Какой споттер выбрать – Выбор споттера: плюсы и минусы

alexxlab | 15.12.2019 | 0 | Вопросы и ответы

Содержание

Выбор споттера: плюсы и минусы

23.05.2016

В каждом кузовном цеху автосервиса, как правило, есть споттер – это сварочный аппарат контактной сварки для выправления вмятин. Обращаясь к истории авторемонта, невероятно представить, как раньше обходились без споттера, работая обычным молотком и поддержками. Появление споттера значительно облегчило работу жестянщика. Выправление стальных деталей кузова стало проще и быстрее, нет необходимости в полной разборке детали, появилась возможность быстрой выправки без доступа к обратной стороне.

Как работает споттер?

Принцип работы споттера прост: благодаря наличию электрического сопротивления в месте контакта с деталью при пропускании тока в момент замыкания цепи происходит сильный разогрев и приваривание электрода из более мягкой стали к ремонтируемой детали. Далее, с помощью обратного молотка устраняют вмятину, и в заключении аккуратно отламывают электрод от точки сварки. При необходимости процедуру повторяют. Всё просто и понятно при условии, если аппарат корректно настроен, и правильно подобраны расходные электроды.

Что здесь важно?

Электрод в точке ремонта должен быть слегка зафиксирован путем приваривания и ни в коем случае не должен ввариваться или прожигать отверстие. Электрод не должен отрываться от удара обратного молотка, но при этом должен легко отламываться в любой момент. Сила тока и длительность импульса сварки рассчитываются в зависимости от  толщины стальной детали и формы электрода. Сочетание этих величин (A+t) позволяет легко, качественно и быстро выполнять сложные операции без переделок. Неправильный выбор одной из этих величин приводит к порче детали, увеличению времени и материальных ресурсов на исправление испорченного. Но иногда отдельные производители дешёвых споттеров искажают эти параметры, указывая завышенные значения (например, для трансформатора, а не для электрода). При недостаточной мощности споттера производителям ничего не остаётся, как увеличить продолжительность импульса, тем самым перегревая точку прихвата электрода.

Ещё чаще производители предлагают пользователю самому настраивать силу тока и продолжительность импульса, полагаясь на прочтение им инструкций и схем, прилагаемых к споттеру. Но, как известно, к инструкции прибегают в самый последний момент, если она вообще имеется и понятно написана.

Можно ли сделать удобный споттер с интуитивно понятным управлением, при котором отсутствие под рукой инструкции будет не так критично?
 

Вот что  для современного споттера важнее всего:

  • Небольшой вес и габариты, которые дадут необходимую манёвренность в загруженном цеху
  • Достаточная мощность и КПД, возможность подключения к однофазной сети 220В 16А, подключение к стандартным розеткам  автомастерской или гаража
  • Простой и понятный дисплей управления, исключающий ошибки оператора при настройке программ для разных электродов
  • Невысокая цена  –  требование, с которым трудно не считаться.
     

Что можно предложить?

Споттер HAMMER TT производится в Европе. Масса аппарата – не более 14 кг, а размеры не превышают размеры футбольного мяча. Благодаря полностью медной электропроводке, включая трансформатор, и качественному медному стержню обратного молотка удалось достичь максимального КПД при энергопотреблении 2,3 кВт.

HAMMER TT создан для профессионального применения в промышленных условиях и позволяет ремонтировать стальные детали кузова любой сложности. Выбор инструмента осуществляется единственным поворотным регулятором на панели управления, что значительно сокращает время и исключает ошибки, связанные с настройкой длительности импульса.

Споттер используется в автомастерских для ремонта кузова, где облицовочный металл в среднем имеет толщину: 0,6 – 0,8 – 1,0 мм. Учитывая эти значения, стало возможным создать аппарат, автоматически вычисляющий параметры сварки. Остаётся выбрать необходимый инструмент с помощью поворотного регулятора. «Синергия» значительно ускоряет и упрощает работу, исключая ошибки.

Часто задаваемый вопрос: «Хватит ли споттеру мощности для выправки порогов и стоек». Ответ: «Да, если электроды использовать по назначению». Разве выправляющие аксессуары нужно сильно вваривать? Есть специальные кольца и приспособления для увеличения усилия вытяжки до 4 тонн, которые помогут минимизировать повреждения от сварки.

Мощности аппарата достаточно для приваривания треугольников и колец током 800 – 1000 А, волнистой проволоки –  1000 – 1200 А, медным электродом – 1400 А, разогреть поверхность графитовым электродом током 2200 А и осадить выпуклости после приваривания треугольника.

Споттер не может выполнять сварку клещами, так как для сварки современных сталей требуются токи  9000 – 13000 А, которые может обеспечить только инверторный блок, а это уже совсем другие сварочные аппараты с иными технологиями.

 

 

www.redhotdot.ru

Споттер для кузовного ремонта: как собрать своими руками

Для того чтобы отрихтовать деформированную поверхность автомобиля, не прибегая к полному ремонту, используют споттер для кузовного ремонта. Принцип его работы основан на сварке сопротивлением, в процессе которой в месте контакта выделяется большое количество тепла. Аппарат сваривает детали в строго установленном месте, а выравнивание поверхности происходит за счёт обратного молотка.

При помощи этих высокотехнологичных приспособлений сваривают нержавеющую сталь, чёрные металлы, алюминий. Рихтовку споттером применяют на авторемонтных предприятиях, СТО, и автолюбители, которые выполняют кузовной ремонт самостоятельно.

Эти аппараты стоят недёшево, и поэтому многие автовладельцы предпочитают аппарат б/у. Прежде чем выбрать споттер той или иной марки, новый или б/у, следует подробнее рассмотреть особенности аппаратов разных брендов.


Вернуться к оглавлению

Лучшие аппараты, произведённые в Германии

Хорошо знаком специалистам немецкий инструмент Holex, выпускаемый компанией Хоффман. Аппаратами для точечной сварки и рихтовки кузовных конструкций автомобилей марки Holex пользуются на авторемонтных предприятиях во всём мире. Спотеры для рихтовки Holex – это качественные и надёжные многофункциональные устройства, имеющие отличную комплектацию и микропроцессорный контроль. Holex обладает разными функциями точечной сварки, в том числе и элементов из нержавейки.

Аппараты WDK – профессиональные мобильные электрические рихтовщики, простые в настройке и работе. Модель WDK 7000 предназначена для рихтовки и точечной сварки. На рынке оборудования для ремонта авто агрегат предлагается в двух вариациях:

  • 220 В – идеально подходит для выпрямления металлических поверхностей;
  • 380 В – универсальный вариант, применяется и для выравнивания неровностей, и для одностороннего точечного сваривания и пайки угольным электродом.

Элементы управления WDK 7000 выполнены из качественного пластика. Аппарат защищён от перегрева, оснащён системой автоматического охлаждения, оборудован пистолетом с кнопкой «Пуск». Время, в течении которого происходит работа сварки, контролируется как в ручном, так и в автоматическом режиме. WDK 7000 имеет плавную регулировку времени работы сварки и сварочного тока.

Немецкие аппараты наделены традиционно отличным качеством. Они прочны, изготовлены из износостойких материалов. Аппараты новые и б/у производства Германии прослужат долго и надёжно.


Вернуться к оглавлению

Продукция французской компании Gys

Хорошо известны и востребованы на отечественном рынке оборудования для ремонта транспортных средств приборы французской компании Gys, которая давно и успешно выпускает рихтовочные аппараты. Линейка продукции этой компании постоянно обновляется. Современные инструменты споттер Gyspot 2600, 3902 имеют несколько функций и используется для:

  • сварки звёзд, колец;
  • стягивания вмятин небольшого размера;
  • отделочных работ;
  • сварки волнистой проволоки для выпрямления части округлой формы.

Аппараты Gyspot 2600, 3902 служат в качестве идеального инструмента для выравнивания стали небольшой толщины. Их удобно использовать при вытяжке поверхности и правки дефектов капота, дверей, крыши авто. Аппарат 3902, как и прочие современные модификации Gyspot, прост в использовании.

Генерация сварочной точки происходит автоматически при контакте инструмента и поверхности. В ассортименте Gyspot есть также споттер по алюминию, который правит алюминиевые части кузова авто. Его легко применять даже новичкам, так как работает аппарат автоматически при помощи пистолета.

Споттер по алюминию варит болты M4, которые дают возможность, при умелом использовании, без разборки и не снимая обивку салона удалять выпуклости и вмятины. Это значительно экономит время, необходимое для ремонта авто.


Вернуться к оглавлению

Лидер среди китайских производителей споттеров

Исключительно для ремонта авто разработано и выпускается оборудование Solary. Различные модели инструментов для рихтовки транспортных средств выпускает эта китайская компания, одна из лидирующих на азиатском рынке. Продукция этой компании стоит дешевле французских и немецких брендов и при этом достаточно качественна и надёжна.

Для выравнивания повреждённых поверхностей с ограниченным доступом с внутренней стороны используется Solary – споттер для кузовного ремонта. Модель Solary A6 имеет два режима:

  • с постоянным включением, которое используется, когда ведётся работа углеродным электродом;
  • с регулируемым по времени кратковременным включением, применяется при приварке ремонтных шайб и металлического электрода.

Инструментом модели Solary A6 очень просто пользоваться благодаря его конструкции. Приварка шайб и точечная сварка металлическим электродом позволяет вытягивать поверхность, а прогрев углеродным электродом осуществляет осадку металла. Также, споттер применяется для наложения заплат на повреждённые участки кузова.

Solary A6 оборудован термодатчиком, что позволяет ему не перегреваться при работе. Благодаря этому качеству продлевается и срок эксплуатации инструмента.


Вернуться к оглавлению

Прочие известные бренды

Широко востребован споттер Deca, удобный в эксплуатации современный аппарат итальянского производства. Он имеет инновационный микропроцессор, позволяющий автоматически настраивать параметры сварки по толщине металла и в зависимости от рабочего инструмента. Автоматически происходит настройка размера и напора сварочного тока, время работы. Инструмент оснащён дисплеем, на котором отображается сила сварочного тока.

Все установленные параметры можно сохранить при помощи специальной кнопки. Компенсатор неровностей гарантирует, что работа будет проделана качественно и с высокой производительностью. Популярный на отечественном рынке споттер Пилот МТ для полноценной работы должен иметь оптимальный набор комплектующих, который состоит из:

  • зажима массового;
  • пуллера МТ с гладким штоком и тремя опорами;
  • МФУ комплекта;
  • кабеля удлинительного, проволоки;
  • рычага усиленного;
  • массы и шайб приварных;
  • обратного молотка.

На рынке оборудования по ремонту авто появился универсальный комплект для переделки дорогостоящих импортных споттеров для работы с пуллером Пилот МТ. Он состоит из кабеля длиной два с половиной метра с закреплённой на нём кнопкой «Пуск» и пуллера МТ с тремя опорами.

Если вы хотите выбрать пуллер МТ с гладким штоком и обратным молотком, то помните, что он стоит немного дороже.

Широко используются для контактной точечной сварки и рихтовки кузова авто споттеры производства украинской компании «Темп». Аппараты «Темп» 2800 доступны по цене и имеют такой набор функций:

  • регулировку длительности периода работы от 0,1 до 1,3 сек.;
  • датчик длительности рабочего цикла;
  • автоматический выключатель.

Помимо этого, «Темп» 2800 имеет регулировку силы выходного тока. Аппарат используется для приварки шайб, проволоки «змейка», шпилек. При помощи инерционного молотка устраняются вмятины на кузове транспортного средства. А также, «Темп» 2800 применяется для разогрева и отжига металла угольным электродом.

krasymavto.ru

Споттер для кузовного ремонта – инструмент для точечной сварки

На сегодняшний день точечная сварка пользуется повышенной популярностью для ремонта кузова автомобиля. Даже на производстве многие кузовные элементы соединяют такой сваркой и используют для этого споттер для кузовного ремонта. Данные устройства обладают высокой эффективностью и очень удобны в работе, а потому их востребованность в автомастерских, где производится рихтовка, вполне объяснима.

Общие понятия

Функционал споттера по достоинству оценили мастера автомастерских. Сварочный кузовной ремонт и работа споттером гораздо дешевле обходится, чем замена поврежденных элементов и покраска. Именно поэтому автовладельцы отдают предпочтения тем сервисам, где данный аппарат имеется и где специалисты умеют правильно его использовать и вообще имеют представление как работать споттером. В случае если вы пользуетесь устройством самостоятельно, то не забывайте о технике безопасности.

Профессиональные споттеры позволяют выполнять рихтовку кузова любой сложности

Безусловно при восстановлении фирмы поврежденного элемента необходима не только квалификация работающих мастеров и их опыт, но и возможности и технические характеристики самого рихтовочного споттера. Именно поэтому следует внимательно относиться и к выбору оснащенности мастерской, где производится кузовной ремонт.

Если в вопросе что такое споттер уже все понятно, то с ключевыми характеристиками устройства необходимо разобраться подробнее:

  • максимальная сила тока
  • мощность
  • набор доступных функций

Помимо этого, споттер для рихтовки авто классифицируют и по иным параметрам. В зависимости от используемого преобразователя тока различают следующие типы устройства:

  • инвентарные
  • трансформаторные

Также сварочный споттер имеет разделение по мощности, что и определяет сферу применения и возможности споттера:

  • стандартная мощность — рихтовка и исправление геометрической формы поврежденных элементов
  • повышенная мощность — точечная сварка элементов

Споттер обладает высокой эффективностью и очень удобен в работе

Стоит отметить и классификацию по методу формирования точки сварки:

  • односторонняя точечная сварка с использованием электрода
  • двусторонняя точечная сварка с применением пневматического или ручного привода

Сварочный споттер своими руками

Самостоятельно соорудить сварочный cпоттер своими руками для рихтования совсем не сложно, главное правильная схема и выполнение работы качественно, а также нужно понимать принцип работы споттера.

В сети Интернет есть подробные фото и видео сборки.

Для сборки споттера своими руками понадобятся следующие материалы:

  • автомобильный аккумулятор от 75А/ч
  • втягивающее реле
  • зарядное устройство для аккумулятора
  • медный провод сечение от 100м2
  • обратный молоток или пистолет для приварки шайб

Споттер из аккумулятора

Схема подключения своими руками выглядит следующим образом:

  1. Корпус реле соединяют с минусовой клеммой и проводом не более полутора метра длиной.
  2. На конце провода контакт для корпуса, можно использовать медный разъем для минимального значения сопротивления.
  3. Плюсовую клемму соединяют с реле при помощи болта, а вторым болтом реле прикрепляют провод от обратного молотка или пистолета.
  4. Плюсовой провод не должен быть более 2,5 м в длину, что снижает падение напряжение на кабеле.
  5. К контакту управления подводят провод от плюсовой клеммы и завершают провод кнопкой для управления аккумуляторного споттера, причем в данном случае длина провода может быть любой.

Преимущества и недостатки

Изготовление споттера своими руками имеет как достоинства, так и недостатки. К преимуществам относят следующие моменты:

  • небольшие финансовые вложения
  • возможность изготовить аппарат даже без специальных знаний
  • универсальность использования

Однако стоит отметить и недостатки такого оборудования:

  • схема не содержит временного реле
  • необходимость регулярного подзаряда
  • короткий период эксплуатации
  • коммутация контакта рабочего тока
  • невозможность регулировать силу тока и другие важные параметры


Безусловно аппарат, собранный самостоятельно, обойдется гораздо дешевле автовладельцу, однако все же стоит понимать, что профессиональный сварочный агрегат более надежнее, а споттер в руках специалиста и вовсе творит чудеса. Отметим, что и ремонт споттера, собранного самостоятельно, не всегда возможен, а значит экономия и вовсе сомнительна. Именно поэтому при недостаточном уровне знаний и умений работу по рихтовке кузова все же стоит поручить специалистам, которые умеют делать ремонт кузова и пользоваться споттером.

www.avtokrasim.ru

Споттер для кузовного ремонта: применение, виды, как пользоваться?

У многих автовладельцев случается неприятность, когда на их ненаглядном авто появляется вмятина.

Чтобы восстановить поврежденное место на автомобильном кузове, существует два варианта:

  • сдать авто в кузовной ремонт;
  • самостоятельно выровнять вмятину.

Далее расскажем о том, как своими руками выровнять вмятину на кузове авто.

Как используется споттер

Если вмятина расположена там, где выдавить металл с обратной стороны невозможно, умельцами применяется споттер. Это приспособление для точечной сварки. Электрод приваривается к поверхности металла, и за него тянут. В результате обратной деформации вмятина исчезает. Приспособление для создания тянущего усилия называется пуллером. Следовательно, чтобы самостоятельно выровнять вмятины на кузове авто, надо своими руками изготовить пуллер и споттер.

Точечная сварка происходит как результат сосредоточенного импульсного воздействия электрической энергии. Ее величина, как это известно из закона Джоуля — Ленца, пропорциональна величинам напряжения и тока. А область, которая подвергается нагреванию, определяется электродом. Следовательно, необходим источник электрической энергии, присоединенный к двум электродам. Первый электрод аналогичен занулению/заземлению и прикладывается вблизи вмятины.

Особенности конструкции электродов

Второй электрод используется в определенном месте вмятины. Именно второй электрод должен привариться, чтобы за него можно было вытягивать деформированный металл. А с первым электродом сваривания не должно происходить ни в коем случае. Таким образом, приваривая и затем вытягивая второй электрод в нескольких местах вмятины, ее постепенно сводят на нет. Чтобы получить наилучший эффект, второй электрод делается в виде заточенного карандаша.

Его прижимают вручную к поверхности вмятины. А первый электрод делают с большой поверхностью. Чтобы не прикасаться к нему и связывать этим руки, делают совмещение с постоянным магнитом. Стальная конструкция кузова притягивает магнит, и поэтому первый электрод надежно прижимается к обрабатываемой детали. Выбирая магнит, желательно остановиться на экземпляре с усилием порядка 10–15 килограммов.

Если применять более мощные постоянные магниты для первого электрода, его можно и не оторвать после завершения операции. Если используется магнит от ненужного громкоговорителя, рекомендуется опробовать его силу прилипания на какой-либо стальной конструкции. Чтобы не замучиться потом его отрывать, рекомендуем применить стальную прокладку, которую можно будет использовать как рычаг для более легкого отсоединения магнита. Для этого можно использовать любую стальную полоску подходящих размеров.

Она должна быть немного шире магнита и служить первым электродом. С одного конца полоски располагается магнит, а за другой конец надо тянуть, для того чтобы оторвать его после выполнения работ. Для улучшения контакта на место, к которому прикладывается часть этой полоски с магнитом, рекомендуется нанести токопроводящую пасту. Для удобства пользования полоской ее часть, на которой располагается магнит, надо согнуть под некоторым углом.

Оптимальная конструкция первого электрода

Тогда остальная часть полоски будет возвышаться над поверхностью, а не лежать на ней. Благодаря магниту первый электрод будет надежно удерживаться на поверхности, расположенной под любым углом к горизонту. Если проблематично найти ненужный громкоговоритель, чтобы использовать постоянный магнит из него, можно купить готовую деталь в автомагазине или на авторынке. Одна из таких моделей представлена далее на изображениях.

Первый электрод, изготовленный на основе покупного магнита Приварен болт и прикручен медный наконечник

Удобный для работы второй электрод показан далее.

       Второй электрод — пуллер

Ход работ

Как видно, непосредственно электрод расположен в центре. Конструкция пуллера кроме этого электрода включает все остальные видимые на изображении детали. Нижняя рукоятка подвижна вместе с электродом относительно прочих деталей пуллера. К рукояткам подведены два провода. Толстый черный провод присоединен к электроду. А белый тонкий — к управляющему реле. Как видно на изображении, заостренный конец электрода немного выступает за пределы нижней круглой пластины.

Она существенно улучшает распределение усилия при оттягивании электрода. Концентрация сил сосредотачивается только внутри кольца и получается более качественное восстановление вмятины. На рукоятке, которая конструктивно выполнена неподвижной, располагается кнопка включения реле. Последовательность операций, выполняемых рассматриваемым пуллером, показана далее на изображениях.

  1. Электрод прижимается к выбранному месту вмятины.
  2. Нажимается кнопка на рукоятке, реле срабатывает, ток течет через электрод и приваривает его к вмятине.
  3. Сжатием рукояток электрод оттягивается вместе с вмятиной и выравнивает это место.
  4. Затем надо переломить место сварки, чтобы отцепить электрод.
  5. Электрод прижимают к другому месту выравниваемой зоны и все повторяют сначала.
Приваривание электрода Оттягивание — выравнивание Раскачивание, обламывание и отрывание электрода

Оптимальное электропитание

Теперь, когда стали понятны манипуляции электродами, рассмотрим источник электропитания для них. По сути, споттер выполняет точечную сварку. При приваривании точечной сваркой одной и той же детали результат зависит от силы тока, текущего через деталь-электрод, и времени экспозиции. Если подходить к решению задачи со стремлением экономии времени, то надо получить от источника питания ток наибольшей силы. По эффективности и безопасности наилучшим выбором источника питания для споттера будет автомобильный аккумулятор.

Для управления подачей напряжения на контакт применяется автомобильное реле от системы запуска двигателя. Конструкция контактов этого реле обеспечивает их работоспособность при токах, которые будут в споттере. А кнопка, которой реле будет управляться, выбирается из расчета 1–3 А. Такой споттер получается наиболее простым по конструкции. При этом он не присоединен к электросети, что весьма актуально для работ, выполняемых в гараже или снаружи него.

Если работы продолжаются длительное время, рекомендуется работать с двумя трансформаторами. Пока один используется в споттере, другой в это время заряжается. Споттер с аккумулятором — это самое простое и недорогое решение вопроса. Электроды уже были продемонстрированы выше. Аккумулятор с управляющим реле показан далее на изображении.

Аккумуляторный источник питания для споттера

Весьма показательна информация о промышленных моделях споттеров. Ниже приводятся изображения некоторых из них.

Импортный споттер промышленной сборки Характеристики споттера Отечественный споттер промышленной сборки

Для полноты картины дадим цену автомобильного аккумулятора.

Цена автомобильного аккумулятора

Разница в расходах получается в 2–4 раза в пользу двух аккумуляторов. В простейшем варианте споттера можно обойтись и без второго электрода в том виде, как он представлен выше. К вмятине надо приварить ребром шайбу и затем, взявшись за нее щипцами или продев в отверстие что-либо для удобного захвата, вытягивать вмятину. При сварке можно крепить провод к шайбе скруткой. Но если это делать часто, жилы переломятся со временем. Поэтому правильнее использовать сварочный зажим.

Аккумулятор Первый электрод Шайба в качестве электрода

Далее сравним с аккумуляторным иные возможные технические решения для споттеров. Все они однозначно характеризуются более высокой опасностью эксплуатации в условиях гаража, поскольку работают от сети 220 В. Можно взять за основу трансформатор с сердечником из трансформаторной стали. Но для эффективной сварки потребуется трансформатор мощностью 5–10 кВа. А это более массивное и габаритное изделие, чем автомобильный аккумулятор.

Можно взять за основу сварочный инвертор. Но цена получится выше, чем с трансформатором. К тому же сварочные агрегаты работают на ином принципе. Они предназначены для расплавления электрода вольтовой дугой. А нужный режим короткого замыкания, который используется в точечной сварке, сварочное устройство не обеспечит. Необходимое качество сцепления деталей не получится. Придется переделывать работоспособный сварочный агрегат для уменьшения числа витков вторичной обмотки трансформатора. А затем еще изготавливать споттер в целом.

Это существенно сложнее, чем сделать аккумуляторную модель. Поэтому самодельный аккумуляторный споттер — это оптимальный вариант для автолюбителя.

Похожие статьи:

domelectrik.ru

Что такое “Споттер”?

«Споттер» – слово в наши дни весьма популярное.   Именно о нем и пойдет  речь. Но  для каждого оно значит что-то совершенно  свое. Например,  оружейники понимают его как чистый перевод с английского – «целеуказатель».  В  спорте, в частности автомобильном,   этим словом нередко называют тренера, руководителя: «споттер»  приказал мне весь второй круг держаться за  пятым номером»… 
В среде фотографов  «споттер»  – это человек, посвятивший себя съемке летательных аппаратов.
Ну, а в сфере автосервиса споттер – это особый сварочный аппарат. Именно о нем и пойдет  речь.

Еще  лет десять-пятнадцать назад хороший  рихтовщик  был для автосервиса буквально драгоценностью,  бесценным сокровищем,  обладание которым  делало сервис и известным, и привлекательным. Такой мастер не только владел отточенным чувством металла, но еще и накапливал в течение трудовой жизни собственный набор различных выколоток, поддержек, хитрых крючков и всевозможных приспособлений, с помощью которых  можно было «забираться» в скрытые полости  автомобильного кузова и выправлять  самые зловредные вмятины.  Мастера старой школы  хранили свои инструменты, как и способы работы с ними, в глубоком секрете и часто работали  в отдельном помещении, не допуская  в него любопытных.

Внедрение точечной  сварки в практику работы автомастерских  вначале вроде бы не сулило ничего неожиданного. Однако  скоро выяснилось, что  вмятину на кузове   часто гораздо проще  выправить, если  не выколачивать ее изнутри, а  тянуть снаружи, зацепившись за  какой-то крепежный элемент, приваренный  к поврежденной панели.  Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры. 

Если сказать, что они появились недавно – это будет неправда.  В разных странах  на Западе они  известны уже, пожалуй,  лет сорок. Но вот широкое распространение эти приборы получили действительно только в последние десятилетия. И связано  это, прежде всего, с внедрением цифровых технологий управления сварочным током. Ведь процесс точечного приваривания скоротечен, и потому ручному управлению почти не подвластен.

В чем особенности споттера?

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие  от последнего,  у него, как правило,  нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток.  У споттера один вывод от источника тока присоединяется  к детали, с которой работают,  то есть к  деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент.  Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением. 

Крепежным  элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае  лучше всего подходит  для выполнения задачи. Крепится элемент в  удобном  для работы пистолете – «стаддере».

Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат,  нагревается до температуры  чуть- чуть, на 10…20%,  «не дотягивающей» до температуры плавления.  В этом случае привариваемый крепежный элемент,  хорошо прижатый к панели,  достаточно  прочно присоединяется к ней  и позволяет  потом  вытягивать  вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется  скручиванием.

При этом прижимающее усилие обеспечивается  вручную. А усилие правки  может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные  обратные молотки.

Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы  максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения,  тщательно зачищают металл в месте  присоединения кабеля. И  выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.

Поскольку  споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать  компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри  аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.

Какие бывают споттеры

Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре  стали обрастать различными функциями, набирать мощность  и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова  объединяться с  братством машин контактной сварки.  Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все:  сваривать, нагревать,  ставить заплаты и  помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт  и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными»  по питанию к стационарным сетям.  Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.

Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой  бытовой розетки.  Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты  не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят»  оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для  правки вмятин на каких-нибудь современных  BMW или «японцах».

На следующей, более высокой ступени,  стоят  аппараты с  трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих  приспособлений,  уже  способны работать и  в качестве промышленных  сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь,  и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.

А на самом верху этой пирамиды находятся  современные приборы инверторного типа, позволяющие получать  и использовать ток с частотой до 2000 Гц.  Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично  расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.

В начале материала  мы уже упоминали о том, что  процесс приваривания   крепежных элементов очень скоротечен, а качество  соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того,  насколько  правильно выбран  и выдержан режим сварки.  Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий  можно лишь при наличии  электронного цифрового управления  процессом. Споттеры с таким  управлением существуют. Многие производители их так и называют:  цифровые.

Кто их производит и что покупать

Понятно,  что споттеры  выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может.    И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция…  И столь же знакомые  имена фирм: TECNA,  TELWIN,  DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE,  ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…

Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция  на российском рынке   оборудования для автосервисов более всего известна  благодаря стабильно высокому качеству при  хорошем уровне цен.  Например,  такая хорошо себя зарекомендовавшая  модель, как  Digital Car  Spotter 5500  может стоить  меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.

Но  уровень  цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень  для себя  в зависимости от толщины  своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других  критериев. Однако в любом случае следует помнить:  ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование.  Ведь  приняв решение о покупке  споттера,  станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками,  его работу сможет выполнить  любой слесарь средней квалификации.  И потому стоит ли экономить дальше? Может быть,  ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение  хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?

21 Мая 2010

reg-m.ru

Споттер своими руками: схемы и устройство

Споттер – если говорить просто, это небольшой сварочный аппарат для выравнивания вмятин на металле. Часто используется на СТО, когда нужно подрихтовать машину без демонтажа элементов корпуса автомобиля.  Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно. Споттер является разновидностью контактной сварки и отличается от неё отсутствием сварочных клещей. Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка. Однако стоимость подобного оборудования сравнима с ценой полноценных сварочных аппаратов. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции HouseChief.ru мы дадим вам все необходимые знания и рекомендации для того, чтобы вы смогли собрать споттер своими руками.

С помощью споттера можно выровнять любую вмятину

Читайте в статье

Споттер – что это такое, и можно ли сделать своими руками

Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется. Нагрев и остывание происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию.

Возьмите на заметку:

Споттер своими руками из рихтовки

Сварка от такого оборудования не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой. Технология работы следующая – после обработки с помощью обратного молотка (насадка на споттер) на поверхности металла образуются небольшие «холмики», далее на них подаётся ток, который плавит металл, создавая необходимую прочность. Готовые образцы споттеров состоят из следующих элементов:

Составляющие споттера: корпус (1), стаддер (2), кабель (3), и электрод (4)

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на споттер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток. Он выполняет роль обратного отбойника. При этом, как уже говорилось ранее, снимать крыло или дверь нет необходимости. Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Принципиальная схема работы споттера

Для того чтобы собрать споттер для рихтовки авто своими руками, необходимо разобраться в существующих схемах. Сначала поговорим о блоке питания.

Схема блока питания споттера

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста. Диоды помогают зарядить ёмкости С1. После нажатия кнопки, в нашем случае она помечена S3, конденсатор открывает тиристор V9. Тиристор расположен в диагонали моста, от которого питается первичная обмотка трансформатора Т2. Когда тиристор открыт, происходит процесс сварки, а после того, как ёмкость исчерпает свой заряд, тиристор закрывается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется переменным резистором R1. Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Схема тиристора с автостартом для споттера своими руками

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317. Как стабилизатор можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы, и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки. В случае короткой длительности сварки следует увеличить ёмкость С4.

Как сделать споттер для кузовного ремонта

Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта из отслуживших своё старых агрегатов. Рассмотрим подробно разные варианты сборки.

Какие нужны комплектующие элементы

Для того чтобы обеспечить споттеру источник тока, нам будет необходим трансформатор примерно на 1500 А, а также рабочий инструмент, которым непосредственно будет осуществляется правка. Если такого трансформатора нет, его придётся перематывать самостоятельно.

Схема устройства споттера для кузовного ремонта своими руками

Кроме трансформатора и обратного молотка (как его сделать, мы покажем чуть ниже), потребуется блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.

Выбор параметров и переделка трансформатора для споттера своими руками

Самая большая сложность в адаптации трансформатора для сварки заключается в повышении показателя выходной силы тока до 1500 Ампер. С этой целью экспериментируют с шиной, устанавливаемой вместо вторичной обмотки. Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод.

Обмотка трансформатора для споттера медным проводом

К сведению! Идеальным считается показатель сечения не менее 160 мм², при этом напряжение в шине должно равняться 6 В.

Чтобы обезопасить свой споттер от внезапного выхода из строя, а себя – от удара током, первичную и вторичную обмотку трансформатора изолируют друг от друга. Обычно для этих целей берут лакоткань или несколько слоёв бумаги, пропитанной парафином. Магнитопровод, который является основой подобного трансформатора, должен иметь рабочее сечение, составляющее не менее 400 мм², а размеры его рассчитываются с учётом размещения обмоток.

Комментарий

Андрей Винокуров

Электромонтер 5 разряда ООО “Петроком”

Задать вопрос

«Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.»

Для Ш-образного сердечника первичная обмотка трансформатора, состоящая из 200 витков, изготавливается из провода сечением 2,5 мм².

Виды конструкции магнитопроводов трансформаторов и их размеры для расчёта площади сечения

Вторичная обмотка имеет 7 витков, для которых используется провод сечением 50 мм² или шина соответствующего сечения с изоляцией. Длина выходящих концов вторичной обмотки трансформатора должна предусматривать возможность её подсоединения к выходным клеммам, а первичной – для подключения к электрической цепи аппарата. Трансформатор, который вы изготовили, желательно пропитать шеллаком.

Изготовление блока управления

Самое важное при сборке блока управления − правильно соединить перемычки для разрыва контактов первичной сети. Схемы могут быть использованы самые простые и более сложные. Мы их приводили выше.

Крепление перемычек на автомате на 12 Ампер

Обычно в блок управления заводятся провода на пусковую кнопку и переключатели быстрого старта, которые выводится на корпус. Устанавливаются кулеры, при необходимости, а также прячутся провода массы.

Выбор корпуса споттера и параметров силового провода

Корпуса для споттера могут использоваться самые разные. Кто-то берёт корпус от ПК, это удобно, так как в нём уже имеется возможность установить микросхемы и кулеры, другие делают коробки из металлических плит или даже деревянных блоков. Габариты корпуса выбираются произвольно, всё зависит от размера и количества трансформаторов и дополнительных деталей. В основании корпуса используется плита из диэлектрического материала, на которую крепятся все рабочие элементы. Основным критерием выбора становится не эстетичность конструкции, а возможность беспрепятственного доступа ко всем элементам.

Варианты самодельных корпусов для споттеров:

Очень часто встречаются корпусы из старых микроволновок, сварочных аппаратов, аккумуляторов, системных блоков. При выборе сварочного кабеля лучше отталкиваться из следующих расчётов: на 10 А максимально допустимого тока, который выдаёт споттер, должно приходиться 1 мм² сечения кабеля. Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м. Если пренебречь этими требованиями и использовать кабели большей длины, то это приведёт к значительным потерям силы сварочного тока.

Как сделать электрод

Его тоже можно сделать своими руками. Обычно используют медные прутки круглого сечения, бронзовые или медные трубки, которые очень удобно соединять с токоподводящим кабелем. Со стороны рабочей части электрода необходимо сделать прорезь, куда будет вставляться шайба для приварки. Если для изготовления электрода вы используете трубку, то её рабочий конец необходимо расплющить, и уже потом делать на нём соответствующую прорезь.

Крепление компонентов зависит от того, будет ли это стационарный прибор или переносной. При выборе второго варианта комплектующие распределяются равномерно и монтируются при помощи крепёжных элементов. С внешней стороны корпуса устанавливаются ручки для транспортировки.

Изготовление рабочего сварочного пистолета

Сварочный пистолет – основной рабочий орган споттера. Если вы планируете достаточно активно использовать прибор, то лучше купить готовый образец. Но для работ небольшого объёма вполне подойдёт самодельное устройство. В качестве основы используют монтажный клеевой пистолет или рабочую часть полуавтоматического сварочного аппарата. Мы приведём самый простой способ сборки ручки для споттера своими руками.

Причём пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки. Кстати, электрод лучше делать из меди, обычно его диаметр − 8−10 мм. Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой. Если вы планируете большой объём работ, то вам пригодятся схемы и чертежи пуллера для споттера, своими руками их сделать очень просто.

Обычно для основы берётся готовый автомат, на него наваривается конусовидная насадка. Такие образцы можно приобрести готовыми или сварить самостоятельно

Изготовление обратного молотка для споттера своими руками

В этом случае на электрод одевается тяжёлая болванка. Она и будет обратным молотком. Чаще всего для её изготовления используются металлические пруты. На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто. Предлагаем вам короткую инструкцию, как сделать обратный молоток.

ИллюстрацияОписание действия
Берём два прута: 16 и 12 мм в диаметре. Для работы нам потребуются гайки с 12 резьбой. А также несколько крупных шайб.
Свариваем металлические прутья между собой так, чтобы получился цилиндр, свободно ходящий по основанию. С нижней стороны приваривается ограничитель.
Насадки можно менять с помощью вкручивающихся болтов. Для кузовных работ используются стреловидные наконечники с острым концом.

Из чего можно сделать споттеры

Для изготовления споттера используются старые сварочные аппараты, аккумуляторы и даже отслужившие своё микроволновые печи.

Споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата

Однако чаще всего среди самодельных приборов встречается споттер из инверторного сварочного аппарата – в нём уже есть необходимая нам «начинка». Остаётся только подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет. О том, как модифицировать трансформатор, мы подробно говорили выше. Главное − правильно подготовить и очистить от пыли и ржавчины старый сварочный аппарат и все его элементы. Подробное видео, как сделать споттер из полуавтомата своими руками, смотрите здесь:

Изготовление из микроволновки – нюансы

Схема и процедура сборки споттера из микроволновки своими руками практически не отличается от предыдущих. Единственное – необходимо добиться импульсного режима работы. Для этого понадобится конденсатор большой ёмкости с системой управления. Время импульса должно быть минимальным − до 0,5 сек. В противном случае вместо контактной сварки будет отверстие в металле.

Первый этап – освобождаем самое ценное для нас, это трансформатор, разбираем его по сварочному шву. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой. Важно не повредить первичную обмотку, потому как она потребуется нам в дальнейшем.

Вот так на этом этапе выглядит ваш трансформатор

Далее толстым медным кабелем в два витка наматываем вторичную обмотку.

Выглядит это достаточно неэстетично, но эту процедуру необходимо провести

После намотки кабеля нужно произвести склейку сердечника трансформатора и основания. Для этого пользуемся обычной 2-компонентной эпоксидной смолой.

Основание выбираем деревянное. Его необходимо пропитать специальным составом

После того как смола застынет, можно проверить работоспособность сварки с помощью специального оборудования.

После этого все элементы можно укладывать в корпус

Споттер своими руками из аккумулятора – нюансы

Для исправления незначительных повреждений кузова можно изготовить устройство на основе аккумулятора. Такой аппарат удобен, так как не нужно искать возможность подключиться к розетке. Для изготовления потребуются следующие комплектующие:

  • стандартный аккумулятор на 12 В;
  • втягивающее реле, можно от стартера машины;
  • кнопка включения/отключения;
  • провода с клеммами,
  • держатель электрода.

Схема устройства споттера из аккумулятора довольна проста.

Чтобы собрать споттер своими руками из аккумулятора, подойдёт любое втягивающее реле

Порядок подключения: плюсовой провод аккумулятора накинуть на втягивающее реле. С места подцепления стартера на реле кинуть к пистолету полутораметровый кабель сечением минимум 100 мм². Одним проводом кнопка пистолета закрепляется на втягивающем реле там, где уже установлен плюсовой кабель аккумулятора. Второй провод присоединить к контакту реле, чтобы оно срабатывало. Массовый провод соединить с выпрямляемой деталью. Главное − не забыть установить электрод.

Как правильно работать самодельным аппаратом

Технология работы споттером достаточно проста. И состоит она всего из нескольких этапов.

Техника безопасности работы с самодельным споттером:

  1. Профилактический осмотр и очистка всех деталей.
  2. Правильная изоляция проводов массы. Их длина не должна превышать 2,5 м.
  3. Важно зачистить деформированную поверхность перед началом работ.
  4. Обязательно заземлить устройство.

Перед началом сборки убедитесь в том, что вы правильно прочли схему подключения, провели правильную изоляцию и надёжный крепёж всех элементов и кабелей. В противном случае вы можете получить серьёзный удар током. В завершение статьи предлагаем посмотреть видео, как сделать споттер своими руками из микроволновки:

housechief.ru

Как выбрать споттер для автосервиса

Как известно, точечная сварка приобрела широкое распространение в области кузовного ремонта автомобилей.

Многие элементы кузова еще на заводе соединяются посредством точечной сварки. Аппараты точечной сварки, которые используются для выполнения таких операций, называют споттерами. Они представляют собой эффективные и удобные в работе устройства, получившие большую востребованность в автосервисном кузовном ремонте.

Правильнее всего будет назвать споттеры неким ответвлением от традиционных аппаратов контактной точечной сварки. Свой современный вид, который сейчас является для нас привычным, они приобрели относительно недавно. За последние десятилетия данное направление получило весьма быстрое развитие. Его внедрение в область восстановления геометрии кузова автомобиля привело к образованию новых технологических процессов! Поэтому современные аппараты достаточно часто обладают не только функциями точечной сварки, но и возможностью восстанавливать геометрию элементов кузова (посредством нагрева и вытяжки различными насадками). Это и подняло интерес для автосервисов и СТО.

Функциональные возможности споттеров оценили не только мастера и владельцы автомастерских, но и их клиенты. Ремонт (точнее будет сказать — исправление геометрии) какого-либо элемента при помощи споттера обходится значительно дешевле, чем замена и покраска. Любой здравомыслящий автовладелец предпочтет тот автосервис, где ему предложат качественное восстановление поврежденного элемента, а не принудительную покупку и установку нового.

Если говорить о качестве восстановления геометрии, то здесь ситуация следующая. Помимо опыта и умения кузовщика, большое значение имеют функциональные возможности и технические характеристики используемого для работы споттера. С кадрами в нашей стране проблем нет — талантливых мастеров действительно много. Поэтому правильный выбор оборудования может иметь решающее значение, от которого будет зависеть успех и эффективность кузовного участка автосервиса. Какой же споттер лучше всего выбрать для автосервиса или СТО, и что вообще сейчас происходит на рынке сварочного оборудования данного направления? Давайте разбираться!

В магазинах профессионального автосервисного оборудования представлено достаточно много аппаратов точечной сварки с идентичными заявленными характеристиками, но различной ценовой группы. Среди них, разумеется, встречаются как хорошие споттеры, так и посредственные модели, от приобретения которых лучше воздержаться. Причем не всегда их стоимость является определяющей характеристикой. Нередко бывает, что хороший сварочный аппарат обладает умеренной стоимостью, а неудачная модель от именитого производителя, несмотря на высокую цену, окажется менее эффективной в работе.

 

Точечная сварка и рихтовка при помощи споттера — как выглядит процесс?

За точной формулировкой всех интересующих нас определений заглянем в энциклопедических словарь. Вспоминаем или запоминаем:

  • Сварка — это технологический процесс соединения твердых материалов в результате действия межатомных сил, которое происходит при местном сплавлении или совместном пластическом деформировании свариваемых деталей.
  • Электросварка — сварка, при которой свариваемые части нагреваются электрическим током. Различают электросварку дуговую и контактную.
  • Точечная контактная сварка — контактная сварка, при которой детали соединяются в отдельных точках при местной пластической деформации, вызываемой осадочным усилием и нагревом электрическим током. Электроды, подводящие ток, одновременно выполняют роль пуансонов для осадки металла в нагретой зоне, так как сварка производится на точечной машине.

Как уже было сказано, в автомобильном сегменте точечная контактная сварка может быть использована для соединения элементов кузова или для исправления их геометрии. Зачастую для таких операций целесообразнее всего использовать именно споттер. Почему? Ключевые преимущества — скорость и удобство работы, что достигается за счет упрощения процесса сварки (качество при этом не теряется).

 

Для наглядности давайте рассмотрим применение споттера на примере приварки крыши к несущему кузову авто. Навскидку, такая операция может быть выполнена двумя способами:

  • С помощью полуавтомата. При этом потребуется найти дырокол по металлу, обварить каждую точку и таким образом обработать порядка 70 отверстий. Сколько времени займет такой процесс? По самым скромным оценкам, не менее 20 часов!
  • Споттером, когда один лист будет привариваться к другому с помощью электрода. Общее время работы займет не более 2 часов, при этом операция не потребует использования большого количества разных видов инструмента.

 

Споттеры: технические характеристики, классификация видов и их особенности

К ключевым характеристикам споттеров относят:

  • Максимальную силу тока (А)
  • Мощность (кВт)
  • Набор функциональных возможностей
  • Также споттеры принято классифицировать по ряду параметров, которые позволяют разбить их на определенные группы. Вкратце ознакомимся с наиболее важными параметрами и особенностями.

 

Тип используемого в споттере преобразователя электрического тока. Различают:

  • Инверторные
  • Трансформаторные

У инверторных аппаратов точечной сварки есть свои преимущества, о них мы расскажем отдельно в специальной статье. Однако самое большое распространение получили все же трансформаторные споттеры. Они обладают проверенной годами надежной конструкцией, но при этом существенно доступнее по стоимости.

 

Далее споттеры отличаются друг от друга по мощности, которая в свою очередь определяет их назначение:

  • Споттеры стандартной мощности, как правило, предназначены только для рихтовки и исправления геометрии поврежденных элементов кузова
  • Споттеры повышенной мощности дополнительно позволяют применять их для точечной сварки элементов

Последний тип аппаратов подлежит классификации по способу формирования сварочной точки. Встречаются:

  • Споттеры с односторонней точечной сваркой, которая выполняется при помощи специального электрода.
  • Аппараты двусторонней точечной сварки, которая производится специальными клещами посредством пневматического или ручного привода.

Соответственно, для сварки листов металла небольшой толщины (от 0,5 — 1,0 мм) можно применять как одностороннюю так и двухстороннюю сварку. Выбор типа инструмента в данном случае определяется в основном удобством его использования. Двусторонняя сварка применяется для металла толщиной до 2.5 мм. Также отметим, что самые мощные и современные аппараты могут поддерживать оба типа сварки.

 

Какой все-таки споттер выбрать

Функциональные возможности аппарата точечной сварки напрямую зависят от списка поддерживаемых им режимов и технических характеристик споттера. Поэтому перед тем, как выбрать споттер, очень важно ответить для себя на два простых вопроса:

  • Для каких именно операций приобретается споттер
  • В каком режиме и насколько интенсивно оборудование будет использоваться

 

Источник: garagetools.ru

kovsh.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *