Юч что такое: Юч коммишенс – что это? Как продать юч? – l u v

alexxlab | 02.03.1985 | 0 | Разное

Содержание

DTS:X — что это за формат пространственного звучания?. Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X

DTS, DTS Neo:6, DTS-ES, DTS-HD, наконец, DTS:X – в поколениях форматов окружающего звучания компании DTS несложно запутаться, а если добавить в компанию DTS Virtual:X, DTS Neural: X и DTS Play-Fi, то задача ещё более усложнится. Помочь не заблудиться в таком лесу терминов поможет эта статья.

Самым мощным локомотивом технического прогресса является конкуренция. Среди топовых игроков рынка в какой-либо сфере всегда находится пара (иногда больше), претендующих на безоговорочное лидерство – и их схватка становится мощнейшим катализатором прогресса. Благодаря противоборству сверхдержав СССР и США в 50-е – 70-е годы прошлого века человечество вышло в космос, за какие-то четверть века пройдя путь от экспериментальных полетов с животными на борту до выхода человека в открытый космос, многомесячной работы космонавтов на орбитальной станции, пилотируемого полета на Луну и беспилотного исследования соседей по Солнечной системе.

Спускаясь с небес на Землю можно найти массу аналогичных примеров, пусть и не столь масштабных, но определяющих нашу повседневную жизнь в гораздо большей степени. Intel vs Motorola (процессоры), Canon vs Nikon (фототехника), Apple vs Microsoft (операционные системы для рабочих станций), Apple vs Google (операционные системы для мобильных гаджетов), HP vs Epson (принтеры), JVC vs Sony (проекторы для домашнего кинотеатра), Samsung vs LG (телевизоры) – перечисление можно продолжать бесконечно. И в этот же ряд можно поставить конкуренцию компаний Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS) в области форматов окружающего звучания, благодаря которой мы имеем сегодня впечатляющее звуковое сопровождение кинофильмов в больших кинозалах и прямо у нас дома.

1. Что было до DTS:X?

Обмен «любезностями» начался с появлением цифрового многоканального формата Dolby Digital, пришедшего на смену матричному аналоговому Dolby ProLogic. Компания Digital Theater System в ответ предложила формат DTS.

Как и конкурент, формат поддерживал конфигурацию системы окружающего звучания 5.1 (позже 7.1 – DTS-ES) с шестью или восемью дискретными каналами, кодируемыми со сжатием с потерями. Запуская альтернативу, компания DTS должна была предложить нечто, чего не было у конкурента – и таким преимуществом стала поддержка более высокого битрейта. В формате DTS цифровой поток мог достигать 1 536 кбит/с, в то время как Dolby Digital на старте поддерживал лишь 448 кбит/с (в варианте для дисков Blu-ray этот параметр возрос до 640 кбит/с). Кроме того, DTS использовал более эффективные алгоритмы сжатия звуковой информации. В результате формат DTS в то время смог предложить более качественное звучание, хотя и требовал для хранения больше места на дисках.

С появлением дисков Blu-ray, отличающихся кратно большей ёмкостью, компании Dolby Digital и DTS предлагают новые форматы окружающего звучания Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно, отличающиеся использованием для компрессии аудиоинформации алгоритмов сжатия без потерь (lossless).

Отличия по сути схожи с преимуществами DTS относительно Dolby Digital – если Dolby TrueHD поддерживает битрейт до 18 Мбит/сек, то DTS-HD Master Audio предлагает максимальный битрейт, достигающий 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обратно совместимы с Dolby Digital и DTS соответственно. То есть, если компоненты вашей системы не поддерживают новые форматы саундтреков, то они смогут использовать так называемое «ядро» дорожки, закодированное в Dolby Digital и DTS соответственно с обычными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.

2. Что такое DTS:X?

Пионером в области 3D-звука стала компания Auro Technologies, предложившая формат Auro 3D, в котором был реализован объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля с использованием верхних каналов в системе окружающего звучания. Основная идея заключалась в том, чтобы вместо поканальной раскладки звукового полотна фиксировать положение виртуальных источников звука в пространстве, когда каждый такой источник в саундтреке сопровождается трехмерными координатами с изменениями во времени, а задача трансляции этой информации на структуру конкретной системы окружающего звучания ложится на декодирующий процессор.

В реальных реализациях таких форматов всё несколько сложнее – фактически это симбиоз поканальной раскладки, в которой закодированы фоновые шумы, и метаданных о положении виртуальных источников звука.

Новая технология 3D-звука не получила широкого распространения, пока не подключились гранды индустрии – Dolby Labs и DTS. Первые предложили 3D-формат Dolby Atmos, вторые – DTS:X. Оба новых формата на транспортном уровне (для записи на диски Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используют существующие поканальные форматы со сжатием без потерь Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. Таким образом, реализована обратная совместимость с этими форматами, что позволяет воспроизводить дорожки в Dolby Atmos или DTS:X даже на системе, не поддерживающей новые форматы.

Чем же отличается DTS:X от Dolby Atmos? Главным отличием стало отсутствие у DTS:X конкретных требований к конфигурации системы окружающего звучания. Адаптированная для домашнего кинотеатра реализация формата Dolby Atmos теоретически поддерживает конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы вокруг зрителей, 10 колонок, смонтированных на потолке, а также один или несколько сабвуферов). Но в современных AV-процессорах или ресиверах реализуется поддержка конфигураций от 5.1.2 до 9.1.4.

В отличие от Dolby Atmos, DTS:X четко не декларирует количество и тип акустики в вашем кинозале. Подразумевается, что процессор DTS:X распределит звуковую информацию оптимальным образом, опираясь на заданную конфигурацию системы окружающего звучания. В компании DTS подчеркивают, что объектно-ориентированный подход отличается тем, что абстрагирован от конкретной конфигурации акустики. То есть, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – трифоник (2.1). Правда, здесь нужно учитывать один момент – чудеса случаются редко, и получить четко выраженную трехмерную звуковую картину на трифонике очень тяжело.

То есть, чем более сложная по структуре система окружающего звучания реализована в вашем кинозале, тем более реальной будет трехмерная звуковая картина.

3. Так, все же, сколько нужно каналов в домашнем кинотеатре для реализации поддержки DTS:X?

В этом отношении рекомендации совпадают с аналогичными советами для Dolby Atmos. Минимальная конфигурация состоит из стандартного варианта 5.1, дополненного двумя потолочными колонками для увеличения вертикального разрешения звуковой картины. Максимальный вариант – 9.1.4 с четырьмя «верхними» каналами. Напомним, что при покупке AV-процессора или ресивера стоит обратить внимание на реализацию многоканального аналогового выхода с предварительного усилителя – именно этот выход определит максимально возможную конфигурацию акустики в вашем домашнем кинозале. При этом, к примеру, если ваш AV-ресивер оснащен семью каналами усиления, но имеет выход с предусилителя 9.2.4, то при желании в будущем можно будет добавить внешний усилитель мощности с необходимым числом каналов и соответствующее количество колонок.

4. Насколько обязательно для DTS:X располагать колонки на потолке?

Действительно, во многих случаях, особенно когда инсталляция системы домашнего кинотеатра проводится в существующем интерьере, установка акустических систем на потолке крайне сложна, а подчас и вообще невозможна. Решением проблемы может стать использование специальных колонок для новых 3D-форматов, работающих на отражение звуковых волн от потолка. Такие модули обычно устанавливаются сверху фронтальной пары акустики и тыловых колонок, что значительно проще реализовать.

Кроме того, производители стали предлагать модели акустических систем со встроенными модулями «верхних» каналов. Единственный момент, который необходимо учитывать – поверхность потолка должна обладать хорошей отражающей способностью. Впрочем, это вряд ли будет проблемой – нужные свойства демонстрирует большинство используемых отделочных материалов – штукатурка, гипсокартон, дерево, фанера, и тому подобное.

Лишь бы высота потолка была не слишком большой.

5. Придется ли обновлять оснащение домашнего кинотеатра для поддержки DTS:X?

Поскольку на транспортном уровне DTS:X использует распространенный формат DTS-HD Master Audio, то заменять источник в вашей системе скорее всего не придется – он лишь должен уметь вывести на AV-ресивер или процессор по HDMI цифровой поток DTS-HD Master Audio, что способны делать практически все современные мультимедийные плееры и проигрыватели Blu-ray и UltraHD Blu-ray. Учитывая, что процесс декодирования саундтрека происходит в AV-процессоре или ресивере, эти компоненты должны поддерживать DTS:X. То есть, этот элемент системы придется заменить. Единственный момент – если ваш AV-процессор или ресивер поддерживает формат Dolby Atmos, но не поддерживает DTS:X, то, прежде чем искать им замену, стоит проверить, нет ли на сайте производителя компонента свежей системной прошивки с поддержкой DTS:X. Вполне вероятно, вас будет ждать приятный сюрприз.

Про нюансы апгрейда системы окружающего звучания было рассказано выше.

6. Что такое DTS Virtual:X и как он связан с DTS:X?

В отличие от DTS:X, DTS Virtual:X не является форматом саундтреков. По сути, это алгоритм постобработки, позволяющий с помощью DSP, с одной стороны, адаптировать саундтреки в обычных (не 3D) форматах для воспроизведения на системах окружающего звучания с потолочными каналами, увеличивая вертикальное разрешение звуковой картины. С другой стороны, эта технология позволяет эмулировать трехмерное звучание не только на обычной системе 5.1 или 7.1, лишенной «верхних» каналов, но даже в саундбарах, не оснащенных направленными вверх излучателями. Как всякая система виртуального объемного звучания, технология DTS Virtual:X для эффективной работы подразумевает установку акустики в помещении правильной формы со стенами и потолком, способными хорошо отражать звуковые волны.

Анатолий Максименко

12 сентября 2021 года

Редакция Hi-Fi. ru

Теги: Саундтрек, энциклопедия, трехмерный звук, 3D-звук, трехмерное звучание

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки • Stereo.ru

В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом — да, существенных отличий немного, но они все же есть.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.

Скриншот приложения MDA Creator

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X

Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.

AV-ресивер Denon AVR-X7200W уже поддерживает Dolby Atmos (что видно на его дисплее), а после обновления, которое выйдет этим летом, и DTS:X

Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.

Контент в формате DTS:X

Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.

Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.

Фантастическая драма «Из машины» стала первым фильмом, который на BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X

У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.

Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.

Сравнение DTS:X и Dolby Atmos

Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?

Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если Dolby советует определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики — они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.

Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека — хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.

Потолочная акустика в большом кинозале

Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование — преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X — например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.

Итог

Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто — думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.

Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.

P.S. Подробней о главном конкуренте и еще одном объектном кодеке Dolby Atmos читайте в статье Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов

Обзор набора Nevoks Feelin X Pod Kit

Сегодня мы рассмотрим новую pod-систему Feelin X от китайской компании Nevoks, способную порадовать владельца не только увеличенными картриджем и аккумулятором, но и полноценным экраном c управлением.

Спасибо компании Nevoks за предоставленное для обзора устройство