Механическая износостойкость, циклов ВО – для реле типов РТ-81, РТ-82, РТ-83, РТ-84, РТ-911250
– для реле типов РТ-85, РТ-86, РТ-95630
Конструктивное исполнение по способу присоединения внешних проводников: переднее или заднее (винтом или шпилькой)
Габаритные размеры , mm, не более245х149х155
Масса , kg, не более2,9

www.cheaz.ru

Назначение, устройство, принцип работы реле тока РТ-40

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7Следующая ⇒

Максимальные реле тока РТ40 предназначены для использования в схемах релейной защиты и автоматики. Эти реле реагируют на повышение тока в контролируемой цепи и являются реле косвенного действия. Конструкция реле максимального тока РТ40 показана ни рис. 1.

Реле состоит из следующих основных элементов: П – образного стального сердечника 1 с установленными на нем катушками тока 2, подвижной системы, состоящей из якоря 3, подвижного контакта 5 и гасителя колебаний (вибрации) 22, алюминиевой стойки 23, упоров левого 6 и правого (на рис. 2.4, а не показан), изоляционной колодки 9 с расположенными на ней двумя парами неподвижных контактов (рис. 1, б) 7 и 8, регулировочного узла (рис. 1, в), состоящего из пружинодержателя 10, фасонного винта 11 с насаженной на него разрезной шестигранной втулкой 12, противодействующей спиральной пружины 14 и пружинящей шайбы 18, шкалы уставок 13 и указателя уставки 14, контактный узел (рис.1, г), состоящий из неподвижного пружинящего контакта 19, на одном из концов которого приварена серебряная полоска, переднего упора 20 и заднего гибкого упора 21.

 

 

Рис. 1.

 

Рис. 1. Электромагнитное реле максимального тока серии РТ40: а – конструкция реле, б – изоляционная колодка с неподвижными контактами, в – регулировочный узел, г – контактный узел.

Реле тока РТ40 смонтировано в корпусе, состоящем из пластмассового цоколя и кожуха из прозрачного материала. Для снижения потерь в стали, возникающих из-за вихревых токов, сердечник набирается из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга.

Когда электромагнитная сила реле превышает механическую силу пружины, якорь притягивается к электромагниту. При этом подвижный контактный мост замыкает одну пару неподвижных контактов и размыкает вторую пару.

Реле предназначено для крепления в вертикальной плоскости, отклонение от вертикального положения из-за неуравновешенности подвижной системы реле приводит к дополнительной погрешности.

С осью якоря связан гаситель вибрации 22 (гаситель колебаний) в виде тороида, заполненного кварцевым песком. При любом ускорении якоря и связанной с ним подвижной системы часть кинетической энергии тратится на преодоление сил трения между песчинками. С помощью гасителя вибрации уменьшаются вибрации как всей подвижной системы, так и контактов при их включении.

Ток срабатывания регулируется за счет изменения натяга спиральной противодействующей пружины 4, которая прикреплена к якорю с помощью хвостовика 16. Натяг пружины фиксируется указателем 14.

Обмотка реле 2 разбита на две секции, которые при необходимости могут быть соединены последовательно или параллельно.

Уставка срабатывания реле серии РТ40 плавно регулируется натяжением пружины и ступенчато – переключением катушек обмотки с последовательной схемы на параллельную.

При переключении последовательного соединения секций обмоток на параллельное ток срабатывания увеличивается в два раза. Шкала уставок отградуирована для последовательного соединения секций катушек.

Реле выпускаются на токи от 0,1 до 200 А. Пределы уставок токов срабатывания реле при последовательном соединении катушек составляют 0,1 – 100 А, при параллельном соединении — 0,2 – 200 А.

Время срабатывния не более 0,1 с при токе 1,2Iсраб и не более 0,03 с при 3Iсраб. Время возврата – не более 0,035 с. Масса реле не более 3,5 кг. Потребляемая мощность зависит от исполнения реле.

Контакты реле предназначены для коммутации в цепи постоянного тока мощностью 60 Вт, в цепи переменного тока нагрузки мощностью 300 ВА при напряжении от 24 до 250 В и токе до 2 А.

В тех случаях, когда через реле может длительно протекать ток, многократно превышающий уставку срабатывания, применяют реле РТ40/1Д, в котором обмотка реле включается в контролируемую цепь через промежуточный трансформатор и выпрями тельный мост, смонтированные в общем корпусе. При опасных по термической стойкости токах сердечник трансформатора насыщается. Вследствие этого ток в обмотке реле остается неизменным, хотя в первичной обмотке трансформатора ток может продолжать расти.

В качестве органа, реагирующего на повышение тока в контролируемой цепи сверх допустимой величины при отстройке от внешних гармоник тока применяют реле РТ40Ф. В практике отклонение формы кривой переменного тока от синусоидальной может происходить как из-за искажения формы кривой э.д.с. генераторов, так и из-за наличия в цепях переменного тока нелинейных элементов. В реле РТ40Ф содержится специальный фильтр, не пропускающий в обмотку реле ток третьей и кратных ей гармоник. Фильтр подключен к вторичной обмотке промежуточного транс форматора.

На базе реле серии РТ40 выпускаются реле напряжения серии РН50. Конструктивно реле напряжения серии РН50 отличается от реле тока РТ40 тем, что в их конструкции отсутствует гаситель вибрации и другая схема включения обмоток. Сечение витков обмотки реле напряжения РН50 меньше чем у РТ40, т.к. реле РН50 включается параллельно контролируемой цепи и постоянно находится под напряжением, а реле тока – последовательно. Число витков одной катушки реле тока находится в пределах от единиц до сотен, а реле напряжения – от тысяч до нескольких тысяч.

 

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *